Изотовы Мария Николаевна, Павел Александрович и дети      Когда муж умер, Марии Николаевне было 42 года. Муж любил Марию Николаевну так, что из ссылки ежедневно писал ей, и, когда он скончался в далеком Котласе и она молилась о упокоении его души, ежедневно заплаканная отстаивая на коленях обедню, дома ее ожидало его очередное письмо, несущее ей, словно свет далекой угасшей звезды, любовь и верность супруга. Он был сердечником, получив от своей матери по наследству и болезнь – незаращение Боталлова протока, – и аналогичный материнскому сценарий смерти. Она умерла после пневмонии в 40 лет, и он примерно в том же возрасте от пневмонии: подхватил ее случайно, греясь на обманчивом весеннем архангельском солнышке, ожидая после окончания срока ссылки, когда же можно будет переправиться через реку. К моменту окончания его срока река, которую надо было переплыть, чтобы добраться на станцию и ехать поездом в Ленинград, стала непроходимой преградой, и ему пришлось зимовать в ожидании переправы у прежней хозяйки, уже свободным. Верующая хозяйка, у которой он жил, прислала вдове его вещи. Потом дочь Леля ездила поправить его могилку. Сама Мария Николаевна уже больше туда не ездила. Только лишившись любимого супруга и отправив в самостоятельное плавание по житейскому морю двух дочерей, Мария Николаевна решится на монашество. Яркая иллюстрация евангельских слов Господа о том, как любовь земная может стоять на пути любви Небесной, «ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10: 35–38). О ее постриге и причастных к нему замечательных людях надо рассказывать особо. Высылка в Вышний Волочек В 48 часов Мария Николаевна должна была покинуть Ленинград Причина высылки Изотовых из Ленинграда весной 1930 года неизвестна. Может быть, потому и не сохранилась она в памяти Ольги Борисовны: идея очистки города Ленина от остатков старого мира витала в воздухе, причина была всем понятна без слов, а предлог для высылки был несущественен. Когда советская власть дала ей на раздумье, куда и как в 48 часов исчезнуть из Ленинграда, Мария Николаевна, спрятавшись у старшей дочери, чтобы поправиться от воспаления легких, срочно распродала, что можно было, и выехала в Вышний Волочек с матерью и не начавшими самостоятельной жизни детьми: младшей дочерью 15-летней Ксенией и четырьмя сыновьями. Две ее старшие дочери, к тому времени уже имевшие свои семьи, остались в Ленинграде.

http://pravoslavie.ru/117172.html

Как-то благословит Господь написать? Молитвенно вручаю Вас Господней руке и покрову Пречистого. Простите. Всегда Ваш убогий богомолец. 12 декабря 1930 г. Милая Нина! Господь с Вами! Вчера получил Ваше письмо. Спасибо. Простите, что у меня не было возможности написать Вам, и мое поздравление придет к Вам после 14-го. Слава Господу и за эту радость сейчас писать Вам. А мысленно я буду у Вас и сегодня вечером, и завтра, чтобы по молитве Господу, благословить Вас и порадоваться всему Господнему промышлению о Вас. Дорожите им пуще всего. С ним жизнь и счастье. Пусть через скорби... Значит, так надо для нас, и в общем плане Божьих забот о мире. В качестве подарка для Вас пишу, с Божьей помощью, «образок». Вы интересовались объяснением слов Евангелия Марка, 4 гл. ст.10–12. Вот как надо их понимать. «Когда же остался без народа (Христос), окружающие Его... спросили Его о притче (о сеятеле). И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». Вот слова большой радости, а вместе и трепета. В отношении ко Христу одни люди – слушатели. Послушали и ушли. Другие – ученики и последователи. Эти остались, чтобы наполниться словом Господним и следовать Слову. Первые – «внешние», вторые, очевидно, «свои». Первые – смотрят и не видят, слышат и не разумеют. Вторые – пронизают невидимое, и им открыты тайны Царствия Божия. Вникай, вникай! У настоящих учеников открыты глаза, и они видят тайны Божьего Царства. Они, зрячие, знают, куда идут, и знают, что только один путь. Они, счастливые, бегут во свете к одной своей цели, потому что в сердце у них открытая им тайна. Она влечет их! Господи! Как же блаженны видящие! Как счастливы ходящие во свете! Им открыты Твои тайны. И Твое Царство влечет их. И как жалки невидящие. Они бродят в потемках. И нудно ползут своими земными путями, да не обратятся и прощены будут грехи их. Так и есть в жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

