И изыдут сотворившие добро в воскресение жизни, а сотворившие зло в воскресение осуждения (см. Ин.5,28–29 ). И опять Матфей: Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит их друг от друга, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец справа от Себя, а козлов слева. Тогда скажет Царь находящимся справа от Него: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (см. Мф.25,31–34 ). К находящимся же слева от Него скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25,41 ). И пойдут эти в муку вечную, праведники же в жизнь вечную (см. Мф.25,46 ). И что, братия, горше и лютее страшного и грозного того ответа и [того] зрелища, когда увидим, как все согрешившие и не покаявшиеся отсылаются в вечные муки праведным судом Божиим, и люто трепещут, и восклицают, и плачут напрасно? Как же не заплачем мы и не зарыдаем, когда представим в уме страшные и лютые те муки, то есть, как сказано в Писании, огонь вечный, тьму кромешную, пропасть глубокую, червя лютого, неусыпающего, скрежет зубов и все прочие бедствия, ожидающие много согрешивших и Бога Преблагого сильно прогневавших лукавым нравом, из которых первый – я, окаянный? Ведь какой страх, братия, будет у нас тогда, когда поставятся престолы, и раскроются книги, и Бог для суда воссядет со славою, когда и сами ангелы будут предстоять [Ему] в трепете? И что будем делать мы, во многих грехах повинные люди, когда услышим, как Он зовет благословенных Отца в Царство (см. Мф.25,34 ), грешных же отсылает в муку и от избранных отлучает? И что ответим или возразим тогда, когда все наши дела предстанут нам на обличение и всё наше тайное будет явлено, в чем согрешили мы во дни и в ночи словом, и делом, и помышлением? И какой срам тогда охватит нас? Поскольку отречься тогда от грехов никто не сможет, так как истина будет обличать и страх превеликий овладеет грешными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/us...

Откройте Евангелие от Иоанна, найдите 11-ю главу. В этой 11-й главе речь идёт о воскрешении Лазаря. И вот давайте посмотрим результат. 45-й стих в этой 11-й главе. Смотрим и следим внимательно: «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус [так твёрдокаменными и остались. Вот вам чудеса: одни уверовали, другие нет. И так будет всегда]. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет [читай синедрион, санхеддрин; вот этот синедрион большой состоял из семидесяти плюс один: семьдесят человек – члены, председательствующий – первосвященник (Тогда был Каиафа). Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет] и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. [Вот вам свидетельство врагов, которых уж никак не заподозришь в симпатиях: Этот Человек много чудес творит – значит, воистину Господь творил чудеса]. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом [как будто они уже не пришли и не овладели. Да они уже с 64 года до Р.Х. уже находились и в Сирии, и в Палестине]. Один же из них, некто Каиафа [внимание], будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб [внимание]. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» [вот в силу его положения первосвященника Господь не лишает его харизмы пророческой, хотя он подпишет Господу смертный приговор. Но в силу своего архиерейского звания, значения этого сана, он говорит, вот, предсказывает. Значит, Дух Святой может использовать любого человека в Своих целях]. Теперь что ещё можно сказать о чудесах? Вот что. Господу было подвластно всё – не только недуги человеческие, но и вся природа. Он совершал чудеса при непосредственном контакте с больным, прикасаясь к нему рукой (см. Мф. 8:3,15; 9:29 ; Лк. 22:51 ): исцелял слепого, прикасаясь перстами к очам его (см. Мф. 20:34 ) или делая плюновение (брение из слюны), помазав ему очи (см. Ин. 9:6 ). Он совершал чудеса без всякого контакта (см. Мф. 8:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ин.17:4 .   Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. Ин.17:5 .   