Было высказано две точки зрения. Председатель законоучительского Отдела Св. Собора митрополит Кирилл (Смирнов) (1863–1937) выразил мнение о том, что Закон Божий – совершенно особый учебный предмет и как никакой другой он связан с личностью преподавателя – законоучителя. Все учебные дисциплины имеют выработанные общепризнанные и обязательные научные методические приёмы, благодаря которым учащие могут достигать одинаково хороших результатов. В преподавании Закона Божия успех зависит только от учителя, поскольку в нём много такого, чего не передать никакой методикой. Председатель Отдела приводил примеры из практики: «Есть малообразованные законоучители, например, диаконы, которые достигают прекрасных результатов, у которых дети охотно учат и знают катехизис, и есть высокоучёные преподаватели Закона Божия, у которых дело идёт совершенно плохо. Личный пример законоучителя, его религиозная настроенность дают всё. Всякий законоучитель имеет свой метод и свои приёмы, поэтому предписать какой-нибудь определённый метод для Закона Божия от имени Собора невозможно». Разработкой методов должны заниматься исключительно законоучительские съезды, собрания, общества, но не Собор . М.Ф. Глаголев, являвшийся активным членом Св. Собора и законоучительского Отдела, готовивший многие проекты определений о религиозном образовании, не согласился с преосвященным Кириллом и указал на то, что успех законоучителя в преподавании Закона Божия зависит в большей степени от выработанной общей методики преподавания, основанной на научной педагогике. Это было нужно для законоучителей, для родителей, для съездов, наконец, для составителей учебных руководств, чтобы они знали, чего им держаться. Необходимо было разрешить вопрос: Закон Божий является ли только средством воспитания или же представляет собой также предмет изучения. Если он является предметом изучения, то нельзя и представить себе обучение Закону Божию без научной педагогики. Аргументируя свою позицию, М.Ф. Глаголев отмечал: «У нас, например, нет учебника о свойствах Божиих, и обыкновенно ребёнка заставляют зазубривать без всякого понятия – Дух Вечный, Всеблагий, Всеправедный и пр.

http://bogoslov.ru/article/1689400

Иоанникий (Чанцев Иоанн Иванович ; † 1933), епископ обновленческого поставления; 1924 принес покаяние и принят в сущем сане Иоасаф, св. (Горленко Иоаким; 1705–1754), епископ Белгородский Иоасаф (Меркулов Иван Алексеевич; 1863–1930), архимандрит Иов († 1716) – митрополит Новгородский и Великолукский в 1697–1716 Ионафан (Руднев Иван Наумович; 1816–1906), епископ Олонецкий и Петрозаводский в 1869–1877 Исидор, св., пресвитер Юрьевский (XV в.) Исполатов Александр Иванович (1835–1917), протоиерей, настоятель Исаакиевского кафедрального собора С.-Петербурга – Петрограда в 1909–1917 Иувеналий, св. (Масловский Евгений Александрович; 1878 – расстрелян 1937), архиепископ-священномученик К [Казанская] Агриппина Феодоровна – дочь Ф.М. и Д.Ф. Казанских Казанская Анна Павловна – см.: Баданина Анна Павловна. [Казанская] Дарья Феодоровна (Дарья Феодорова), жена пономаря Ф.М. Казанского, прабабушка св. митрополита Вениамина [Казанская] Евфимия Феодоровна – дочь Ф.М. и Д.Ф. Казанских Казанская Маргарита Игнатьевна – см.: Скородумова Маргарита Игнатьевна. Казанская (урожд. Смирнова) Мария Александровна, мать св. митрополита Вениамина Казанская Ульяния Николаевна – жена диакона И.Ф. Казанского, бабушка св. митрополита Вениамина Казанский Александр Павлович – священник, брат св. митрополита Вениамина Казанский Алексей Иванович (около 1832–1902), священник Казанский Владимир Игнатьевич Казанский Григорий Павлович – священник, брат св. митрополита Вениамина Казанский Иван Иванович (около 1827–1883), священник Казанский Иоанн (Иван) Феодорович – диакон, дед св. митрополита Вениамина Казанский Константин Аполлонович Казанский Константин Иванович – двоюродный брат св. митрополита Вениамина Казанский Михаил Иванович (около 1829–1871), священник Казанский Павел Иванович (1840–1903) – священник, отец св. митрополита Вениамина Казанский Петр Иванович, священник Казанский Феодор Игнатьевич, священник [Казанский] Феодор Матвеевич (Феодор Матвеев), пономарь Казанской пустыни, прадед св. митрополита Вениамина 5

