Награждался набедренником (1872), скуфьей (1885). 15(2) февр. 1918 г. во время торжественной литургии в Казанском соборе М. зачитал послание патриарха Московского и всея России свт. Тихона об анафематствовании творящих беззаконие и гонителей веры. В тот же день по решению уездного съезда советов был привлечен к следствию по делу о «контрреволюционном выступлении», содержался под домашним арестом. Отказался признать себя виновным. 28 февр. приговорен революционным трибуналом к общественному порицанию и освобожден, однако в дальнейшем факт привлечения к суду был использован против М. 5 сент. 1918 г. в его доме был проведен обыск, после чего М. покинул Орлов (возможно, по требованию властей), но 8 сент. был арестован в дер. Н. Едомский Орловского у. по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму в Орлове. Виновным себя не признал. 20 сент. уездной ЧК приговорен к расстрелу «за распространение воззваний против власти». Был казнен в тот же день в числе 30 осужденных на смерть жителей Орлова. Похоронен в выкопанной им перед расстрелом могиле на городском кладбище, которая в последующие годы была местом почитания и паломничества верующих. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 30 июля 2003 г. 16 сент. 2008 г. в Орлове были обретены св. мощи М., к-рые ныне пребывают в городском храме в честь Рождества Пресв. Богородицы. Арх.: ГАСПИКО. Ф. 6799. Оп. 9. Д. 10607. Лит.: Новомученик Вятский о. Михаил Тихоницкий: (Док-ты судебно-следственного дела)/Публ.: Е. Н. Чудиновских; авт. предисл.: прот. А. Дудин. Киров, 2008. Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОР Иванович Усов (1887-1918), свящ., сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Николаевич Подьяков (1867-1918), прот., сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2563560.html

В соборе погребены многие из коломенских архиереев. С 1581 по 1586 гг. в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, — первый Патриарх Московский и всея Руси. Основанный святым князем Димитрием Донским. собор простоял до 1672 г., когда из-за ветхости его разобрали. На его месте за десять лет зодчий Мелентий Алексеев возвел новый храм — пятиглавый. В нижней части стен нового собора использовался белый камень древнего. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму. В 1804 г. собор заново расписали. В начале XIX в. его настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец святителя Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель. В 1880 г. в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы. В 1820-е гг. церковным старостой собора служил Димитрий Вдовин, прославленный Русской Православной Церковью в 2002 г. в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В 1929 г. храм был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены. В 1989 г. собор возвратили верующим. После реставрации 29 августа 1999 г. великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=301 Нынешний Успенский собор Коломенского кремля не столь уж древен, его построили во второй половине XVII века. Но рассказ о нём имеет смысл начать с основания его предшественника - Успенского собора, заложенного князем Дмитрием Донским. Согласно актуальной версии, князь Дмитрий Иванович заложил Успенский собор в Коломне после первой серьёзной победы русского войска над золотоордынцами. То была битва при реке Воже (1378), имевшая серьёзное влияние на дальнейшее развитие событий. Битва развеяла миф о непобедимости татарской конницы и укрепила решимость русских ратников. Спустя несколько месяцев, в 1379 году, в Коломне начали строить каменный Успенский собор. В 1380 году, когда войска под предводительством Дмитрия Донского уже готовились выступить к месту Куликовской битвы, своды недостроенной соборной церкви обрушились. Естественно было счесть это недобрым предзнаменованием. Но князь продемонстрировал силу духа и, отслужив молебен, приказал отправляться в поход. Достраивали храм уже после победоносного возвращения русского войска. Существует также версия, что Успенский собор Дмитрий Донской заложил уже после возвращения с Куликова поля, а упоминаемая в летописях " новая каменная церковь " обрушившаяся в 1380 году, есть некая другая церковь. Вряд ли это так. Каменное строительство было для тех времён занятием слишком многодельным, чтобы в Коломенском кремле почти одновременно строилось несколько каменных храмов. И неупоминание в летописи названия церкви (говорится просто, что " новая " ) служит косвенным доказательством её единственности. То есть новая церковь в Коломне была одна, и летописец не имел нужды в её дополнительном обозначении.

