Каширская Основана 04.05.1893. (ранее входила в состав Рязанской, затем Коломенской епархии). Именование – по г. Кашира (Московская губерния). Тульское викариатство. 23 .08.1917 г. пребывание епископа определено «в городе Туле на Покровском подворье». Московское викариатство с 1926 г. Возобновлена 17(30)12.1986. Титулярная. 30.05.1893 18.12.1893 Арсений Иващенко 30.11.1895 19.01.1897 01.07.1906 01.02.1908 Георгий Ярошевский 01.08.1909 30.07.1914 Евдоким Мещерский 24.08.1914 29.07.1917 Сщмч. Иувеналий Масловский 17.09.1917 08(21)01.1920 Корнилий Соболев 03(16)09.1920 05.1922 24.07(06.08)1923 06(19)10.1923 26.02(11.03)1925 22.10(04.11)1926 15(28)12.1928 10.1929 18(31)01.1930 03.1931 12.1931 17(30)12.1931 09(22)11.1933 Иннокентий Клодецкий 24.08(06.09)1934 07(20).05.1935 Алексий Сергеев 17(30)12.1986 29.12.1986 11.01.1987) 29.12.1986 11.01.1987) 13(26)12.1991 19.10(01.11)1993 07(20)04.2005 07(20)04.2005 Каширская, обн. Основана в 1925 г. Именование – по г. Кашира (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1929 г. 1925 Иннокентий Кулаков 07(20)05.1928 Димитрий Троицкий 1877 На епархии не был. Проживал в Крыму (по болезни), помощник Преосвященного Таврического Мартиниана (Муратовского); позже получил назначение на кафедру последнего (ММЛ РПИ). 1879 Был арестован в 1925 г. и выслан в Тверскую губернию. Вторая дата – дата определения на покой. 1880 Уволен от управления викариатством и направлен в распоряжение управляющего Московской епархией с определением при одном из храмов г. Москвы. Далее см. Волоколамская. 1882 В декабре 1931 года «ушел за штат после погрома храма в Кашире» (Стрижев А. Духовный писатель и мемуарист//Москва. 2002. 7. С. 227). 1884 Архимандрит; инспектор Ленинградской Духовной Академии и семинарии, заместитель председателя ОВЦС. 1886 Управляющий приходами Московского Патриархата в Канаде. Архиепископ с 12(25)02.1999. Вторая дата – дата определения «отозвать на Родину в связи с окончанием срока командировки». Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексий (Соболев Александр), еп.Вологодский и Тотемский Родился 23.VIII.1836 года в семье священника Нижегородской епархии. В 1858 году окончил Нижегородскую Духовную Семинарию. В 1859 – преподаватель той же семинарии. 2.II.1861 рукоположен во священника. I.II.1892 пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря. 6.VI.1893 хиротонисан во епископа Сарапульского, вик.Вятской епархии. 12.XII.1895 – епископ Вологодский и Тотемский. В 1904 г. награжден панагией с украшениями. 21.IV.1906, согласно прошению, уволен на покой, с правом быть настоятелем в Арзамасском Спасо-Преображенском монастыре. Скончался 2.II.1911 года. Литература: «Приб.к «ЦВ» 1895, стр.831. -«- 1895, 18, стр.148. -»- 1899, 19, стр.132. - " - 1906, 20, стр.295. БЭЛ m.III, стб.719, 1187. БЭС m.I, стб.542. Булгаков, стр.1397, 1399. «Мисс.Календарь», 1907, стр.128. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1894 г., стр.60. 1903 г., стр.142. 1905 г., стр.122. 1906 г., стр.114. 1910 г., стр.282. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Писания и творений святоотеческих. Казань, 1898. С. 263–264 (далее: Православное учение о спасении). 10 «Верность автора учению святых отцов и последовательность в изложении основных принципов Православия явились тем новым словом, которого давно ждало русское богословие» (Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке. М., 2007. С. 107). 13 «…в рассматриваемом сочинении… встречаются такие выражения, которые нетвердым в догматике читателям могут подать повод к недоумениям… Конечно, подобные выражения в ходе мыслей автора имеют совершенно православный смысл; но при недостаточном проникновении в их истинное значение, благодаря одностороннему развитию, они могут дать повод к недоумениям. – Для устранения этого автору, нам кажется, следовало бы, прежде осуществления главной задачи своего труда, остановиться в кратких чертах на объективной стороне догмата искупления и затем уже, выяснив значение в общей системе догмата частного вопроса о личном спасении каждого человека, перейти к тому, что теперь составляет исключительное содержание его исследования…» (Протоколы совета МДА за 1895 г. Отзыв о сочинении архимандрита Сергия (Страгородского) экстра-ординарного профессора по кафедре истории и разбора западных исповеданий В. А. Соколова . С. 264). 