И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Новый мотив для исполнения просьбы Христа о прославлении состоит в том, что Он уже со Своей стороны, так сказать, объективно исполнил возложенную на Него задачу (см. стих 3) – сообщил людям спасительное познание об Отце и Себе Самом. Этим Он прославил уже Отца, хотя, конечно, пока только на земле, в состоянии Своего уничижения. Теперь и Отец со Своей стороны пусть прославит Христа у Себя Самого, т.е. вознесет Его на небо и даст Ему то величие, в каком Он пребывал от века (ср. Ин. 1и сл.;  Ин. 8:58). Христос и на земле владел божественной славой, но эта слава все-таки была сокрыта и только изредка вспыхивала (например, в преображении). Скоро она будет осенять  всем своим величием Христа-Богочеловека. Ин.17:6 .   Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ин.17:7 .   Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, Ин.17:8 .   ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Говоря об исполнении порученной Ему задачи в субъективном отношении, именно о тех результатах, которых Он достиг в тесном кругу данных Ему от Отца избранников, достиг Своим учением и делами (ср. Ин. 14и сл.), Христос указывает на то, что Он открыл этим людям  «имя» Отца, т.е. дал познать этим избранникам, что  Бог есть воистину Отец, что Он любит всех людей и потому от века предрешил искупить их от греха, проклятия и смерти. «Они были Твои». Апостолы принадлежали Богу еще ранее того, как они обратились ко Христу. Таков был, например, Нафанаил – истинный израильтянин ( Ин. 1:48). «Они сохранили слово Твое». Христос таким образом признает Евангелие, которое Он возвещал, не Своим, а словом Отца. За таковое его приняли и апостолы, сохранившие его в своей душе доселе. Господь, говоря, что апостолы сохранили переданное им через Него слово Отца, имеет здесь в виду, вероятно, те заявления, какие сделаны были от их лица апостолом Петром ( Ин. 6:68) и всеми ими ( Ин. 16:29).

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

Весьма значительно то, что Бог не наименовал Господа Иисуса Христа ни учителем, ни пастырем, ни царем, ни первосвященником, ни пророком, но – Спасителем, ибо это имя шире всех прочих имен и все их в себе содержит. И когда родился воплощенный Бог , Ангел Господень возвещает пастырям, что «родился... Спаситель... Христос Господь» ( Лк.2:11 ). А это как раз и означает, что воплощенное Слово есть Спаситель мира как Богочеловек всей Своей Богочеловеческой Личностью и деятельностью. Как Спаситель Господь Иисус Христос есть в то же время и спасение. Праведный Симеон, исполненный Духа Святого, принимая на руки младенца Иисуса, называет Его «спасением» (τ σωτριον) (см. Лк.2:30, 3:6 ). Богочеловек Христос во всей полноте Своей евангельской, Богочеловеческой данности – это и есть спасение. Посему в Священном Писании и говорится, что в Богочеловеческой Личности Господа Иисуса «спасение Божие послано язычникам» ( Деян.28:28 ). Очевидцы Господа Иисуса и Его дел с восхищением говорят о Нем: мы «сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Ин.4:42 ). И Бог , и люди именуют Господа Иисуса Христа Спасителем, ибо как Богочеловек Он объемлет Собою все Божественные и человеческие совершенства, необходимые для спасения человека от зла и смерти. Во всей истории человеческого рода Бог никого не нарек Спасителем, потому что все без исключения люди – под грехом и смертью. И лишь безгрешный Господь Иисус Христос удостоен этого имени как единственная историческая Личность, в Которой не обрелось ни крупицы греха, ни атома зла. Во всесовершенной полноте Своей Божественной Личности воплощенный Бог Слово – абсолютная полнота всеобъемлющей жизни и света (см. Ин.1:4 ) и лишь как Таковой Он есть победа над грехом, смертью и тьмой (см. Ин.8:12, 12:35, 46, 11:25 ). Как только Господь Иисус вышел на проповедь , великий Предтеча Духом Святым возвещает, что Он есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), берет всей Своей Богочеловеческой жизнью. Лишь как Богочеловеческая Личность Господь Иисус Христос соделался для всего человеческого рода «премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но они не знают на самом деле Его, как следует, а посему не признают и Того, Который от Него пришёл и Которого