Патриарха ждали к одиннадцати, а в 9 утра уже за ограждениями стояли студенты и очень переживали, будет ли им видно Патриарха. «Разве вы Патриарха не видели?», — специально спросил я у них. «Как же, это такое великое событие», — сказали они с огромным воодушевлением. Приезд Патриарха стал долгожданной большой радостью. Патриарху была присвоена степень почетного доктора МИФИ. В таком случае предполагается чтение доклада. Святейший сказал, что прочтет доклад, но перед этим скажет несколько слов: он говорил ровно тридцать минут, возможно, что были озвучены мысли из подготовленного доклада, однако он не читал, а говорил от всего сердца. Его слушали с большим вниманием. Патриарх в своей речи просто попал в десяточку, потом в кулуарах говорили, что, наверное, он  учился в Питерском политехе.  Святейший говорил очень просто об очень сложных и важных вещах. Он сказал, что сама научная деятельность всегда связана с аскетизмом, ограничением себя. Слова воодушевления были очень важны для студентов, ведь в последние годы молодое поколение уже не горит наукой. Святейший говорил простые, очень понятные вещи, и это поразило многих в аудитории, люди едва ли ожидали услышать такие слова. Патриарх говорил о главном и так, как, возможно, от него не ожидали. В результате были сломаны многие стереотипы – именно в сломе стереотипов сегодня наша основная задача. Жаль, что не все священники, выступавшие потом на банкете у ректора,  смогли найти столько же простую и ясную форум обращения: ведь когда мы говорим, скажем, о «противостоянии Афин и Иерусалима», то должны понимать, что нашей аудитории едва ли ясен предмет обсуждения. Конечно, руководству МИФИ и духовенству, которое там будет трудится потребуется большой такт. Человек, видя рядом с собой верующих, боится, что на него начнут давить. Домовый храм МИФИ прекрасен, при МИФИ есть община, и я надеюсь принять участие в ее жизни – время от времени я бываю в МИФИ и служил там первый молебен еще в 90-х. Я исповедовал причащал и первого ректора МИФИ – В. Г. Кириллова-Угрюмова. Он был искренне верующим человеком и храм теперь освящен, по его просьбе, в честь Смоленской иконы Божией Матери.

http://pravmir.ru/protoierej-maksim-perv...

- измеримой — чтобы после завершения проекта можно было оценить, достигнут ли желаемый результат; - достижимой — чтобы вы действительно могли к ней прийти; - определенной во времени — чтобы было понятно, что все это возможно сделать за то время, которое у вас есть; - уместной, то есть она должна действительно решать обозначенную проблему. СПРАВКА Грантовый конкурс «Православная инициатива» зародился в 2005 г. в Приволжском федеральном округе как один из проектов Международной грантовой программы Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». Направления конкурса: «Образование и воспитание», «Социальное служение», «Культура», «Информационная деятельность». С момента начала работы было подано 18 577 заявок, из них победили более 3800. Церковные организации среди победителей составили 44%. Средств гранта реализовано на 1,3 трлн руб. Максимальная сумма гранта — 1,2 млн руб. В конкурсе «Малых грантов» сумма гранта не превышает 120 тыс. руб. За 17 лет хотя бы раз в конкурсе приняли участие все регионы РФ, в их числе 80% епархий с территории Российской Федерации. Среди победителей число приходов (в партнерстве со светскими организациями) из малых городов и сел составляет около 25–30%. Ежегодно фонд конкурса составляет 100 млн руб. ДОБРОЕ ДЕЛА НА ВЫБОР Грантовый конкурс «Православная инициатива» — это широкий спектр социальных проектов, предоставляющих возможность найти и исполнить доброе дело по своим силам и знаниям. Но иногда эти проекты оказываются настолько востребованными в обществе, а их исполнители так входят во вкус, что их идеи живут и развиваются, встречая все большую заинтересованность, поддержку и помощь людей и организаций, обладающих разного рода ресурсами. О трех таких проектах мы и хотим вам рассказать. Милосердие без границ Когда Православное сестричество во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» г. Смоленска (далее «СмолМИЛОСЕРДИЕ») подало свою первую заявку на грантовый конкурс «Православная инициатива», у сестер уже был опыт кормления бездомных и ухода за лежачими больными в неврологических отделениях двух смоленских больниц. Вокруг «СмолМИЛОСЕРДИЯ» на тот момент сложился определенный круг волонтеров и благотворителей, стремившихся помочь людям в трудной жизненной ситуации.

