Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. (Ок. 1270, Рашская обл.- 12.05.1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.). Происходил из семьи неких правителей. Получил разностороннее образование. В молодом возрасте принял монашество в афонском мон-ре Хиландар . Упоминается в числе хиландарских монахов в описании тяжбы между Хиландаром и афонским мон-рем Зограф в 1290 г. После 1306 г. стал учеником хиландарского игум. Даниила (см. Даниил II , архиеп. Печский). В кон. 1311 или нач. 1312 г. стал игуменом Хиландара: впервые упоминается как игумен в афонском акте в авг. 1312 г. В 1311 или 1312 г. ездил в К-поль для примирения серб. королей - братьев Милутина и Драгутина (см. Феоктист , прп.). Как представитель Хиландара Н. упоминается в договорах от 5 авг. 1314 г. о покупке обителью виноградников. Благословил своего ученика иером. Гервасия переписать Праксапостол (Ath. Chil. 47), в реальности работу выполнил рясофор Мартиниан. Весной 1316 г. вместе со старцем из Кареи Феодулом находился в Сербии. После смерти архиеп. Сербского Саввы III , в кон. июля 1316 г., Н. и игум. Даниил были выдвинуты претендентами на кафедру Сербской архиепископии. В ожидании решения собора Н. жил в Карейской келлии. Несмотря на королевское покровительство Даниилу, Собор избрал Н. архиепископом. В источниках сохранились многочисленные упоминания о деятельности Н., к-рая носила преимущественно адм. характер. Между 1 сент. 1317 и 31 авг. 1318 г. вместе со старцем из келлии св. Саввы в Карее Н. уговорил кор. Милутина дать хрисовул, чтобы урегулировать отношения между Хиландаром и этой келлией. Н. вместе с Собором Сербской Церкви подтвердил хрисовул, данный после 12 мая 1317 г. королями Милутином и Драгутином Баньска монастырю во имя святого Стефана . В хрисовуле, данном между 12 мая 1317 и 29 окт. 1321 г., кор. Милутин и Н. утвердили иерархию епископов и игуменов главнейших сербских мон-рей. В тот же период Милутин и Н. дали хрисовул Хиландару с целью пресечь споры между работниками архиепископии и мон-ря по поводу использования пахотных земель. Между 1 сент. и 29 окт. 1321 г. Н. дал повелью, утвердив ряд обязательств Сербской архиепископии по отношению к Карейской келлии. В 1317-1318 гг. Н. составил аренгу повельи, данной кор. Милутином Карейской келлии. В 1318 г. Милутин и Н. договорились кардинально перестроить Хиландар, что определило совр. облик обители, и украсить мон-рь Жича . Участвовал в обновлении ц. во имя св. Саввы в принадлежавшем Хиландару с. Лизица и построил как свою задужбину ц. вмч. Димитрия в Пече (между 1322 и 1324). 6 янв. 1322 г. он короновал св. Стефана Дечанского .

http://pravenc.ru/text/2565552.html

Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший его в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его. Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в час его кончины покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным, и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика. Святые мощи великомученика Пантелеимона частицами разошлись по всему христианскому миру, честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя вмч. Пантелеимона. Здесь мы расскажем историю появления святыни в русской обители, еще раз свидетельствующей о незримой связи мученика древности с Россией. В 1169 года русский скит на Афоне Ксилургу получил " на вечные времена " в свое владение опустевшую афонскую обитель во имя великомученика Пантелеимона, которую греки и поныне называют Россикон. Почти двадцать лет спустя в русском афонском Пантелеимоновском монастыре принял постриг в малый ангельский образ юный сербский царевич Растко, будущий великий святитель Савва Сербский. В память об этом событии один из его преемников сербский король Стефан Душан в 1347 году даровал русскому монастырю в благословение главу святого великомученика Пантелеимона, являвшейся родовой святыней сербского царствовавшего дома. С того времени честная глава неизменно пребывает в русской обители. Для этой святыни в монастыре в 1812 году был заложен и в 1815 году освящен вселенским патриархом Григорием величественный Свято-Пантелеимоновский собор в византийском стиле, в алтаре которого находится ковчег с честною главой великомученика-целителя. За всю многовековую историю честная глава святого Пантелеимона целителя трижды износилась за пределы Афона. Первый раз в начале XIX века в пределы Молдовлахии для молитвенной помощи в борьбе против турок. Второй раз - в 1996 году - мощи были принесены в Москву . И третий раз - в 2000 юбилейном году - святой Пантелеимон посетил три столицы Русского государства: Киев, Москву и Санкт-Петербург, что стало знамением единства русской земли.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

