85 Ср. Собесед., 1.8; 23.3. По-видимому, это соответствует евагриевскому понятию qeolog…a/qeologik», или gnosijmБj (‘познание Святой Троицы’, см. Practicus, prol., 49–51; cap. 1–3; 84; Schol. in Prov., 2; Stewart C. Указ. соч. P. 53). Следует заметить, что преподобный Иоанн, в отличие от Августина, не допускает возможности познания Бога по Его сущности, поскольку как раз и подчеркивает ее непостижимость и говорит лишь об удивлении (admiratio) человека перед ее непостижимостью. Говоря о природе Божией, преподобный Иоанн характеризует ее как единственно саму по себе постоянную, неизменную и благую (Собесед., 23.3), невидимую, невыразимую, непостижимую, неоценимую, простую и несложную (Прав., VIII.4). 86 По-видимому, это соответствует евагриевским понятиям суд и промысл (см. Schol. in Prov., 2; Stewart C. Указ. соч. P. 53). 87 Ср. Собесед., 23.3. По-видимому, это соответствует евагриевскому понятию естественное созерцание, или чувственное познание (см. Schol. inProv., 2; Stewart C. Указ. соч. P. 53). 88 Некоторые исследователи (Bousset, Marsili) отождествляют этих святых с ангелами, а их действие и чудесное служение — с их небесным богослужением, и связывают все это с учением Евагрия о “созерцании бестелесного” (см. Practicus, 89.10–11; Schol. in Prov., 2–3; Stewart C. Указ. соч. P. 53, 174, n. 122). 89 Учение о нахождении различных смыслов Священного Писания восходит к Александрийской экзегетической школе (Клименту и Оригену), а практика постоянного размышления над Священным Писанием посредством заучивания наизусть была широко распространена среди египетских подвижников. См. Stewart C. Указ. соч. P. 92, 101–103. 91 Эти термины у преподобного Иоанна, как у Климента, Оригена и Евагрия, являются синонимами. См. Olphe-Galliard M. Cassien//Dictionnaire de 1937. 2/1. Col. 247; Stewart C. P. 46, 166, n.13; 168, n. 45. Крометого, преподобный Иоанн согласно греческой традиции, ведущей начало еще от Платона, различает три части души: разумную, гневную и вожделеющую (Собесед., 24.15). Высшуючастьдуши ( logikTn) преподобный Иоанн отождествляет с духом, или умом (mens, noaj, также principale cordis, ‘ведущим началом’, Прав., VIII.22; Собесед., 20.9). См. Olphe-Galliard М.Указ. соч. Col. 238; 247.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

70 См. также О вопл., III.7. Скорее всего эти не совсем корректные с догматической точки зрения выражения не означают превращения двух природ в одну (во многих других случаях преподобный Иоанн недвусмысленно говорит о двух природах Христа), но указывают на теснейшее единство и нераздельность двух природ. Возможно также, что здесь термин substantia (‘сущность’) означает ипостась, что этимологически верно, но не подтверждается словоупотреблением преподобного Иоанна. Впрочем, весьма вероятно также, что преподобный Иоанн в полемическом пылу против несторианского разделения Лиц идет дальше, чем необходимо, так что иногда выходит за границы церковного догмата и приближается к точке зрения, характерной впоследствии для монофизитов. 71 См. также О вопл., VI.9. Эти и подобные выражения ясно указывают на “взаимообщение свойств”. См. Grillmeier A. Указ. соч. P. 396. 72 См. Chadwick O. Указ. соч. Р. 25; Weaver R.H.Ykaз. соч. P. 71–73; 78–88; Stewart С.Указ. соч. P 36. Сам преподобный Кассиан никогда не упоминает ни Оригена, ни Евагрия из-за известных оригенистических споров 399–400 гг. Единственным указанием на Евагрия может быть упоминание “брата из Понта” в Npab.,V.32. 73 Ср. Прав., IV.43; 10.14. Похожие выражения — чистота духа (Прав., II.12; VIII.21–22; Собесед., 14.9), чистота души (Собесед., 10.14; 12.5; 21.22). Ср. Euagrius.Gnosticus, 49; Practicus, 78. Возможно также, что преподобный Иоанн для того, чтобы избежать ненужных коннотаций, использует эти термины вместо клименто-евагриевского термина (ср. Euagrius. Practicus, 53; 64; 67; 81;см. Stewart C. Указ. соч. P. 12, 42–43). Интересно отметить, что современник преподобного Иоанна, блаженный Иероним оценивал термин отрицательно и выводил из него пелагианское учение о безгрешности человека ( см. его Epist. ad Ctesiphontem, 133.3; Dialoguscontra Pelagianos, prolog.). Следует отметить, что иногда преподобный Иоанн отождествляет чистоту сердца как непосредственную цель духовной жизни с главной христианской добродетелью — любовью (Собесед., 1.7; в Прав., IV.43 любовь следует за чистотой сердца, ср. Евагрий. Practicus, 81), а также присоединяет к ней спокойствие духа (Собесед., 1.7).