http://sobory.ru/article/?object=01137

Новомученики и РПЦЗ Многие считают символичным тот факт, что празднование десятилетия воссоединения Русской Церкви и освящение Собора новомучеников и исповедников Российских совпали в один день. Такое мнение высказал РИА Новости и управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган. " Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты, но вижу в этом промысел Божий. Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской Зарубежной Церковью и Московским патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских. И я лично считаю, что именно их труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской Церкви " , — сказал священник. То, что произошло в 2007 году, протоиерей Серафим Ган называет не иначе как чудом — чудом восстановления единства: " ведь куда легче разделяться, а здесь люди решили объединиться, люди пришли к единству " . Чтобы сохранить и упрочить это единство внутри Русской Церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион 26 мая направится в Киев. Предстоятель РПЦЗ совершит паломничество по святыням и поздравит всех верующих Украинской Православной Церкви Московского патриархата с 25-летием исторического Харьковского соборасобора " мужественного стояния за святое православие и единство Церкви " , как охарактеризовал его нынешний глава УПЦ митрополит Киевский Онуфрий. " Торжествующий собор " Решение о строительстве собора было принято в марте 2011 года на заседании Попечительского совета. Высота храма Воскресения Христова — 61 метр, в его строительстве применены самые современные технологии. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

http://pravoslavie.ru/103832.html

Владыка Лавр очень точно эту ситуацию тогда оценил. Надо здесь кратко объяснить, в чем заключался данный исторический перелом. Ровно за год до избрания владыки Лавра октябрьский Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в 2000 году положительно откликнулся на три принятых в Москве решения августовского Архиерейского Собора Московского Патриархата (2000 г.). Для Русской Зарубежной Церкви это были важнейшие вопросы. Многозначимым здесь было то, что в Москве прославили весь сонм новомучеников и исповедников Российских, включая царя-мученика и его семью, включая и тех, кто состоял в оппозиции церковно-политическому курсу митрополита и впоследствии Патриарха Сергия (Страгородского). Его курс компромиссов и «лояльности» по отношению к советской власти, пусть поначалу недобровольно, но навязывался всем русским православным христианам как в России, так и в зарубежье. Это ввергло Русскую Церковь в величайший соблазн и разделения. Для многих было неприемлемо и то, каким образом Митрополит Сергий присвоил себе местоблюстительскую власть при живом местоблюстителе Митрополите Петре (Полянском). Теперь, в 2000 году, к лику святых новомучеников были причислены все пострадавшие от богоборцев, включая тех, которые отошли от Митрополита Сергия, но сохраняли верность законному главе Русской Церкви Митрополиту Петру. Это качественное изменение в оценке церковных путей. «Декларация лояльности» (1927 г.) никогда соборно не подтверждалась, а Московский Собор 2000 года утвердил подлинное святоотеческое учение: Церковь имеет не только право, но и обязанность противостать государству в том случае, когда власть требует действий, неприемлемых для христианской совести, греховных. Это высказанное в «Социальной концепции» слово было церковным и фактически оправдало тех, кто не принял пути, названного (по имени Митрополита Сергия) «сергианством». Русская Зарубежная Церковь относилась к не принявшим этот путь. Так же церковно Собор в Москве другим деянием определил православные границы отношений с инославными, т. е. отстранился от «экуменизма».

