12:2—3). И еще: «свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною» (1Цар. 12:5). Но еще яснее блаженный Давид едва не обвиняет неразумие иудеев, их необузданную дерзость против Христа, суетность в намерениях и ребячество в помыслах, говоря: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2:1—2). Ибо подлинно тщетны замыслы невежества иудеев против Христа; потому что не умирает Жизнь, и не может быть удерживаем во вратах адовых Тот, Кто и самим духам преисподней сказал: и тем, которые во тьме: (Ис. 49:9). Оплакивает и пророк Иеремия Иерусалим, как город нечестивый, как Господоубийцу, как скверный и неблагодарный город. Именно он так говорил: «Дух лица нашего помазанный Господь ят бысть в растлениих их: о немже рехом, в сени его поживем в языцех» (Плач. 4:20). Ибо между тем как им должно было бы избрать благодать чрез веру, как путь спасительный, они изобличаемы были как богоборцы. Итак, Содетель бытия всяческих, единородное Слово Божие, допустив себя до истощания, помазан был от Отца и соделался подобен нам. А цель истощания та, чтобы спасти живущих на земле. Так и пророк Софония благовествовал, говоря: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла» (Соф. 3:14—15). Имя же ему: Иоседек, то есть «правда Божия»; потому что мы оправданы в Нем, и притом «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5). Посему и говорит Бог и Отец: «близко спасение Мое и откровение правды Моей» (Ис. 56:1). Милостью и правдою от Бога и Отца соделался для нас Христос, Которого сим самым именем называл и светлый лик святых. Так блаженный Самуил, славнейший из пророков, обращал речь к израильтянам говоря: «я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его» (1 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

( Иер.30:7 ). «День гнева – день сей, говорит Софония, день скорби и тесноты, день опустошение и разорения»... ( Соф.1:15 ). 1758 Прямо же параллельным по общей мысли местом к Мал.3:2, а может служить Ам.5:18–19 : «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет, – то же, как если бы кто убежал от льва – и попался ему на встречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену – и змея ужалила бы его». Иудеи в Мал.2:17 требовали «Бога правосудия». Пророк обещает им пришествие «Господа» (3:1); но прибавляет (в 3:2), что это пришествие ничего для них приятного не представляет, – что оно, напротив, будет грозным и судным. § 117. . Сказуемое и здесь выражено причастием (==чл.+ part. sing. каль от гл. «стоять») и должно переводиться, как выше, будущим «устоит». LXX перевели чрез (==«или»); – впрочем, в Алекс. код. – κα. Форма ==предл. +int. ниф. от гл. () «видеть»+суф. 3 л. ед. ч. м. р. Буквально можно бы перевести по-гречески – εν τω ειναι αυτον ορωμενον или по-русски – «когда его увидят». Мы полагаем, что, в соответствие с предыдущим, == ==«в тот день, когда Он будет видим»==«в день явления Его». Но так как слова в евр. тексте все-таки нет, то вернее будет перевести: «когда Он явится» (что гл. в ниф. значит «являться», видно из след. мест: Лев.13:19 ; Суд.13:10 ; 3Цар.18:1 сл.; Дан.8:1 ; Быт.12:7; 17:1; 48:3 ; Исх.3:16 ; Лев.9:4 и др.). 1759 Параллельное выражение находим в ψ.129:3: «Если Ты, Иегова, будешь подмечать беззакония, то кто устоит, Владыко ( )?» Оба эти вопроса: «кто выдержит?» и «кто устоит?» – суть quaestiones rhetoricae, т. е. предполагающие ответ: «никто». Пришествие и явление Господа и сопровождающий его суд рассматриваются, как некоторое бремя, которого никто не в силах снести, или как бы некоторый удар, под которым никто не устоит на ногах 1760 (ср. в 1:1). Но разумеется, это отрицательное – никто не значит, что и в действительности никто не спасется на грядущем суде; напротив, из 3:16–17, 20–21 видно, что в день Господень спасутся и восторжествуют «боящиеся Иеговы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Изображая их сладострастие, Иеремия говорит: " это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого " (Иер.5:8). Что может быть хуже такой нечистоты? Они, не как люди, совокуплялись с женами друг друга; потому он и назвал такое неистовство их ржанием. И не в блуде только он обви­няет их, но и в прелюбодеянии, которое притом совершалось