И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе, стало для них великим праздником. Со временем именно наша страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук тысячелетней Византийской империи светоч Православия и понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву Третьим Римом. …А теперь перенесемся из знойного, роскошного и богатого Константинополя во Владимиро-Суздальскую землю XII века, в стольный град ее Владимир, где правил великий князь Андрей Боголюбский (1111—1174) — второй сын великого князя Юрия Долгорукого. Втянутый в бесконечную братоубийственную войну за главный на Руси Киевский престол, князь Андрей проявлял чудеса храбрости, не раз жизнь его висела на волоске. Но был он добр душою, мягок сердцем, более иного мечтал о мире в своей стране, о том, чтобы заступничество Пречистой, Ее чудесный покров защищали Русь от внешних врагов и от внутренней розни. «Яко тамо (в Царьграде) сущая народы в церкви милостиво покры, тако и нас, грешных раб Твоих, покрой кровом крилу Твоего», — писали древнерусские книжники. Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова — в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль. Словно яркая свеча озарил он все последующее русское зодчество. Призывая на Русь покров Пречистой, великий князь Андрей украсил свой стольный град многими замечательными храмами в честь Богородицы. На краю горы во Владимире — огромный златоглавый Успенский собор. Над главными Золотыми воротами города — храм Положения ризы Богоматери… Но самый первый на Руси храм Покрова, что на Нерли, так и остался непревзойденным творением зодчих. Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Пришло время, и развеялась та тьма. Поэтому праздник Покрова и мыслится как праздник всей Русской земли и мира православного: «Богородица всему миру правдивый Покров». «Тебе вся земля дары приносит, яко Царице, Божией Матери», — читается на службе в праздник Покрова.

http://pravoslavie.ru/1938.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Покровском кафедральном соборе г. Сарапула 14 октября 2017 г. 22:48 14 октября 2017 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сарапульскую епархию Удмуртской митрополии . В Покровском кафедральном соборе г. Сарапула Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к пастве с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Викторин! Ваше Преосвященство, владыка Антоний! Уважаемый Александр Владимирович, губернатор Удмуртии! Уважаемый Александр Александрович, мэр города Сарапула! Дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поздравить с праздником Покрова Пресвятой Богородицыпрестольным праздником сего храма, в настоящее время действующего как кафедральный собор города Сарапула. День Покрова исполнен очень важных смыслов. На праздничной иконе мы видим Божию Матерь, Которая простирает над людьми Свой плат или омофор. Когда-то в результате покровительства Божией Матери враг отступил от стен Константинополя. Молитвы были услышаны, и Царица Небесная спасла столицу Византии от гибели. Мы знаем: очень часто в жизни человека возникают обстоятельства, которые своими силами преодолеть невозможно, — необходимо Божественное, даруемое свыше покровительство. Сравнивая покровительство Божественное с человеческим, можно прийти к важным умозаключениям. Почему один человек оказывает покровительство другому? Если это родители, которые покровительствуют детям, то это голос крови, родительская любовь. А в других случаях? Покровительство действительно бывает бескорыстным, — например, если кто-то увидел в ином человеке талант и содействует его возвышению. Но и в таком покровительстве есть некий утилитарный смысл, потому что тот, кто покровительствует, заботится еще и о том, что делает сам. А ведь это самый лучший, самый бескорыстный вид покровительства, — куда чаще покровительство мотивируется совершенно другими причинами, включая деньги, родственные связи, этническая солидарность и так далее. Так покровительство превращается в протекционизм.

http://patriarchia.ru/db/text/5034661.ht...