http://pravoslavie.ru/5079.html

Владыка Лавр тогда очень точно оценил эту ситуацию. Здесь надо кратко объяснить, в чем заключался этот исторический перелом. Ровно за год до избрания владыки Лавра октябрьский Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в 2000 году положительно откликнулся на три принятых в Москве решения Архиерейского Собора Московского Патриархата (август 2000 г.). Для Русской Зарубежной Церкви это были важнейшие вопросы. Много значимым здесь было то, что в Москве прославили как таковой весь сонм Новомучеников и исповедников Российских, включая царя-мученика и его семью, включая и тех, кто состоял в оппозиции церковно-политическому курсу митрополита и впоследствии Патриарха Сергия (Страгородского). Его курс компромиссов и " лояльности " по отношению к советской власти, пусть поначалу недобровольно, но навязывался всем русским православным христианам, как в России, так и в зарубежье. Это ввергло Русскую Церковь в величайший соблазн разделения. Для многих было неприемлемо и то, каким образом митрополит Сергий присвоил себе местоблюстительскую власть при живом Местоблюстителе, митрополите Петре (Полянском). Теперь, в 2000 году, к лику святых Новомучеников были причислены все пострадавшие от богоборцев, включая тех, которые отошли от митрополита Сергия, но сохраняли верность законному главе Русской Церкви, митрополиту Петру. Такое качественное изменение в оценке церковных путей дополнялось другим. " Декларация лояльности " (1927 г.) никогда соборно не подтверждалась, а Московский Собор 2000 года утвердил подлинное святоотеческое учение: Церковь имеет не только право, но и обязанность противостать государству в том случае, если власть требует от Церкви или от христиан греховного, неприемлемого для христианской совести. Это высказанное в " Социальной концепции " слово было церковным и фактически оправдало тех, кто не принял пути, носящего по митрополиту Сергию имя " сергианства " . Русская Зарубежная Церковь относилась к тем, кто не принял этого пути. Так же церковно Собор в Москве другим деянием определил православные границы отношений с инославными, т.е. отстранился от " экуменизма " .

http://religare.ru/2_52405.html

Сретенский монастырь основан в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. С тех пор 8 сентября (26 августа по старому стилю) стало в столице Днем города. В этот день ежегодно до 1918 года москвичи совершали крестный ход из Кремля в Сретенский монастырь. Трагические события XX века сильно отразились на внешнем виде обители. В конце 1925 года Сретенский монастырь, одним из последних настоятелей которого был священномученик Иларион (Троицкий), был закрыт. В 1928-1930 годах была разрушена большая часть храмов и сооружений монастыря. В оставшихся зданиях, как и в большинстве строений по улице Большая Лубянка, расположились подразделения НКВД. К 1917 году в монастыре было три храма, к нашему времени сохранился только один – собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, который и сегодня далеко не вмещает всех прихожан обители, собирающихся на богослужения в праздничные и воскресные дни. Зачастую людям приходится молиться на улице. По благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в соответствии с решением попечительского совета монастыря, производится реконструкция, а также новое строительство зданий и сооружений на территории Сретенского монастыря. В рамках комплекса работ предусматривается строительство храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. Храм в честь Новомучеников Российских будет построен на Лубянке к 100-летию русской революции — в 2017 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/gradostroitelnaya-komi...

Участие Российского государства и роль президента Путина в диалоге церквей. БАЛАШОВ: Я не думаю, что здесь имеет смысл говорить о роли Российского государства, это скорее личная роль президента. И для зарубежных архиереев и священников действительно было важно увидеть лицом к лицу носителя высшей государственной власти в России и постараться понять, какова же Россия сегодня. Конечно, с начала 90-х годов, с самого начала патриаршества Святейшего Алексия Второго он многократно обращался к нашим зарубежным братьям с предложением начать диалог, идти к восстановлению общения, вместе разбирать те вопросы, которые все еще, как многим кажется, разделяют нас. И в течение долгого времени прямого ответа на эти обращения не было. Это было связано также и с теми переменами, которые происходили в самой Русской зарубежной церкви, в ее руководстве. Движение началось тогда, когда ее возглавил нынешний ее предстоятель митрополит Лавр. Кроме того, и ясные знаки того, что Церковь в России находится теперь в другом положении, тоже, может быть, последовали не с самого начала перестроечных лет. Для наших зарубежных собратьев ключевым в этом отношении стал юбилейный Архиерейский Собор Русской православной церкви, который прошел осенью 2000 года, и следующие три деяния этого Собора. Во-первых, Собор прославил, причислил к лику святых более тысячи новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру православную, за Церковь в годы гонений от безбожного режима. Это было воспринято как знак того, что Церковь действительно верна наследию своих мучеников. Дело в том, что вопрос о прославлении новомучеников и царской семьи в течение нескольких десятилетий служил одним из оснований для разделения между Зарубежной церковью и Московским патриархатом. Конечно, в годы коммунистической власти Церковь не могла открыто канонизировать и прославить тех, кого казнили как государственных преступников. Не могла также идти, конечно, речь и о канонизации царской семьи, которая была совершена на Соборе 2000 года. Причем при этом было подчеркнуто, что речь не идет о той или иной оценке государственной деятельности последнего русского императора, а речь идет прежде всего о признании того смирения и кротости, которые он проявил в последние месяцы своей жизни и в своей страшной смерти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

