Одним из основных компонентов ритуала являются киртаны, славословящие Кришну. Особая их роль в чайтанизме непосредственно связана с теорией шакти. Кришна, как шактиман, включает в себя и энергию звука, поэтому он соприроден собственному имени. Рецитация имени Кришны – нама киртана – это не просто обращение к божеству, но и его магическая инвокация. Ритуально правильно произнесенное имя – это присутствие Кришны среди поющих 388 . Киртаны используются не только для пробуждения вайдхи бхакти, но и рагануги. В этом случае, они называются «лила-киртаны» и воспевают эротические забавы Кришны с гопи. Публичное исполнение киртан во время религиозных шествий называется «нагара-киртана» (нагара – санскр. «город»). Исполнение киртан сопровождается музыкальным аккомпанементом на кхоле (бенгал. – длинный цилиндрический барабан с особым звучанием) и карталах (бенгал. – маленькие медные цимбалы), а также экстатическими танцами. Киртана, хотя и не была изобретена Чайтаньей (ее происхождение очень древнее), но введена им в повседневный ритуал. Интересно отметить, что аналогичный процесс имел место и в иудаизме. Указания на культовые экстатические песни и танцы встречаются уже в Ветхом Завете (танец Давида перед скинией и т. д.), однако в позднее средневековье этот элемент выходит на первый план в одной из иудейских сект – хасидизме. Теологическая основа у этих явлений, конечно, разная. В хасидизме экстатическая радость помогает рассеять силы зла и отделить от него божественную искру добра, в чайтанизме – очистить сознание для встречи с Кришной. Теологическая рефлексия по поводу гопи привела теологов секты к любопытным взглядам по «женскому вопросу». В Бхагавата-пуране содержатся указания на то, что гопи устремились к Кришне, забыв о своих законных мужьях. Поэтому (согласно санскритской поэтике – любимому богословскому инструменту госвами) они являются «паракия», т. е. чужими женами, ублажающими своего любовника, в данном случае, любовника божественного. Это бросало вызов традиционному индийскому обществу, и вриндаванцы потратили немало сил, чтобы доказать, что гопи были не паракия, а свакия, т. е. законные возлюбленные Кришны 389 . Вначале влияние признанных авторитетов сыграло свою роль, и свакия возобладала, однако, со временем, победила все же паракия.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Шримад Бхагаватам «(песнь 1, 4.1.2) Глава 9, комментарий к тексту 26: «Правители никогда не должны лицемерно объявлять себя сторонниками ненасилия, так как для них это прямая дорога в ад». Глава 7, комментарий к тексту 36: «Насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого «ненасилия». Глава 10, комментарий к тексту 6: «Придерживаться принципа неприменения насилия к людям и убивать бедных животных или быть их врагами – это философия Сатаны». 4. Снятие ответственности с кришнаита за любое преступление, в том числе и за убийство, совершенное во имя целей кришнаитского движения «Бхагавад-Гита как она есть » Глава 18, текст 17: «Кто не руководствуется ложным эго, и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не убивает, и поступки его не имеют для него последствий». Глава 18, комментарий к тексту 17: «Любой человек, действующий в сознании Кришны... даже убивая, не совершает убийства... как и не затрагивается он последствиями такого поступка». Далее говорится о том, что солдат убивает на войне по приказу, поэтому не несет ответственности, но в начале этой цитаты говорится именно о любом человеке, находящемся в сознании Кришны. Глава 18, комментарий к тексту 13: «Действия, выполненные в сознании Кришны, под Его руководством изнутри, не влекут за собой последствий ни в этой жизни, ни в жизни после смерти ». Глава 18, комментарий к тексту 14: «Достигшие совершенного сознания Кришны в конечном итоге не ответственны за свои действия. Все зависит от высшей воли...». Глава 2, текст 21: «Как может человек, знающий, что душа неразрушима.... убить кого-либо или заставить кого-либо убивать?». Глава 2, комментарий к тексту 21: «Насилие имеет свое назначение, и его правильное применение зависит от знания... Когда Кришна призывает сражаться, следует считать, что это насилие направлено на установление высшей справедливости». Глава 9, текст 30: «Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Закрыть Русский взгляд на