Существуют различные мнения о том, что являлось основной причиной смерти на кресте. Липсиус считал, что распятые умирали не столько от голода, сколько от боли. 471 По теории французского врача П.Барбе, смерть на кресте наступала в результате асфиксии (удушья). 472 Другие ученые, не соглашаясь с этой теорией, указывают на иные факторы: последствия травматического шока, полученного при бичевании; обильная кровопотеря и обезвоживание организма. 473 Чаще всего причиной смерти на кресте становилась совокупность перечисленных факторов. Смерть могла наступить также от разрыва легких или разрыва сердца. 2. Путь на Голгофу       Согласно Евангелию от Иоанна, после того как Пилат огласил смертный приговор, взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски же Голгофа ( Ин.19:16–17 ). Евангелисты Матфей и Марк более подробно описывают путь Иисуса к месту казни: И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его ( Мф.27:31–32 ). Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его ( Мк.15:20–21 ). Лука тоже упоминает о Симоне: И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом ( Лк.23:26 ). Киринея, или Кирены, – ливийский город, столица римской провинции Киренаика. Расположенный на берегу Средиземного моря, город представлял собой греческую колонию, значительную часть населения которой составляли иудеи. 474 В Иерусалиме у киринейских иудеев была собственная синагога ( Деян.6:9 ). Говорили они на своем наречии ( Деян.2:8–10 ; возможно, подразумевается диалект еврейского или арамейского языка). Некоторые древние комментаторы считали, что Симон Киринейский был язычником. 475 Но он мог быть и одним из киринейских иудеев, пришедших в Иерусалим на Пасху, или мог проживать в Иерусалиме на постоянной основе: упоминания Марка и Луки о том, что Симон шел с поля, указывает на полевые работы. Уточнение, сделанное Марком, о том, что Симон был отцом Александра и Руфа, часто трактуется как свидетельство того факта, что сыновья Симона были известны римской христианской общине. В Послании к Римлянам апостол Павел приветствует некоего Руфа ( Рим.16:13 ): возможно, речь идет об одном из сыновей Симона. В 1941 году в Иерусалиме при раскопках была обнаружена погребальная пещера, не тронутая грабителями, принадлежавшая семье киринейских иудеев. В ней нашли оссуарий (саркофаг с костями) с надписью: «Александр, сын Симона». 476 Впрочем, совпадение имен в обоих случаях может быть случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тем самым слова Елифаза понимаются святителем Григорием как возвышенное библейское свидетельство о месте и о призвании человека во вселенной: быть ее осью, связующим центром, жить с ней в гармонии, исполняясь при этом животворящими потоками Божественной благодати. Итак, Елифаз продолжает: униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение ( Иов. 5:11 ). По мысли святителя Григория Великого , здесь говорится о том, что несправедливо страдающие и униженные ныне во имя Божие рано или поздно все равно восторжествуют над злом и даже будут судить это зло: они пострадали во имя Божественной любви и, неразрывно связанные с Богом силой их любовной устремленности, имеют в Нем особое дерзновение. Именно на таких людях некогда и исполнится обетование Христа: Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19:28 ) 473 . Вместе с тем, по Двоеслову, Елифаз говорит здесь и о необходимом для человека сетовании о собственных грехах: сетующие возносятся во спасение ( Иов. 5:11 ). Таким образом, из уст Елифаза вновь звучит обращенный к Иову призыв к раскаянию: «кто сейчас чуждается грусти раскаяния, тот в свое время не участвует и в радости утешения», даруемого ему Самим Богом 474 . Далее Елифаз говорит: Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным ( Иов. 5:12–13 ). Как видим, Елифаз продолжает свою речь о том, как Бог побеждает врагов Истины