Собор Свято-Троицкого Гледенского мон-ря. 1659 г. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Собор Свято-Троицкого Гледенского мон-ря. 1659 г. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Монастыри Наиболее крупными мон-рями В. е. являлись: Гледенский во имя Св. Троицы (муж., основан ранее 1238), великоустюжский во имя св. Иоанна Предтечи (жен., основан после 1262), великоустюжский во имя арх. Михаила, Авнежский в честь Св. Троицы (муж., основан в 1370), Коряжемский во имя свт. Николая (муж., основан в 1535), Суморин тотемский Спасский (муж., основан в 1554), сольвычегодский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (муж., основан в 1563), Прилуцкий в честь свт. Николая Чудотворца (муж., известен с 80-х гг. XVI в.), Филипповский Знаменский Янковский мон-рь под Устюгом (жен., осн. в 1654), лальский во имя арх. Михаила (муж., основан в XVII в.). 1918 - ок. 1937 г. В нач. XX в. поднимался вопрос о необходимости преобразования Великоустюжского вик-ства Вологодской епархии в самостоятельную епархию, поскольку связь центра епархии с вост. частью была по существу формальной. 3 сент. 1918 г. постановлением Свящ. Синода Великоустюжское вик-ство было преобразовано в Великоустюжскую и Усть-Вымскую епархию (территория к-рой совпадала с территорией образованной летом того же года Северо-Двинской губ.). В 1919 г. рассматривался вопрос об открытии Усть-Сысольского вик-ства В. е., к-рое, однако, не было создано. После Октябрьской революции 1917 г. в Великоустюжском у. мн. священно- и церковнослужители были арестованы, закрылась часть храмов и мон-рей, мн. святыни подвергались осквернению. В 1918 г. по мон-рям прошли обыски с целью конфискации имущества. В нояб. 1918 г. руководство земотделом объявило о преобразовании мон-рей Великоустюжского у. в коммуны, были организованы Предтеченская, Знаменская и Троице-Гледенская коммуны. Осенью 1920 г. они были объявлены «огосударствленными» и объединены в одну Предтеченскую общину, к-рая стала «образцовой коммуной губернии» (в коммуне могли зарегистрироваться лица не старше 50 лет). В ходе кампании по изъятию церковных ценностей был арестован настоятель великоустюжского Успенского собора сщмч. прот. Константин Богословский . В «Ежедневной сводке информационного отдела ГПУ по вопросам об изъятии церковных ценностей» о положении дел в Северо-Двинской губ. на 21 марта 1922 г. сообщалось, что «работы проходят успешно и скоро будут закончены», несмотря на недовольство верующих.

http://pravenc.ru/text/150143.html

Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Из Жития прп. Пафнутия Боровского следует, что после пребывания в Троицкой обители Н. нек-рое время был настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , основанного в 1374 г. по желанию серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича прп. Сергием Радонежским. Первым настоятелем обители стал его ученик, прп. Афанасий Высоцкий (Старший). Осенью 1382 г. тот, поставив игуменом монастыря Афанасия Высоцкого (Младшего; 12 сент. 1395), вместе с митр. Киприаном отправился в Киев, а затем в К-поль. После кончины Афанасия Младшего Н. стал архимандритом серпуховского мон-ря, как свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий в своем соч. «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»: «...видехом и отца нашего святаго Пахнотиа, иже бяше ученик ученика Сергиева старца Никиты, архимандрита манастыря Высоцкого...» (ВМЧ. 1869. Сент. Дни 1-13. Стб. 559). В старости Н. ослеп, поэтому оставил настоятельство и удалился в боровский Покровский мон-рь. Далее в Житии говорится, что через 7 лет после пострига прп. Пафнутия (совершив «седморичное обхожение времен») его старец «по смотрению же Божию, или за некое неудобство оставляет... обитель, и отходит тамо, идеже преже пасый Христово стадо словесных овец. Восхоте же и ученик последовати ему, настояи же обители не поволи быти тому...». Т. о., из Жития следует, что ок. 1421 г. Н. вернулся в серпуховский Высоцкий мон-рь, где прежде был настоятелем. Сведения Жития подтверждаются и сообщением прп. Иосифа Волоцкого в упоминавшемся «Отвещании любозазорным...». Среди костромских краеведов в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

