50 См. Адрес от имени С-Пб Акад. м. Филарету в день пятидесятилетия его архипастырского служения. 51 См. Чистовича «Ист. С-Пб Дух. Акад.» стр. 191. Ср. ст. о м. Филарете С. Пономарева в «Труд. Киевск. Дух. Акад.» 1867 г., Т. 4, стр. 525 и прот. К. Добронравина в «Страннике», 1868 г., Т. 2., стр. 18. – Изъяснение псалма LXVII, по сведенниям редакции «Правосл. Обозр.», где оно во второй раз напечатано, написано для Оленина в 1813 г. См. «Правосл. Обозр.» 1869 г., Т. 1, стр. 341–364. 53 См. Сушкова «Записки о жизни и времени святителя Филарета», стр. 92–94; ст. Π. М. «Из прошлого» в «Русск. Вестн.», 1868 г., Апрель, стр. 509–511; ст. С. Пономарева в «Труд. Киевск. Дух. Акад.», 1868 г., Т. 2, стр. 137–139; и «Руков. к Русск. Церк. Истории» Знаменского, стр. 428. 55 Из студентов 1-го академического курса здесь надлежит упомянуть особенно ο Г.П. Павском, известном впоследствии протоиерее, докторе богословия († 1663 г.), который, слушая лекции Филарета, приобрел особую наклонность к исследованию Св. Писания и, в живом стремлении дойти до самого корня науки, в совершенстве изучил еврейский язык и написал потом грамматику, составил хрестоматию и лексикон этого языка. 58 «Неистовствует, наступает и, когда слышит жалобы, молчит: но самое молчание многим кажется угрожающим. Я готов думать, что и до Вас дошли слухи о готовой и почти наступающей войне; только вид мира в обществе подавляет и сдерживает эти слухи» (см. письмо к род. 130-е). 59 Тогдашний Обер-прокурор Св. Синода кн. А.Н. Голицын так отозвался о нем в письме к товарищу министра внутренних дел О.П. Козодавлеву: «Милостивый Государь мой, Осип Петрович! Честь имею препроводить к Вашему Превосходительству десять экземпляров слова, говоренного при гробе князя Смоленского известным нашим проповедником, архимандритом Филаретом. Сочинение сие доставит Вам, надеюсь, большое удовольствие. Публика приняла его с особливой похвалою». См. «Киевские Епарх. Ведом.», 1867 г., стр. 821. 65 Так, А.Н. Оленин, директор публичной библиотеки, пред открытием ее (2 января 1814г.) просил его написать по сему случаю речь и намечает предмет ее, от какого поручения Филарет, впрочем, по причине сложных своих обязанностей, должен был отказаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

20 Марта 1868. Спешу сообщить Вами новость о реформе Академии из письма А.Л. Катанского 10 к В. Никифорычу. 11 Математика и физика уничтожены. Не смотря на сие кафедр назначено 27. Прибав. особо: 1 кафедра по всеобщей словесности, 1 – по богословию, 1 по св. Писанию; кафедра гомилетики отдельная. Языки: еврейский, греческий, латинский, французский, немецкий и английский будут читать лектора, (итого – 6 отдельных преподавателей). Извещает еще Львович 12 , что жалования секретарю правления назначено 1.000 р. сер. 17 Апреля 1868. …Янышев 13 писал нашему Виктору 14 между прочим о делах комитета. Известия те же, какие сообщены были прежде. Они выражали желание, чтобы Ректор сообщил ему свои соображения, что найдет нужным указать по делу реформы, и обещает, что его мнение будет принято охотно. Янышев извещает, что математику преподавать будут только в двух Академиях, а в двух других по недостатку финансов кафедра не будет открыта. 25 Августа 1868. …Вчера в 5 часов все мы были у митрополита 15 , который был очень любезен и благословил нас пред началом учения. С сожалением говорил, что некем замещать архиерейские кафедры и что напрасно в Академиях и Семинариях холостые преподаватели не идут в монахи. 