«Как это может быть?» – спрашивал в страхе Никодим Господа о духовном рождении. Да! Церковь есть «великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3, 16 ), тайна духовного рождения и жизни в истории непорочного тела Христова. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 32 ). Это есть «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф. 3, 9, 10 ). Церковь есть тайна благодати, столь же непостижимая и невероятная для рассудка, как и сердце этой тайны – вкушение Тела и Крови Господней. Так это и было – не только для современных кальвинистов, но и для иудеев 1930 лет тому назад: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем… Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» ( Ин. 6, 56, 60 ). Церковь слушала, и мы живем в этой вере Церкви так же, как в ней жили люди в любой другой век. На богословской конференции в Хельсинки в 1959 году один вполне ученый представитель Всемирного Совета Церквей сказал, что православие существует только с 1054 года, – со времени разделения церквей. С IV века мы храним определения Церкви как единой, святой, соборной и апостольской. Первый эпитет устанавливает единственность Церкви: «А что Церковь одна, это возвещает Дух Святой в Песне Песней, говоря от лица Христова: «едина есть голубица моя, совершенная моя» (святой Киприан Карфагенский ). Второй – ее святость: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5, 25–27 ). Третий – ее соборность, кафоличность, единство, или целостность, Церкви всех веков и всех народов: «Единство духа в союзе мира (так как. – С.Ф.) одно тело (Церкви. – С.Ф.) и один дух» ( Еф. 4, 3–4 ). Нам говорят, что наша Церковь началась с 1054 года, а нам кажется, что кто-то из нас стоял с мироносицами на Голгофе, что наша мысль воспитывалась в школах до-Никейских отцов. В Церкви нет прошлого, а все в бытии вне-временного нетления, все в божественной вечности, поэтому Церковь апостолов, мучеников и подвижников прошлых веков истинно живет в настоящее время в святых воздыханиях современных участников ее жизни, людей, хоть и оскудевшей, но все еще не умирающей веры. Это вне-временное и вне-пространственное единство Церкви только потому возможно, что она есть действительно не общество, не гуманитарно-моральная человеческая организация, а именно таинственный Организм единого Тела. Сущность всякого тела – единство. Соборность Церкви есть единство святого Тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Максимы. Пер. Э. Линецкой. М.: Худ. лит., 1974, с. 35. 5 Беседа с руководителем религиозной программы Русской службы Би-би-си «Воскресение» протоиереем Сергием Гаккелем 30 июля – 10 декабря 1994 г. 1-я публ. (под назв. «О медицинской этике», с небольшими сокращениями): Независимый психиатрический журнал. 1995, 1. 6 Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте ( Быт 9:4 ). В библейском словоупотреблении (нефеш – дыхание, душа) означает жизнь: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт 2:7 ). Причина запрета на вкушение крови не выяснена. Одна из возможных гипотез состоит в том, что соблюдение этого запрета давало возможность реинкарнации или бесконечного продления жизни убитых и съеденных животных, если их кровь ритуальным образом излилась на землю (такое объяснение существует в Каббале и у некоторых ее современных толкователей: см.: Рабби А. Штейнзальц «Вавилонский Талмуд. Антология Аггады». М.-Иерусалим, 2001, т. 1, с. 162–171; см. также: Тантлевский И. Р. «Введение в Пятикнижие». М.: РГГУ, 2000, с. 245–251, 355–360): Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею ( Лев 17:13 ). 7 На Архиерейском соборе, проходившем 13–16 августа 2000 г., был принят документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором, в частности, были обсуждены вопросы медицинской этики. См.: « Церковь и мир. Основы социальной концепции РПЦ». М.: Даниловский благовестник, 2000, пп. XI-XII. 8 Необходимость созыва Всеправославного собора (или Святого и Великого Собора Православной Церкви) была осознана еще в 1920–1930-е гг. Его подготовка началась на Первом Всеправославном совещании в 1961 г. на острове Родос и была продолжена впоследствии на других подобных совещаниях, работу которых координировал специальный секретариат (в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези, Женева) и межправославная подготовительная комиссия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Народы Сибири ждут веры (+ ФОТО) Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова 23 июня, 2011 Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова Блаженны не видевшие и уверовавшие! Вера и неверие – два подхода к жизни, два подхода к духовным реалиям. Святой апостол Фома сомневался, и Господь явил ему милость — дал возможность вложить персты в раны Спасителя. «Если не увижу — не поверю». Иногда, чтобы верить, нужно что-то видеть. Христос сказал пришедшим к Нему от Иоанна Крестителя с вопросом: «Ты ли Христос?» — придите и посмотрите. Наша жизнь должна быть отражением нашей веры. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы, и то, что в сердце человека, то будет и на устах его. Немногим ниже описания событий со святым апостолом Фомой Иоанн Богослов пишет замечательные слова: « Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ». Как святой апостол, многие народы пришли ко Христу — и, вложив свои персты в Его раны, уверовали. Народы соприкасались с Его Телом — с Церковью — и становились христианами. Меня восхищает, что в XIX веке такие подвижники благовестия как святитель Иннокентий, митрополит Московский , святитель Макарий Алтайский и многие другие пронесли весть о Христе через всю Сибирь и Дальний Восток. Коренные народы услышали весть о Христе и приняли ее. Конечно, было много труда и трудностей. Один только факт перевода Евангелия на язык того или иного народа говорит о невероятном труде. В бурятском поселке, где я живу, под названием Баяндай, что значит Богатая Долина, был храм, который разрушила советская власть, и там служили 2 священника из бурятского народа. Их труд был таков, что к 1930 году в Баяндаевской веси некрещеными оставались только 10% бурят.

