καιρς ‘время’.В обычном греческом языке это слово обозначает благоприятное время для какого-либо предприятия, ‘удобный случай’. В переводе Семидесяти оно чаще всего соответствует еврейскому ‘ t, и обозначает чаще всего справедливый и решающий срок, назначенный Богом (например, Дан 7:22; Иез 7:12). Именно Божественный замысел превращает некий момент или период времени в καιρς, наполняя его смыслом. Итак, значение этого предложения состоит в том, что наступило время, назначенное Богом для исполнения Его обетований, время, на которое указывал ВЗ, эсхатологическое время. βασιλεα το Θεο ‘Царство Божие’ — понятие, которое было уже знакомо Иисусовым слушателям и имело прочную опору как в ВЗ, так и в устной раввинистической традиции. Понятие о Божием ‘Царстве’ (для его обозначения использовались образования от корня mlk) мыслится в ВЗ двояко. С одной стороны, Бог есть истинный Царь израильского народа на протяжении всей его истории (1 Цар 12:12; Ис 41:21; 43:15; Иер 8:19) и обладает царской властью над всем миром (Иер 10:7; Мал 1:14; Пс 144:11–13; 1 Пар 29:11–12). Однако человек ВЗ сознавал и видимое противоречие с идеей беспредельной власти Бога: даже Его власть над Израилем ставилась под вопрос непослушанием и неверностью народа. С другой стороны, следует обратить внимание на те отрывки, в которых о Божественном Царстве говорится в терминах ожидания и надежды, как о чем-то, что еще должно осуществиться (напри­мер, Ис 24:23; 52:7; Авд 21; Соф 3:15; Зах 14:9). Между этими двумя пониманиями идеи Царства Божиего, однако, нет четкой границы. В устной раввинистической традиции использовалось выражение ‘Царство Небесное’ (евр. mal kû t šmayim, арам. mal kû t’ dišmayy’), в котором Имя Божие из благочестивых соображений замещалось словом ‘Небо’; именно это выражение характерно для Мф. Использование слова ‘Царство’ отражает тенденцию, более определенно проявившуюся в позднейшем иудаизме, избегать выражений с глаголом, относящихся к Богу, и заменять их выражениями с именем; так, в таргуме Онкелос ‘Господь будет царствовать’ в Исх 15:18 заменяется на ‘Царство Божие стоит прочно’. Итак, словосочетание βασιλεα το Θεο в Евангелиях означает не какую-либо страну или народ, над которыми Бог царствует, но само Его Царствование, осуществление Его власти. Говорилось также, что Царство Небесное, которое в настоящее время “скрыто”, в эсхатологическом смысле “откроется” (арам. gly, gl’; ср. Лк 19:11 ναφανεσθαι ‘открыться’); оно может быть “принято” или “отвергнуто” людьми.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

—381— новленное время совершался праздник кущей, закон Моисеев повелевал, чтобы из всей страны Иудейской восходили во Иерусалим и исполняли там установленное законом. Когда же были разрушены города и погибли их жители; тогда, говорит, запустели пути, так что не было ни одного, проходящего по ним и спешащего совершить установленный у них праздник, как прежде. Да, учреждения Иудеев пришли в такое жалкое положение, что не было уже совершающих празднества 356 их и едва спасшиеся и оставшиеся от войны не могли уже пользоваться благополучием. Посему пророк Иеремия и сделал судьбу Иудеев предметом плача, говоря: путие Сиони рыдают, яко несть ходящих по них в праздник ( Плач.1:4 ). А что слово это также непреложно, это объяснят нам последующие слова; ибо сей час же присовокупляет: изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити. Да, поистине страшно есть еже впасти в руце Бога живаго ( Евр.10:31 ). Раздражая Его своими грехами и при том необузданно, мы, как бы уличенные в преступлениях надменности, тогда-то именно и по всей справедливости низвергаемся в погибель и лишены будем вышнего ограждения, найдем сердце свое как бы удобопобедимым и беззащитным и кроме того не найдем путей правды. Но этих бедствий легко избежит тот, кто решился следовать воле Господа и пред Ним послушно преклонил выю души своей. Соф.3:7 . Рех: обаче