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

85 Кирилл (Смирнов Константин Иларионович), митрополит Казанский и Свияжский (1863 – расстрелян 7/20 ноября 1937 года в тюрьме в Чимкенте вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) . 19 марта/1 апреля 1918 года назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. К месту назначения прибыть не смог. 86 Скородумов Евгений Васильевич (ок. 1886 – дата смерти неизвестна), смотритель Тихвинского духовного училища, кандидат богословия. 87 Куркутов Александр Герасимович – губернский врачебный инспектор, доктор медицины, действительный статский советник. 89 Надёжин Анатолий Александрович, священник, председатель Братства святого Макова Праведного, законоучитель Гоголевского приходского училища г. Боровичи. 92 Иоанн (Поммер Иван Андреевич ), архиепископ Рижский и Латвийский, ректор Литовской духовной семинарии. (1876 – погиб мученической смертью в ночь с 11 на 12 октября 1934 года: был заживо сожжён на своей пригородной даче латышскими националистами за то, что не подчинился распоряжениям ульманисовского правительства о прекращении церковного послушания Московской Патриархии). 9/22 апреля 1918 года назначен епископом Пензенским и Саранским. В Пензе вёл борьбу с «народной» Церковью, организованной бывшим архиепископом Владимиром (Путятой), за что один иподиакон Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. 95 Кутейников В. А. – гласный от 1-го избирательного округа, уездного земского собрания по г. Новгороду и уезду. 97 Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митрополит Ярославский и Ростовский (1854–1928). 99 1-го ноября 1918 года было издано постановление, согласно которому Троице-Сергиева лавра была национализирована, а для её охраны назначена специальная Комиссия по охране памятников искусства и старины. 20-го апреля 1920 года издан «Декрет об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». 100 Вениамин (Казанский Василий Павлович), митрополит Петроградский и Гдовский (1874 – расстрелян в ночь с 12 на 13 августа 1922 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) КИРИЛЛ сщмч. (пам. 29 марта), диак.- см. в ст. Марк, еп. Арефусийский, и Кирилл, диакон, священномученики КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, ) КИРИЛЛ († нач. XVI в. (?)), блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в Земле Российской просиявших), Вельский КИРИЛЛ II († 1280), свт. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), митр. Киевский КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИРИЛЛ И МАРИЯ (2-я пол. XIII в. - нач. 40-х гг. XIV в.), преподобные (пам. 18 янв., 28 сент. (К.), 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежские, схимонахи, родители преподобных Стефана и Сергия Радонежских КИРИН (Киприн, Киприан, Кирилл), мч. (пам. 10 мая) - см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14, мученики Бастийские КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (пам. 11 июня), 222 чел., пострадавшие в 1900 г., во время восстания ихэтуаней в Китае (в основном в Пекине) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) КЛАВДИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. в ст. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские

