Будучи духовным по своему существу, учение Господа Иисуса Христа несло суд миру – испытание каждому человеку и осуждение иудеям с их национальными страстями. Как духовное, истинное и универсальное, оно было таково, что принять его мог лишь тот, кто хотел творить волю Отца ( Ин. 7:17; 6:37. 44 ), а не принять его значило не хотеть иметь истинную жизнь, не любить Бога, не искать славы от Бога, дорожа славою человеческою ( Ин.5:40. 42. 44 ). Учение Христа было таково, что одно его слушание ( Ин. 12:4748 ) необходимо обнаруживало истинный смысл религиозной жизни каждого человека, действительно ли он, поклоняясь видимо Богу, любит Бога, или он любит только себя; слушая учение Христа, каждому человеку необходимо было со всею ясностью сознания и определенностью или возлюбить Бога или возненавидеть Его. По отношению к иудеям суд Христова учения обнаружил, что в основе их религиозных ожиданий лежало самолюбие, чувственность и славолюбие. «Если бы вы», говорил Христос иудеям,«верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне ( Ин.5:46 ).Если бы Бог был отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога изшел, и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол» ( Ин.8: 42 – 44 ). Историческое значение Своего учения, как суда миру, Сам Христос выяснил так: «суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:19 – 21 ). А в силу того, что иудеи были хранителями ветхозаветного закона, хвалились знанием его и считали себя путеводителями слепых (ср. Рим. 2:17 сл.), будучи само- обольщенными, между тем как учение Христа, противное человеческой самоправедности и самоуверенности, требовало для своего восприятия духовной простоты и, утаенное от считавших себя мудрыми и разумными, было открыто для младенцев ( Мф. 11:25 пар.), – в силу этого суд, который совершался учением Христа, ближе определен Самим Христом так: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Если бы вы – добавил Он фарисеям, – если бы вы были слепы (считали себя слепыми), то не имели бы (на себе) греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин. 9:3941 ). § 21. Внешнее уничижение Христа и действия Его, в которых открывалась духовность Его учения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Вс к вцы заблдихомъ: человкъ пт своег заблд, и гдь предад грхъ ради нашихъ. 6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Ст. 6. Люди блуждали, подобно стаду овец, не имеющих пастыря ( Числ.27:17 ; 2Пар.18:16 ), каждый шёл своей дорогой ( Рим.1:24 ), и Господь пригвоздил в Отроке Господнем, как пастыре их, лукавство всех их, ср. Зах.13:7 . 1Пет.2:25 . Евр. выражение: =в р.-с. и Господь возложил на Него вину всех нас, Симм. переводит: κα κριος καταντσαι πιησεν ες υτν τν νομαν πντων μν, бл. Иероним et Dominus posuit in eo iniquitatem omnium nostrum. «Или, – говорит бл. Иероним по сему поводу, – Он предал Его за грехи наши, чтобы он вместо нас понёс то, чего мы, по причине слабости сил, не могли понести». В основу выражения положен образ, взятый из обряда возложения первосвященником в день очищения на голову козла отпущения грехов и беззаконий сынов израилевых ( Лев.16:21–22 ). з. И той, зан бысть, не верзаетъ устъ своихъ: к вча на ведес, и к агнецъ пред стригщимъ безгласенъ, так не верзаетъ устъ своихъ. 7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ст. 7. Сурово влекомый и поносимый, Отрок Господень не отверзает уст Своих, – подобно овчати, ведомому на заклание, подобно агнцу, безгласному пред стригущим Его (ср. Ис.11:19 ). Этот ст. и последующий читал тот эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы эфиопской, когда, по внушению Духа Божия, подошёл и пристал к его колеснице св. Филипп, который и благовествовал ему об Иисусе, наченъ сег ( Деян.8:28–35 ). Древнехристианские экзегеты видели в этих словах пророчество о молчании Иисуса Христа во время суда над Ним. «Он, – говорит блаж. Феодорит, – до Своего страдания говоривший ночью и днём, произнося полезное учение, во время страдания молчал». Ср. Мф.16:62–63; 27:12–14 ; Мк.15:3–5 ; Лк.23:9 ; Ин.19:9–10. 