«Здравствуйте Светлана Ивановна! Прошло 45 лет и мне трудно вспомнить подробности. Но факт оказания гостеприимства одним из служителей монастыря (как позже выяснилось отцом Симеоном, о чем он скрыл от других служителей) весной ли, летом 1944 г., имел место. Группа разведчиков, возвращаясь с задания, несколько дней скрывалась в пещерах монастыря, о чем я рассказал одному из служителей в период посещения Псково-Печерского монастыря в 1984 году. Всего Вам доброго. 24.01.89 г. Новиков». С войной связан и еще один памятный эпизод из жизни отца Симеона. В 1944 году немцы стали готовиться к отступлению. Всех насельников монастыря они хотели забрать в Германию. Отец Симеон призвал братию к соборной молитве. Монахи молились всю ночь. Утром ситуация на фронте поменялась, немцы вынуждены были отступить. Монастырь был спасен. Что мы знаем о жизни этого удивительного человека? Старец Симеон (Василий Иванович Желнин, 1869-1960), был родом из Псковской губернии. Еще ребенком Василий узнал о преподобном Серафиме Саровском. По примеру святого, нашел большой камень в поле и начал молиться на нем. В молодые годы Желнин стал послушником в Псково-Печерском монастыре. Игумен выделил ему келью возле Успенского храма: выкопанную прямо в горе темную и сырую пещеру. Келья была с историей — в ней когда-то жил и молился святой прозорливый схимник Лазарь. «Вот тебе келья, здесь и умрешь!» — педрек послушнику настоятель. Михайловский собор в 1944 г. Слова его оказались пророческими. До преклонных лет инок день и ночь молися в своей пещерке. Принял схиму с именем Симеон. Стал духовником Псково-Печерского монастыря. Почти тридцать лет отслужил в Успенской церкви, которую монахи позже стали называть между собой в его честь — «Симеонова». В 2003 году иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых Псково-Печерских. Его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря. Что еще происходило в Псково-Печерском монастыре во время войны? Во время фашистской оккупации монахи Псково-Печерского монастыря не только продолжали совершать богослужения, но и много помогали военнопленным, престарелым, голодающим.

http://foma.ru/razvedchiki-ukrylis-v-pes...

Сообщение предания о гибели иноков в мон-ре представляется малодостоверным, поскольку 20 февр. царь, выехавший 13 февр. из Новгорода, не мог доехать до Печор, находящихся в 50 км от Пскова. По-видимому, допрашивали и пытали игум. Корнилия и В. в Пскове, куда иноки приехали для встречи царя. Память В. указана в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Местная канонизация преподобномученика подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 г. (тогда же Ю. Г. Малков составил службу Собору), и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г. (служба Собору была составлена в 1990-1991 Малковым при участии печерских иноков архим. Елеазара (Иванова) и архим. Нафанаила (Поспелова), опубл. в «Летописи Псково-Печерского мон-ря»). Ист.: Соч. кн. Курбского. Т. 1//РИБ. Т. 31. СПб., 1914. С. 320-321; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Повесть о Печерском мон-ре//Летопись Псково-Печерского мон-ря/Сост. Ю. Г. Малков. М., 1993. Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т. 9-11. С. 109; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 98; Голубинский. Канонизация святых. С. 350; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 380; Скрынников Р. Г. Курбский и его письма в Псково-Печерский мон-рь//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 99-116; он же. Царство террора. СПб., 1992; Andreyev N. Studies in Muscovy: Western Influence in Byzantine Inheritance. L., 1970 8: Kurbsky " s Letters to Vas " yan Muromtsev]; Охотникова В. И. Корнилий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 481-482. Диак. Георгий Малков Рубрики: Ключевые слова: КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/149861.html

Он жил для Бога, умер за делом Божиим, оставив потомкам пример монашеского жития, преподобием увенчавшегося. И подвиг его жизни определил быть его гробнице рядом с гробницами преподобных основателей монастыря. Жизнь преподобного Лазаря продлилась и после его смерти, сделав смиренного иеросхимонаха небесным покровителем обители, в которой он подвизался. Други наши, нам трудно сейчас представить место сие времен преподобных Ионы и Вассы, трудно представить обитель в период ее зарождения, ту первозданную дикую красоту, когда человек еще только входил в нее, как со-творец своему Творцу и молитвенник Богу. Но вот теперь подвиг трудов и молитв - святая обитель пред взором нашим, и в ней каждый храм, каждое дерево, каждый цветок - плод, Богом благословенный и освященный. Трудники же и молитвенники, все это создавшие, находятся и по сей день с нами здесь, в Богом зданных пещерах. А те из них, кто потрудился паче всех, теперь мощами своими во гробах лежаще, живым помогают. И живые преклоняют главы свои к чудотворным ракам, черпая в них благодатную силу и вдохновение жить в Боге, и с благодарной памятью к подвижникам несут им от своих трудов малый дар - церковь, их покровительству вверяемую. В 1988 году, в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, на Святой горке был заложен храм в память сонма святых преподобных Псково-Печерских. Быстро выросла, как будто из земли проросла, малая деревянная церковь, но все что-то высматривала она и поджидала, обживаясь в монастыре. Долгое время память преподобных Псково-Печерских совершалась отдельно каждого. Но незадолго до своей кончины Святейший Патриарх Пимен, бывший в свое время игуменом нашей обители, благословил установить день празднования Собора всех Псково-Печерских святых и из особой любви к святым покровителям Псково-Печерской обители сам составил им акафист. Тогда же начались и труды по составлению службы преподобным. И вот в 1993 году впервые вознеслась в церкви общая молитва и служба всем Псково-Печерским святым. Но только ныне прославление сих угодников Божиих достигло своей полноты. Воздвигнут храм в их честь и освящен первый и пока единственный престол, их молитвенному покровительству посвященный.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/23/...

