знал священные книги, благотворил нищим и сиротам, без боязни говорил правду князьям и вельможам. Он пережил благотворителя своего Ярослава, заложил, при сыне и преемнике его князе Михаиле, соборный храм в Твери и мирно почил 3 февраля 1289 года (Рассказы из Ист. Рус. Церк., стр. 136). Памятники древности передают нам разговор блаж. епископа Симеона с Полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), сказал за обедом святителю: «где будут наши тиуны на том свете?» – Симеон отвечал: «тиун будет там же, где и князь». Князю это не понравилось, и он сказал: «тиун судит не праведно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?» – Владыка объяснил ему: «если князь добрый и богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна – человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, только бы доставлял ему деньги, пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей: то и князь будет в аду и тиун его с ним». (Этот разговор внесен в Мерило праведное. Правосл. Собесед. 1850. I, 91). 357. Святый Акакий епископ, преставися в лето 7075 месяца генваря в 14 день Постриженник преп. Иосифа Волоцкого , с 1522 г. епископ Тверский. Когда блаж. Максим Грек , по определению Собора, был послан в Тверь, Акакий принял его милостиво, обходился с ним приветливо и даже приглашал его к своей трапезе. Ум. 14 января 1567 г. в Москве, а погребен в Желтиковом монастыре (Филарет, «Р. Св.», январь, стр. 95. – А.Ф. Бычков, Описание Сборников Им. Публ. Библ. I, 3). Не канонизирован. 358. Преподобный Саватий игумен преставися в лето 7000 Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается с. Савватеево. В храме бывшей пустыни стоит гробница преп. Савватия, с иконою его. Вериги его, найденные в пещере, находящейся близ села, показывают подвижничество его против плоти; а пещера – свидетельница чистых, безмолвных молитв его (Журн. Мин. Внутр. Дел V, 505. – Буслаев, Слов. и искусство II, 357). Преп. Савватий ум. около 1434 года. Пустынь его

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

2. Аф. Синт., VI,420. 3. Папа Григорий XIII дал римской церкви в 1582 г. новый календарь, якобы исправленный, а следовательно и новую пасхалию. Однако, по этому " исправленному " календарю латиняне впадают в такие ошибки относительно времени празднования Пасхи, каких никогда не делают православные со своим неисправленным календарем. Таким образом латиняне часто празднуют Пасху или прежде иудеев или с иудеями, was dem Willen des nicanischen Concils offenbar entgegen ist, замечает сам Hefele (Conciliengeschichte, I,336). Возьмем для примера XIX век, причем вместе с иудеями латиняне праздновали Пасху в 1805, 1825, 1853, 1854, а прежде иудейской пасхи - в 1839, 1840, 1842, 1843, 1845, 1846, 1849, 1850 и 1856. Ср. " Прав. Собесед. " 1859, II,165. 4. Еще в III веке был обычай, по которому александрийский епископ особым посланием объявлял подчиненным ему в Египте епископам о дне христианской Пасхи и в связи с этим о дне, в который начинался в тот год великий пост. Такие послания назывались праздничными посланиями. Евсевий, Иероним и др. упоминают о таких посланиях Дионисия александрийского (246-264) и Афанасия великого (373), которые впрочем не сохранились в целости. От Кирилла александрийского их дошло до нас 29 (444). Ср. 0. Bardenhewer, Patrologie, S.165,238,339. По другим областным церквам объявлялось об этом ежегодно надлежащими соборами (карф. 34, 51, 73). 5. Лев великий в письме (ер. 121) императору Маркиану пишет, что дело это вверено Никейским отцами александрийскому епископу, quoniam apud Aegyptios hujus supputationis antiquitus tradita esse videbatur peritia. Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,330. 6. Подобное этому видим и в римском уголовном праве. Reus perduellionis лишается прав римского гражданина самым актом измены, т.е. тотчас, как, оставив свое государство, перешел к неприятелю. Суд не имел надобности присуждать такому лицу наказание лишением всех гражданских прав, потому что оно уже лишилось их вместе с самым преступлением, вследствие чего для лица уже наступили последствия преступления (Dig. IV,6,14; XLIX.15,19). то же самое показывает нам римское право и в том случае, когда сама по себе наступает гражданская инеамия (бесславие) (Dig.III,2,13; XLII.II,20,2; XLVIII.7,1). Ср. Алфав. Синтагму Властаря, ,1 (. ., VI,305). В ο (εο ) Арменопула весь последний XV титул VI книги в 8 параграфах говорите о тех, qui infamia notantur.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