http://pravenc.ru/rubrics/122336_53.html

Отец заставил продолжить образование в городе Дергачи. Тихон смирился, но постоянно думал о пустыни, чувствовал, что его место там. В рождественские каникулы 1913 года Тихон привез родственникам подарки: крестики, иконки. Когда все рассматривали их, юноша на коленях стал умолять отца отпустить его в монастырь. Домашние уже давно поддерживали такое желание Тихона, но на этот раз и отец не смог отказать сыну. И в том же году Тихон Батозский был принят послушником в Глинскую пустынь. Первым послушанием Тихона стала работа в иконописной мастерской. В 1920 году он вместе со многими братиями был привлечен к трудовой повинности. В 1921 году, за год до закрытия Глинской пустыни, уже будучи монахом, он вместе с епископом Рыльским Павлином (Крошечкиным) приехал в Москву. Таврион сдружился с владыкой Павлином, когда тот был еще молодым монахом. Выходец из крестьян, он окончил Московскую духовную академию и стал прекрасным проповедником, добрым и отзывчивым к чужому горю пастырем. Епископ Павлин был наставником молодого монаха Тавриона. В Москве Таврион поселился в Новоспасском монастыре. Он продолжал заниматься иконописанием; выполняя поручения епископа Павлина, активно участвовал в церковной жизни. В 1923 году Таврион, по указу святителя Тихона, был рукоположен во иеродиакона. В 1925 году Новоспасский монастырь был закрыт и иеродиакон Таврион переехал к епископу Павлину в Курск. В том же году он был рукоположен во пресвитера и получил благословение на ежедневное служение Божественной литургии. В 1926 году двадцати восьмилетнего иеромонаха возводят в сан игумена витебского Маркова монастыря. Однако и этот монастырь вскоре был закрыт. Игумен Таврион вернулся в Москву. К тому времени Русская Церковь , не имея разрешения на созыв Собора, уже почти два года не могла избрать своего главу – патриарха. Владыка Павлин, неравнодушный к судьбе Церкви, выступил инициатором выборов патриарха путем тайного сбора подписей. Игумен Таврион принял в этом деле активное участие: он один из тех, кто ездил по России с подписными листами. Мнение епископата было достаточно ясным: за митрополита Казанского Кирилла (Смирнова, 1863–1937) поставили подпись 72 человека. Однако после расстрела двух помощников епископа Павлина и ареста сорока епископов (в том числе митрополитов Сергия и Кирилла) дело продолжаться не могло.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

еп. св. Симон (1214/15 - 22 мая 1226), еп. сщмч. Митрофан (14 марта 1227 - 7 февр. 1238); в 1238-1249 гг. епархией управлял Ростовский еп. св. Кирилл II, в 1250-1274 гг.- Киевский митр. Кирилл II (III), еп. св. Серапион (1273 - 12 июня 1275), еп. св. Феодор (1276-1286/87), еп. Иаков (1288-1295), еп. Симеон (1295 - 18 апр. 1299); в 1299 г. епархия перешла под управление Киевских (позднее Московских) митрополитов, до 1744 г. входила в состав Митрополичьей, затем Патриаршей, позднее Синодальной области; с 6 дек. 1352 по 30 июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил свт. Алексий; еп. Платон (Петрункевич; 20 марта 1748 - 16 апр. 1757), архиеп. Антоний (Багратиони; 23 нояб. 1757 - 16 дек. 1762), еп. Павел (6 июля 1763 - 9 авг. 1769), еп. Иероним (Фармаковский; 25 дек. 1770 - 3 авг. 1783), еп. Виктор (Онисимов; с 22 сент. 1783, с 22 сент. 1788 еп. Суздальский и Владимирский, с 16 окт. 1799 еп. Владимирский и Суздальский, с 24 февр. 1800 на покое), еп. Ксенофонт (Троепольский; 24 февр. 1800 - 3 июля 1821), Парфений (Чертков; 21 авг. 1821 - 25 февр. 1850, с 25 дек. 1833 архиеп.), еп. Иустин (Михайлов; 25 февр. 1850 - 26 июля 1863), еп. св. Феофан (Говоров; 26 июля 1863 - 17 июня 1866), архиеп. Антоний (Павлинский; 17 июня 1866 - 29 апр. 1878), Феогност (Лебедев; 9 дек. 1878 - 21 нояб. 1892, с 15 мая 1883 архиеп.), архиеп. Сергий (Спасский; 21 нояб. 1892 - 20 нояб. 1904), Никон (Софийский; 27 нояб. 1904 - 9 июня 1906, с 6 мая 1906 архиеп.), архиеп. Николай (Налимов; 23 июля 1906 - 13 июля 1914), архиеп. Алексий (Дородницын; 30 июля 1914 - 3 мая 1917), архиеп. Сергий (Страгородский; 10 авг. 1917 - 1922, с 28 нояб. 1917 митр.), архиеп. сщмч. Николай (Добронравов; июнь 1924 - 10 дек. 1925), еп. сщмч. Корнилий (Соболев; 1926, в течение месяца), Вязниковский еп. Нифонт (Фомин; с мая по сент. 1927, в. у.), Муромский архиеп. Макарий (Звёздов; 1928, в. у.), еп. Павел (Гальковский; янв. 1929 - 31 марта (по др. данным 13 нояб.) 1929, Суздальский архиеп. сщмч. Гурий (Степанов; 13 авг. 1930 - 8 мая 1931, в. у.), Ярославский и Ростовский архиеп. Павел (Борисовский; 1931, в. у.), Иннокентий (Летяев; 18 мая 1932 - 5 февр. 1935, с 1934 архиеп.), архиеп. Сергий (Гришин; 31 мая 1935 - май 1936), Звенигородский еп. Филипп (Гумилевский; нач. 1936 - 9 сент. 1936, в. у.), архиеп. Феодор (Яцковский; 11 авг. 1936 - 3 февр. 1937), еп. Хрисогон (Ивановский; 30 марта 1937 - 1938), Ивановский еп. Алексий (Сергеев; 1938, в. у.), Онисим (Фестинатов; 27 авг. 1944 - 31 окт. 1970, в 1944-1946 также управлял Ивановской епархией, с 1956 архиеп.), Ярославский и Ростовский митр. Иоанн (Вендланд; 2 нояб. 1970 - 1 дек. 1970, в. у.), Николай (Кутепов; 1 дек. 1970 - 17 апр. 1975, с 9 сент. 1972 архиеп.), архиеп. Владимир (Котляров; 17 апр. 1975 - 24 апр. 1980), архиеп. Серапион (Фадеев; 24 апр. 1980 - 12 мая 1987), Валентин (Мищук; 12 мая 1987 - 25 окт. 1990, с 30 дек. 1988 архиеп.), Евлогий (Смирнов; с 11 нояб. 1990, с 25 февр. 1995 архиеп.).

