Способ подобного писания был весьма употребителен в Египте. Применение палочных ударов в качестве наказания ( Втор.25:2 ) и другие намёки на Египет, указывают в Моисее лицо, сжившееся с этой жизнью и ещё не совсем отрешившееся от влияния её 127 . В своих речах к народу Моисей говорит об этом не как о чём-либо непонятном и новом для слушателей, но как о непосредственно-пережитом и оратором и слушателями. „Я говорю” – читаем мы в Втор.11 – ,,не с сынами вашими, которые не знают и не видали наказания Господа... крепкой руки, знамений и дел Его, который Он сделал среди Египта с фараоном... с войском египетским, конями его и колесницами его, которых Он потопил водами Чёрного моря, когда они гнались за вами“... „Всё это видели глаза ваши“ 128 Такими образом, Египет не был ещё забыт Израилем, почему и естественно было упоминание о нём у Моисея. Теперь же народ Израильский находится пред вступлением в землю обетованную: он ещё не вступил в неё, но уже видит её пред глазами своими и ему остаётся только перейти Иордан. Вся книга проникнута мыслью о будущем завоевании Ханаана (см. 2:29: 3:2028; 4:1, 5, 14, 26, 40; 5:30; 6:1, 10, 11; 11:29; 6:18; 7:12; 11:8, 10, 17, 31; 12:9; 23:21; 24:4; 27:2, 3, 4, 12; 30:5, 16, 18; 31:7, 13, 16, 20, 23; 32:47; 34:4), которое представляется в речах Моисея почти уже совершившимся, фактом ближайшего будущего. Только один Иордан отделяет Израиль от обетованной земли; переход же его должен случиться вскоре (см. 2:29; 3:27 28; 4:2021, 26; 9:1; 27:2, 3; 30:18). Сами законы Второзакония, приспособленные к якобы – оседлому Израилю, показывают 129 , что они произошли в конце странствования. Израильтянам, странствующим по пустыне и имевшими с собою скинию не было надобности говорить, что годовые праздники должны совершаться пред скинией ( Исх.23:14, 34:18 ; Лев.23:4 ...); между тем во Второзаконии предписывается празднование их пред лицом Господа ( Втор.26:2, 6, 11, 15, 16 ), что предполагает скорый конец кочевничества Израиля и будущую оседлую жизнь в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

    6:6—11 Законно — делать добро    См. коммент. к Мк. 3:1—6.     6:6. Мускулы и нервы «сухорукого» были атрофированы; таким образом, рука усохла и не могла функционировать.     6:7—10. И снова Иисус не нарушает закон; хотя многие вероучители возражали против проведения лечения, без которого на это время можно было обойтись, «протягивание руки» не рассматривалось как работа, и Богмог ответить на молитву об исцелении в субботу.     6:11. Непреднамеренное нарушение субботы или спорных предписаний обычно не подвергалось особому наказанию; смертная казнь (Исх. 31:14; 35:2) предусматривалась в Ветхом Завете только для тех, кто полностью отвергал субботу. Таким образом, противники Иисуса здесь зашли слишком далеко, забыв даже о своих собственных установлениях.     6:12—16 Избрание Двенадцати    См. коммент. к Мк. 3:13—19.     6:12. Здесь Иисус поступает, как в свое время Моисей. Моисей молился на     горе, получая наставления о помощниках (Исх. 19:24; 24:1,2; ср: 31:1,2) и последователях (Чис. 27:15—23; ср!: 20:23—29).     6:13—16. У некоторых учеников было два имени, а иногда и прозвище, поэтому списки Двенадцати избранных учеников иногда в Евангелиях различаются, при этом могут встречаться и одинаковые имена, например: два Симона, два Иуды, два Иакова (эти имена были в то время распространенными).     6:17—26 Благословения и проклятия    См. коммент. к Мф. 5:3—12. Благословения и проклятия («горе») — широко распространенный литературный прием, особенно в Ветхом Завете и в иудаизме; здесь поучения Иисуса созвучны благословениям ипроклятиям завета, который был дан на горе (см.: Втор. 27:28). Перечисленные у Луки благословения и проклятия тесно связаны с Ис. 65:13—16.     6:17—19. О проповеди Иисуса, которую Он произнес «на ровном месте», см. в коммент. к Мф. 4:23—25.     