убойтеся мене, и приимите наказание, и не имате потребитися от очию его 357 вся елика отмстих на нем. —382— Старается научить тому, что опять сами они навлекают на свои головы гнев божественный. Ведь Он внушил им частыми повелениями, что надобно проводить жизнь в страхе Божием и что следует подчиняться наставлениям, очевидно, закона и пророков; ибо только так, а не иначе можно было отвратить гнев и избавиться от случившегося. Но так как Израиль был бесчувственным, жестоким и непокорным; то он отверг руководительство (божественное), то есть лишился возможности быть мудрым, как бы потреблен был от очию его, хотя ему следовало всегда с охотою подчиняться благим наставлениям и иметь постоянную ревность к совершению всего, угодного Богу. Вот таким-то образом, говорит, можно было отклонить вся елика отмстих на нем. Так и мы, когда изгоняем из своей души божественный страх, когда отвращаемся от божественного руководства и совершенно пренебрегаем возможностью быть мудрыми; тогда мы непременно подвергнемся тому, что подобает привыкшим к небрежению (волею божественною). Тогда-то Бог воздаст нам и подвергнет ответственности за нечестие. Итак, необходимо помнить слова того, кто говорит: страх Господень источник жизни ( Притч.14:27 ), страх Господень слава и похвала ( Сир.1:11 ); он есть чист, то есть, делает чистым, пребываяй в век века, по слову Псалмопевца ( Пс.18:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

34:22. Вторая часть Иерусалима. Вторая часть Иерусалима также упоминается в Соф. 1 («у других ворот») в связи с разрушением «на холмах». Иногда этот район отождествляют с пригородами города Давидова, который вырос на западном холме Иерусалима. Раскопки в этом районе выявили крупное городское поселение того периода. Дополнительную информацию см. в коммент. к 32:5. 34:29–33. Реформа Иосии. См. коммент. к 4Цар. 23:1–20 . 35:7. Дар Иосии. Дар Иосии на празднование Пасхи сопоставим с даром Езекии. См. коммент. ко 2Пар. 30:23,24 . 35:10–14. Пасхальные ритуалы. Более подробную информацию о пасхальных ритуалах см. в коммент. к Исх. 12:1–11 . О праздновании Пасхи во времена Езекии см. в коммент. к 30:15–17. 35:18. Уникальное празднование Пасхи. Это было первое общенародное празднование Пасхи со времен, о которых говорится в Нав. 5:10,11 . С тех пор и до реформы Иосии Пасха в основном оставалась семейным праздником (хотя см. празднование Пасхи в эпоху Езекии в 30:15–17). Примером восстановления древнего праздника может служить вавилонский праздник Акиту. В течение двадцати лет (689–669 гг. до н. э.) этот ритуал возведения на престол (самый важный для вавилонских праздников) не справлялся. Он был восстановлен Асархаддоном, когда Вавилон снова стал играть важную роль в истории. 35:20. Наступление Нехао на Кархемиш. В вавилонских хрониках записано, что в 609 г. до н. э. египетский фараон Нехао начал помогать Ассирии, которая стремилась отобрать назад столицу провинции Харран в Сирии, захваченную мидянами и вавилонянами годом ранее. Войска Нехао должны были укрепить военный гарнизон в Кархемише. Египтяне вступили в союз с Ассирией, когда увидели, что чаша весов качнулась в сторону Вавилона. Можно предположить, что Нехао увидел больше возможностей для осуществления своих честолюбивых замыслов в Палестине и Сирии, если бы Ассирия смогла успешно защитить себя от Вавилонии и Мидии. Легко понять антиассирийскую позицию Иосии, поскольку Иудея была под игом Ассирии на протяжении более ста лет. Однако, даже при поддержке Египта, ассирийцам не удалось изгнать мидян и халдеев из Харрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   Бери его, душа моя, бери, как драгоценный бисер, и слагай его в сердце своем! Ведь как знать, сможешь ли и ты когда-нибудь подойти в покаянии твоем так близко к Тому, Кто силен «изгладить все беззакония» твои (Мих.7:19), как силен и «изгладить имя твое из поднебесной» (Втор.29:20; Пс.108:13)?    «Да убедит нас с тобой, душа моя, рука Моисеева, как может Бог жизнь прокаженную убелить и очистить». Разве это — не из опыта слова?    Кто знает, что может Бог, как не тот, кто на своей жизни убедился в Его неиссякаемой милости? Кто может знать дела Господни, как не тот, на ком они исполняются? Кто может быть более всех убежден в неисповедимости путей Господних, как не тот, кто в юности подвизался во Святой земле, продолжил подвиги свои в имперской столице, архиерействовал на отдаленном и от Константинополя, и от Иерусалима Крите, умер в пути на маленьком острове Митилине, а теперь почитается всем православным миром?    Кто больше такого человека может знать на опыте своем силу Божию? Кто может быть более уверен в том, что жизнь, покрытую проказой греха, под силу очистить одному Подателю жизни?    И кто имеет более оснований учить тебя, душа моя прокаженная, чем тот, кто уже более тысячи лет учит всю вселенную: даже если и прокажена ты, не отчаивайся сама в себе — «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя» (Соф.3:17), «восставить» (Рим.14:4) из бездн грехов твоих и «обогатить всякою благодатью» (2Кор.9:8)...    Нет греха страшнее отчаяния. Помни, душа, того, кого отчаяние довело до всеконечного преступления — вспомни Иуду беззаконного, который, «шед, удавися» (Мф.27:5), обесчестив вконец и жизнь свою, и запоздалое покаяние свое (Мф.27:3—5).: «расселось чрево его и выпали все внутренности его», дав знать «всем жителям Иерусалима» (Деян.1:18—19) полную цену неверия и предательства.    Отчаянием в своем спасении мы, душа, унижаем Господню силу, мы не верим в Его человеколюбие и милосердие, мы оскорбляем саму творческую силу Триединого Бога, Который, создав нас, изрек: «Вот, хорошо весьма» (Быт.1:31)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бери его, душа моя, бери, как драгоценный бисер, и слагай его в сердце своем! Ведь как знать, сможешь ли и ты когда-нибудь подойти в покаянии твоем так близко к Тому, Кто силен " изгладить все беззакония» твои ( Мих.7:19 ), как силен и «изгладить имя твое из поднебесной» ( Втор.29:20 ; Пс.108:13 )? «Да убедит нас с тобой, душа моя, рука Моисеева, как может Бог жизнь прокаженную убелить и очистить». Разве это – не из опыта слова? Кто знает, что может Бог, как не тот, кто на своей жизни убедился в Его неиссякаемой милости? Кто может знать дела Господни, как не тот, на ком они исполняются? Кто может быть более всех убежден в неисповедимости путей Господних, как не тот, кто в юности подвизался во Святой земле, продолжил подвиги свои в имперской столице, архиерействовал на отдаленном и от Константинополя, и от Иерусалима Крите, умер в пути на маленьком острове Митилине, а теперь почитается всем православным миром? Кто больше такого человека может знать на опыте своем силу Божию? Кто может быть более уверен в том, что жизнь, покрытую проказой греха, под силу очистить одному Подателю жизни? И кто имеет более оснований учить тебя, душа моя прокаженная, чем тот, кто уже более тысячи лет учит всю вселенную: даже если и прокажена ты, не отчаивайся сама в себе – «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя» ( Соф.3:17 ), «восставить» ( Рим.14:4 ) из бездн грехов твоих и «обогатить всякою благодатью» ( 2Кор.9:8 )... Нет греха страшнее отчаяния. Помни, душа, того, кого отчаяние довело до всеконечного преступления – вспомни Иуду беззаконного, который, «шед, удавися» ( Мф.27:5 ), обесчестив вконец и жизнь свою, и запоздалое покаяние свое 1195 ( Мф.27:3–5 ).: «расселось чрево его и выпали все внутренности его», дав знать «всем жителям Иерусалима» ( Деян.1:18–19 ) полную цену неверия и предательства. Отчаянием в своем спасении мы, душа, унижаем Господню силу, мы не верим в Его человеколюбие и милосердие, мы оскорбляем саму творческую силу Триединого Бога, Который, создав нас, изрек: «Вот, хорошо весьма» ( Быт.1:31 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Это озеро в обыкновенное время года почти пересыхает, за исключением русла, по которому протекает через него Иордан; оно переполняется водою только весною, когда на Ливанских горах тают снега. Здесь Иисус Навин победил нескольких хананейских царей и народов и преследовал их до Сидона и до Мисрефоф-Маима и долины Мицфы ( Нав.11:5–7 ). Это озеро известно также под именем Самохонитского ; оно названо Мером, т. е. верхним, по отношению к озеру Генннисаретскому. 