Естественно предположить, что такие же доместики и хоры существовали при митрополите и епископах или при соборных церквах каждой епархии. В Киеве к концу XI и в начале XII в. известен был двор доместиков за Десятинною церковию, где, должно быть, доместики жили и обучали русских церковному пению. Около 1130 г. пришли из Греции к великому князю Мстиславу († 1132) еще три гораздые певца, которые, вероятно, также обучали русских пению и из которых один, Мануил, поставлен в 1136 г. епископом на Смоленскую епархию. Достойно замечания, что некоторые краткие молитвы и стихи у нас пелись тогда по-гречески. Многочисленные толпы народа при двоекратном торжественном перенесении мощей святых Бориса и Глеба (в 1072 и 1115 гг.) единогласно взывали: “Кирие, елеисон”. Звенигородцы в 1146 г., освободившись от врагов, также взывали: “Кирие, елеисон” . В Нижегородском Кондакаре, как мы видели, целая ипакои на Воздвижение написана сначала по-славянски, потом по-гречески, а, кроме того, в так называемых азматиках наряду со славянскими стихами положены на ноты и греческие стихи, писанные славянскими буквами. Например, азматика в гласе 1: “Раби Господа, алелугиа; по всей земли, алелугиа; ти икоумени (τη οικουμνη), алелугиа; о Феос моу (ο Θεтς μου), алелугиа; слава Тебе, Боже, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; ен оли кардиа моу (εν ολη καρδα μου [вселенной... Боже мой... от всего сердца моего (греч.)]), алелугиа...” В гласе 3: “Исповемься Тебе, Господи, алелугиа; по всей земли, алелугиа, алелуиа, алелуиа, алелуиа, докса си о Феос (δοξ σοι ο Θεтς [слава Тебе, Боже (греч.)]), слава Тебе, Боже, алелугиа”. В гласе 4: “И Святому Духу, алелугиа; ке Атио то Пневмати (και Αγιω τ Πνυματι [и Святому Духу (греч.)]), алелугиа”. В гласе 8: “Епи си, Коурие, илписа (επι σοι, Κριε [на Тебя, Господи, надежда моя (греч.)]), алелугиа; ти икоумени, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; слава Тебе, Боже, алелугиа; и Святому Духу, алелугиа...” и пр. (л. 114 – 121). Судя по тому, что в азматиках положены на ноты только некоторые слова стихов, можно думать, что это сделано для образца и что по указанным образцам пелись и остальные слова тех же стихов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

У створено фонд для надання допомоги перебувають у 5 2011 р. 11:05 Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон в ходе рабочей поездки в Новгородскую и Старорусскую епархию , состоявшейся 31 марта и 1 апреля 2011 года, принял участие во встрече с губернатором Новгородской области Сергеем Митиным, посетил несколько медицинских и социальных учреждений города, провел встречи с духовенством епархии, директорами школ и лидерами волонтерских организаций, сообщает Диакония.ру . Губернатор области С. Митин по итогам встречи с епископом Пантелеимоном и архиепископом Новгородским и Старорусским Львом принял решение о создании фонда для поддержки женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, и сделал первый денежный взнос. За счет средств фонда будет оказываться поддержка малообеспеченным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в частности тем из них, кто состоял в списках на аборт, но принял решение отказаться от него, а также малообеспеченным многодетным семьям. Участники встречи отметили, что оказание помощи матерям является одной из мер, направленных на достижение важной цели — укрепления института семьи. «Если у нас будут крепкие многодетные семьи, то не нужны будут дома престарелых и интернаты для брошенных детей», — отметил епископ Пантелеимон. В ходе поездки председатель Синодального отдела встретился с лидерами добровольческих организаций области, преподавателями и студентами Новгородского государственного университета и ответил на их вопросы. Представитель администрации вуза рассказал о сложностях в формировании групп добровольцев. Председатель Синодального отдела предложил создать неформальную организацию добровольцев и пригласил наиболее активных представителей студенческой молодежи, участвующей в делах милосердия, посетить Москву для знакомства с церковными социальными проектами. Архиепископ Лев и епископ Пантелеимон посетили также несколько социальных и медицинских учреждений Великого Новгорода и области, в том числе онкологический диспансер, первую городскую больницу, два дома ветеранов, дом малютки, психиатрическую больницу и реабилитационный центр для несовершеннолетних. Владыки прошли по палатам, утешая и ободряя пациентов, и подарили им цветы, иконы и подарки. Во второй день поездки во время встречи с духовенством епархии, студентами Новгородского духовного училища, а также епархиальными соцработниками и сестрами милосердия епископ Пантелеимон рассказал об опыте социального служения возглавляемого им Синодального отдела. Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1445485...

