Архив Пн Состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви 11 мая 2022 г. 11:41 10 мая 2022 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата . Собор возглавил Предстоятель ЭПЦ МП митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений . В работе Собора приняли участие епископ Нарвский и Причудский Лазарь , викарий Таллинской епархии епископ Маардуский Сергий , духовенство Таллинской и Нарвской епархий и по одному мирянину от каждого прихода. Перед началом заседания участники Собора собрались для общей молитвы в двух храмах Таллина. Митрополит Евгений возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе, а епископ Сергий — в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (в приделе преподобного Силуана Афонского). В ходе заседания делегаты Собора выслушали доклады митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения о жизни Таллинской епархии и Церкви в целом в 2021 году, епископа Нарвского и Причудского Лазаря о жизни Нарвской епархии, председателя Ревизионной комиссии иерея Виктора Мельника. Бухгалтер Управления ЭПЦ МП представил финансовый отчет за 2021 год и проект бюджета на 2022 год. В завершение Собора были избраны новые составы Синода ЭПЦ МП и Ревизионной комиссии на 2022-2025 годы. В новый состав Синода вошли: митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Маардуский Сергий, протоиерей Олег Врона, протоиерей Виталий Гаврилов, протоиерей Даниил Леписк, протоиерей Андрей Васильев, Сергей Мянник, Олег Бурдейный. Членами Ревизионной комиссии на предстоящие три года избраны иерей Виктор Мельник, иерей Виктор Кузнецов, Сергей Чуркин. Официальный сайт ЭПЦ МП /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5924704.ht...

Архив Пн При поддержке фонда «Православная инициатива» на юге Киргизии состоялась экспедиция, посвященная увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 28 июля 2017 г. 11:20 С 17 по 22 июля 2017 года по благословению епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила в рамках проекта «Памяти новомучеников и исповедников, на земле Кыргызстанской в XX веке послуживших» на юге Киргизии состоялась вторая поисковая экспедиция. Ее целью стал сбор информации о священниках, монахах и мирянах, скрывавшихся в первой половине XX века от преследований властей в труднодоступных местах Средней Азии. Проект организован на средства, выделенные Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» и Международным открытым грантовым конкурсом «Православная инициатива» 2016-2017 гг. В государственном природном парке «Алатай» (Токтогульский район Джалал-Абадской области) по предварительным данным найдено место, где в 1930-1940-х гг. проживал и молился глинский старец, священноисповедник схиархимандрит Серафим (Романцов). В ущелье Кызкоргон близ села Кызыл-Ункур (Базаркоргонский район Джалал-Абадской области) также по предварительным данным найдено одно из мест поселения священников, монахов и мирян, скрывавшихся от советской власти. Среди них — преподобномученик иеромонах Пахомий (Русин), афонский иеромонах Досифей и другие. В дальнейшем предполагается проводить новые полевые исследования. Отдел образования и катехизации Бишкекской епархии приглашает всех желающих принять участие в новых экспедициях, направленных на поиск материалов для прославления новомучеников и исповедников земли Кыргызстанской. Более подробная информация об экспедиции размещена на сайте Бишкекской епархии Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4969353.ht...