   Преп. Иоанн Карпафский. Увещат. главы. § 62. Добротолюбие. Т. III. С. 92.    Преп. Исаак Сирин, Слово 49, 60, 61; преп. Макарий Египетский. Слово 4, гл. 6—7.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению, § 58.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 67. Добротолюбие. T. III. С. 189.    Он же. Сот. 2, § 45.    Преп. Исаак Сирин. Слово 46.    Он же. Слово 37.    Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Указ. соч. Ответы 245, 255, 458.    Ср.: Преп. Ефрем Сирин. О страстях//Творения. В 3-х частях. СПб., 1907. Ч. 1. С. 187.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 267. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 71.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 268.    Он же. Указ. соч. С. 268.    Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. II. Беседа 12 На начало Притчей. С. 179. T. I. Беседа на Пс.33:10. С. 159—160.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 168. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Подвижническое слово. Слово 1, § 4. С. 1. Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных, § 47//Добротолюбие T. III. С. 329.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. § 179. С. 233—234.    См. Преп. авва Дорофей. Поучение 4, 18.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 152.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 77.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 182. С. 287.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. М., 1898 (кн. IV, гл. 39. С. 46).    Его же. Собесед. XI, гл. 13. С. 380. См. Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. §§ 17—18.    Блж. Диадох. Подвижническое слово. § 16//Добротолюбие. Т. III. С. 15.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 200.    Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных. § 47//Добротолюбие. T. III. С. 329. Ср.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 200.    Творения свв. отцов. Б. м. 1849. Ч. 3. Слово 78. С. 347.    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона).    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 101—103.    Достопамятные сказания. С. 290—291. Ср.: Свт. Кирилл Александрийский. Слово на исход души; преп. Феодор Студит. Третье огласительное слово; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. С. 630—634; свт. Иоанн Златоуст. Беседа 53-я на Евангелие от Матфея. См. также жития святых: преп. Василия Нового (видение мытарств преп. Феодоры), преп. Арефы Печерского и мн. др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Это, однако, не означает того, что душа человека лишена всякой материальности. Среди древне-церковных писателей было распространено мнение о том, что душа имеет эфирную оболочку или тонкое тело. «Всякая тварь – и Ангел, и душа, и демон, – по своей природе есть тело, потому что они, хотя и утонченные, однако в существе своем, по своим характерным чертам и по образу, соответственно утонченности своей природы, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем материально», – говорит святой Макарий Египетский (В.Е.П., τ.41, ομ.4, σελ.162). О том же говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин : «Хотя мы и называем многие существа духовными, каковы Ангелы, Архангелы и прочие Силы, а также и сама душа наша.., но их никак не должно признавать бестелесными. Они имеют соответственное тело, в котором существуют, хотя несравненно более тонкое, чем наше тело. Они – тела, по мнению Апостола, который сказал: есть тела небесные, и тела земные; и опять: сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор.15:40–44 ), чем ясно указывается, что бестелесен один только Бог» (Собесед.7,13) 62 . Основываясь на древне-церковном учении, святитель Игнатий Брянчанинов утверждает, что душа – «эфирное, весьма тонкое, летучее тело, имеющее весь вид нашего грубого тела, все его члены, даже волосы, его характер лица, словом – полное сходство с ним» (Собр. соч., т. 3, с. 75). Среди христианских писателей не было полного единомыслия во взгляде на материальность души. Это показало известное расхождение между святителем Игнатием Брянчаниновым , разделявшим эфирную теорию души, и святителем Феофаном Затворником , который считал, что «душа и Ангел – не тело, а дух», как он и озаглавил свою книгу, содержащую возражения против учения святителя Игнатия в его «Слове о смерти». Что касается преподобного Симеона, то он, хотя и называл душу «нематериальной» и «бестелесной», когда хотел подчеркнуть ее духовную природу, однако ясно высказывался об относительности этих свойств у Ангелов и душ. Ссылаясь на те же тексты из I Послания к Коринфянам Апостола Павла, которые цитировал в доказательство телесности Ангелов и душ святой Иоанн Кассиан , преподобный Симеон пишет: «Они (Ангелы), конечно, некоторым образом телесны и описуемы по сравнению с нематериальными и бестелесным Божеством, как написано: тела небесные и тела земные...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

