Между братьями с самого начала открылась вражда. Чтоб быть более самостоятельным и в церковном отношении, великий князь поспешил приобрести собственного епископа. Обстоятельства благоприятствовали. Как раз на второй год после вступления на велококняжеский престол Юрия, нужно полагать не без участия его, отказался от кафедры ростовский епископ Иоанн. Преемнику его вел. князь не дозволил поставиться на две епископии (точнее – на два удела), но одновременно с тем, как был поставлен епископ Ростову, он поставил особого епископа на Суздальскую епископию (Ист. Рус. Ц. I т., ч. 1-я, 576). Позже, как известно, часть Тверской епархии выделилась тоже из области Ростовско-Суздальской земли. 209 Макарий, Ист. Рус. Ц. III, 258 стр., изд. 1857 г. У Строева называются только ростовскими и ярославскими. 210 Типограф. лет. изд. 1784 г. Истор. Церкви Филарета, II, 141. «В лето 6904 месяца марта в 14 день Киприан митрополит постави на Москве Григория епископом (архиепископом) Ростову, Ярославлю, Белоозеру и Углечу Полю и Устюгу и Мологе». Предшественник Григория, брат Сергия Радонежского Феодор (1390–1395), поставлен в Константинополе п. Антонием с титулом архиепископа (первый) и управлял той же областью. О нем в летописи замечено: «28 ноября в субботу во время обедни преставился Феодор, архиепископ града Ростова и Ярославля, и Устюга, Углича Поля, Мологи» (Ист. Карамзина, прим. 254 к V т., стр. 99, изд. Эйнерлинга. Правосл. Собесед. 1869 г. I, 45. Ник. лет. IV, 256). Опис. Докум. и Бум. Арх. Мин. Юст. I, 2116, 2120 и 2131. Ср. Материалы для истории раскола, II, 381. В чтениях Имп. Общ. Истор. и Др. Рос. 1896 г., кн. II, помещен список с ростовских писцовых книг церковным землям за 1629–1631 г. с обозначением самых церквей и сел, где они были, а именно: Стан Савин с 6-ю приходами в селах: Михалеве, Олевайцове, Остафьеве « церковь стояла без пения», Пужболе, Воронине – придел Сергия Радонежского «стоял без пения» – и в погосте Курачеве. Богородский стан с 6 приходами в селах: Белеве, Высоком, в Сивинском две церкви, в Покровском, в Щурове, Новоселке, в селе Баскаче (прежде был храм), в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1029 Полн. Собр. Зак. IV 1829. Известен анекдот Штелина о Петре, ударившем себя в грудь в Синоде со словами: вот вам патриарх. Штелин. Анекдоты М. 1830, II, 11. 1034 Соч. I, 493. Сулоцкий. Св. Димитрий Ростовский , как архипастырь Сибирский (Странник 1866, 11, стр. 54–56.) Ср. Духовн. Беседа 1858, III, 38. Странную дату находим мы в сочинении Лихудов. О предопределении, относящемуся к 5 недели великого поста 1701 года: «царь московский в 15 августа нарече в митрополиты Сибирские игумена имя рек, таке, чтобы той игумен не приял владычества вышеписанныя митрополии разве токмо в 15 будущее февраля и прешедшим шестим месяцем сиречь исполнявшуся наречению предреченный игумен предреченныя митрополии владычество восприя». (Горский II, 3 стр. 382 и рукопись Яхонтова). 1035 Подлинная рукопись в моск. синод. библиотеке за 430 лл. 82–91, под заглавием «Чин древний восточныя православныя христианския церкве, како Боголюбезнейшим митрополитом, архиепископом и епископом подобает во время, егда возводим кто на кийждо престол, творити народно символа известно». Цитированы л. 85, 86 об, 88, 89. Текст близок к современному архиерейскому обещанию. 1037 Проповеди Димитрия обратили на себя внимание даже иезуитов. Один из них пишет из Москвы от 15 сентября 1701 года: «Similiter easdem couciones (как и Яворский) fecit serviculus quidam, vir optimus nobis aeque benevolus, qui a Kioviensi monacho consecratus est metropolita Siberiae, vir (quod rarum) germanae siuceritatis. Уважаемый профессор М. О. Коялович, любезно сообщивший нам эту выписку, пишет нам: «Сначала иезуиты, бывшие в Москве, считали расположенными к ним не одно это лицо. Расположенным к ним они сначала считали и Стефана Яворского и всех киевлян, прибывших в Москву, даже утверждали, что все эти киевляне – тайные униаты и что они составляют тайное общество в одном московском монастыре; но потом иезуиты сильно разочаровались в киевских ученых и огулом обзывали их казаками». 