Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 20. См. также: С. Зарин. Указ. соч. С. 263, примеч. 2.    Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. Т. II, § 24. С. 21. Он же. Писания. Кн. V, гл. 3.    Если помышляем о пище с «безмерным желанием до страсти» (свт. Василий Великий). См. также: Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 86; а также: Добротолюбие. T. II, §§ 29—30. С. 567.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1907. Ч. 1. С. 20.    Преп. авва Дорофей. Поучение 15. О св. Четыредесятнице.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1907. Ч. 1. С. 21. О признаках чревоугодия см.: Преп. Варсонофий и Иоанн. Руков. к духовн. жизни. Отв. 86, 88; преп. Иоанн Кассиан. О борьбе с чревоугодием//Добротолюбие T. II. С. 18, 30; преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 15; свт. Василий Великий; Нравоучение — см. Еп. Петра. Указание пути ко спасению. § 20; преп. Иоанн Лествичник. Слово 14; преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 1. С. 20—21.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, §§ 2, 3, 4.    Он же. Слово 14, § 7; преп. Ефрем Сирин. О борьбе с чревоугодием//Добротолюбие. Т. II, § 38. С. 381. Преп. Нил Синайский//Добротолюбие. T. II, § 19. С. 231.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 7; ср. Преп. Нил Синайский. О чревоугодии Добротолюбие. T. II, §§ 17—18. С. 230.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 11//Добротолюбие. T. II, § 38. С. 30. См.: К. Попов. Блж. Диадох, еп. Фотики (V в.), и его творения. T. I. С. 198—199. У проф. К. Попова в примечании указаны главные признаки этих двух видов чревоугодия, согласно с учением преп. Климента Александрийского, Нила Синайского, Иоанна Кассиана, блж. Диадоха, аввы Дорофея, Исидора Пелусиота и др.    К. Попов. Указ. соч. С. 184—193.    Преп. Нил Синайский. О чревоугодии//Добротолюбие. Т. II, § 41. С. 232—233.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, §§ 34—36. Ср.: Преп. Нил Синайский//Добротолюбие. T. II, § 41. С. 232.    Прот. Иоанн Сергиев. О пастырстве. Гельсингфорс, 1911. С. 16; Моя жизнь во Христе. СПб., 1911. С. 432—433, 469—470, 475—478, 491—492, 793—795.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

л. 254. Глава 141. Того же. Слово еже не отчаятися спасения. Нач. Сего жития мятеж разсмотрите, человецы. л. 256. Глава 142. Слово св. Ефрема о кончине мира сего. Нач. Бойтеся, братие, грозы и страха суда Божия, внезапу бо день той страшный найдет. Напечатано в Правосл. Собесед. 1858 г. под именем Серапиона епископа владимирского. л. 258. Глава 143. Слово Иоанна Златоустаг о, в немже притчею сказует, чему подобно есть житие се настоящее, и како в нем лстимся. Нач. Вся убо, возлюблении, света сего вскоре преминуются. Христофора, патр. александрийского, сокращеннее помещенного под 204 л. 215. л. 264. Глава 144. Слово о тативем слепце. Нач. Бе некий слепец в восточней стране в месте, рекомем Навлон. л. 265. Глава 145. Сказание св. Афанасия, архиеп. александрийскаго, ко Антиоху князю воспросившу. Нач. Откуду в сердцы человеку помыслы и словеса неподобныя бывают и самого Бога многажды безчествующе? л. 267 об. Глава 146. Поучение Иоанна Златоустаг о на память св. апостола или мученика, имрк. Нач. Да есте ведуще, братие и сестры, яко в сий день память святаго, имрк, во церковь снидемся от мала и до велика. л. 269 об. Глава 147. Слово другое общее (в Измарагде 203 приб: обще Святителем, а 91: обще Святым), Того же поучение. Нач. Братие, присножадает спасения нашего Христос Бог наш, всегда призывает ны непрестая многими учители и святыми книгами в вечное царство небесное. Слово под гл. 146 и 147 Климента епископа славянского, но по слич. с 12 л. 23 и 24, много изменения