13 Июня 1869. Устав Академии утвержден. Между прочим, каждый ординарный профессор непременно должен иметь степень доктора Богословия, и это требование простирается на профессоров и светских наук. Времени для приготовления диссертации дается три года, и если мужик 16 не получит степени доктора, он не может оставаться профессором. Ордин. профессоров положено 9, столько же экстраорд. и 6 доцентов… Ректор не будет подлежать выборам. Чрез 25 лет службы профессор баллотируется на 5-летие; и после 5 л-лет еще на пятилетие, потом удаляется. Математика и нравствен. философия уничтожены во всех Академиях. Штат жалования университетский. 4 Апреля 1870. Н.Я. Фортинский 17 был в Петербурге, но только ради свидания с братом, а не для получения места, ибо узнал еще в Москве, что умерший священник выздоравливает. На пасхе отправляется в Петербург Д. Ф. Голубинский с проектом о введении преподавания естественной науки в нашей Академии: эту кафедру он имеет в виду для себя. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Предпочтение наставниц лицам мужского пола вызывалось, конечно, и тем, что раскол, как известно, издавна привык посылать детей преимущественно к мастерицам. В 1868 году Братство уже имело возможность осуществить свое намерение. О событии было донесено местным епископом в Синод н опубликовано в обер-прокурорском всеподданнейшем отчете за 1868 год. Во всеобщее сведение здесь было изложено, что для воспрепятствования влияния на народ раскольнических учительниц, известных под именем келейниц или черничек, Братство Св. Креста учредило училище для приготовления сельских наставниц: на содержание назначено ежегодно по 500 р. из средств Братства и по 200 рублен из средств саратовского преосвященного, по личному его желанию; при однолетнем курсе, в 1868 году пройдены, кроме предметов элементарного обучения и рукоделия, Закон Божий и дидактика: приготовлялось 6-ть наставниц: 4 из духовных, 1 из мещан. 1 из крестьян: Братство озаботится об определении учительниц на места, предполагая не оставлять их пособиями н руководством; положив правилом, чтобы все учительницы представляли Братству ежегодно отчеты о своей учебной деятельности. Братство намерено выдавать пособие тем из них, которые будут сами открывать школы, на первый год по 3 рубля в месяц, а потом – по два, за каждое дитя, обученное читать, писать, считать и молитвам 72 . Не поставляя своей задачей проследить историю братских женских школ во всей ее полноте, укажем, однако, для примера еще. два-три факта. Как видно из сообщения 1870-х годов, в ведении казанского Братства св. Гурия состояла школа, которую содержала женщина, обратившаяся из раскола: почти половина обучавшихся в ней детей была из раскольнических семейств; никакого стеснения в содержании обряда им не делалось: чтение молитв допускалось и старообрядческое, укоризн насмешек на старообрядчество, наоборот, не допускалось; вследствие всего этого школа имела хорошее воздействие на раскольнических детей; они свыкались с православным чтением молитв, на экзамене отвечали по Закону Божию, о разностях в Символе Веры искренно судили но-православному, вообще выходили из школы с задатками православия 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

221 Жуковский писал к Тургеневу в 1816 г. 31 Окт.: «Карамзин тебя любит – мудрено ли? Но любовь его есть счастье». Р. Арх. 1867 г., стр. 806. 222 «Вчера, – писал он И.И. Дмитриеву, – Н.М. Карамзин переехал из Царского Села в Петербурге, в дом Екат. Фед. Муравьевой, (возле Аничкова моста), у которой мы и обедали вместе, а сегодня будет у канцлера (Н.П. Румянцева). По субботам проводим мы вечера у В.А. Жуковского, где собираются литераторы всех расколов и всех наций. Рус. Арх. 1867, стр. 642. В Воспоминаниях К.С. Сербиновича о Н.М. Карамзине под 27 Окт. 1820 г.: Карамзин рассказывал о вечере, проведённом с семейством у А.И. Тургенева, где, между прочим, Плещеев читал французскую комедию». Р. Ст. 1874 г. Сент., стр. 57. 