http://pravmir.ru/korennye-narody-sibiri...

Неоднократные указания Книги Судей и Первой книги Царств на то, что в период Судей и в начале правления царя Саула железными орудиями на Святой Земле владели лишь филистимляне, были подтверждены в 1930–1940-е гг. раскопками Дж. Райта и Н. Глюка: подавляющая часть находок железа была сделана на территории филистимского Пятиградия. Со времени утверждения державы Саула железо входит во всеобщее употребление, а от времени ранее периода Давида нам известно лишь одно железное израильское изделие – кирка из цитадели Гар-Адир в Верхней Галилее. Тот же Дж. Райт нашел археологическое объяснение свидетельства тому, что в период Судей кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить ( 1Цар. 13, 19–21 ). В 21-м стихе стоит слово пйм, смысл которого ранее был неизвестен. Дж. Райтом были найдены филистимские гирьки с надписью пйм. Вес гирек – две трети сикля. Таким образом, пйм – плата серебром, которую израильтяне давали кузнецам филистимским. Сумма в две трети сикля серебра (около семи с половиной граммов) была довольно-таки большой, и потому можно утверждать, что израильтяне находились не только в политическом, но и экономическом подчинении у филистимлян. Нашло свое подтверждение именование Книгой Судей Ваалов и Астарт во множественном числе (см.: Суд. 2, 11, 13 ). Ханаанеи почитали множество проявлений Ваала, изображавшегося в виде конического камня, посвященного Солнцу и устанавливавшегося на высотах. Рядом с высотой Ваала находилась обычно роща Астарты, символом которой была Луна. Этим объясняются и обличения Пророками израильтян за приверженность к высотам и рощам (на рис. 42 представлено изображение Ваала, на рис. 43 – изображение Астарты). Также стало понятно, почему никто не помешал Аоду убить моавитского царя Еглона в прохладной горнице, которая была у него отдельно ( Суд. 3, 20 ): на Древнем Востоке летний дом – алийя – устраивался чаще всего над входными во двор воротами и с отдельным выходом на улицу. Это было мужское помещение с окнами, для бесед и важных дел, – никто из посторонних входа туда не имел. Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050–586 до Р.Х.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но главное состоит в том, как, каким путём критик вознамеривался достичь такого, довольно неопределённого счастья: «И это сделается чрез социальность. И потому нет ничего выше и благороднее, как способствовать её развитию и ходу. Но смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастию. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов». Такая вот арифметика счастья, к счастью, как мы уже знаем по опыту трагического ХХ века, не приводящая. На это тут же слышу возражения приверженцев революционности, как типа сознания о том, что ведь в результате и в конце концов была построена новая великая держава. Всё так, но только не революционностью исключительно она созидалась. Ведь от перманентной революционности, как от чумы, начали избавляться уже в начале 1930-х годов… А то, как и почему вновь возродился революционный тип сознания, результатом чего стало новое крушение страны – это уже иной аспект человеческого бытия, ясно представленный в Откровении. О том, как преодолевается в мире зло и как вновь является на «малое время»: «Зверь был, и нет его, и явится» (17: 8). Важно отметить, что к такой логике, к такой картине человеческой жизни «великий критик» пришёл в результате ограничения, в результате абсолютизации только одного аспекта человеческого бытия – социальности, отбрасывая остальные, что уже исключало полноту жизни. Священное Писание указывает путь человеку на земле. Как известно, после потопа Господь Бог не стал вновь наводить на человека новый «водный потоп»: «И сказал Господь в сердце своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Бытие, 8; 21). То есть, злые помышления в сердце человеческом – от юности, от его несовершенства. А значит, есть  единственный, тесный путь человеческого бытия – в его духовном совершенствовании, в том, что А. Блок называл вочеловеченьем…