После смерти И.Б. Тито в 1980 г. националистические настроения захлестнули всю Югославию. Страна неуклонно шла к развалу. После первых многопартийных парламентских выборов, состоявшихся в Хорватии в апреле 1990 г., новые власти стали проводить политику на выход из состава СФРЮ. 25 июня 1991 г. была провозглашена независимость Хорватии. В ответ на решение Загреба местные сербы 19 декабря 1991 г. провозгласили создание Республики Сербская Краина и заявили о своем намерении остаться в составе Югославии. Сербское население насчитывало 580 тысяч человек (12,2% от общего количества населения) и компактно проживало на 32% территории Хорватии. Вскоре в стране вспыхнул кровавый межэтнический конфликт, который принял, как и в годы Второй мировой войны, религиозный характер. Несколько сотен православных храмов было уничтожено или сильно повреждено. Так, уже в декабре 1991 г. хорваты сильно повредили кафедральный собор Святителя Николая в г. Карловаце, а в 1993 г. практически полностью его уничтожили (восстановлен в 2007 г.). 11 апреля 1992 г. в Загребе было взорвано здание Загребско-Люблянской митрополии, в котором находились библиотека и музей. Повсеместно преследовалось сербское духовенство.  В ходе хорватских военных операций «Молния» (май 1995 г.) и «Буря» (август 1995 г.) Республика Сербская Краина прекратила свое существование: сотни сербов были убиты, десятки тысяч бежали за пределы Хорватии. Согласно международным данным, из Хорватии уехало 380 тысяч сербов (с 1991 по 2011 г.). Изгнание сербов сопровождалось разрушением церквей, осквернением кладбищ и изгнанием духовенства. Так, на территории Далматинской епархии после операции «Буря» не осталось ни одного священника. Лишь в начале XXI в. положение сербского населения в Хорватии стала постепенно улучшаться. Большую роль в этом процессе играет Сербская Православная Церковь. В 2002 г. было заключено соглашение между правительством Хорватии и СПЦ. По нему православные священники получили право на преподавание религиозных дисциплин в школе. Постепенно возвращается духовенство, восстанавливаются разрушенные церкви. Согласно последним данным переписи, на территории Хорватии осталось 186 633 серба. 1 июля 2013 г. Хорватия вступила в ЕС, что наложило ряд европейских обязательств по защите прав национальных меньшинств. Несмотря на это, и в настоящее время продолжаются отдельные нападения на священнослужителей и объекты Сербской Православной церкви. 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Вена (храмы) Материал из Азбука паломники Никольский кафедральный собор (Вена) [ править править код ] Собор святителя Николая Чудотворца - кафедральный собор Венской епархии Русской православной церкви (Московского Патриархата). Храм был построен в 1893—1899 годах. Адрес: Jauresgasse 2, A-1030 Wien Телефон: +43/(0)1/713 82 50 Электронная почта: office@nikolsobor.org Проезд к храму: Общественный транспорт: Ungargasse/Neulinggasse (249 m NO) трамвай: Strassenbahn O автобус: Bus 4A электричка: Schnellbahn " Rennweg " (станция " Rennweg " ) метро линия U4: U-Bahn U4 " Stadtpark " Подробнее... Собор Саввы Сербского (Вена) [ править править код ] Вена (храмы), Собор Саввы Сербского (Вена)1 Церковь расположена по адресу Veithgasse 3 в 3-м районе Вены. Является первой сербской церковью в Австрии и одной из четырёх сербских православных церквей в Вене (три другие — это Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1957) в 16-м районе, Успенская церковь (1974) в 17-м районе и Церковь Воскресения Христова (2002) во 2-м районе). 17 (30) октября 1912 года в соборе состоялось венчание российского великого князя Михаила Александровича с Натальей Шереметьевской. Адрес: Австрия, г. Вена, пер. Иоганна Эмануэля Вайта, д. 3 (Veithgaße 3, 1030 Wien, Österreich) Подробнее... Троицкий собор (Вена) [ править править код ] В середине XVIII века в Вене образовалась значительная греческая колония, состоящая в основном из торговцев, имеющих турецкое подданство. При содействии турецкого правительства, в период правления эрцгерцогини Австрии Марии Терезии, греки получили разрешение на строительство часовни в честь святого Георгия Победоносца. В часовне регулярно совершались богослужения, но она не пользовалась правами и статусом приходской церкви в связи с чем совершение треб (крещений, венчаний и отпеваний) имело нелегальный характер, а греческим священнослужителям приходилось договариваться с настоятелем католического собора святого Стефана для обходных путей в законодательстве. В 1782 году император Иосиф II даровал греческой общине автономные права, а домовому храму святого Георгия Победоносца (на Hafnersteig, 4) статус прихода. Формально приход находился в юрисдикции Карловацкой митрополии, но сербские иерархи фактически не имели на греческую общину никакого влияния.

