Максим, еп. селевкийский – VI.3 Максим, консул, тиран – I.20; V.11, 12, 14, 25; VI.2; VII.39 Максим, философ – III.1, 21; V.21 Максимиан Геркул, император –1.2 Максимилиан, еп. константинопольский – VII.35, 37, 40 Максимилиан Галерий – I.2 Максимилиан, префект – IV.29 Максимилл – II.37 Максимин, цезарь – I.2 Максимин, советник Ардавурия – VII.20 Манес – I.22 манихейство – I.22 Марафоний, еп. никомидийский – II.38, 45 Мардоний, евнух – III.1 Мариан, консул – VII.22 Марин, еп. – VI.12, 23 Марис, еп. халкидонский – I.8, 27, 31, 35; II.12, 18, 41; III.12 Марк, пресвитер – VII. 46 Марк, еп. – II.28 Марк, еп. – II.28 Марк, еп. аретузский – II.29, 30 Марк, еп. сирийский – II.18 Марк, философ – III.23 Маркелл, консул – II.8 Маркелл, еп. анкирский – I.36; II.15, 18, 29, 42 Маркелл, еп. галатийский – II.20, 21, 23, 26 Маркелл, еп. – IV.19 Маркиан, еп. константинопольский – IV.9; V.21; VI.1; VI1.12, 46 Маркиан, еп. лампсакский – V.8 Мартирий, еп. – IV. 12 Мартирий, еп. мопсуэстский – II.19 Маруфа, еп. месопотамский – VI.15, 19; VII.8 Матфей, библ. – I.19 мелетианство – I.6, 9 Мелетий, ересиарх, еп. севастийский – I.6, 9; II.43–45; III.6, 9, 25; IV.1, 2, 26; V.3, 5, 8, 9; VI.3, 9; VII.36 Мелит, философ – III.23 Мемнон, еп. эфесский – VII.34 Менедем, еп. – IV. 16 Меробавд, консул – V.10, 11 Меропий, философ – I.13 Мефодий, еп. г. Олимпа (Ликия) – VI.13 Мильсий, еп. – IV. 12 Мина – I.6 Минерва, миф. – III.23 Минодор, еп. – IV. 12 Митра, миф. – III.1 Митродор, философ – I.19 Митрофан, еп. константинопольский – I.37 Модест, префект – IV. 16 Моисей, библ. – I,18, 36; III.23; V.12; VI.22; VII.22, 38, 42 Моисей, пустынник – IV.36 Монаксий, консул – VII. 17 Монтан, ересиарх – I.23; II.37; VII.32 Мосх, библ. – VII.43 Нарсес, перс. царь – VII. 18 Нарцисс, еп. антиохийский – II.9 Нарцисс, еп. иерусалимский – VII.36 Нарцисс, еп. киликийский – II.18, 26, 41 Нектарий, еп. константинопольский – V.8, 10, 13, 19; VI.1, 2, 19 Неон, еп. – IV.12 Неона, еп. селевкийский – II.42 Непоциан, племянник Констанция – II.26

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Παρασχευ " ζουσι συναινσαι τατη Aiβεριον, и проч. Перевод латинский бенедиктинцев: «Effecerunt ut Liberius … ei formilae consentirent. Созомен, следственно, положительно утверждает, что ариане успели заставить Либерия подписать их формулу; только епископ Римский сделал оговорку в пользу учения подобной по сущности. Не худо привести этот новый пример добросовестности и учености историков–папистов. Что же касается свидетельств св. Афанасия, то Даррас даже о них не упоминает. Что не нравится – того и не надо. 306 См. Lib. Pontif. t1 Acla s. Eusebii. Во время ссылки Либерия на престол его поместили Феликса, изгнанного из Рима при возвращении Либерия; по вышеупомянутым памятникам, он оказался православнее своего совместника. (Созом., И. Ц., кн. IV, гл. 15; Феодор., И. Ц., кн. II, гл. 17). 307 Либер., Посл. к епис. Вост., по св.. Илар. Пикт., Отрывок VI, §§ 5 и 6; Созом., И. Ц., кн. IV, гл. 15. (См. замечан. по сноске 59 в конце сей книги). 308 См. Lib. Pontif. и Acta s. Evsebii; Созом., И. Ц., кнι. IV, гл. 15; Феодор., И. Ц., кн. II, гл. 17. 