Он так прославил и прославляет пред ослепшими духовно глазами их. – Слава Моя ничто: Господь, без сомнения, прославляет Себя каждым Своим действием и учением, как чрезвычайный посланник Божий; но здесь оборот речи такой же, как Ин. 5:31–32 (см. прим.), и слова Его значат: если бы Я один без воли Отца Моего (ср. 5:30, 7:17) прославлял Себя, то таковое прославление было бы ничто; «или же, говорит так, применяясь к их мнению» (Злат.). – О Котором вы говорите и пр.: образ выражения см. Ин. 10:36 , Деян. 21:29 . – Вы не познали Его см. прим. к 5:37–38. – А Я знаю Его: в противоположность неведению иудеев о Боге своём Господь указывает на Своё полное ведение Его и указывает усиленным и выразительным образом и с отрицательной и с положительной стороны. Ведение Его ( δα) есть ведение непосредственное и совершеннейшее, в противоположность ведению человеческому, посредственному и несовершенному, какое могли бы иметь и иудеи ( υκ γνκαε). «Я знаю Его по природе, имею совершенное знание о Нём. Ибо каков Я, таков и Отец. А как Я Сам Себя знаю, то знаю и Его. И если скажу, что не знаю Его, то буду, подобно вам, лжецом. Ибо вы лжёте, хвалясь, что знаете Его, а Я отрекусь от истины, если, зная Его, скажу, что не знаю» (Феофил., ср. Злат.). – Соблюдаю слово Его: ср. ст. 51. Вся жизнь Господа была полным выражением совершеннейшего послушания воле божественной ( Флп. 2:8 ; Рим. 5:19 ; Евр. 5:8 ), нераздельной и с Его собственной волей (ср. 5:19, 30 и парал. и прим.) 56. Ин. 8:56 . Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. Ин. 9:5 ; Лк. 17:22 ; Быт. 18:17 ; Евр. 11:13 . Авраам, отец ваш, и пр.: ответив таким образом на упрёк иудеев чем Ты Себя делаешь, Господь отвечает теперь на другой упрёк их – неужели Ты больше отца нашего Авраама? Да, отвечает Господь, Я более отца вашего Авраама, ибо Я был предметом чаяний его при земной его жизни и предметом радости его по смерти его – в раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Это подтверждается тем резким противоречием, с каким он отнёсся к свидетельству учеников о видении ими Господа. Со смертью Господа он считал всё дело поконченным, упование оставило душу его и – вот, когда ему сказали, что Господь жив, он считает невероятным; некоторая обдуманность и напряжённость, даже изысканность речи, в которой он выразил своё неверие, показывают, что это неверие было продуманное неверие, и притом соответственно его характеру, глубокое, которое могло уступить только при таких решительных средствах, каких требовал он. Но зато глубине этого неверия соответствовала потом и глубина веры! – Не вложу руки в рёбра: из этого несомненно, что рана, нанесённая Господу воином, была очень велика и могла прекратить жизнь Его, если бы Он в сие время ещё не умер. 26. Ин. 20:26 . После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Ин. 20:19 . 27. Ин. 20:27 . Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28. Ин. 20:28 . Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Ин. 1:1 ; Рим. 9:5 . 29. Ин. 20:29 . Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Ин. 4:48 ; Мф. 15:32, 16:16 ; 1Пет. 1:8 ; Евр. 11:1 . После восьми дней и пр.: об этом явлении Господа повествует один только Иоанн. Являлся ли кому-либо Господь в эту неделю, не видно, но что не являлся ученикам, собранным вместе, на это прямо указывает Иоанн (21:14). – Были в доме: вероятно, в том же, где и восемь дней назад. – Фома с ними: не чуждался уже учеников и, может быть, под влиянием обращения с ними тяжкое неверие и безнадёжность мало-помалу оставляли его душу, и она мало-помалу делалась способной вновь к вере. И нужен был только один последний луч, чтобы совершенно осветить объявший душу его мрак и чтобы снова загорелся в ней ярким пламенем светоч веры и упования. – Пришёл Иисус и пр.: см. прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Некоторые говорят, что все люди, какую бы они веру ни исповедывали, спасутся; и еще: Господь не указал нам, какую содержать веру. Это – ложные мечты человеческие. Что не все спасутся, видно из святого Евангелия. Изображая Свой Страшный Суд, Господь прямо разделяет всех людей на два разряда, и одних поставляет одесную Себя и вводит в Царство Небесное, а других ошуюю и отсылает в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (см. Мф. 25, 31–46 ). И наследующих Царство Небесное будет меньшая часть – даже и из православных только те, которые будут жить по-православному. Это также видно из слов Самого Господа: Много званых, а мало избранных ( Мф. 20, 16 ). О втором же возражении, т.