Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:4 –14 ). Поэтому, замечает он, «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющими» ( Гал. 6:6 ) 655 7) О внешних действиях во время совершения богослужения. Божественная литургия, как важнейшее христианское богослужение, подвергается особенно усиленным нападкам сектантов. В ней они не оставляют почти ни одного действия без замечания и во всем стараются найти повод к обвинению православных. Так, а) они ставят в вину совершение литургии при закрытых дверях, но – напрасно. На литургии приносится Богу, под видом хлеба и вина, таинственная жертва тела и крови Христовой, – жертва по существу своему не доступная никому, самое совершение которой есть таинство непостижимое для всех, почему св. Дары, приносимые на ней, называются и есть лействительно Тайны. А так как при открытом совершении литургии эти Тайны были бы открыты всем без различия, – достойным и недостойным, верным и маловерным, чистым и нечистым, – самая тайна Церкви Христовой как будто нарушилась бы, то во избежание этого литургия и совершается в алтаре при закрытых дверях, причем лишь в некоторые моменты ее (в пасхальную седмицу все время) двери эти открываются и св. Дары показываются народу. 656 б) Далее сектанты говорят: «ваше причащение неистинное, пот. что ап. Павел пишет: «все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ), а у вас на литургии употребляют 5 просфор». – Действительно, для совершения лигургии употребляется 5 просфор, но самое таинство причащения совершается на одной – той именно, из которой вынимается часть, представляющая собой Агнца Божия, закланного за грехи всего мира ( Ин. 1:29 ), и потому называемая агнцем. При изъятии этой части читаются молитвы, в которых воспоминаются пророчества, прообразования и события, касающиеся рождения, страданий и смерти Спасителя ( Ис. 53:7–8 ). Из остальных же 4 просфор вынимаются частицы в честь Богородицы, святых, за живых людей и умерших– в знак единения их с Христом и между собой ( Ин. 17:21–24 ). 657 в) «Ваши священники, замечают сектанты, вторично мучат Христа, ибо режут ножом и прободают копьем тело Христово во время преломления».– Нет, православные пастыри надрезают крестообразно и прободают копьем агнец в то время, когда он бывает еще простым хлебом, а не телом Христовым (последним он становится после произнесения совершительной молитвы: «и сотвори убо хлеб сей...», а надрезывание и прободение копьем бывает на проскомидии): делают они это не в поругание Христу и не с целью причинить Ему новые мучения, а по примеру совершенного им преломления хле6а ( Ин. 19: 33–34 ) и в воспоминание Его крестных страданий и разных обстоятельств, бывших при этих страданиях. 658

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19).Как мы знаем из Деяний апостольских, сила общей церковной молитвы первой Иерусалимской Церкви была такова, что, «по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго» (Деян. 4, 31). И когда была большая нужда или несчастье, Церковь всегда прибегала к общей церковной молитве как особо действенной. Так, например, во времена патриарха Прокла силою общей церковной молитвы — пением «Святый Боже, Святый Крепкий...» — было предотвращено бедствие, грозившее Константинополю. Особенно важна для нас молитва духовных христиан, угодивших Богу. Ап. Иаков пишет: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Впрочем, это не исключает, конечно, необходимости и личной молитвы христианина, которая как бы усиливается во много раз, если за него одновременно молится и праведник. Участвуя в церковном богослужении, мы приобщаемся через него к годовому богослужебному кругу, заключающему в себе переживание всех важнейших событий из жизни Христа и Вселенской Церкви. Прежде всего это относится к совершению Божественной литургии, таинственно приобщающей нас к величайшему Таинству пресуществления хлеба и вина в Божественное Тело и Кровь Христову. Все присутствующие на литургии объединяются с апостолами, когда на великой Тайной вечере впервые ученики Христа вкусили Животворящее Тело и Кровь Господню. Св. Иоанн Златоуст называет литургию «чудным и великим даром», а блаженный Августин восклицает, обращаясь к Господу: «Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии». Как пишет еп. Серафим (Звездинский): «При литургии с трепетом предстоят пред святым престолом сонмы ангелов, закрывая лица свои, и в славословии прославляют великую Тайну, совершающуюся здесь... Через литургию освящаются не только присутствующие на ней, но и все окрестности и вся природа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Евхаристия в раннехристианской Церкви Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. 18 октября, 2012 Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. Книга «Божественная Литургия» протоиерея Алексея Уминского , выпущенная издательством «Никея» , теперь доступна для бесплатного скачивания в электронных форматах (epub, fb-2, mobi и др.) на сайте «Никеи» . Цель наших бесед состоит в том, чтобы выяснить, насколько духовная жизнь христианина связана с Евхаристией. Возможно ли жить духовной жизнью вне Евхаристии, или причащаясь время от времени? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо понять, чем была Евхаристия для раннехристианской Церкви, в каком состоянии пребывает наше богослужение сейчас и, наконец, разобраться, насколько каждый из нас понимает, что означает лично для него участие в Божественной Литургии. Впервые Евхаристия была совершена на Тайной Вечере Спасителем перед Своими крестными муками. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–2). Господь заповедовал апостолам, а, вместе с ними и всем нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Средоточием каждой Литургии и является воспоминание о той самой Тайной Вечере, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь реальными участниками этого события. В книге Деяний святых апостолов мы встречаем описание Евхаристии. Богослужения первых времен христианства, на которых совершалось причащение, назывались по-разному, но наиболее часто встречались названия «Преломление хлеба» и «Евхаристия». И сейчас для обозначения Литургии нередко используется слово «Евхаристия», тем более что сердцевиной Литургии является именно Евхаристический канон.

