Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Известно житие А. З. и Марии на сир. языке; имеющееся там указание на то, что его автором был прп. Ефрем Сирин (посвятивший А. З. 15 гимнов), в наст. время ставится под сомнение. Сохранилась также греч. версия жития в обработке Симеона Метафраста . Согласно сир. житию, А. подвизался в Кидуне близ Эдессы; греч. житие называет селение, жителей к-рого крестил святой,- Тения в епископии Лампсака (Геллеспонт). Повесть об А. З., приписываемая св. Ефрему Сирину, переведена на слав. язык в Х в. в составе Паренесиса. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. краткое житие и эта повесть помещены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120-121). Иконография А. изображается в ряду преподобных отцов старцем с длинной вьющейся бородой: на миниатюре Минология Василия II - представлен молящимся возле храма и источника (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 146); на мозаическом медальоне ц. Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.,- поясное изображение; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- с воздетыми в молении руками ( орант ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 13. 21), описывает преподобного как старца «с большой остроконечной бородой». Ист.: BHG, N 5-8; BHL. T. 1. P. 3; ActaSS. Mart. 1668. T. 2. Col. 741-748; Bedjan. Acta. T. 6. P. 380-401; 465-499; Lamy Th. Acta Beati Abrahae Kidunaiae monachi aramaice//AnBoll. 1891. T. 10. Fasc. 1. P. 5-49 [сир. житие; рус. пер.: Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93). С. 107-116]; PG. 115. Col. 43-77 [греч. житие]; S. Ephrem Syri Hymni et sermones/Ed. T. Y. Lamy. Malines (Mecheln), 1889. T. 3. P. XL-XLIII. Col. 749-836; T. 4. Col. 1-84; Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum/Ed. J. B. Abbeloos et T. Lamy. Louvain, 1872. T. 1. P. 86; Chronicon Edessenum/Trad. T. Guidi. Chronicon ad A. D. 846 pertinens/Trad. J. B. Chabot. Chronicon Jacobi Edesseni/Trad. E. W. Brooks//CSCO. Ser. 3. Syr. T. 4. P. 5, 150, 219; SynCP. Col. 173-174; PL. 72. Col. 281-294; Hrotsuita. Comoedia, IV//PL. 118. Col. 1013-1028.

http://pravenc.ru/text/62878.html

Определением Синода РПЦ от 30 июля 2003 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Ист.: Список расстрелянных по Псковской губ. за сентябрь//Еженедельник Чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. М., 1918. 6. С. 28. Лит.: Святая седмерица: Жития св. священномучеников Псковской епархии ХХ ст. Псков, 2004. С. 17-27; Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ ст. М.; Псков, 2005. С. 36-38; ЖНИР. Июль. Ч. 2. С. 145-146. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Семёнович Гривский (1874-1918), священник, священномученик (пам. 11 окт., в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2578846.html

Известны многочисленные случаи сопротивления православных униат. иерархии (в Новогрудке - митр. Михаилу (Рагозе), в Вильно - митр. Ипатию (Потею)). Киевская часть митрополичьей епархии осталась православной, за исключением Софийского собора и Выдубицкого мон-ря в Киеве, перешедших под управление наместника униат. митрополита; униат. митрополиты завладели частью имений Софийского собора. Арх.: Архив СПбФИИ РАН. Ф. 52. Оп. 1. Д. 51. Л. 1; Lietuvos moksl akademijos Vrublevski biblioteka. F. 264. N 1102; F. 21. N 1114, 1618; LVIA. F. 634. Op. 3. N 382. L. 21, 22-27; F. 597. Op. 2. N 77. L. 27; F. 1135. Op. 20. N 1. L. 1-2. Ист.: Собрание древних грамот и актов городов Вильны, Ковна, Трок, правосл. мон-рей, церквей, и по разным предметам. Вильно, 1843. Ч. 1. 1-12. С. 1-26; [Деяния Виленского Собора 1509 г.]//Памятники полемической лит-ры в Зап. Руси. СПб., 1878. Кн. 1. Стб. 6-18. (РИБ; 4); АСЗР. Т. 6. 4. С. 7-10; 26. С. 39; АЗР. Т. 1. 152. С. 175; Т. 2. 219. С. 384-385; АВАК. Т. 1. 10. С. 39-41; yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX ст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix у Pacii»: Дebeдhik. Mihck; Полацк, 1999. С. 10-24; Lietuvos Metrika. Vilnius, 2001. Kn. 12 (1522-1529). 70. S. 159-160; 164. S. 211-212; 2002. Kn. 9 (1511-1518). 690. S. 370; 692. S. 371; 2007. Kn. 6 (1494-1506). 248. S. 169-170; Метрыка Bялikara Княства Mihck, 2008. Кн. 30 (1480-1546). 149. С. 220; Кн. 70 (1582-1585). 122. С. 190-192; Тимошенко Л. В. Берестейська yhiя 1596 р. Дрогобич, 2004. Документи. 3. С. 148; 4. С. 151; 6. С. 162; Додатки. С. 180. Лит.: Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. 2 т.; Чистович И. А. Очерки истории Западнорус. Церкви. СПб., 1882. Ч. 1. С. 146-160; Рыбинский В. П. Киевская митрополичья кафедра с пол. XIII до кон. XVI в. К., 1891; Ситкевич А. И., свящ. Западнорус. крылос и его судьба в униатской Церкви до пол. XVIII в. Гродно, 1903. С. 7, 14–17, 20; Владимирский-Буданов М. Церковные имущества в Юго-Зап. России XVI в.//АрхЮЗР. Ч. 8. Т. 4. С. 144–147, 154; Chodynicki K.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