Человеческая природа спасается Богом не принудительно и не насильственно, а добровольно – по желанию и расположению человека, по его личному смирению. Для того и существует покров смирения Пресвятой Богородицы. Смирение ожидается в то время, когда человек предстоит перед Богом, своим Создателем и Спасителем, и наполняет вместе с другими Божий храм. Покров смирения – это суть того, что свойственно всем людям, воспринявшим христианство как личное спасение. Смирившимся не перед стихиями этого мира, а перед Единым Богом и перешедшим от язычества к Христу славянским народам личное спасение открывается постепенно, спустя определенное время после того, как пришла христианская вера. Именно с этим связано особое почитание праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В России возведено много храмов и монастырей, среди которых есть особенно красивые, посвященные празднику Покрова. Вспомним храм Покрова на Нерли, собор Василия Блаженного на Красной площади, Покровский монастырь в Москве, где находятся мощи блаженной Матроны Московской. Это особенные места, величественные не внешним благолепием, а своей богочеловеческой сосредоточенностью. Например, храм Покрова на Нерли не великолепен внешне, но строг и прекрасен внутренне. И место на берегу реки Нерль, где он располагается, очень красивое, но находится на заливном лугу, в низине, где руками людей был создан специальный холм. Этот храм сыграл особую роль как первый каменный храм, построенный на Руси, и в то же время первый храм, посвященный празднику Покрова. Не выделяться и не стараться противопоставить себя другим людям – это смирение, которым Бог в изобилии одарил русский народ не лишая, конечно, смирения другие народы. Мы это качество приемлем и, радуясь такой способности нашей души, преклоняем свои головы, чтобы Покров Богородицы не покидал нас, склоненных в знак согласия и ответной человеческой любви Богу, которую явил Иисус Христос . Подлинное блаженство Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Сенгилей. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь унаследовала посвящение исторического собора Покрова Пресвятой Богородицы (1814), снесённого в 1955 г. при расчистке зоны затопления Куйбышевского водохранилища Карта и ближайшие объекты Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы г.Сенгилея Ульяновской области зарегистрирован 1 февраля 1993 года. В апреле 1993 года распоряжением Главы администрации района местным христианам выделили двухэтажное кирпичное здание (постройка 1895 года) для нужд Русской Православной Церкви. Здание подверглось капитальной реконструкции и перестройки под православный храм. Престол освящен архиерейским чином 21 октября 2001 года. В 2005 году были завершены все строительные и отделочные работы. В настоящее время продолжаются работы по художественному убранству храма. До Октябрьского переворота 1917 года в городе на берегу реки Волга стоял Покровский собор. В семидесятых годах 19 века собор был капитально реставрирован и расширен двумя приделами - во имя Вознесения Господня и Святого Пророка Илии. В двадцатые годы ХХ века в соборе отслужили последнюю литургию, и затем он был разграблен и осквернен. Позднее здание собора использовалось советской властью для различных хозяйственных нужд. В 1954 году храм был полностью разрушен и сегодня останки Покровского собора покоятся на дне Волжского водохранилища. Источник: сайт Покровского храма http://www.sengilei.prihod.ru/istorija_prikhoda Существовавший ранее Покровский собор каменный, теплый, построен прихожанами в 1814 г., ими же увеличен в 1880 г. сооружением двух боковых приделов; в 1898 г. обнесен железной оградой. Престолов в нем три: главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в южном приделе – в честь Вознесения Господня и в северном – во имя св. пророка Ильи. Часовен две: одна на юго-западном углу ограды, другая на берегу реки Волги, построена в память события 17 октября 1888 года; обе каменные. Церковной земли 33 дес. пахотной. Капитал церкви 850 руб. и по книжкам сберегательной кассы. Причт состоит из протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Дома у них, кроме одного псаломщика, живущего на квартире, собственные, на собственной земле. Капитал причта 2350 руб. и по книжке сберегательной кассы.