Говоря об устройстве и приращениях физического кабинета С.-Петербургской Дух. Академии, нельзя не назвать с признательностью имени бывшего профессора физики, Д. И. Ростиславова , заботливости которого академия обязана устройством этой части. Управление академии и списки наставников 1) Высшее управление Со времени преобразования духовных училищ, главное начальство и высшее управление академией принадлежало Комиссии духовных училищ, образовавшейся в 1808 г. из временного Комитета, Высочайше учрежденного для начертания общего плана воспитания духовного юношества, и составлявшей отдельную от св. Синода, хотя и подчиненную ему, правительственную власть. Но с 1839 г., когда, после упразднения Комиссии дух. училищ, высшее заведование духовно-учебной частью сосредоточено в св. Синоде, С.-Петербургская Духовная Академия, наряду с прочими, подлежит высшему управлению св. Синода 213 . 2) – Внешнее Академии, также как по Министерству народного просвещения университеты, поставлены во главу учебных округов: таким образом С.-Петербургская Дух. Академия находится во главе С.-Петербургского учебного округа. Состав округа В 1808 году к здешнему округу приписаны шесть семинарий: 1) Новгородская, 2) С.-Петербургская, 3) Псковская, 4) Тверская, 5) Могилевская и 6) Архангельская. Смоленская семинария, приписанная сначала к Киевскому округу, отнесена потом к здешнему. Грекоунитские семинарии, Белорусская и Литовская, хотя образованы были по уставам, изданным для православных дух. училищ, и сходствовали с ними в главных основаниях своего управления, подлежат с 1836 года веденью Комиссии дух. училищ, не были однако же введены в общий состав учебных округов; только в видах приготовительных к этому мер курсы учения, расположенные в них по курсам округа Московского, в 1839 г. были сравнены с курсами ближайших округов С.-Петербургского и Киевского 214 . В 1840 г., вследствие Высочайшей воли о соединении Белорусской епархии с Полоцкой, и состоящая в Полоцке семинария, именовавшаяся доселе Белорусской, переименована в Полоцкую 215 ; а с 1843 г., по закрытии Белорусско-Литовской Дух. Коллегии, в ведомстве которой находились обе семинарии, они причислены, по Высочайшему повелению, к С.-Петербургскому духовно-учебному округу 216 , с подчинением С.-Петербургской Дух. Академии. С преобразованием Рижского викариатства в самостоятельную епархию, учрежденное в 1846 году в Риге духовное училище, для детей тамошнего православного духовенства и туземцев, готовящихся к занятию священнослужительских мест, переименовано в 1850 г., по Высочайше утвержденному докладу св. Синода, Рижской семинарией, с причислением к С.-Петербургскому духовно-учебному округу 217 . Итак, в настоящее время состав С.-Петербургского духовно-учебного округа образуют 11 семинарий, и при них 43 уездных училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Архив Пн Жизнь как служение 19 ноября 2016 г. 14:37 Жизнь Патриарха нераздельно связана с жизнью Церкви. И юбилей Первосвятителя не просто личный праздник: это событие, имеющее общецерковное измерение. 70 лет важная веха на земном пути Предстоятеля Русской Церкви и одновременно повод оглянуться назад и посмотреть, какие изменения произошли в церковном организме, понять, где находится церковный корабль и что еще предстоит сделать. Статья митрополита Волоколамского Илариона опубликована в ноябрьском номере «Журнала Московской Патриархии»   ( pdf-bepcuя ). Избрав будущего Патриарха для священнического, а затем и святительского служения, Господь в избытке излил на него благодатные дары Святого Духа, дал ему все необходимое, чтобы достойно вести вверенную паству ко спасению. Будучи еще совсем молодым человеком, в 29-летнем возрасте, он стал ректором духовной академии и епископом, а спустя десять лет — правящим архиереем, которому пришлось в буквальном смысле из руин поднимать Смоленскую епархию и с нуля создавать Калининградскую . В трудный период распада страны митрополит Кирилл возглавил Отдел внешних церковных сношений и долгие годы определял всю внешнюю, а в значительной степени и внутреннюю политику Русской Церкви. В то время в Церкви не было разветвленной структуры профильных отделов, комиссий и иных синодальных учреждений, поэтому Отдел занимался оперативным управлением — от контактов с главами зарубежных религиозных организаций и участия в работе международных структур до выстраивания отношений с чиновниками, государственными и общественными организациями внутри страны, налаживания системы церковной благотворительности, катехизации, духовного окормления представителей различных профессиональных и социальных категорий. Деятельный и энергичный характер руководителя помогал всему Отделу справляться с этой титанической работой. Уникальное свойство Патриарха Кирилла в том, что, будучи глубоко укоренен в церковной традиции, он — и в молодости, и в зрелом возрасте — был и остается очень открытым человеком, способным к диалогу с необычайно широким спектром людей, в том числе далеких от Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4685455.ht...