прав. Лазаря (1758), на месте храма периода франкократии построена ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы (1765-1768). Он также восстановил мон-ри свт. Николая Чудотворца «Кошачьего» на п-ове Акротири и арх. Михаила в Монагри, реконструировал собор мон-ря св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), оказывал материальную помощь мон-рю арх. Михаила в Като-Лефкаре и построил там кельи, завершил возведение ц. Агия-Напа в Лимасоле, отремонтировал церкви Пресв. Богородицы в с. Кивисили, вмц. Марины в с. Пирга и Пресв. Богородицы в Тримиклини, построил церкви вмч. Георгия Победоносца в Келаки, свт. Иоанна Милостивого в Викле, Пресв. Богородицы в с. Мелини и в с. Айос-Констандинос, вмц. Марины в с. Ора, сщмч. Ферапонта в с. Айос-Терапон, собор вмч. Мины в мон-ре Вавла . На средства митр. Макария I в 1771 г. в Венеции была издана служба сщмч. Ермогену. О богатой б-ке этого иерарха известно из описи, сделанной его преемником Мелетием I (1776-1797). Митр. Мелетий являлся племянником Кипрского архиеп. Хрисанфа . В 1783-1784 гг. в К-поле Мелетий I приложил огромные усилия, чтобы убедить османские власти сместить наместника Кипра Хаджи Бакки. В 1794 г. митр. Мелетий добился отмены права католиков служить в сев. парекклисионе храма прав. Лазаря, которое те получили в 1589 г. Как и его предшественники, Мелетий I заботился о ремонте храмов. Он собственноручно переписывал книги. После него Китийскую кафедру занял его младший брат Хрисанф (1797-1810). Митр. Мелетий II (1810-1821) в 1818 г. устроил парадный двор перед кафедральным собором, в 1819 г. предоставил «Греческой школе» в Лимасоле принадлежащее митрополии здание. После казни 9 июля 1821 г. митр. Мелетия вместе с другими кипрскими архиереями на Китийскую кафедру был поставлен Леонтий II (1821-1837) . В 1820 г., будучи в сане архимандрита, Леонтий отстроил ставровунийское подворье Варвары великомученицы мон-ря . Возможно, Леонтий II и Леонтий Мирианфевс, преподаватель «Греческой школы» в Никосии, основанной архиеп. Киприаном,- одно и то же лицо.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Совр. границы епархии оформились в 1937 г., после образования Вологодской обл. В результате приведения в соответствие границ епархии с границами области территория епархии уменьшилась более чем вдвое в сравнении с территориями нач. XX в. (значительные территории бывш. В. е. входят в состав совр. Сыктывкарской, Вятской, Архангельской, Костромской епархий), одновременно к В. е. были присоединены нек-рые земли Новгородской и Олонецкой (ныне Петрозаводской) епархий. В 1379 г. в Вычегодскую Пермь, с 1328 г. платившую подати московским князьям, из Москвы прибыл иером. св. Стефан . В продолжение неск. лет, двигаясь по берегам рек Вымь и Вычегда, он проповедовал христианство зырянам. При слиянии этих рек святой построил ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, клир к-рой составили новообращенные жители Вычегодской Перми. Позднее вокруг храма вырос погост Усть-Вымь. В 1383 г. свт. Стефан в Москве был хиротонисан во епископа для новоучрежденной Пермской епархии. Святитель крестил ок. 700 чел., избрал из их числа способных и рукоположил во священный сан, поставил также иподиаконов, чтецов. Св. Стефан создал коми-зырянский алфавит и перевел на коми-зырянский язык Часослов, Псалтирь, Октоих и др. богослужебные книги. Святитель построил в Перми храм во имя арх. Михаила, при к-ром в XVI в. возник усть-вымский во имя арх. Михаила муж. мон-рь , основал Спасо-Ульяновский Стефанов во имя Св. Троицы и Стефанов во имя свт. Афанасия Великого на Вотче муж. мон-ри. Не желавшие принимать христианство зыряне и коми-пермяки во главе с сотником Паном переселились с Вычегды на берега Оби. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. В 1385 г. Новгородский архиеп. Алексий послал дружинников, чтобы изгнать свт. Стефана из Перми. Нападение удалось отразить с военной помощью из Устюга. В следующем году свт. Стефан ездил в Вел. Новгород, конфликт с архиепископом был урегулирован, Пермский архиерей оказал поддержку архиеп. Алексию в борьбе с ересью стригольников . Святителю удалось уменьшить размер дани, к-рую платили пермяки данщикам, наместникам и в великокняжескую казну. Во время голода в крае еп. Стефан организовал доставку хлеба в Пермь из Вологды. Попытки язычников ограбить и уничтожить Усть-Вымь и Еренский городок (напр., в 1390) пресекались посылкой в Пермь военной помощи из Устюга. В 1396 г. свт. Стефан направился в Москву, где скончался 26 апр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