так бесстыдно, как у бессловесных животных. Другой про­рок говорит: " даже отец и сын ходят к одной женщине; на одеждах, взятых в залог, возлежат " (Ам.2:7,8). Не для того ли, скажи мне, Бог послал вас учителями, чтобы мы научились блуду и прелюбо­деянию и тому, что отцу и сыну должно иметь одно ложе? А из что говорит Иезекииль? " Даже не поступаете " , говорит он, " и по постановлениям язычников " (Иез.5:7). Не тех ли, скажи мне, которые были хуже язычников, Он послал учителями? А кто может вы­нести их отвратительные убийства? Они закалали в жертву бе­сам сыновей и дочерей своих и сжигали их. Это показы­вает Давид: " приносили " , говорит он, " сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам " (Пс.105:37). Не для того ли Бог послал вас, чтобы род человеческий научился, что должно закалать сыновей и дочерей? И вы не стыдитесь, не смущаетесь, сочиняя такие не­лепости! И другой пророк говорит: " клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием " (Ос.4:2). И третий: " у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд " (Иер.3:3). И четвертый: " князья его посреди него – рыкающие львы " (Соф.3:3). И еще: " Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного " (Пс.13:2,3). 5. Не этому ли вышли вы учить, – бесстыдству, безумию, блуду,  прелюбодеянию, убийствам и всякого рода порокам? Но перестанете ли вы вынуждать нас объявлять ваши преступ­ления? Вы – носимые от чрева и наказуемые даже до старости (Ис.46:3); вы – слепцы, которые ввергаете друг друга в яму: " если слепой ведет слепого " , говорит Господь, " то оба упадут в яму " (Мф.15:14); вы ежедневно пользуетесь пророками и никогда не делаетесь лучшими; и вы ли хотите быть учителями других? Когда же вы перестанете пустословить и сознаетесь в своей порочности? Это всегда и губило вас – нежелание со­знать причину бедствий в грехах ваших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Изображая их сладострастие, Иеремия говорит: « это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого » (Иер. 5:8). Что может быть хуже такой нечистоты? Они, не как люди, совокуплялись с женами друг друга; потому он и назвал такое неистовство их ржанием. И не в блуде только он обвиняет их, но и в прелюбодеянии, которое притом совершалось так бесстыдно, как у бессловесных животных. Другой пророк говорит: « даже отец и сын ходят к одной женщине; на одеждах, взятых в залог, возлежат » (Ам. 2:7, 8). Не для того ли, скажи мне, Бог послал вас учителями, чтобы мы научились блуду и прелюбодеянию и тому, что отцу и сыну должно иметь одно ложе? А из что говорит Иезекииль? « Даже не поступаете », говорит он, « и по постановлениям язычников » (Иез. 5:7). Не тех ли, скажи мне, которые были хуже язычников, Он послал учителями? А кто может вынести их отвратительные убийства? Они закалали в жертву бесам сыновей и дочерей своих и сжигали их. Это показывает Давид: « приносили », говорит он, « сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам » (Пс. 105:37). Не для того ли Бог послал вас, чтобы род человеческий научился, что должно закалать сыновей и дочерей? И вы не стыдитесь, не смущаетесь, сочиняя такие нелепости! И другой пророк говорит: « клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием » (Ос. 4:2). И третий: « у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд » (Иер. 3:3). И четвертый: « князья его посреди него — рыкающие львы » (Соф. 3:3). И еще: « Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного » (Пс. 13:2, 3). 5. Не этому ли вышли вы учить, — бесстыдству, безумию, блуду, прелюбодеянию, убийствам и всякого рода порокам? Но перестанете ли вы вынуждать нас объявлять ваши преступления? Вы — носимые от чрева и наказуемые даже до старости (Ис. 46:3); вы — слепцы, которые ввергаете друг друга в яму: « если слепой ведет слепого », говорит Господь, « то оба упадут в яму » (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Кадес или Кадес-Варни, город в пустыне Син; близ этого города умерла сестра Моисея Мариам ( Чис.20:1 ). Цевоим , город, в котором колено Вениаминово жило по возвращении из плена ( Неем.11:34 ). Ароир , город на дороге из Петры в Газу. Давид послал этому городу часть из добычи, отнятой им у Амаликитян ( 1Цар.30:28 ). § 31. Страна Филистимская В первом разделе земли Ханаанской между коленами Израильскими страна Филистимская была отдана колену Иудину ( Нав.15:45 ); но Израильтяне не могли завладеть этой страной долгое время и, напротив, сами часто были притесняемы Филистимлянами. Города Филистимлян: Иамния , на берегу Средиземного моря. Озия, царь Иудейский, взял этот город у Филистимлян ( 2Пар.26:6 ). Впоследствии Иуда Маккавей сжег гавань Иамнии за то, что жители хотели избить находившихся между ними Иудеев, как поступили перед тем жители Иоппии. «Он напал ночью на Иамнитян, и зажег пристань с кораблями, так что пламя видно было в Иерусалиме за двести сорок стадий» ( 2Мак.12:3–9 ). Аккарон , близ моря. В Аккарон Охозия посылал послов спросить у Веелзевула, божества Аккаронского, выздоровеет ли он от своей болезни ( 4Цар.1:2 ). Пророк Илия встретил посланных и сказал им, что Охозия умрет за то, что, оставив Бота Израилева, обратился к Веелзевулу ( 4Цар.1:4 ). Впоследствии Аккарон, со всею областью его, был подарен в наследственное владение Ионафану Маккавею Александром Валою ( 1Мак.10:89 ). Аккарон во многих местах Св. Писания называется Екроном: «Екрон искоренится» ( Соф.2:5 ); «от Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона» ( Нав.13:3 ). Азот , близ моря. В Азоте был поставлен Филистимлянами ковчег завета в капище Дагона ( 1Цар.5:2 ). На другой день Азотяне увидели, что Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом завета. Они поставили Дагона на свое место, но на следующий день нашли его разбитого на куски: голова, руки и ноги были отсечены, оставалось только туловище. Наконец рука Господня отяготела над Азотянами: Господь поразил их мучительными болезнями ( 1Цар.5:3–6 ), и они отправили ковчег завета в Геф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Кто же сии (суть) враги Господни, ненавидящие Его? – Господь говорит: кто не любит Меня, тот слов Моих не исполняет ( Ин.14:24 ). Ненавидящий же Меня и Отца Моего ненавидит ( Ин.15:23 ). Чего доброго ждать себе врагам Божиим? Если не пощадил Господь и ангелов, согрешивших пред Ним, но связав их узами адского мрака – (злобою на Бога и на людей Божиих), предал их блюсти на суд; если и первого мира не помиловал, но только в числе восьми душ сохранил (от потопа) ( 2Пет.2:4, 5 ), то слово Господне неложно, что земля и самые небеса будут подвержены огню в день суда и погибели нечестивых людей. Вот все это слышат одержимые сном смертным, слышат хорошо ушами, но живут спокойно, без всякого опасения и мысли о будущей своей участи. Потому и говорит Господь: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите и не разумеете. Ибо огрубело сердце людей сих, и очи свои сомкнули, да не узрят и не услышат и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:9, 10 ). О мы, помраченные в разуме, отчужденные от жизни Божией по причине нашего невежества и ожесточения сердца ( Еф.4:18 )! – обратимся к Богу хотя ныне, обратимся с сокрушенным сердцем, чтобы получить от Него исцеление. Он говорит: хотением не хощу смерти грешника но еже обратимся и живу быти ему ( Иез.33:11 ). Не желает Спаситель наш ни одного грешника оставить в неразумии; но всем человекам хощет спастися и в разум истины прийти ( 1Тим.2:4 ). Потому Он и дает обещание всем, обращающимся к Нему: и дам вам, как говорит, сердце новое и дух нов; отыму сердце каменное, и Дух Мой дам в вас ( Иез.36:26, 27 ). Обратитеся ко Мне и живи будете. – А как? – Пророк научает: возьмите с собою словеса и обратитеся ко Господу Богу ( Ос.6:3 ) – и поклонитеся Ему кийждо от места своего ( Соф.2:11 ). И Сам Господь учит: возопий ко Мне, и возвещу тебе великая и крепкая, их же не уразумел еси ( Иер.33:3 ). Итак, чтоб обратиться к Богу и оживиться, – сподобиться жизни духовной, вечно блаженной, надобно молиться Богу, просить Его об этом. «Молитва есть, – как сказал митрополит Филарет Московский , – дыхание духа бессмертного. Где есть хотя слабые начатки дыхания, там есть признаки жизни. Так, в ком есть хотя начатки молитвы, в том есть признаки жизни духовной. Посему, как для жизни естественной прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной прежде всего нужно возбудить дух молитвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