и прибавления. Напр., во втором поучении вставлены здесь след. слова: се же суть дела сатанина, ихже отрицалися есмы – „требокдадение идолом, иже в встречю, и в чох, и в полаз, и во птичей грай веруют, и еже волшбами и наузы недуги лечат“. л. 272. Глава 148. Слово св. Ефрема о казнех Божиих и о ратех. Нач. Удивимся, братие, и почюдимся человеколюбию и милости Бога нашего. Серапиона епископа владимирского, также с изменениями. Срав. Приб. к Тв. св. Отцев 1843 года. л. 274 об. Глава 149. Послание некоего отца к сыну духовному. Нач. Желаю, любимиче, спасения твоего, темже и благословение даю ти. Русское, См. 142 л. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1023 Названный ученый взял на себя труд сравнить тринадцатую книгу Никифора с источниками и дает возможность приходить к выводу, что компиляция историка носит сложный, а потому нелегкий труд. Например, для 24-й главы этой книги Каллист берет материалы из следующих источников: сначала из «Жития» Златоуста, написанным патриархом Георгием Александрийским, затем из Созомена , потом опять из Георгия, затем из Палладия, жизнеописателя Златоуста, и Георгия, потом опять из Созомона, наконец из «Жития» св. Олимпиады, написанным некоей Сергией. – Jeep. Quellenuntersuchungen zu den Kirchenhistonken, S. 98–105. (Приведенное место: S. 104) Leipzig, 1884. 1028 К истории Каллиста почему-то очень подозрительно и пренебрежительно относится Крумбахер (S. 291). Он говорит: «Есть нечто (manches), указывающее· что Каллист лишь переработал чужой труд, составленный кем-то в начале X века, и выдал его в свет, без дальних околичностей, под своим именем» (!). Но в чем заключается это «нечто» (manches), остается неразъясненным. 1031 Этим патриархом заканчивается, по крайней мере, тот каталог, который напечатан у Миня (Т. 147, pp. 450–468). 1032 Об Евстафии нет нужды говорить подробно, так как и его личность, и его сочинения обстоятельно рассмотрены в нашей литературе в следующих статьях архим. Арсения (Евстафий, митр. Солукский. «Духовн. Вестн.», 1866, т. 15. Нам, впрочем, известна только вторая половина статей почтенного исследователя) и г. Говорова (Евстафий, митр. Солунский, писатель XII в. «Прав. Собесед.», 1883, ч. I-III). В иностранной литературе личность и труды Евстафия лучше всего, кажется, изображены Неандером (Neander. Wissenschaftliche Adhandlungen, S. 6– 21. Berlin, 1851). 1034 Еписк. Порфирий. Проповедники в Греции. (Приведенные слова взяты этим автором из рукописи). Труды Киевской Духовной Академии, 1880, т. I, с. 639. 1057 «Nicolai Cabasilae. De vita in Christo (libri septem). Edidit Gass., 1849. Greifswald. Это сочинение Кавасилы переведено на русский язык под заглавием «Семь слов о Жизни во Христе», о. прот. Боголюбским. (М., 1874).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

239 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 4. Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13, 14, 27. 240 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 3-е. М., 1875. T. IV. Сокровище духовное, от мира собираемое. § 64. С. 129. 241 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289—290. Ср. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 33, преп. Исаак Сирин. Слово 58. С. 313—314. См. также: Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 17. С. 61—67. 242 Древний Патерик. Гл. 10, § 159. Ср.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 292. 243 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 194—195. Он же. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. Изд. 3-е. М., 1895. С. 3. 244 Преп. авва Дорофей. Поучение 5. О том, что не должно полагаться на свой разум. С. 70. 245 См. Преп. Петр Дамаскин. Творения. Изд. 3-е. Киев, 1905. Кн. 1. С. 6—7. 