1038 Полн. Собр. Зак. IV 1664. Знаменский, Законодательство Петра В. относительно православного духовенства (Прав. Собесед. 1863, II, стр. 141). О размере руги см. Акты Истор. V, 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

99 Преп. Исаак Сирин. Слово 46. 100 Он же. Слово 37. 101 Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Указ. соч. Ответы 245, 255, 458. 102 Ср.: Преп. Ефрем Сирин. О страстях//Творения. В 3-х частях. СПб., 1907. Ч. 1. С. 187. 103 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 267. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 71. 104 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 268. 105 Он же. Указ. соч. С. 268. 106 Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. II. Беседа 12 На начало Притчей. С. 179. T. I. Беседа на Пс.33:10. С. 159—160. 107 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 168. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Подвижническое слово. Слово 1, § 4. С. 1. Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных, § 47//Добротолюбие T. III. С. 329. 108 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. § 179. С. 233—234. 109 См. Преп. авва Дорофей. Поучение 4, 18. 110 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 152. 111 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 77. 112 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 182. С. 287. 113 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. М., 1898 (кн. IV, гл. 39. С. 46). 114 Его же. Собесед. XI, гл. 13. С. 380. См. Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. §§ 17—18. 115 Блж. Диадох. Подвижническое слово. § 16//Добротолюбие. Т. III. С. 15. 116 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 200. 117 Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных. § 47//Добротолюбие. T. III. С. 329. Ср.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 200. 118 Творения свв. отцов. Б. м. 1849. Ч. 3. Слово 78. С. 347. 119 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона). 120 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 101—103. 121 Достопамятные сказания. С. 290—291. Ср.: Свт. Кирилл Александрийский. Слово на исход души; преп. Феодор Студит. Третье огласительное слово; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. С. 630—634; свт. Иоанн Златоуст. Беседа 53-я на Евангелие от Матфея. См. также жития святых: преп. Василия Нового (видение мытарств преп. Феодоры), преп. Арефы Печерского и мн. др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

446 Полн. Собр. Пост. и Расп. по Бед. Прав. Исп. (Царст. имп. Елизаветы) II, 603. Подробные сведения о некоторых Камчатских церквах можно находить в «Материалах для Камчатских церквей». Казань. 1909 г., изд. В. Крылова. 448 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. VII, 350, XI, 24, прот. М. Чефранов. Блаженный Софроний 3-й епископ Иркутский. Москва. 1907 г. В Опис. Док. и Дел. и у прот. М. Чефранова названы все нерчинские храмы и приходы за указанные периоды. 452 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. X, 81; Пол. Собр. Пост. и Расп. по В. Прав. Исп. (Царств. Елиз. Петр.) I, 25. 453 Прот. М. Чефранов. Блаженный Софроний 3-й еписк. иркутский. Москва. 