и рассеивает их преступные замыслы. По мнению святителя Григория Великого , Елифаз говорит о том, что «ход мыслей дурных людей всегда направлен на осуществление нелепых замыслов, но в большинстве случаев небесный Промысл противится им; и сколько бы они ни направляли к противостоянию порочность своего негодного замысла, Промыслтвсе же обуздывает их силы, чтобы те не возобладали над добродетельными людьми... Следовательно, замышляя зло, которое сами и намереваются совершить, поистине они терпят поражение и не в состоянии осуществить зла тем, против кого это зло замыслили» 475 . Кроме того, «Господь уловляет мудрецов их же лукавством, поскольку направляет на пользу Своей воле и то, что человеческая воля», отвергая волю Божию – в собственной горделивой и богопротивной гордыне – «ища своего», эгоистически избирает 476 . Тем самым в результате такого Божественного Промышления «удивительным образом случается следующее: то, что совершается без воли Бога, оказывается, воле Божией не враждебно; так как зло обращается в добро, когда служит Его намерению, пусть даже Его намерению и противится...» 477

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Учение Апостола очень ясно и точно, и должно думать, что Святой Дух внушил ему оное, именно на предостережение истинно верующих от лжеучения, причинившего столько бедствий в Церкви, и которое должно было опираться на том главнейшем заблуждении, будто Апостол Петр есть камень Церкви. Послание Петрово по преимуществу нравственное: в нем напоминает он верующим всех состояний, их семейные и гражданские обязанности. 473 Цель христианства не состояла ни в преобразовании существовавшего правительства, ни гражданского общества, но только в преобразовании порочных личностей; преобразовать мир оно должно было посредством добродетели, не вмешиваясь в вопросы, которые до него не относятся. Всякое гражданское общество хорошо, если все люди, его составляющее, подвизаются в добродетели; а самое совершенное, по теории, никуда не годится, когда в членах его преобладают пороки. А потому Петр советует повиноваться царям, их правителям, даже требует, чтобы слуги повиновались господам своим не только добрым и кротким, но и суровым. Он начертал также обязанности супругов 474 и всех людей друг к другу, напоминая, что христиане вступают в Церковь – этот священный ковчег спасения, чрез крещение, оплодотворенное воскресением Иисуса Христа, рождающим их в жизнь совершенную; изображает главнейшие черты жизни этой и говорит, что она должна быть постоянным подвигом, подобно жизни Самого Иисуса Христа. 475 Оканчивая послание свое, 476 Св. Петр обращается к пастырям церквей, которые он устроил, говоря: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, и, когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы». Апостол, под влиянием Духа пророческого, возвещал церквам, что он есть только сопастырь прочих пастырей; что святотатственно прикрывать именем его властолюбивое желание первенства в Церкви, которая есть достояние Божие; прикрывать им теории принуждений, насилия и мнимые права на звание Пастыреначальника, звание, которое принадлежит только Иисусу Христу; наконец прикрывать именем Его иной венец, кроме того, который Иисус Христос обетовал верным Пастырям Церкви Своей в вечности. 477 Рост числа христиан в Ефесе. Проповеди и чудотворения Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Фе­о­до­сия на охо­те сбро­сил его конь, умер от по­вре­жде­ния позвоночника. Про­слав­лен. Мар­ки­ан/Фла­вий Маркиан 450–457/ок. 392–457 Был спра­вед­ли­вым и энер­гич­ным пра­ви­те­лем, стре­мил­ся об­лег­чить фис­каль­ные тя­го­ты на­ро­да. Бы­ло про­ве­де­но фи­нан­со­вое ре­фор­ми­ро­ва­ние. За­се­лил опу­сто­шен­ные районы. Умер от бо­лез­ни, воз­мож­но, ган­гре­ны, раз­вив­шей­ся в хо­де паломничества. Про­слав­лен. Ди­на­стия Львов 457–473, 473–474/401–474 Имел