14 «В книге А[рхимандрита] Сергия мы находим поразительное изобилие цитат из святоотеческих творений, приводимых автором в качестве основания для его взгляда на дело нашего спасения. Но в то же время здесь, к сожалению, наблюдается неправильный метод пользования творениями св. отцов Церкви, изречения коих приводятся при свете их толкования автором в пользу его собственного взгляда на спасение. В итоге получается учение о спасении, принадлежащее не Свящ[енному] Писанию и святым отцам, а самому А[рхимандриту] Сергию» ( Серафим (Соболев) , архиеп. Искажение Православной истины… С. 113). 15 «А[рхимандрит] Сергий не ограничивается отрицанием правового элемента в нашей нравственной деятельности, ведущей ко спасению: он отрицает его и в самой основе нашего спасения… Эта неправильность еще более увеличивается, если мы примем во внимание мнение А[рхимандрита] Сергия, что “правовое доброделание” является признаком, который отличает инославных от православных» ( Серафим (Соболев) , архиеп. Искажение Православной истины… С. 114).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

С 1 июня 1894 г. Константин становится членом Тонкинской комиссии по увещанию раскольников и уклонившихся в раскол, а с 15 января 1895 г. он был помощником противораскольнического миссионера по Сарапульскому викариатству. 24 ноября 1895 г. К. Стефанов перешёл на службу в Вологодскую епархию и зачислен послушником Крестовой церкви. Вологодский епископ Алексий (Соболев) был известен ему, поскольку служил Сарапульским викарием Вятской епархии с 1893 по 1895 г. В Вологде Константин стал продолжать прерванное образование в V и VI классах семинарии и 9 ноября 1898 г. закончил семинарию . На последнем курсе семинарии 28 февраля 1897 г. в Крестовой церкви архиерейского дома К. Стефанов принял монашество с именем Симеон в честь Симеона Верхотурского, молитвам которого он приписывал выздоровление от болезни. В апреле 1897 г. рукоположён в иеродиакона и в иеромонаха. С 9 сентября 1898 г. о. Симеон духовник и библиотекарь архиерейского дома. С 1899 г. член комиссии для собирания и изучения материалов по истории Вологодского раскола, в конце 1898 г. исполнял обязанности Вологодского епархиального миссионера. Скончался иеромонах Симеон 7 марта 1903 г. после продолжительной и тяжёлой болезни — рака желудка. «За гробом шла многочисленная масса народа, каковую Вологда едва ли видала когда-нибудь ранее» . В воспоминаниях отмечается его начитанность в святоотеческой письменности: Четьи Минеи, слова Ефрема Сирина, «Добротолюбие», «Лествица», сочинения Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, Нила Сорского, Парфения. Но особенным призванием о. Симеона было совершение исповеди. По должности он принимал исповеди ставленников, но со временем к нему стали приходить на исповедь и светские люди — множество духовных детей из Вологды и даже из других местностей. Людей привлекала искренняя молитва, сострадание, нестяжательность и духовная опытность подвижника. Свидетельство о дружбе с о. Феофаном В статье в «Церковном слове» за 1909 г. говорится об иеромонахе Симеоне: «Последний год своей жизни он очень сильно страдал внутренними болезнями и часто тяготился множеством приходящих. Имел желание удалиться на Афон, вслед за своим другом иеромонахом Ф[еофаном], или в другое какое-либо удалённое место, но Господь судил ему иначе» . Статья, содержащая это важное для нас свидетельство о духовной дружбе Симеона (Стефанова) и Феофана (Харитонова), подписана «Н. К.» Кто скрывался за этими инициалами, нам точно не известно. «Н.» — имя, например, Николай. «К.» — фамилия: в одной из статей, написанных тем же автором, есть инициалы «Н. К-в.» Судя по содержанию, это мирянин, богословски грамотный и начитанный, особенно в подвижнической литературе. Выскажем предположение, что это мог быть Николай Константинович Кулаков, ближайший сотрудник владыки Никона, ныне прославленный в лике святых.