http://sobory.ru/article/?object=23283

Сенгилей. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Вознесения Господня , Илии Пророка Архитектурные стили: Классицизм , Эклектика , Русский стиль Год постройки:1814. В 1880 расширен приделами; колокольня пристроена между 1900 и 1912. Год утраты:1955 (снесён при расчистке ложа Куйбышевского водохранилища) Адрес: Россия, Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей, прибрежная часть акватории Куйбышевского водохранилища Координаты: 53.966952, 48.805025 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Посвящение празднику Покрова Пресвятой Богородицы переняла новая церковь , обустроенная в Сенгилее в 1993 г. Карта и ближайшие объекты Храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1814 г.; ими же увеличен в 1880 г. сооружежем двух боковых приделов; в 1898 г. обнесен железной оградой. Престолов в нем три: главный в честь Покрова Пресвятые Богородицы, в южном приделе в честь Вознесения Господня и в северном во имя св. пророка Ильи. Часовень две: одна на юго-западном углу ограды, другая на берегу р. Волги, построена в память события 17 октября 1888 года; обе каменныя. Церковной земли 33 дес. пахотной. Капитал церкви 850 руб. и по книжкам сберегательной кассы. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Дома у них, кроме одного псаломщика, живущего на квартире, собственные, на собственной земле. Капитал причта 2350 руб. и по книжке сберегательной кассы. Прихожан: в гор. Сенгилее в 393 двор. 1571 м. и 1694 ж.; в дер. Новой Слободе (Нововыселенная, при рч. Сенгилейке, в 2 вер.; н. р.) в 109 двор. 437 м. и 475 ж.; всего в 502 двор. 2008 м. и 2169 ж.; сверх того раскольников в 8 двор. 31 м. и 25 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1899 г. В приходе: два приходских училища, мужское и женское; церк.-прих. школа в дер. Новой Слободе (с 1896 г.), помещается в собственном здании, и в городе женская школа грамоты (с 1899 г.), помещается в наемной квартире.

http://sobory.ru/article/?object=51787

Бологое. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (каменная). /// Объект утрачен Добавить фотографии Деревянная церковь Покрова Богородицы с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца 1735 г. Обмерный чертёж Виноградова А. Н. Табл. XVI. 1887 г. из фондов Музея при Российской академии художеств. (Музейный РАХ КП-610/123-/14. А-5274) Дмитрий Волохов 1 июня 1887 Обмер церкви Покрова Богородицы в селе Бологое Новгородской губернии. Перспективный вид с северо-западного угла и план. Акварель Суслова В. В. конца XIX - начала XX вв. из фондов Музея при Российской академии художеств. (Музейный НИМ РАХ КП-105/81. А-4435) Дмитрий Волохов ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старожилы Бологого ещё помнят великолепный кирпичный пятиглавый Покровский собор (1885 г.) в русско-византийском стиле с двухъярусной колокольней, возвышающийся на Бологовской горе (сейчас там расположен Детский сквер) Строили храм в 80-х годах XIX века " всем миром " , на пожертвования прихожан, на земле князя П.А. Путятина на " Александровской горке " . Но в 1932 г. красавец-собор был взорван. Около 1885 г. на Александровской пл. ( " на старом кладбище " ) возвели каменный собор Покрова с двумя приделами (Пантелеймона и преподобного Василия; Параскевы Пятницы). Яркий памятник архитектуры русско-византийского стиля (разрушен в 1932 г.) стал высотной доминантой всей застройки центральной части Бологого. Вертикали собора и его колокольни замыкали перспективу Александровской ул. как с восточной, так и с западной стороны. Красивые виды на собор открывались с севера, со стороны железной дороги, и с юга, от оз. Бологое. Покровский собор имел традиционное пятиглавие, центральный световой барабан и меньшие глухие угловые барабаны завершались луковичными главами. Короткая трапезная соединяла храм с двухъярусной колокольней, увенчанной пятью луковичными главами - круп¬ной посередине и четырьмя небольшиминад пилонами яруса звона. Фасады храма, разделенные на три прясла, и фасады колокольни были завершены декоративными закомарами. Стены были расчленены арочными окнами с килевидными архивольтами и узкими сдвоенными пилястрами. Собор окружала ограда с кирпичными столбами и цоколем и с простой металлической решёткой.