1 -е сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. «истязуем был», 70 оставили без перевода. Сим Пешито Иерон. Тарг. читали здесь почему Сим. προσηνχϑη, Вульг. oblatus est, Пеш. kreb.; но Тарг. – просил, молился, – разумея здесь приближение к Богу для молитвы. В 5 евр. код. читается также .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Гл. 11. Ст. 1–7. В церкви мужчины молятся с открытой, а женщины с покрытой головой, по правилу Апостольскому. 7–12. Муж по непосредственному происхождению от Бога есть образ и слава Божия, а жена по происхождению от мужа есть слава мужа: но в отношении к Господу муж не имеет преимущества пред женою, ни жена (женщина) пред мужем ( Гал.3:28 ); ибо как прежде жена произошла от мужа, так после муж от жены, а все от Бога. 19. И возражения против веры полезны; потому что сим лучше открывается и объясняется истина, с опровержением лжи ( Ин.20:25 сл.). 28. Если сердце (совесть) наше не осуждает нас; то мы имеем свободный доступ к Богу ( 1Ин.3:21 ). 31. Кто открывает Богу грех свой, и вины своей не утаивает, но исповедается пред Господом в преступлениях своих; с того Бог снимает вину греха его ( Пс.31:5 ). Гл. 12. Ст. 3. Кто получил от Иисуса Христа благодатный дар, и уверовал в Него; тот не должен злословить Его ( Мк.9:39 ) своим богоотступлением, и сим хулить Духа Святаго, дарующего нам в Господа Иисуса веру ( Мф.16:17 ; Ин.20:28, 29 ). 4–6. Дары Духа Святаго в верующих различны, но Благодать одна и та же: и служения (Господу) различны ( Еф.4:11 ), но Господь один и тот же: и действия Благодати различны, но Бог, производящий все, во всех один и тот же. Премудрость, едина сущи, всяческая может, и пребывающи в себе, вся обновляет, и по родом в души преподобных преходящи, други Божия и пророки устрояет: никого же любит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. Прем.7:27–28 . 8–10. Дары Святаго Духа верующим: мудрость, знание, вера, дары исцелений и чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки и истолкование их. 14–30. Благодать Божия в верующих многоразлична ( 1Пет.4:10 ), но никто кроме Бога (И. Христа), не может иметь всех дарований, а каждому дается открытое действие Духа Святаго только по мере дара Христова или по мере веры в Него. Все верующие, как члены одного тела Христова, должны служить друг другу полученным от Бога даром, как верные слуги вверенной (данной) им благодати ( 1Пет.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Глава 18 1–8. Притча о вдове. – 9–14. Притча о фарисее и мытаре. – 15–30. Благословение детей и опасность богатства. – 31–43. Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепого близ Иерихона. Лк.18:1 .  Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, Слова Христа о том, что ученики не увидят «дня Сына Человеческого», не найдут себе подкрепления в наступлении дня суда ( Лк.17:22 ), произвели, конечно, на них тяжелое впечатление. Чтобы показать, что они все же не должны унывать, Господь говорит им притчу, которая вразумляет их, что Бог все-таки слышит и услышит просьбы Своих избранных (т.е. их, учеников Христа) и исполнит их. «Всегда молиться». Некоторые толкователи понимают здесь «постоянное стремление души к Богу», которое должно продолжаться в течение жизни, хотя для молитвы бывают часы более сильной и сосредоточенной теплоты (Тренч, с. 408). Но употребленный здесь глагол «молиться» ( προσεχεσθαι) означает действительную молитву, в прямом значении этого слова. Что же касается выражения «всегда» ( πντοτε), то оно, несомненно, имеет гиперболический смысл. Так это слово часто употребляется в Священном Писании (например, «скорбь моя всегда предо мною», – Пс.37:18 ; «пребывали всегда в храме», – Лк.24:53 ). «Не унывать» – по связи речи, не унывать во время молитвы, когда видят, что она не исполняется. Содержание и цель притчи здесь указывает сам евангелист, а не Христос (как почему-то утверждает Тренч, с. 408). Лк.18:2 .  говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. Лк.18:3 .  В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Лк.18:4 .  Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, Лк.18:5 .  но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. «Судья» (см. Мф.5:25 ). Эта притча очень напоминает собой притчу о друге, пришедшем в полночь с просьбой к другу ( Лк.11:5 и сл.). Как там, так и здесь удовлетворение просьбы получается в силу особой настойчивости, с которой там друг выпрашивает хлеба у друга, а здесь вдова просит неправедного судью разобрать ее дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. земной Иерусалим, об отмщении врагу. Это и сделает он во время своего царства: переселит царство в этот (город) и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос. Посему Даниил еще говорить: “и святое место будет опустошено: и грех дан в жертву, и правда повержена на землю, а он сделал и хорошо успел” ( Дан.8:12,23 и сл.). И ангел Гавриил, изъясняя его видение, говорит об этом: “и в последнее время царства их восстанет царь, весьма бесстыжий лицом и разумеющий (темные) вопросы; сила его велика и удивительна, и он разрушит, устроит и сделает, и истребит сильных и народ святый; и ярмо его будет как цепь золотая вокруг шеи; коварство в его руке, и он возвеличится в сердце своем, и коварством своим погубит многих, и станет на пагубу многим и разобьет рукою как яйцо”. Затем означает и время его тиранства, в которое признаны будут святые приносящие Богу чистую жертву: “и в полседмицы, — говорит, — уничтожится жертва и возлияние, и будет в храме мерзость запустения, и до окончания времени будет полное запустение” ( Дан.9:27 ), полседмицы же означает три года и шесть месяцев. 1. Еще яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство, показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему так было сказано: “и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей” ( Откр.17:12-14 ). Итак, очевидно, что имеющий придти трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнем и предадут свое царство зверю и будут гнать Церковь , а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. Ибо, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: “всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит” ( Мф.12:25 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protiv-eres...

Если кто из носящих имя Христово Стоик, тот хотя бы и всегда учился, никогда не может прийти в познание истины. ( 1Кор.1:18 ); 23. И тот, кто не имеет истинного понятия о совершенствах Божиих, почитает единого Бога, хотя и не знает, чему кланяется ( Ин.4:22 ). Бога никто никогда не видел: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин.1:18 ). 25. Господь дает всем животным жизнь и дыхание и все; посему никакой не имеет нужды в приношениях и жертвах скотов несмысленных ( Рим.12:1 ), приносимых идолам. Богу нельзя угодить идолослужением; живому Богу и дающему жизнь всему, мертвенным и делами рук человеческих не угождают ( Ин.4:24 ). 26–27. Род человеческий расселен по всему лицу земли, но каждый народ, появляющийся на свет в определенное время, имеет способ познать Бога во всех пределах вселенной. Ибо небеса проповедают славу Божию по всей земли, и о делах рук Его вещает твердь день и ночь; нет языка, и нет наречия, на котором бы не был слышан голос их ( Пс.18:1–4 ). 27–28. Царствие Божие внутрь нас есть ( Лк.17:21 ); ибо мы Им живем (получаем жизнь) и движемся (растем) и существуем (продолжаем бытие). 30. Чудны пути Божии в излиянии света благовествования! Среди мрака смертного, для людей не ищущих света, Он поставляет живые светильники ( Ин.5:35 ; 2Пет.1:19 ); и отъемлет оные там, где, по-видимому, и разумеют, и любят Его свет ( Откр.2:5 ). 34. Кто правильно пользуется светом естественного познания, того Бог возводит к разумению и высших, духовных предметов ( Мф.2:2 ). Гл. 18. Ст. 6. Сам себе убийца, кто делает себя недостойным вечной жизни ( Деян.13:46 ): самоубийца, отвергая Слово Божие ( Мф.5:21 сл.), сам себя проклинает и осуждает на вечное от Бога отвержение. 7. Божиим изволением и Провидением и язычники живут близ святой церкви: кто живет близ храма, тот должен быть ближе к Богу. 9. Кого Бог определил возвещать святую волю Его, тот не бойся, но говори и не умолкай; будь бодр во всем, совершай дело благовестника, выполняй служение свое; настой в благоприятное и не в благоприятное время, обличай, угрожай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