е. что Господь не указал нам, какую содержать веру, должно сказать, что это – клевета на Бога. Ибо не для того ли Сын Божий и на землю сходил, чтобы преподать людям ясное и подробное учение о том, как они должны веровать и располагать жизнь свою по вере? Поэтому и говорил Он: Не нарушить пришел Я закон Моисеев, но исполнить ( Мф. 5, 17 ). И еще говорил о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин. 14, 6 ). И учение его названо глаголами жизни вечной (см. Ин. 6, 68 ). И потому – всех Он призывал к Себе, говоря: Кто жаждет, иди ко Мне и пей ( Ин. 7, 37 ). И еще: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и пр. ( Мф. 11, 28–29 ). А по воскресении Своем, посылая учеников Своих на проповедь , Господь повелел им учить все народы, чтобы соблюдали все заповеданное Им (см. Мф. 28, 20 ). Апостолы же все заповеданное Господом истинное вероучение и нравоучение изложили письменно в святом Евангелии и своих посланиях. Последующие же за ними святые отцы и учителя Церкви Христовой в подробности изъяснили все это истинное вероучение и нравоучение, содержащееся в Священном Писании во всей полноте и чистоте, безо всякой примеси человеческих неправых мнений и разумений. И в начале эта Христова Церковь была одна и единственная во всем мире. И только с IX века Римские папы самовольно стали примешивать к истинному Христову учению свое лживое умствование, через это и отделилась Римская Церковь от Православной Восточной. И чем далее время шло, тем более прибавлялось в Римской Церкви заблуждений; и дошло наконец до того, что некоторые недовольные ею римские католики отпали от нее и образовали свои Церкви, протестантские, еще далее отступавшие от Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

о первом чуде в 2:11 и ещё Мф 11:21=Лк 10:13. Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит — сила совершать чудеса сохранилась у Апостолов и их учеников, см. 1 Кор 12:9–10 о дарах Духа; делами, которые больше сих, Иоанн, по-видимому, называет обращение и собрание в Церкви великого множества людей, не видевших и уверовавших (17:20; 20:29), однако проповедь Апостолов способна добиться успеха только в продолжающейся силе Слова и в действии Святого Духа (15:26–27). Потому что Я к Отцу Моему иду — смерть и прославление Иисуса, Который получает от Отца всякую власть на небе и на земле (Мф 28:18), открывает путь для миссии Церкви. Дела, которые предстоит совершить ученикам, больше сих, потому что служение Иисуса отныне приходит к завершению. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю — выражение во имя Мое означает призывание имени Иисуса, см. 15:16; 16:23. Сила молитвенного призывания не магически-механи­ческая: дерзновение в молитве, о котором говорится в 1 Ин 5:14 (когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили 1 Ин 5:15), предполагает, что ученики любят Христа и исполняют Его заповеди. Да прославится Отец в Сыне — Отец прославляется в делах не только Самого Сына, но и Его учеников; как и Сыну, им надлежит искать не своей славы, а славы Отца (5:41; 7:18; 8:50,54). Если любите Меня — любовь к Сыну обуславливает обетования в ст. 15–21. Соблюдите Мои заповеди — см. ст. 21, 23 и 1 Ин 5:3, а также 1-е послание Климента Римского 49:1 (Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы). В Евангелии от Иоанна любовь никогда не означает только эмоциональное переживание, она выражается в послушании, как и любовь Сына к Отцу (15:10). По-видимому, оригинальный текст отражают рукописи с изъявительной формой thr»sete ‘соблюдёте’, а не с императивом thr»sate ‘соблюдайте’. Даст вам другого Утешителя — выражение Ґllon можно, хотя и не обязательно, понять так, что Иисус также является Утешителем и, поскольку служение Духа в Евангелии тут предстаёт как продолжение земного служения Христа, такое понимание наиболее вероятно.