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Как писал прп. Иоанн Дамаскин, «Бог сказал: «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», и «сие творите в Мое воспоминание» - и всемогущим Его повелением это происходит... Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода - Кровью Христовою. Говорю тебе и я: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит слово и мысль» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13 (86)). Заключительная часть литургии состоит в Причащении, в к-ром, вкушая под видами хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верные соединяются со Христом, а в Нем - друг с другом; тем самым литургия является таинством самой Церкви как единства верующих (ср.: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 16-17)). Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Правом приступать ко св. Причащению обладают лишь крещеные правосл. христиане (ср.: «От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (Didache. 9)), не находящиеся в состоянии отлучения от Церкви (церковная традиция также предполагает, что причастники готовятся ко св. Причащению постом и молитвой). Св. Причащение преподается и духовенству, и мирянам под двумя видами, хотя младенцам преподается только под видом вина; под одним видом св. Причащение может быть преподано и тяжелобольным ( Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 309-317). Св. Дары также могут быть преподаны вне Божественной литургии - из-за болезни или по иным особым причинам. Кроме полной литургии в правосл. Церкви существует особый чин литургии для дней Великого поста (в древности она могла совершаться и в некоторые др. дни) - литургия Преждеосвященных Даров , к-рая не содержит анафоры, но включает помимо прочего определенные священнодействия над заранее освященными Дарами и причащение.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.5:23-24; 6:14-18 ). Особенности великопостного богослужения. Так как дни Великого поста преимущественно суть дни покаяния, то и все богослужение великопостное расположено так, чтобы оно возбуждало сокрушение и раскаяние в грехах. Всякая торжественность из него удалена: царские врата открываются редко; светильники возжигаются только немногие; священнослужители облачаются в ризы траурные (темные) ; песнопений бывает мало, а слышится более чтение; многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Вечернее Богослужение в Великом посту состоит — из великого повечерия; утреннее — из утрени и первого часа; полуденное — из часов: 3го, 6го, 9го и вечерни; по средам и пятницам — к этому присоединяется, еще — литургия Преждеосвященных Даров. По субботам, дням воскресным и в великий четверг совершается полная литургия: по субботам литургия Златоуста, а по дням воскресным, в великий четверг и в великую субботу — литургия Василия Великого. Великое Повечерие Важнейшие песнопения Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне, пророче и Предтече и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии Апостоли, пророцы и мученицы и вси святии, молите о нас грешных. Преподобнии и Богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенныя, молите о нас грешных. Непобедимая и непостижимая и Божественная сило честнаго и животворящаго креста, не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешных. Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

16 Царство Отца и Сына и Святого Духа – постепенно раскрывающееся Присутствие Троичного Бога, явление благодати Божией в мире и человеке. Царство Божие – ключевое понятие христианской жизни и содержание Христова благовестия ( Мф.4:17 ), отнюдь не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем ( Ин.17:3 ): «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»). Евхаристия есть приближение и явление Царства Божия, Небо на земле. 18 Т.е., в мире, в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания. Громкий ответ «Господи, помилуй» не полагался. Великая ектения первоначально была более продолжительной, включая в себя прошения мирной + просительной ектении, и произносилась в древности на «литургии верных», а, несколько позднее, перед «Святый Боже». На всех ектениях преклоняли колени, как делают это и ныне на чтении трех коленопреклонных молитв на вечерне первого дня Святой Троицы: «Паки и паки, преклоньше колени...», и в конце молитв: «Заступи, спаси, возстави...» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста молитвы Евхаристии также слушались коленопреклонно: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трапезе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва , – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и человеколюбче:...» Об образе произнесения ектений и молитвословий Евхаристии в древности см. статью в приложении. 19 Прошение о ниспослании общине Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»). См. ( Фил.4:7 ): «И Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; ( Кол.3:15 ): «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Аминь», – заключает Символ. Истинно, буди, буди. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, который благословил нас во Христе всяким благословением духовным в небесах, так что в Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов по богатству Его благодати» ( Ефес.1:3–7 ). О литургии Хотя в письмах о Богослужении старался я, по мере тесного их объема и моих понятий, изобразить постепенный ход Литургии, однако же истолкование сие представляется тебе неудовлетворительным как по самой краткости, так и по тому, что ты менее ознакомлен с служением Архиерейским, мною описанным. И так хочу еще однажды изложить пред тобою порядок и значение Божественной службы, уже не торжественной по внешнему великолепию, числу и сану священнослужителей, но с таким же духовным торжеством совершаемой одним Иереем и Диаконом. Ибо и в их скромном служении представляется для нас то же высокое зрелище Тайной Вечери Христовой и всей Его жизни от колыбели Вифлеемской до Вознесения на Небо. Как часто с сокрушением сердца доводится нам слышать от людей, совсем не чуждых веры и благочестия, ибо в устах неверующих и не странно было бы такое слово: «За чем нам ходить в церковь ? Разве нельзя также молиться дома?» Такой образ понятий тем более огорчителен, что, проистекая не от ожесточения против Церкви, а только от неведения, он лишает, однако же, неправомыслящих духовного блага соборной молитвы наравне с чуждыми всякого общения с Церковью. Если под именем её они разумеют только четыре стены храма, осененные крестом: то, конечно, и в стенах собственной их храмины можно возносить теплые молитвы к Богу. Ибо Сам Спаситель сказал: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в сонмищах и на улицах останавливаясь, молиться, чтобы видели их люди. Ты же, когда молишься, взойди в комнату свою и, затворив за собой двери, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». ( Мф. 6:5,6 ) Но должно понимать Церковь в истинном её значении, т. е. собранием верных, соединенных между собою таинствами, и верою в Господа Иисуса Христа, Который обещал им: «там где соберутся двое или трое, во имя Его, и Он будет посреди их» ( Мф.18:20 ), и приобщив Апостолов на Вечери Тайной Своего Тела и Крови повелел им «творить сие в Его воспоминание» ( Лук.22:15 ). Тогда сколь знаменательным сделается для каждого члена Церкви сие повторение Вечери Христовой. Ибо говорит Апостол: «Всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, вы возвещаете смерть Господню, доколе приидет» ( 1Кор.11:26 ). И так не одна лишь память первого Искупительного Пришествия Христова, но и ожидание второго Страшного Его Пришествия для рассуждения дел наших должны исполнять трепетом сердца наши при Божественной Литургии, во время коей опять приносится за нас жертва Христова, хотя в виде бескровной, чтобы сделаться более нам доступной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Весь мир Церкви, новое творение, есть богочеловечество. Неслитно, неизменно и нераздельно тварный мир соединяется с нетварной Благодатью – и не упраздняется, не сгорает, но преображается и становится нетленным: «Ведь теми, кто имеет [духовное] зрение, весь духовный мир видится таинственно отпечатленным в символических образах в каждой части чувственного мира; и, напротив, в каждой части духовного мира содержится весь чувственный мир, помещаясь в нем интеллигибельно в умопостигаемых логосах " 96 . Святой созерцатель Откровения пишет: Я, Иоанн, брат ваш... был в Духе в день воскресный... И увидел я новое небо и новую землю ( Откр.1:9–10; 21:1 ). В этих словах он, как бы, говорит нам: «Я, брат ваш Иоанн, был на Божественной Литургии». Литургия помещает нас перед открытым окном откровения, нетления. Она дает нам возможность вздохнуть чистым воздухом, который оживляет наше сердце. Таково событие и таков опыт, которые мы переживаем на божественной Литургии: все становится новым по благодати и в общении Святого Духа. Уже не солнце освещает землю и не фантазия нашего ума простирается в небесные выси – ибо небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ), – но само присутствие Божие обновляет, делает нетленными и едиными небо и землю. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его ( Откр.21:23 ). Реальность Литургии не может быть освещена светом, который должен пройти: «Ничто видимое не есть благо " 97 . Невидимое присутствие Господа – вот что сообщает свет и откровение всему существующему. 5. «Да живот имут» (Ин.10:10) Литургия, совершаемая на Святом Престоле, создает, приводит в гармонию и образует «все во всем». Великим и удивительным событием при этом является тот факт, что литургический дух воплощается в нашей жизни. Литургия Христовой жертвы, которая священнодействуется на Святом Престоле, составляет сердце нашей жизни и нашего самосознания. Она согревает и хранит нашу жизнь. Она включает в себя как личность каждого из нас, так и всю нашу литургическую общину. Она создает и содержит все, что есть в нас и вокруг нас. Невидимое и нетварное она воплощает и отдает нам, привносит в нас, делая все это доступным нашему осмыслению и осязанию; все же видимое и незначительное она преображает и освящает. Мы переживаем несмешиваемое взаимопроникновение нетварного и тварного, жизни и смерти, движения и покоя, таинства и рационального мышления, чуда и закона, свободы и природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