http://sobory.ru/article/?object=32466

Белинский. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, каменный, пятиглавый, с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери (справа) и во имя св. блгв. кн. Александра Невского (слева). Последний устроен жителями Чембара в память государя императора Александра II. Храм построен в 1837 г. на средства купца 1-й гильдии Василия Николаевича Хлюпина, а также причта и прихожан. На время строительства собора к нему была временно приписана деревянная Покровская кладбищенская церковь, предназначенная для отправления в ней служения и для сбора средств в пользу строящегося собора, после сооружения которого служба в ней перестала отправляться. В 1837 г. в соборе был только один престол – в настоящей, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В следующем году к нему добавился еще один – в приделе, во имя св. Иоанна Милостивого. Колокольня была окончена в 1843 или 1844 г. Храм перестроен и распространен с пристройкой галереи в 1875–1889 гг. по проекту, утвержденному 28 ноября 1875 г. 8–9 июля 1879 г. строящийся собор освидетельствовал губернский архитектор Бетюцкий, который отметил, что к нему делается “довольно значительная пристройка и возводится над настоящей церковью на старых стенах, с новою прикладкою к оным кирпичом, каменный восьмигранный трибун на парусах для купола, имеющего внутренний диаметр до 13 аршин. Купол назначен каменный, но, как заявил соборный протоиерей, строители желают сделать только одну деревянную подшивку купола и оштукатурить, что не может быть допущено без разрешения МВД. Со дня приступа к работам наблюдение за ними и указание принял на свою ответственность бывший губернский архитектор Садовский, а со дня его назначения на службу в Минскую губернию работы собора производятся без всякого надзора, под личную ответственность священников и подрядчика из каменщиков”. В 1880 г. собор был освидетельствован архитектором Пруссаком, который отметил, что в соборе пилоны и арки в настоящей уже выстроены и наполовину оштукатурены, устройство же каменного купола он решил отложить на несколько лет, пока не окрепнет стена барабана, предложив временно сделать вместо него досчатый потолок. В 1899 г. храм снаружи был оштукатурен, а главы вызолочены.

http://sobory.ru/article/?object=35663

Мичуринск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1771. Год утраты:1936 (разобран) Адрес: Россия, Тамбовская область, Мичуринск, угол Милиционной улицы и Советской (площадь Мичурина) Координаты: 52.88843, 40.514489 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый из храмов Козлова, воздвигнутый в 1771 г., подвергся перестройке в 1837 г. Деревянное строение заменило каменное храмовое здание новой архитектуры с одним центральным куполом и пятью главами. Отличался богатым внутренним убранством, ценной утварью и иконами в серебряных окладах. Разобран в 1936 г. Располагался перед центральным городским парком на Соборной площади (площадь Мичурина) и замыкал Московскую улицу (улица Советская). На сегодняшний день на месте Покровского собора находится площадь им. И.В. Мичурина. Чуть правее от него занимала и занимает до сих пор свое место Ильинская церковь. " ... Лета 7143 года (1635), августа в 22 день, государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси указал... на Лесном Воронеже ...ставить город. Для городового строения указал государь ехать Ивану Биркину да Михайлу Спешневу. Да указал государь к воеводам послать грамоты, чтобы воеводы велели кликать, которые охочие люди и не в какой службе не записаны шли на городище на житие с жёнами и с детьми... Да вы же, Иван да Михаил, напутствовал царь, устройте в новом городе храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с приделом " . Такими словами начиналась история нашего города и первой его церкви - Покровской. Уже через несколько месяцев расторопные воеводы писали государю ответ, в котором говорилось буквально следующее: " ... и на Козловом урочище по твоему государеву указу, у Бога милости прося ...острог, которому быть вместо города обложили октября в 11 день. А церковь во имя Пресвятыя Богородицы честного и славного Покрова октября в 18 день " . Как и весь город, была она деревянною, однако простояла целых 137 лет.