http://pravenc.ru/text/154964.html

Год со святым праведным Иоанном Кронштадтским. 20 ноября Современники Священномученик Кирилл (Смирнов; 1863–1937), митрополит Казанский и Свияжский Митрополит Кирилл (Смирнов) Сщмч. Кирилл родился в Кронштадте в семье псаломщика. В1887 г. он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и был рукоположен во священника. Пятнадцать лет, с1900 г., он был настоятелем Свято-Троицкого кладбищенского кронштадтского храма. После смерти малышки дочери, а затем и жены батюшка принял монашество. Он был назначен начальником Урмийской духовной миссии (Персия) с возведением в сан архимандрита. В1904 г. состоялась его хиротония во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Вначале своего архипастырского служения будущий митрополит Казанский и Свияжский Кирилл был отмечен св. прав. Иоанном Кронштадтским, а перед смертью великий прозорливец завещал отпевать себя епископу Гдовскому Кириллу. Владыка Кирилл отпевал и супругу св. прав. Иоанна, Елизавету Константиновну. Митрополит Кирилл — образец стояния в вере Христовой в годы жестоких гонений на Русскую Церковь. В1937г., после многих лет тюремных заключений, допросов, пыток он был расстрелян в овраге Лисий Нос под Чимкентом. 20 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/3778.html

Календарь Материалы 18 ноября 2005 г. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Елена Лебедева Ровно 95 лет назад умер Лев Толстой. Он оставил после себя не только художественные сочинения, но и вполне развитое учение о будущем России и человечества. Знаменитый постулат о «непротивлении злу насилием» был не единственным и не главным в идее Толстого о Царствии Божием на земле. Толстой лишь подтвердил общую закономерность — отход от истинного христианства и Церкви порождает Утопию. [Встреча с Православием/Проповеди] Архимандрит Тихон (Шевкунов) Сегодня день памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского. К сожалению, не многие из нас знают жизнеописание этого подвижника, который жил 500 лет назад. Как, впрочем, и жития многих святых, день за днем празднуемых по церковному календарю.Но это совсем не значит, что эти святые не влияют на нашу жизнь. Иногда их особое, решительное воздействие, даже вторжение в нашу судьбу, заставляет нас духовно остановиться перед этими святыми незнакомцами и со страхом и благоговением созерцать непостижимые для нас проявления Божественного Промысла. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Митрополит Кирилл (Смирнов; 1863–1937) – великий исповедник Православия даже «до крове», несгибаемый, бескомпромиссный борец за святость и чистоту Церкви, столп веры и страж правды Христовой. Его очень любил и уважал святой праведный Иоанн Кронштадтский. По просьбе великого пастыря владыка Кирилл его отпевал. Новости 18 ноября 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/051118