12 апр. 1918 г. управляющий Костромской епархией архиеп. Евдоким (Мещерский) доложил Свящ. Синоду и Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. об обстоятельствах гибели священнослужителей и мирян Солигалича. На заупокойной литургии, совершенной Патриархом св. Тихоном в храме Московской ДС 31 марта 1918 г. (1-й службе, посвященной новомученикам), были помянуты Солигаличские новомученики, в т. ч. И. Сын И. Леонид Смирнов стал известным нейрохирургом, членом-корреспондентом Медицинской академии, одним из ближайших помощников Н. Н. Бурденко, стоял у основания Московского ин-та нейрохирургии, в к-ром затем работал. 27 марта 2000 г. И. канонизирован как местночтимый святой Костромской епархии. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563. Л. 307; Д. 564. Л. 28; ГАКО. Ф. 130. Оп. 1. Д. 454; Оп. 7. Д. 196. Л. 1-2; Оп. 9. Д. 2376. Л. 5 об. Соч.: Прот. Г. М. Орлов: (Некр.)//Костромские ЕВ. 1896. 9. Отд. неофиц. С. 224-227. Лит.: 50-летний юбилей настоятеля Солигаличского Богородицерождественского собора прот. Е. Юницкого//Костромские ЕВ. 1905. 10. Отд. неофиц. С. 295-296; Собор 1918. Деяния. Т. 10. С. 83; Большевики и Церковь: Докл. прот. В. Садовского ВЦУ в г. Омске. Омск, 1919. С. 14; Польский. Ч. 1. С. 214; Цыпин. История РЦ. С. 53, 684; Александр (Могилёв), архиеп. Сщмч. прот. Иосиф (Смирнов) (1864-1918). Кострома, 2003; Рец.: Соловьев И., диак. Память праведника да будет благословенна...//Церк. вестн. М., 2004. 5(282). С. 14; ЖНИР. Февр. С. 348-354. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/578427.html