Иконостас Успенского собора. Фото начала ХХ века Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, передает Благодатный огонь от Гроба Господня в праздник Святой Пасхи Христовой в Успенском соборе Псково-Печерской обители. 2010 год Служение акафиста Успению Божией Матери в Успенском соборе. 2013 год Мощи преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. Фото второй половины ХХ века из альбома Архимандрита Алипия (Воронова) В 1690 году митрополит Псковский и Нарвский Маркелл (1681–1690 гг.) перенес святые мощи преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского, из Богом зданных пещер в Успенский собор. Архимандрит Александр (Васильев) служит Братский молебен в Успенском соборе. 1980 год Святые мощи преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. Фото начала XXI beka Служение Братского молебна преподобномученику Корнилию в Успенском соборе. 1 июля 2013 года Служение Братского молебна преподобномученику Корнилию в Успенском соборе. 1 июля 2013 года Архимандрит Серафим (Розенберг) у входа в Богомзданные пещеры. 1937 год У входа в Богомзданные пещеры Богом зданные пещеры, говорит монастырское предание, открыты крестьянином Иоанном Дементьевым при порубке леса в 1392 году. Здесь он встретил подвижников-монахов Марка и других… На входе в пещеры погребены и другие Преподобные — строители Успенского собора Преподобный Иона и его супруга матушка Мария, которая перед кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса. В гражданскую войну, в 1918 году, разбойники пытались штыками открыть гроб преподобной, но их опалило пламя… Во времена хрущевских гонений приезжала специальная комиссия Министерства здравоохранения, которая подтвердила, что пламя изошло изнутри гроба, но якобы воспламенился фосфор. Таким образом, они подтвердили чудо… Далее мы видим мощи преподобных Марка, Ионы, Лазаря… Мощи преподобного Лазаря покоятся под «спудом», камнем, в его бывшей келье. На входе в пещеры покоятся и останки воеводы Назимова, который в Петровские времена защищал Псково-Печерский монастырь от шведов…

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Старец Симеон, которому было более трехсот лет, встретил Богомладенца Христа и Приснодеву Марию в Иерусалимском храме, согласно пророчеству Исаии (Исаии. 7:14; Мф. 1:23). Здесь, в Сретенском храме, благочестивые паломники могут побеседовать со священноиноком и получить ответ на недоуменные вопросы… В Сретенском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Через названную икону Богородицы, написанную на Святой Горе Афон, паломники получают чудесную помощь и исцеления при различных болезнях… Одной из святынь Сретенского храма, постоянно открытого для посещения народа, является гробница (рака) со святыми мощами преподобного Симеона Псково-Печерского. По вере приходящих, Старец помогает людям в создании семьи или оставить вредные привычки и в других трудных обстоятельствах жизни… Келья старца Симеона Псково-Печерского [ править править код ] Старец Симеон подвизался в обители Псково-Печерской 64 года. Он имел от Бога дар исцелений и прозрения будущего. Жил он в детской простоте веры. Перед смертью Старец молился такими словами: «Господи, Пресвятая Богородица! Я верую и правдою служил Вам в обители 64 года. Теперь к Вам иду… Как Вы меня примете? Как Вы меня примете?..» Здесь, в келье, ему было несколько раз видение Божией Матери с Апостолами. Музейная комната [ править править код ] В музейной комнате находятся старинные деревянные сосуды и книги XVI века. Здесь собраны некоторые личные вещи царя Иоанна Грозного, подаренные им в Псково-Печерский монастырь в знак покаяния за невинное убиение святого Игумена Корнилия. Святая гора [ править править код ] Монастырский сад находится на Святой горе. В XIV веке охотники из Изборска слышали здесь пение церковных песнопений и назвали его - ангельским, а место - Святой горой. Со смотровой площадки на Святой горе видна почти вся обитель: берега речки Каменец, башни Верхних и Нижних решеток, Михайловский собор, святой колодец, трапезная и братский корпус, цветочные клумбы… Три камня, у которых молились преподобные пустынники… Купола Успенского собора… Домик иконописца… Храм в честь Собора Преподобных Псково-Печерских… Древний святой дуб… Изборская башня с воротами для военного гарнизона... Петровская беседка... Монастырские послушания [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Рядом с Успенским Собором находится вход в пещеры, Богом зданные. Монастырское предание говорит о годе 1232 – открытие входа в пещеры, где подвизались первые монахи во главе с преподобным Марком пустынником… Далее мы видим звонницу XVI века, построенную преподобномучеником Корнилием. Колокола на звоннице очень древние – дар некоторых царей России. Красное здание – монастырская библиотека и ризница – также основаны в XVI beke. Настоятель Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Игумен Павел (Горшков) с офицерами Красной Армии. Август 1944 года На Успенской площади Псково-Печерского монастыря. 