http://bogoslov.ru/article/6172655

Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Ч. 1. М., 1895. С. 64–65: «...в 1679 году, среди верховых церквей, между храма св. Евдокии/.../и между придела во имя Иоанна Белоградского, государь повелел устроить Голгофу, где быть Страстям Господним. В узком коридоре, который разделяет эти церкви, живописец Дорофей Ермолаев сделал алебастровый свод, или пещеру, которую ученики его расписали черепашьим аспидом, то есть под мрамор. В этой пещере, на каменной горе, расписанной также красками, поставлено было, на большом белом камне, кипарисное Распятие, сохранившееся, кажется, и доныне и вырезанное рельефно старцем Ипполитом, искуснейшим резчиком того времени. Пещера эта была украшена алебастровыми колоннами, на тумбах и наверху с гзымзом (гзымз – карниз, всякое украшение полочкой, приполок – прим. эл. ред.); посреди этих колонн, против Голгофской горы поставлена была плащаница или Гроб Господень, над которым висели на проволоках шестьдесят алебастровых херувимов, расписанных красками по подобию, с золочёными по гунфарбе (Гульфарб – (гульфарба, гультфарт, гулфарб, гунфарб, гутльфарб) – 1. Краска для золочения;.2. Масляная грунтовка из варёного масла и крона, которой покрывают предмет перед его золочением. – прим. эл. ред.) нетленными венцами и крыльями (240 крыл). Около Гроба Господня висели также 12 стеклянных лампад, а у стен стояли живописные картины, изображавшие евангельские притчи: Сошествие во ад, Воскресение, Вознесение и «Христос явился Марии Магдалине». Эти картины писаны на полотнах живописцем Иваном Салтановым, вышиной были по 3 аршина, шириною в свету по 1 1 /3 аршина». Викторов А. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1613–1725 годов. М., 1883. С. 600–601. В 1701 и в 1720 годах упоминается резное кипарисное Распятие в церкви Воскресения Христова за престолом, параллельно упоминается крест кипарисный на Голгофе и Гроб Господень. Подобные скульптуры описывает Η. Н. Соболев и помешает фотографию плащаницы из церкви погоста Хворостьево Торопецкого уезда Псковской губернии: Соболев Η.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Определили : Студентов, означенных во 2 пункте, при составлении списка после годичных испытаний, понизить на три номера. Прочее принять к сведению. XII. а) Прошения студентов: 2 курса Рыбинского Василия и Титова Александра, не державших устных испытаний ни по одному из предметов второго курса, Судницина Дмитрия, Маминайшвили Евтихия, Плеского Бориса, не державших устных испытаний ни по одному из предметов второго курса и не представивших третьего семестрового сочинения (по психологии или истории философии), Лихачева Николая, не представившего семестрового сочинения по психологии, 1 курса Соболева Петра, не державшего устных испытаний ни по одному из предметов 1 курса и не представившего семестрового сочинения по введению —116— в круг богословских наук и Киреевского Владимира, не представившего сочинения по введению в круг богословских наук – о разрешении им сдать устные испытания и подать семестровые сочинения после летних каникул. б) Рапорт на имя о. Ректора Академии студента 2 курса Соломина Алексея: «Честь имею представить при сем Вашему Высокопреподобию медицинское свидетельство о своей болезни и донести, что впредь до своего выздоровления явиться в Академию для продолжения учебных занятий не могу». в) Прошение студента 3-го курса Воскресенского Александра: «Совет С.-Петербургской Духовной Академии в настоящем мае месяце уведомил Совет Московской Академии, что из представленных мною в 18 90 / 91 академическом году, в бытность мою на III курсе С.-Петербургской Академии, трех семестровых сочинений балл имеется только по одному предмету – литургике, по остальным же двум сочинениям баллов нет. Вследствие сего имею честь покорнейше просить Совет разрешить мне два семестровых сочинения, по предметам канонического права и истории русского раскола, представить в августе месяце сего года». Справка : 1) Студенты: Рыбинский Василий, Судницын Димитрий, Маминайшвили Евтихий, Лихачев Николай и Соболев Петр по требованию академического врача Аристархова были отправлены из академической больницы для поправления своего здоровья на родину. 