246 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 2, гл. 13. С. 196—197. 247 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. II. Слово подвижническое. Гл. 21. С. 31—32. 248 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. II. Слово подвижническое. Гл. 23. С. 33. 249 Там же. Гл. 24. С. 34—35. 250 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 5. С. 45—50. 251 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 16—18. 252 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 293—294. 253 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 294. 254 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 19, 23. 255 Об этом предмете подробно пишет епископ Феофан в своей книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь покаяния». 256 Прот. И. Сергиев. О пастырстве. Гельсингфорс, 1911. С. 6—7. 257 См. в книге. Скит св. Иоанна Предтечи при Оптиной Пустыни. Сост. И. Л. СПб., 1852. С. 154, 159—160, 184—185. 258 Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 199.//Душеполезное чтение. 1896, август. 259 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся С. 59. 260 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 236. 261 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 77. Ср. высказывание об этом преп. Нила Сорского в его Уставе скитской, жизни//Еп. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 22—23.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

480 Пр. Макар. Вел. б. о том, в каком расположении... Хр. чт. 1825. XX. 36. По изд. 1832. Моск. 6. 15, стат. 21, стран. 161. 484 Св. Исидор. Пелус. пис. схолат. пресвит. Олимпию. По изд. 186O. Моск. ч. 3. стран. 117. Сн. стр. 154–155. 497 Бл. Марка митроп. Ефсского против тех, которые спрашивают, зачем Бог... Хр. чт. 1846. III. 367–З69. 498 Св. авв. Дороф. о том, что мы бодрственно... должны идти по пути Божию. Хр. чт. 1830. XL. 200. 261. 502 Пр. Макар. Вел. сл. о хран. сердца. Хр. чт. 1821. IV. 21. 24. 25. По изд. 1852. Моск. Слово первое. Гл. 13. 14. Стран. 478–483. 503 Св. Макар. Егип. о том, что ищущему совершенства, необходимо понуждать себя... Хр. чт. 1846. III. 133. По изд. 1852. б. 19. стран. 219. 516 Пр. Нила Подв. письмо Оривасию. По изд. 1859. Моск. ч. 3, стран. 410. В Хр. чт. 1844. IV. 95. 520 Св. Исаак. Сир. слово 91. О терпении из любви к Богу… По изд. 1854. Москв. стран. 521. 522. В Хр. чт. 1822. VII. 231. 528 Пр. Кассиана Римл. к Леонтию игумну слово о св. отцах в скит. пребыв... Хр. чт. 1828. XXIX. 141. 142. 531 Пр. Нила. О том, что пребыв. на безмолв. в пустын. преимущ. пред живущ. в городах. Гл. 20. По изд. 1858. Моск. ч. 2. стран. 222. 223. 541 Св. Макар. Егип. 6. 3. О том, что братия между собой должны жить искренно... По изд. 1832. Моск. стран. 24. 23, В Хр. чт. 1825. XIX. 277. 542 Св. Исид Пелус. Письмо Агафедемону. По изд. 1859. Моск. ч. перв. стран. 244. В Хр. чт. 1834. III. 48. 544 Св. Григ. Нисск. Опровержение Евномия. Глав. первая, стат. 22. По изд. 1803. Моск. ч. 5, стран. 111. 547 Св. И. Кассиана собесед. с аввою Пафнутием о трех отреч. мира гл. 20. 21. Хр. чт. 1846. IV. 43. 552 Св. Ефр. Сир. о свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. ч. VI. стран. 219. 220. 221. В Хр. чт. 1838. III. 278–280. 554 Св. Ефр. Сир. О свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 214. 215. В Хр. чт. 1838. III. 269. 555 Св. Ефр. Сир. О свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 212. 213. В Хр. чт. 1838. III. 264. 556 Св. Ефр. Сир. О свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 213. В Хр. чт. 1838.III. 270.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

