В Успенском посту, как и в постах Петровом и Рождественском, в дни, не отмеченные никаким праздничным знаком, положено по уставу (Типикон, послед. 3 и 4 августа) петь «Аллилуиа» вместо «Бог Господь...», читать молитву св. Ефрема Сирина с поклонами и совершать часы вместо литургии. «Аллилуиа» и великие поклоны отменяются в дни предпразднства, попразднства, и в самый праздник Преображения (с 5 по 13 августа). В течение поста такое постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа (см. Типикон). На всенощном бдении читаются три паремии – те же, что и на Рождество Богородицы (о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости). На благословении хлебов, на «Бог Господь...» и в конце утрени – тропарь праздника (трижды): «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша». Вынос Плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, Плащаницу выносят через царские врата на «Бог Господь...» при пении тропаря праздника, кафизма и малая ектения опускается. Хор сразу поет «Хвалите имя Господне...». По другой практике, Плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектении, при пении «Хвалите имя Господне». Настоятель идет с Евангелием под Плащаницей. Затем поется величание и совершается каждение всего храма, остальное – по обычаю. Величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое». Прокимен, гл. 4: «Помяну имя Твое...». Евангелие от Лк., зач. 4, «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира: «Егда преставление Пречистаго Твоего тела...». Канонов – два: первый – «Преукрашенная Божественною славою», гл. 1, Космы Маиумского (VIII в.) и второй – «Отверзу уста моя», гл. 4, Иоанна Дамаскина (VIII в.). По 6-й песни – кондак, гл. 2: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА    К достойному празднованию Успения христиане подготавливаются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1/14 по 15/28 августа. Этот пост является вторым по строгости после Великого поста. Во время Успенского поста запрещается вкушение рыбы, вареная пища с растительным маслом разрешается только в субботы и воскресенья, а без него — по вторникам и четвергам. Пост установлен в подражание Божией Матери, которая всю жизнь и особенно перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе месяце известен уже с V века. В XII веке на Константинопольском Соборе (1166 г.) постановлено было поститься две недели перед праздником Успения Богородицы (и только в праздник Преображения Господня разрешается вкушение рыбы).    Если праздник Успения придется на среду или пятницу, разрешение поста бывает только на рыбу. Если в понедельник и другие дни, — мирянам разрешается мясо, сыр и яйца, а монахам — рыба.    В Успенский пост, как и в Петров и Рождественский посты, в дни, не отмеченные никакими праздниками (до службы «на 6» включительно), положено по Уставу (Типикон, гл. 33 и гл. 9) петь «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», читать молитву святого Ефрема Сирина с поклонами и часы вместо Литургии. «Аллилуиа» и великие поклоны не бывают в дни предпразднства, попразднства и в самый праздник Преображения (с 5/18 по 13/26 августа). Поэтому в течение всего поста такое постное богослужение возможно только два раза: 3/16 и 4/17 августа (см. Типикон, последование под 1—14 августа).    На всенощном бдении читаются те же три паремии, что и на Рождество Богородицы: о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом, о видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма и о доме и трапезе Премудрости.    На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника. По полиелее поется величание. Канонов — два. Канон 1 гласа: «Преукрашенная Божественною славою» Космы Маиумского (VIII в.), второй канон 4 гласа — «Отверзу уста моя» Иоанна Дамаскина (VIII в.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 27 августа 2024 года 14. Вторник. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского . Прп. Аркадия Новоторжского (службу зри 13 декабря) . Приводим порядок совершения славословной службы прп. Феодосия Печерского в соединении с шестеричной службой прор. Михея и предпразднства Успения. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приспе днесь праздник…», «И ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Всечестное Твое успение…» (см. в службе прор. Михея). Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе прор. Михея). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Яже Небес вышшая сущи…» (см. в службе прор. Михея). По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея). На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален преподобного (дважды) , «Слава, и ныне» – седален предпразднства (см. в службе прор. Михея). Псалом 50-й. Каноны: предпразднства (см. в службе прор. Михея) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…». Примечание. С этого дня и по отдание праздника Успения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…» (см.: Типикон, гл. 19). По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея); седален преподобного, глас тот же. «Слава» – седален пророка, глас 1-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас 4-й: «Девы отроковицы…» (см. в службе прор. Михея).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