Вот почему похороны Святейшего Патриарха превратились в настоящее торжество Православия. Сотни тысяч людей шли в храм Христа Спасителя, а затем в Богоявленский собор, стояли вдоль дороги, по которой двигался погребальный кортеж. Они готовы были провести по пять-восемь часов под проливным дождём, на холоде, чтобы поклониться памяти Святейшего Патриарха, а это говорит о том, что все они испытывали к нему глубоко личные чувства любви и признательности. Протоиерей Алексий Уминский Большое видится на расстоянии; и в эти дни всё время вспоминаются эти слова. Наверное, масштаб личности Святейшего Патриарха Алексия с годами будет всё больше и больше возрастать в наших глазах, истинное значение для Русской Церкви и для страны его жизненного подвига будет становиться всё очевиднее. Но уже сейчас, когда я вспоминаю его и как-то пытаюсь осознать свои чувства, которые, конечно, не сегодня зародились, но сегодня получили печальную возможность для того, чтобы проявиться, что-то вырисовывается... Я сослужил Святейшему, приглашавшему московских священников на сослужение с собой в соборах и храмах Москвы, в храме Христа Спасителя и, конечно, в соборах Кремля, где службы были наиболее торжественными и прочувствованными, потому что молиться среди гробниц московских святителей, в таких местах, где всё дышит историей нашего отечества, нашего Православия, всегда очень важно. При этом я наблюдал за тем, как Святейший служит, и меня всегда вдохновляла его манера служить Божественную литургию, строгая с одной стороны, с другой – конечно, очень торжественная, но одновременно и глубоко интимная, то есть и уставная, и личностная. Такое удивительное сочетание внутренней сосредоточенности, торжественности и трепета было в молитве Святейшего. У него голос прерывался, я помню эти моменты; он прерывался во время Евхаристического канона, потому что Патриарх всегда служил Божественную Литургию с глубоким чувством священнического восторга. И конечно же, для меня Святейший останется ещё и тем человеком, при котором – и без всякого сомнения усилиями которого, его личной инициативой и глубокой молитвенностью – было совершено прославление новомучеников и исповедников Российских. Было понятно и очевидно, что этот человек всегда и глубоко почитал подвиг новомучеников и нёс его в своём сердце. Те прославления и те акты памяти, которые совершил Святейший, говорят о его глубокой молитвенной связи с его святыми предшественниками, священномучениками и Патриархом Тихоном, которого он очень любил и почитал. А его особенное служение в Бутове, среди сонма всего духовенства Москвы и Московской области, прямо на полигоне, на поле, – это всегда было действительно торжеством, и не зря он любил туда приезжать именно в Пасхальные дни.

http://religare.ru/2_70957_1_21.html

Марина Васильева , координатор Службы добровольцев «Милосердие», Москва. Милосердие как ответ от Бога. Фото Владимира Ештокина. – С.13. Аналитика. Алексей Соколов . По обе стороны фронта . О реакции Русской и Грузинской Поместных Церквей на южноосетинский военный конфликт августа 2008 года и их роли в разрешении его последствий. GETTVI NEWS/FOTOBANK//Фома. - – октябрь 2008. – С.14-15. – (рубрика « Грани »). Феофан , Архиепископ Ставропольский и Владикавказский, член Общественной палаты РФ. Кавказский вопрос . Фото Романа Гунькина-Батагова//Фома. - – октябрь 2008. – С.15. – (рубрика « Грани »). Послушание митрополита. 10 октября исполняется 30 лет с начала служения на Белорусской земле митрополита Минского и Слуцкого Филарета ( Вахромеева ), Патриаршего Экзарха всея Белоруссии . Фото из архива владыки Филарета, фото ИТАР-ТАСС//Фома. - – октябрь 2008. – С.16. – (рубрика « Грани »). Тема номера: Бутовский полигон: (на заставке – подборка фотографий священнослужителей и мирян, расстрелянных на Бутовском полигоне, икона «Собор новомучеников Бутовских») Есть ли разница, за что умирать /Вступительная статья от Редакции . Ил. – факсимиле подписи арестованного священника Павла Троицкого при аресте 29 октября 1937 года и в ту же ночь после допроса//Фома. - – октябрь 2008. – С.19. – (рубрика « Тема номера: Бутовский полигон »). Не-прошедшее время. Беседа со священником Кириллом Каледой , настоятелем Храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Беседовала Наталья Волосатова. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2008. – С.20-23. – (рубрика « Тема номера: Бутовский полигон »). Максим Соколов , публицист, политический обозреватель газеты «Известия», Москва. О чем нельзя молчать. Фото из архива автора//Фома. - – октябрь 2008. – С.23. – (рубрика « Тема номера: Бутовский полигон »). Максим Шевченко , член Общественной палаты РФ, ведущий Первого канала ТВ, главный редактор журнала «Смысл», Москва. Не повторять ошибок . Фото из архива ТВ-программы «Русский взгляд»//Фома. – – октябрь 2008. – С.23. – (рубрика « Тема номера: Бутовский полигон »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-66-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010