И. О. Гавритухин, С. В. Кузьминых, Д. Ю. Арапов Православие в К. В XVI-XVII вв. на территории совр. К. появляются рус. казачьи поселения, первым из которых стал Кош-Яицкий городок (в 80 км от совр. г. Уральск) на р. Яик, основанный не позднее 1584 г. яицкими казаками (к-рые впервые упоминаются как волжские казаки в 30-х гг. XI в.) и оставленный ими в 1614 г. в связи с основанием Яицкого города (с 1775 Уральск). Первым документально известным храмом РПЦ на территории совр. К. являлась деревянная ц. св. Алексия, митрополита Московского, в казачьем пос. Кирсановском (в 40 км от совр. г. Уральск), уничтоженная пожаром в 1683 г. Местные казаки, как известно из документов, уже в 1657-1672 гг. вели переписку с Казанским еп. Лаврентием по поводу назначения священников и открытия храмов в своих поселениях. Среди казаков были и старообрядцы. В 1688 г. в пос. Кирсановский казаки восстановили церковь, при которой тогда служил старообрядческий «беглый» священник, и только после вмешательства митр. Казанского Адриана, пожаловавшегося патриарху, этот клирик был удален из прихода, и прихожане приняли нового священника, направленного Казанской епархией. Тем не менее старообрядчество сохраняло значительные позиции в крае. В Яицком городке существовала старообрядческая слобода - Шацкий монастырь, упраздненный в 1741 г. В 1-й пол. XVIII в. в казачьих поселениях было неск. старообрядческих скитов, почти все они в 50-60-х гг. XIX в. были преобразованы в единоверческие обители (см. Казахстанский митрополичий округ ). Собор арх. Михаила в Уральске. 1741–1751 гг. Собор арх. Михаила в Уральске. 1741–1751 гг. Храмы строятся и в др. рус. крепостях, появившихся на сев. рубежах К.: Семипалатинской, Усть-Каменогорской, Петропавловской. Так, при основании в 1718 г. Семипалатинской крепости был устроен походный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, в 1720 г. одновременно с Усть-Каменной крепостью был построен походный храм св. Иоанна Богослова ( Ларионов М. М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 2007). В 1766 г. была возведена церковь в крепости Петропавловская (основана в 1752).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Николо-Кремлевская ц. 1761–1764 г. Фотография. 2004 г. Николо-Кремлевская ц. 1761–1764 г. Фотография. 2004 г. В 1913 г. во Владимире было 2 мон-ря, 2 собора, 17 приходских церквей и 8 церквей без прихода, костел, кирха. В наст. время для совершения богослужений открыто 11 храмов, в т. ч. Успенский кафедральный собор с 5 престолами и примыкающим к собору теплым храмом (1862) с престолами во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича и арх. Михаила. Дмитровский собор принадлежит музею. Среди архитектурных ансамблей Владимира следует отметить Успенский Княгинин жен. мон-рь с собором в честь Успения Пресв. Богородицы и Казанскую ц. (переосвящена в 1789), в составе к-рой сохранились части стен и фундаментов трапезной палаты с ц. свт. Иоанна Златоуста (XVI в.). В Земляном городе недалеко от Золотых ворот на месте древнего каменного храма Спаса Спасо-Золотоворотского муж. мон-ря XII в. находится ц. Спаса Преображения (1778), рядом с ней - теплая Никольская Золотоворотская ц. (1676), созданная в архитектурных традициях XVII в. (см. ст. Владимирский Золотоворотский в честь Преображения Господня муж. мон-рь ). Неподалеку расположена Георгиевская ц. (1784-1796; в наст. время используется как концертный зал), построенная на фундаменте одноименной белокаменной церкви эпохи Юрия Долгорукого. Николо-Кремлевская ц. (1761-1764; в наст. время планетарий) выстроена вблизи Рождество-Богородицкого мон-ря у зап. стены, известна под именем Николы Старого. На Студёной горе находится ц. во имя арх. Михаила (1893), одноглавое центричное в плане и в рус.