377 Однако в некоторые дни (21 декабря, 11 января, 9 августа) Типикон указывает петь на стиховне стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. 378 В Типиконе в последовании 20 декабря сказано: «Яко от двадесятого дне декемвриа до 14 ианнуариа, дóндеже отдастся праздник Святых Богоявлений, Октоих не поется, кроме единых недель… Не поется же и междочасие, и канон Богородицы на повечерии». Это указание, хотя буквально касается частного случая – периода от 20 декабря до 14 января, можно смело распространить и на все периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, так как аргументация («не поется Октоих») действительна для всех седмичных дней указанных периодов. Потому мы полагаем, что пение канона Богородицы на повечерии в периоды пред- и попразднства всех праздников отменяется. Кстати, это мнение отражается и в «Настольной книге…» (см.: Настольная книга священнослужителя. Т. 1. С. 79). 382 См.: Лукьянов В., протопресв. Богослужебные заметки. С. 209; Настольная книга священнослужителя. Т. 1. С. 78. 385 Если отдание праздника случится в субботу, то догматик уходящего гласа поется (см. 12 сентября). Однако в Марковой главе 25 мая нет такого указания, но говорится о пении стихиры праздника. Такое молчание Марковой главы можно объяснить тем, что в отдание праздника Пятидесятницы догматик действительно не поется, в Триоди его пение даже не предусмотрено, так как в саму Неделю Пятидесятницы и ее попразднство Октоих не употребляется. Но в воскресные дни периода попразднства остальных двунадесятых праздников Октоих поется, потому в отдания этих праздников в субботу необходимо петь догматик уходящего гласа. 386 В данной Марковой главе Типикона 25 мая не конкретизируется, какой кондак следует прочитать на 1-м часе, сказано просто: «…кондак праздника и святаго пременяем». Однако мы уже неоднократно приводили следующее правило: на 3-м часе читается тот кондак, который на утрене полагается по 6-й песни канона (Типикон, 3-я глава, также см. Маркову главу 8 сентября «Аще ли случится Рождество Богородицы в неделю», 1-ю храмовую главу и прочие). Потому в данном случае мы считаем правильным чтение на 1-м и 6-м часах кондака святого, а на 3-м и 9-м – кондака праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

25. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диаконисы и Евпраксии девы, Тавеннской. Прп. Макария Желтоводского, Унженского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со славословной службой св. прав. Анны. Примечание. Служба свв. жен Олимпиады диаконисы и Евпраксии девы, Тавеннской, может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера (ср.: Типикон, 25 июля). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 6, и святой, глас 4-й и глас 1-й – 4. «Слава» – святой, глас 8-й: «Иже от неплодных чресл…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры святой, глас 5-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – святой, глас 2-й: «Приидите, любодевственнии вси...» (см. славник на хвалитех утрени) . На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Приидите, вся тварь…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь святой, глас 4-й . Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и святой на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос святой, глас 2-й; седален святой, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й, светилен святой. «Слава» – ин светилен Минеи, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