в на­ро­де про­зви­ще «Мяс­ник» из-за то­го, что, как счи­та­ет­ся, был ко­гда-то тор­гов­цем мя­сом, а так­же из-за сво­ей же­сто­ко­сти. Стал пер­вым им­пе­ра­то­ром, ко­то­ро­го вен­чал на цар­ство пат­ри­арх; впо­след­ствии это ста­ло обя­за­тель­ным в Константинополе. Умер от дизентерии. Про­слав­лен. 473–474/467–474 Оста­вал­ся еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем Во­сточ­ной Рим­ской Им­пе­рии око­ло трех не­дель. Все­го же пра­вил ме­нее де­ся­ти месяцев. Умер от бо­лез­ни в воз­расте око­ло се­ми лет или был убит. Зе­нон/Фла­вий Зенон 474–474, 476–491/425–491 Упразд­не­на За­пад­ная Рим­ская им­пе­рия, по­сле че­го Ви­зан­тия оста­лась един­ствен­ной пре­ем­ни­цей Ри­ма. По­след­ние го­ды его прав­ле­ния со­про­вож­да­лись не­обуз­дан­ным тер­ро­ром: лю­бое не­осто­рож­но ска­зан­ное сло­во мог­ло стать при­чи­ной аре­ста и казни. Скон­чал­ся в эпи­леп­ти­че­ском при­пад­ке. Со­глас­но позд­ней вер­сии, мерт­вец­ки пья­но­го им­пе­ра­то­ра вы­да­ли за по­кой­ни­ка и по­хо­ро­ни­ли за­жи­во не­смот­ря на кри­ки из гро­ба оч­нув­ше­го­ся «мерт­ве­ца». Ва­си­лиск/Фла­вий Василиск 475–476/? – ок. 476–477 Ду­шил на­род на­ло­га­ми. Пы­тал­ся из­гнать пат­ри­ар­ха Ака­кия, что спро­во­ци­ро­ва­ло про­тив не­го бунт, в ко­то­ром участ­во­ва­ли и мо­на­хи. Во вре­мя бо­ев меж­ду вос­став­ши­ми и вой­ска­ми Ва­си­лис­ка сго­ре­ла пуб­лич­ная биб­лио­те­ка в Кон­стан­ти­но­по­ле, на­счи­ты­вав­шая бо­лее 120 000 ру­ко­пи­сей, по­гиб­ли мно­гие про­из­ве­де­ния древ­них мастеров. Умер в за­то­че­нии от голода. 475–476/? – ок. 476–477

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ II (467, К-поль - 17.11.474, там же), восточнорим. (визант.) имп. (с 18 янв. 474). Род. от брака визант. военачальника, доместика Востока Зинона (император в 474-475, 476-491), и Ариадны, старшей дочери имп. Льва I (457-474). При визант. дворе считалось, что отец Л. Зинон, несмотря на свои заслуги, не может занять имп. престол из-за своего варварского происхождения из племени исавров. Поэтому осенью 473 г., когда имп. Лев I тяжело заболел, было решено сделать наследником 6-летнего Л. 18 нояб. 473 г. на к-польском ипподроме при стечении народа и в присутствии представителей армии и К-польского патриарха Акакия Лев I провозгласил Л. цезарем. Л. также получил консульство на 474 г. Со смертью имп. Льва I 18 янв. 474 г. Л. формально стал единоличным законным императором. Однако в силу своего возраста он находился под контролем регента - своего отца Зинона, к-рый и стал действительным правителем. 9 февр. 474 г. была проведена церемония, на к-рой Л. провозгласил своего отца соправителем. 17 нояб. 474 г. Л. внезапно скончался и Зинон оказался единственным законным императором. Этот многоступенчатый переход власти, осложненный смертью Л., привел к ухудшению политической ситуации в империи. Значительная часть общества и знати по-прежнему не желали признавать Зинона императором и готовили заговоры. Хронист Виктор Туннунский (2-я пол. VI в.) рассказывает историю о чудесном спасении Л., к-рая, видимо, была распространена в то время. Согласно ей, Ариадна, узнав, что Зинон задумал погубить своего сына, подменила его др. мальчиком, а Л. отправила в один из к-польских мон-рей. Впосл. Л. якобы стал клириком и дожил до времен имп. Юстиниана I (527-565). Смерть Л. стала одной из причин гражданской войны, охватившей империю в янв. 475 - авг. 476 г. Ист.: Theod. Lect. Eccl. hist. I 24, 27; Zach. Rhet. Hist. eccl. V 1; Procop. Bella. III 7; Ioan. Malal. Chron. P. 375; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 17; Chron. Pasch. P. 599; Theoph. Chron. P. 120; Zonara. Annales. Vol. 2. P. 128; Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 27, 29. Лит.: PLRE. Vol. 2. P. 664-665; ODB. Vol. 2. P. 1207-1208; Кулаковский. История. Т. 1. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463281.