Максим, инок Афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Святой Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. 24 2007 р. 20:41 27 января — память святителя Саввы, первого архиепископа Сербского [Стаття] Святитель Савва, основатель Сербской Церкви, почитается во всем православном мире. Память святого отмечается в Русской Православной Церкви 25 января, а в Сербской — 27 января. 23 2007 р. 20:27 24 января — память преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника [Стаття] Преподобный Феодосий Великий жил в V-VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. При жизни он совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. 22 2007 р. 16:13 23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского [Стаття] «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского. 21 2007 р. 14:46 Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс [Стаття] 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал 27-летний владикавказский башмачник Абдул-оглы. 21 грудня 2006 р. 15:57 22 декабря — празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» [Стаття] Икона, в которой так ярко запечатлелись чаяния народа на милосердное заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, была всегда чтима в России. И в наши дни православные люди в теплой сердечной молитве к ней получают утешение в скорбях и бедах. ← попередня 7 8 9 10 11 12 13 14 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Митрополит Волоколамский Иларион посетил Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне 16 апреля 2013 г. 09:16 13 апреля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион во главе паломнической группы Русской Православной Церкви прибыл на Святую Гору Афон. В составе группы: заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) , помощник председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), сотрудник ОВЦС А.Г. Чуряков, православные миряне И.И. Саввиди, Р.Н. Чайковский, Л.М. Севастьянов и М.У. Паркер. Паломничество началось с посещения обители Новая Фиваида, находящейся в ведении Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Некогда в Новой Фиваиде подвизалось до 400 русских святогорцев. Вследствие драматических событий ХХ века обитель опустела. В настоящее время началось ее восстановление. Гости поклонились святыням Новой Фиваиды, среди которых — икона преподобного Исаака Сирина с частицей его честных мощей, осмотрели храмы и корпуса, ознакомились с ходом восстановительных работ. Затем митрополит Иларион и сопровождающие его лица прибыли в Свято-Пантелеимонов монастырь. После торжественной встречи по афонскому обычаю во вратах обители, гости прошествовали в собор, где поклонились честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим святыням обители. Митрополит Иларион обратился к братии с приветственным словом. В тот же день председатель ОВЦС и сопровождающие его лица посетили скит Свято-Пантелеимонова монастыря Старый Русик, в котором в настоящее время ведутся масштабные реставрационные работы. Вернувшись в Свято-Пантелеимонов монастырь, паломники молились за малой вечерней в соборном храме. После уставной трапезы владыка Иларион проследовал в храм на воскресное dcehoщhoe бдение, во время которого возглавил полиелей. 14 апреля, в неделю четвертую Великого поста, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в соборном храме. Ему сослужили викарий Киевской митрополии епископ Бородянский Варсонофий , игумен обители архимандрит Иеремия, братия монастыря и члены паломнической группы в священном сане. На уставной трапезе председатель ОВЦС обратился к братии со словом назидания . После краткого отдыха паломническая группа Русской Православной Церкви, тепло простившись с братией, отбыла в Иверский монастырь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2911546.ht...

2 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 387–408. 3 См.: Там же. С. 415–427. 4 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 13 июля 2015 года имел суждение о внесении изменений в последование Недели всех святых, в земле Русской просиявших. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html). 5 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 482–484. 6 При совершении богослужения можно руководствоваться указаниями 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…»; 1-го «зри» под 25 мая: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце святых отец»; 52-й Храмовой главы Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58-й Храмовой главы Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13-й Храмовой главы Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; Марковой главы Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец». 7 В текущем году из-за совершения в субботу перед 2-й Неделей по Пятидесятнице празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня. 8 Ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 353–354. 9 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…». 10 В Минее указано, что припевы заимствуются со стиховны малой вечерни в службе русских святых: 1-й – «Бог нам прибежище и сила,/Помощник в скорбех, обретших ны зело»; 2-й – «Господь сил с нами,/Заступник наш Бог Иаковль». 11 В Православном церковном календаре традиционно указываются следующие чтения русских святых: Апостол – Евр.11:33 –12:2 ; Евангелие – Мф.4:25 –5:12 . Ср.: Православный церковный календарь на 1958 год. М.: Изд. Московской Патриархии, 1957. С. 27. Указания «Службы Всех святых, в земли Русской просиявших» относительно прокимнов, аллилуиариев, причастнов, а также об апостольском и евангельском чтениях см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382. Ср.: Там же. С. 386–387. Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ап. Андрей. Мозаика апсиды собора св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции " Евхаристия " . 1-пол. XI в. Апостол Андрей Первозванный. Греческая фреска, о. Кипр, XI в. Миссионерские путешествия ап. Андрея Первозванного Ап. Андрей Первозванный Апостол Андрей Первозванный. Мозаика базилики Марторана в Палермо 40-50 годы XII в. Глава апостола Андрея в Патрском соборе Часть главы апостола Андрея Первозванного. Амальфи. Собор Святого Апостола Андрея Первозванного. Италия Частица главы апостола Андрея в Афонском Андреевском скиту Десница апостола Андрея Первозванного. Ватопед. Афон Стопа св. Андрея Первозванного, хранящаяся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне Левая стопа св. апостола Андрея Первозванного. Одесский Успенский мужской монастырь Частица стопы апостола была привезена в конце XIX века в Одессу преподобным Гавриилом Афонским . Эта святыня находится в Успенском Одесском мужском монастыре . Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко апостолов первозванный/и верховнаго сущий брат,/Владыце всех, Андрее, молися,/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2 (Подобен: В молитвах:) Мужества тезоименитаго Богоглагольника/и Церкве возследователя верховнаго,/Петрова сродника восхвалим,/зане якоже древле сему и ныне нам воззва://приидите, обретохом Желаемаго. Использованные материалы    " (I) " , страница календаря на сайте Orthodoxy.ge, .   Переложение мощей и одежд апп. Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, прор. Елисея и мч. Лазаря в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ок. 956-970    " Κατθεσις ερν λειψνων τν γων ποστλων νδρου, Θωμ κα Λουκ, το Μρτυρος Λαζρου κα το Προφτου λισαου " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, . Вторая часть заголовка (от слов " в церковь " ) - по: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. V. - С. 705.