Кришну Московские кришнаиты подают в суд на телеканал " Московия " 26.02.2004 395 Вчера московские представители " Российского общества сознания Кришны " заявили о своем намерении подать в суд на руководство телеканала " Московия " за разжигание религиозной розни. Причиной столь радикальных мер стал цикл сюжетов программы " Русский взгляд " , характеризующих эту религиозную организацию как тоталитарную секту. Цикл телевизионных сюжетов о деятельности религиозных течений телеканал " Московия " начал передавать в эфир в конце декабря. Каждую неделю вниманию зрителей предлагались съемки из " молельного дома " " Общества сознания Кришны " , истории несчастных матерей, чьи дети ушли из семьи, поддались дурному влиянию сектантов, а дома появляются только для того, чтобы взять деньги и ценности, которые их принудительно заставляют отдавать в общую копилку. В репортажах упоминалось и о судебных процессах, которые были возбуждены против " Общества сознания Кришны " . " Нам действительно предъявляли обвинения родители несовершеннолетних детей, которые под предлогом посещения нашего храма уходили из дома, становились замкнутыми и начинали даже воровать деньги, - сообщил " Новым Известиям " руководитель пресс-службы " Общества сознания Кришны " Игорь Аниканов. - Как правило, прокуратура отказывалась возбуждать уголовные дела по таким заявлениям, поскольку проще списать странное поведение подростка на трудности переходного возраста, а не на увлечение религией. Даже если и были какие-то судебные процессы, то все они прекратились еще в 1995 году. У меня есть все основания полагать, что интервью матери девушки, которая ради посещения нашего храма бросила институт, взято из архива. Мы выяснили, что сейчас эта девушка учится на первом курсе и прекрасно общается с матерью, хотя несколько лет назад у нее действительно были трудности в общении с родственниками " . Прямым оскорблением чувств верующих Игорь Аниканов считает кадры, снятые в храме на церемонии прощания с усопшим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Следующим отличием МОСК от традиционного индуизма можно назвать прозелитическую практику этой организации среди людей, не исповедующих индуизм. В традиционном индуизме «полностью отсутствует …прозелитизм: индуистом нельзя стать, им можно только родиться» 69 . Один из ведущих индологов мира Рамчандры Нараяна Дандекара утверждает: «индуизм – это религия нации» 70 . Одно из простейших определений индуизма звучит так: «индуист – это тот, кто родился в индуистской семье и не отрекся от индуизма открыто» 71 . В отличие от традиционного индуизма, МОСК занимается активной прозелитической деятельностью, вербуя в свои ряды людей, которые не являются индусами по рождению. В традиционном же индуизме всех неиндусов называют «млеччха» – варвар 72 . Для многих традиционных индусов, особенно принадлежащей к высшей касте брахманов, прикосновение к млеччхе считается ритуальным осквернением. Сомнения в традиционности западного кришнаизма вызывает и следующий факт. МОСК распространяет книги, написанные или его основателем Прабхупадой, или его учениками, но книг, созданных предшественниками Прабхупады, мы не находим. Откуда такая скромность? Например, любой христианин может познакомиться с трудами своих предшественников. Каждый при желании может убедиться в соответствии учения первых отцов Церкви современному учению Православной Церкви. Почему этого нет в МОСК? Так же возникает вопрос: как получилось, что после создания МОСК Прабхупаду перестали приглашать на свои собрания вайшнавы чайтаниты 73 . Может быть, они перестали видеть в нем собрата по вере? Завершая рассмотрение данной темы, вернемся к произведениям Прабхупады. В одной из своих работ он писал: «Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий историко-культурный контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение… Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой индуистскую религию… Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так… Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой… Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию (выделено нами. – В.П.)» 74 . Как видим, сам Прабхупада признает, что его организация не имеет никакого отношения к традиционному индуизму.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krishnai...