2012 год Перед началом заседания Духовного собора Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 25 декабря 2009 года Чудотворный образ Успения Божией Матери в Успенском соборе Псково-Печерского монастыря. Фото первой половины ХХ века В Успенском соборе Успенский собор ископан в горе в XVbeke. Стены и своды собора песчаные, укрепленные кирпичной кладкой. Собор напоминает Гефсиманский храм в Иерусалиме, где была погребена после Своего славного Успения Пресвятая Богородица… Иконостас Успенского Собора пожертвован Российской императрицей Елизаветой Петровной в XVIIIbeke. Выполнен иконостас в виде евангельской виноградной лозы. Плоды — лики святых. В иконостасе помещена икона Божией Матери, именуемая Умиление Псково-Печерская. По преданию, именно с названной иконой Пресвятой Богородицы совершали крестные ходы в Псков при нашествии Стефана Батория и Наполеона… Пресвятая Богородица услышала молитвы страждущих и оказалаСвою всесильную и чудесную помощь псковичам и насельникам обители в названных бедствиях… Рядом с иконостасом находится Царское место и клирос для певчих. Мощи преподобномученика Корнилия принесены в Успенский Собор из Богом зданных пещер в 1690 году. Игумен Корнилий почитается в лике святых Русской Православной Церкви. Перед его святыми мощами служится ежедневно в 6 часов утра Братский молебен. Здесь совершаются и монашеские постриги. Чудотворный образ Успения Божией Матери в житии. Написана сия икона в XVIbeke по благословению преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского. Множество чудес, по вере приходящих, совершается по сей день от иконы Успение Божией Матери. Особенно — от глазных болезней. С названной святой иконой совершается благодарственный крестный ход в Престольный праздник обители Успение Божией Матери 27–28 августа.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Как говорится в составленном о. Наместником монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым) отчете о ходе церковной канонизации старца Симеона: «XX век в Псково-Печерской обители был отмечен житием и подвигами многих подвижников благочестия, которые бережно сохраняли традиции старческого окормления, были молитвенниками, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Более 60 лет таким духовным отцом, истинным светильником был в Псково-Печерской обители иеросхи- монах Симеон (Желнин, 1869–1960). Это был и духовный наставник, и просветитель, и многозаботливый утешитель многих людей. Он полностью пребывал в общецерковной отечественной традиции. Такой осмотрительностью, мягкостью и отзывчивостью, требовательностью к послушанию отличались и знаменитые Оптинские старцы. Благодарным чувством искренней признательности старцу исполнены рассказы самых разных людей – образованных и малограмотных, мудрых и простых. Любили отца Симеона все, потому что он питал нищих, помогал советами инокам, скорбел о «неверах», находил убедительные слова о вере и смысле христианской жизни для каждого. Все чувствовали силу его провидческой мудрости и любви. Жизнь его была полностью отдана Богу и людям. На Духовном Соборе 2000 года Наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном было предложено начать деятельность по канонизации старца Симеона в лике святых. Духовный Собор во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, свя- щенноархимандритом Свято-Успенской Псково-Печерской обители, благословил собирать материалы для канонизации иеросхимонаха Симеона». Тогда же было направлено и соответствующее письмо в Синодальную комиссию по канонизации святых следующего содержания: Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ваше Высокопреосвященство! Почтительнейше препровождаем в Комиссию по канонизации святых на рассмотрение житие старца Симеона (Желнина, 1869–1960 гг.), Псково-Печерского подвижника XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слава, Троичен: Триипостасный Боже, Троице