2) Студент Соломин Алексей, не явившись в Академию после рождественских вакаций, прислал следующее свидетельство врача земской больницы Ростовцева:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его источники, история справы и отношение к последующим изданиям той же богослужебной книги»; священник Соболев Алексий: «Загробный мир по древнерусским представлениям»; священник Соколов Василий : « Леонтий Византийский ». (Его жизнь и литературные труды); Соколов Петр: «Изложение и разбор взглядов Лобштейна на предмет, задачу, источник, норму, метод и план догматики»; Счастнев Михаил: «Кровавые жертвы в ветхозаветном культе»; Троицкий Алексей: «Практика погребения в древнехристианском мире, на православном востоке и в древней Руси»; Троицкий Владимир: «История догмата о Церкви»; иеромонах Филипп (Ставицкий): «Учение преп. Симеона Нового Богослова о спасении»; Фортунатов Василий: «Проповеди преп. Ефрема Сирина против еретиков»; диакон Фрязинов Сергий: «Пастырская деятельность ветхозаветных пророков и их учение о пастырстве»; Харитонов Сергей: «Синагогальный культ и его отношение к христианской литургии»; Щукин Николай: «Рукописная библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря и её история». Учебный год закончился переводными и выпускными испытаниями, произведенными в мае месяце по составленному Советом Академии и утвержденному Его Высокопреосвященством расписанию. —66— Из 61 студентов 1 курса: а) три студента, по болезни, оставлены Советом Академии в том же курсе на второй год; один из них во время каникул скончался в академической больнице от туберкулеза легких; б) двум студентам Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, разрешено было: одному – представить семестровое сочинение по метафизике, другому – сдать устные испытания по специальным предметам, одному из древних и одному из новых языков – после летних каникул, что ими и исполнено. – Перевода в следующий курс удостоены 58 студентов I курса. Из 71 студентов II курса – трем студентам, вследствие их болезни, Советом Академии, на основании указа Святейшего Синода от 16 января 1891 года за 212, испрошено было разрешение Его Высокопреосвященства сдать устные испытания по одному или нескольким предметам курса после летних каникул, каковым разрешением они и воспользовались.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иван Саввич Никитин, который находился в семинарии четыре года (1839-1843), свои впечатления отразил в «Дневнике семинариста» (1860). Вот строки, посвященные храму Иоанна Богослова: «Сегодня поутру в нашей семинарской церкви был торжественный молебен, на котором присутствовали профессора и почти все ученики. После того, как диакон провозгласил многолетие всем учащим и учащимся, хор певчих привел в восторг большую часть слушателей своим чуть ли не сверхъестественным криком; в особенности отличались басы. Из церкви ученики разошлись по классам». В церкви было несколько десятков икон - многочисленные дары архиереев, бывших выпускников, юбилейные пожертвования. Иконы создавались в разное время - были «древнего письма», имелась копия с работы живописца Владимира Боровиковского, были лики, подписанные авторами, художниками Михаилом Чернышевым и Львом Соловьевым; последний, кстати, преподавал здесь же, в иконописном классе. Одна из икон отошла к семинарии от А.В. Андроновой, сестры Алексея Кольцова. На праздновании полуторавекового юбилея семинарии в сентябре 1899 года была выставлена «световая икона» (очевидно, на стекле) Иоанна Богослова работы Л.Г. Соловьева. Из четырех Евангелий в семинарском храме два были весьма старыми, отпечатанными в 1701 и 1751 годах. В 1884 году духовники семинарии стали штатными священниками - сначала Димитрий Таиров, а с 1895 и до 1918 года - Феодор Склобовский. До этого поочередно служили педагоги, имевшие духовный сан, или приходские священники. Здание семинарии уже в марте 1918 года было занято красноармейскими частями, за исключением ректорской и инспекторской квартир и части классов второго этажа. Ректор семинарии архимандрит Серафим (Соболев) уехал в это время в отпуск в Задонский монастырь на четыре месяца. 14 апреля 1918 года произошло столкновение отряда Красной Армии с анархистами, засевшими в семинарии. Из Тулиновского переулка по семинарии стреляла легкая пушка, снаряды попали в здание. Был поврежден фронтон, сбита люстра в церковном зале, разрушены окна внутренней церковной стены, разбиты окна в алтаре и в библиотеке. Семинарию от анархистов очистили.