129 Cf. Lazare de Pharbe, p. 288 et 363, Асохик, стр. 57, Моис. Каганк. стр. 49, 58, 188–190, 269; Вардан 52–53, 86, Kirac. p. 7, Am d» Ani p. 368 et 387; Себеос, стр. 98, 132. 135 Шурчар, ли сурчар, одежда из парчи, походит на нашу фелонь, с той разницей, что надевается не через голову, а накидывается на плечи и застегивается на груди на металлическую застежку. Филон отличается от шурчара ем, что делается из шерстяной материи (сатина), или, как отличие за заслуги, из шелковой. Шурча и фило – одежда общая для епископа и священника. Шурчар надевается для совершения литургии, а филон – для совершения утреннего и вечернего богослужения. 137 Епископ Шупалиша, присутствовавший будто-бы на этом соборе, не мог быть в конце V в., когда жил Вачаган Благочестивый (вступил на престол через 30 л. после смерти Гацкерта II при Варгаше. М. Каганк. стр. 10 и 36), так как, по свидетельству того же историка, уже в половине V в. был 10-й преемник Шупхалиши (Ист. Агван стр. 280). Это хронологическая ошибка подрывает веру и вообще в принятую дату агванского собора. 139 Описание церкви, построенной в конце V в. в Вайо-Ткоре: Semblable au ciel, avec couples, trois chapelles et un chaque côté, avec des chambres particulières et un étage supérieur à colonnes: le tout d " une construction magnifique. Histoire de la Siounie, p. 43. 140 В настоящее время в армянских церквах алтарь возвышается над уровнем пола на аршин или на полтора и имеет ступени направо и налево, но не прямо к молящимся, как в православных церквах. Иконостасы везде есть, но ставятся в одной линии с престолом, который таким образом оказывается как бы выдвинутым наполовину из алтаря чрез средние двери. За иконостас ходят только северными и южными дверями. Служба совершается пред престолом, следовательно по сю сторону иконостаса. Завеса, задергиваемая, закрывает во всю ширину нижнюю часть иконостаса. 146 Моис. Каганкатваци пишет в своей Истории: «Говорят, что в это время (т е. в начале IX в.) еп. Амараса Сероп, отправившись в Грецию, просил от царя частицы от мощей святых, и он дал ему, как говорят, десницу св. Григория, которою (в переводе Патканова – которым) благословляют священный елей, против свидетельства всех книг». История Агв., стр. 269.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