Живоначальная, сохраняй обитель святую сию, молитв ради преподобных ея, во вся дни до скончания века. И ныне, Богородичен: Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая, но молитвы преподобных отец Псково-Печерских к Сыну Твоему приносящая, о спасении душ наших. Светилен воскресен (ексапостиларий 4-й): Д обродетельми блиставшеся. Слава, светилен святых: И ныне, Богородичен его: Слава, светилен святых, глас 2. Подобен: Д оме Евфрафов: Соборе святых Печерских, Псковстей страны украшение, молитеся ко Господу о всем иночестве Российстем и о чтущих вас верою и любовию. И ныне, Богородичен, глас и подобен тойже: Пресвятая наша Владычице, Чистая Дево, Богородице, молит Тя обитель Печерская; окорми вся люди Твоя, иже в ней спасаются, яко Ты еси ко спасению утверждение. На Хвалитех поем стихиры воскресны 4: И святых 4 (стихи зри на малей вечерни). Стихиры святых Псково-Печерских Глас 8: Духовными песньми преподобныя восхвалим: Марка, Иону и Корнилия, купно же Вассиана и Дорофея с материю Вассою, и Лазаря прозорливаго, схимника Печерскаго, плотское мудрование духу повинувшия, пощении и подвиги сокровенными очистившиеся; поминайте нас, память вашу чтущия, и на помощь вас призывающия. Глас тойже. Подобен: О, Преславнаго чудесе: О, преподобнии отцы Псково-Печерстии, равноангельное житие поживше, труды постническими и добротами духовними покорили есте телеса и души ваша Духу Божию, и, яко злато в горниле, искуси вас Христос Бог; темже и обрете вас достойны Себе и, яко всеплодие жертвенное, прият; молите о нас Господа спасти и просветити души наша. Глас и подобен тойже: О Преславнаго чудесе! Небесе и земли Царице, днесь собор святых Псково-Печерских совершающе, – вопием Ти, Богомати, радуйся; се отцев красота, се постников удобрение, се Сына Твоего угодницы, се предстателие за нас пред Богом благочестнии; и яко помощию Твоею таковии сташа, приими милостивно молитвы их о нас, грешных. Глас тойже: Преподобнии отцы Псково-Печерстии, предстоящии за ны соборне Христу Богу, утверждение всем верным будите, иже к вам припадают, глаголюще: радуйтеся, Духа Святаго обиталища прекрасная, радуйтеся, Девы Пречистыя честнии служителие, радуйтеся, мысленная светила церковная, радуйтеся, ко Христу монахов множества приведшии, и, яко имущии дерзновение ко Господу, молите Его спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, стихира утренняя евангельская, глас 4: Утро бе глубоко: Аще святых храм, Слава, святых: Слава, святых, глас 8: Иже Троицы Святыя зарею просвещеннии и престолу Христа Бога выну предстоящии, преподобнии отцы Псково-Печерстии, приимите днесь сие пение хвалебное и молите Господа спастися душам нашим. И ныне, Богородичен, глас 2: Преблагословена еси. Богородице Дево: Славословие великое: По Трисвятом тропарь воскресен, точию един от двою: Ектении и отпуст: Посем, аще в обители Печерстей бдение и аще предстоятель изволит, исходит братия в притвор ко иконе праздника: И поют стихиру храма святых. Стихира на целование святыя иконы, глас 2. Подобен: Ж ены, услышите О, честная обителе Псково-Печерская, Доме Девы Пречистыя, ублажай днесь собор преподобных твоих, якоже верных утверждение и крепкое за вся ны предстательство: да молят Христа Бога даровати нам велию милость. Слава, и ныне, Богородичен, тропарь на целование святыя иконы, глас 1: Богородице, Заступнице усердная, приими молитвы раб Твоих, и яко Ты еси мирови Покров Вышний, не остави ограждением Твоим обители сея, но чадом Твоим, преподобным отцем Псково-Печерским, помогай за ны ко Господу взывати, да моленьми их непрестанными подаст мир душам нашим и велию милость. Посем молитва: В ладыко Многомилостиве: На 1-м часе тропарь воскресен: Слава, тропарь святых: И ныне, Богородичен часов: по О тче наш: кондак святых: и отпуст. Таже посреде храма поем стихи сии: Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси Честною Твоею Кровию. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Вси святии Псково-Печерстии, молите Бога о нас. На Литургии Блаженна воскресна гласа, на 6, и от канона святых Псково-Печерских песнь 3-я (аще изволит предстоятель, песнь 9-я), на 4: По входе тропарь воскресен и храма Богородицы, идеже храм Ея, и святых: Кондак воскресен: Слава, кондак святых: И ныне, храма Богородицы, или:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И. С. Родникова Рубрики: Ключевые слова: ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2458689.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010