Разве вы не читали в Писаниях о медном змие, Которого повесил Моисей на дерево, который врачевал взирающих на него и поклоняющихся ему и который был прообразом Самого Христа Спасителя нашего, распятого на древе и свидетельствующего о Себе так: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин. 3:14 )? Разве не читали вы, порождения ехидны, в исторических преданиях, что сам Христос, Спаситель наш, оставив на полотне изображение Своего пречистого лица, послал к Авгарю, больному царю, желавшему видеть Иисуса и исцелиться от Него, каковой образ мы и называем Нерукотворным. Разве не читали вы в Божественных Писаниях, о треокаянные еретики, что Сам Христос, Спаситель наш, по словам апостола Павла, называется «сиянием славы и образом ипостаси Отца» ( Евр. 1:3 )? Разве не читали вы в Божественных Писаниях, что и сам человек называется образом Божиим, согласно слову Божию: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1:26 )? Почему же вы Божии образы называете идолами? Неужели и человек, являющийся образом Божиим, есть идол? Я отвечу за вас. Правильно вы говорите это о себе, ибо неприлично назвать вас образами Божиими, но лучше идолами. Вы идолы, скверные иконоборцы, ибо имеете очи и не видите Бога, изображенного на Его святой иконе, не видите чудес, истекающих от святых икон Богородицы, изображенных самим святым Лукой и творящих премногие чудеса. Вы имеете уши и не слышите, что заповедует Писание: «Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ногу Его, ибо оно свято» ( Пс. 98:5 ). Подножием Святые Отцы считают святой Крест, которому вы не хотите кланяться. Вы имеете уши и не слышите, что говорит об образах святой Дамаскин и с ним Святые Отцы и весь Собор, что почесть, воздаваемая образу, направляется к изображенному на нем: кто почитает образ, почитает и изображенного на нем. Этим победил иконоборцев и святой Стефан, пострадавший за святые иконы, о котором повествуется в его житии следующее. Привели его к самому иконоборческому начальнику, Льву Исаврянину, который повелел ему попрать ногами икону Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему рядом с евангелистом Иоанном изображают орла? 1 мин., 21.10.2021 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:1–8). Это отрывок из Апокалипсиса, одной из самых таинственных книг Библии. Записал это видение святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик Христа. На этих строчках и основывается наше представление о тетраморфе — ангельском существе о четырех лицах. В христианском богословии каждое из этих лиц связывается с одним из четырех евангелистов. Матфей (ангел) рассказывает о Христе-человеке, Его земном воплощении; Марк (лев) — о царском достоинстве Спасителя; Лука (телец) — о священническом, жертвенном служении Мессии; Иоанн (орел) — о Боге Святом Духе, Утешителе, Который пришел после Вознесения и пребывает с нами до сегодняшнего дня. Такое определение в русской церковной традиции закрепил Большой Московский Собор 1666 года. Оно основано на богословских трудах святого Иеронима Стридонского, но как на Западе, так и на Востоке такое толкование было не единственным. К примеру, старообрядцы придерживаются системы другого западного отца, святого Иринея Лионского. Так что не удивляйтесь, если увидите, что на иконе Иоанна Богослова за его плечом будет изображен не орел, а лев! Кстати, в октябре дни памяти двух из четырех апостолов-евангелистов: Луки (31) и Иоанна (9). Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-rjadom-s-evangeli...

