Набор прозвищ офеней-иконщиков – веское доказательство не только необъятной торговой географии. В наборе прозвищ торговцев скрывалась и особая иерархия. Н.А. Трохимовский, проживший среди офеней около года, услышал от них два прозвища: «мазыки» и «боготаскатели». «Мазыками», по его объяснению, народ называл как самих иконников, так и торговцев иконами: от сочетания «мазать иконы». (Это прозвище, кстати, любопытно показывает тесную связь мастера и торговца.) «Боготаскателями» называли тех офеней, которые занимались исключительно заказами икон в Палехе, Мстере и Холуе и их перепродажей (Трохимовский, 1866, с. 560:569). Отсюда, будучи включенными в систему «мастер – заказчик», офени-«боготаскатели» регулировали развитие иконного дела относительно разных типов благочестия. Они проникали везде и, без сомнения, были осведомлены, что, например, староверы «австрийского священства» и «преображенского согласия» почитали образы «под Новгород» и «под Москву», а староверы «Спасова согласия» и «поморцы» особо почитали образы «под северные» или «под строгановские» «письма». Иными словами, сама техника офенской торговли выступала в тесной связи с религиозной жизнью народа. Правила поведения, обычаи и арготический язык офеней-иконщиков – условие и следствие полулегального распространения суздальских икон среди староверов. В повседневной жизни офени воспринимались замкнутой кастой и выдерживали «остраненную» линию поведения. В 1843 г. «Владимирские губернские ведомости» сообщали, что в Суздальском округе «живут и отсюда расхолятся по всем краям России деятельные и ловкие промышленники, известные везде под именем офеней. Эти мелочные торговцы составляют какую-то особенную промышленную касту, имеют даже свой разговорный язык, искусственно ли составленный или сохранившийся у них от древних поколений» (ВГВ, 1843, 21). Чуть позже В.П. Безобразов отмечал, что «особый язык, которым славятся офени, придает им некоторый оттенок таинственности, загадочности и сектаторской замкнутости и весьма характеризует ту ступень коммерческого развития, к которой принадлежит офенство» (Безобразов, 1861, с. 291).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

2.3.2. Соблюдение конфессиональных принципов О существовавших и постоянно углублявшихся идеологических различиях между различными старообрядческими толками, а также об отсутствии согласия и равнодушии к общему делу свидетельствуют слова начетчика Спасова согласия Аввакума (Авакума) Анисимовича Комиссарова (Камисарова), автора восьмисотстраничного трактата «Вечная правда», возможно, наиболее обширного и всестороннего изложения идеологических и догматических основ старообрядчества после «Поморских ответов». Причины, побудившие Аввакума Комиссарова к написанию трактата, указаны в предисловии к книге. 13 декабря 1893 года в селе Грамотине Ярославской губернии, Пошехонского уезда, Софроновской волости состоялось публичное собеседование раскольников с миссионером ярославской епархии Николаем Игнатьевичем Касаткиным (Косаткиным), кстати, бывшим старовером. При собеседовании, проходившем «при многочисленном собрании слушателей», присутствовали также «окружной благочинный священник В. Алферов» и пятеро приходских священников. Касаткин задал жителям деревни восемь вопросов не только об основах организации древлеправославной церкви, но и о конкретных принципах функционирования религиозных общин спасовцев. Полемический трактат Комиссарова представляет собой развернутые ответы на эти восемь вопросов. В предисловии к своему труду Комиссаров, обращаясь непосредственно к Касаткину, объясняет причину «долговременному молчанию», перечисляет различные обстоятельства, которые помешали ему немедленно письменно ответить оппоненту. Комиссаров оправдывается отсутствием в сельской местности государственных, церковных или каких-либо публичных библиотек (какие старообрядческие книги он мог найти в этих библиотеках?!), отсутствием взаимопомощи и поддержки в старообрядческой среде, где не нашлось ни одного человека, который, располагая доводами или письменными материалами, протянул бы ему «руку помощи» [Вечная правда, Предисловие: 2]. Описания преследований раскольников Комиссаров черпает не только из своего конфессионального и личного опыта [Вечная правда: 205 и след.], но и из общедоступных опубликованных в государственной печати исследований по истории раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Статистика русского сектанства и раскола есть дело весьма темное, особенно по отношению в так называемым «более вредным» сектам (жидовствующим, духоборам, хлыстам, скопцам, штунде и т. д.). Помимо тайны, сохраняемой администрацией, тут