http://azbyka.ru/palomnik/Вена_(храмы)

После кончины святителя Тихона 12 апреля 1925 г. состоялось Архиерейское совещание 60-ти епископов, прибывших на погребение почившего Патриарха. На этом совещании было вскрыто и оглашено завещание почившего Первоиерарха, составленное на случай невозможности предусмотренного определением Поместного Собора «О порядке избрания Святейшего Патриарха» созыва Собора для избрания Первосвятителя. Согласно этому завещанию обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на третьего в списке кандидатов священномученика митрополита Петра Полянского, ввиду того что два первых кандидата, святые митрополиты Кирилл и Агафангел, находились в ссылке. После частичной нормализации церковно-государственных отношений, 8 сентября 1943 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Изменение титула Патриарха (ранее было «Московский и всея России») связано с изменением официального названия Церкви: вместо Российской — Русская, а это изменение обусловлено было тем, что Россией в ту пору называлась только часть страны — РСФСР, а слово «Русь» обозначает также Украину и Белоруссию — иными словами, большую часть канонической территории нашей поместной Церкви. На Архиерейском Соборе был также образован Священный Синод при Патриархе. Святейший Патриарх Сергий почил в 1943 г. После его кончины Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). 21–23 ноября 1944 г. состоялся Архиерейский Собор, в котором участвовало уже 50 епископов. Задачей Собора была подготовка к созыву Поместного Собора для избрания Патриарха. 31 января 1945 г. в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян своих епархий. Среди почётных гостей на Соборе присутствовали Патриархи Александрийский — Христофор, Антиохийский — Александр III, Грузинский — Каллистрат, представители Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Румынской Церквей. Всего на Соборе было 204 участника. Право голоса имели одни епископы. Но голосовали они не только от себя лично, но и от имени клириков и мирян своих епархий, что вполне соответствовало духу святых канонов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

http://bogoslov.ru/article/6174896

После обеда Митрополиту представлялись помощник начальника края, его сиятельство князь Багратион. Вечером митрополит и его спутники посетили Виленскую публичную библиотеку , где были встречены управляющим Виленским учебным округом И.Я. Шульгиным и всеми служащими в библиотеке… Поднесены были митрополиту все издания Виленского учебного округа… 5-го числа ноября, с 8 часа утра, Высокопреосвященнейший начал обозревать Виленские храмы и поклоняться их Святыням. Осмотрев великолепный Николаевский собор, отправился в Свято-Духов монастырь, где поклонился мощам Виленских Мучеников и осматривал ризницу, особенно некоторые вещи, по преданию, принадлежавшие Святителю Димитрию Ростовскому. Затем, сопровождаемый викарием Литовской епархии, епископом Иосифом, прибыл в Троицкий монастырь. Поклонившись чудотворной иконе Божией Матери (принесённой в Вильну Еленой, дочерью Иоанна III, женою литовского князя Александра), осмотрев храм, построенный князем Острожским, на месте кончины Виленских Мучеников, митрополит перешёл в семинарию, помещающуюся в Троицком монастыре. Подробно осмотрены спальни, занятные комнаты и классы; в классах Его Высокопреосвященство слушал уроки и предлагал вопросы ученикам. По осмотре семинарии, Его Высокопреосвященство изволил посетить ректора… Были посещены Никольская и Пятницкая церкви…» «Вестник Западной России» добавляет, что сербского Владыку встречали также архимандрит Евгений (ректор семинарии) и протоиерей Виктор Гомолицкий. В Свято-Духовом монастыре митрополит «слушал раннюю литургию, совершаемую священноиноком Павлом, - известным «Прусским», прибывшим по делам устройства единоверческих церквей… Его Высокопреосвященство … изволил посетить Кафедральный собор, … Пречистенский собор, женский Мариинский монастырь и Александровскую часовню…». Сербский Первосвятитель побывал и в загородной резиденции Литовских Архипастырей, Тринополе. «Владыка Михаил, в бытность у преосвященного Иосифа, председательствующего в совете Общества ревнителей Православия, изволил с глубочайшею благодарностию принять от этого общества ризу, два стихаря и два куска парчи… Сербский Владыка … выехал из Вильны с чувствами отрады, утешения и надежд» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