свет возсияет над ними ( Ис.9:2 ). Или ещё: в тот день египтяне будут как женщины: и вострепещут и убоятся грозы руки Господа воинств, Который погрозит ему... В тот день алтарь Иеговы будет среди земли египетской, и памятник Иегове у пределов её, и будет знамением и свидетелем Иегове в земле египетской, что возопили к Иегове от притеснителей и Он послал им спасителя и заступника... И будет знаем Иегова в Египте; и египтяне в оный день познают Иегову и принесут жертвы и дары, и обеты дадут Иегове и исполнят. Если и поразит Иегова Египет: то поразит и исцелит; и обратятся к Иегове и Он преклонится к ним и исцелит их ( Ис.19:16–22 ; ср. и др.). Или вот как пророчествовал об этом же самом спасении язычников пр.Иеремия: Так говорит Иегова обо всех злых Моих соседях, касающихся удела, который Я уделил народу Моему, Израилю: се, Я исторгну их из земли их и дом Иудин исторгну из среды их. Но по исторжении их, снова помилую их, и возвращу их каждого в удел свой, и каждого в землю свою. И если они научатся ходить путями народа Моего каяться именем Моим: жив Иегова! так как научили народ Мой каяться ваалом; то водворятся среди народа Моего. Если же не послушаются, то Я искореню язычников этих, искореню и погублю, говорит Иегова ( Иер.12:14–17 ; ср. Иер.14:9 ). Такие же по предмету и характеру своего содержания увещания, обетования и предсказания встречаются и у других пророков. См. Мих.4:1–2 ; Ам.9:11 ; Соф. 3:9–11 ; Зах. 14:10; 16:19 ; Иоил.3:9–12, 18 ; Ос.14:2–8 ; Иез. 37:22 и др. Все эти вещания несомненно суть истинные пророчества; на некоторые из них, как на исполнившиеся во времена Мессии, есть указания в новозаветных писаниях (см. Мф.4:14–16 ; Деян.15:14–17 и др.). Если же так; то несомненно, что и согласное с приведёнными пророчествами по своей основной мысли, выражающей сущность ветхозаветной теократии, слово Иеговы, бывшее к Ионе пророку, по тому самому есть истинно пророческое слово. Не без причины же оно в книге пр. Ионы называется словом Иеговы, бывшим к пр. Ионе, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

1:10–11). Видишь ли, как он ясно и отверг иудейство и представил христианство блистающим и распространившимся по всей земле? Свойство же этого богослужения другой пророк изображает так: « и Ему будут поклоняться, каждый со своего места и служить Ему единодушно » (ср. Соф. 2:11; 3:10); и еще иной: « упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее » (Ам. 5:2). И Даниил ясно говорит, что все прекратится, и жертва и возлияние, и помазание и суд (Дан. 9:27). Впрочем, это яснее и пространнее я раскрою тогда, когда буду говорить к иудеям, а пока буду держаться предположенного пути, в опровержение умствований безрассудных язычников. Я не говорил тебе ни о воскрешении мертвых, ни об очищении прокаженных, чтобы ты не сказал: это — ложь, выдумка, басня, кто это видел, кто слышал? Те, которые сказали, что Христос был распят и принимал удары по ланитам, те самые сказали и об этом. Почему же ты, считая их достоверными в последнем, восстаешь против сказанного ими о первом, как бы несбыточном? Если бы они для прославления своего учителя писали по суетному тщеславию, то они умолчали бы о событиях прискорбных и кажущихся для многих позорными, а между тем они в доказательство своей истинности в особенности останавливались на этих последних и рассказали все с точностью и большой подробностью, не опуская ни малого ни великого; о знамениях и чудесах они очень многое умолчали, а о страданиях и событиях, кажущихся позорными, на которых останавливались, все сказали все с точностью. Я же не сказав тебе ничего об этом, т. е. о чудесах и знамениях, дабы сильнее удержать всякий бесстыдный язык, представил то, что теперь явствует, теперь находится пред глазами, что яснее солнца, распространено по всей земле и объемлет всю вселенную, что совершилось превыше человеческой природы и было только делом Божиим. Ты говоришь, что Он не воскрешал мертвых? Но ты не можешь сказать, что нет церквей во вселенной, что оне не подвергались гонениям и что они не преодолевают и не побеждают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2:12). Представляя все это, пророк справедливо