1907 г. стр. 131. В. Зверииский. О монастырях, I, 454 П. А. Словцов. Историч. Обозрение Сибири... I, стр. 186, ср. Опис. Док. и Д. Арх. Св. Синода, XV, прил. XXXIV; XVI, 272. У Словцова названы все сибирские монастыри, прикрытые в XVIII и нач. XIX в. Упразднены были следующие монастыри: Покровский Верхотурский – жен., Невьянский Преображенский – муж., Туринский Николаевский – муж., Березовский Воскресенский – муж., Тюменский Ильинский – женск., Рафайловский Успенский – муж., Тобольский Богородице-Рождественский – жен., в Таре во имя Параскевы и Екатерины – жен. и Спасский – муж., в Томске Знаменский – жен., в Кузнецке муж. Сосеноборский Сергиевский по Кети, Введенский в Красноярске– муж., в 10 вер. от Красноярска Рождественская пустынь – муж. Кашино-Шиверский на В. Тунгуске – муж., в с. Успенском на Шилке – муж., в Албазине Спасский – муж., Покровский – муж. в 84 вер. выше Якутска, Успенская – муж. в Камчатке (?) и еще два монастыря – один в Тагиле, другой где-то подле Урала. 455 Русския епархии в XIV-XVI вв. т. I, стр. 525 ср. Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. II, ч. I, 116. В 1722 г. сожглось несколько человек в Ишимской волости в двух пустынях, несколько человек сожглись на р. Ишиме в дер. Выровской Себацкой слободы, в 1724 г. в Тюменском уезде за рекой Пышмой сожглось 145 чел. 459 Архим. Мелетий. Древн. церков. грамоты... 94, 95, 98. О церковном соборе в Тобольске при митрополите Филофее (1702г.) см. Православ. Собесед. 1875 г. ч. I, стр. 434–461.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

568 Сведения о нем см. в главе «Обзор источников». 569 В древности мина стоила дорого — 24 наших рубля. Какую ценность могла иметь мина во времена турецкие — сказать не можем. 570 В подлиннике сказано «модий». Наш автор определяет эту мерку так: «Модий составляет третью часть вьюка одной лошади». 571 Christophori Angeli De statu hodiernorum Graecorum (греч. и лат. текст). Lipsiae, 1671. Р. 838—846 572 Ricaut. Histoire de l " eglise Grecque. P. 110. 573 На с. 233, 240, 247, 254—255. 574 Малышевский И. И. Мелетий Пигас, патриарх Александрийский. С, 273— 274. 575 Maurer. Das Griechische Völk. Bd. I. S. 393. 576 Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 158. — По определению патриарха Костантия I в 1831 г. митрополит Белградский (в Сербии) обязан был при своем избрании платить патриарху 150 золотых, а рядовые епископы Сербии — 100 золотых. См.: Γεδεν . Σ . 691. 577 На текущие нужды патриархии две сербские кафедры, в том числе и Белградская, платили ежегодно в XIX в. 3 000 грошей (пиастров). См.: Γεδεν . Σ . 691. 578 Мелетий Афинский. Церк. история. Т. III. Σ . 403, 430, 450. 579 Maurer. Op. cit. S 393; Мата Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 800; Икономос. Τριακονταετηρς κκλησιαστικ . Σ . 134. 580 Maurer. Op. cit. S. 393; Silbernagl. Verfassung der kirchen des Oriens. S. 16— 17; Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов... С. 158. 581 Maurer. Ibid.; Silbernagl. Op. cit. S. 16. 582 Κομνηνο Yψηλαντον . Τα μετα τν αλωσιν . Σ . 399. 583 Silbernagl. Op. cit. S. 17. 584 Elssner. Neueste Beschreibung. S. 82; Silbernagl. Op. cit. S. 16. 585 Курганов Ф. А. Указ. соч.//Правосл. Собесед. 1873. I. С. 52—53. Ср.: Pitzipios. L " eglise Orientale. Т. III. Rome, 1855. Р. 141. 586 Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 145. 587 Курганов Ф. А. Устройство Церкви в королевстве Греческом. Казань, 1870. С. 49 (слова о. Лукианова, взятые нашим автором из «Русского Архива»). Ср.: Икономос. Τριακονταετηρς κκλησιαστικ . Σ . 132.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Сведения о нем см. в главе «Обзор источников». 569 В древности мина стоила дорого - 24 наших рубля. Какую ценность могла иметь мина во времена турецкие - сказать не можем. 570 В подлиннике сказано «модий». Наш автор определяет эту мерку так: «Модий составляет третью часть вьюка одной лошади». 