309 Согласно сказанию св. Илария (Отрыв. VI, § 7), епископы эти были: Наркисс, Феодор, Василий , Евдоксий , Демофил, Цекропий , Сильван, Урзас, Валенс, Евагрий , Ирений , Ексуперантий ; Терентий , Васс, Гавденций , Македоний , Марф, Актик, Юлий Сурин Симплик, Юпор. Святой Иларий утверждает, что все они были еретиками. 318 Это то, что называлось первой формулой Сирмиумской. См св. Афан., О Соборе, § 27 и св. Илар. Пикт., О Соборах, § 38. 319 Она известна под названием второй формулы Сирмиумской. См. св. Афан. О Соборе, § 28; св. Илар. Пикт., О Соборе, гл. 11; Сократ., И. Ц., кн. II гл. 30. 320 Сокр., И. Ц., кн. II, гл. 37; Созом., И. Ц., кн. IV, гл. 12 и 13; Феодор., И. Ц, кн. II. гл. 25; Епиф. О ерес., 73; св. Илар. Пикт., О Соборах. 322 Сократ, И. Ц. кн. II, гл. 37. Сократ, так выражаясь, делает указание на события, последовавшие за настоящим собором в Римини. 325 Сокр., И. Ц. Это замечание Сократа служит доказательством, что Осией и Либерием была подписана не третья формула Сирмиумская, а именно вторая, как то было нами сказано, составленная в начале 358 года, около времениˆвозвращения Либерия в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

4-ieme serie, p. 48. Paris, 1877. 217 Rot he . Vorlesungen iiber Kirchengeschichte. B. I, 211—212. 299. 218 Propst . Kirchliche Disciplin, S. 26. Tubing, 1873. 219 Творен. Киприана. I. Письма, стр. 304—305. 220 Там же, стр. 253. 221 Там же, стр. 308. 222 Pressense . См. вышеуказ. его сочинение, р. 201. 223 Постановления Апостольские , кн. II, гл. 19.33.26.14. Рус. перевод. Казань, 1864. Подробное же читаем и в Die Syrische Didaskalia, S. 49—50. Cf. 269. 224 Постан. Апост. , кн. II, гл. 27.30—31.35. 225 Никитин . Синагоги иудейские как места общественного богослужения, стр. 303. Киев, 1891. 226 Памятник II века «Учение двенадцати Апостолов», гл. XI, ст. 1—2.8. 227 Pressense . Выше цитированное сочинение, р. 16. 228 Сочинение его «О крещении», гл. 17. 229 Harnack . Lehrbuch d. Dogmengeschichte, S. 349—350. Band 1. Freiburg im Br., 1886. 230 Rothe . Vorlesungen iiber Kirchengeschichte. 1, 217. 231 Clementis Romani Homiliae, p. 13—14. Edit. A. Dressel . Getting., 1853. 232 Киприан . Т. I. Письма, стр. 112—113. 233 Кн. II, гл. 25 и 24 ad fin. 234 Творен, св. Киприана, I, 112—113. 235 Евсевий . Церк. История, кн. IV, гл. 23. 236 Pressense . La vie ecclesiastique, religieuse des chretiens, p. 64. Paris, 1877. 237 Die Quellen der Apostolischen Kirchenordnung — van Harnack . S. 9. 12. Leipz., 1886. 238 Евсевий . Церковная История, III, 30. 239 Stromat., Lib. Ill, cap. 12 ad fin. 240 Philosoph., IX, 12, р. 460. 241 Творения св. Киприана в русск. перев., т. I, стр. 136. Изд. 2-е. 242 Творения Киприана, т. I, стр. 213. Женатым священниками во времена Киприана были еще Цецилий и Нумидик. 243 См. Евсевий . Истор., VII, 30. Творения Киприана т. I, стр. 104—108. А также ниже в главе: нравственное состояние духовенства во II и III веках. 244 Сократ . Церк. История, кн. I, гл. 11. 245 Творения Григория Богослова в русск. переводе. Т. III, 298. М., 1844. 246 Св. Епифаний . О ересях. Ер. 59, глав. 4. Творен, его, т. III, стр. 31, в русск. перев. 247 Сократ , II, 43. Об Евстафии см. книгу Loofs " a Eustathius von Sebaste (Halle, 1898).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