224 Известное послание Жуковского к Императору Александру, написанное вскоре после взятия Парижа. (Полн. Собр. соч. Жуковского, т. 1 стр. 340). 227 Не всегда. Тургенев любил дремать и даже засыпал в обществе не по видимости только, а самым настоящим образом. «Однажды, – говорит кн. Вяземский, – при чтении Карамзиным в Петербурге некоторых глав из истории (тогда ещё не напечатанной) и в присутствии Жуковского, Блудова, Дашкова, Тургенев так неожиданно и так звучно всхрапнул, что мы все вздрогнули, а он проснулся. Карамзин, будто ничего не примечая, спокойно продолжал чтение своё» (Р. Арх. 1868 г., стр. 1834). «И то правда, – говорит кн. Вяземский, – что он всегда вставал рано и проводил день частью весьма деятельно, частью подвижно; занимался делами департамента своего; кроме того состоял при разных комитетах, разъезжал по приятелям и знакомым, которых было у него много, по обедам, именно по обедам, ибо справлял их иногда по два в день, говоря, что не знает, успеет ли проголодаться». Рус. Арх. 1868 г., стр. 1834. Ср. подобный же рассказ А.О. Смирновой в Рус. Арх. 1871 стр. 1882. В 1818 г. 2 Января Карамзин писал Жуковскому: «На Тургенева сердиться не могу: он так мило ведёт себя против нас. Вообразите, что никогда даже не дремлет в нашем доме: поёт как птичка, то о женщинах, то о мущинах, и ездит к нам через день или через два и не для общества, потому что у нас, кроме редких визитов, никого не бывает». Русск. Арх. 1868 г., стр. 1832.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

истор. и древн.» за 1868 год (Москва, 1868); – к Леониду, архиепископу ярославскому, из «Душепол. чтения» за 1883 г. (М. 1883); – к Филарету, архиепископу черниговскому, с примечаниями С. К. Смирнова, из «Прибавлений к твор. св. отцев» за 1883 и 1884 гг. (М., 1884); – к князю С. М. Голицыну, с примечаниями архимандрита Григория, из «Прав. обозрения» (Москва, 1884); – к наместнику Сергиевой лавры архим. Афанасию, из «Приб. к твор. св. отцев» за 1886 г. (М., 1886); – к Виталию, епископу дмитровскому, из «Правосл. обозр.» за 1887 г. (М., 1887) и т. д. Многие письма и бумаги остаются еще не изданными. Что касается резолюций митроп. Филарета, то архимандрит Григорий начал печатание их, преимущественно в «Душеполезном чтении», с 1871 г. и доселе продолжает это печатание. Из этих резолюций в Орле составлен систематический сборник и издан отдельною книгою (Орел, 1889). Из резолюций же митроп. Филарета по преимуществу составлен целый 1-й том «Сборника», изданного Московским обществом любителей духовного просвещения, по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Филарета (Москва, 1883). Литература о митрополите Филарете очень обильна. Уже при жизни имя его пользовалось большою известностью и в России, и за границей. Но так как сам Филарет, по смирению, не любил, чтобы о нем писали, и особенно с похвалами, то сведения о нем, большею частью помимо его воли выходившие в печати, были и не обширны, и не во всем точны. Очень обогатилась литература о нем после его смерти, начиная с 1867 г., бывшего и юбилейным годом его епископского служения, и вместе годом кончины его. Не упоминая о более или менее кратких сообщениях, некрологах и под., напечатанных за 1867-й и последующие годы в «Московских ведом.», «Правосл. обозрении», «Душепол. чтении», «Духов. беседе», «Вестнике западн. России» и пр., укажем на более обстоятельные, появившиеся как в повременной печати, так и отдельными изданиями: «Материалы для биографии Филарета», в «Чтениях в общ. люб. дух. просвещения», 1868, кн. IV и V, 1869, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