Но, сформулировав новую для индуизма и знакомую потенциальному западному адепту идею, Прабхупада заявляет, что наши отношения с Кришной не должны навсегда оставаться отношениями отца с сыном. Ведь сын может только выпрашивать подачки у отца, а это унизительно. Эти изначальные отношения сына и отца нужно изменить на отношения эротические; любить Кришну больше, чем мы любим отца, мать или детей; желать его, как любовница вожделеет близости со своим возлюбленным 3 . Мы должны стремиться забыть обо всем в объятиях Кришны. Только так мы можем обрести спасение и получать вечное наслаждение от ласк Кришны, женой которого можем навечно стать. Вот так, заимствовав христианскую идею для привлечения адептов, Прабхупада затем от нее отказывается. Точно так же сатанисты берут молитву “Отче наш”, чтобы прочитать ее наоборот, или воруют в храме распятие, чтобы затем повесить его вниз головой. Эклектичность вероучения и мироощущения ОСК иллюстрируется распространяемой российскими кришнаитами статьей Джайадвайты Даса “Являются ли преданные Харе Кришна идолопоклонниками?” с подзаголовком “Старшие члены Международного общества сознания Кришны пытаются решить этот вопрос, объясняя тождество Господа и Его Божества”, то есть наряженных, омытых, умащенных и накормленных статуй . Автор статьи определяет идолопоклонничество как “покло-нение придуманной форме Господа”, в то время как “Вер-ховный Господь, как в Библии, так и в других писаниях наставляет нас не запечатлевать плоды нашей фантазии в дереве или камне, выражая таким образом почтение нашим неправильным представлениям”. Например, евреи поклонялись идолу — золотому тельцу — на Синае. Дальше следует интересный логический поворот. Бог не безличен! — с апломбом восклицают кришнаиты. Но если Он — Личность, то Он имеет “имя, форму и другие свойства, присущие личности”. Отрицать это — “признаки ограниченного и не совсем здравомыслящего ума”. “Если Бог — это Верховная Личность, Верховный Отец, Он должен обладать всеми качествами, присущими личности. Иначе почему же тогда эти качества проявляются в его сыновьях? Итак, если Бог имеет личную форму, то какова она? Если мы хотим узнать о личных качествах Бога, мы должны обратиться непосредственно к Нему Самому, то есть к явленным писаниям. Также мы можем узнать о Нем от осознавшей себя святой личности или духовного учителя. Главным признаком таких святых учителей, как например Иисус Христос, является то, что они всегда говорят, основываясь на Святых Писаниях и ссылаются на Писания, чтобы подтвердить свои слова. Они никогда не придумывают ничего нового.

http://pravmir.ru/obshhestvo-soznaniya-k...

От духов требуют новых знаний, избавления и спасения от жизненных невзгод. Типично в этом отношении шведское движение «Община финдхорна» (основоположник Дэвид Спенглер), созданное, как они утверждают, по вдохновению «тихого голоса» некоего духовного существа. Его основатель, вдохновленный духами, пришел к убеждению, что человеческая земная жизнь должна стать всеобъемлющим единством. Финдхорский университет света, созданный в 1974 году, пояставил своей целью с помощью своих «цветников», то есть объединений, которые устанавливают правильные отношения с природой и таким образом становятся «центрами света» — помочь человеку стать «частью гармонии Нового времени (Нью эйдж)». Лихорадочная активность западного человека, проистекающая от чрезмерной алчности к материальным благам и приобретению знаний, а также неестественный для человека темп жизни, навязанный ему технократической цивилизацией, стали причиной глубочайшего стресса, усталости и болезненности, физической и душевной. В силу того, что рационализированное западное христианство, со своим морализмом и социальным утилитаризмом, не в состоянии предложить противовес экзистенциальному смятению и поиску мистического опыта, которые все более характерны для опустошенного, уставшего человека западного потребительского общества, он все более охотно и легко увлекается восточными методами освоения внутреннего душевного пространства и помощью погружается в ту мнимобожественную и космическую реальность, которую они предлагают. Одно из движений такого рода, нашедшее многочисленных приверженцев в Европе и Америке — движение Харе Кришна. Его духовный вождь, Свами Прабхупада, прибыл в Нью-Йорк в 1966 году, где начал проповедовать свое учение хиппи. Цель его учения — развитие «сознания Кришны», которое бы спасло человека от ослепленности современного мира. Он учит, что это сознание развивается от повторения имени Кришны: «Харе Кришна, Кришна Кришна, харе харе, харе рама...» Непрестанное пение и произнесение «святого» имени, помогает человеку освободиться от беспокойства и мрака и устремиться душой к богу. Чтобы приблизиться к нему, нужно отправиться дорогой преданности (бхакти-йога), то есть отказаться от четырех земных элементов, пленяющих душу, делающих ее рабой низших страстей и мрака неведения (майя) — перестать есть мясо, рыбу и яйца; исключить наркотики, алкоголь, чай и кофе; не вступать в близкие отношения, не имеющие целью рождение детей; не играть в азартные игры. Кроме того, необходимо ежедневно читать «святое писание» — «Бхагават-гиту». Вегетарианство и воздержание приверженцев Кришны заимствованы из древнеиндийских традиций, и нужно признать, что они спасли многих наркоманов от верной гибели. Между тем открывается что-то неестественное и леденящее душу в том, каким образом группы Кришны выражают ему свою абсолютную преданность: многие бывшие кришнаиты рассказывали о чудовищном насилии над членами этих групп на собраниях, доступных только посвященным.