6:20. Некоторые из состоятельных учеников Христа оставили все и стали бедными, даже нищими, но последовали за Ним (см.: 18:28). За понятиями «нищие» и «нищие духом», возможно, стоит один и тот же арамейский термин, который означает и то и другое. Понятие «нищие» стало в некоторых еврейских кругах определением благочестивых людей, поскольку нищие не имели ничего и полагались только на Бога. Сочувствие к нищим и беднякам усилилось после того, как римский военачальник Помпеи перераспределил земельную собственность иудеев примерно за столетие до рождества Иисуса; как и подавляющее большинство населения Средиземноморья, иудеи в массе своей были бедными. Еврейский народ мечтал о «Царстве Божьем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

22 искушал. Букв.: «испытывал». вот я. Так же говорят Моисей ( Исх. 3,4 ), Самуил ( 1Цар. 3,4 ), Исаия (6,8) и Иисус Христос ( Евр. 10,7 ). 22 сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь. См. Ин. 3,16 . Исаак был возлюбленным, единственным сыном, рожденным по обетованию. и пойди. Авраам обязан не только следовать в землю, указанную ему Богом (12,1), но и поклоняться Господу на том месте, которое Он изберет ( Втор. 12,5,30–32 ). в землю Мориа. Гора, расположенная в окрестностях древнего Иерусалима. Позже стала месторасположением израильского храма ( 2Пар. 3,1 ). принеси его во всесожжение. Божие повеление не противоречит нравственному закону: первенец принадлежит Господу ( Исх. 13,11–13; 22,29; 34,19.20 ). 22 встал рано утром. Авраам ничего не ответил Господу на Его повеление ответом стало действие. 22 возвратимся к вам. См. Евр. 11,19 . 22 дрова... возложил на... сына своего. Точно так же Христос нес Свой крест на Голгофу ( Мф. 27,32 ). 22 Бог усмотрит Себе агнца. Агнец прообраз Иисуса Христа ( Ин. 1,29.36 ). 22 положил его на жертвенник. Т.е. проявил полное послушание (см. Рим. 8,32 ; Флп. 2,6–8 ; 1Пет. 2,21–24 ). 22 Ангел Господень. См. 16,7 и ком. 22 теперь Я знаю, что боишься ты Бога. Богу (от Лица Которого говорит ангел) это было известно и ранее, но Он хотел, чтобы Авраам узнал себя до конца. не пожалел сына. Вера Авраама проявлялась не на словах, а на деле ( Иак. 2,21.22 ). 22 вместо сына своего. Христос умер вместо нас ( Мк. 10,45 ). 22 Иегова ире (Господь усмотрит). Здесь видна особая Божия забота в общем контексте Божественного провидения. Имя, служащее Аврааму напоминанием об этом событии, подразумевает, что он осознает Божие откровение о спасении. Древнееврейское слово «ире» означает «увидеть» или «усмотреть» (оно употребляется в таком значении в ст. 4,8.13.14). Авраам мог бы пощадить своего сына, но Бог не пощадит Своего ( Рим. 8,32 ). 22 Мною клянусь. Евр. 6,13–20 . не пожалел сына твоего, единственного твоего. См. Ин. 3,16 ; Рим. 8,32 . 22 семя твое. См. 13,16; 15,5.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Эти слова, как и многое другое, что Иисус говорил в адрес фарисеев, были для них прямым вызовом. С каждым новым эпизодом и диалогом их раздражение нарастало. Об употреблении слов, относящихся к корневому гнезду — qdš («быть святым»), в Ветхом Завете см.: Theological Dictionary of the Old Testament. Vol. 12. P. 521–543. Сифра. Шмини. 12, 3. Цит. по: Моше бен Маймон (Маймонид). Мишне Тора. Книга «Святость». С. 9. Ис. 29:13. Исх. 20:12; Втор. 5:16. Исх. 21:17; Лев. 20:9. См.: Morris L. The Gospel according to Matthew. P. 302.   Книгу митрополита Волоколамского Илариона «Начало Евангелия» можно приобрести в магазинах: «Библио-глобус» «Лабиринт» «Остров книг» «Читай-город»     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 апреля, 2020 14 января, 2020 5 января, 2017 12 января, 2017 26 января, 2017 12 декабря, 2021 8 февраля, 2021 13 июня, 2020 26 апреля, 2020 3 апреля, 2020 14 января, 2020 5 января, 2017 12 января, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