571 Christophori Angeli De statu hodiernorum Graecorum (греч. и лат. текст). Lipsiae, 1671. Р. 838-846 572 Ricaut. Histoire de l " eglise Grecque. P. 110. 573 На с. 233, 240, 247, 254-255. 574 Малышевский И. И. Мелетий Пигас, патриарх Александрийский. С, 273- 274. 575 Maurer. Das Griechische Völk. Bd. I. S. 393. 576 Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 158. - По определению патриарха Костантия I в 1831 г. митрополит Белградский (в Сербии) обязан был при своем избрании платить патриарху 150 золотых, а рядовые епископы Сербии - 100 золотых. См.: Γεδεν. Σ. 691. 577 На текущие нужды патриархии две сербские кафедры, в том числе и Белградская, платили ежегодно в XIX в. 3 000 грошей (пиастров). См.: Γεδεν. Σ. 691. 578 Мелетий Афинский. Церк. история. Т. III. Σ. 403, 430, 450. 579 Maurer. Op. cit. S 393; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 800; Икономос. Τριακονταετηρς κκλησιαστικ. Σ. 134. 580 Maurer. Op. cit. S. 393; Silbernagl. Verfassung der kirchen des Oriens. S. 16- 17; Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов... С. 158. 581 Maurer. Ibid.; Silbernagl. Op. cit. S. 16. 582 Κομνηνο Υψηλντον. Τ μετ τν λωσιν. Σ. 399. 583 Silbernagl. Op. cit. S. 17. 584 Elssner. Neueste Beschreibung. S. 82; Silbernagl. Op. cit. S. 16. 585 Курганов Ф. А. Указ. соч.//Правосл. Собесед. 1873. I. С. 52-53. Ср.: Pitzipios. L " eglise Orientale. Т. III. Rome, 1855. Р. 141. 586 Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 145. 587 Курганов Ф. А. Устройство Церкви в королевстве Греческом. Казань, 1870. С. 49 (слова о. Лукианова, взятые нашим автором из «Русского Архива»). Ср.: Икономос. Τριακονταετηρς κκλησιαστικ. Σ. 132. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

17 а) Петроград. Дух. Академии, Кирил. собр., ркп. Аи/39. Сборник (сочин. и жития пр. Иосифа), in 4°, на 421 лл., поморск. полууст. XVII–XVIII в. Филигрань – герб с инициалами – AVDV. Вся ркп. исполнена необыкновенно тщательно, с художеств. заставками. Выдержки из Жития на лл. 12б–14. в) Моск. Гл. Архив. Мин. Иностр. Дел, ркп. 458/926. Сборник, писанный разными руками, в разное время и на различной бумаге. Отрывки из аноним. Жития помещены в конце ркп. на лл. 385–386, in 8°, XVII–XVIII в. – Несомненно, те же отрывки из аноним. Жития имеются в ркп. Григория, архиеп. Казанского, местонахождение которой в настоящее время нам остается неизвестным. Состав ркп. (in 4°, полууст. XVII–XVIII в.) такой же, как и в ркп. Кирил. Аи/39 (См. «Просветитель» пр. Иосифа Волоцкого . Изд. Казан. Дух. Акад. 1904, предисл. стр. 25). – Отрывки из анон. Жития в указанных сборниках приводятся в порядке редакции Жития, изд. С. А. Белокурова . 22 Н. И. Петров. – Описание рукописн. собраний, находящихся в г. Киеве, вып. I. М. 1892 г., стр. 119. 23 Н. И. Петров. – Опис. ркпп. церк.-археол. музея при Киев. Дух. Акад. – Слова на память Зосимы и Савватия с именем Филолога нам известны в следующих спп.: Прилуцкого монаст. 15, XVI в. (Пр. к Твор. Свв. оо. 1859, XVIII ч., стр. 523); сборн. П. А. Овчинникова, XVI в. (Чт. Имп. Общ. Ист. и Древ. 1903, кн. 3 (206), стр. VI–VIII); Петрозаводск. Архиер. Дома 47 (53), XVIII в ; ( А. Викторов , Опис. ркпп. собр. в сев. России, стр. 295); без имени автора: Троиц.-Серг. Лавр. 664, XVII в.; Каз. Дух. Акад. Солов. 812, XVI в. и 73, XVII в.; с именем Зиновия: Каз. Дух. Акад. Солов. 176, XVII в. и 308, XVII в. По последнему списку с именем Зиновия Слова изданы в Прав. Собесед. 1859 г., июль–октябрь. 24 Н. И. Субботин. – Сведения о Филологе Черноризце, проповеднике XVI в. (Приб. к изд. Твор. свв. оо. 1859 г., ч. XVIII, стр. 522–547). Ср. Е. Е. Голубинский . Краткий очерк истории правосл. церквей болгар., серб. и румынской. М. 1871 г., стр. 510. 