590 Преп. Ефрем Сирин. Творения. T. IV. С. 24. 591 Еп. Феофан. Толкование 1-го послания к Кор. (6, 9—10) С. 225—226. 592 Свт. Димитрий Ростовский. Алфавит духовный. Гл. 7, § 4. 593 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 3. 594 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 987—988. 595 Преп. Иоанн Кассиан. Писание. Кн. VI, гл. 1. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. В 3-х томах. Киев, 1903. Т. I. Слово аскетическое. Гл. 99. С. 517—520. См. также у преп. Нила Синайского. 596 К. Попов. Блж. Диадох и его творения. С. 518. 597 Указание на воздержание как на средство против блуда см.: Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 99//К. Попов. Блаженный Диадох и его творения. В 3-х томах. Киев, 1903. T. I. С. 520; Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 3, 7—8, 13, 23. 598 См. у преп. Нила Синайского. 599 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 3. С. 74—75. 600 Он же. Писания. Кн. VI, гл. 23. С. 84. Ср. Гл. 2. С. 74. 601 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 3. С. 74—75. 602 Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 81. С. 444—445. 603 Там же. Гл. 92, 81. С. 521, 444; преп. Варсонофий Великий. Отв. 666; см. также у преп. Иоанна Кассиана и Ефрема Сирина. 604 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 7. 605 Преп. Феон//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 339. 606 Христианское чтение. 1838. Ч. 1. С. 176. 607 Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 56. С. 248. 608 Преп. Ефрем Сирин. Слово 3. О покаянии; блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 57. С. 250—263. 609 Преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 281, 282. 610 Преп. Варсонофий. Отв. 254. 611 Он же. Отв. 253. 612 Преп. Варсонофий. Отв. 258. 613 Преп. Иоанн Кассиан. Кн. VI, гл. 1. С. 73. См.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 40. 614 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 26. 615 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 5-я. См. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. Т. I. С. 321. 616 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278—280. 617 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 401. 618 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 257. 619 См. канон и молитвы ко причащению и молитвы по причащении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

9 Преп. Макар. Египет. Слово о возвышении ума.Глав. 6 по изд 1852 Моск. стран. 345. Снес. его же 4 б.4 стран 36. 15 Св. Афан. Александр. Жит преп. отца Антон… По изд. 1853 Моск. ч. трет. стран. 263, 264. Снес. его же защит. слово пред цар. Констанцием. По изд. 1852 Моск.ч.втор. стр. 16. 18 Блажен.Феодорит. сл. 8. о том, что для здавомысл. нет вреда служ. госполам злым. По изд. 1857 Моск. част. пят. стран. 508, 509. 21 Св. И. Злат. б. 1-я на слова: псал. 48,17. Б. на псалмы. По изд. 1860. Спб.т. втор. стр. 510, 511. 24 Св. И. Злат. толк. на 3 главу кн. Прор. Исаии. Б. на разн. м.Св. пис. По изд. 1861 Сиб. т. I. стр. 87. 26 Св. Исид. Пелус. пис. диакону Иераку. По изд. 1860. Моск. ч. трет. стр. 180.181. в Хр. чт. 1837. IV. 151 27 Св. И. Злат. б. о покаянии. По изд. 1849. Сиб. т. втор. стран. 295.296. В Хр. чт. 1834. I. 259. 35 Св. И. Злат. б. по случ. низверж. цар. стат. VII.б. к Ант. народу. По изд. 1848. Сиб. т. I. стран. 374. 46 Св. Григ. Нисск. из слов на св. Пасху о воскресении Хр. чт. 1847.II36. 37. 38. Сл. св. И. Дамас. изл. веры. О воскресении Хр. чт. II. 100. 49 Преп. Макар. егирет. б. Христиане, чтобе сподобиться им неб. похвал. По изд. 1852. Моск. стран. 36. См. его же слово о возвыш. ума. Глав. 6 стр. 545. 83 Блаж. Диодох. сл. о веден. и духовн. различен. Хр. чт. XXVIII. 39. Св. И. Злат. 1. Бесед. на рукоположение его во пресвитера. По изд. 848. Спб. II. 84 Преп. Кассиан. Римл. собесед. с Аввою Моисеемо правиле пощения. Воскр. чт. VIII. 328. Сн. там же стран. 