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/14/...

Но не только среди иноплеменников, но и в среде многих образованных евреев, живших в рассеянии, великие события, имевшие место в Иерусалиме, оставались 25 лет спустя неизвестными. Так, в главе 19-й Деяний мы читаем следующее: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в писаниях, пришел в Эфес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, говоря духом говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоаново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискила приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». (18:24–26). Обращение Аполлоса следует отнести к середине 50-х годов, т. е. ко времени после бегства Акилы из Рима, бегства, вызванного эдиктом императора Клавдия об изгнании евреев из Рима. Далее, во главе 19-ой Деяний (19:2–5) читаем, что апостол Павел, прибыв во время третьего своего путешествия (54–58 г. г.), в Эфесе и, найдя там «учеников», спросил их: приняли-ли вы Св. Духа уверовав? Они отвечали: «мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой?». «Во что-же вы крести­лись?» – спросил их Павел. «В Иоаново крещение», отвечали они. Таким образом, ни ученый Алоллос, ни эфесские ученики, об учении Христа по-видимому еще не слышали. Поэтому едва ли приходится удивляться тому, что у нехристианских писателей того времени или вовсе не встречаются, или встречаются очень редко упоминания о личности Спасителя, и что все те сведения, которыми мы располагаем об Его земной жизни и о первоначальном распространении Его учения, почерпаются нами исключительно из книг Нового Завета. Лишь в конце 1-го и начале 2-го веков впервые появляются в светской литературе краткие и отрывочные сведения об Основателе нашей религии и о христианах, сведения, почерпнутые не из христианских источников, которые нехристианским писателям до второй половины 2-го века были еще неизвестны, а из других источников, официального или частного характера, или из личных наблюдений самих авторов над последователями нового учения. Понятно, что подобные свидетельства всегда привлекали к себе особое внимание исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общение с этими удивительными людьми осталось для меня самым светлым воспоминанием на всю жизнь. Размышляя о жизни этих людей, я был поражен тому свету и покою, какой исходил от них. А ведь жизнь их легкой не назовешь. Там были и тяжелый крестьянский труд, и коллективизация, и репрессии, и лагерь, и война, и оккупация. Батюшка показывал дом в деревне Чудские Заходы, где когда-то жила их семья и откуда они были выселены комиссарами в 1930-х годах. Возникает вопрос: смогли бы эти люди перенести все эти трудности без веры во Христа Спасителя? Думаю, что нет. Недаром старец Николай часто любил повторять народную пословицу: «Без Бога не до порога, а с Богом и за море можно». – Многим сложно смириться с тем, что придется терпеть трудности, быть исповедником веры. А некоторым и вовсе Господь уготовал мученический венец. – Да, мученический венец тяжел. Но это есть и участие в Славе Распятого и Воскресшего Иисуса Христа. И нужно еще заслужить такую честь. Истинно пострадать за Христа – это великая честь для каждого христианина. Неслучайно Сам Господь определил страдание за Него как блаженство. – Ваш пастырский совет: как относиться к несправедливостям и гонениям? – Конечно, по Священному Писанию. Давайте читать его не только глазами, но и повседневной нашей жизнью. Это, как показывает практика, возможно. Более того – необходимо, если мы хотим называться христианами по праву. Вспомним слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 18–21). Вот такой победы над злом я всем нам от сердца и желаю. Повторяю: победа возможна, не надо отчаиваться – Христос ведь за нас. Рейтинг: 10 Голосов: 1475 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Достоевский Ф.М . Дневник писателя. 1881 г.//  Достоевский Ф.М . Полное собрание сочинений. Т. 27. Л., 1984. С. 85.

