Том 1 Том 2 Том 3 Содержание Предисловие Общие понятия о русской иконописи 1. Сравнительный взгляд на историю искусства в России и на Западе 2. Русский иконописный подлинник 3. Метод изучения русской иконописи. – Источники иконописного предания 4. Изящество иконописного предания. – Природа и идеальность. – Иконописные типы 5. Отличие искусства русского от западного по способу представления иконописных предметов Отзывы иностранцев о русском национальном искусстве Мнение Г. В. Шульца о позднейшей византийской иконописи Жития русских угодников, как один из главных источников для истории русского церковного искусства Краткое обозрение истории византийского искусства «Жизнь Иисуса Христа» Ренана и современное церковное искусство на Западе Сравнение одного рельефа на портале Пармского баптистерия с миниатюрой Углицкой Псалтири XV века Московские молельни Для характеристики Древнерусского иконописца Символика христианского искусства в русских рукописных сборниках Современный вопрос о значении христианского музея в народном просвещении Новые иконы академика и профессора Е. С. Сорокина Сказание о создании церкви Св. Софии Сказание о создании великой Божией церкви святой Софии, еже в Константине граде. Юже создал благоверны царь Иустиан в лето 6060 ста на царство и быс всего царства его лет 34 Приложения О русских народных книгах и лубочных изданиях О народах на Страшном суде Образцы иконописи в Публичном Музее. В собрании П. И. Севастьянова Картины Русской школы живописи, находившиеся на Лондонской Всемирной выставке. (Выставлены для Московской публики в зале 1-й Гимназии, у Пречистенских ворот) Иконописное братство Издания Московского Публичного Музея Домашний быт Русских Царей в XVI и XVII столетиях Заметки из истории Чешской живописи Археологическая драгоценность Догадки и мечтания о первобытном человечестве Клинообразные надписи Ахеменидов в издании профессора К.А. Коссовича     Предисловие Издание сочинений покойного академика Ф.И. Буслаева , предпринятое Отделением русского языка и словесности, открывается трудами незабвенного ученого по русской археологии и истории искусства, хотя эти труды в его научной деятельности стояли несомненно на втором плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

24 мая в России отмечается День славянской письменности 24 мая. ПРАВМИР. В среду, 24 мая, Церковь чтит память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В России в этот день отмечается День славянской письменности, а также тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Константин составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы 24 мая. ПРАВМИР. Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в 2019 году выпадает на 24 мая. Подробнее о житии святых и их вкладе в православную культуру — в статье! Кирилл и Мефодий, 24 мая в 2019 — день памяти Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Церковь чтит память равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских 24 мая, 2014. Новостная служба Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. 24 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 1050-летию памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги Выступление Ольги Гавриловой в Общественной палате Российской Федерации 12.02.2019 1573 Время на чтение 6 минут «Величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры Православныя народу своему предвозвестившую» Стартовал новый 2019 год. Этот год необычный, юбилейный – 1050-летие памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, бабушки Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира. Первая святая женщина на Руси и правительница, ее называют просветительницей, первоучительницей, праматерью народа русского, богомудрой, Церкви нашей украшение, величие наше и похвало, виновницей нашего просвещения. Она – основание христианской нравственности, духовности, культуры и святости на Руси. Без княгини Ольги Русь не стала бы Великим государством и Святой Русью. Родилась и выросла Ольга в селе Выбуты Псковской области на берегу реки Великой, была дочерью крупного воеводы, который владел переправой через реку Великую. Однажды ей пришлось перевозить на другой берег реки юного князя Игоря. Была еще язычницей, но по закону совести жила, «…целомудрие яко зеницу ока блюла еси…», твердо отказала князю в мимолетной связи. Отказать князю – это смелость и уверенность в правде. Поэтому он не смог забыть её. Вскоре Ольга стала его верной женой и великой княгиней Киевской Руси. После гибели мужа красивая, молодая и умная великая княгиня Ольга не пошла замуж. Всей своей жизнью княгиня продолжала служить мужу, управляя русским государством вместо него целых 20 лет, ввела административные реформы и налоги. Преодолела путь в Константинополь (теперь Стамбул, Турция). Потрясенная красотой храма Святой Софии Премудрости Божией, Богослужением и учением Христа, опаленная благодатью, великая княгиня Ольга крестилась с именем святой равноапостольной царицы Римской империи (Византии) Елены. Ольга прошла с вестью о Воскресении Христовом всю Русь – Малую, Великую, Белую, от Киева до Витебска дошла, дала народу своему главное – смысл жизни и путь к святости, в Царствие Небесное, подготовила Русь к крещению, совершила апостольский подвиг, о себе и личной выгоде не думала. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. В селе Выбуты великая княгиня Ольга построила первый на Руси храм – св. Пророка Илии. По ее указанию в Пскове был построен храм во имя Святой Троицы: здесь ей был знак – три пресветлых луча ярко блеснули с неба на это место. Везде она воздвигала храмы и кресты, от них происходили многие чудеса для уверения неверных. Благодаря ей впоследствии ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это – заслуга православных монастырей на Руси, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси , жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого († 1054), сына святого равноапостольного Владимира . В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов. Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион, священник княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. " Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, - рассказывает преподобный Нестор Летописец . - Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу... " Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто " муж книжный " , но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое " Слово о законе и благодати " , в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913225.htm...