http://e-vestnik.ru/interviews/konkurs_p...

На лекции заведующего кафедрой теологии МИФИ, профессора митрополита Илариона присутствовали ректор университета М.Н. Стриханов, настоятель домового храма в честь Смоленской иконы Божией Матери иеромонах Родион (Ларионов), проректора, деканы, профессора, преподаватели, студенты. Для лучшего усвоения материала слушателям были предложены экземпляры Нового Завета. По окончании лекции митрополит Иларион ответил на вопросы. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] У збори Кирила з РФ С.С. Кравцовим У проходить з у монастирях з ключовими словами – заклади   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3224007...

Доброе дело на выбор  Грантовый конкурс «Православная инициатива» — это широкий спектр социальных проектов, предоставляющих возможность найти и исполнить доброе дело по своим силам и знаниям. Но иногда эти проекты оказываются настолько востребованными в обществе, а их исполнители так входят во вкус, что их идеи живут и развиваются, встречая все большую заинтересованность, поддержку и помощь людей и организаций, обладающих разного рода ресурсами. О трех таких проектах мы и хотим вам рассказать. Милосердие без границ  Когда Православное сестричество во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» г. Смоленска (далее «СмолМИЛОСЕРДИЕ») подало свою первую заявку на грантовый конкурс «Православная инициатива», у сестер уже был опыт кормления бездомных и ухода за лежачими больными в неврологических отделениях двух смоленских больниц. Вокруг «СмолМИЛОСЕРДИЯ» на тот момент сложился определенный круг волонтеров и благотворителей, стремившихся помочь людям в трудной жизненной ситуации.  Благодаря гранту «Добрый обед для бездомных» нуждающиеся не только смогли пообедать несколько чаще, чем раз в неделю, но и в более комфортных условиях — за столом под навесом. Желающим помогали восстановить документы, оказывали первую доврачебную помощь, выдавали чистую одежду и обувь. Заявку на первый грант подавали при поддержке регионального координатора «Православной инициативы» от Смоленской митрополии Марии Жуковой, поэтому ошибок в ней практически не было. Первая же победа в конкурсе окрылила, а приобретенный опыт позволил выиграть уже президентский грант, на который сестричество оснастило свои вагончики необходимым оборудованием, материалами и мебелью. С этого дня помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказывалась в максимально удобных условиях, а горячее питание (до 60 обедов в день) стало ежедневным.  Направление работы с бездомными постепенно совершенствовалось и расширялось. Очередной грант позволил обеспечить горячим питанием не только людей без определенного места жительства, но и малоимущих смолян. Накормив нуждающихся, сотрудники «СмолМИЛОСЕРДИЯ» и добровольцы далее вели работу с бездомными по их социализации и возвращению к нормальной жизни. Предусмотрена была и духовно-психологическая помощь добровольцам для профилактики выгорания. 

http://patriarchia.ru/db/text/5937063.ht...