http://sobory.ru/article/?object=26423

В 1820-х гг. в селе появилась каменная Богоявленская церковь. Ее освятил благочинный Василий Введенский. В 1852 г.  из-за трещин перестроена колокольня. 1 сентября 1858 года через село проезжал Император Александр II. Однако царь не посетил Богоявленскую церковь, а архиереи не совершали в ней литургий. В 1860-х гг. храм расписан. Облачения были сшиты из парчи. Сосуды для литургии были серебрянные. Иконостас окрашен и позолочен. В 1870 г. священником Александром Вишневским в здании, построенном священником Георгием Петропавловским, открыто приходское училище. В 1895 г. по инициативе протоиерея А. Лебедева церковь была расширена пристройкой в трапезной двух приделов во имя святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского. Архитектор приделов - Валентин Васильевич Кузнецов. В 1909 г. в храме было паровое отопление. Известны имена благотворителей: мосальский мещанин Филипп Соболев, дорожный мастер Московско-Брестской ЖД Дмитрий Поляков, санкт-петербургский купец М.А. Александров, К.И. Иванов. Храм облицован красным кирпичом. С 1875 г. здесь служил священник Александр Дмитриевич Лебедев. Храм был запущен. Священник сделал большой ремонт. В 1877 г. в церкви установлены печи. Благодаря дружной деятельности священника и его сына, учителя Дровнинской школы В.А. Лебедева, одного из ближайших помощников С.А. Рачинского, в с. Дровнино возникло общество трезвости, численность которого быстро возросла до 700 человек. Кабаки были закрыты. В доме священника была открыта народная лечебница. Совместно с крестьянами создали сельскохозяйственную артель, приносившую немалый доход. Изделия учащихся школы из лозы, соломы, камыша экспонировались на Нижегородской выставке в 1896 г., а в 1900 г. и на выставке в Париже. Из всего задуманного, священник не успел осуществить мечту об открытии богадельни. Скончался в 1909 г. Погребен у церкви. Возможно, последним настоятелем храма был протоиерей Сергей Александрович Лебедев. Он составил жизнеописание преподобной старицы Спасо-Бородинского монастыря схимонахини Рахили. Служил с 1900 по 1934 гг. Погребен слева от паперти. Вскоре после его смерти храм был закрыт (по рассказам местных жителей, примерно в 1938 г.) и разорён. Сильно пострадал в годы ВОВ и позднее некоторые части храмы разобраны селянами на кирпичи. Храм стал возрождаться в 1993 г. Первая Божественная литургия состоялась на Пасху в 1995 г.

http://sobory.ru/article/?object=04423

Почти до середины XIX столетия эта церковь была трехклировою, т.е. в ней было 3 самостоятельных прихода со своими священниками. В 1800 г. священниками были о. Никита Васильев, о. Стефан Михайлов и о. Прокопий Федоров. В те годы священнослужители, так же как и крестьяне, фамилии не имели. В 1850 г. церковнослужителями значились священники о. Иоан Стефанов Фелицын 47 лет, при церкви с 1832 г. «сего храма пономаря сын»; о. Христофор Стефанович Тихомиров – 46 лет; диакон – Асикрит Афанасьевич Ржаницын 25 лет; дьячкн Николай Алексеевич Преображенский 40 и Павел Тимофеевич Соколов 35 лет; пономари Николай Иванович Яблонский 31 года. Одним из наиболее известных служителей церкви был священник Всеволод Николаевич Крупнов 1867 г. р., который окончил Вологодскую духовную семинарию в 1887 г. и рукоположен диаконом Заозерской церкви, в l889 г. переведен к сей церкви священником и законоучителем земского училища, с 1890 г. – настоятель церкви, с 1898 благочинный (старший священник) по 5 округу Кадниковского уезда, с 1899 года уполномоченный для приема пожертвований Императорского Палестинского общества, награжден в 1895 г. набедренником, в 1897 г. за труды по переписи населения бронзовой медалью. Вторым священником был Николай Иванович Прозоров, диаконом – Евгений Александрович Соболев, псаломщиками Василий Капитонович Малевинский и небезызвестный в епархии диакон Владимир Александрович Студенов с 1845 г. р., четыре раза судимый епархиальным начальством: в 1882 г. за нетрезвость и жестокое обращение с женой отдан под особое наблюдение священника; в 1884 г. за нетрезвость и буйное поведение на 2 месяца сослан в монастырь; в 1885 году отстранен от места при Мосьской церкви Тотемского уезда и переведен вплоть до исправления и раскаяния в Евскую церковь Сольвычегодского уезда; в 1887 г. удален за нетрезвость к сей церкви под особые наблюдения священника. Источник : Мухин А. На Сямженском стану/А. Мухин//Восход. – Сямжа, 1996. – 5 марта. – С. 3. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=59603

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010