С чего же мы начинаем ежедневную последовательность молитв? Вечерня начинается с чтения или пения 103 Псалма – хвалебного гимна вселенной: Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это – море великое и пространное... Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Таким образом, пишет отец Александр, ежедневная вечерняя служба «начинается с начала»: «Она начинается с начала, а это значит с «открытия», восхищенного и благодарного, мира как творения Божьего. церковь как бы возвращает нас к тому первому вечеру, когда человек, вызванный Богом к жизни, открыл глаза и увидел, что дал ему Бог в любви Своей, увидел всю красоту, всю славу храма вокруг себя, и возблагодарил Бога. И в этом благодарении он стал собою... Поскольку церковь – во Христе, она всегда начинает с этого акта благодарения, возвращения мира Богу» 29 . Вот в чем, стало быть, пятый аспект нашей человеческой сущности. В благодарении мы становимся собою. Без благодарности мы недолюди, или даже анти-люди. Лишь жертвуя и благословляя обретаем мы подлинную человеческую суть. Мы можем теперь уточнить, в чем состоит наша личная отвественность перед окружющим нас миром. Высшее призвание человека – священство. Это наша высшая привилегия как разумных существ, наделенных самосознанием и свободной волей, и в то же время как евхаристических существ, способных к обожению. Мы должны сознательно и благодарно возвращать мир Богу-Творцу как жертву хваления. Эта задача точно определена в чине Божественной Литургии, где непосредственно перед эпиклезой – призыванием Духа Святаго – священник поднимает Святые Дары, возглашая Твоя от Твоих Тебе приносяще от всех и за вся. «Призвание священства», «приношение жертвы»: что означают сами эти слова? Во-первых, мы говорим на Литургии: Твоя от Твоих. Мы приносим в жертву Богу лишь то, что Он Сам дал нам. Если бы Бог Своей свободной волей не подарил нам мир, нам нечего было бы жертвовать. Приношение принадлежит Ему более, чем нам; без Него наши руки были бы пусты. На самом деле в Божественной Литургии истинным Приносящим жертву, единственным Первосвященником является Сам Христос, мы же, как священнослужители, так и прихожане, присутствующие при совершении Евхаристии, можем действовать как священники лишь в силу нашего соединения с Ним. Лишь Он служит Литургию в собственном смысле слова. Мы можем лишь сослужить Ему. И это приложимо не только к Евхаристии, совершаемой в «Действе Обедни» по выражению Чарльза Уильямса, но и к любой жертве, приносимой человеком во всю его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ch...

В Новом Завете Церковь Божия, то есть собрание всех христиан, называется Телом Христовым. Быть в Церкви Иисуса Христа можно только через реальное соединение с Ним, то есть с помощью Причастия. Причащаться крайне необходимо для того, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. Ведь спасение в православном христианском мировоззрении – не внешнее событие по отношению к человеку (вроде того, как если бы Бог на нас сначала гневался, а потом смилостивился), но внутреннее перерождение, способность человека жить в полноте любви и благодати через соединение с Самим Богом. Достойно и недостойно «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает», – пишет апостол Павел в 11 главе Первого послания к Коринфянам. К Причастию следует подходить осознанно, понимая, что ни один человек в мире не может быть достоин того, чтобы принять Тело и Кровь самого Бога. По Златоусту, достойное Причастие – такое, которое сопровождается духовным трепетом и горячей любовью, верой в реальное присутствие Христа во Святых Дарах и осознанием величия святыни. Для того чтобы испытать свою совесть перед святым Причастием, христиане исповедуют грехи. Нельзя подходить к Чаше в состоянии смертного греха, например, после аборта, посещения гадалки, прелюбодеяния или живя в так называемом «гражданском браке». Такие грехи требуют искреннего покаяния и изменения жизни, и только тогда возможно Причащение. Как часто причащаться? Сам чин Божественной литургии, на которой совершается Евхаристия, то есть освящаются хлеб и вино, – совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Участие в литургии и Причащение стали, к сожалению, «индивидуальным» делом каждого христианина, в то время как по сути это – общее дело, происходящее из самой сущности Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010