Я так долго и много остановился на этом вопросе, чтобы понять сильнее дело Христово и смысл Его крещения и нашего. Вот проповедь о восстановлении «Благодатного Царства» и есть это дело Его: Я на то родился и на то пришел в мир ( Ин. 18:37 ), – сказал Он Пилату; потому Он и начал Свою проповедь со слов: Дух Господень на Мне; потому и стал проповедовать Евангелие Царствия Божия и стал говорить: исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь, и веруйте в Евангелие ( Мк. 1:14–15 ; Мф. 4:17 ). Потому Он после искушения от диавола ( Мф. 4:1–11 ) начал набирать Себе помощников-апостолов (см.: Мф. 4:18–22 ); начал творить чудеса, исцеления, изгнания бесов, проявлять Свою царственную власть над природой, прощать грехи людям (см.: Мф. 8–9 ), то есть показывать «благодатное Царство Свое». IV. Крещение Господне Но зачем же Безгрешному нужно было креститься, как другим грешникам? Прежде всего мы должны обратить внимание на ответ Господа Иоанну, когда тот стал со страхом противоречить Ему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? А Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф. 3:14–15 ). Смотрите, как прикровенно Он ответил Крестителю! Можно сказать, отказался от объяснения: оставь теперь, и про какую-то «правду» упомянул. Но смиренному Иоанну достаточно было и этого: он знал Кто пред ним стоит! Тогда Иоанн допускает Его (ст. 15) и крестит. Не будем пока допытываться и мы. А подобно Иоанну, смиренно послушаемся Господа. Ведь дела Божественные непостижимы нам, пока их не откроет нам Дух Святой (см.: 1Кор. 2:10–12 ). Мы не знаем даже, о чем молиться, как должно; но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханьями неизреченными… Он ходатайствует за святых, по воле Божьей ( Рим. 8:26–27 ). И если Господь сказал Иоанну: оставь, нужно было оставить. Так и сделал он, без всякого дальнейшего возражения и даже вопрошания… Сразу оставил и крестил безмолвно. О, как прекрасно, как умилительно, как разумно поступают те, кто не говорит: если не увижу… если не вложу перста моего в раны… не поверю ( Ин.20:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В Евхаристии мы причащаемся всего последнего Адама: и нетленной Плоти Его и Крови, и Животворящего Его Духа, «ибо тело без духа мертво» ( Иак.2:26 ), а Церковь причащается не смерти, а жизни во Христе Иисусе, как наш Господь и заповедал (см. Ин.6:51 ). Но неверующие сектанты могут сказать: какой же Плоти и Крови причащались Апостолы на последней Вечере, то есть когда Христос был ещё в смертном теле? Здесь нужно заметить, что Христовы слова: «Дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ) необходимо понимать в тесной связи с 1Кор.15:45 : «...первый человек Адам стал душею живущею, а последний Адам есть дух животворящий». Разве трудно ответить на этот вопрос знающему Библию? Ведь написано: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» ( Евр.13:8 ) и: «Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Так как сшедший с небес Сын Человеческий – Он же в одно и то же время и сущий на небесах, ибо непременно то и значит Ин.3:13 , – потому Христос, принявший бренную человеческую плоть приблизительно на тридцать три с половиной года Своей земной жизни, вместе с тем ни на миг не прекращал и небесного Своего пребывания в небесном же славном Своем Теле. Поэтому Христос мог причастить и причастил Апостолов Своих, еще до прославления Своего, не тем Своим телом, которое умерло на Кресте, а Тем, что воскресло, потому что нат неизменный Бог есть не смерть, а Воскресение и жизнь вечная (см. Ин.11:25 ), или иначе – Дух присноживотворящий» [ 53 ] . Что же касается того, что Христос, причащая Собой учеников, «стоял перед ними целый и невредимый», то Господь не только тогда, но и всегда, причащая верных, остаётся «целым и невредимым», и никак иначе. Или протестанты думают, что православные считают, что они, вкушая Христа, вредят Ему и повреждают Его целостность, то есть постепенно Его съедают? Плоть Христа духовна, и могущество Его не ограничено, и если Господь пятью обычными хлебами накормил множество людей, и хлеба не стало меньше, то как можно думать, что Сам Он, Хлеб Небесный, уменьшится или потерпит ущерб, питая им верных? Потому, разделяя на литургии Плоть Христа, священник произносит слова: «раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый , всегда вкушаемый и никогда не иждиваемый (т.