II: Митрополит Макарии как полемист против раскола старообрядчества. III: Митрополит Макарии как эксперт по делам раскола. – 1901.– 129с. 566 . Извеков Н. Д. Некоторые черты деятельности митрополита Макария по управлению Литовской епархиею. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, – 24 с. 567 . Кипарисов В.Ф. Митрополит Московский Макарии (Булгаков) как проповедник. – Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, 1893. – 229 с. 568 . Лебедев Н.А. Макарии, бывший митрополит Московский: Биогр. очерк. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1882. – 41 с. 569 . Митрополит Макарии (Булгаков) и академик Е.Е. Голубинский : (Из истории русской церковно-исторической науки)/А. П.//Журнал Моск. Патриархии. – 1973. – 6. – С. 66–78. 570 . Памяти в Бозе почившего высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского: [Некролог и речи]. – М.: Унив. тип., 1882. – 28 с. – Из: Правосл. обозрение. 571 . Смирнов С. И. Кончина и погребение высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского. – М.: Тип. Лаврова, 1882. – 45 с. 572 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , архиепископ Харьковский и Ахтырский (1859–1868): С кратким очерком всей жизни митр. Макария: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1897. – II, XIV, 292 с., 1 л. портр. 573 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Корчак-Новицко-го. 1895. Т. 1: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816–1857). – 1895. – 475 с. разд. паг., 1 л. портр. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1895. Т. 2: Тамбовский и Харьковский периоды жизни и деятельности митрополита Макария (1857–1868). – Киев: Тип. Горбунова, 1903. – 390 с. разд. паг. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Т. 3: Литовский период в жизни митрополита Макария (1868– 1879). 1-я пол. т.: Епархиальная деятельность митрополита Макария в Литве и приложения. – Киев: Тип. Барского, 1915. – 172. CCXXXV1I с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Николаевский Павел Федорович (1841–1899)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окунев, Степанов, Крюков, Славинский, Путиловский, М. Фалеев (1852 г.), М. Фальковский, А. Лапчинский, Вл. Смирнов, Вас. Кедров, Ив. Семенов, А. Жемчужин (1854 г.), К. Михаилов, В. Иллин, Пероцкий (1855 г.), Ал–й Добровольский (1856 г.), Вен. Подгаецкий, И. Исполатов, И. Орлов, М. Романский, И. Кабаланович (1859 г.), М. Грандплевский, Ал–й Смирницкий, Вас. Румянцев, В. Строкин (1860 г.), Н. Тихвинский, М. Еленев, Н. Красев, А. Полянский, Е. Тихомиров (1861 г.), Гр. Самчевский (1863 г.), Н. Фасанов –из дух. ак., Ф. Лаачинский (1864 г.), П. Флеров, Н. Лебедева, В. Сенатораский, В. Сперанский, В. Горский, Митр. Орлов, М. Полотебнов, Вл. Окунев (1865–66 г.), И. Александровский Н. Боголюбов , Вл. Иванов, И. Исполатов, А. Краснопольский, И. Дубягский, Н. Миролюбов, Н. Светлов, М. Круглевский, А. Черновский (1867–68), Е. Пападаки, Ст. Ставрович, С. Сафир, Ал–й Зрелов, Н. Сыренский, С. Прутенский, Вл. Разумовский, Вл. Малиновский, И. Исаков (1868 г.). Многие из поименованных доселе подвизаются на медицинском поприще в С. -Петербурге и др. местах. В Университет, большею частию сю-петербургский: И. Горянский (1842 г.), Ф. Горянский (1844 г.), Ант. Богданов – из псаломщиков в Берлине – в берл. университете (1845 г.), П. Верховский (1853 г.), Вл. Петров, И. Строкин (1855 г.), М. Травлинский (1857 г.), Бор. Полянский, Н. Спасский (1858 г,), Митр. Турский (из высш. отд.) – проф. Петровской землед. академии, Н. Степанов, М. Лапчинский – проф. варш. университета, (1859 г.), Пав. Петров (1860 г.), А. Соколов, Немшевич, Петухович, Родевич, Абрамович, И. Бровкович – все из дух. ак., П. Молчанов (1861–62 г.), А–р Братолюбов (1863 г.), П. Аландский – был профессором в Киевском университете, С. Савваитов, М. Добржанский (1865 г.) К. Стефановский (был членом окружного суда в Полтаве), и В. Смирнов, – из дух. ак. (1866 г.), Н. Федоровский, С. Григорьев, А. Дубровский, И. Весин (1867 г.), Ф. Быстров, Бассевич, И. Перов (1868 г.). В Педагогический институт: И. Сапоровский – из высш. отд., Вл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