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Великий Новгород, 1432 г. Сегодня Церковь празднует память двенадцати ближайших учеников Христа. Все мы помним, что после Вознесения Спасителя на собрании Иерусалимской общины христиан, по предложению Петра, на место отпавшего Иуды Искариота был по жребию избран Матфий, как «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1, 14–26). Так кто же они, апостолы Христовы? Однако книги Нового Завета учат, что не телесная близость человека к вочеловечившемуся Богу приближает к Нему, а устроение сердца и ума, готовность служить ему всею душою и всею крепостью своею, и – не менее важное – способность к покаянию . Ибо и ближайший ученик, избранный Самим Господом в число двенадцати и прошедший с Ним дорогами Галилеи и Иудеи, видевший все Его чудотворения и слышавший своими ушами все Его проповеди и поучения, принявший из Его рук хлеб Евхаристии, предал Учителя и, не возмогши принести покаяние, отчаялся и погиб страшной и вечной смертью. И не видевший Христа по плоти и горящий ненавистью к Нему и Его последователям Савл вдруг преобразился умом и «более других апостолов» потрудился Ему, созидая Церкви по всей вселенной. И Симон Ионин, прозванный за твердость веры «Скалой» (или «Камнем»), поколебался и оступился… Церковь поразительно честна и в своих богодухновенных книгах не скрывает того, что постарался бы скрыть, «забыть», исправить любой человек, замысливший написать историю созданной им организации, общественного движения, политической партии, поскольку писал бы по человеческому рассуждению, стремясь к лицеприятию, парадности и торжественности, полируя и лакируя все шероховатости... Так кто же они, апостолы Христовы? О большинстве из них мы знаем по преданиям и сказаниям, вошедшим в их жития, но о двух первоверховных апостолах нам рассказывает Евангелие, книга «Деяний» и их собственные послания, вошедшие в Новый Завет.

http://pravoslavie.ru/140481.html

Благодаря особому ладу пропорций, оригинальной композиции масс, тонко исполненным архитектурным деталям и декору собор является выдающимся произведением архитектуры украинского барокко XVII в. Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского Вознесенский собор крещатый, девятидольный, однобаневый. Западное плечо удлиненное, прямоугольное в плане, остальные – граненые. Помещения между ними квадратные в плане, двухэтажные. Композицию усложняют два цилиндрических объема вдоль западного плеча, все компартименты равновысокие, подведенные под единый карниз. Рамена (плечи) увенчаны трехдольными фронтонами изысканных барочных очертаний, помещения между раменами – палаточными крышами. Над крестовокупольным пересечением возвышается двухъярусная барочная баня на высоком восьмигранном подбанниках. Декор экстерьера сдержанный; формы собора акцентированы краеугольными лопатками. Окна, расположенные в два яруса, имеют полуциркульные и лучковые перемычки, обрамлены наличниками и увенчаны прямыми, треугольными и лучковыми сандриками. Мужские грани рамен декорированы горельефной лепниной с преобладанием растительных мотивов. Остальные граней декорированы нишами, в том числе в форме квадрифолия, и солярными знаками. Для интерьера памятника характерна контаминация глубинно-осевого и центрического принципов организации пространства. Рамена объемного креста образуют единое пространство, открытое к зениту бани. Западное плечо перекрыто цилиндрическим сводом, другие – цилиндрическими сводами, переходящими в сомкнутые. Помещения, находящиеся между раменами, открываются в центральное пространство трехъярусными аркадами. Вознесенский собор является неповторимым памятником переходного этапа от украинского Возрождения к барокко. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского. Комментарии и обсуждение Не действует. В настоящее время в соборе размещена диорама " Битва за Днепр " . 23 января 2005. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=01407