е. не съедаемый, не уменьшающимся) но причащающихся освящающий» (см. сноску 20).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Предание говорит, что когда он глубоко состарился и не мог ходить по разным странам с проповедью Евангелия, то сидя в своем доме постоянно повторял приходящим к нему: «Детки, любите друг друга!». Когда же его спрашивали, почему он так часто повторяет эти слова, он отвечал: «Кто исполнит заповедь о любви, тот исполнит все заповеди». И в посланиях своих к христианам, которые дошли до нас, он часто повторял: «Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Кто любит Бога, тот должен любить и ближнего своего, потому что, кто не любит брата своего, тот этим показывает, что не любит и Бога. Как Христос положил за нас жизнь, так и мы должны полагать жизнь свою за братьев: кто любит брата своего, тот во свете ходит, а кто ненавидит, тот во тьме» (см.: 1Ин. 3, 16; 4, 4–21 и др.). Равно и в Евангелии он обращает главным образом внимание на те случаи из жизни Спасителя, в которых по преимуществу выражалась любовь Господа к людям и которые возбуждают любовь к Нему. Какие причины побуждают нас, чтобы мы любили друг друга? Прежде всего, по своей природе мы братья, потому что все произошли от одного прародителя – Адама, а на Небесах у нас общий Отец – Бог . Значит, все мы составляем одно великое семейство и потому должны любить друг друга, как единокровные. Кроме того, составляя одно семейство человеческое, все мы, будучи христианами, находимся в еще более близком родстве между собою, потому что, по учению апостола Павла, составляем одно духовное тело, у которого Глава – Христос (см.: Рим. 12, 5 ; Ефес.1, 23; 4:15–16 ). А в каком отношении друг ко другу находятся члены в естественном теле? Враждуют ли они между собою? Вооружается ли, например, рука против ноги или глаз против уха? Нет, они действуют между собою согласно, взаимно друг другу содействуют и находятся в таком содружестве, что если страдает один член, то с ним страждут и другие (см.: 1Кор. 12:26 ). Если же так действуют неразумные члены, то тем более должны поступать так мы, разумные члены духовного тела, коего Глава – Христос – желает, чтобы мы жили в мире и согласии между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

2) «Иудейский историк Иосиф Флавий (30–100 гг. от Р.Х.) недвусмысленно исключает апокрифы, насчитывая всего 22 книги в Ветхом Завете. Он также ни разу не цитировал эти книги в качестве Священного Писания». Иосиф Флавий был иудеем, а не христианином, и он, естественно, следовал решению иамнийского собора. Его слова «...у нас... есть только двадцать две книги...» встречаются в последнем его творении (Против Апиона, 1/8), которое он написал уже после «Иудейских древностей» незадолго до своей смерти, то есть во второй половине 90-х годов. Иамнийский же собор состоялся около 90-го года – по крайней мере, Джош Мак-Дауэлл и большинство протестантов придерживается этой даты (см. абз. 312). А мнение иудеев, не принявших Христа, для Церкви не авторитетно. 3) «Ни Иисус, ни авторы Нового Завета, ни разу не цитируют апокрифов, хотя сотни раз употребляют цитаты и делают ссылки практически почти на все канонические книги Ветхого Завета». Это не правда: в Новом Завете во многих местах цитируются или пересказываются близко к тексту многие выражения и отрывки из «неканонических» книг 667 . Но перед тем, как рассмотреть эти места, важно заметить, что в Новом Завете Ветхий Завет почти никогда не цитируется так, как цитируются тексты в современных книгах, то есть точно и дословно, и множество ветхозаветных «цитат» приводятся в Евангелии весьма приблизительно, даже в тех случаях, когда цитату предваряет слово «написано». Например, в Ин.15:25 Христос говорит: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно». Но как звучат данные слова в Пс.68:5 , которое указано как параллельное