http://drevo-info.ru/articles/4481.html

21 мая — Собор Карельских святых. Установлен в 1974 году Финляндской Православной Церковью. Список имён — ЖМП. 1974. 12. С. 16–21. 23 мая — Собор Ростово-Ярославских святых (в день памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, †1073). Установлен решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода 10 марта 1964 при архиепископе Ярославском и Ростовским Никодиме. Служба написана митрополитом Никодимом (Рото­вым) 5 . Список имён — Минея Май. М., 1987. Ч. 3. С. 36–37. В неделю 2-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых, в земле Российской просиявших. Установлен Поместным Собором в заседании от 13/26 августа 1918 г. Первая редакция службы, изданная в 1918 году, составлена иеромонахом Афанасием (Са­ха­ровым, впоследствии епископ Ковровский; †1962) и Б. А. Тураевым (†1920). Тропарь “Якоже плод…” написал митрополит Владимирский и Шуйский Сергий. С 1922 г. редакционные изменения и дополнения в службу вносили священник Сергий Дурылин, иеромонах Иоанн Широков. Святитель Афанасий продолжал работать над текстом до конца 50-х гг. Однако второе издание службы, вышедшее в 1946 г., не только не учло его работы, но исказило и первоначальные тексты и самый авторский замысел. Третье издание службы — Минея Май. Ч. 3. С. 308–387; сокращенный вариант этой редакции — Православный церковный календарь. 1988. “Тысячелетие Крещения Руси”. С. 65–76 (подготовлено по рукописям святителя Афанасия, который и должен быть признан творцом-составителем). Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 355–380. В неделю 2-ю по Пятидесятнице — Собор преподобных Отцов, на Святой Горе Афонской просиявших. Установлен на Афоне в начале XIX в., в России служба данному Собору была издана во 2-й пол. XIX в. Автор службы — преподобный Никодим Святогорец (†1809, память 1 июля). Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 409–413. В неделю 2-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых, в Болгарии просиявших. Установлен Болгарской Церковью по благословению Патриарха Болгарского Максима. Автор службы — епископ Левкийский Парфений (†1982). Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 427–428.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

«Господи, что с нами будет?» и другие рассказы Олеся Николаева В книгу вошли новые рассказы Олеси Александровны, в которых она повествует о действии Промысла в мире и душе человека, о милости нашего Спасителя и Бога. Календарь 2018. Год со святыми Грузинской Православной Церкви Мария Сараджишвили В календаре собраны жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Грузинской Православной Церкви, очерки об ее истории, святынях и монастырях. Иисус Христос. Жизнь и учение Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) В настоящей книге мы обратимся только к тем историям, которые представляют собой полноценные притчи — с фабулой, сюжетом и действующими лицами. Житие праведного Иоанна Русского в пересказе для детей Ирина Судакова Помолиться святому Иоанну приезжают паломники со всего мира. По его молитвам совершаются удивительные чудеса. Особенно покровительствует святой детям. Сила книги Протоиерей Андрей Ткачев «Все записанное буквами человеческими недалече от Бога. Всюду, где есть альфы и омеги, беты и гаммы, всюду, где есть текст, должен быть и Христос». Цветы пустыни Среди тех, о ком пишет отец Александр, есть и прославленный ныне святой мученик и преподобные, есть бедные и многодетные бедуины-кочевники и семья копта, владельца маленького ресторанчика, есть и продавец овечьего навоза и жадный и богатый скотовод, вразумленный за свою алчность. Прививка от уныния Анна Яковлева Во всем виноваты негативные мысли и эмоции, они разрушают иммунитет. Более того, депрессия будит дремавшую в организме болезнь. Недаром и православие называет отчаяние и уныние тяжким грехом. Иисус Христос. Жизнь и учение В издательстве Сретенского монастыря вышла третья книга — «Чудеса Иисуса» —из шеститомной серии митрополита Илариона (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение». Во гласе хлада тонка... Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай В книгу вошли беседы об Афоне и особенностях святогорского исихазма, не изданные до сих пор личные дневниковые заметки автора, а также его статьи и доклады о схимонахе Иосифе Исихасте и преподобном Силуане Афонском — носителях Божественной благодати и учителях Иисусовой молитвы.