18 июля 1897г. Сарапульское Вознесенское братство сообщает, что «предполагаемая постройка нового собора в г. Сарапуле не может скоро осуществляться за неимением средств на сей предмет, а также и потому, что Строительный комитет не избрал еще ни места, ни плана для нового собора. Предложение комитета о том, чтобы сломать существующий собор до основания и на сем месте построить новый собор – едва ли исполнено, так как почти все граждане г. Сарапула положительно не желают этого. Таким образом, постройка нового собора оттягивается на неопределенное и продолжительное время». «Применительно к сему в настоящее время составлен план на расширение только холодного храма. В сей момент предполагается работа в следующем: с северной и южной сторон сделать боковые пристройки с помещением двух придельных алтарей в ряд. Перенеся существующие ныне в теплом храме два алтаря в холодный, собор примет вид обширного храма, без разделения на теплый и холодный». Таким образом, проект реконструкции 1897-1898гг. предусматривал укрепление конструкции, полное изменение внешнего облика здания, комплексное изменение и расширение планировочной структуры четверика. Полностью реконструировалась планировка подвалов с установкой калориферов. Надстраивалась трапезная продольным фонарем. Третьим ярусом звона надстраивалась колокольня. В результате изменении и расширении планировочной структуры четверика по периметру трех сторон (северной, восточной и южной) пристраивались двусветные приделы с алтарями, в результате чего утрачивалась старая апсида. К колокольне примыкает открытая сень. Прямоугольный в плане объем образован конструкцией старого четверика завершенного пятиглавием на кокошниках, двусветными приделами (на три оси) с пониженными до первого яруса прямоугольными апсидами. К центральному приделу примыкает полуциркульная апсида. Фасадная пластика приделов чрезвычайно насыщена и характерна для архитектурной палитры И.А. Чарушина. Декоративное убранство фасадов наполняют ширинки различной конфигурации, лопатки и пилястры, наборные наличники, кокошники различной конфигурации, наборные карнизы и т.д. Этому обилию декора созвучны и богатые узорные решетки, которые планировал вмонтировать в дверные и оконные проемы архитектор. Продольный фонарь трапезной решен созвучием ряда узких арочных проёмов, полуколонок в простенках на которые опираются архивольты. Ризалиты трапезной подвышены килевидными двойными кокошниками. Третий четверик колокольни приподнят широким поясом из ширинок и завершен восьмериковым шатром на кокошниках у основания и главкой на глухой шейке.

http://sobory.ru/article/?object=24785

В 1820 г. работы по созданию собора возобновились. С уходом И.И. Русско здание собора было освидетельствовано комиссией в составе: асессора войсковой канцелярии Золотарева, полковника Миллера, инженера-подполковника Пейкера, отставного архитектора Бельтрами и архитектора города Таганрога Молло. Постройку собора признали прочной и сделали прогнозы, что с заменой мягкого приморского камня на твердый " грушевский " , (который поставлялся по контракту купцом Фоминым с 1815г.) " крепость собора " еще более увеличится. Свой вклад в укрепление собора внес и войсковой архитектор К.С.Амвросимов, заменивший производителя работ на строительстве собора И.И. Русско. По его предложениям мастера подрядчика урядника Шейкина в 1820 г. заменили в окнах и дверях собора простые деревянные рамы на железные решетки. Но и это не спасло собор от разрушения в будущем. В 1822 г. работы вновь остановились, но теперь уже на 22 года, т.е. до 1844 года. Здание собора к этому времени возвели на высоту в 7 сажень (около 15 м.). Собор по проекту должен был иметь высоту в 26 саженей, т.е. более 50 метров. В 1828 г. в храме под окном заметили трещину. Наказной Атаман Д.Е.Кутейников поручил войсковому архитектору Фомину исследовать причины, приведшие к трещине. Фомин дал заключение, трещина не опасна и постройку можно продолжить. Не удовлетворившись ответом, Атаман поручил войсковой канцелярии дать свое заключение о трещине. Но канцелярия медлила с ответом. Тогда Д.Е. Кутейников пригласил через Министерство внутренних дел архитектора из Симферополя Колодина. В 1830 г. Колодин доложил, что для продолжения постройки собора необходимо разобрать четыре подкупольных столба и уже построенные стены до погребного фундамента. В противном случае зданию угрожает " величайшая опасность " . Строительный комитет, учрежденный при Министерстве внутренних дел, согласился с мнением архитектора Колодина и предложил ему составить смету на слом стен. Но войсковая канцелярия пожалела 900 тыс. руб., уже вложенных в строительство собора, и запросила повторного освидетельствования собора.