418 См. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 582–583 и скорбь владыки Московского по сему случаю; равным образом его же Письма к викарию Леониду, епископу Дмитровскому в Душепол. Чтен. за 1883 г. 2, стр. 249–250. 422 Эти собственноручно владыкою писанные «Предположения» хранятся также в библиотеке Моск. дух. академии. 430 Синодальные издания русского перевода ветхозаветных книг первым изданием выходили в таком же порядке: в 1868 году книги законоположительные (Пятикнижие Моисеево); в 1869 году исторические; в 1872 году учительные и в 1875 году пророческие, – все с соответствующими каноническими и неканоническими книгами Св. Писания. До настоящего времени последовали не только второе и дальнейшие издания отдельных частей русской Библии, сейчас упомянутых, но и совокупное издание священных книг Ветхого и Нового Завета в русском переводе или целая русская Библия . Мы не забудем, с каким нетерпением мы сами ожидали и с какою радостью встречали каждую появлявшуюся в печати часть русского перевода книг Ветхого Завета, как «пособие к разумению» смысла текста славянской Библии. 431 В Синодском издании русского перевода Псалтири указанное место читается так: прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь. – Весьма понятно. 432 Из предшествующего мы знаем, как происходило дело в заседании Св. Синода 10 сентября 1856 года. Мнение владыки Московского о том, чтобы начать с книг Моисеевых, не было тщательно обсуждено, так как ближе всего имелся перевод Нового Завета. 433 Святитель Московский разумеет при этом, конечно предисловия, примечания и проч. к переводам книг ветхозаветных, до 1863 года появившихся в печати. 435 С. К. Смирнова, История Моск. дух. академии до ее преобразования в 1870 г., стр. 116. Москва, 1879 г. Бумага по сему делу поступила в академическую конференцию 11 марта 1863 года, как видно из архива конференции. 436 См. статью: «Памяти Филарета, митрополита Московского» в Душепол. Чт. за 1868 г. ч. 1, стр. 43–44. Срав. С. К. Смирнова, цитов. сочин. стр. 116 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Матер. не упомянуты не только старые исследования Добнера, Добровского, Копитара, Миклошича и Прейса, но даже позднейшие – Тейлора, Гейтлера, арх. Леонида и акад. Ягича. Описанию книги Беляева «История алфавита и новое мнение о происхождении глаголицы» (Каз. 1886 г., 84 + 2 стр.) – отведено почти две страницы, что является совершенно излишней роскошью. В ряду сочинений о Печерском Патрике, особенное внимание (Предисловия, стр. 6) обращено на статью покойной Викторовой (в «Филологич. Зап.» 1871 г., вып. 4), где доказывается, «что печатный Патерик 1661 г. есть труд самостоятельный, ничего общего с древним Патриком не имеющий». Это – простое недоразумение: общее между древним Патриком и печатным 1661 г. то, что первый целиком вошел в состав последнего. Сказать (стр. 101), что в заметке арх. Леонида «Сведения о славянских и русских переводах Патериков» разобраны патерики: Синайский, Иерусалимский, Египетский, Азбучный, Скитский и Римский – более чем преувеличение. II. Книгопечатание. 1) Начало книгопечатания и его распространение. – Общие сведения о типографском искусстве 315–334). 2) Славянское и русское книгопечатание. – Типографии славянские и русские. – Образцы шрифтов. – Русские граверы 335–409). 