http://sobory.ru/article/?object=38562

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2012-11-10 22:57:39 Владелец: px88 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опредилить название, икона приехала из Юресалимского ювелирного магазина вверху иконы эсть слова, картинка сверху, приблизително XVIII-XIX Попытки опознаний [ 2012-11-20 15:22:09 ] Pavlina : Высветлила надпись. Написано кажется так : Вниде нас высоты долу Пресвятая Богородица в сей образ Максима. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Образ называется Акафистный (того города - чьи Святые изображены) как на иконе " Собор Смоленских святых с Акафистом Богородице " [ 2012-11-27 15:51:19 ] tol : Хотя с некоторых букв краска отвалилась, все же основное читается, остальное догадывается: " сниде бо съ высоты долу престая бца и создаша сей людие такоже храмъ покрова престыя бцы " , что имеет такой смысл: спустилась сверху вниз Пресвятая Богородица, и создали люди сей храм Покрова Пресвятой Богородицы. Я не знаю, откуда эта икона, но по аналогичным случаям могу предположить, что однажды где-то последовало явление иконы Богородицы, которая необъяснимым образом висела в воздухе и спустилась в низ, в честь обретения этой иконы построили в тех местах храм Покрова Пресвятой Богородицы, и в память об этом событии нарисовали Вашу икону, которая изображает обретение чудотворной явившейся иконы. Но, принимая во внимание, что икона вроде и правда Тихвинская, история может относится и к оригинальной Тихвинской иконе. Вот, что о ней пишут: По преданию, этот образ был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима икону перенесли в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. Примечательно, что на местах ее явления во время чудесного следования до г.Тихвина были построены храмы в честь Покрова и Рождества Божией Матери. То есть Тихвинская икона действительно летала по воздуху и храм Покрова в честь этого был таки построен.

http://pravicon.com/unknown-349

Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери. Приделы: восточный - в честь Троицы Живоначальной, западный - в честь входа Господня в Иерусалим, северный - в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины, южный - в честь святого Николая (иконы Николая Великорецкого, северо-восточный - в честь святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских, юго-восточный - в честь преподобного Александра Свирского, юго-западный - в честь преподобного Варлаама Хутынского, северо-западный - в честь святого Григория Армянского, с северо-востока также приделы святого Василия Блаженного и Рождества Богородицы. Богослужения начались в 1991 г., но регулярно не совершаются. В октябре 1552 года " позвонеся великий град Москва и изыдоша на поле за посад всё множество бесчиссленное народа московского " - москвичи выходили встречать возвращающуюся из победоносного похода на Казань русскую рать. Русь была избавлена от опасности нападения её злейшего врага. Такое историческое событие нуждалось в увековечивании, и вскоре после возвращения Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) из Казанского похода, на месте будующего храма Покрова-на-Рву была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами. А 1 октября 1555 года Иван Грозный " повелел поставити храм Пречистой Царицы Богородицы честнаго и славного ея Покрова с приделы... надо рвом у града близ Фроловских врат " . Через пять лет, 1 октября 1560 года, были освящены приделы Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Устиньи, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория " Великая Армении " . Если предыдущая деревянная церковь имела главным престол в приделе Троицы, то при строительстве каменного собора центральное место занял храм во имя Покрова Богородицы, а придел Живоначальной Троицы стал первым к востоку от входа. Центральный храм и придел Трёх патриархов были закончены в следующем, 1561 году. Первоначальный проект храма предусматривал создание вокруг центрального объёма семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без нарушения законов симметрии. Тогда зодчие возвели не семь, а восемь приделов. Получился храм-город о девяти самостоятельных приделах, стоящих на одном основании - " Поставлен бысть храм каменный преудивителен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов " . В одном из приделов храма позднее был погребён московский юродивый Василий Блаженный (1469-1552), он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова-на-Рву и получил в народе прозванье храм Василия Блаженного.

http://sobory.ru/article/?object=02934

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010