-визант. стиле здание; у древних Золотых ворот - красное кирпичное здание Троицкой старообрядческой церкви в неорус. стиле (1913-1916; в наст. время в здании располагается экспозиция ГВСМЗ). В городе находятся еще неск. приходских храмов, где совершают богослужения: кладбищенская ц. Князь-Владимирская (1785), ц. Воскресенская (1789), ц. Константино-Еленинская (до 90-х гг. XX в. Никольская ц. с. Доброго) на месте мон-ря (упразднен в 1775), ныне здесь мон-рь во имя свт. Алексия.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Церковь является одной из важнейших архитектурных доминант центра города Нежина. Всехсвятская, Михайловская и Троицкая церкви образовывают единый историко-культурный комплекс 18 века. Церковь построена в период 1719-1729 годы (по другим данным 1714-1732, 1714-1729 годы) нежинским греческим братством на месте деревянной церкви 1680 года. Освящена в 1731 году киевским митрополитом Рафаилом Забаровским. Небольшая, каменная, тридильная, однонефная, однокупольная, с гранёным центром церковь. С восточной стороны имеется полукруглая апсида, а западной - притвор (бабинец). На северной стороне алтарной стены размещены мраморные доски с текстом на греческом языке. Служба в храме велась на греческом языке. В 19 веке была сооружена трёхъярусная колокольня с пилястрами на втором и колонами на третьем ярусах, завершалась высоким шпилем; не сохранилась. После 1917 года в церкви был обустроен склад. Роспись, иконостас и реликвии церкви не сохранились. Церковь была передана религиозной общине Черниговской епархии УПЦ. Постановлением Кабинета Министров УССР от 24.08.1963 970 «Про упорядочение дела учёта и охраны памятников архитектуры на территории Украинской ССР» присвоен статус памятник архитектуры национального значения с охранным 827 под названием Греческая Михайловская церковь. Установлена информационная доска. Черниговщина: Энциклопедический справочник. 1990 г. Напротив Троицкой церкви по описи 767 г., «греческаго братства старинная каменная церковь арх. Михаила; при ней вновь строится каменная церковь» Всех Святых. Храм арх. Михаила основан в 1714 г. и освящен в 1731 г. на место деревяннаго. В Михайловском храме: два греческие рукоп. Евангелия на пергамине; три евангелия греческие, печат. в Янине одно 1645 г. другое 1671 г. на одном с одной стороны написано: «в л. 7194 (1686) построено» на другой стороне: «сие евангелие строил поп Христофор в церковь – собор архистр. Михаила». Два евангелия рукоп. на славянском; – на одном написано: «Михаил диакон писал в л. 7055 окт. 7 д.» след. 1546 г. плащаница украшенная жемчугом и камнями, пожертвована нежинскими греческими купцами в 1692 г. В храме всех святых храмовая икона под сереб. ризою, старинная, вывезена из Греции. Крест сер. с частицами животворящего древа, украшен камнями в 1636 г. в Янине. Триодь постная на греч.п. в Янине 1748 г.