III. Будем же молиться св. мученикам, да помогут они нам своими молитвами свято сохранить свою православную веру, жить добродетельно и достигать вечного Божия царства. Аминь. (Составлено по «Христианским беседам», приложенным к журналу «Пастырск. собесед.», Шестой день Свв. сорок два мученика Амморейские (В чем состоит верность Христу?) I. Cbb. 42 мученика Амморейские: Константин, Аетий, Феофил, Феодор, Милиссен, Каллист и прочие, память коих совершается ныне, были знаменитыми военачальниками греческого царя Феофила. Во время осады сарацинами малоазийского города Аммории, во Фригии, вследствие измены одного из вождей амморейских, они были взяты в плен врагами. Семь лет томились они в плену, в оковах. Здесь не раз убеждали их принять магометанскую веру, но когда пленные сказали, что они скорее готовы претерпеть мучения и смерть, нежели отречься от Христовой веры, то им отрубили головы и бросили в реку Евфрат. Это было в 847 г. Но тела свв. мучеников скоро оказались на берегу реки и с прильнувшими к ним головами, и были погребены христианами. Не остался без наказания и изменник, чрез которого погибли мученики. «Ты изменил своему отечеству, легко можешь изменить и нам», – сказали ему сарацины и убили его. II. Свв. Амморейские мученики поучают нас, братия, быть верными Христу даже до смерти, не только естественной, но даже насильственной – мученической. Поэтому побеседуем в настоящий раз о том, что значит быть верным Христу. Как христиане, мы охотно называем себя верными, и в этом наименовании полагаем надежду спасения, тогда как, напротив, наименование неверного представляем себе и ненавистным, и погибельным. И справедливо. Такой образ мыслей есть евангельский и апостольский. Кая часть верну с неверными? – говорит апостол (2 Кор. 5, 15). И как часть верного есть спасение, по слову Самого Иисуса Христа: иже веру имет и крестится, спасен будет (Мк. 16, 16), то противоположная часть неверного должна быть погибель. Но, чтобы нам не обмануть самих себя, нужно со вниманием рассмотреть вопрос: кто имеет полное право называться верным, и потому имеем ли мы это право?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

193 Кормчая, изд. 1787 г., л. 15. Автор статьи заставляет патриарха повторять слова Псковского старца Филофея, находящиеся в его послании к великому князю Василию Ивановичу. См. Правосл. Собесед. 1863, кн. Ι, стр. 337 и след. 195 Макарий, История руссской церкви, т. XII, стр. 413–416. Приведённый здесь текст Никонова возражения мы проверили по новейшей копии, снятой с подлинника всех возражений, находящегося в библиотеке Воскресенского монастыря, для профессора И.Д. Беляева . Теперь эта копия принадлежит Москов. Пуб. Музею (по каталогу рукописей 1551). В изложении преосвящ. Макария мы заметили одну неточность. Он говорит, что Никон «привёл по частям всю грамоту Константина Великого » (стр. 416). На самом же деле у него вполне приведена одна вторая часть грамоты (donatio), а из первой он выписал только самый конец (начиная со слов: « В первой же день, по еже прияти ми крещение»…). 196 Разумеем известные «ответы четырёх восточных патриархов о царской и патриаршеской власти», изданные в Собр. госуд. грам. и договоров, т. IV, 27, стр. 84 и след. 198 Ответ патриарха Адриана издан Калачовыми в приложениях к исследованию «о значении Кормчей в системе древнего русского права». Москва. 1850. Выписи из Константиновой грамоты см. в прилож. стр. 17–19. 200 См. его «Доношение» св. Синоду с протестами против секуляризации церковных имуществ в Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1862, кн. 2, смесь, стр. 25–39. 