дело затрудняется еще старанием сектантов-мистиков слыть за православных, вследствие чего не только официальные, но и секретные сведения правительства по отношению к ним должны считаться ниже действительных. По официальным данным, в 1870 г. заявлено в Европейской России всего 997600, в Азиатской – 173400 человек раскольников и сектантов, а по заграничным, выдающим себя за взятые с секретных правительственных, их было приблизительно вдесятеро больше. Ту же пропорцию можно предполагать и теперь. По нижеприводимым официальным данным отчета оберпрокурора Святейшего Синода в 1893 г. считалось всего менее 2000000 раскольников и сектантов, из которых огромное большинство падает на старообрядческие толки; а по заграничным сведениям, одних штундистов в настоящее время около 2000000. Впрочем, эти последние сведения, вероятно, преувеличенны. Вот цифры, взятые из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1892–1893 гг.: 1) Архангельская епархия. Филипповцы, даниловцы, федосеевцы, аароновцы, поморцы. 63 учителя, 36 наставниц, 8 скитов. Мужчин 4799, женщин 7480; всего 12279. 2) Астраханская епархия. Раскольников 4965, сектантов 8613, всего 13578 человек. 3) Владимирская епархия. Раскольников (преимущественно нетовцев или спасова согласия) 17000, но эта цифра ниже истинной. 4) Владикавказская епархия. Поповцев 23882, беспоповцев 1271, сектантов 8323; всего 33476. 5) Вологодская епархия. Раскольников 6767. 6) Волынская епархия. В городе Житомире до 1000 раскольников; вообще раскол и сектанство слабы и не развиваются (цифр нет). 7) Воронежская епархия. В 60 приходах 14039 чел. 8) Вятская епархия. Коренных раскольников поповцев 24488, беспоповцев 39365, уклонившихся поповцев 4856, беглоповцев 5226; всего 73935. 9) Донская епархия. Беспоповцев 21482, беглопоповцев 37649, австрийского согласия 47234, всего 106365 раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Между прочим, возбужден был вопрос о безнаказанности действий последователей раскола и сектантства по совращению православных членов своих семейств, по воспитанно своих детей, крещенных в Церкви, в духе лжеучений секты, о совращении православных несовершеннолетних путем принятия на воспитание и обучение в свои дома и приюты, о мерах помощи и покровительства со стороны духовной и гражданской власти воссоединяющимся, о безнаказанности целого ряда допускаемых раскольниками публичных оказательств и обходов существующих законов, об уклонениях многих сектантов от верноподданнической присяги, о мерах наблюдения за пропагаторскими действиями раскольничьих попов и начетчиков сектантских вожаков и др. Седьмое заседание было посвящено всестороннему выяснению существа учения и характера отношений к Церкви так называемого раскольничьего спасова согласия и о духовных и гражданских мерах воздействия на последователей этой секты, которые притворно присоединяются к церкви, крестят детей и брачатся в православии, а затем порывают всякие связи с церковью, совращая в свой толк взятых из православной среды жен и крещенных в церкви детей. На том же заседании обсуждался вопрос о духовных скопцах и об отношении к ним закона. В восьмом заседании съезд перешел к обсуждению III отдела вопросов, касающихся мер духовного воздействия на сектантов и раскольников и разных способов чисто миссионерского действования. Здесь прежде всего съезд коснулся отношений к делу миссии пастырства, духовных школ, состояния церковной службы, нравственного и материального положения православных и единоверческих священников в приходах, зараженных расколо-сектантством, о привлечении к участию в миссии низших членов клира и учителей церковных школ. В девятом заседании своем съезд продолжал рассмотрение мер и способов духовного действования миссии против раскола и сектантства, обсуждал вопрос о миссионерских учреждениях, каковы: 1) миссионерские приходские кружки ревнителей православия; 2) миссионерские школы для подготовления начетчиков из народа; 3) миссионерские епархиальные уездные съезды священников приходов, зараженных расколо-сектантством; 4) учреждение центрального православного миссионерского общества для борьбы с расколом и сектами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слушая эти рассказы своих учителей – греческих мастеров, доверчивый и впечатлительный отрок Алимпий не мог не проникаться чувством благоговения к Царице Небесной, принимающей с Антонием и Феодосием Печерскими такое участие в судьбе Печерской обители. Сам Алимпий, по сказанию Поликарпа, в юности был свидетелем чуда, в котором нельзя было не преклониться пред величием Богоматери. Когда греческие мастера клали мозаику в алтаре и Алимпий