Седьмое. Понятие Русский народ определяется не этнической, а культурной принадлежностью. Если Вы этого не понимаете, то не сможете понять феномен такого государства как Россия. Поэтому любое разделение общности, называемой Русский народ, по национальному, религиозному, территориальному или любому другому признаку, ведёт к уничтожению России как государства. Если Вы готовы говорить по существу, а не тиражировать домыслы и мифы, то разговор представляет интерес. В противном случае не вижу смысла его продолжать. 18 августа 2012. По первому пункту. Повторюсь, если Вы не можете по-совести – давайте по закону. Я понимаю, что на слове «законопослушный» строится вся Ваша аргуметация.  Хочу лишь заметить, что закон, это всего лишь компромисс между МОРАЛЬЮ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.  Не секрет, что разные статьи закона могут с равной степенью «законности» оправдывать или «осуждать» одно и тоже действие. То же можно сказать и о конституции, которую можно менять с каждой сессией парламента.  Это я к тому, что не стоит выдавать закон за некую константу – ему свойственно меняться. В этом смысле, считаю, что этой константой, на данной территории, всё еще является русская система ценностей:  часть того, что Вы подразумеваете под «культурной принадлежностью» в Вашем п.7 .  Почему часть? Потому, что нельзя понять Пушкина, Достоевского, Гоголя вне православия.  Другими словами, нет у нас «исторического наследия», «национального достояния», «истории, искусства», «культурного наследия» и т.д. и т.п. в ОТРЫВЕ от ПРАВОСЛАВИЯ.   К сожалению, не понимание этого беда ВСЕХ европейцев, а не только русских. Мне это очевидно потому, что я родился и вырос в мусульманском мире. Мы (европейцы), понимая это или нет, живем в системе (пост?)христианских ценностей. Оценки того, что плохо, а что хорошо имеют христианскую основу. К примеру, именно поэтому, издевательство над пленным – низость с точки зрения европейца и воинский подвиг, с точки зрения моджахеда. Убей кафира, обмани кафира, дар аль-ислам, дар аль-харб и пр. и пр. Но повторю, европейцы об этом и не догадываются,  говоря об «общечеловеческих ценностях». Именно поэтому, голый юридизм, в отрыве от христианской морали, вещь (наверное) хорошая, но безполезная.

http://sobory.ru/article/?object=00584

2. Среда. Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста. Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Днесь пятозарный мучеников лик...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Люди беззаконнейшия...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Дивен Бог во святых Своих...», и стихира мучеников, глас 1-й: «Лучи возсияша...». «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, возрадуемся...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Многи скорби праведным...», и стихира мучеников, глас 2-й: «Кровными токи...». «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пятозарная страдалец свеща...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте Тя...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: радуйся, жезле...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-15/