40, 72; «Апология» II 39, 45; ср. III 34, 37; «Государство» VIII 83, ср. III 34; «Евфидем» II 30, IX 53; «Законы» III 3, 9, 34, 40; «Менон» II 38; «Нравственные записки» III 44; «О душе» II 55, 65; III 36, 37; «Парменид» IX 25; «Пир» II 28; «Протагор» I 41, 77, 108; IX 50; «Соперники» III 4; «Софист» IX 25; «Федон» II 42; «Федр» III 25; IX 25; «Феэтет» II 18; IX 51. Плутарх IX 60; «Жизнеописание Лисандра и Суллы» IV 4. Полемон II 104; III 46; IV 58; V 85. Полиевкт VI 23. Поликрит Мендейский, «О Дионисии» II 63. Посидипп, «Перевезенцы» VII 27. Посидоний из Апамеи VII 39, 62, 87, 92, 103, 128, 142, 157; X68, ср. VII 41, 84, 146; X 4; «Метеорология» VII 152; «О богах» VII 138, 139, 148; «О гадании» VII 149; «О критерии» VII 54; «О конечных целях» VII 87; «О мире» VII 142; «О надлежащем» VII 124, 129; «О небесных явлениях» VII 135, 144; «О слоге» VII 60; «О судьбе» VII 138, 149; «Поощрение» VII 91, 129; «Рассуждение о физике» VII 134, 140, 143, 144, 145, 153; ср. VII 154; «Рассуждение об этике» VII 91. Потамон, «Первоосновы» I 21. Праксифан Родосский III 8. Протагор IX 51; «Противоречия» III 37. Сабин III 47. Сатир I 68, 82; II 26; III 9; VIII 58, 59, 60; «Жизнеописания» (Обзор Сатировых «Жизнеописаний», «Сокращение» по Сатиру) II 12, 43; III 26; VI 80; VIII 40, 53, 58; IX 26. Секст Эмпирик IX 87. Селевк IX 12; «О философии» III109. Силен из Калатии, «История» II 11. Силл, «Введение к догмам» VII 39. Симонид Кеосский I 76, 90; IV 45, ср. VIII 65. Сократ II 42. Солон I 47, 49, 50, 52, 61, 64– 67. Сосибий Лаконский I 115. Сосикрат Родосский I 38, 49, 62, 75, 95, 101, 106; VI 82, VII163; «Преемства» I 107; VI 13, 80; VIII 8. Сосифей VIII 173. Сотион I 98; II 85; IX 5, 18, 20, 21, 115; «Диокловы опровержения» X 4; «Преемства» (философов)», («Обзор Сотионовых «Преемств " », «Обзор Сотиона», «Сокращение по Сотиону») I 1; II 12, 74; V 79, 86; VIII 7, 86; X 1; ср. I 7; II 85; VI 26, 80; VIII 44, 58; IX 110, 112. Софил II 120. Софокл, «Эномай» IV 35, ср. II 82, X 137. Спевсипп, «О философах» IX 23; «Платонова тризна» III, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Испроси для нас благодать покаяния, предстательствуй о даровании нам жизни вечной, да Твоими молитвами наследуем Царствие Небесное и сподобимся славить Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Присносущным Ему Духом, во веки веков. Аминь. Примечания: 1 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. IV, 14. M., 1844. С. 256. 2 Митрополит Филарет. Слова и речи. Изд. 2. Ч. 1. С. 179.   3 Избранные Слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы… С. 130. 4 Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Богородицы//Избр. Слова. С. 22. 5 Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Богородицы//Избр. Слова. С. 15. 6 Слова и речи. Ч. 1. С. 157. 7 Там же. С. 189. 8 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. III, 12. С. 167. 9 Там же. С. 169. 3 10 Христианское чтение. 1828. Ч. XXXII. С. 251. 11 Христианское чтение. 