помогал им, – «образ Пречистей Богородицы сам вообразися. И видевши вси дивное и страшное чюдо, зрящим им на образ, се внезапу просветися образ Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии паче солнца, и, не могуще зрети, падоша ниц ужасни и, мало възникши, хотяху видети бывшее чюдо: и се из уст Пречистыя Богоматере излете голубь бел и летяше горе, к образу Спасову, и там скрыся. Сиа же вси смотряху, аще из церкви излетел есть, и всем зрящим, пакы голубь излете от уст Спасовых и летяше по всей церкви и к коемуждо святому прилетая, овому на руце седая, иному же на главе, слетев же долу, седе за иконою чюдною Богородичною наместною. Долу же стоящии хотеша яти голубь и приставиша лестницу: и се не обретеся за иконою, ни за завесою. Смотрив же всюду, и не ведяху, где скрыся голубь. И стояху вси зряще к иконе, и се пакы пред ними излете голубь из уст Богородичин и идяше на высоту к образу Спасову, и возопиша горе стоящим: Имете и. Они же простроша рукы, хотяху яти его, голубь же пакы влете во уста Спасова, отнюдуже изыде; и се пакы свет паче солнца осия тех, изимая зракы человеческыя. Сии же падоша ниц и поклонишася Господеви» 44 . Какими бы причинами ни объяснялось это чудо, оно, во всяком случае, должно было произвести сильное впечатление на юную душу Алимпия. По словам церковных песней, он, «видев образ Владычицы изображен нерукотворенне» и Того, «иже чудеса действоваше, облетающа во образе голубином внутри церкви, – большею любовию к Богомыслию разгоревся, вся презре и ничтоже в мире возлюби паче Господа» (канон, тропари 1-й и 3-й песни). Заключенный с дней детства в мрачные подземелья и стены Печерской обители, вдали от мирских увлечений и удовольствий, он всеми силами своей девственной души привязался к Пренепорочной Деве и величие ее представлял в произведениях своего художественного творчества. Подобно первому христианскому иконописцу – евангелисту Луке, первый русский иконописец посвятил свою художественную деятельность преимущественно на иконы Богоматери. «Неописанныя славы Божия желанием распалився, – поется ему в стихире (на Господи воззвах), – написовал еси шарами благих деяний на скрижалях сердца своего зрак непрестанныя любве к Пречистой Богоматери, ей же художеством твоим послужив, чудотворныя благодати сподобился»... Царица Небесная для св. Алимпия была и царицею его сердца. По тому-то, вероятно, согласно подлиннику, св. Алимпий изображается с иконою Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

«Песни Космы,» говорит один из наших духовных писателей: «исполнены необыкновенной приятности и сладости духовной. Простота, живописность и очертательность, обилие и помазание суть отличительные их свойства. Поэтому они имеют особенную способность возбуждать и развивать чувство благочестия, услаждая оное вещами божественными» 191 . И всякий, кто знакомь с сими бесценными творениями, вполне согласится с суждением о них благочестивого критика. Канонам св. Космы удивляются даже неправомыслящие христиане и называют их более приятными, чем каноны самого Дамаскина 192 . В них св. певец с таким святым искусством воспевает свящ. события, что для слушателя события эти раскрываются в некоей живой картине, и как бы совершаются пред глазами. Так в каноне на Рождество Христово постепенно изображается тайна рождения Бога Слова и прославления Его на земле 193 . Певец поет, что мудрый Создатель, видя погибель человека, созданного Его руками, преклоняет небеса, и сокровенно от сил небесных воплощается и вочеловечивается. Бренный Адам, подвергшийся тлению, видя Его воплотившегося от Девы, восклицает Соделавшийся ради меня подобными мне Свят еси Господи! Потом, после исповедания благодеяний воплощения Божия, певец поет, что Владычествующий над пречистыми Силами возлежит в яслях безсловесных и повивается пеленами юный Отрок, но вместе Отец и Властитель будущего века, Ангел Великого Совета и крепкий Бог, содержащий все творение Свое в Своей власти. Изобразив за этим в двух прекрасных песнях поклонение пастырей и волхвов, он останавливается взором на едином Младенце Боге и в духовном восторге взывает «Вижу необычайное и чудное таинство: вертеп – небо; Дева – престол херувимский; ясли – вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог Его мы, воспевая, величаем.» Оканчивается канон песнию о тайном возвращении волхвов и поругании ими лютого детоубийцы Ирода. Столь же живописно изображается великое событие Спасова крещения в каноне на Богоявление 194 . Торжественный начальный ирмос канона: «Открыл дно глубины морской и ведет своих людей по суху, покрыв в ней противников, сильный в бранях Господь; ибо Он прославился,» весьма согласуется с последующими тропарями, в коих воспевается, что Царь веков Господь, воплотившийся от Девы, облекши огнем Божества вещественную плоть, покрывается водами иордансними, и, обновив струями их растленного Адама, сокрушает главы гнездящихся в воде змиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