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

686 Прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе. СПб., 1911. С. 799. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 11, § 2; преп. Исаак Сирин. Слово 8. 687 Св. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 10 (О сквернословии); гл. 7 (О многословии). Ср.: Душеполезный собеседник. 1894. С. 253—255 (статья «Бойся греха сквернословия»). См. также: Еп. Виссарион. Душеполезное чтение. 1902. Ч. III. О сквернословии. С. 586—591. 688 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 20, §§ 3, 4, 5, 9. 689 См. молитвы на повечерии и на сон грядущим. 690 Эта молитва, как полагают, составлена иноком монастыря св. Саввы Освященного — Антиохом Пандектой, составителем сборника нравоучительных изречений Священного Писания (VII в.) 691 «Сон легок и всякаго сатанина мечтания изменен» — сон легкий и без всякого бесовского мечтания. 692 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 52, 53. 693 Преп. Исаак Сирин в Слове 9-м; преп. Антоний Римлянин. Наставление о целомудрии — см. в его житии у архим. Филарета Черниговского. 694 Ср.: наставления преп. Антония Римлянина. См. также: Иноческий Устав преп. Пахомия. § 162//Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 128, Устав преп. Венедикта. Гл. 22 (Там же С. 618). 695 Добротолюбие. T. II, § 97. С. 391. 696 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 11; см. также: Добротолюбие. T. II, § 61. С. 41. См. у свт. Василия Великого в кратких правилах вопр. 22//Творения. VII. С. 399. 697 Добротолюбие. T. II, § 53—54. С. 34; ср.: Писания. Кн. VI, гл. 20, 21, 22. См. также. Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 1, § 89, 93; Сот. 2, § 68—69. 698 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 20, § 20. 699 Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II, § 61. С. 40. См. также: Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93. 700 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 68. 701 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 27; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 11. Собесед. 22, гл. 3, 6. 702 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 12. 703 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 7. 704 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93, 95; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Изд. 2-е. М., 1892. Собесед. 22, гл. 6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

274 См.·С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 327 (в 69-м примечании). 275 С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 317. 276 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 10. С. 246. 277 Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 83 («Тщеславие и сребролюбие суть взаимные друг друга породительницы. Ибо иные богатеют из тщеславия, а иные, обогатясь, тщеславятся»). Иные же тщеславятся добродетелью (например, нестяжательности). 278 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 3—5, 7, 9. См. Блж. Диадох, еп. Фотики. Слово аскетическое. Гл. 81. 279 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 10. 280 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 457, 395; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 2. См. также: Л. Соколов. Психология греха и добродетели по учению свв. подвижников древней Церкви в связи с условиями пастырского душепопечения. Вологда, 1905. С. 35. 281 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 154; преп. авва Дорофей. Поучение 1. 282 Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 165; Путь ко спасению. С. 270—271, 288. 283 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 15. С. 41—42. 284 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 8; Сот. 3, § 57. 285 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 16. 286 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. XII, гл. 1, 6. 287 Гордость (по-латыни супербиа ) означает беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения. 288 Еп. Виссарион. Сборник для любителей духовного чтения. Изд. 2-е. СПб., 1897. С. 182. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 1—2; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. XII, гл. 5. 289 Свт. Василий Великий. Творения. T. II. Ч. VII. Правила, кратко изложенные, вопр. и отв. 35 и 56. С. 402, 407—408. 290 Свт. Василий Великий. Творения. T. I (Толков. на Исаию. Гл. 2, ст. 12) С. 280. 