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Зенон (474-491), Одоакр и Теодорих Остготский Акт единения Анастасий I (491-518) А.А.Васильев. История Византийской империи Зенон (474-491), Одоакр и Теодорих Остготский После смерти Льва I (474 г.) императором сделался шестилетний внук его Лев, который умер в том же году, успев объявить соимператором своего отца Зенона, из дикого малоазиатского племени исавров. Зенон после смерти сына сделался императором (474- 491). С его воцарением прежнее германское влияние при дворе сменилось новым варварским влиянием - исаврийским. Дикие исавры получили в столице преобладающее значение, занимая лучшие места и ответственные должности. Зенон, увидев, что среди его соплеменников были люди, поднявшие против него восстание, решительно выступил против повстанцев и подавил мятеж в самой горной Исаврии, где велел срыть большую часть укреплений. Исаврийское же влияние в столице продолжалось до самой смерти Зенона. Со временем Зенона связаны очень важные события в Италии. Во второй половине V века там получили решающее значение предводители германских дружин, которые по своему желанию возводили и низводили императоров в Риме. В 476 году один из предводителей варварских дружин, Одоакр (или Одовакар), низложил последнего западного императора, юного Ромула Августула, и стал сам править в Италии; но, чтобы закрепить свое право на управление Италией, он отправил от имени римского сената посольство к Зенону с уверением, что для Италии особого императора не надо и что таким императором должен быть Зенон; но в то же время Одоакр просил Зенона пожаловать его титулом римского патриция и уполномочить управлять Италией. Просьба Одоакра была исполнена: он стал узаконенным правителем Италии. Прежде считали 476 год годом падения Западной Римской империи; но это неверно, так как в V веке еще не было особой Западной Римской империи; была, как и прежде, одна Римская империя, которой управляли два государя, один в восточной, другой в западной ее части. В 476 же году в империи снова был один император, а именно: император ее восточной половины Зенон.

http://sedmitza.ru/lib/text/434277/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНОН († 9.04.491, К-поль), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (9 февр. 474 - 9 янв. 475 и с авг. 476). Наст. имя Тарасикодисса (греч. Κοδισσος - Ioan. Malal. P. 376; Κοδισσες - Chron. Pasch. P. 599; Ταρασικοδσσα Ρουσουμβλαδετης - Phot. Bibl. Cod. 79); из княжеского рода племени исавров (населяли горную область на юге М. Азии). Имя З. взял в начале карьеры в память о полководце Зиноне, также исавре, который был приближенным имп. Феодосия II в 40-х гг. V в. З. служил в составе исаврийской придворной гвардии в К-поле. Ок. 465 г. имп. Лев I приблизил З. ко двору, ок. 468 г. назначил магистром армии Востока. З. женился на дочери имп. Льва Ариадне и тем самым упрочил свое положение. Ок. 467 г. у З. и Ариадны род. сын Лев Младший. В 467 г., в момент острого противостояния между имп. Львом и гот. дружинами, в К-поле дворцовая стража во главе с З. и Василиском (брат имп. Верины, жены Льва I) отбила нападение готов на дворец и изгнала их из столицы. В 469 г. З. был консулом, вел военные операции против готов на Балканах. Тогда же в военном лагере на З. было совершено неудачное покушение; З. сумел укрыться в Сердике (ныне София). Имп. Лев I считал, что его зять З. не мог претендовать на имп. престол, несмотря на родство с правящей династией. Предполагалось, что наследником должен стать Лев Младший, к-рый 18 нояб. 473 г. был объявлен цезарем и соправителем имп. Льва I. Вскоре имп. Лев I умер (18 янв. 474), а малолетний имп. Лев II 9 февр. 474 г. провозгласил соправителем своего отца З. В нояб. 474 г. имп. Лев II неожиданно умер, и З. оказался единоличным правителем империи. Солид с изображением имп. Зинона (аверс). 