признаков более вредных сект. Необходимое же при исполнении сего закона перечисление сект более вредных и менее вредных могло бы быть произведено комитетом министров в разрешение представлений по сему предмету министра внутренних дел, от которого и будет зависеть входить с сими представлениями постепенно, по мере полного и точного разъяснения особенностей как существующих ныне, так равно и вновь появляющихся раскольничьих сект и толков. По сопоставлении того и другого мнения комиссия признала обязательным для себя приступить на основании содержащихся в первом пункте окончательных заключений комитета 1864 г. признаков к действительному разделению сект. Преподанные комитетом 1864 г. шесть признаков большей вредности раскольничьих сект состояли в следующем: 1) непризнание раскольниками пришествия в мир Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа; 2) непризнание ими никаких таинств и никакой власти Богопоставленною; 3) допущение ими при наружном общении с церковью человекообожания; 4) посягание на оскопление себя и других; 5) отвержение молитвы за царя; 6) отвержение брака или допущение его как срочного только супружеского союза. Принимая за основание вышеозначенные признаки классификации сект и основываясь на официальных данных о существе вероучения и характере разных сект по сведениям, имевшимся в министерстве внутренних дел, комиссия проектировала следующее разделение сект. К более вредным, по убеждению членов комиссии, и должны быть отнесены секты: иудействующих, которые не признают пришествия в мир Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа (что составляет первый признак заключений комитета 1864 г.), молокан, духоборцев, общих, прыгунков, штунд, которые не признают никаких таинств и никакой власти Богопоставленною (2 признак); хлыстов, которые допускают при наружном общении с церковью человекообожание (3 признак); скопцов, скакунов и шалапутов, которые кроме учения хлыстовщины, посягают на оскопление себя и других (3 и 4 признаки). Все многочисленные толки беспоповщинской секты, как то федосьевский, филипповский, поморский, самокрещенский, спасова согласия, страннический и соцелковский (бегуны) и другие (3 и 4 признаки) и, наконец, поповщинской секты луликовское согласие и раздорники или противоокружники, не молящиеся за царя (5 признак).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Таррацины (сказание о нем основано на сведениях из Сульпиция Севера), и Мартин, еп. Франгии, чудотворец, живший при имп. Траяне. В греч. «Энциклопедии религии и этики» приводится отдельная статья о М. согласно зап. традиции и кратко упоминаются Мартин, еп. Таррацины, и Мартин, еп. Константины в Галлии; их память совершается 12 нояб. (ΘΗΕ. Τ. 8. 1966. Σ. 780-782). В славяно-рус. синаксари и древнерус. нестишные Прологи краткой редакции под 12 нояб. вошел перевод Жития М., сделанный с греч. оригинала, близкого по содержанию к тексту рукописи Vat. gr. 2046 (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, рубеж XII и XIII вв.- Славяно-рус. Пролог. 2010. С. 338-340). Слав. перевод Жития из Синаксаря К-польской ц. (12 нояб.) был осуществлен при составлении стишного Пролога в XIV в. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 46-47), под этой же датой данный текст находится в проложном разделе Великих Миней-Четьих митр. Макария (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 882). М. назван здесь Фригийским (ошибочно, вместо «Франгским») чудотворцем и епископом Константина града, находящегося в Галлии. В пространной редакции нестишного Пролога, созданной на Руси в кон. XII в., память М. под 12 нояб. отсутствует, а под 12 окт. приводится краткое Житие «Мартина Милостивого, епископа, бывшего в Константине граде Галилейстем» (Галльском?); мн. сюжетные мотивы этого текста отсутствуют в синаксарях, но находят соответствие в пространном греч. Житии (заключение мира с варварами вместо сражения с ними; превращение голубя в золотого ради спасения должника; погребение святого соседним епископом на расстоянии «одного поприща» от города). Вероятно, источником этой статьи был несохранившийся слав. перевод греч. Жития М. (для составления пространной редакции нестишного Пролога использовались только готовые слав. переводы). Однако составитель Пролога постарался сделать Житие более идеальным, добавив ряд традиц. мотивов: еще будучи военачальником, М. был тайным христианином; после победы царь велел М. принести жертвы идолам и т.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