http://sobory.ru/article/?object=01849

Рассказывает известный казахстанский архитектор Алмас Ордабаев, принимавший участие в реставрации собора. В 70-х годах прошлого века органами охраны памятников решено было провести реставрацию памятника архитектуры, так как прошло более полувека со времени его сооружения. Но никто не ожидал, что оно находится в аварийном состоянии. Это выяснилось в ходе обследования здания. Когда я забрался на леса и сколупнул штукатурку у входящего угла здания, меня обдал жуткий запах гниющего дерева. Годами вода с кровли собора стекала без водометов прямо по стенам. Особенно много было подтеков во входящих углах здания. Желая проверить, насколько глубоко прогнили брусья, я стал соскабливать труху, но рука моя без всяких усилий оказалась внутри собора. Я был в шоке. Достаточно было небольшого землетрясения, чтобы собор рухнул. Не дожидаясь завершения длительного процесса исследований, я ускорил конструктивные работы здания. Необходимо было в срочном порядке заменить все прогнившие брусья. Реставрация заняла у нас несколько лет, и мы очень боялись, что даже слабое землетрясение в 3–4 балла может разрушить собор. Помню, как мы искали документы, чертежи, связанные с постройкой. Давали объявления в газетах. Но, увы, архив Андрея Зенкова не сохранился. Говорили, что все его бумаги выкинула его вторая жена, с которой у архитектора были сложные отношения. В процессе реставрации мы провели обследование основания и фундамента. Знания строительных приемов антисейсмического строительства, почерпнутые из опыта среднеазиатских мастеров, нас просто поразили! Секрет надежного основания – многослойная заливка в траншеи хорошо очищенной глины. Обычно наши грунты – суглинки – при замачивании сжимаются. А заливка жидкой глины в несколько слоев – пока один не высохнет, следующий не заливается – создает глиняную подушку, которая никогда не проседает. А чтобы погашать боковые сейсмические удары, придуманы смягчающие устройства в траншеях в виде валунов, песка и гальки. Кроме того, нас восхитило то, насколько хорошо Зенков просчитал усадку здания – практически до нескольких сантиметров!

http://sobory.ru/article/?object=12220

" ( " Донская Церковная Старина " ,ч.3-я, отд.1., стр.72). В 1851г. утверждается смета на строительство 2-го варианта собора, но работы начались только в 1852г. Поставлял кирпич по договору подполковник Николай Рубашкин, а работы, согласно контракта, производил отставной подпоручик Садомцев. В связи с тем, что кирпич, поставляемый Н. Рубашкиным, оказался невысокого качества, то позднее подряд на поставку кирпича и камня отдали тому же Садомцеву. Он привозил камень из Белой Калитвы и с берега Азовского моря, на котором его добывали " способами рабочего полка " . Подряд на поставку извести, заготовляемой из камня на реке Кундрючьей, отдали казаку Дмитрию Епифанову. В 1853г. возникли сомнения в прочности строящегося собора из-за недостаточного качества кирпича, уже поставленного Н. Рубашкиным и уложенного в фундамент и стены собора. По Высочайшему повелению, построенную часть собора осмотрела комиссия во главе с инженером генерал-лейтенантом Ярмерштедтом. Комиссия не нашла причин для беспокойства и работы были продолжены. Но проблема качества кирпича осталась. Осенью 1853 г. собор обследовала еще одна комиссия в составе генерал-майора де-Витте и подполковника Седова. В 1854г., по указанию Атамана М.Г.Хомутова, строящийся собор вновь обследовала комиссия, теперь уже в составе архитекторов подполковников Седова и Волошинова, а также инженер-есаула Родионова. Комиссия признала выполненные работы качественными. Но войсковой старшина Желтоножкин, по собственной инициативе, сделал особое заявление о том, что фундамент собора непрочен и не выдержит нагрузки всей массы собора. Работы в виду этого на 2 года приостановились. Направленный департаментом военных поселений в Новочеркасск инженер генерал-майор Рерберг сделал заключение о том, что работы по строительству фундамента сделаны правильно и качественно. Поэтому в 1857 г. работы по строительству собора были продолжены все тем же Садомцевым под присмотром архитектора О.И.Вальпреда. По контракту с подрядчиком Садомцевым создание собора хотели закончить к 1 октября 1861 г., т.е. ко дню 50-летия закладки каменного храма. Работы шли медленно и Садомцев настоял на новом сроке окончания работ - 1 июля 1863г.