Вторая особенность звонов – их ритмическое своеобразие. На фоне ритмического ostinato самого низкого колокола (постоянный, неизменяемый ритм) возникают ритмические контрапункты средних и малых колоколов. Гармоническая палитра и ритмический узор колокольных звонов зависит от мастерства, воображения, творческой одаренности умелых звонарей. Но и здесь, в искусстве звона, следует говорить о сочетании уставного канона и традиций народного творчества, церковной преемственности и индивидуального дара музыкальной импровизации. Музыкальная основа праздничных звонов – ритмическая вариационность, столь характерная для русского народного искусства. Ритмические узоры звонов, родственные декоративному орнаменту белокаменных храмов, русским кружевам, воспринимаются как красочные сочетания малых и средних голосов, контрапунктирующих равномерным ударам большого колокола. Красотой русских звонов восхищались русские музыканты-композиторы, исследователи древнерусского музыкального искусства. В одном из писем С.В. Смоленского возникает красочное описание праздничного звона и чутко подмеченных им ритмических особенностей, характерных для многих русских колокольных звонов. «Сегодня у нас, казанцев, большое торжество – встреча иконы Божией Матери, приносимой в город из Семиозерной пустыни, – за 17 верст от города. Невероятная масса народа – говорят, будто бы до 200 тысяч, – покрывает весь луг берега Казанки, образуя дивные сочетания зелени с красными и белыми цветами одежд. Какая-то совершенно поразительная сила веры и кротости двигает эту массу, дисциплинирует ее и тем дает представление о форме явлений высшего порядка... Глядя на это явление с колокольни, я в первый раз удивился тем ритмическим вариациям, которые проделывал весьма искусный звонарь на малых колоколах. Вариации эти, по их тематическим фигурам, решительно сходны со всеми приемами развития тем в наших народных песнях, и этот «красный звон» действительно совпадал с радостным настроением красно-белой толпы... Затакты, увеличение числа нот с помощью делений 1/8 и 2/1 6 и внезапных сокращений на У4 на малых колоколах совершенно правильно контрапунктировали с крупными фигурами колоколов, ударяемыми от ноги и левой рукой звонаря, и вполне подчинялись ритму большого колокола, звонящему маятником в оба края... Особенно удивила меня фигура внезапного прекращения звона и внезапного же начала его дружным аккордом во все колокола, с немедленным затем вариационным движением на средних под аккомпанемент малых аккордами». Казань. 26 июня 1896 год. (Смоленский С.В. Красный звон. [Из письма]. Татевский сборник С.А. Рачинского. СПб., 1899. С. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Сестричество З. п. существовало не только в рамках трудовой артели. После того как 3 авг. 1922 г. ВЦИК издал постановление, разрешающее верующим организовываться в религ. об-ва, было подано заявление о регистрации религиозного об-ва при церквах З. п. Согласно этому документу, в храмах обители служили священники Михаил Виноградов и Димитрий Розанов. Договор был подписан 22 марта 1924 г. (Там же. Ф. 2457. Оп. 1. Д. 42. Л. 18-33). Инспектор Московского обл. земельного отдела отмечал: «В политическом отношении с/х артель Зосимова пустынь представляет из себя религиозную общину, состоящую почти из монашенок, выходцев из крестьянского сословия различных губерний, объединенных между собой на почве религиозных предрассудков, с самобытным укладом монастырской жизни и со строго централизованным управлением» (Там же. Ф. 719. Оп. 1. Д. 268. Л. 276). Заседание по пересмотру коллективов Московской губ. 24 марта 1925 г. при участии представителя от ГПУ постановило артель «сохранить при условии проведения реорганизации путем исключения из состава артели монашествующих лиц, не имеющих избирательных прав, и изменения уклада жизни» (Там же. Л. 327). В 1928 г. в «трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь» состояло 166 чел. (Там же. Ф. 718. Оп. 1. Д. 324. Л. 19). Постановлением Президиума Московского Совета от 28 дек. 1928 г. артель была ликвидирована (Там же. Ф. 66. Оп. 19. Д. 346-А. Л. 1, 2). По свидетельству современников, в мае 1929 г. монахини были изгнаны милицией, поселились в окрестностях обители, занимались рукоделием, летом помогали крестьянам на полях. В 1931-1932 гг. 56 сестер, священники М. Виноградов и Д. Розанов были репрессированы, приговорены к ссылке в исправительно-трудовые лагеря, но большинству лагерь заменили высылкой в Казахстан. Известны имена 7 сестер, вернувшихся из лагерей, и 10 вернувшихся из казахстанской ссылки. Арестованная 25 мая 1931 г. игум. Афанасия (Лепёшкина) скончалась в ссылке в Казахстане. Уехавшая с игуменией по собственному желанию прмц. Евдокия (Бучинёва) скончалась на следующий день после игумении. Прмц. Мария (Портнова) была арестована 21 мая 1931 г., сослана в Казахстан, проживала в Павлодаре, 25 сент. 1937 г. была арестована вторично, расстреляна. Прмц. Магдалина (Забелина) в мае 1929 г. поселилась в дер. Новинской близ Наро-Фоминска. 22 мая того же года вместе с проживавшими с нею 3 сестрами была арестована, сослана в Казахстан, где скончалась.