И не тщетна бывает надежда на заступление Божией Матери! Федор Пардалоцкий Валдай, 1864 г. (Странник,1864 года, за месяц Сентябрь) Раскольница, сознавшая свое заблуждение и обратившаяся в Православие 9 К одной из келейниц Спасова-Согласия Николаевне, я отправился, в село Подвалье, Симбирской губернии. Женщина эта очень неглупая от природы и сравнительно с другими более начитана. У неё по временам, особенно в праздники, собирались старушки-крестьянки послушать чтение книги «Златоустника» или «Златоструя». Николаевна (так величали эту женщину) имела довольно и других книг; но старушки, посещавшие её, с особенным удовольствием слушали «Златую струю». Отправляясь к ней, я также взял с собою несколько книг и библию, чтобы делать из них приличные выдержки, во время разговора. Прихожу к Николаевне и застаю ее за починкой башмаков (надобно заметить, что она занималась чеботарством). При моих словах: «здравствуй, Николаевна! все ли ты здорова, голубушка»? – она оставила работу и, после обыкновенных приветствий в крестьянском кругу, села на противоположной стороне стола и начала со мной разговор. Разговор наш незаметным образом перешел к вопросам религиозно-обрядовым, и именно таким, в понимании которых не сходятся старообрядцы с православными. Между тем к окну подходит один мужичек, который был хоть не грамотен, но весьма много наслушался около грамотников и вообще любил слушать споры грамотных людей со староверами. Увидев меня, он поспешил войти в избу, вместе с своим сыном (лет 18-ти), Михаилом. Сын этого мужичка, как заметно было по его физиономии был нездоров. И действительно, я не ошибся в своем предположении – на мой вопрос: здоров ли он? – он отвечал: – Нет, В. Н.! – Вот я теперь 12-й день замучался лихоманкой. – А чем лечишься? – Да так, почитай, ничем не лечусь! Это только вот Василий Алексеевич (дьякон) давал глотать вербушки, да велел пить сабур с херувимским ладаном. – Ну что, лучше? – Нет, никакой польги (пользы) не было. – Вот я все собираюсь, родимый, сходить к баушке – Егора Кривова; бают, она отхаживает, – перебил наш разговор отец парня.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Часовен три: деревянная, в 4 вер. от храма, деревянная же на кладбище и каменная, на церковной площади, построенная в 1897 г. в память чудесного события 17 октября 1888 г. и в ознаменование Коронования Их Императорских Величеств. Церковной земли 250дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков; дома у них собственные на общественной земле. Прихожан в селе Тушне в 787 дворах душ 2107 муж. пола и 2241 жен. пола; сверх того, раскольников спасова согласия в 1 дворе 3 души муж. пола и 6 душ жен. пола. Церковно-приходское попечительство открыто в 1898 г., в селе двухклассное министерское училище и женская церковно-приходская школа; последняя открыта в 1893 г., помещается в собственном здании. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Село Тушна принадлежит к числу самых больших и богатых селений Симбирского уезда, хотя благоденствие его жителей сильно пострадало летом 1895 г., когда была истреблена пожаром чуть не половина села: пожар продолжался двое суток и из 721 двора сгорело 306. До настоящего времени население не может еще вполне оправиться от этого бедствия. В селе Тушне 4423 человека жителей (2140 муж. и 2283 жен.). Общество бывших удельных крестьян пользуется надельного землею в количестве 9115 дес.: усадебной - 136 дес. 600 саж., пахотной - 7370 дес., выгону - 309 дес. 600 саж. заливных лугов - 1064 дес. 600 саж. и неудобной - 235 дес. 600 саж., по полторы десятины пахотной земли в каждом поле на одну наличную душу. Земля здесь очень плохая, с значительною примесью белого камня. Так как земля очень плохая и несмотря на усиленное удобрение, никогда не дает хорошего урожая, то очень многие из Тушнинских вовсе не занимаются хлебопашеством, а кто уходит на Волгу бурлачить, кто занимается садоводством. Ежегодно раннею весною до 200 человек из местных нанимаются матросами на пароходы или уходят в Астрахань на рыбные промыслы, а иные и в г. Баку – на нефтяные заводы, и лишь зимой возвращаются домой с более или менее значительным заработком, которого хлебопашество не дает и при хорошей земле. В последние 15 лет разведено в селе много садов и нынче почти у каждого домохозяина, кроме бурлаков, есть сад, у некоторых даже больше, десятинах на двух.

http://sobory.ru/article/?object=23281

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010