место? «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать». То есть, говоря «написано», Христос приводит цитату далеко не буквально. Другой пример: ап. Павел говорит: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). В параллельном же месте мы читаем: «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» ( Ис.64:4 ). Итак, Христос и Апостолы часто цитируют Ветхий Завет очень свободно, передавая только суть и даже придавая тексту новый смысл. И таких далеко не буквальных цитат в Новом Завете множество, в чём можно легко убедиться, если взять Библию и сравнивать параллельные места (см., например, Мф.11:10 и Мал.3:1 ; Мф.21:13 и Ис.56:7 ; Мф.26:31 и Зах.13:7 ; 1Кор.1:31 и Иер.9:24 , и т.д.) 668 . Таким образом, перед знакомством и оценкой соответствия нижеприводимых мест из «неканонических» книг Новому Завету очень важно иметь в виду данную особенность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

" Шедше научитеся, что есть ( Мф. 9:13 ): едино. Это значит: все мы едино тело есмы ( 1Кор. 10:17 ) во Христе и потому должны быть все и во всем благом – одно, да будем едино с Богом. Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут ( Ин. 17:21 ). – Итак, каждый старайся соблюдать единение духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ). Мир возлюбим: в мир бо призва нас Господь ( 1Кор. 7:15 )» 437]. Мф.9:18 . «Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.» «В этом Евангельском сказании поучительна для нас, во-первых, вера Иаира, начальника синагоги. У него при смерти единородная дочь, и он обращается с просьбою о помощи не к врачам, а к Иисусу Христу, веруя, что Он одним словом может исцелить ее. Так и вы, братия мои, когда заболеваете, или когда у вас заболевает жена или дети, или кто-либо из родных или знакомых или слуг, обращайтесь, прежде всего, с молитвою о помощи к Иисусу Христу, Врачу душ и телес наших, скорому в заступлении всех с верою к Нему прибегающих; приглашайте в дом духовного отца с Божественными Тайнами Тела и Крови Господней и верьте, что, как Иаир, не будете посрамлены в вашем уповании. Сколько примеров было и при моем духовном требоисправлении, что больные, обращавшиеся прежде всего за помощию к Богу, прибегавшие к Покаянию и Причащению, быстро поправлялись по приобщении Святым Тайнам! Я могу назвать вам многих, сподобившихся такой великой милости Божией. Упоминаемого в Евангелии Иаира не посрамила вера его в Божественного Чудотворца; не бойся, только веруй, сказал ему Господь, когда Иаиру донесли, что дочь его умерла (См.: Мк. 5:35–36 ), – и спасена будет; и он, по слову Господа, несомненно веровал, что дочь его будет воскрешена: и действительно увидел ее воскресшею (См.: Мф. 9:18, 23–26 ). Так, когда душа твоя, собрат мой, будет умерщвлена грехом, страстями, впадет в глубину зол, не отчаивайся в своем спасении, но веруй, что Господь, пришедший в мир грешников спасти, может спасти и тебя и воздвигнуть тебя из глубины греховной; воспряни от сна греховного; востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф. 5:14 )» 316].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Грех есть Беззаконие, есть извращение Закона, то есть того Порядка, который дан твари Господом, того внутреннего Строя всего творения, которым живо оно, того Устроения недр твари, которое даровано ей Богом, той Премудрости, в которой - смысл мира. Вне Закона, Грех - ничто, имеет лишь мнимое существование " (121:170). " В Библии часто, почти на каждой странице, говорится о той реальности, которую мы обычно называем грехом. Ветхозаветные выражения, относящиеся к этой реальности, многочисленны; они обыкновенно заимствованы из человеческих взаимоотношений: упущение, беззаконие, мятеж, несправедливость и так далее; иудаизм добавляет к этому " долг " (в смысле задолженности), и это выражение применяется и в Новом Завете; в еще более общем порядке грешник бывает представлен как тот, " кто делает злое пред очами Божиими " ; " праведному " (саддик) обычно противопоставляется " злой " (раша " ). Но истинная природа греха с его лукавством и во всей его широте выявляется прежде всего через библейскую историю; из нее мы узнаем также, что это откровение о человеке есть в то же время откровение о Боге, о Его любви, которой грех противится, и о Его милосердии, которое проявляется вследствие греха; ибо история спасения - не что иное, как история безустанно повторяемых Богом Творцом попыток оторвать человека от его привязанности к греху " (115. См. термин " грех " ). 