http://pravenc.ru/text/200057.html

XVII-XVIII в. нередко настоятельниц обители выбирали из числа выходцев из Белоруссии («из смолянок»). Нек-рые из них активно поддерживали царевну Софию Алексеевну и ее родных сестер, а в 1698 г., в период настоятельства Памфилии Потёмкиной (1693-1701), оказались замешаны в последнем стрелецком бунте. «Кутьянам» удалось избежать репрессий, однако в 1702 г. Новодевичий мон-рь был подчинен Преображенскому приказу ( Шведова. 1986. С. 88). За годы пребывания кутеинских сестер в Новодевичьей обители монастырская б-ка пополнилась 82 принадлежавшими им книгами кирилловской печати (в т. ч. Кутеинской типографии). Об этом свидетельствуют встречающиеся в книгах многочисленные маргиналии последних, включая автографы игумений (Там же. С. 86-88). Благодаря им можно уточнить происхождение выехавших в Москву кутеинских монахинь. Пребывая в Москве, они продолжали активно поддерживать связи и осуществлять прямые контакты со своей малой родиной. В 1674 г. сестры О. У. м. получили от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту, позволявшую им приезд из Орши в Москву 2 раза в год ( Чистякова. 2000. С. 42-87). Из-за переселения в Россию и притеснения в Орше от поляков-католиков, о чем жаловалась в 1674 г. в Москву игум. Трифиллия, число монашествующих в О. У. м. снизилось. В кон. XVII в. О. У. м. на некоторое время стал униатским, сохранив свои владения и имущество. Пользуясь им, сестры, как и братья Кутеинского муж. мон-ря, продолжали поддерживать связи с местной шляхтой (АВАК. Т. 11. 113. С. 358-360). К 1718 г. в обители проживали всего 46 стариц ( Чистович. 1884. С. 222; Чистякова. 2000. С. 44, 55). В XVIII - нач. XX в. 8 июля, в день чествования Казанской иконы Божией Матери, в О. У. м. собирались многочисленные богомольцы, в основном жители Могилёвской и Смоленской губерний. Их число доходило до 8 тыс. чел., что вызывало «зависть» католиков, стремившихся похитить чудотворную икону ( Ржевусский. 1891. С. 4-8). В 1842 г. О. У. м. был определен к необщежительным обителям 1-го класса. В 1864-1867 гг.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Важно подчеркнуть, что первые значимые результаты налаживания государственно-церковных отношений в Смоленской области были достигнуты раньше изменения официальной религиозной политики в стране. Подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси стала поводом для последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности», а предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в этой сфере не находили понимания у руководителей государства. Здесь необходимо упомянуть о двух событиях 1986 г. В марте было принято постановление «О мерах по противодействию клеветнической клерикальной зарубежной пропаганде в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции», в котором указывалось на необходимость тщательного контроля за деятельностью религиозных организаций. В ноябре Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев в своем выступлении в Ташкенте призвал вести решительную борьбу с проявлениями религиозности. В Смоленской области 1986 и 1987 гг. были отмечены событиями, прямо противоречащими официальному курсу государства в отношениях с Церковью. 25 июня 1986 г. было получено разрешение от Совета по делам религий на строительство нового деревянного храма в поселке Монастырщине. В 1987 г. был открыт Петропавловский приход в г. Ярцеве — первый приход, созданный на Смоленской земле в годы советской власти. Заметные изменения в отношениях Церкви и государства произошли во время широкого празднования 1000-летия Крещения Руси. В Смоленской области событие было отмечено не только церковными торжествами, но и многими тогда еще непривычными для региона общественными мероприятиями с участием ведущих российских ученых, видных отечественных и зарубежных церковных деятелей. В Смоленске празднование 1000-летия Крещения Руси было приурочено ко дню Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Тысячи смолян стали участниками праздничных богослужений. По случаю празднования состоялся прием у председателя Смоленского облисполкома А.И. Орлова.

http://patriarch.patriarchia.ru/vzaimoot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010