291 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VI. С. 320, 410; T. VII. С. 411. Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. С. 158 (§ 72). 292 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. С. 157 (§ 69), преп. Иоанн Лествичник: Слово 23, § 12; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. XII. Гл. 5. С. 145—146.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 3—5, 7, 9. См. Блж. Диадох, еп. Фотики. Слово аскетическое. Гл. 81.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 10.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 457, 395; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 2. См. также: Л. Соколов. Психология греха и добродетели по учению свв. подвижников древней Церкви в связи с условиями пастырского душепопечения. Вологда, 1905. С. 35.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 154; преп. авва Дорофей. Поучение 1.    Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 165; Путь ко спасению. С. 270—271, 288.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 15. С. 41—42.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 8; Сот. 3, § 57.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 16.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. XII, гл. 1, 6.    Гордость (по-латыни супербиа) означает беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения.    Еп. Виссарион. Сборник для любителей духовного чтения. Изд. 2-е. СПб., 1897. С. 182. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 1—2; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. XII, гл. 5.    Свт. Василий Великий. Творения. T. II. Ч. VII. Правила, кратко изложенные, вопр. и отв. 35 и 56. С. 402, 407—408.    Свт. Василий Великий. Творения. T. I (Толков. на Исаию. Гл. 2, ст. 12) С. 280.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VI. С. 320, 410; T. VII. С. 411. Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. С. 158 (§ 72).    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. С. 157 (§ 69), преп. Иоанн Лествичник: Слово 23, § 12; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. XII. Гл. 5. С. 145—146.    Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. XII, гл. 4; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 12.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 138, 320, T. VI. С. 365—410; T. VII. С. 150.    Он же. Беседы 16 и 9.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 1.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. Слово 22. О гордости. С. 227.    Преп. Нил Синайский. О гордости//Добротолюбие. Т. II, § 38. С. 270.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 35.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

213 Ibid. Стр. 53. Подробнее – в статье В. Майнова: „Странная секта“ в Сборнике ,,Недели“ за 1812 г. 231 Северный Вестник 1891 г. 6. Стр. 50. Враждебно относятся они, также, и ко всем другим иноверцам. «Прыгуны призывают гнев Божий на иудействующих за их жадность, бессердечность, за безбожную жатву». Ibid. стр. 58. 232 «Странная секта», в Сборнике «Недели»: «Русские общественные вопросы»; Северный Вестник 1891 г. 6, стр. 53. 234 Литература: 1. Варадинова. История министерства внутренних дел. Кн. VIII СПб, 1863; 2. Ливанова Ф. В. Раскольники и острожники. Т. 1. СПб. 1868; 3. Юницкого А. прот. Сектантские гнезда на Кавказе. (Христ. Чт. 1895. Ч. I. Стр. 142–164); 4. Раскольники за Кавказом (Правосл. Собесед. 1859 г. ч. I. Стр. 432–444 и след.); 5. Отечественные Записки 1867 г., Июль. 1; 6. Миссионерское Обозрение 1897 г. Декабрь кн. I и 1898 г. Кн. 1, Стр. 794–796; 7. Прыгуны (Церк. Вед. 1897. 51, 52); 8. Секта прыгунов (Церк. Вест. 1888 . 4); 9. Юдницкого А. свящ. Чинарские прыгуны или Чинарская церковь . (Церк. Вест. 1889. 30). 242 Срав. Варадинова. История мин. вн. дел, т. VIII, стр. 152 и след. Ливанова, «Раскольники и острожники», т. 1. СПб. 1863, стр. 111–122. 252 Секта «общих» (Церков. Вестн. 1888. 34); 2. Раскольники за Кавказом. Общие (Прав. Собесед. 1859 г, ч. 1. Стр. 332–444); 3. Юницкого А., прот. Сектантские гнезда на Кавказе (Хр. Чт. 1895. ч. 1, стр. 142–164); 4. Общие (Чтения в Имп. Общ. ист. и древн. Росс. 1864. Кн. 4, Октябрь – Декабрь). 254 Отец его, Акинфий Попов, выходец из Тамбовской губернии, в качестве молоканского наставника, вместе с Фроловым, распространял молоканское лжеучение еще в 1799 году по всей нынешней Саратовской губернии. Срав. Правосл. Собеседник 1858, Июнь. Стр. 72. 256 Срав. Отечеств. Записки, 1867, июль. Стр. 102–103; Максимова «3а Кавказом»; Кутепов, стр. 31–32; Маргаритов, стр. 50–51. 258 Литература предмета: 1. Рождественский Л. свящ. Южнорусский штундизм. СПб. 1889; 2. Ушинский А. Вероучение малорусских штундистов, разобранное на основании Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