http://pravoslavie.ru/2073.html

Кришна, будучи верховным божеством, сам принимает это поклонение. Поклонение аватарам Кришны в принципе также относится к нему, и поэтому если вы христианин и поклоняетесь Христу, то на самом деле вы, даже не зная того, все равно поклоняетесь Кришне. Хотя, как напоминает Прабхупада, очень глупо чтить других богов, если можно обращаться к богу напрямую. Как написано в “Шримад-Бхагаватам”: “Не верующие в Кришну на самом деле поклоняются всего-навсего полубогам и могут получить лишь иллюзорные и преходящие блага”. В своем комментарии к “Бхагавадгите” Прабхупада говорит, что все люди глупцы и все страдания человечества происходят от невежества (“99,9 % относятся к нарадхама… Нарадхама — это низшая форма человеческой жизни” ), но общество, которое разовьет в себе сознание Кришны, было бы замечательным и процветающим. Итак, обыкновенного человека, лишенного духовных знаний, “Шримад Бхагаватам” причисляет к категории собак, свиней, верблюдов и ослов, и это отнюдь не преувеличение. Вожди таких невежественных людей очень гордятся тем, что ими восхищается такое количество собак и свиней, но на самом деле в этом нет ничего лестного для них, “Бхагаватам” открыто провозглашает, что тот, кто не проявляет желания постичь науку о Кришне — будь он даже великий лидер человекоподобных собак и свиней, — по сути дела является животным. Он может быть могущественным, сильным или большим животным, но, с точки зрения “Шримад Бхагаватам”, в силу атеистического склада его ума такого лидера нельзя считать человеком. Иначе говоря, подобные собакам и свиньям лидеры-атеисты — всего-навсего более крупные животные, у которых лишь ярче выражены животные качества. “Внешним” кришнаиты с удовольствием сообщат, что Бог явился во многих формах и поклоняться ему можно по-разному. Но тем не менее сами для себя поклонники Кришны вслед за своим основателем считают, что любой человек, предпочитающий поклоняться кому-либо еще кроме Кришны, — атеист, глупец, человекоподобное существо, свинья, собака, крокодил и все остальные обитатели зоопарка. Лишь кришнаиты находятся на самом верху пирамиды, и у них несравнимо наибольший шанс для спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

И далее: “Ученик ни в коем случае не должен считать духовного учителя обыкновенным человеком, а Божество в храме — сделанным из камня. Любой, кто так думает, является обитателем ада” (Бхаг., 4.21.12). Тот, кто не обладает духовным видением, считает Божество Кришны материальным, хотя на самом деле Оно духовно. И точно так же нам кажется, будто духовный учитель, подобно обыкновенным душам, страдает от последствий кармы. Однако это не так. Тело гуру тоже духовно… “Как только человек предается Кришне, Кришна забирает все его грехи. Подобно этому, представитель Кришны, Его внешнее проявление, несет живым существам милость Верховной Личности Бога, давая ученикам духовное посвящение, поэтому он тоже принимает на себя все последствия прошлой греховной деятельности своих учеников” (Бхаг., 4.21.31, комм.). Гуру инициирует адептов (возможна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает секретную “защитную” мантру, с которой ученик может обратиться к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преобразовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторженное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть во всем беспричинную милость бога. В-третьих, необходимо выработать установку смотреть на мир глазами, “смазанными любовью к Кришне”. Любовь к нему в высшей степени проявляется в достижении религиозного экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную. Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) — совместное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных инструментах и танцами. Исключительная роль принадлежит маха-мантре: “Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе”. Ее нужно повторять как минимум 1728 раз в день. В мантре, как вы слышали, только три слова: Кришна, Рама (имена божества) и харе — в толковании кришнаитов — звательный падеж от слова хари, что значит “энергия божества”, а на самом деле одно из имен свойств Вишну, значащее “желто-коричневый”, “грязно-бурый”. То есть по существу опять же повторяется только имя Кришны. Но неважно, понимаете или не понимаете вы эти слова. Главное — начать петь мантру, а дальше эти слова сами будут делать за вас очистительную работу, пробудив в вас сознание Кришны и развивая его. Повторяя эти слова, то есть это имя, без конца, вы вступаете в личное общение с Кришной, которое содержится в его имени; таким образом, каждый раз, произнося мантру, вы вкушаете Кришну.