http://sobory.ru/article/?object=08728

Будучи соловецким пострижеником, И. в 1591 г., возможно, присутствовал при принесении на Соловки из Твери мощей свт. Филиппа (Колычева) . В вышедшей при И. декабрьской богослужебной Минее помещена служба свт. Филиппу, что позволяет говорить о его общерусском почитании ( Рамазанова Н. В. «Русского светильника Филиппа премудраго восхвалим»: Служба святому в источниках XVII-XVIII вв.//Рукописные памятники: Публ. и исслед. СПб., 1997. Вып. 4. С. 7-18). И. прислал икону святителя старцу Паисию (Дворянинову), бывшему в 1639-1640 гг. соловецким настоятелем (см.: Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей митр. Филиппа (Колычева)//КЦДР. СПб., 2001. [Вып.]: Соловецкий мон-рь. С. 443). Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) И. делал вклады в Успенский собор в Кремле: подсвечники, облачение, покровы на гробницы митрополитов Феогноста, Филиппа, Геронтия, Макария. При И. была возобновлена роспись в соборе кремлевского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , был написан храмовый образ «Чудо арх. Михаила» ( Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда арх. Михаила в Хонех в Московском Кремле//Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 1. С. 133). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря указаны 100 р., данных И. мон-рю в 1635 г. Патриарх послал шубу прп. Никодиму Кожеезерскому († 1640), узнав о его строгой жизни, сделал вклад в Кожеезерский в честь Богоявления монастырь , передал ризу, Требник и 5 р. ( Таушев Н. История Кожеозерского мужского монастыря. СПб., 1858. С. 65). И. благословил игумена Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря Пафнутия (1640-1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Варнавы Ветлужского , после чего началось общерус. почитание святого. Ок. 1634 г. в Нерехте по благословению первосвятителя был освящен храм и при нем устроен Сретенский мон-рь. В 1636 г. по благословению И. в Нерехту принесли чудотворную икону Божией Матери из ростовского Успенского собора. Позднее была сделана копия этой иконы, на одном из 14 добавленных клейм изображены просители из Нерехты у И. Согласно «Повести о начале Оранского монастыря», боярский сын В. Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил главе Церкви о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери. По грамоте И. была создана комиссия по проверке чудотворений, в которую вошли архимандрит нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря Рафаил и протопоп кремлевского Архангельского собора Иосиф. После подтверждения комиссией чудес, совершенных от иконы, в 1635 г. последовало патриаршее благословение на открытие Оранского в честь Владимирской Божией Матери мужского монастыря В «Повести...» И. назван «тихосмиренным».

http://pravenc.ru/text/578112.html

По проектам столичных архитекторов в Воронеже созданы ц. Печерских чудотворцев Покровского мон-ря (1832-1835, архит. А. И. Мельников, перестроена) с плоским куполом на низком, глухом барабане, ц. арх. Михаила в Михайловском кадетском корпусе (1845, архит. К. Детлов, не сохр.), прямоугольный зал с 2-ярусной колоннадой по периметру и хорами, в 30-х гг. XIX в. по рисункам О. И. Бове был отделан внутри Благовещенский собор Митрофанова мон-ря. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Боброве. 1863 г. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Боброве. 1863 г. Фотография. 2003 г. В период активного торгово-экономического развития края (с 60-х гг. XIX в.) повсеместно строили храмы с разными объемно-планировочными решениями, в крупномасштабном декоре к-рых использовались мотивы средневек. зодчества Руси и Зап. Европы, ренессанса, барокко, классицизма, модерна. В крупных поселениях, напр. в слободе Бутурлиновке, возводили 2-ю или 3-ю церковь, приходские школы, богадельни, лавки, составлявшие своеобразные комплексы. В больницах, приютах и учебных заведениях устраивались домовые церкви, напр. ц. свт. Алексия, митр. Московского, при воронежском реальном уч-ще (1896, архит. А. М. Баранов). Были основаны новые мон-ри: Варваринский (в дер. Сомовке Нижнедевицкого у.), Знаменский в Землянском у. (1866, по инициативе баронессы А. П. Боде, ныне в руинах), Казанский (в с. Таволжанка Новохопёрского у.); в Дивногорском мон-ре в традициях классицизма сооружена Успенская ц. (1886) с 3-лепестковым ядром и трапезной. После прославления свт. Митрофана (1832) и свт. Тихона Задонского (1861) началось устройство храмов и приделов в их честь, много мон-рей возникло в Задонске и около него (в честь свт. Тихона муж., жен. Троицкий Тихонов и Богородицкий Тихонов Тюнин). В 40-х гг. XIX в. появились первые постройки в византийско-рус. стиле, связанные с творчеством К. А. Тона, напр. ц. Крестовоздвижения в Бутурлиновке (1841), где мотивы древнерус. архитектуры (килевидные наличники, луковичные главы) сочетались с классической основой и др. элементами декора. По проекту Тона в задонском Богородицком мон-ре был выстроен 3-этажный, с 8 престолами, 5-купольный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери (1845-1853); подобного типа крестово-купольный 5-главый Воскресенский собор (1861) в Новохопёрске и Успенская ц. (1863) в Боброве, конусовидные основания центральных глав к-рых сродни ц. вмц. Екатерины в С.-Петербурге по проекту Тона (1830), ц. Покрова Пресв. Богородицы (1871-1872) в слободе Бутурлиновке и ц. арх. Михаила (1897) в с. Ср. Карачан. Покровская ц. в Бутурлиновке при крупном масштабе благодаря вертикальным членениям фасадов, высоким арочным окнам, килевидным очертаниям оконных архивольтов, кокошников в завершении фасадов и алтарных апсид обладает хорошими пропорциями и стройным силуэтом.