Владимир у Кремля Памятники князю — крестителю Руси установлены даже в Австралии и Аргентине 13 ноября, 2015 Памятники князю — крестителю Руси установлены даже в Австралии и Аргентине Москва определилась с местом для памятника святому князю Владимиру. Но где еще увековечен креститель Руси? Наша собеседница — человек, который знает о памятниках Владимиру абсолютно все: Галина Ананьина, автор готовящейся к печати книги «Святой равноапостольный князь Владимир в монументальном искусстве». — Галина Васильевна, эмоциональная дискуссия о месте памятника князю Владимиру Святославичу в Москве завершена досрочно. С местом определились. Но страсти вряд ли утихнут: спорили ведь не только о том, где стоять скульптуре. Были люди, которые спрашивали — зачем ставить памятник князю в городе, где он никогда и не был? — Я убеждена, что страсти разгорались от недостатка знаний. Святой Владимир не посещал Москву? Но вообще-то он скончался от болезни в своей резиденции под Киевом летом 1015 года. А первое летописное упоминание о Москве датировано весной 1147 года. Задам встречный вопрос: а бывал ли святой князь Владимир в Буэнос-Айресе? А в Лондоне? В Торонто? Или, скажем, в Брисбене? Но в Аргентине, Великобритании, Канаде и Австралии он увековечен в граните и бронзе. Святой князь и в Польше не бывал, но в этом году ему открыли памятник в Гданьске. Кроме того, руководствуясь такой логикой, можно спросить — чем дорог Креститель Руси для католического Рима? Но тем не менее месяц назад, 11 октября, освятили памятник князю Владимиру в римской Святой Софии. — Сам факт установки памятника князю Владимиру в Риме радует. Но один нюанс: на монументе князь Владимир назван «крестителем Руси-Украины». Вообще-то при его жизни была только Киевская Русь. В 988 году он выбрал православие в качестве религии для Древнерусского государства, крестился сам, приняв христианское имя Василий, крестил народ. Называть его крестителем Украины, это все равно что заявить: он — креститель РФ. Да не было при нем деления на Русь и Украину! Зачем корректировать историю?