1 . Восточные и другие православные пастыри, Афанасий, бывший патриарх Константинопольский, 1248 Макарий, патриарх Антиохийский, 1249 Григорий, митрополит Никейский, Гавриил, митрополит Сербский, 1250 Епифаний Славинецкий 1251 и другие, посещавшие Москву в половине XVII века, обратили внимание на разности церковно-богослужебного чина и обряда Русской Церкви сравнительно с Церковью Греческой. По свидетельству патриарха Никона , они «зазирали» эти разности как новшества, не имеющие для себя оснований ни в русской, ни тем более в греческой церковной древности. 1252 2 . Особое внимание Восточных иерархов привлекло двуперстное сложение руки для крестного знамения. Считая древним и всеобщим обычаем для крестного знамения в Православной Церкви только троеперстие, они русское двуперстие рассматривали как обычай армянский, 1253 по своему внутреннему знаменованию не чуждый еретических мыслей. 1254 Редакция, принятая Предсоборным советом Особое мнение еп. Андроника [Никольского] 3. Отсюда Антиохийский патриарх Макарий, Сербский митрополит Гавриил и Никейский митрополит Григорий – в неделю Православия 24-го февраля 1656 года, те же святители и Молдавский митрополит Гедеон – в своем письменном ответе патриарху Никону и, наконец, Русский собор 23 апреля 1656 года, повелевая всем православным христианам молиться по изначальному преданию Восточной Церкви троеперстно, употребление двуперстия для православных христиан подвергли клятвенному запрещению. 1255 3. Посему Антиохийский патриарх Макарий, Сербский митрополит Гавриил и Никейский митрополит Григорий – в неделю Православия 24-го февраля 1656 г., те же святители и Молдавский митрополит Гедеон – в своем письменном ответе патриарху Никону и, наконец, Русский собор 23 апреля 1656 года, повелевая всем православным христианам молиться по изначальному преданию Восточной Церкви троеперстно, подвергли клятвенному осуждению тех, кто требовали употребления только двупертия, раздорнически похуляя церковное троеперстие, и клятвенно запретили такое употребление только двуперстия с хулою троеперстию. 1256

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Соборный храм во имя апостола Иоанна Богослова был освящён в 1557 году. Собор каменный, четырехстолпный, одноглавый, на высоком подклете, первоначально, кроме главного престола, имел один придел – во имя Саввы Сербского. В начале XIX века, при митрополите Евгении Болховитинове в нижнем храме появился престол, который был освящен во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В начале XX века собор был реконструирован. В подклете собора находятся захоронения прп. Саввы Крыпецкого и св. Корнилия (Поляков 1841-1903 гг.). В 1922 году из обители и собора были вывезены все ценности. Богослужения в соборе прекратились в 1923 году. В 1950-х гг. в подклете храма располагались скотный двор и конюшня. В мае 1958 года над могилой св. Корнилия был сооружён деревянный храм с иконостасом, куполом и крестом. В сентябре 1958 года председатель Торошинского сельского совета И. Денисов вместе с комсомольцами разобрали и сожгли деревянный храм (расплата за святотатство пришла быстро – Денисов вскоре умер от рака, трое комсомольцев, помогавших Денисову, трагически погибли в том же 1958 году). В конце 1950-х гг. храму, как и монастырю, угрожало полное уничтожение (было решено его взорвать), однако усилиями учёных-энтузиастов это решение было отменено. 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находится под охраной государства. Ныне собор восстановлен. Главный престол храма освящен во имя апостола Иоанна Богослова, придел верхнего храма - во имя святителя Саввы Сербского. В нижнем храме освящены приделы во имя преподобного Саввы Крыпецкого и во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В нижнем храме под спудом покоятся мощи Крыпецких святых - Саввы под спудом, Корнилия в раке. Источники информации: http://drevo-info.ru/articles/19724.html ; «После постройки каменного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в нижнем подклете, на месте погребения преподобного Саввы существовала часовня, в которой служились молебны. Уже в конце 16 века мощи преподобного были положены под спуд по причине частых набегов литовцев на Псковскую землю.