http://pravenc.ru/text/155254.html

По окончании первой мировой войны Б. становится столицей Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918) и с 1929 г.- Королевства Югославии; после второй мировой войны - Федеративной Народной Республики Югославии (1945). С провозглашением Союзной Республики Югославии в 1992 г. Б. стал ее столицей. Храмы и мон-ри Б. Кафедральный собор во имя св. арх. Михаила разрушен в нач. XVIII в., во время австро-тур. войны. Австр. власти не пожелали восстанавливать правосл. собор, и Белградский митр. Моисей (Петрович) обратился в 1718 г. за помощью к рус. царю Петру I . В 1725-1728 гг. собор был восстановлен на добровольные пожертвования сербов. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. собор вновь сильно пострадал, в июне 1797 г. горел. Собор претерпел неск. обновлений в период с 1806 по 1836 г., пока кн. Милош Обренович 22 июня 1836 г. не приказал снести старый и построить новый. 15 июля 1837 г. состоялась закладка нового здания по проекту Ф. А. Кверфельда (по др. данным, инженера Ф. Янке). Строительство было завершено в 1841 г., собор освящен 21 нояб. 1845 г. митр. Петром (Йовановичем). Собор - прямоугольное в плане строение (54 ´ 19,6 м) с обширным пространством алтарного полукружия с востока, с притвором и колокольней с запада. Роспись в академическом стиле в 1899 г. осуществил А. Стефанович. Трехъярусный деревянный иконостас был выполнен в 1841-1845 гг. иконописцем Д. Аврамовичем и резчиком Д. Петровичем. Собор реставрировался в 1995 г., к своему 150-летнему юбилею. В 1942-2001 гг. здесь хранились мощи св. мч. царя Стефана Уроша (ныне в мон-ре Язак), в 1942-1989 гг.- мощи св. блгв. кн. Лазаря (ныне в мон-ре Раваница ). Внутри собора, у юж. стены, похоронены серб. князья Милош († 1860) и Михаил († 1868) Обреновичи. В наст. время там почивают мощи св. кн. Стефана Штиляновича, перенесенные 14 апр. 1942 г. из мон-ря Шишатовац. У сев. стены находится гробница митр. Михаила (Йовановича ; † 1898), у сев. стены притвора - могилы митр. Иннокентия (Павловича ; † 1905) и Патриарха Викентия (Проданова ; † 1958), у юж.- Патриарха Гавриила (Дожича ; † 1950), перед главным входом - могилы Вука Караджича и Досифея Обрадовича. При храме издается бюллетень «Саборник», раз в 2 недели выходит одноименная радиопередача.

http://pravenc.ru/text/77876.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010