960 . Банк А. В. Некоторые проблемы изучения византийской скульптуры//Культурное наследие Востока. – Л.: Наука, 1985. – С. 284–296. 961 . Банк А. В. Прикладное искусство Византии в IX-XII вв. Очерки. – М.: Наука, 1978. – 203 с. 962 . Банк А. В., Бессонова М. Я. Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. – М., 1977. 963 . Барабанов Н. Д. Благочестивые заклания. Традиция публичных жертвоприношений в византийском приходском православии//ВВ. – 2004. – Т 63 (88). – С. 89–113. 964 . Барабанов Н. Д. Византийские филактерии. Специфика арсенала//АДСВ. – 2002. – Вып. 33. – С. 214–227. 965 . Барабанов Н. Д. Византийские филактерии и проблема народной религиозности: историографиеский аспект//Византия: общество и церковь . Сборник научных статей. – Армавир: Армавирский гос. пед. ун-т, 2005. – С. 147–167. 966 . Барабанов Н. Д. Иеротопия и проблемы «народной религиозности» в Византии (Некоторые соображения к развитию концепции)//Власть, общество и церковь в Византии. – Армавир, 2007. – С. 231–238. 967 . Барабанов Н. Д. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в Константинополе в 30-е годы XIV в.//ВВ. – 1989. – Т 50. – С. 139–146. 968 . Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – К.: Наукова думка, 1990. – 168 с. 969 . Барвинок В. И. Никифор Блеммид и его сочинения. – К., 1911. 970 . Бардола К. Ю. Был ли в Византии «налог на воздух»? Проблема «аэрикона» в историографии//Древности. 2009. – Харьков: ООО «НТМТ», 2009. – С. 155–167. 971 . Бардола К. Ю. Налогообложение городского населения Византии IV-V вв. Хрисаргир//Древности. 2006–2008. – Харьков: ООО «НТМТ», 2008. – С. 77–94. 972 . Бардола К. Ю. Особенности обложения подымным налогом в Византии. Капникон//Древности 2010. – Харьков: ООО «НТМТ», 2010. – С. 58–68. 973 . Бардола К. Ю. Система оподаткування у Buзahmiï в IV – IX ст.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 – всесвитня история/Харкивський нац. ун-т им. В. Н. Каразина. – Харкив, 2003. – 21 c. 974 . Бармин А. В. Крестоносцы в Константинополе//Византия: общество и церковь . – Армавир, 2005. – С. 178–200.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

644. Богородицкая – Сретенская – Санаксарская или Сеноксарская, мужская пустынь, заштатн. (с 1764 г.), Тамб. губ., Темниковского у., в 3½ вер. к сев.-зап. от гор. Темникова, в живописной местности, на левом берегу р. Мокши. Основана в 1659 г. игуменом Феодосием, по просьбе писца Луки Евсюкова. Этот игумен Феодосий в 1681 г. был послан в Сибирь на Селенгу для обращения идолопоклонников в христианство . В 1753 г. по бедности приписана к Саровской пуст., но в 1764 г., с определением сюда настоятелем иеромонаха Феодора, из рода Ушаковых, сделана опять самостоятельною. Собор в 2 этажа, во имя Рожд. Богородицы и Иоанна Предтечи, построен в первой полов. XVIII ст. и замечателен по строгости старинной архитектуры. Здесь погребен адмирал Федор Фед. Ушаков. “Жизнь о. Феодора, быв. настоят. Санаксар. обители», Москва, 1847 г.; “Ист. опис. Санаксарской пустыни», Москва, изд. 1802 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 603 (игум. Феодосий); VI, 3; Ратшин, 506; Хитров, “Ист. стат. обозр. Тамб. епар.», 137, 263; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 114; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 184; “Опис. монаст.», 1817 г., 95; “Тамбов. губ. в.», 1852 г., 23 (кратк. опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 903, 13 (Санаксарская), немного ниже и на стр. 904 (Темников. Сретенский); Проценко, “М-ри в России», 44; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 91 (Акты 1681 г. о построении Троиц. Селенгин. м-ря Феодосием). 645. Богородицкая – Теплогорская, неправильно Темогорская, мужская, ныне деревня Теплогорская Пустынь или Подвалъе, Вологодской губ., Устюжского у., Устье-Алексеевской волости, в 47 вер. к юго-вост. от Устюга, близ левого берега р. Юга, при рч. Вахрушихе. Основана в 1643 г. крестьянином Григорием Даниловым по случаю бывшего ему явления в болезни его от образа Божией Матери. В 1689 г. приписана за бесчинства иноков к Гледенскому Троиц. м-рю и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», VI, 363; Ратшин, 77; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 781, 56; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюш. расходы); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 88, 30 (Ж. гр. 1689 г. архиеп. Великоустюж. Александра Гледен. Троиц. м-рю на пустынь); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имела 234 душ. крест.), Иванов; “Опис. госуд. архива стар. дел», 350 (в 1700 г. имела 23 двора крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Высказывавшееся в литературе предположение об использовании родом Девочка герба «Сырокомля» не подтверждается. Ист.: Oderborn P. De Russorum religione et ritibus narratio//Historiae ruthenicae scriptores exteri saeculi XVI/Ed. A. de Straszewski. B.; Petropolis, 1842. Vol. 2. P. 36-44 ; Собрание древних грамот и актов городов: Вильны, Ковна, Трок, правосл. мон-рей, церквей, и по разным предметам. Вильно, 1843. Ч. 2. 3-5. С. 6-12; 9. С. 21; АЗР. Т. 3. Примеч. 66. С. 13; 144. С. 286-288; 146. С. 289-291; 149. С. 292-293; Т. 4. 7. С. 8-10; 14. С. 16-17; Примеч. 17. С. 5-6; Док-ты, относящиеся к истории западнорус. правосл. и униатской Церквей//Литовские ЕВ.1867. 21. С. 924-926; АСЗР. Т. 6. 37. С. 51-52; Т. 10. С. 211; [ Лебединцев П. Г.]. Мат-лы для истории Киевской митрополии//Киевские ЕВ. 1873. 11. Ч. неофиц. С. 317-319; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1888. Т. 5: Мат-лы для истории Полоцкой епархии. Ч. 1. 53. С. 85-86; АВАК. Т. 18. 240. С. 269; Т. 30. 5. С. 13-34; Monumenta Confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis. Leopolis, 1895. Т. 1. N 83. P. 132; N 87. P. 20; N 450. P. 784; Описание док-тов Архива западнорус. униатских митрополитов. СПб., 1897. Т. 1. 94, 95. С. 45-46; 98. С. 47; 107. С. 52; 111. С. 54; 117. С. 55-56; 120. С. 57; Каталог koлekцiï дok-mib Киïвськоï археогр. koмiciï, 1369-1899. К., 1971. 68. С. 32; Метрыка Bялikara Княства Мн., 2001. Кн. 44: (1559-1566)/Падрых.: А. I. Груша. 100. С. 125; 2008. Кн. 70: (1582-1585)/Падрых.: А. А. Mяцeльcki. 122. С. 190-192. Лит.: Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 2. Прил. С. 98; он же. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. кн. Владимиру Святому//ТКДА. 1876. 6. С. 472-553; 7. С. 141-233; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1994. Т. 5. С. 5-6, 504-506, 533, 553; он же. До бiorpaфiï митр. Онисифора Дiboчku/Коммент.: Л. В. Тимошенко// Он же. Твори. Льbib, 2007. Т. 8. C. 3-6, 590-592; Макарий. История РЦ. Кн. 5, 6 (по указ.); Флоря Б.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