http://patriarchia.ru/bu/2022-08-07/

25. Среда. Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы и Евпраксии девы, Тавеннской . Прп. Макария Желтоводского, Унженского. Служба св. прав. Анны славословная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры святой, глас 4-й и глас 1-й – 6. «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Иже от неплодных чресл...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры святой, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Приидите, вся тварь...». По Трисвятом – тропарь святой, глас 4-й (единожды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь святой, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны святой (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святой на 6. Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален святой, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос святой, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святой, «И ныне» – Минеи. [Или: светилен святой (дважды) . «Слава, и ныне» – Минеи.] Примечание. При совершении в седмичные дни службы Октоиха в соединении со славословной службой Минеи ексапостиларии Октоиха не поются . В службе 25 июля Типикон указывает ексапостиларий Октоиха, однако в Минее, в соответствии с общим правилом, не упоминается о пении в этот день ексапостилария Октоиха (ср.: Минея-Июль. Ч. 3. С. 101; Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 229 об.). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святой, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – святой, глас 2-й: «Приидите, любодевственнии вси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святой, глас 4-й (единожды). На часах – тропарь и кондак святой. На Литургии блаженны святой, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-07/

6. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й. Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Свт. Саввы, первого архиеп. Сербского. Прп. Иова Почаевского (службу зри 28 августа) . Мч. Варвара, бывшего разбойника. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря . Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц) . Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа...», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»). Служба совершается по Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Мироносицы жены, гроба Твоего...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Проси Иосиф...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель мой...» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную...», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою...», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе из мертвых...» поется единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси...» (дважды). «Слава» – тропарь праздника, глас тот же: «Благообразный Иосиф...», «И ныне» – ин тропарь праздника, глас тот же: «Мироносицам женам...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-19/

73 Примеч. 1. Степенны антифоны гласа находятся в Октоихе наряду; но кроме того они печатаются в Ирмологионе (л. 117–122). Примеч. 2. В недельные дни всегда поются степенны гласа, даже тогда, когда случится великий богородичный праздник (см., напр., 15 августа); но если случится великий господский праздник, в который воскресная служба оставляется, то поется степенна 1 антифон 4 гласа (см., напр., 6 августа); в нед. Ваий, Антипасхи и Пятидесятницы также поется степенна 1 антифон 4 гласа; в нед. Пасхи никакие степенны не поются. 74 Поемые в этом месте воскресные прокимны находятся в Октоихе наряду, а также в Типнконе (гл. 53, л. 388), в Ирхологионе (л. 151 на об.) и в Служебнике (пред учител. изв.). 75 Это песнопение печатается в Октоихе наряду и в Ирмологионе. Оно составляете богослужебную принадлежность воскресных дней и только тогда не поется на утрени недельных дней, когда в сии дни случаются великие господские праздники: Рожд. Хр., Крещение Госп., Преображение, Вход Господень в Иерусалим и Сошествие св. Духа (нед. 50-цы); но если будет праздник Воздвижения, в какой бы день он ни случился, то поется. Кроме того, поется в Вознесение Господне, Лазареву субботу и в седмичные дни от Пасхи до Вознесения. 76 Целование Евангелия Типикон указывает не только в обыкновенный воскресный день, т. е. такой, когда не бывает величания, но и в такой, в который случится праздник с величанием: чит. в Типик, послед. на праздник Рождества Богородицы 8 сент., а также на неделю Ваий – господский двунадесятый праздник. 78 Эти песнопения печатаются в Октоихе, напр., см. нед. гл. 1, л. 25, и в Ирмологионе, л. 152. В воскресные дни поются они при воскресном евангелии (Тип. гл. 2, 3 и 50, посл. Антипасхи); но в те же дни при богородичном евангелии (это бывает в богород. двунадес. праздники) поется или: Слава, Молитвами Богородицы... И ныне, Молитвами Богородицы. Помилуй мя, Боже... (См. 8 сент. и 15 авг.) или же – особый праздничный припев (см. 21 ноябр.) и после него: Помилуй мя, Боже... Наконец, в те же дни при Евангелии святого (это бывает в храмовые праздники) поется: Слава, Молитвами N... И ныне, Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... (см. гл. 50 Тип., посл. нед. Всех святых). В господние праздники, когда бы они ни случились – или: Слава, Молитвами апостолов, И ныне Молитвами Богородицы… Помилуй мя, Боже.. (см. 14 сент.), или особый припев и Помилуй мя, Боже см. 25 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