http://sobory.ru/article/?object=01849

С запада примыкает колокольня, состоящая из четырех четвериков одного в плане размера. Нижний ярус покоится на массивном основании. Позднее к нему были пристроены боковые палатки. Ярусы звонов прорезаны широкими арочными проемами. Венчает колокольню невысокий шатер с изящным изгибом кровли. Представительные фасады колокольни, целиком выдержанны в формах раннего классицизма. Каждую арку с импостами в пятах фланкируют двойные лопатки, огибающие углы. Делят ярусы широкие выносы мощных карнизов. Убранство фасадов колокольни традиционно для творчества Вятского губернского архитектора Ф.М. Рослякова. Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Апсида – коробовым сводом с конхой. Трапезная, с четырьмя столбами, перекрыта системой крестовых сводов, опирающихся на арки между столбами и стенами. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом. Здание Вознесенского собора снесено в 1930-е гг. В 1896г. на собрании Сарапульского Вознесенского братства был поднят вопрос о расширении здания Вознесенского собора и высказано, что «существующий храм в настоящем его виде, маловместителен, почему во время воскресных и праздничных богослужений, особенно Архиерейских, не может вместить всех желающих». И.А. Чаруши предлагает два варианта нового собора в городе Сарапуле Византийского стиля и в Русской стилистике. Проект собора в византийском стиле Здание проектировалось для строительства на месте старого, обветшавшего Вознесенского собора в Сарапуле. Проект разработан Вятским губернским инженером и архитектором И.А. Чарушиным. Собор выдержан стилевым единством архитектуры в византийских традициях. Здание предполагалось возвести из кирпича с облицовкой кафелем в два цвета. Должен был играть важную и доминирующую роль в окружающей застройке. Собор относится к типу бесстолпных пятиглавых храмов. Её кубический двусветный основной объем завершен крупными шлемовидными главами на барабанах. Средний барабан световой. На всех фасадах объемную композицию развивают ризалиты с лучковыми завершениями. Выступающие объемы ризалитов придают храму кресчатую форму. На осях храма расположены крыльца входов и граненая апсида с арочными проемами. Сильно вытянутые по вертикали окна сгруппированы на фасадах по одному и по пять. Убранство дополняют разнообразные колонки, ширинки, зубчики, пояски многоступенчатые карнизы. Внутри большое и открытое пространство зального типа хорошо освещено. Система перекрытий основано на пересечении двух арок огромного пролета.

http://sobory.ru/article/?object=24785

Но самым важным моментом является то, что впервые семиреченские строители возводили высотное здание (до подкрестного шара колокольни - 41,4 м), специально решая вопросы его сейсмической устойчивости, и на это был направлен целый ряд мероприятий. Именно благодаря инициативе Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен производилась не «в лапу», как это было распространено, а «в обло» - с остатком, доходящим до 45 см. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Аналогично укреплялись мощные - рубленые колонны в интерьере. Нагели в стенах здесь устанавливались чаще обычного, а ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила. Несмотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор ходит народная молва, утверждая, что собор построен «без единого гвоздя». Вне всяких сомнений, смелым инженерным решением Зенкова, принятым уже в ходе строительства, можно считать конструктивные изменения объема колокольни. Возведенная было уже до 3 яруса, она подверглась серьезной перестройке: высота была увеличена на 9,24 м, а восьмигранная рубка ствола изменена на более прочную - четырехгранную. В ходе реконструкции уровень расположения колоколов, вес которых достигал более 7 тонн, был снижен до минимума. Максимальному снижению центра тяжести всего объема здания внимание уделялось еще на стадии проектирования при выборе архитектурных пропорций: формы его плана и разрезов симметричны и уравновешены, в верхней части все конструкции максимально облегчаются, даже гипсовая лепнина потолков из соображений большей безопасности во время возможного землетрясения была имитирована литьем из папье-маше.

http://sobory.ru/article/?object=12220

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010