129. Вольнянский – Троицкий , женский, ныне село Вольна, Минской губ., Новогрудского у., в 45 вер. к юго-вост. от Новогрудка. Основан в начале XVII ст. и был первоначально мужским; в 1839 г. монахи разосланы по другим м-рям, а в 1840 г. сюда переведены инокини, причем положен в 3-м классе, но в 1872 г. он упразднен и штат его переведен во вновь учрежденный Минский монастырь. Здесь находится местно- чтимая чудотворная икона Божией Матери. Зеленский, “Минск. губ.”, I, 563; “Собр. узаконен. и распор. правит.”, 1872 г. 75, ст. 719; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г., 90 (надел. лесом); 1870 г., 200 (училище); 1872 г., 89 (упраздн.); “Минск. губ. вед.”, 1864 г., 40 (из дорожн. впечатл. по Новогруд. у.); Архим. Нилолай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 78, 132. 130. Воронина – Богородице – Одигитриева – Успенская , мужская пустынь, ныне село Воронино, Новгородской губ., Череповецкого у., в 12 вер. к юго-вост. от Череповца, по Вологодскому тракту. Основана в 1524 г. иноком Марком Вороною, на месте явления чудотворной иконы Одигитрии Смолен. Бож. Матери. При патриархе Иоакиме (1674–90 г.) приписана к Воскресен. Череповец. м-рю; в 1704 г. отписана к Олонецкой верфи. В 1764 г. оставлена за штатом; в 1792 г. она выгорела, и вместо ее возобновлена Филиппо-Ирапская пустынь, куда переведены иноки. Ныне здесь 2 церкви: камен. во имя Успения, основ. в 1804 г., и деревян. Богоявления, постр. в 1794 г. “Ист. Росс. Иер.”, III, 611; Ратшин, 405; “Памят. кн. Новг. губ. на 1858 г.”, прил., 52; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 123. 88; “Дополн. к Акт. истор.”, VII, 30 (Акты 1677 г. о Белозер. рыбн. ловл., II); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 47; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имела 137 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, IV, 1724 г., 146 (дело о приписке малобратн. м-рей к Воскр. Черенов. м-рю). 131. Воскресенская , женская община, Пензенской губ., Инсарского у., Липлейской волости, при селе Знаменском-Ключищи, в 20 вер. к вост. от Инсара. Учреждена с больницею и училищем в 1870 г. девицею из дворян Юлиею Кожиною, пожертвовавшею 100 дес. земли и выстроившею дом с церковью, флигель и разные службы. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1870, 79, ст. 696; “Иавл. из отч. Об. Пр.”, 1870 г., 136 (учрежд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