1357 Цитата приведена по рукп. Москов. Дух. Ак. 197, л. 60. Только под (не разборчиво) слова привнесены из рукоп. Импер. Пуб. библ. F. I, 522, л. 53, которых недостает в Москов. Акад. Сборник. 1359 Соч. Максима Грека II. 32, 34, 43, 44, 94, 106–107, 129–130. Акты А. Эк. 1, 369, 461–463. Послание митроп. Фотия в Новгороде в 1410 г. Полемич. Соч. Вассиана Патрикеева. Прав. Собес. 1863 г., III. 108–110, 112. Рассужд. Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чт. в Общ. ист. и древн. 1839 г., кн. III, отд. 3. Курбский. Прав. Собесед. 1863 г. II, Акты ист. т. I, 204, Послание Грозного в Кириллов монаст., письмо Грозного к Гурию. арх. казанск. Продолж. древ. рос. (не разборчиво), ч. V. 241–244. Стоглав. изд. Кожанчикова. 44–45. Значительная часть внутренней торговли России в XVI в., говорит Костомаров, была в руках монахов. Очерк торговли Моск. Государства в XVI и XVII, 137. 1362 Стоглав, изд. Кожанчикова. 7. Срав. Послание Георгия Скрипицы, Чт. в Общ. Ист. и древн. 1848 г., VI, отд. IV, 45–54. 1369 Прибавл. к Твор. Свв. отец ч. X. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифова монаст. Чтен. в Общ. Ист. и древн. 1847, 9. Прение митр. Даниила с Вассианом. 1371 Слово о посте. Пр. Соб. 1858 г. ч. I, 138–168. Два слова о деннонощной молитве. Пр. Собес. 1858 г., ч. II, 599–607. Правило, како пети себе пред св. образы в рукоп. Соф. библ. 1457 л. 188. Слово св. отец, како житии христианом Пр. Соб. 1859 г., ч. I, 129–146. Слово о уставе жития человеч. в рукоп. Новгор. Соф. библ. 1266 л. 51–54. Наказание ко всякому христиану в рук. Соф. библ. 1529, л. 85. 1372 Поучение о златицах и сребренницах, иже бывают на иконах в приклад. Летописи русской литературы и древности, изданные Тихонравовым, т. V, отд. III. 90–105. Отзыв Максима Грека об Акакие, еп. Тверском, соч. Макс. Грека, ч. II, 260–290. Три неизданные доселе послания князя Курбского Прав. Собесед. 1863 г. II, 558–562. Рущинский. Религиозный быт русских, по сведениям иностранных писателей. XVI и XVII вв. Чтен. в общ. ист. и древн. Росс. 1871 г. кн. III. 66–67. 44–45.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   Он же. Слово 15, § 30.    Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. Т. II, § 81. С. 386—387.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 21. Об управлении и добром пользовании внешними чувствами. С. 84—92.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1865. Т. I. С. 385.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 24. С. 100—101; блж. Иероним. Письмо к Негоциану, преп. Исаак Сирин. Слово 9 и 77. См.·Преп. Ефрем Сирин. О воздержании очей//Добротолюбие. T. II, §§ 108—109. С. 394.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 9. О хранении чувства зрения. С. 35. Ср. Древний Патерик. Гл. 4, § 65.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 261.    «Если будешь хранить слух, то не согрешишь (и сам) языком», — говорит преп. авва Исаия в Слове 3-м.    Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, § 114. С. 396.    Преп. Ефрем Сирин.//Добротолюбие. T. II, § 79. С. 386.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1865. Т. I. С. 382.    Преп. авва Дорофей. Поучение 4. С. 60; преп. Варсонофий Великий. Отв. 253—256, 258, 340, 455.    Древний Патерик. Гл. 10, § 11; Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блаженных отцов. М., 1845, С. 27—28.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Указ. соч. С. 382.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 24. С. 104—105. Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 11. О хранении чувства осязания.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 50.    Он же. Слово 15, § 30. Здесь преп. Иоанн цитирует св. апостола Павла (Еф.5:12).    Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения. Изд. 2-е Калуга, 1896. Поучение 30. С. 118—119; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 30. О хранении чувств. См. также наставление преп. Антония Римлянина, Новгородского чуд. (XII в.) об охранении чувств, помещенное в его житии//Архиеп. Филарет. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Изд. 3-е. СПб., 1882. С. 467—468.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 24. С. 164.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каждый епископ имел в своей епархии полномочную власть управления, как духовного пастырского – в учении, священнодействии, так и внешнего, начальственного и судебного по делам церковным. Вообще, он был самостоятелен в своих пределах, только с ответственностью пред митрополитом и собором. Особенная власть предоставлена епископу, разумеется, над своим епархиальным духовенством – власть определять его на церковные места по своему усмотрению, надзирать за его служением и поведением (Антиох. 9, Карф. 6, 25, Вас. Вел. 89), подвергать запрещению, лишать мест и священного сана. Но, во всяком случае, суд епископа ограничен правом апелляции от подсудимых к высшей церковной власти (I Всел. 5; II, 6 и пр.). Для всех клириков первый и непосредственный судия был местный епископ (Ап. 31, 32, I Всел. 5; Антиох. 9 и др.). В случае недоумений на епископа, или нареканий на него от обвиняемых – суд переходил к областному собору (одному из ежегодных, обыкновенно бывших в каждой поместной Церкви и области), или, если не было собора, дело пресвитера разбирали 6 епископов и его местный, диакона – три и свой (Карф. 12, 29). Дела прочих клириков во всяком случае рассматривал и решал один епископ. Жалобы клириков или неудовольствия на решение своих епископов могли выслушивать также соседние епископы, и по сношению с местным епископом клирика, прекращали возникшие неудовольствия. Отселе апелляция допускалась еще к митрополитам (IV, 9; Карф. II, 37, 139; Сард. 14), от них к патриархам (IV, 9). Правосл. собесед. 1858, 2, 336, 337; 3, 272, 273; 1859, 2, 24, 25. В жизни мирян духовному суду подлежали два рода дел: открытые церковные преступления, или грехопадения, и частные дела совести. Поэтому суд был двоякий: открытый или гласный, официальный и тайный, или частный.... Без точного исследования по церковным и гражданским законам никого не дозволялось подвергать церк. наказанию; напр. запрещению, или отлучению; в противном случае высшая церковная власть могла разрешить связанного и связать связавшего неправильно (Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

42 Ркп. житие, Курбский стр. 108, 109, 117–120. По житию, казнен, «брат его от родных Михаил Иванович Колычев»; по Курбскому «родной Иван Борисович Колычев». Михаил Иванович Колычев, сын Ивана Ивановича Хромого и внук Ивана Семеновича, брата Лобанова. Иван Борисович был родственник, но другого колена (Родослов. кн. стр. 160, 161). Кому верить? Курбский говорит: «слышал от самовидца». По другим памятникам, окольничий Михаил Иванович Колычев казнен уже в 1571 г. (Библиот. XX, 51). В кирилловском синодике Иоанна записаны Василий, Андрей, Тимофей, Венедикт Колычевы. В малой кормчей книге Сергиевой лавры окт. 8 поминали Иоанна и Георгия Колычевых. Юрий Никитич жив был в начале 1568 г. В большой кормовой книге лавры, гл. 137, 1568 янв. в 5 д. дал окладу Юрий Никитич сын Колычев по брате своем Антоне денег 50 руб.». 43 Курбский стр. 120, 121. В 3 новгород. лет. под 7077 г. сказано: «того же лета идучи Тверь (Иоанн) задушить велел старого о митрополита Филиппа московского и всея Руссии чудотворца Колычева». Так как и по другим сведениям кончина святителя последовала тогда, как Иоанн шел чрез Тверь в Новгород, а в Новгороде свирепствовал он с 6 января 1570 года, после того, как делал то же в Клину и Твери в декабре 1569 г. (Карам. 9, 85, 86); то несомненно, что святитель страдальчески скончался в декабре 1569 г. Ркп. житие: «венцом мучения увенчася декаб. 23 д.». То же в ркп. святцах и в соловецкой надписи на стене, Опис. солов мон. 1, 303 М., 1836. В словаре святых Спб. 1836 г. сказано: «число кончины везде показано января 9». Неправда! См. ниже пр. 44 и 47. 45 Истина Соловецкой обители – стр 61. 98. Опис. соловецк. монаст. стр. 299–292. Православ. собесед. 1856 к. 2 стр. 151–154. 46 Ркп. житие, соловецкий летописец. Надпись на плите: «7099 (1591) перевезены мощи Филипповы в соловецкий монастырь и погребены августа в 11 день». 47 В минее декабрьской, печ. м. 1636 г. под 23 дек. служба святителю – та самая, которая ныне поется 9 января. В святцах м. 1660 г. память 23 дек. См. пр. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010