2-я пол. V в. Солид с изображением имп. Зинона (аверс). 2-я пол. V в. Положение З., несмотря на его прочные связи с правящей семьей, было очень неустойчивым. В янв. 475 г. З. вновь был объявлен консулом, однако в ближайшие дни в г. Гераклея Понтийская против него был поднят мятеж во главе с Василиском. 9 янв. 475 г. З., решив не продолжать борьбу за имп. престол, бежал из К-поля в Исаврию, где в течение полутора лет скрывался в труднодоступной горной местности. Тем временем Василиск вступил в конфликт с Вериной и открыто поддержал монофизитов, спровоцировав проявления недовольства среди правосл. населения. Ситуация усугубилась тем, что Василиску изменили военачальники исавров Илл и Трокунд. Летом 476 г. Василиск организовал поход в Исаврию, чтобы уничтожить З. Однако вскоре магистр Армат перешел на сторону З., заключил с ним соглашение и повернул армию на К-поль и выступил против Василиска. В авг. 476 г. З. вернулся в К-поль и был встречен с триумфом; Василиск и его семья были уморены голодом. По новому соглашению о разделе власти З. провозгласил своим соправителем сына Армата, а магистр Илл в 478 г. занял пост консула.

http://pravenc.ru/text/199875.html

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Этот принцип «облегченной тетрархии», когда каждая часть Римской империи имела своего императора, соблюдался вплоть до конца V столетия. После Аркадия и святого Гонория Востоком правил святой Феодосий Младший (408–450), а Западом – назначенный им Валентиниан III (425–455). Наряду с этим, как мы видим на примерах династий Валентиниана и святого Феодосия, формируется идея наследственной монархии. В тех случаях, разумеется, когда наследник существовал. Но когда таковой отсутствовал, император назначался либо «старшим» царем, властвовавшим в другой части света, либо армией, сенатом и Церковью. Именно такие примеры демонстрируют нам святой Маркиан (450–457), святой Лев Великий (457–474), Зенон (474–475, 476–491), Василиск (475–476). Передавалась ли власть по наследству или император выбирался армией и сенатом – не имело никакого значения для апробированного жизнью принципа: «Каждой части Римской империи – своего императора». Правда, в силу слабости государства западные цари Майориан (457–461), Ливий Север (461–465), Олибрий (472), Гликерий (473–474) и Ромул Август (475–476) начали играть откровенно второстепенную роль в сравнении с императорами, располагавшимися в Константинополе. Некоторое «поражение в правах», носившее, однако, политический характер (но не правовой!), было обусловлено в значительной степени тем, что западные императоры во многом зависели от римского сената и варваров, игравших существенную роль в их назначениях на престол. Впрочем, после захвата Италии Остготским королем Теодорихом Великим (470–526) в 493 году эта традиция сама собой прекратилась – ведь Запад перестал принадлежать потомкам Римских императоров. II Италия и западные провинции погрузились во мрак варварского завоевания, а система управления Диоклетиана прекратила свое существование как на Западе, так и на Востоке. Вместе с этим, как иногда казалось, безвозвратно ушло и византийское «многоцарствие». В разное время возникают фигуры императоров, не только правящих единолично (не считая жен, как правило, весьма активно принимавших участие в управлении империей), но даже не удосуживавшихся при своей жизни закрепить права наследника. Не важно, что зачастую они не имели детей, которым могли бы передать по наследству императорскую корону или просить об этом сенат и армию – такое тоже случалось. Для Византии факты назначения преемниками посторонних людей даже при наличии собственных детей и близких родственников, не говоря уже об описываемой ситуации, не были чем-то из ряда вон выходящим.

http://pravoslavie.ru/60482.html

II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010