36. " Законом познается грех " (Рим.3:20); " где нет закона, нет и преступления " (Рим.4:15); " Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона " (Рим.5:13. См. также приложение 2); " страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших " (Рим.7:7); " без закона грех мертв " (Рим.7:8); " сила греха - закон " (1Кор.15:56). О связи греха и закона также говорится в Иак.2:9: " грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками " . 37. Именно поэтому мы и просим Бога простить прегрешения наши, совершенные, в том числе, бессознательно, невольно и неведомо для нас: " прости нам прегрешения наши, совершенные нами сознательно или бессознательно " (Молитвы утренние. Молитва 5-я св. Василия Великого); " прости вольные мои грехи и невольные, ведомые и неведомые " (Молитвы вечерние. Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу); " Боже, отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, которыми я согрешил перед Тобою вольно или невольно " (Последование ко Святому Причащению. Молитва св. Иоанна Златоустого, 7-я). Приведем также слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): " Господи! Прости нас, мы даже не сознавали, что навлекли на себя этим (человеконадеянием - П.В.) Твое проклятие! " (16:26). Заметим, что в Иер.17:5 про человеконадеяние сказано: " Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою " (16:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

3. Если кто-нибудь, кипя любовью к Богу, может, усмиряя и порабощая тело свое (см. 1Кор. 9:27 ), взять крест свой ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ; Лк. 9:23 ) и приобщаться [Святых Таин] каждый день, то это [дело] угодно Христу и «всякого принятия достойно» ( 1Тим. 1:15, 4:9 ). [Писание] гласит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11:26 ). А если кто, вследствие телесной немощи, поддается некоему плотскому наслаждению и душевной страсти и не сможет, как говорит апостол, по согласию воздержаться ( 1Кор. 7:5 ), ибо «плоть желает противного духу, а дух – противного тлоти; они друг другу противятся» ( Гал. 5:17 ), то совершенно необходимо [такому человеку] не причащаться Христовых Таин до тех пор, пока он, по возможности, не очистится посредством усиленной молитвы и трехдневного воздержания, то есть не очистится от случившегося с ним осквернения. И это для того, чтобы не впасть ему в лицемерие, пренебрегши Божественными заповедями. Ведь [Писание] гласит: «Проклятии уклоняющиеся от заповедей Твоих» ( Пс. 118:21 ) и «[проклят] всяк, с нерадением творящий дела Господни» ( Иер. 31:10 ). 4. Итак, видишь, возлюбленный [брат], что не только чревоугодник, пустохвал и клеветник [недостойны Причастия], но и тот, кто подвержен вспыльчивости, а также тот, кто [часто] уступает докучливости постыдных помыслов. Если даже подвергающемуся вследствие суетных зрелищ ночным истечениям невозможно приступать к Божественным Тайнам, то тем более разве не справедливо запрещается [приступать к ним] тому, кто вступал в соитие [с женой] в этот же самый день? Ибо «святая» не для осквернившихся и недостойных, но только «святым» и достойным. 308 Вопрос 14. Как узнаёт человек, что Бог простил ему грехи его? 309 Ответ 1. В молитве нашей, когда нас никто не видит и не слышит и мы наедине предстоим Богу, тогда душа знает, как расположен к ней Бог и как она – к Богу. Ибо есть семь способов молитвы и различий [в ней]: три из них возникают из-за страха перед [вечным] наказанием, 310 а четыре [других] свойственны спасаемым и имеющим часть в Царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Уже апостольская проповедь выявила радикальное расхождение между античной мыслью и зарождавшимся христианством именно в этом пункте. Книга Деяний содержит