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Не было бы Распятия – не было бы торжественного ухода на Небеса, в Царство Бога Отца. 2 Но кроме этого, основного богословского вектора в понимании значения Крестной Смерти, Евангелист Иоанн понимает Страдания и Смерть Христа как Жертву Агнца (такое именование Христа встречается только в Евангелии от Иоанна). В каком смысле об Иисусе как об Агнце дважды высказывается в нем Иоанн Креститель: Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1, 29, 36 )? Может быть, здесь имеется в виду пророчество Исаии о Страдающем Рабе Господнем? Там Страдалец назван смиренным и безгласным агнцем: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис. 53, 7 ). Очень может быть! Но возможно, что, учитывая пророчество Исаии, Иоанн имел в виду и еще нечто другое. То, о чем речь пойдет в следующем, третьем, пункте. 3 При внимательном чтении Евангелия от Иоанна становится очевидно, что Иоанн связывает Смерть Иисуса с иудейской Пасхой. Иоанн все время подчеркивает эти параллели: Распятие совпадает по времени с пасхальным жертвоприношением – Тогда была пятница перед Пасхою ( Ин. 19, 14 ); Распятому предлагается уксус и иссоп, что является параллелью к рассказу о установлении ветхозаветной Пасхи (см. Исх. 12, 22 ); кровь, истекшая из пронзенного бока Иисуса, тоже намекает на установление Пасхи (см. Исх. 12, 23 ); воины не перебили Иисусу голени – да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится ( Ин. 19, 36 ), что тоже имеет отношение не к чему иному, как к пасхальному агнцу: см. Исх. 12, 46 ; Числ. 9, 12 . Таким образом, несомненно, что Иисус для Ап. Иоанна – не только агнец из Исаии, но и иудейский пасхальный агнец. А что это был за агнец? Каков его смысл? Пасхальный агнец – это агнец, которого приносили в жертву в иудейских пасхальных торжествах и который напоминал о истории, произошедшей во время установления ветхозаветной Пасхи. Освежу в вашей памяти эту замечательную историю:

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

Ин.12:7 .  Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. См. комментарии к Мф.26:12 ; Мк.14:8 . «Оставьте». Более древние кодексы читают, «оставь», и это чтение здесь более подходящее, так как Иоанн говорит, что осуждал Марию только Иуда. «Она сберегла». Древнейшие кодексы читают здесь, «дабы она сберегала» (вместо τετρηκεν – να ... τηρσ). Господь, согласно этому древнему чтению, хочет сказать, что Мария, ныне помазавшая Его ноги, должна оставшееся еще в сосуде миро не продавать, чтобы полученные от продажи деньги раздать нищим, а сберечь на день Его погребения, когда ей можно будет, согласно обычаю, умастить тело Иисуса. Ин.12:8 .  Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. (См. комментарии к Мф.26:11 ; Мк.14:7 ). Ин.12:9 .  Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. С 9-го по 19-й стих идет рассказ о входе Господнем в Иерусалим, который (вход) Иоанн в общем изображает согласно с синоптиками (ср. Мф.21:1–11 ; Мк.11:1–10 ; Лк.19:29–38 ). Но при этом у Иоанна встречаются и некоторые отступления от синоптиков, объясняемые особенностью плана его повествования. Тогда как у синоптиков шествие Христа в Иерусалим начинается от Иерихона, причем не говорится о захождении Христа в Вифанию, у Иоанна вовсе не упоминается об Иерихоне и, напротив, Вифания является главным остановочным пунктом для Христа в этом шествии. Сюда даже спешат иудеи, чтобы убедиться в действительности воскресения Лазаря. Очевидно, Иоанн и здесь пополняет повествование синоптиков. Ин.12:10 .  Первосвященники же положили убить и Лазаря, Ин.12:11 .  потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Первосвященники, заметив волнение в народе, видя, как из-за Лазаря, воскрешенного Господом, многие из иудеев удалились от них ( πγον, в русском переводе неточно – «приходили») и обращались ко Христу, решили умертвить и Лазаря. Ин.12:12 .  На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010