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 1708), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий (Западнорусская митрополия) ИРИНАРХ (Грезин Владимир Кузьмич; род. 1951), еп. Раменский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ИРИНЕЙ (Фальковский Иван Иоакимович) (1762-1823), еп. Чигиринский, викарий Киевской митрополии, богослов, ректор КДА ИРОДИОН (Жураковский [Жураховский] Иван; † 1735 (по др. данным, 1736), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский ИСИДОР (ок. 1380-1390 - 1463), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463) ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, ) КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович; род. 20.11.1946), Патриарх Московский и всея Руси (с 1 февр. 2009) КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720 - 1770), еп. Черниговский и Новгород-Северский

http://pravenc.ru/rubrics/121666_18.html

О популярности апокрифа в Средние века свидетельствует тот факт, что он сохранился не только на греческом языке (причем во многих рукописях), но и на славянском и армянском. Дошли также фрагменты сирийского и эфиопского переводов. Первое издание греческого текста: J. Е. Grabius. Spicilegium sanctorum patrum, ut et haereticorum, seculi post Christum natum I, II et III. Oxoniae (Oxford), 1698. На русском языке «Завещания» издавались дважды: Отрывок иудейских древностей. М., 1816 (перевод сделан с латинского переложения). Прот. А. Смирнов . Заветы 12 Патриархов, сыновей Иакова. Казань, 1911. Настоящий перевод выполнен по изданию: R. H. Charles. The Greek Versions of the Testaments of the 12 Patriarchs. Oxford, 1908. Следует заметить, что в научных изданиях текста «Завещаний» (в т. ч. и в названном издании Чарльза) используются не только греческие, но также армянские и славянские рукописи. Существенные различия между разными рукописями выносятся на поля, а часто печатаются все имеющиеся варианты одного и того же фрагмента текста (иногда – до четырех вариантов). В переводе, публикуемом в настоящем издании, в каждом случае выбран только один вариант – наиболее развернутый, либо наиболее понятный. Славянский перевод апокрифа опубликован в книге: Н. С. Тихонравов. Памятники отреченной русской литературы. СПб, 1863. Завещание Рувима, первородного сына Иакова и Лии I. Список завещания Рувима, которое дал он сыновьям своим, прежде чем умереть, в сто двадцать пятый год жизни своей. 2. Два года спустя после кончины Иосифа, брата его, занемог Рувим, и собрались проведать его дети и дети детей его. 3. И сказал он им: Дети мои, вот я умираю и отправляюсь дорогою отцов моих. 4. Увидев же подле Иуду, Гада и Асира, братьев своих, сказал им: Поднимите меня, дабы говорить мне к братьям и детям моим о том, что сокрыто в сердце у меня. Ибо вот, я отхожу ныне. 5. И поднявшись, поцеловал их и сказал им: Слушайте, братья мои и дети мои, внемлите Рувиму, отцу вашему, что завещаю вам. 6. Вот, я заклинаю вас Богом небесным, да не совершите проступка по незнанию юности, как я предался пороку и осквернил ложе отца моего Иакова. 7 . Говорю же вам, что поразил меня Бог ударом великим во чрево мое на семь месяцев, и, если бы не просил отец мой Иаков обо мне у Господа, взял бы меня Господь. 8. Было мне тридцать лет, когда совершил я злое пред лицом Господа, и слабость смертная охватила меня на семь месяцев. 9. После же этого каялся я пред лицом Господа семь лет, ибо возжелала того душа моя. 10. И не пил я вина и сикера, и мясо не входило в уста мои, и никакой пищи вожделенной не вкушал я, но пребывал в печали о согрешении моем, ибо оно было велико, и не было подобного ему в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010