Избраны были уполномоченные – иеромонах и братчик – и отправлены в Гродну следить за делом. Прибывши в город, они явились к подканцлеру Сапеге и просили вписать их дело в реестр подлежащих разбору дел в числе первых. Сапега приказал вписать дело в конце – «с мыслью, не отложат ли его». Поверенные обратились с просьбой к инстигатору Лопатынскому. А тот им ответил: «Пусть отдадут нам наши монастыри москали, что отняли у нас в Смоленске, в Стародубье, в Чернигове и Киеве, – тогда и мы отдадим вам ваши; а то вы живёте в нашем польском государстве и хотите ещё расширяться...» Уполномоченным всё-таки удалось добиться протекции князя Черторыйского – и дело их было доложено суду. Но суд счёл дело неподсудным себе и предложил обратиться к Королевскому реляцийному суду в Варшаву 143 . Система уклонения от разбирательства дел через перевод их из одной судебной инстанции в другую, или через отлагательство дела на неопределённое время за наличностью «других важнейших дел», часто практиковалась в польском судопроизводстве. Монастыри не были возвращены. Настоятель «Новопечерского» 144 Дятловичского монастыря игумен Иоанникий жалуется в 1748 году, что вот уже семнадцать лет тянется поземельное дело монастыря с Долматом и не может придти к разрешению. Он, игумен, даже ездил лично по этому делу в Варшаву, но всё без пользы. В довершение всего Минский трибунал «отложил» дело на неопределённое время, с запрещением обращаться в другие судебные инстанции – под угрозой лишения монастыря всех его владений 145 . – «С прибытия моего в епархию», – писал святейшему синоду преосвященный Переяславский Иов в 1774 году: «многие священники являлись и ныне являются ко мне с представлением, что помещики – владельцы, явно презирая духовенство, делают ему обиды, не допуская владеть дедовским достоянием»; отнимают со двора последнего человека и слугу, а за занесение жалобы «злобятся и набольшие притеснения простираются», а между тем «удовольствие едва-де по судам кто получает, будучи мирскими чиновниками презираемы» 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Фонд поддержки женщин, испытывающих тяготы жизни, будет учрежден в Новгородской области 5 апреля, 2011. Редакция " Правмира " «Если у нас будут крепкие многодетные семьи, то не нужны будут дома престарелых и интернаты для брошенных детей» Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон в ходе рабочей поездки в Новгородскую и Старорусскую епархию, состоявшейся 31 марта и 1 апреля 2011 года, принял участие во встрече с губернатором Новгородской области Сергеем Митиным, посетил несколько медицинских и социальных учреждений города, провел встречи с духовенством епархии, директорами школ и лидерами волонтерских организаций. По итогам встречи губернатор принял решение о создании фонда для поддержки женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, и сделал первый денежный взнос. За счет средств фонда будет оказываться поддержка малообеспеченным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в частности тем из них, кто состоял в списках на аборт, но принял решение отказаться от него, а также малообеспеченным многодетным семьям. Участники встречи отметили, что оказание помощи матерям является одной из мер, направленных на достижение важной цели — укрепления института семьи. «Если у нас будут крепкие многодетные семьи, то не нужны будут дома престарелых и интернаты для брошенных детей», — отметил епископ Пантелеимон. В ходе поездки председатель Синодального отдела встретился с лидерами добровольческих организаций области, преподавателями и студентами Новгородского государственного университета и ответил на их вопросы. Владыка предложил создать неформальную организацию добровольцев и пригласил наиболее активных представителей студенческой молодежи, участвующей в делах милосердия, посетить Москву для знакомства с церковными социальными проектами. Во второй день поездки во время встречи с духовенством епархии, студентами Новгородского духовного училища, а также епархиальными соцработниками и сестрами милосердия епископ Пантелеимон рассказал об опыте социального служения возглавляемого им Синодального отдела.