http://sobory.ru/article/?object=05401

4. Св. мученик Лазарь, князь Сербский . Один из сербских вельмож, владевших сербским царством после царя Душана. По смерти царя Уроша патриарх Ефрем короновал Лазаря на сербское царство. Лазарь вместе с монахом Исаией отправлял посольство в Царьград, чтобы ходатайствовать о снятии прещения с сербского народа 74 . Неоднократно воевал против турецких полчищ. Наконец, 15 июня 1389 года на Косовом поле дал сражение турецкому султану Амурату. В этой битве Лазарь погиб. Его тело было похоронено в его [же] задушбине Раваница близ Чуприи. Впоследствии оно было перенесено в Раваницу Сремскую. Во время Второй войны (в 1942 году) тело святого Лазаря перенесли в Белград и положили в Соборной церкви, где и поныне почивает оно в нетлении, источая утешения и исцеления всем обращающимся к нему с молитвой 75 . Воссоздал он монастыри Хиландар и Горняк, построил обители Раваница и Лазарица, был ктитором русского монастыря святого великомученика Пантелеймона, а также многих других церквей и монастырей. 5. Св. Ефрем, патриарх Сербский . Родившись в семье священника, с малых лет стремился к духовной и подвижнической жизни. Когда родители хотели его женить, он убежал на Святую Гору. Позднее вернулся и подвизался в Ибарском ущелье и в монастыре Дечаны. Когда наступило многоначалие и борьба за первенство в государстве, а также, к сожалению, и в Церкви, Собор в 1375 году избрал Ефрема патриархом на место упокоившегося Саввы. Когда ему сообщили об этом избрании, он горько зарыдал, но не смог отказаться. Короновав в 1382 году князя Лазаря на царство, он отрекся от престола, передав его Спиридону, а сам опять удалился в пустыню. Однако по кончине Спиридона, в 1388 году, царь Лазарь упросил его снова занять кафедру. Святой Ефрем управлял Сербской Церковью в тяжелую эпоху Косовской катастрофы и после нее, вплоть до 1400 года, когда на 88-м году своей жизни скончался и отошел ко Господу, Которого [воз]любил. Его мощи почивают в монастыре Печ[ская Патриархия]. 6. Блаж. Августин, епископ Иппонский . Благодаря советам, слезам и молитвам своей матери Моники обратился из язычества в христианство. Великий учитель Церкви и влиятельный писатель с известными, не принятыми [Церковью] крайностями в учении. 35 лет прославлял Господа как епископ Иппонский, а всего прожил на земле 76 лет (354–430).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Сербской Православной Церкви 6 декабря 2017 года 6 декабря 2017 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом ставропигиальном мужском монастыре  в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Предстоятелем  Сербской Православной Церкви . Святейшего Патриарха Сербского Иринея  сопровождали епископ Бачский Ириней, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси  епископ Моравичский Антоний , архимандрит Исихий (Рогич), архимандрит Стефан (Шарич). Участниками встречи со стороны Русской Православной Церкви стали председатель  Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  епископ Россошанский и Острогожский Андрей , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , настоятель  подворья Русской Православной Церкви в Белграде  протоиерей Виталий Тарасьев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС А.Ю. Хошев. Перед встречей Святейший Патриарх Кирилл совершил краткий молебен в крестовом храме резиденции. Его Святейшество сердечно приветствовал Святейшего Патриарха Иринея, который прибыл в Москву на торжества по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший Престол. «Восстановление Патриаршества, как Вы знаете, стало важным событием в новейшей истории Русской Православной Церкви, — подчеркнул Патриарх Крилл. — В Поместном Соборе, принимавшем эпохальное решение о возвращении традиционного канонического устройства, принимал участие представитель братской Сербской Церкви архимандрит Михаил (Урошевич). От имени митрополита Сербского Димитрия он приветствовал на заседании Собора недавно интронизованного Патриарха Тихона. В ответ весь Собор возгласил братской Сербской Церкви " жúвио " ! Кроме того, отец Михаил участвовал и в обсуждении документов Собора, и предлагал свои поправки, то есть принимал официальное участие в работе Собора, на котором был еще один представитель Поместных Церквей — епископ Хушский Никодим, будущий Патриарх Румынский».

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010