1825. Ч. XVII. С. 44. 12 Там же. С. 51. 13 Там же. С. 97. 14 Сократ. Церковная История. СПб., 1850. С. 558. 15 Христианское чтение. 1840. Ч. III. С. 209. 16 Послание к Кледонию. (Patrol. Curs, coinpl. Т. Col. 177). 17 Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1859. Т. I. C. 452. 18 Там же. С. 638. 19 Mansi. Т. V. Col. 172. 20 Христианское чтение. 1841. Ч. I. С. 232. 21 Книга правил Апостольских, Соборов и Отцов. С. 3. 22 Там же. С. 62. 23 Иоонн Дамаскин. Цит. соч. Кн. III. Гл. 12. С. 167. 24 Избр. Слова. С. 18. 25 Св. Герман, Константинопольский патриарх. Там же. С. 82. 26 Начальные слова молитвы: «Богородице Дево» прибавлены Православною Церковию к приветствию Архангела со времени Нестория, в опровержение лжеучения ею о лице Пресвятой Богородицы. Goan, Eucholog. graecuin, pag. 26 (edit. Venetiis, MDCCXXX). 27 Слова и речи. Ч. I. С. 162. 28 Иоанн Дамаскин. Цит. соч. IV, 14. С. 260. 29 Беседа V на Евангелие от Матфея… 3. (Patrol. Curs, compl. Т. LVII. Col. 58). 30 Иоанн Дамоскин. Цит. соч. IV, 14. С. 261. 31 Против ересей. LXXVIII   8, 9 (Patrol. Curs, compl. Т. XLII. Col. 709, 712). 32 Против ересей. LXXVIIL … 6. (Patrol. Curs, compl. Т. XLII. Col 705). 33 Книга правил.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

248 Творения Григория в русском переводе. Т. II, 137. М., 1844. 249 Творения Афанасия Александрийского в русск. переводе. Т. I, 398. Изд. 1-е. 250 О сане епископском в отношении к монашеству в церкви Восточной, стр. 10. М., 1862. 251 Краткое слово о вере вселенской. Творения его в русск. перев. Том V, стр. 351. 252 Арх. Порфирий . Жизнь Григория Богослова, стр. 7, М., 1864. 253 Ecclesiastica Historia, lib. XI, cap. 19. 254 Palladii . Dialogus historicus de vita loannis Chrysostomi, cap. 54. 255 Остроумов . Синезий, епископ Птолемаидский, стр. 108. М., 1879. 256 Codex Justiniani. Lib. I, tit. 3, cap. 42. Novella VI, cap. 1. 257 Hefele . Conciliengeschichte. B. I, S. 168. Freiburg im Br., 1873. 258 Migne . Patrologiae cursus. Latina series. Tom. XIII, p. 1138 et cet. 259 Против Вигилянция. Творен. Иеронима в русск. переводе. Т. IV, 295. Киев, 1880. 260 Например, см., прав. 34 (по Книге Правил). 261 Leonis Magn . Epistola ad Rusticum episc. Narbon. n. 3. 262 Hefele . Conciliengeschichte. B. II. S. 762 (can. 12). Freib., 1875. 263 Epist. 95. Ср. Христ. Чтение (Об участии паствы в делах церковных). 1861, т. II, стр. 395. 264 Творения св. Василия Великого в русск. перев. Том VI, стр. 74. Серг. Пос., 1892. 265 Epist. 89 (ad episc. eccles. Viennens.), epist. 84 (ad Anastas.). Ср. Христ. Чт., , 1861, т. II, 394—395. 266 Деяния Вселенских соборов в русск. переводе. Т. I, стр. 79. Изд. 2-е. 267 Hefele , В. II, 57. 268 Schaff . Geschichte der alten Kirche, S. 625. Изд. 1-е. 269 Творения Григория Богослова, т. II, стр. 133—134. 270 Paulinl . Vita S. Ambros. nr. 6. Сократ , IV, 30. Созом. , VI, 24. Феодорит , IV, 7. В подобном же роде, как понимаем мы событие избрания св. Амвросия, понимает и г. Самуилов в книге «История арианства на латинском Западе», стр. 88 (СПб., 1890). Нужно сказать, что рассматриваемому событию дают иногда в нашей литературе странное толкование. Так, иногда передают факт следующим образом: когда Амвросий явился в храм для водворения порядка, то вдруг какой-то голос, как бы детский , прозвучал: Амвросий — епископ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