85 «…Вставку из Евангелиста Луки о раскаявшемся разбойнике по-прежнему читать после 38 ст главы XXVII-oй Евангелиста Матфея, но вместе с сим в повествовании Евангелиста Матфея о крестных страданиях Христа пропускать ст 44 гл XXVII, читающийся так: “Тожде же и разбойника, распятая с Ним, поношаста Ему», для чего в последующих изданиях богослужебного Евангелия делать в сем месте Евангелия от Матфея соответствующие указания» (цит. по: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. [М., 2001]. С. 338). 86 Подробнее о назначаемых Уставом «отступках» см. следующий параграф нашей книги «Отступки и преступки рядовых чтений Апостола и Евангелия». 87 В частности, Типикон в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня) говорит: «Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дне. И утренний Апостол, и Евангелие ряд, под зачалом». В последней фразе разумеются те рядовые чтения, которые попадают на день самого праздника, но переносятся на предыдущий день. 88 Типикон не дает указаний насчет понедельника, но очевидно, что рядовое седмичное чтение не может быть перенесено на воскресенье, потому более логично перенести его на вторник. 90 Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, сыропустная, Недели 1-я и 3-я Великого поста, Лазарева суббота, Страстная и Светлая седмицы, Недели 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я по Пасхе, Неделя Всех святых, Преполовение Пятидесятницы, отдание Преполовения, отдание Пасхи и другие. 93 В указателе рядовых чтений (1-е приложение богослужебного Евангелия) седмицы по Пятидесятнице предваряют недели, то есть сначала идет Троицкая седмица (это 1-я седмица по Пятидесятнице), затем – 1-я Неделя по Пятидесятнице (Всех святых) и так далее. 94 Успенский Н. Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений//Православный церковный календарь на 1971 год. М., 1970. С. 48. 95 В этом случае в субботы и недели пред Воздвижением и по Воздвижении рядовые чтения не повторяются, а читаются только специальные чтения этих дней (например, в субботу пред Воздвижением читаются только зачала субботы пред Воздвижением и святого).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Краткий праздничный отпуст произносится во всю Страстную седмицу, во всю седмицу Святой Пасхи, включая Фомине воскресенье, поскольку служба этого дня имеет все особенности, свойственные Господскому двунадесятому празднику, во все двунадесятые праздники и в Обрезание Господне. Из праздников святым угодникам Божиим краткий праздничный отпуст произносится в те именно, в которые Устав полагает песнопения только в честь Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и данного святого, отменяя даже пение на Литургии по входе тропаря и кондака святому храма. Об этих праздниках в Типиконе сказано: «Храма же святаго на Литургии по входе, егда бдение святаго бывает, тропаря и кондака не глаголем никогда» (гл. 52, «зри» 43-е). Это так называемые праздники святых «со бдением», сравнительно немногочисленные, а именно: святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — 26 сентября, святителя Иоанна Златоуста — 13 ноября, преподобного Саввы Освященного — 5 декабря, Святителя Николая Чудотворца — 6 декабря, преподобного Антония Великого — 17 января (условно — «аще восхощет настоятель, творим бдение»), преподобного Евфимия Великого — 20 января (также условно), трех святителей — Василий Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — 30 января, святого великомученика и Победоносца Георгия — 23 апреля, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — 8 мая, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — 11 мая, Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня, святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня, Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна — 29 августа. Всего 13 праздников. К ним также принадлежит праздник храмового святого. В богослужебных книгах нет указаний, но здравый смысл подсказывает, что к числу праздников, в которые полагается краткий праздничный отпуст, должны быть отнесены еще три: это День Святого Духа, Собор Пресвятой Богородицы — 26 декабря и Собор Иоанна Крестителя — 7 января, потому что Церковный Устав в эти дни не только отменяет службы иным святым (службу священномученика Евфимия, епископа Сардийского, Типикон указывает переносить с 26 декабря на какой-либо другой день: «Святаго же Евфимия служба поется во ин день» (Типикон, 26 декабря, см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010