84. 88 Пр. И. Лествичн. слово 15. о нерастленной непорочности и целомудрии… По изд. 1854. Моск. стр. 194. 195. В Воскр. чт. III. 305. 92 Блаж. Феодорит. Слово о том, что труд правды не бесплоден… По изд. 1857. Моск. ч. пят. стран. 333–336. Снес. Св. Дим. Рост. поучение в нед. Страш. Суда. По изд. 1827. Моск. т. 2 стран. 16, 17, 18. 99 Блаж. Марк, митроп. Ефес. Против тех, котор. спраш. зачем Бог сотвор. человека. Хр. чт. 1846. III. 369. 370. 105 Пр. Касс. Римл. о посте. Воскр. чт. VIII, 84. Снес. св. Вас. б. о том, что недолж. прилепл. к житейск…. Тв. св. От. VIII. 331. 322.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

17 а) Петроград. Дух. Академии, Кирил. собр., ркп. Аи/39. Сборник (сочин. и жития пр. Иосифа), in 4°, на 421 лл., поморск. полууст. XVII–XVIII в. Филигрань – герб с инициалами – AVDV. Вся ркп. исполнена необыкновенно тщательно, с художеств. заставками. Выдержки из Жития на лл. 12б–14. в) Моск. Гл. Архив. Мин. Иностр. Дел, ркп. 458/926. Сборник, писанный разными руками, в разное время и на различной бумаге. Отрывки из аноним. Жития помещены в конце ркп. на лл. 385–386, in 8°, XVII–XVIII в. – Несомненно, те же отрывки из аноним. Жития имеются в ркп. Григория, архиеп. Казанского, местонахождение которой в настоящее время нам остается неизвестным. Состав ркп. (in 4°, полууст. XVII–XVIII в.) такой же, как и в ркп. Кирил. Аи/39 (См. «Просветитель» пр. Иосифа Волоцкого . Изд. Казан. Дух. Акад. 1904, предисл. стр. 25). – Отрывки из анон. Жития в указанных сборниках приводятся в порядке редакции Жития, изд. С. А. Белокурова . 22 Н. И. Петров. – Описание рукописн. собраний, находящихся в г. Киеве, вып. I. М. 1892 г., стр. 119. 23 Н. И. Петров. – Опис. ркпп. церк.-археол. музея при Киев. Дух. Акад. – Слова на память Зосимы и Савватия с именем Филолога нам известны в следующих спп.: Прилуцкого монаст. 15, XVI в. (Пр. к Твор. Свв. оо. 1859, XVIII ч., стр. 523); сборн. П. А. Овчинникова, XVI в. (Чт. Имп. Общ. Ист. и Древ. 1903, кн. 3 (206), стр. VI–VIII); Петрозаводск. Архиер. Дома 47 (53), XVIII в ; ( А. Викторов , Опис. ркпп. собр. в сев. России, стр. 295); без имени автора: Троиц.-Серг. Лавр. 664, XVII в.; Каз. Дух. Акад. Солов. 812, XVI в. и 73, XVII в.; с именем Зиновия: Каз. Дух. Акад. Солов. 176, XVII в. и 308, XVII в. По последнему списку с именем Зиновия Слова изданы в Прав. Собесед. 1859 г., июль–октябрь. 24 Н. И. Субботин. – Сведения о Филологе Черноризце, проповеднике XVI в. (Приб. к изд. Твор. свв. оо. 1859 г., ч. XVIII, стр. 522–547). Ср. Е. Е. Голубинский . Краткий очерк истории правосл. церквей болгар., серб. и румынской. М. 1871 г., стр. 510. 25 Н. И. Субботин. – Op. cit., стр. 524–526; примеч. Ж. Списки этого слова нам известны след.: Моск. Дух. Акад. Волокол. 158 (522), XVI в. (Иер. Иосиф. Опись ркпп. перенесен. из б-ки Иосифова м-ря в б-ку М. Д. А. Москва, 1882 г., стр. 170); б-ки гр. А. Уварова (собр. И. Н. Царского) 379, XVI в. (П. Строев. Ркпп. слав. и росс., принадл. И. Н. Царскому. Моск. 1848 г., стр. 419); собр. П. А. Овчинник., – XVI в. (Чт. Общ. Ист. и Др. 1903 г., кн. 3; Житие пр. Иосифа, предисл. стр. VI–VII); б-ки Костромского Богоявленского монаст., 838, XVI–XVII в. (П. Строев. Библиогр. Словарь, стр. 275); Антониева Сийского монаст. (ныне Арханг. Епарх. Древлехран.) XVII в. (ibid. стр. 275); Синод. б-ки 818, XVII в.: Тр.-Серг. Лавры 664, XVII в.; Минеи-Четьи м. Макария, за м. Сентябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В желчи бо горести и союзе неправды зрю тя суща ( Деян. 8:22,23 ). Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог мой, милость Его предварит мя ( Пс. 58:11 ), и последует за нашею волею, почему и говорится: и утро молитва моя предварит Тя ( Пс. 87:14 ); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: прострох руце Мои весь день на людем непокаряющимся ( Ис. 65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день прострох руце мои к Тебе; Бог нас ожидает, ибо говорится: и паки пождет Бог еже ущедрити вас ( Ис. 30:18 ); и мы Его ожидаем, ибо говорится: терпя потерпех Господа, и внят ми ( Пс. 39:2 ); Бог укрепляет нас, ибо говорит: А же укрепих мышцу их, и на Мя помыслиша злая ( Ос. 7:15 ), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: укрепитеся руце ослабленныя, и колена разслабленная ( Ис. 35:3 ); Иисус взывает: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет ( Ин. 7:37 ), а пророк взывает к Нему: утрудихся зовый, измолче гортань мой: исчезосте очи мои от еже уповати ми на Бога моего ( Пс. 68:4 ); жалуется Бог: звах их и не послушаша Мене, глаголах и преслушаша ( Ис. 66:4 ); жалуется и невеста: на ложи моем в нощи исках, егоже возлюби душа моя: исках его и не обретох, воззвах его и не послуша мене ( Песн. 3:1 )». Преп. Иоан. касс. Собесед. ст. авв. Херемоном: христ. чт. 1844 г. ч. 3, стр. 316–320. 559 Св. Вас. вел. Бес. 9: твор. ч. 4, стр. 153. Москва, 1846 г. Св. Григ. бог. Слов. 40: твор. ч. 3, стр. 320. Москва, 1844 г. Св. Амвр. мед. Шестодн. кн. 1, гл. 8 и Об Исаак. и душе: твор. т. 1, стр. 138. 525. Париж, 1845 г. Св. Епиф. О ерес. 24, гл. 6: твор. т. 1, стр. 72. Кельн, 1682 г. Бл. Август. Исповед. кн. 3, гл. 7 и кн. 7, гл. 12: твор. т. 1. стр. 66. 101. Антверпен, 1700 г. 567 А. Натал. Истор. церк. т. 6, стр. 421, изд. 1786 г. Ламин. Полн. курс. патрол. т. 53, стр. 684. 573 «Всякий человек потому самому, что создан разумным, из разума должен знать, что создавший его есть Бог; ибо видеть Его значит созерцать Его господство разумом. К сказанному же: всяк человек видит в себе, справедливо присовокуплено: елицы уязвляеми суть человецы; ибо видеть Бога издалека не значит знать Его в частности, но усматривать Его из дивных Его дел».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   А некоторые изречения, если не будут уточнены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч (Лк. 12:35; 22, 36). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф. 10:38). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, но смех.    А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, то есть как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою, то обрати к нему и другую (Мф. 5:39), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 10:23; 11, 21). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3).     О двояком смысле Св. Писания    Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, не спешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего.    Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и то, и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято или положительно, или в среднем смысле, то есть так, чтобы не принимать их с полною уверенностью и не отвергать совершенно. Не должно отвергать ни того, ни другого мнения, когда оба они не оказываются противными вере, как например, что Илия пришел в лице Иоанна (Мф. 11:14) и опять придет пред пришествием Христовым; или мнение о мерзости запустения, которая стояла на месте святом (Дан. 9:27), под которою разумеют изображение Юпитера, которое было поставлено в храме Иерусалимском, и еще будет стоять она с пришествием антихриста; так же следует понимать и все то, что изображается в Евангелии (Мф. 24), — что оно исполнилось и пред пленением Иерусалима и в конце мира исполнится. Из этих мнений ни одно не опровергает другого, и первое разумение не упраздняет последующего (Там же, гл. 4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010