искусство позднего средневековья: XVI в. С. 146-165; он же. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010 (по указ.); он же. Загадки Дома Св. Софии: Церковь Вел. Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 205-216; Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений сер. XVI в. М., 2003 (по указ.); Юхименко Е. М. Ретроспективная оценка деятельности митр. Московского Макария после раскола Рус. Церкви//Чт. пам. проф. Н. П. Каптерева. М., 2003. С. 80-84; она же. Почитание митр. Макария рус. старообрядцами//От средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 283-294; Печников М. В. Сборник XVI в. - вклад митр. Макария в Пафнутиев-Боровский мон-рь//Боровск: Страницы истории. Боровск, 2005. Вып. 5. С. 94-107; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новг., 2006. Т. 2. С. 842-878; Шапошник В. В. Церковно-гос. отношения в России в 30-80-е гг. XVI в. СПб., 20062. С. 43-256; Немировский Е. Л. Иван Федоров и его эпоха: Энцикл. М., 2007. С. 486-488; Bogatyrev S. N. Reinventing the Russian Monarchy in the 1550s: Ivan the Terrible, the Dynasty, and the Church//SEER. 2007. Vol. 85. N 2. Р. 289-293; Круглова Т. В. К истории монастырской реформы в Новгородской земле: (По летописным данным)//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вел. Новг., 2008. Вып. 3. С. 8-29; Трунин М. Ермолай-Еразм и митр. Макарий: К вопросу об идеологическом контексте Повести о Петре и Февронии//Studia Slavica. Таллин, 2008. Т. 8. С. 9-22; Варенцов В. А. Макарий//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 20092. С. 283-284; Ляховицкий Е. А. Архиерейская деятельность Макария в Новгороде и решения Стоглавого собора//Новгородика-2008: Вечевая республика в истории России: Мат-лы науч.-практ. конф. 21-23 сент. 2008 г. Вел. Новг., 2009. Ч. 1. С. 195-200; он же. К истории создания полной редакции Стоглава//ДРВМ. 2011. 3(45). С. 74-75; Усачев А. С. Степенная книга и древнерус. книжность времени митр. Макария. М.; СПб., 2009; он же.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

С. 32-34; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 211-215; Описание о российских святых. С. 8; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 34-36, 263-264, 269; Бережков М. Н. Блж. Игорь Ольгович, кн. новгород северский и вел. кн. Киевский: Ист. очерк. Чернигов, 1893; Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 185, 219-225; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исследования. М., 1969. С. 91-92, 100-107; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 266; Т. 3. С. 596; Голубинский. Канонизация святых. С. 58-59, 107; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 106-107, 109, 146, 221, 236; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 136, 140, 142, 176; Федотов Г. П. Святые Др. Руси. М., 1990. С. 96-97; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 171-172, 231, 236, 265, 270, 273, 332, 470, 492; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 166, 356, 363, 364, 371, 478, 484; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 91-92; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 97-101, 105, 187-190, 363. А. В. Кузьмин, А. П. Пятнов Иконография Поход кн. Игоря Ольговича на Переяславль. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 172 об.) Поход кн. Игоря Ольговича на Переяславль. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 172 об.) В состав Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.) вошли миниатюры, иллюстрирующие военные походы Ольговичей 1135-1136 гг., в числе к-рых был И. О. (Л. 166-168 об., 169 - вверху); под 1142 г. помещена миниатюра с изображением похода И. О. на Переяславль (Л. 172 об.- внизу). История поражения И. О. открывается миниатюрой под 1146 г., где показано бегство войск князя и его брата от Изяслава (Л.

http://pravenc.ru/text/293519.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010