На седмичные дни В. поста сборник, как и армянские лекционарии, содержит паримии лишь для сред и пятков. Изменения здесь замечаются в выборе глав и в объеме паримий. Записаны последние далеко не в полном их составе: среды – I. Uouл. 1:14 – 2:11, V . Исх. 8:22 – 9:35 и Uouл. 3:9–21; VI . прокимен Пс. 84:1,7 : «Благоволил ecu, Господи, землю твою: Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даждь нам», Исх. 10:1 – 11:10 и паримия из Захарии; пятницы – II. Иоил. 2:12–20 (см. среду), III. Uc. 42:17 – 43:14; IV . Пс. 76:21,1 (см. арм. сред.): «Наставил ecu яко овцы люди Твоя рукою Моисеевою и Ааронею: Гласом моим ко Господу воззвах», Втор. 10:12–11:28 , паримия из Иова и Uc. 42:5–10, VI . Пс. 85:1, 15–16 : «Приклони Господи ухо Твое»: и «Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, призри на мя и помилуй мя» (арм. сред.), Втор. 12:28–14:3 , паримия из Иова и Ис. 43:10–21 . При чтениях среды и пятка 6-ой седмицы стоит отметка: «На Сионе, Осанна». Прокимны, Апостолы и паримии Лазаревой субботы, недели Ваий и первых 3 дней Страстной седмицы те же, что и в армянских лекционариях: лишь паримии из Бытия понедельника и вторника несколько длиннее ( Быт. 3:24 и Быт. 9:19 ), да на неделю Ваий указан другой аллилуйарий – Пс. 8:1,2 : «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое: Из уст младенец и ссущих». В чтениях В. четвертка опущено зачало из Деяний, но перед ними стоит: «Чтения для четверга св. седмицы Пасхи от 7 часов после роспуска собрания», – предписание об удалении оглашенных перед Апостолом и Евангелием, потому что содержание последних, (установление Евхаристии) нельзя было сообщать непосвященным. Для В. пятка лекционарий содержит 7 групп древних чтений с их прокимнами, затем – прокимны 8-ой группы и утрени В. субботы, а также указание о чтении Евангелия об Иосифе, т. е., очевидно, зачала вечерни В. пятка (4, 6 и 7 апост. чтения взяты несколько короче: 1Кор. 1:18–25 (арм. 31), Евр. 9:11–13 (28), Евр. 10:19–25 (31)). На пасхальное бдение из древних чтений в лекционарии есть лишь 1 (конец 3, 24), 4, 6 ( Ис. 61:1–22 ) и Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

224). Аргов в Васане, см. ( Втор.4:43 ; Нав.13:30 ; 4Цар.10:33 ; Мих.7:14 ). 3Цар.4:14 .  Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим ( Быт.32:2 ; Нав.13:26,30 ; 2Цар.17:24,27 ), его сближают с нынешним Birket-Mahne. 3Цар.4:15 .  Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар.15 ). 3Цар.4:16 .  Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова ( Втор. 33:24 ); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием ( 2Цар. 15:32 ). 3Цар.4:17 .  Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге ( Нав. 19:17 ), между морем Тивериадским и долиною Изреель. 3Цар.4:18 .  Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге. 3Цар.4:19 .  Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в ( Чис.32:29 ; Нав.22:9 ; Суд.10:8,20:1 ; 2Цар.24:6 ) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX: Γδ, но во многих кодд.: Γαλαδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. ( Чис.21:21–35 ; Втор.2:30–35,3:1–13 ). Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат ( Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Чис.22:5 ; Нав.24:2 ; Пс.71:8 ; Мих.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6. Окончательную форму священническая История (Р) приобрела, как полагает большинство библеистов, между VI и V вв. до н э. К этому источнику обычно относят следующие места Пятикнижия: БЫТ 1, 2, 1-4а; 5, 1-28, 6, 9-22, 7, 6-11, 13-16а, 18-21, 24; 8, 1-2а, 3б-5, 13а, 14-19; 9, 1-17, 28-29; 10, 1-7, 22-23, 31-32, 11, 10-27, 31-32;12, 4б-5;13, 6, 11б-12а; 16, 1а, 3, 15-16; 17, 19, 29; 21, 16, 2б-5, 23, 25, 7-11а, 12-17, 19-20, 26б; 26, 34-35; 27, 46; 28, 1-9, 29, 24, 29; 31, 18б; 33, 18а; 34, 1-2а, 4, 6, 8-10, 13-18, 20-24, 27-29; 35, 9-13, 15, 22б-29; 36 + 1; 37, 1-2а, 4б, 5б-27; 47, 7-11, 27б-28; 48, 3-7; 49, 1а, 28б-33; 50, 12-13. ИСХ 1, 1-5, 7, 13-14; 2, 23б-25; 6, 2-30; 7, 1-13, 19-20а, 21б-22; 8, 1-3, 11б-15; 9, 8-12; 11, 9-10; 12, 1-20, 28, 37а, 40-51; 13, 1-2, 20; 14, 1-4, 8-9, 15-18, 21а, 21в-23, 28-27а, 28-29; 16, 1-3, 6-14, 16-18, 22-28, 31-36; 17, 1а, 19, 1-2а, 24, 15б-18а, 25-30, 31, 1-18а; 34, 29-35; 36-40. ЛЕВИТ целиком. ЧИСЛ 1-9; 10, 1-28; 13, 1-17а, 21-25-26а, 32а; 14, 1-2, 5-7, 10, 26-30, 34-38; 15; 16, 1а, 26-11, 16-24, 27а, 32б, 35-50; 17-19; 20, 1а, 3б-4, 6-13, 22-29; 21, 4а, 10-11, 22, 1; 25, 6-18; 26; 27-31; 32, 18-19, 28-32, 33-36. ВТОР 4, 41-43; 32, 47-52; 34, 1а, 7-9. См. таблицу у Р. Ellis. Тне Мап and the Message of the Old Testament, р. 57. 