http://pravoslavie.ru/foto/image9682.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНА, ДАВИД И ИОАНН [Греч. Μηνς, Δαυδ κα Ιωννης] (IV или VII в.), преподобномученики Палестинские (пам. 12 апр.). Краткие сведения о мученической кончине М., Д. и И. содержатся в визант. стишных Синаксарях (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г. - SynCP. Col. 599-600), где сообщается только то, что они были пронзены стрелами, а в заголовке и в двустишии эти святые названы аввами (т. е. отцами), что свидетельствует об их незаурядном положении и авторитете среди монашествующих. Информация из стишных Синаксарей вошла в греч. печатную Минею (Венеция, 1603) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, где в комментарии высказано мнение, что святой М. жил в IV в. и был младшим современником прп. Макария Великого ( Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 4. Σ. 216). Однако А. Мюллер в изданном им «Всеобщем Мартирологии» (1860) предположил, что М., Д. и И. были убиты арабами в Палестине, и датировал время жизни святых VII в., временем араб. завоеваний, когда мученическую смерть претерпели мн. монахи-подвижники на Св. земле. Архиеп. Сергий (Спасский) отметил, что если эта гипотеза верна, то святые были убиты после осады Иерусалима (636-637). В XIV в. при переводе стишных Синаксарей на слав. язык сведения об М., Д. и И. были внесены в стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 8. С. 33), откуда они впосл. были заимствованы при составлении Великих Миней-Четьих свт. Макарием (ВМЧ. Апр. Дни 8-21. Стб. 423). Свт. Димитрий Ростовский в составленных им Четьих-Минеях приводит память и двустишие М., Д. и И. по ВМЧ (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 238-238 об.) и отмечает, что в печатном Прологе Д. неправильно назван Дадой (напр., в Прологе 1662 г., Л. 246). С указанием на кончину от сарацинов в Палестине память внесена в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Апр. С. 185); она присутствует и в совр. календаре РПЦ. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 105; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 335; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2007. Τ. 8. Σ. 115. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563248.html

Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в сей день еженедельное празднование Воскресения Христова соединяется в календаре Константинопольской Церкви с памятью преподобного Афанасия Афонского. «В том, что наше сослужение пришлось на память столпа афонского подвижничества, нельзя не увидеть символического смысла, ведь правила монашеского общежития, положенные преподобным Афанасием для основанной им Великой Лавры, повлекли за собой расцвет святогорского монашества. Через пять десятилетий после блаженной кончины аввы Афанасия русский афонский постриженик преподобный Антоний возвращается на Русь и становится основателем другой великой лавры, именуемой сегодня Киево-Печерской. С киевских холмов, от святой Лавры началось распространение монашеской традиции на всю Русь. Как и на Афоне, монастыри на Руси становятся не только местом духовного подвига монашествующих, но и настоящими духовно-просветительскими центрами. В них переписываются и хранятся книги, а духоносные подвижники, достигая совершенства, служат миру как опытные духовные наставники и проповедники Евангелия Христова, защитники веры православной и единства Церкви», — подчеркнул Его Святейшество. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл засвидетельствовал, что и сегодня «в России, на Украине, в Белоруссии и других странах, духовно окормляемых Московским Патриархатом, именно монастыри являются средоточием заботы о хранении веры и единстве нашей Церкви». «Через богатейшую монашескую традицию Русская Церковь восприняла от Византии и богослужебные уставы — сначала Студийский, а затем Иерусалимский, который до сих пор используется в ее монастырях и приходах, — напомнил также Святейший Патриарх Кирилл. — По образу и подобию византийских песнопений были написаны службы русским святым и другие виды священных текстов. Греческие мастера были первыми учителями русских иконописцев. Древнерусское церковное пение также испытало на себе влияние византийской школы. Становление русского богословия связано с трудами братьев Софрония и Иоанникия Лихудов, основавших первую высшую духовную школу в Москве — Славяно-греко-латинскую академию, от которой почерпает свое преемство и нынешняя Московская духовная академия».

http://patriarchia.ru/db/text/686809.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010