202 Причины, почему повесть о белом клобуке пользуется особенным уважением у наших раскольников, достаточно объяснены в статье: «Как издаются у нас книжки о расколе», напечатанной в Русск. Вестнике за 1862 г., май, стр. 368–370. Кто из Новгородских владык начал первый носить белый клобук, и на каком основании, – эти вопросы не имеют прямого отношения к нашей задаче. Но если грамота Константина Великого уже навела нас на речь об этом предмете, то позволяем себе заметить, что показание повести об архиепископе Василии, как первом носителе белого клобука, заслуживает некоторого вероятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Стих 28. Во еже вознести многих грехи. И Сам Христос на Тайной Вечери, предлагая ученикам чашу Нового Завета в Крови Своей, сказал, что эта Кровь изливается за многие, а не за всех ( Мф.26:28 ). «Но почему только за многих, а не за всех? Потому, отвечает святой Иоанн Златоустый , что не все уверовали. Христос умер за всех, дабы спасти всех, сколько от Него зависит, ибо смерть Его сильна была спасти всех от погибели, но Он вознёс грехи не всех, потому что они сами не захотели». Глава 10:5. Тем же входя в мир глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил ми еси. Текст приведён апостолом буквально по переводу 70-ти, с удержанием замечательного отличия этого перевода от еврейского подлинника, который вместо: тело же совершил ми еси, читает: уши прорыл Ты мне ( Пс.39:7 ). [Не входя в подробности объяснения этой разности, так как все известные толкования по этому поводу не представляют ничего, кроме более или менее остроумных догадок и предположений, мы заметим, что] оба чтения выражают одну общую мысль о послушании, которое Господь предпочитает паче жертв ( 1Цар.15:22 ), и так как принятие тела или, лучше, уготовление его в жертву Иисусом Христом было знаком Его величайшего послушания воле Божией, то будет всё одно, сказать ли: ты прорыл, или провертел, или уготовал мне уши, или: тело мне приготовил еси, совершил еси и так далее. Апостол избрал то выражение, которое придавало более силы его мыслям. Приложить же эти выражения к Мессии апостол имел право на том основании, что этот псалом относится к известному пророчеству Нафана о рождении Мессии от Давида ( 2Цар.7 ). [Что касается попытки изъяснить появление этой разности текста между словами апостола Павла и текстом 39-го псалма через предложение еврейского текста Послания, в котором будто бы могло стоять слово шеор (высшее) в выражении: высшее приготовил Ты мне, из которого переводчик Послания прочитал шеер (тело, плоть) и перевёл: тело уготовал Ты мне, то такое предположение, само по себе ничем не доказанное, грешит уже тем, что заставляет переделать все рукописи перевода 70-ти по неправильному переводу Послания, сделанному не раньше конца 1-го столетия]. (Прав. Собесед. 1872 г. Дек. Опыт изъясн. Пс.39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

л. 254. Глава 141. Того же. Слово еже не отчаятися спасения. Нач. Сего жития мятеж разсмотрите, человецы. л. 256. Глава 142. Слово св. Ефрема о кончине мира сего. Нач. Бойтеся, братие, грозы и страха суда Божия, внезапу бо день той страшный найдет. Напечатано в Правосл. Собесед. 1858 г. под именем Серапиона епископа владимирского. л. 258. Глава 143. Слово Иоанна Златоустаг о, в немже притчею сказует, чему подобно есть житие се настоящее, и како в нем лстимся. Нач. Вся убо, возлюблении, света сего вскоре преминуются. Христофора, патр. александрийского, сокращеннее помещенного под 204 л. 215. л. 264. Глава 144. Слово о тативем слепце. Нач. Бе некий слепец в восточней стране в месте, рекомем Навлон. л. 265. Глава 145. Сказание св. Афанасия, архиеп. александрийскаго, ко Антиоху князю воспросившу. Нач. Откуду в сердцы человеку помыслы и словеса неподобныя бывают и самого Бога многажды безчествующе? л. 267 об. Глава 146. Поучение Иоанна Златоустаг о на память св. апостола или мученика, имрк. Нач. Да есте ведуще, братие и сестры, яко в сий день память святаго, имрк, во церковь снидемся от мала и до велика. л. 269 об. Глава 147. Слово другое общее (в Измарагде 203 приб: обще Святителем, а 91: обще Святым), Того же поучение. Нач. Братие, присножадает спасения нашего Христос Бог наш, всегда призывает ны непрестая многими учители и святыми книгами в вечное царство небесное. Слово под гл. 146 и 147 Климента епископа славянского, но по слич. с 12 л. 23 и 24, много изменения и прибавления. Напр., во втором поучении вставлены здесь след. слова: се же суть дела сатанина, ихже отрицалися есмы – „требокдадение идолом, иже в встречю, и в чох, и в полаз, и во птичей грай веруют, и еже волшбами и наузы недуги лечат“. л. 272. Глава 148. Слово св. Ефрема о казнех Божиих и о ратех. Нач. Удивимся, братие, и почюдимся человеколюбию и милости Бога нашего. Серапиона епископа владимирского, также с изменениями. Срав. Приб. к Тв. св. Отцев 1843 года. л. 274 об. Глава 149. Послание некоего отца к сыну духовному. Нач. Желаю, любимиче, спасения твоего, темже и благословение даю ти. Русское, См. 142 л. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Те «книги старина многи», которые сгорели в ростовском соборе, были, может быть, преимущественно, если не исключительно, богослужебные (Ник. лет. 5. 15 Но о Григорьевском монастыре сказано, что «книги многи бяху ту, довольны суща ему (Стефану Пермскому) на потребу почитания ради» (Памятн. старин. русск. литер. 4. 121 П. собр. р. лет. 1. 195, 204 Ник. лет. 3. 86 Пр. Филар. Обз. русск. дух. литер. Кн. 1. 51 Правосл. собеседн. 1859. 1. 244–258 Приписывают единственно на том основании, что Слова эти встречаются в рукописях под именем св. отца Кирилла, или св. отца Кирилла архиепископа, или св. Кирилла епископа. Но следует ли отсюда, что такие Слова и поучения принадлежат именно Кириллу, епископу Ростовскому, а не современникам его — Кириллу I или Кириллу II, митрополитам или архиепископам Киевским, которые оба не менее известны по своему образованию и учительству? Не справедливее ли даже, если основываться на одних оглавлениях, усвоять такие Слова какому-либо действительно св. отцу Кириллу, например Кириллу Философу или Кириллу, епископу Туровскому, нежели Кириллу Ростовскому, который вовсе не полагается в числе святых? Не говорим уже, как произвольно иногда наши древние переписчики надписывали именами святых отцов те или другие сочинения. Например, одно из Слов, приписываемых Кириллу Ростовскому, не потому ли только надписано именем св. отца Кирилла архиепископа, что в самом Слове, чрез несколько строк от начала, сказано: «Глаголет Кирилл архиепископ»? (Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. Отд. 2. 230. Л. 137. С. 63 Правосл. собесед. 1859. 1. 248 То же должно заметить и касательно известного Слова св. отца Кирилла о мытарствах, где в приступе читается: «Яко же Кирилл Философ рече». А еще два Слова, которые Обзор русск. дух. литературы приписывает Кириллу Ростовскому, именно: О первозданном и О небесных силах, целиком заимствованы из Слова на Собор архистратига Михаила, которое тот же Обзор приписывает митрополиту Кириллу II. См. об этих Словах в прил. 4. Разговор этот напечатан у Карамз. 4. Прим. 178 и у Розенкампф.

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

1023 Названный ученый взял на себя труд сравнить тринадцатую книгу Никифора с источниками и дает возможность приходить к выводу, что компиляция историка носит сложный, а потому нелегкий труд. Например, для 24-й главы этой книги Каллист берет материалы из следующих источников: сначала из «Жития» Златоуста, написанным патриархом Георгием Александрийским, затем из Созомена , потом опять из Георгия, затем из Палладия, жизнеописателя Златоуста, и Георгия, потом опять из Созомона, наконец из «Жития» св. Олимпиады, написанным некоей Сергией. – Jeep. Quellenuntersuchungen zu den Kirchenhistonken, S. 98–105. (Приведенное место: S. 104) Leipzig, 1884. 1028 К истории Каллиста почему-то очень подозрительно и пренебрежительно относится Крумбахер (S. 291). Он говорит: «Есть нечто (manches), указывающее· что Каллист лишь переработал чужой труд, составленный кем-то в начале X века, и выдал его в свет, без дальних околичностей, под своим именем» (!). Но в чем заключается это «нечто» (manches), остается неразъясненным. 1031 Этим патриархом заканчивается, по крайней мере, тот каталог, который напечатан у Миня (Т. 147, pp. 450–468). 1032 Об Евстафии нет нужды говорить подробно, так как и его личность, и его сочинения обстоятельно рассмотрены в нашей литературе в следующих статьях архим. Арсения (Евстафий, митр. Солукский. «Духовн. Вестн.», 1866, т. 15. Нам, впрочем, известна только вторая половина статей почтенного исследователя) и г. Говорова (Евстафий, митр. Солунский, писатель XII в. «Прав. Собесед.», 1883, ч. I-III). В иностранной литературе личность и труды Евстафия лучше всего, кажется, изображены Неандером (Neander. Wissenschaftliche Adhandlungen, S. 6– 21. Berlin, 1851). 1034 Еписк. Порфирий. Проповедники в Греции. (Приведенные слова взяты этим автором из рукописи). Труды Киевской Духовной Академии, 1880, т. I, с. 639. 1057 «Nicolai Cabasilae. De vita in Christo (libri septem). Edidit Gass., 1849. Greifswald. Это сочинение Кавасилы переведено на русский язык под заглавием «Семь слов о Жизни во Христе», о. прот. Боголюбским. (М., 1874).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010