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Представление о порядке, чистоте, умелой и упорной работе, а также буквальное исполнение всех приказаний наставника вряд ли имеют аналогию в истории традиционных религий Индии». Данное высказывание было приведено А.А.Ткачевой со следующим примечанием: «с последним пунктом этого перечня вряд ли можно согласиться, однако в целом канадский учёный совершенно справедливо подметил черту, выделившую движение западных кришнаитов из многих других ориенталистских движений, в том числе и из неоиндуистских, – его „христианоподобие“, проявившееся не только в пиетистских аспектах, но и в сфере самого учения, что разводило его уже и с Миссией божественного света». Также она обращает внимание на то, что «особенно же интересно, что при пересадке на западную почву кришнаизм в интерпретации Прабхупады вводится нечто вроде научно-фантастического элемента (путешествия по материальным и духовным галактикам, доступные пребывающим в «истинном сознании Кришны») и происходит отчетливо выраженная христианизация не только языка, но и некоторых элементов доктрины». Также Клостермайер характеризует МОСК как «самое истинно индуистское из всех многочсленных индийских движений на Западе», а также как «самое известное современное индуистское движение бхакти». Многими учеными поддерживается точка зрения, что Индия всячески поддерживает ИСККОН – в благодарность за распространение веди- утверждают, что в проповедях кришнаитов Иисус представляется как «гуру-учитель, преданный Кришны», «истинный духовный учитель», пришедший «с целью пробудить наше сознание Бога и научить нас всех, как служить Богу в настроении любви». Б.З.Фаликов отмечал, что „Бхактиведанта не настаивал, будто Иисус – одно из многочисленных воплощений Кришны наряду с божествами других религий, что является самым распространенным в современном индуизме толкованием религиозного плюрализма. Нет, его ответ был выдержан в тринитарном ключе: Иисус – сын Кришны, Бога-отца“. Гэвин Флад отмечает, что «внутри индуизма всегда существовали течения, отвергавшие касты и утверждавшие общедоступность спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/indijski...

Ведь, если социализм и капитализм признают, что мир принадлежит Кришне, им не придется делить его между собой, тогда как, претендуя на собственность Кришны, они рискуют навлечь его гнев. Силы природы возмутятся и похоронят человечество в огне ядерной катастрофы 431 . Объединение мира под эгидой Кришны позволит покончить и с такими бедами, как «национализм и шовинизм, которые развились в различных частях света из-за того, что люди культивируют ложное знание» 432 . Оно выгодно и в экономическом отношении, поскольку в настоящее время странам приходится тратить половину своих бюджетов на оборону 433 . В теократии не будет и социальных проблем. Материальная энергия Кришны безгранична, и он сможет удовлетворить все насущные потребности: дать кров и пищу нуждающимся и т. д. 434 Итак, социально-политические ресурсы теократии безграничны. Что же требуется от ее подданных? Немного. Полное послушание тем, кто является носителем божественного сознания, передающим его из поколения в поколение от самого Кришны, т. е. гуру, составляющим ученическую преемственность – парампару. Одной из основных проблем неоиндуизма была выработка отношения к естественным наукам, поскольку отсутствие научных достижений в своей культуре уничижало растущее индийское самосознание. Из этой ситуации было два выхода, один – признать, что естественно-научное мышление не получило в Индии особого развития, так как индийская культура сосредоточилась на неизмеримо более важных проблемах отношений с Абсолютом. Однако синтез западной науки и индийской духовности способен дать такие результаты, которые и не снились закосневшему в материализме Западу. Этим синтезом и занялись Вивекананда, Ауробиндо и другие. Иной выход заключался в том, чтобы задним числом приписать индийскому прошлому самые высокие научные достижения. Он был наиболее последовательно разработан основателем Арья самаджа Даянандой и пользовался большой популярностью в интеллигентских кругах 435 . Для этого варианта был характерным взгляд на естественные науки, как на низший, подчиненный компонент всеобъемлющей «духовной науки» вед.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010