http://pravoslavie.ru/124178.html

Праотец Иуда. Икона из иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (КГОИАХМЗ) Праотец Иуда. Икона из иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (КГОИАХМЗ) Среди сыновей Иакова И. предшествовали по старшинству Рувим (первенец Иакова), Симеон и Левий, однако в кн. Бытие говорится о грехах старших братьев, и это указывает на то, что главным среди сыновей Иакова суждено стать именно И. Рувим «переспал с Валлою, наложницею отца своего» Иакова (Быт 35. 22), и потерял свое преимущество (Быт 49. 4). Симеон и Левий обманом перебили жителей Сихема (Быт 34), восстановив против Иакова и его сыновей окрестные народы (Быт 34. 30), и потому были осуждены отцом (Быт 49. 5-7). В повествовании об Иосифе (Быт 37-50) И. выступает на первый план по отношению к остальным братьям (исключая самого Иосифа). В Быт 37. 26-27 И. советует братьям не убивать Иосифа, а продать его иноземцам («что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?») и этим спасает своему младшему брату жизнь. Раньше (Быт 37. 22) аналогичный совет («не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне») дает Рувим, также с желанием спасти Иосифа. В Быт 43. 8-9 И. берет на себя перед отцом ответственность за судьбу Вениамина: «Я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицом твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни». В Быт 42. 37 Рувим говорит отцу почти то же самое: «Убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе». Такие варианты повествования нередко объясняют соединением 2 традиций. Сторонники гипотезы о наличии в Пятикнижии 4 источников полагают, что в источнике E (относящемся к т. н. элохистической истории) ведущая роль среди братьев принадлежит Рувиму, в источнике J (относящемся к т. н. яхвистической истории) - И. (см., напр.: Skinner J. A Critical and Exegetical Comment. on Genesis. Edinb., 1930 2. P. 446, 473). В любом случае очевидно, что в Быт 37. 22, 42. 37 Рувим выступает как старший брат, ответственный перед отцом за благополучие семьи, между тем как в параллельных сценах (Быт 37. 26-27, 43. 8-9) роль старшего брата берет на себя И. В дальнейшем повествовании Рувим уже не упоминается как отдельное действующее лицо, главой братьев представлен И.: он от всех говорит с Иосифом (Быт 44. 16-34), к-рый после слов И. разрыдался и открылся братьям (Быт 45. 1-2); именно И. отец посылает оповестить Иосифа о приходе Иакова со всем его родом в Египет (Быт 46. 28). И. в благословениях Иакова (Быт 49) и Моисея (Втор 33)

http://pravenc.ru/text/1237745.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010