3 . Озеро Геннисаретское , Галилейское или Тивериадское . В древности оно называлось Киннерефским ( Чис.34:11 ; Нав.12:3 ). Галилейским ( Мф.4:18 ) оно называется от имени Галилейской области; Тивериадским – от имени близлежащего города Тивериады ( Ин.6:1 ). Длина его от севера к югу около 30 верст, а ширина около 8-ми. Его окрестности всегда были богаты финиковыми пальмами, померанцевыми деревьями и сахарным тростником. На этом озере Иисус Христос усмирил словом ветры и волны ( Мф.8:23–27 ); здесь происходил чудесный лов рыб ( Лк.5:1–11 ); здесь же Иисус Христос, по воскресении, явился ученикам и вкушал с ними пищу ( Ин.21:1–25 ). 4 . Соленое море или Мертвое море , на юго-восточной границе земли Ханаанской, в уделе колена Иудина ( Нав.15:2, 5 ). Оно называется Соленым, потому что вода его содержит большое количество соли ( Втор.29:23 ; Соф.2:9 ); у Отцев Церкви и у светских писателей оно называется Мертвым, потому что в нем не могут жить ни рыбы, ни другие какие-либо живые существа. Асфальтовым оно называется потому, что по берегам его находят асфальт или горную смолу ( Быт.14:10 ). Оно называется также Лотовым, потому что на месте его, или близ него, находились некогда города: Содом, Гоморра и друг., из жителей которых спасся только Лот со своим небольшим семейством, убежавши в город Сигор ( Быт.19 ). Длина этого озера около 40 верст, а ширина около 10. § 16. Реки Палестины Иордан есть единственная большая, всегда текущая река Палестины. Иордан протекает по средине Палестины, с севера к югу, разделяя ее на Палестину по сю сторону и Палестину по ту сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С. 12). Близка к 1-й и столь же важна тема исполнения предписаний иудейского закона Самим Творцом этого закона, и т. о. происходит избавление от «клятвы Закона» и снимаются ограничения для познания Бога неиудеями (языками): «Слово воплощшееся Пресущественное в престатие закона обрезася...» (канон - см.: Там же. С. 15); «Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию» (Там же. С. 16); «Закон исполняя, закона Творец, плотию днесь волею обрезуется...» (Там же. С. 20); «Прият конец закон, отнележе Христос, младенствовав, исполнитель закона Сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву» (Там же. С. 18); «Терпит обрезание плотию... тем по закону паче закона бывый клятвы законныя избавляет вся и свыше благословение дарует...» (самогласен на хвалитех - см.: Там же. С. 24). Кроме того, гимнографы видят в обрезании Спасителя, к-рое совершилось на 8-й день по Его рождении, прообраз жизни «будущаго века»: «Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею, Христе, просвещается и освящается вольною нищетою...» (канон - см.: Там же. С. 14); «Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию...» (Там же. С. 17). Тема наречения Богомладенцу имени Иисус также затрагивается, хотя и в меньшей степени: «Во осмый день обрезуется яко Младенец Владыка, Иисуса же приемлет именование...» (Там же. С. 21). В одном из ранних известных рус. иконописных подлинников ¾ подлиннике Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. (2-я четв. XVII в.- РНБ. Соф. 1523. Л. 164; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873) под 1 янв. помещено празднование О. Г., однако описание иконографии не приведено, несмотря на то что такими описаниями снабжены все великие праздники. Текст, содержащий предписания к изображению О. Г., представлен в происходящем из Палеха списке подлинника сводной редакции XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову: «Во святилище стоит архиерей ветхозаконный; подобием сед, брада долгая, риза на нем аки на Захарии пророке, на главе колпак по ветхому закону; против его Пречистая Богородица в руках держит Превечного Младенца, ноги голы.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