рассказ о проповеди апостола Павла в Ареопаге, – проповеди, которая началась весьма удачно, сопровождалась цитатами из античных поэтов и могла бы оказаться вполне убедительной для афинских сенаторов, если бы Павел не начал говорить о воскресении. Как отмечается в Деяниях, услышав о воскресении мертвых, одни начали насмехаться, а другие сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Павлу пришлось покинуть собрание ( Деян.17:32–33 ). За проповедь «Иисуса и воскресения» афиняне прозвали Павла «суесловом» (см.: Деян.17:18 ). Между тем, учение о всеобщем воскресении является сердцевиной христианской эсхатологии. Без этого учения христианство теряет смысл, так же как без веры в воскресение Христа, по словам апостола Павла, тщетной оказывается христианская проповедь (см.: 1Кор.15:12–14 ). Христианское учение о воскресении мертвых основано прежде всего на факте воскресения Христа, на словах Христа о воскресении и на апостольской проповеди. Однако уже в Ветхом Завете присутствуют многочисленные пророчества о воскресении мертвых. В книге пророка Исаии говорится: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов ( Ис.26:19 ). Характерно, что речь, как и в христианской традиции, идет именно о телесном воскресении, причем это воскресение рассматривается в нравственном аспекте – как воздаяние за дела, совершенные при жизни: Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззакония, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Тема воздаяния доминирует и в описании воскресения мертвых у пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). Воскресение мертвых, согласно Даниилу, произойдет к концу времени и времен и полувремени ( Дан.12:7 ). Этому событию будет предшествовать время тяжкое, которого не бывало с тех пор, как существуют люди ( Дан.12:1 ). При всеобщем воскресении разумные будут сиять, как светила на тверди ( Дан.12:3 ), многие очистятся, убелятся и переплавлены, будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют ( Дан.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Великий Четверг мы уже у подножия Голгофы. Всего через сутки на ней совершится одновременно спасение и суд. Господь Иисус Христос уже готов отделиться от Своих апостолов, чтобы взойти на Крест, который, как обоюдоострый меч, отделит добро от зла, разбойника благоразумного от разбойника безумного, покаявшуюся блудницу от отчаявшегося Иуды. Перед страданиями и Крестом Богочеловек зовет Своих апостолов на прощальный пасхальный ужин, Тайную Вечерю. Эта брачная Вечеря Жениха-Христа и Его Невесты-Церкви (и каждой христианской души) – событие, принадлежащее уже будущему Царству Небесному. На Тайной Вечере Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26-28 ). Прошло два тысячелетия, но и сейчас в православных храмах звучат на разных языках эти слова Христа. Произносит их священник, но его устами говорит Сам Богочеловек. Христос Спаситель сказал Своим ученикам: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:56 ). В причащающихся Тела и Крови Христовых воплощается Сам Христос. Тела ваши суть члены Христовы ( 1Кор.6:15 ), – говорит апостол Павел. Обоженная через соединение со Христом плоть делается храмом Святого Духа (см. 1Кор.6:19 ). В не причащающегося на Евхаристии не воплощается Христос. Поэтому он остается вне спасения, вне жизни, вне обожения, которые только во Христе и через Христа. Святитель Иннокентий Таврический говорит: «Спаситель и Господь наш приобщился плоти и крови всего человечества принятием на Себя естества нашего». В Великий Четверг с особой ясностью и неоднократно звучат на литургии слова молитвы: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. (Твоей Тайной Вечери, Сын Божий, сегодня приими меня, причастника; ибо я не скажу Твоей тайны врагам и не дам Тебе лобзаний, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем .) На литургии земное время пересекается с вечностью. Причащающийся Тела и Крови Христовых на литургии и в третьем тысячелетии участвует в самой Тайной Вечере и через руки священника от Самого Христа принимает Причастие.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010