http://pravmir.ru/vladimir-u-kremlya/

Скачать epub pdf Filioque – основное отличие Одним из основных различий между православными и франко-латинянами является учение о Святом Духе, так называемое Filioque. Франко-латиняне добавили в Символ веры эту фразу потому, что якобы Святой Дух исходит от Отца и от Сына (Filioque), искажая таким образом слово Христа и учение Отцов Церкви, как оно было выражено соборно на II Вселенском Соборе и на других Соборах. На этом пункте была сосредоточена антиеретическая полемика многих Отцов. Здесь я напомню главным образом о трех великих Светильниках, то есть свт. Фотие Великом, свт. Григорие Паламе и свт. Марке Эфесском Евгенике. В западной части объединенной Римской империи очень рано начало развиваться учение о том, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, тем самым разрушалось внутритроичное отношение между Лицами Святой Троицы. Однако, с течением времени, эта тема в конечном итоге стала центральным пунктом отличия Западной «Церкви» от Восточной Церкви. Мне хотелось бы отметить несколько характерных положений в которых проявляется упорство папизма в еретическом учении. Когда в 1054г. кардинал Гумберт сообщал папе о том, что он положил на престол Святой Софии Константинопольской во время Божественной литургии либеллиум, в котором анафематствовался Патриарх и все православные как еретики, главным же осуждением Патриарха и православных было то, что они посеяли множество плевел и «как духоборцы и богоборцы изъяли из Символа веры исхождение Духа и от Сына». То есть нас осуждали за то, что мы удалили эту фразу из Символа веры , который установил II Вселенский собор!! Некоторые утверждают, что эти анафемы ушли в прошлое и, следовательно, не существует проблемы. Конечно, все-таки проблема существует потому, что лишь простым деянием удалены анафемы, но не удалена ересь Filioque, которая конечно позже даже весьма усилилась. Величайший богослов папистов Фома Аквинский, которого называют Doctor angelicus, защищает эту ересь. В одном из замечаний на это учение он пишет: « Следовательно причина Святаго Духа является общей Отец и Сын». И в другом замечании он пишет: « Отец и Сын являются единой причиной Святого Духа». И он продолжает: « Хотя говорилось, что Святой Дух исходит только от Отца, но не исключается и Сын в этом исхождении».

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Скачать epub pdf Октябрь Преподобный Роман Сладкопевец 14 окт. (1 окт. по церк.кал.) Преподобный Роман, прозванный “Сладкопевец”, был по происхождению греком и родился в середине 5-го столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасие Дикоре (491–518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак празднику Рождества Христова: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Бог. (Кондак – краткая молитва , выражающая суть праздника). На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн “Дева днесь”, что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Почитать святого, говорит святитель Иоанн Златоуст, значит не только обращаться к его молитвенной помощи, но приобщаться его подвигу всей своей жизнью. Бог не оставляет Церковь во времена тяжких испытаний, но воздвигает из ее среды «мужей силы и разума». Именно об этом даре молимся мы среди сегодняшних потрясений — не менее ужасных, чем те, что пережило наше Отечество в самый трудный период своего существования — в XIII веке. Русская земля навсегда обязана благоверному князю Александру Невскому своим объединением и величием. Значение подвига этого святого для русской истории точно выразил извещенный свыше во время богослужения о его преставлении митрополит Кирилл: «Братия, знайте, что уже зашло солнце земли Русской». (В памяти невольно как эхо звучат слова, сказанные по поводу кончины другого Александра, тезоименитого святому князю: «Солнце русской поэзии закатилось»). Это было время, когда с востока на русскую землю двинулись бесчисленные татаро-монгольские полчища. А с северо-запада вплотную подступили к нашим границам — как сегодня войска НАТО — немцы, шведы и литовцы. Еще недавно каждый школьник знал эти даты: 1240 и 1242 год — сокрушительные победы русского воинства во главе с юным князем Александром над шведским полководцем Биргером, вторгшимся в новгородскую землю, и над ливонскими рыцарями, уже занявшими Псков. Битва на берегах реки Невы, после которой святой князь стал именоваться Невским, и битва на льду Чудского озера — знаменитое Ледовое побоище. А попытки присланных папой миссионеров «просветить» католичеством русскую землю столь же решительно были отвергнуты им. Перед сражением со шведами святой благоверный князь молился в соборе святой Софии, и, выйдя из храма, сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Бог благодатно дал ему узнать: сохранить в чистоте Православие и остаться верным ему — значит быть со всепобеждающим Богом. И потому угроза с Запада была опаснее, чем с Востока. Не случайно Запад воспользовался для своего прозелитизма ослаблением русских вследствие нашествия с Востока. Так будет и в 1917 году, когда папскому престолу покажется, что революция открывает широкое поле для его миссионерской деятельности. Так будет и после крушения Советского Союза, которое будет отмечено новой католической экспансией — особенно на Украине, в Казахстане и в Сибири. Страшно было татарское разорение Рязанского княжества, Москвы, Владимира и Киева. Но воистину соблазнители страшнее, чем разрушители. Политический компромисс был неизбежен, но — не компромисс со злом. Потому что из всякого компромисса со злом победителем всегда выходит диавол.

http://moral.ru/svyatoy-voin/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010