964 Г. Тюрнин в недавно изданном им исследовании «Книга пророка Софонии» (Сергиев посад, 1897 г.) переводит эти стихи так: «истреблю совершенно с лица земли – говорит Иегова – истреблю людей и животных, истреблю птиц небесных и рыб морских, и положу преткновение нечестивым и искореню беззаконных с лица земли – говорит Иегова». В занимающем нас вопросе это изменение перевода не имеет значения, но важно толкование, которое автор дает этому месту. «Под словом во 2–3 ст., говорит он, нужно разуметь не только землю Израильскую, или даже Иудею, как думают некоторые, но вообще землю, как место обитания живых существ. В пользу такою понимания говорят следующие соображения: 2–3 ст. напоминают ближе всего грозный приговор Иеговы над допотопным миром – приговор, которым этот мир осуждался на погибель: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил: от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю» ( Быт.6:7 ). А здесь речь несомненно о всей земле»… (Ч. 2 стр. 7). Таким образом, он устанавливает обратное отношение текстов сравнительно с тем, которое стремятся утвердить другие экзегеты: на основании 2–3 ст. 1 гл. книги пророка Софонии он не хочет ограничить смысл библейских выражений о потопе, наоборот, на основании этих выражений хочет расширить смысл пророческой речи. Но в дальнейшем изложении г. Тюрнину приходится установить, что дело опустошения Господь Бог, по пророку, имеет совершить посредством нашествия сильного и многочисленного неприятеля ( Соф.1:12–18, 2:4–14 ), который сам должен жить на какой-либо земле и который, конечно, эту землю не станет подвергать опустошению. По этому, благополучно противореча самому себе, г. Тюрнин на дальнейших страницах своей книги видит в пророчествах Софонии только картину полного и конечного опустошения стран востока» (11 стр. и след.), конечно, и это – слишком много, но все-таки меньше опустошения всей земли. 965 Об этом приношении своем митрополит писал, между прочим, преосвящ. Иосифу, еписк. Оренбургскому, впоследствии Воронежскому, от 13-го дек. 1851 г. – См. Чт. общ. люб. дух. просвещ. 1871 г., н. 29, стр. 39. – О том же писал Владыка преосвящ. Гавриилу, архиеп. Рязанскому в письме от 6-го апр. 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25:13. Феман и Дедан. Описание этих городов см. в коммент. к Иер. 49и 49:8. 25:15–17 Пророчество о судьбе Филистии 25:15. Филистия в начале VI в. до н. э. Отсутствие филистимских городов в списке государств, представленных на совещании у Седекии в 597 г. до н. э. ( Иер. 27:3 ), позволяет полагать, что в это время Филистия находилась под строгим контролем вавилонян. Эта область была ослаблена нашествиями войск египетского фараона Псамметиха I в конце VII в. до н. э., по мере того как ассирийцы постепенно теряли свой контроль над ней (см.: Иер. 25:20 ; Соф. 2:4 ). Сыновья аскалонского царя, как свидетельствует включение их в вавилонский список на питание в 592 г. до н. э., находились в Вавилонии на положении пленников. Когда филистимские государства присоединились в 588 г. до н. э. к мятежу Иудеи против Вавилонии, Навуходоносор увел в плен их население и, очевидно, разместил пленников близ Ниппура. В персидскую эпоху в Филистии осталась незначительная часть коренного населения. 25:16. Критяне. Сопоставляя филистимлян и критян, Иезекииль использует прием поэтического параллелизма, хотя до сих пор не выяснено, действительно ли эти народы связаны между собой этническими корнями и историей. Критяне чаще всего ассоциируются с островом Крит, и, по-видимому, после переселения на южное побережье Палестины близ Газы многие из них стали наемниками (см.: 1Цар. 30:14 ; 2Цар. 8:18 ). 