947 Patrum Nicaenorum... , XVIII. 948 Patrum Nicaenorum... , XLV-XLVI. L. 949 Очень интересны старания авторов разобраться в вопросе: существовала ли в актах подпись имени св. Николая Мирликийского. Оказывается, что ее не значится в списках: латинских (р. 40), коптском (93), сирийском (111), сирийском: Ебедиезу (135) и в армянском (205). А встречается она у Феодора Чтеца (67), в греческом ватиканском (73) и в арабском (181). Внесено же оно в эти позднейшие списки не из списков подписей, а из жития этого святителя (р. LXIX). 950 Стр. 32. 951 Ките . Das Nicanischkonstantipolitan. Symbol. S. 28. Leipz., 1898. Schmidt . Zll Echtheitsfrage des Nicaeno-Constantin. (Neue kirchl. Zeitschrift., 1899, S. 949). 952 Mansi VI, 956. Деяния . III, 129—130. 953 Mansi . Tom. VII, 81. Деян . IV, 37. 954 Mansi . VII, 281. Деян . IV, 115. 955 Mansi . Ibid, 444—445. Деян .. 166. 956 Проф. М. А. Остроумов . Введение в церковное право, стр. 258 и далее. Харьков, 1893. Проф. Н. С. Суворов . Учебник церк. права. 157—158. М., 1902. 957 Проф. Остроумов . Ук. соч. О VI веке — стр. 321, а о позднейших — стр. 206. 958 Деяния.. . , I, 248. 959 Ibidem. 282. 960 Ibid. 286. 961 Ibid. 356. 962 Ibid. 287. 963 Mansi , VI, 632. Деян ., Ill, 85. 964 Под заглавием: εκ τν πεπραγμενων εν Εφεσω τη πρωτη συνοδω (Mansi . Tom. VI, col. 872). 965 Деян ., т. Ill, 188—194 (­ Деян. I:224 и дал.). Сравни еще: III, 183 и 1, 196. 966 Деян ., Ill, 199—204 (­ Деян. I:230 и дал.). 967 Деян .. Ill, 199; 187—188, 195—199 (­ Деян. I:193 и дал.). Сравни еще: III, 99 и I, 203. 968 Разумеется, состав этих актов потом умножился через присоединение многих документов, имевших отношение к собору 431 г., но это обстоятельство выходит за пределы вопроса о происхождении актов и входит в круг вопросов о коллекционировании документов, принадлежащих к истории того или другого собора. 969 Mommsen . Romisches Staatsrecht. В. III. 2 Abtheil. S. 1015—1016. Leipz., 1888. 970 Сократ , II, 30. 971 Филосторгий . Церк. история. Кн. IV, гл. 12. 972

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Если этот вопрос перед читателем встал всерьез, значит, цель книги достигнута. Аристотель для нас является бескомпромиссным и мужественным ответом на вопрос о смысле жизни. Но ясно, что при всей глубочайшей поучительности его примера мы должны идти своим собственным путем. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Так же можем сказать и мы. Аристотель нам друг, но истина для нас дороже. А вот какое решение избрать на путях искания истины и на путях преодоления противоречий жизни, особенно безвыходных, это каждый из нас может придумать только сам и может выстрадать лишь самолично. ПРИМЕЧАНИЯ К КНИГЕ «АРИСТОТЕЛЬ» (1) XIV, 1 (2) IX, 22-23 (3) III, 19 (4) IV, 9 (5) III, 19 (6) «Метафизика» I, 8; I, 9; III, 2 и III, 6 (7) I, 1 (8) «Метафизика» II, 1 (9) «О душе» I, 1 (10) «Риторика» I, 11 (11) V, 8; XIV, 3 (12) XIII, 4 (13) фрг. 647, 2-е изд. (14) Плутарх. «Александр» 8 (15) Плутарх. «Александр» 7 (16) фрг. 646 (17) Письма 30, 31 (18) фрг. 171 Узенер (19) Академический трактат второй I, 17 (20) X, 2 (21) I, 9 (22) VI, 6 (23) X, 7 (24) VII, 12 (25) «Метафизика» XII, 7 (26) «О частях животных» (27) I, 14 (28) Аристотель. «Письма» (29) Аристотель. «Письма» (30) «О судьбе и доблести Александра» I, 6 (31) Плутарх. «Александр» 47 (32) Авл Геллий XX, 5 (33) VII, 7 (34) I, 26, 90 (35) Плутарх. «Александр» 27 (36) Плутарх. «Александр» 26 (37) фрг. 645 (38) «Вторая аналитика» I, 33; 30; 31 (39) «Политика» VII, 4 (40) «О небе» II, 4 (41) «Физика». VIII, 1 (42) «Метафизика» XII, 7 (43) фрг. 80 (44) «Метафизика» I, 2 (45) «Метафизика» XII, 8 (46) «Метафизика» XII, 7 (47) «Риторика» II, 12 (48) «Риторика» II, 13 (49) «О природе богов» II, 37 ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ ПЛАТОНА • 428–427 гг. до н. э. — В день рождения Аполлона в Афинах у Аристона и Перикгионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. • 408 г. — Платон встречает Сократа и становится его учеником. • 405 г. — Сократ встречается с софистом Горгием Леонтинским. • 399 г. — Сократа обвиняют в нечестии и осуждают на смерть.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

Константин сделал распоряжение ( Сократ , I, 27). Однако, Арий, бывший стариком, не перенес волнений и скоропостижно скончался ранее совершения акта введения ( Сократ I, 38; Созомен II, 29-31). Начавшуюся в Церкви борьбу после помилования Ария и возвращения на кафедры Евсевия и Феогниса историк Сократ ( Сократ . Ц. История I, 23) уподобляет «ночному сражению», где большинство не знало кого и за что били. Первою жертвою арианских происков сделался Евстафий Антиохийский ( Сократ . Ц. История I, 24; Феодорит. Ц. История I, 21). Он вступил в литературную полемику с Евсевием Кесарийским по поводу Никейского символа ( Сократ . Ц. История I, 23). Он первый подметил зарождавшееся на Востоке недовольство Никейским определением и начал с ним борьбу в литературе и жизни. Он прервал церковное общение с уклонявшимися от слова «единосущный», — отказавшись принять в клир знаменитых в будущем — арианствовавших — Леонтия, — позже Антиохийского епископа, Евстафия Севастийского, Георгия Лаодокийского и других ( Афанасий. История ариан с. IV). Догмат о Сыне Божьем Евстафий раскрывал с христологической стороны. Как и все старшие защитники Никейского символа, Евстафий не различал между терминами «сущность» и «ипостась». Многим казалось, что Евстафий, подобно Савеллию, сливал лица Святой Троицы. Дело против него было поставлено на Антиохийском Соборе 330 г., на котором присутствовали враги «омоусии:» Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Евсевий Кесарийский, Патрофил Скифопольский, и другие. Не имея возможности обвинить его прямо в савеллианстве, его обвинители придумали такую формулу, что он «умствовал более по Савеллию, чем по разуму Никейского Собора» ( Сократ . Ц. История I, 24). К этому было присоединено обвинение в оскорблении матери царя и в любодеянии. Евстафий был низложен и сослан в Иллирию ( Афанасий. История ариан с. IV). После