3) Законы о печати и цензуре 410–460). Под 399 значатся два выпуска «Сборника памятников, относящихся до книгопечатания в России». М. 1872 г. Первый выпуск заключает в себе: а) Исторические известия о начале книгопечатания в России и его судьбах в Москве до литовского нашествия, b) Библиографические сведения об изданиях Московского Печатного Двора со времени его основания до 1612 г. и с) Собрание снимков с первопечатных книг, изображающее наглядно состояние типографского дела в течение этого периода. Во втором выпуске предполагалось представить дальнейшую историю московского печатного дела – до введения печатных шрифтов при Петре Валиком, – но этот выпуск был не закончен печатанием и в свет не выходил. Экземпляр библиотеки сенатора Смирнова (заглавный лист и 86 снимков) – едва ли не unicus. На стр. 147–150 изложено содержание пяти томов Материалов, собранных особой комиссией (2 н. 1869 г.) для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати. Спб. 1870 г. Это важное издание вышло в очень ограниченном количестве занумерованных в типографии экземпляров и составляет большую библиографическую редкость. Помещенные под 435 «Собственноручные отметки Министра Внутренних Дел (Валуева) на журналах совета Главного Управления (1868 г.) по делам печати» – могут служить верным показателем той точки зрения, которой держалось правительство при цензировании наших периодических изданий с 1865–1868 г. Нельзя не пожалеть, что составитель «Библиогр. Матер.» уделил этому, конфиденциальному в свое время изданию, (в количестве 40 экз.) только четыре строки.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

– Явилось, напр., полезное всесословное учреждение – земство, в делах которого к участию приглашено и духовенство. В Херсонской губернии депутаты от духовенства высоко поставили интересы своего сословия: так, в постановлениях уездного земского собрания (янв. 1874 г.) вопрос обеспечения сельского духовенства получил такую широкую постановку, какой он не имел нигде, и даже оказался, по сознанию самого духовенства, более идеальным, чем практическим 338 . – Разрешены были духовенству съезды. В Херсонской епархии они с самого начала получили хорошую организацию и были направлены на широкую деятельность. Пр. Димитрий видел в съездах духовенства вернейшее средство к упрочению взаимного доверия между епархиальным начальником и его подчиненными; поэтому, не стесняя указанными для съездов рамками, он выводил круг их деятельности далеко за пределы семинарии и училищ. На обсуждение съездов, в разное время, он предлагал вопросы: о преобразовании женского епархиального училища, о постройке для него дома, об устройстве общежитий, об устройстве епархиального свечного завода и упорядочены свечной продажи при церквах, о содержании приютов и богадельни, о преобразовании попечительства, об эмеритальной кассе и т. под. При этом преосвященный всегда обращал внимание на полноту и целесообразность занятий на съездах, – сам входил в тесные сношения с председателями и оо. депутатами, заботился о награждении трудившихся почетными отличиями и даже разрешал возмещение их личных расходов из общеепархиальных средств. – В некоторых епархиях, по доброму почину Смоленского епископа Антония, стали вводит, с благословения Св. Синода, выборное начало в применении к службе непосредственных помощников архиерея – благочинных. И это начало пр. Димитрий справедливо оценил, как меру к возвышению духовенства, и ввел его в своей епархии в 1868 году. По его предложению, консистория составила правила для выборов и список всех церквей в епархии, разделив их на 23 благочиннических округа. Утверждая (28 ноября 1868 г.) правила и расписание округов, преосвященный указал исключить из общего списка церквей два кафедральных собора – Преображенский Одесский и Успенский Херсонский, которые должны оставаться в непосредственном ведении епархиального начальства, и затем предложил приступить к первым выборам, по округам, оо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010