сравнивает с бессловесными животными тех людей, которые предпочли своему благородству порок и сами себя предали страстям животных. Тоже делают и другие пророки, желая таким сравнением возбудить стыд в бесстыдных слушателях. Так один из них говорит: « это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого » (Иер. 5:8), а другой: « вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего » (Ис. 1:3), выражаясь еще сильнее, нежели Давид; Давид сказал: « сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им », а этот говорит, что они сделались даже безумнее скотов, потому что и « вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет » (Ис. 1:3). 8. Другой премудрый муж, желая показать, что человек ленивый, беспечный и преданный праздности хуже муравьев, отсылает его к ним учиться трудолюбию: « пойди », говорит, « к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою » также повелевает ему идти к пчеле: « или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие » (Прит. 6:6–8; Еккл. 11:3). Третий говорит: « судьи его — вечерние волки » (Соф. 3:4). Еще иной: « сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне » (Иер. 3:2). А сын Захарии говорит: « порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? » (Мф. 3:7) Также Исаия: « высиживают змеиные яйца и ткут паутину » (Ис. 49:5). И сам пророк Давид в другом месте говорит: « яд аспидов в устах их » (Пс. 139:4); и еще: « ярость их подобна змеиной » (Пс. 57:5). Таков порок: человека, столь великого, столь славного и украшенного таким достоинством, он доводит до низости бессловесных животных. Поэтому и в настоящем псалме пророк, указав на два вида порока и предоставив другие соображению слушателей, так укоряет преданных им. Подлинно, что может быть безрассуднее человека, который напрасно, тщетно и со вредом для головы своей обходит вселенную и собирает бесчисленные богатства не для себя, а для других, неизвестных ему и даже часто для врагов и ненавистников? Хорошо сказал он: « оставляют чужим богатство свое ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

     Когда первый мир был уничтожен водами потопа, Господь, давая человечеству еще один шанс, пообещал, что «не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:11), и в знамение этого завета воздвиг на небесах радугу. Однако впоследствии люди перегнали в своем развращении допотопный уровень, и более чем тысячу лет спустя библейские пророки начинают тревожно говорить о том, что всеобщее наказание за грех будет, но осуществится оно с помощью уже не воды, но огня. Один за другим возвещают это библейские авторы, как бы намекая на то, что беззакония последних времен уже нельзя будет смыть водой, они могут быть лишь выжжены огненным пламенем. «Вот, придет Господь в огне... Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью», – предостерегает Исаия (Ис. 66:15-16). «Огнем ревности Моей пожрана будет вся земля», – пророчествует Софония (Соф. 3:8). Самый великий из рожденных женами, последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Завета Нового – Иоанн Креститель, – проповедуя о грядущем Мессии, говорит: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3:16-17). Сам Мессия в Своих проповедях тоже упоминает этот страшный образ огненного суда. Он говорит людям о геенне огненной, где червь не умирает и огонь не угасает (см. Мк. 9:47-48), и предупреждает, что «всякий огнем осолится» (Мк. 9:49). Христос умирает, воскресает, возносится на небо, и проповедь о грядущем пламени суда Божьего продолжают апостолы. Павел пророчествует о явлении «Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога» (2 Фес. 1:7-8). Подобное утверждает и апостол Петр, который пишет в своем послании: «стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). Вот и сегодня, братья и сестры, мы слышали в апостольском чтении ту же проповедь о приближающемся огне Божьего неподкупного суда. В этом огне будет уничтожен всякий грех, всякая нечистота, и перед Богом и всем миром откроется внутренняя суть всех человеческих поступков. «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:13-14), – говорит нам апостол Павел.

http://pravoslavie.ru/114744.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010