7. Например, указанная в Книге Левит (3; 7, 32) доля священников в жертвенной трапезе совпадает с принятой в доизраильском Ханаане, как показали раскопки ханаанских городов (см.: G. Е. Wright. Biblical Archaeology, р. 115). Христианского читателя сам этот факт заимствований языческих обычаев не должен смущать. «Бог, — писал св. Иоанн Златоуст, для спасения заблуждающихся с небольшим изменением допустил в служении Себе то, что наблюдали язычники при служении демонам, дабы, понемногу отвлекая от языческих привычек, возвести к высокому любомудрию» (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Ев. Матфея, VI, 3). 8. Некоторые авторы полагают, что места в Книге Иезекииля, касающиеся положения духовенства, написаны не им, но вставлены священниками — составителями Истории. Они представляли интересы рода Садокитов, который считал себя единственным свободным от языческих влияний (43, 19; 44, 6-31; 46, 19-24 и пр.). См.: А. Cody. А Hismory of Old Tesmamenm Priesmhood, р. 106.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

3:11. Павел цитирует здесь Авв. 2 (о чем см в. коммент. к Рим. 1:17 ), чтобы показать, что праведность, основанная просто на послушании закону, неполная. Павел обладал глубокими знаниями Ветхого Завета: онвыбирает всего два текста, которые одновременно говорят и о праведности, и о вере (в ст. 6 – Быт. 15:6 ; здесь – Авв. 2:4 ). 3:12. Поскольку Авв. 2связывает праведность и жизнь, Павел цитирует другой ветхозаветный текст, который учитывает оба эти аспекта, снова демонстрируя свое искусство владения экзегетикой (иудейскиекомментаторы обычно объединяли тексты на основе общих ключевых слов). Павел противопоставляет веру (3:11) делам – Лев. 18 (ср.: Исх. 20:12,20 ; Лев. 25:18 ; Втор. 4:1,40; 5:33; 8:1; 30:16,20; 32:47 ; Неем. 9:29 ; Иез. 20:11,13; 33:19 ). Хотя в этих текстах говорится о продолжительной жизни в Земле обетованной, Павел знает,что многие иудеи интерпретируют эти тексты в свете грядущей жизни; поэтому он отвечает: «Это оправдание по делам». Его оппоненты могли бы использовать данный текст в качестве довода о том, что одной веры недостаточно. Павел соглашается, что праведность, т. е. оправдание, должна быть достигнута в порядке закона, но он верит, что это происходит через пребывание во Христе и жизни посредством Его Духа (5:16–25); его оппоненты считают, что язычник должен достичь этого путем скрупулезного исполнения предписанийзакона, особенно начального акта – обрезания. 3:13. Снова следуя принятому в иудаизме принципу связывания ветхозаветных текстов на основе общих ключевых слов, Павел цитирует Втор. 21:23 , показывая, что Христос заплатил за наше освобождение от «клятвы», т. е. проклятия, которое уготовано всем тем, кто не может полностью исполнить весь закон ( Гал. 3:10 ). 3:14. В еврейском мышлении «благословение Авраамово» включает весь грядущий мир; здесь Павел говорит, что верующие имеют залог этого мира (ср.: Еф. 1:3, 13,14 ) в благословении Духа (ср.: Ис. 44:3 ). (О связи между обетованием о земле и обетованием Духа ср. также: Агг. 2и Исх. 12:25; 13:5 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В кодексе Хаммурапи стандартизация мер и весов предпринята для упорядочивания выплаты долгов зерном или серебром. Наказания для нарушителей варьировали от конфискации имущества до смертной казни. 