25 Н. И. Субботин. – Op. cit., стр. 524–526; примеч. Ж. Списки этого слова нам известны след.: Моск. Дух. Акад. Волокол. 158 (522), XVI в. (Иер. Иосиф. Опись ркпп. перенесен. из б-ки Иосифова м-ря в б-ку М. Д. А. Москва, 1882 г., стр. 170); б-ки гр. А. Уварова (собр. И. Н. Царского) 379, XVI в. (П. Строев. Ркпп. слав. и росс., принадл. И. Н. Царскому. Моск. 1848 г., стр. 419); собр. П. А. Овчинник., – XVI в. (Чт. Общ. Ист. и Др. 1903 г., кн. 3; Житие пр. Иосифа, предисл. стр. VI–VII); б-ки Костромского Богоявленского монаст., 838, XVI–XVII в. (П. Строев. Библиогр. Словарь, стр. 275); Антониева Сийского монаст. (ныне Арханг. Епарх. Древлехран.) XVII в. (ibid. стр. 275); Синод. б-ки 818, XVII в.: Тр.-Серг. Лавры 664, XVII в.; Минеи-Четьи м. Макария, за м. Сентябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   А некоторые изречения, если не будут уточнены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч (Лк. 12:35; 22, 36). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф. 10:38). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, но смех.    А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, то есть как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою, то обрати к нему и другую (Мф. 5:39), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 10:23; 11, 21). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3).     О двояком смысле Св. Писания    Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, не спешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего.    Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и то, и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято или положительно, или в среднем смысле, то есть так, чтобы не принимать их с полною уверенностью и не отвергать совершенно. Не должно отвергать ни того, ни другого мнения, когда оба они не оказываются противными вере, как например, что Илия пришел в лице Иоанна (Мф. 11:14) и опять придет пред пришествием Христовым; или мнение о мерзости запустения, которая стояла на месте святом (Дан. 9:27), под которою разумеют изображение Юпитера, которое было поставлено в храме Иерусалимском, и еще будет стоять она с пришествием антихриста; так же следует понимать и все то, что изображается в Евангелии (Мф. 24), — что оно исполнилось и пред пленением Иерусалима и в конце мира исполнится. Из этих мнений ни одно не опровергает другого, и первое разумение не упраздняет последующего (Там же, гл. 4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А некоторые изречения, если не будут утончены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч ( Лк.12:35 ; Лк.22:36 ). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня ( Мф.10:38 ). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т. е. как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою то обрати, к нему и другую ( Мф.5:39 ), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф.10:23 ; Мф.19:21 ). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3). О двояком смысле Св. Писания Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, неспешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего. Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято, или положительно, или в среднем смысле, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Глава 3. Что есть крест и как он многообразен («Многи скорби праведным» (Псал.33:20))    Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» (Быт.18:27). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу?    АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» (Откр.14:4), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галат.6:14) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха.    СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010