26:1–28:19 Плач и пророчество о Тире 26:3. Тир в начале VI в. до н. э. После поражения Египта в 605 г. до н. э. Тир стал главным врагом Вавилона в Западной Азии. Это был один из главных городов Финикии, и он возродился как крупный морской порт. Расположенный примерно в 600 ярдах от побережья островной город Тир и его гавань, казалось, были защищены от всех опасностей, кроме продолжительной осады. Гавань была достаточно глубокой, чтобы принять груженные товарами корабли. Тир снабжался продовольствием и другими необходимыми товарами за счет своего города-побратима Ушу, сосредоточив свою деятельность на морской торговле. Тирский флот установил колонии по всему Средиземноморью, включая Кипр и Карфаген, используя природные ресурсы этих областей, особенно металлы, и развозя грузы во всех направлениях в Восточном и Западном Средиземноморье. Повсюду здесь встречаются многочисленные находки финикийских изделий из металла и керамики, что указывает на масштаб и продолжительность международных торговых связей Тира. Главными предметами экспорта были древесина кедра, ткани и красители, а также изделия из стекла. По данным Иосифа Флавия, Тир и его царь Этбаал III вступал в многочисленные коалиции и заговоры, направленные против Вавилонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

23, 21–23. Празднование Пасхи. В 18-й же год Иосии, еще более торжественно, чем при Езекии, в Иерусалиме была отпразднована Пасха при огромном стечении народа, не только иудеев, но и уцелевших израильтян северных колен. Выбор Пасхи для торжественного празднования в Иерусалиме не был случайным, но являлся частью религиозной реформы, так как это был первый и главный праздник религиозного года, в то время как важнейшим праздником ханаанизированного культа Иеговы в северном царстве был осенний праздник Кущей. Значительно подробнее, чем в 4Цар. 23, 21–23 , описывается празднование Пасхи при Иосии во 2Пар. 35, 1–19 . Здесь сообщается время празднования (14-й день первого месяца; ст. 1), говорится об упорядочении Иосией черед священников и левитов «как предписано Давидом... и Соломоном» (стт. 2, 4, 5), указывается огромное число принесенных жертв. 23, 24. Продолжение религиозной реформы, согласно ст. 24, имело целью уничтожение остатков язычества: вызывателей умерших, волшебства, терафимов и (домашних) идолов. 2 В религиозных преобразованиях Иосия, также как ранее Езекия, несомненно, был поддержан современными ему неписьменными пророками (Олдама) и пророками-писателями, которые снова стали появляться после пятидесятилетнего духовного мрака при Манассии и Амоне. СОФОНИЯ, начавший пророчествовать ок. 630 г, предвозвестил уничтожение различных видов идолослужения ( Соф. 1, 8 ). Несколько позднее, в 13-й год Иосии (627 г.), за четыре-пять лет до реформы 622 г., был призван к пророческому служению ИЕРЕМИЯ и продолжал его до катастрофы 586 г. Ко времени служения при Иосии относятся речи Иеремии, посвященные завету и наказанию иудеев-вероотступников ( Иер. 11, 1–17; 17, 19–27; 12, 1–6 ). Пророк НАУМ, начавший свое служение, вероятно, после смерти Ашшурбанипала (635/27) предвозвестил падение Ниневии и Ассирии. Реформы Иосии на территории Иудеи и павшего северного царства, исходившие из религиозных побуждений и целей, одновременно являлись также средствами освобождения от ассирийской зависимости и воссоединения всех колен в едином государстве. В это время весь древний мир был свидетелем неуклонного падения и агонии Ассирии. В 612 году Киаксар мидийский и Набополасар вавилонский, наконец, взяли и разрушили Ниневию. Царь Синшаруишкун (Сарданапал) погиб. В Харране, на севере страны, новый ассирийский царь Ашшурубаллит держался еще семь лет в надежде восстановить Ассирию в союзе с энергичным фараоном Нехо II (Нехао в РПС).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010