20:1–27 Недостойное поведение 20:2–5. Посвящение детей Молоху. Характерной особенностью этой книги является уравнивание идолопоклонства с продажей себя другим богам. Идолопоклонство оскверняет святилище Яхве, самих израильтян и землю. Обычай детских жертвоприношений Молоху осуждается (см. коммент. к 18:21), а нарушителям угрожает побивание камнями. Эта заповедь требует неукоснительного соблюдения, и если народ будет закрывать на ее нарушение глаза, то Бог сам осуществит возмездие. Под «истреблением» грешника «из народа» подразумевается отлучение от Бога и изгнание из общины – наказание, которое обычно считалось прерогативой Бога. 20:9. Непочтительное отношение к родителям. Исследования показали, что, вопреки общепринятому переводу, здесь говорится не о «злословии», а о непочтительном отношении к родителям. Это более широкое понятие, включающее запрещение бить родителей ( Исх. 21:15 ) и дополняющее пятую заповедь – «почитай отца твоего и мать твою» ( Исх. 20:12 ). Эти предписания имеют целью сохранение единства семьи и гарантируют, что каждое следующее поколение израильтян будет с почтением относиться к своим родителям и обеспечивать их пищей и заботой, которую они заслужили (см.: Втор. 21:18–21 ). Месопотамские законы и правовые документы трактуют непочтительное отношение к родителям с такой же определенностью. Шумерские законы разрешают продавать в рабство сына, отказавшегося от своих родителей. Хаммурапи требует отсекать руку у человека, ударившего своего отца. Завещание из Угарита описывает поведение сына с использованием того же глагола, что и в этом стихе, и предусматривает лишение наследства. 20:10–16. Смертная казнь за сексуальные преступления. Нарушение законов, регулирующих сексуальное поведение (прелюбодеяние, кровосмешение, гомосексуализм, скотоложство), стоит в одном ряду с идолопоклонством, и потому требует смертной казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5 у жен. В книгах Ездры и Неемии женщины не выступают на передний план повествования; упоминание о них подчеркивает катастрофичность положения (см. ком. к 3,12; 12,43). на братьев своих Иудеев. Источник конфликта внутри самой общины. 5 Были такие... желали бы доставать хлеб. Здесь речь, вероятно, идет о тех, у кого не было своей земли. Бесплатная работа на восстановлении стен не позволяла им купить хлеба на пропитание своих семей. 5 Были и такие... чтобы достать хлеба. Речь, очевидно, идет о землевладельцах, из-за работы на городских стенах забросивших поля и теперь вынужденных покупать хлеб. Но необходимых для этого денег у них не было, и в результате оставалось закладывать имущество. голода. Голод обычно служит знаком Божиего гнева ( Втор. 11,16.17 ; 1Пар. 21,12 ; Агг. 1,7–11 ). Возможно, в данном случае голод означал Божие наказание неправедным вождям народа Иудеи. 5 Были и такие... на подать царю. Речь идет о землевладельцах, которые во время строительства не получали дохода, необходимого на уплату подати персидскому царю, поэтому им приходилось брать взаймы. 5:5 Этот стих, по-видимому, относится ко всем трем вышеперечисленным группам. в рабы. Согласно Лев. 25,39–43 , человек, обеднев, мог продать себя вместе с семьей в рабство соплеменнику с тем, чтобы со временем восстановить свой прежний статус; при этом с ним надлежало обращаться не как с рабом, а как с наемным работником. Во времена Неемии допускалось двойное отступление от этого предписания: 1) продавались только дети, т.е. нарушалось единство семьи, и 2) с этими детьми обращались как с рабами. 5 строго выговорил знатнейшим. Со стороны Неемии это был смелый поступок. берете лихву. Закон запрещал не только брать высокий процент с одалживаемых денег, но и вообще ростовщичество ( Исх. 22,25–27 ; Лев. 25,36 ; Втор. 23,20 ). 5 И я также, братья мои. Судя по всему, Неемия тоже давал деньги в рост (1,6.7). оставим им долг сей. Призыв Неемии относился и к нему самому. 5 хлеба, и вина, и масла. Эти три продукта всегда перечисляются именно в таком порядке, что отражает последовательность сельскохозяйственных работ: сначала собирали урожай хлеба, затем винограда, и, наконец, олив.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010