этого антиникейцы обратили внимание на другого выдававшегося представителя никейской веры. Маркелл Анкирский  — ум сильный и оригинальный. Он поставил себе задачу, раскрыть несостоятельность Оригена, доказать происхождение его из языческой философии, но при этом он создал такую систему, за которую сам был осужден, хотя ему казалось, что он твердо стоял на почве Евангелия Иоанна. Он присутствовал на Соборе 335 г. в Тире и Иерусалиме, осудивших Афанасия и принявших Ария. Он ясно тогда понял, к чему направлены усилия ариан. Поэтому бежал с Иерусалимского Собора в Константинополь и подал книгу императору Константину. Эта книга, переданная Константином евсевианам, дала основание для обвинения его в савеллианстве, на Константинопольском Соборе 336 г. 5-го февраля и для низложения его. Этой книгой Маркелл нанес громадный вред всем истинным защитникам Никейского символа. Враги его воспользовались его книгой, показав всему Востоку, к чему влекут защитники Никейского Собора, отстаивая слово «единосущный» ( Сократ , I, 36; Созомен , I, 33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Вся его жизнь была посвящена поиску истины, борьбе с релятивизмом софистов. В конце концов софисты подали на него в суд, обвинив Сократа в том, что он якобы развращает юношей и учит о том, что нет богов. После судебного заседания Сократ был приговорен к смертной казни. Впоследствии, как указывает блаж. Августин, «негодование народа обратилось на двух обвинителей его до такой степени, что один из них погиб от рук толпы, а другой смог избежать подобного же наказания только добровольной и вечной ссылкой» (О граде Божием, VIII, 3). Сократ никогда не излагал свои мысли письменно, и все, что мы знаем о Сократе, – это, главным образом, диалоги Платона. Для Сократа философия и жизнь были одним и тем же. Сократ жил философией, всем своим поведением показывая убежденность в истинности своих взглядов. У свт. Василия Великого приводится эпизод из жизни Сократа: «Некто, нещадно нападая на Сократа, бил его в самое лицо, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лицо у Сократа от ударов уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить, Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, а только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: “делал такой-то”; и тем отомстил. Поскольку это указывает на одно почти с нашими правилами, то утверждаю, что весьма хорошо подражать таким мужам. Ибо этот поступок Сократа сходен с той заповедью, по которой ударяющему по щеке должен ты подставить другую» 2 . Когда Дельфийский оракул сказал, что нет никого мудрее Сократа, Сократ объяснил это пророчество следующим образом. Сократ говорил, что он ничего не знает, поскольку все знает лишь Бог. Люди же считают, что они многое знают, а на самом деле они ничего не знают, даже того, что они ничего не знают. Поэтому Сократ и умнее всех людей, потому что он знает хотя бы то, что он ничего не знает. «А на самом деле, – утверждает Сократ, – мудрым-то оказывается Бог , и этим изречением Он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит» (Платон.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010