http://pravmir.ru/fond-podderzhki-zhensh...

Василиск ушел в рославльские леса и вел там суровый подвижнический образ жизни, но при этом его официальный статус еще не был урегулирован, так как он каждый год должен был возвращаться в свою деревню и получать увольнение, так называемый вид на жительство. И вот отец Адриан рекомендует будущему Зосиме обратиться к старцу Василиску за духовным руководством, но говорит, что «скорее всего, он тебя не возьмет, потому что по смирению своему отказывается кого бы то ни было брать, уже многие обращались, но не могли его уговорить. Он предпочитает одиночество какому-то совместному пути, потому что понятно, что ученик должен поселиться с ним в келье или неподалеку от него и получать от него непосредственно духовное руководство». Первоначально Василиск отказывается принять будущего Зосиму, но Зосиме удается оказать ему определенную услугу. Он вызывается выправить ему вечное увольнение, как говорили – «вечный вид», то есть поехать в Тверскую губернию, откуда происходил старец Василиск, и оформить все бумаги. Так и происходит. Он едет как дворянин, как отставной поручик гвардии, и ему это удается. Он выправляет «вечный вид», возвращается в рославльские леса с этой бумагой, и старец Василиск чувствует благодарность и не может отказать молодому поручику принять его в совместное жительство. Они поселяются вместе и около двух-трех лет живут в рославльских лесах. Однако возникают трения с местной администрацией, которая недовольна жизнью каких-то непонятных, никаким образом не оформленных ни в церковном, ни в гражданском отношении пустынников. Адриан (Блинский), руководитель всей этой большой группы пустынников, должен искать покровительства. Он отправляется в Петербург к митрополиту новгородскому Гавриилу (Петрову) с просьбой о защите, о покровительстве, причем сначала имеется в виду, что митрополит напишет некое письмо, и они все останутся в рославльских лесах. Но Гавриил предпочитает другой сценарий, он говорит: «Нет, я не могу вмешиваться, это не моя епархия (Смоленская), лучше давай сделаем так: переходите в мою епархию, Петербургскую, и поезжай на остров Коневец» (на Ладожском озере есть два крупных монашеских центра – наиболее известный Валаам, и меньший, более пустынный, – на острове Коневец).

http://pravmir.ru/kak-startsyi-zhenskoe-...

1838 г. Дело об убийстве свящ.Сченсновича). 485 Вызов священников из других епархий в Полоцкую начался в 1833 г. Пр.Смарагд прежде всего обратился к Могилевскому первосвященному с просьбой прислать кандидатов для замещения священнических мест в Полоцке. Из Могилева прибыло только 4 окончивших курс семинарии. Их оказалось мало. Смарагд тогда отнесся к Смоленскому и Псковскому епархиальным начальствам с приглашением окончивших курс в семинариях на службу в Полоцкую епархии, но там никто не откликнулся. Положение было критическое. В сентябре чувствовался большой недостаток в священниках, диаконах, причетниках, – в это время в епархии недоставало 10 священников, 16 диаконов и 75 причетников. Между тем, имелись в виду еще новые присоединения униатских приходов, следовательно, новые свободные священнические места, а замещать их было некем. Поэтому пр.Смарагд просил Синод выслать ему из других епархий 15 священников и 50 причетников, а также 5 священников, известных своей ученостью, которых бы можно было командировать в приходы для принятия в православие униатов. Синод поручил пр.Смарагду обратиться к Подольскому и Волынскому преосвященным, не пожелает ли кто из духовенства их епархий перейти на службу в Полоцкую епархию, а владыке Петербургскому, Московскому и Тверскому предписал предложить образованным священникам своих епархий, не откликнется ли кто-либо на зов пр.Смарагда. Хотя вызываемым предлагались большие льготы и выгоды: 1) сверх своих доходов от занимаемых мест и штатного жалования, если такое было, назначалось на время служения особое жалованье по 300 руб. в год; 2) прогоны на 3 лошади, 2 р. в сутки на содержание в пути и 500 р. на первоначальное обзаведение, – вызов не имел успеха. Только в Московской епархии (из трех епархий) один священник, Ив.Антонов, дал согласие, но епархиальное начальство не согласилось командировать его, так как он состоял под следствием и был запрещен от священнослужения. Предложение было сделано и окончившим курс С.-Петербургской духовной академии, но из них только один Пав.Весин, кандидат X курса, (впоследствии протоиерей, настоят.Екатерининской, что на Васил.острове, в СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В царствование Екатерины возымело в силу правило, чтобы лицо, однажды удостоенное звания синодального члена; сохраняло оное навсегда. «Преосвященного Иннокентия, епископа псковского, говорилось в указе 1 апреля 1767 года, по бытности его преосвященства в присутствии Святейшего Синода, именовать и писать синодальным членом да и впредь кои от Ее Императорского Величества определены будут к присутствованию в Святейшем Синоде, тех, с того времени именовать и писать синодальными же членами». Правило это в точности соблюдалось, распространяя силу даже тех, кои временно заседали в синодальной конторе. Примером сему служит Парфений (Сопковский), епископ смоленский, который присутствовал в с-петербургской синодальной конторе в 1774–1775 г. г. по случаю отбытия Святейшего Синода в Москву и которому при отправлении его на епархию указом 9 января 1776 года оставлен навсегда титул члена Святейшего Синода. В царствование Екатерины Святейшему Синоду предоставлялось, наравне с Правительствующим Сенатом, пользоваться вакационным временем. 21 июля 1766 года синодальный обер-прокурор Мелиссино предлагал Святейшему Синоду о высочайшем, последовавшем по его докладу, соизволении, чтобы «Святейшему Синоду для нынешнего летнего времени иметь вакации на месяц с тем, чтобы синодальным членам для текущих дел присутствовать в Святейшем Синоде по две персоны с переменой через две недели…и впредь навсегда, когда Правительствующему Сенату повелено будет иметь вакации, то бы и Святейший Синод таковой же свободой пользовался». Подобные высочайшие соизволения повторялись и в последующие годы. Для наглядного ознакомления с тем, как Синод пользовался этим вакационным временем и как он исполнял разрешавшие ему свободу от занятий высочайшими повелениями, приведем последнее по сему предмету определение Святейшего Синода из времени царствования императрицы Екатерины. 14 июля 1796 года тайный советник синодальный обер-прокурор императорской академии художеств президент и кавалер Алексей Иванович Мусин-Пушкин словесно объявил, что Ее Императорское Величество всемилостивейше повелевает членам Синода сего июля с 15 следующего августа по 15 число воспользоваться свободой от присутствия в Синоде, сообразно тому, как Генерального Регламента 9-ю главой узаконено.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Др. заботой П. было состояние духовных школ. По прибытии в епархию он обратил внимание на излишнее число воспитанников в низших классах Смоленской ДС и славяно-рус. школах уездных городов. Среди них оказалось много великовозрастных и не стремившихся к учебе воспитанников, к-рые своим пребыванием в школах лишь затрудняли преподавание учебных дисциплин в высших классах семинарии. В связи с этим П. отчислил из низших школ неспособных юношей, расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук; указом от 28 окт. 1787 г. увеличил срок преподавания богословия с 2 до 4 лет, ввел обучение нотному пению, основам языкознания. В 1763 г. начал действовать класс греч. языка, к-рый воспитанники посещали «по желанию» ( Сперанский. 1892. С. 61-62, 64). В 1768 г. для учеников 3 высших классов устанавливались обязательные «чередные» богослужения. Лучших воспитанников П. направлял в Московский ун-т, где они обучались на его личные средства, а по возвращении становились преподавателями в Смоленской семинарии. «Неспособных к наукам» П. отдавал в «ремесла»; один из них, С. М. Трусиций, позже руководил сооружением иконостаса Успенского собора. При П., в 1779-1783 гг., в семинарии обучался Н. А. Мурзакевич (1769-1834) - 1-й историк Смоленска. Епископ, узнав об увлечении юноши историей, предоставил ему свою б-ку и допустил в архив духовной консистории. Указом Синода от 22 янв. 1780 г. П. исходатайствовал увеличение жалованья до 2000 р. ассигнациями в год на содержание семинарии. Однако впосл. эта сумма «далеко не удовлетворяла всем нуждам заведения», поэтому при встрече с имп. Екатериной II, к-рая остановилась в Смоленске в 1787 г., П. пожаловался, что семинария располагает «самыми скудными материальными средствами», и испросил у императрицы в «добавление к отпускаемой сумме» еще 2260 р. Имп. Екатерина II повелела немедленно выдать прибавочные 2500 р. и выплачивать такую же сумму впредь. В янв. 1768 г. П. составил и издал правила для «благоустройства низших духовных школ», состоявшие из 16 пунктов ( Сперанский И.

http://pravenc.ru/text/2579087.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010