И в том, и в другом стихе говорится о чашах, но это не повторение: в одном случае, чаши разумеются медные, в другом – золотые и серебряные. Можно полагать, что после того как Навуходоносор взял храмовые сосуды в 597 г. при отведении в плен Иехонии ( 4Цар 24.13 ), таковые сосуды были сделаны, в короткое время, вновь. Иер.52:20 .  также два столба, одно море и двенадцать медных волов, которые служили подставами, которые царь Соломон сделал в доме Го­с­по­днем, – меди во всех этих вещах невоз­можно было взвесить. «Двенадцать медных волов». Этого выражения нет в 4Цар 25.16 . Оно взято кем-то из 3Цар 7.23–26 и, притом, неудачно, так как волы эти еще при Ахазе были отданы в дань Ассирийскому царю Феглафелассару ( 4Цар 16.17 ). Нужно читать: «море и (десять) подстав». Иер.52:23 .  Гранатовых яблоков было по всем сторонам девяносто шесть; всех яблоков вокруг сетки сто. Этого указания нет в 4 Царств. Иер.52:24 .  Начальник телохранителей взял также Сераию первосвящен­ника и Цефанию, второго священ­ника, и трех сторожей по­рога. Иер.52:25 .  И из города взял одного евнуха, который был начальником над воен­ными людьми, и семь человек пред­стояв­ших лицу царя, которые находились в городе, и главного писца в войске, записывав­шего в войско народ земли, и шестьдесят человек из народа страны, найден­ных в городе. Иер.52:26 .  И взял их Навузардан, начальник телохранителей, и отвел их к царю Вавилонскому в Ривлу. Иер.52:27 .  И по­раз­ил их царь Вавилонский и умертвил их в Ривле, в земле Емаф; и выселен был Иуда из земли своей. Стихи сходны с 4Цар 25.18 и сл. Иер.52:28 .  Вот народ, который выселил Навуходоносор: в седьмой год три тысячи двадцать три Иудея; Иер.52:29 .  в восемнадцатый год Навуходоносора из Иерусалима выселено восемьсот тридцать две души; Иер.52:30 .  в двадцать третий год Навуходоносора Навузардан, начальник телохранителей, выселил Иудеев семьсот сорок пять душ: всего четыре тысячи шестьсот душ. Это стихи, не имеющиеся в 4Цар и даже у LXX, устанавливают, что иудеев уведено в плен Навуходоносором 4600 душ. Здесь заметны некоторые хронологические неточности. Именно первое переселение (при Иехонии) иудеев отнесено к 7-му году царствования Навуходоносора, следовательно, к 597-му г. до Р. X., а в 4 Царств – к 8-му г. Какое показание вернее – сказать трудно. Новейшие толкователи не считают даже возможным видеть у Иеремии указание на пленение Иехонии и читают вместо седьмой год – семнадцатый год, следовательно, имеют в виду пленение иудеев из Седекии, в 10-й год его царствования… Затем, в 30-й ст. указывается на какое-то переселение иудеев, в числе 745-ти душ, которое имело место в пятом году по разрушении Иерусалима. Ни о каком подобном случае из других источников не известно, да и странным представляется переселение иудеев из разрушенного уже Иерусалима. Можно допустить только, что здесь ведется какой-то особый счет годам царствования Навуходоносора

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И действительно, только с помощью Господа Давид поразил и умертвил Голиафа ( 1Цар.15:35;10:1,10–13;17:32–37,45–46 и сл.). 22–24. Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его: ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его. И ссеку от лица его враги его, и ненавидящия его побежду. Оказав помощь Давиду, вскоре после избрания и помазания его в цари над народом, Господь не отступал от него, – продолжал помогать ему и во всю его жизнь. – Так как рука Моя, говорит Господь, заступается за него – Давида и мышца Моя укрепляет его: то враг не будет иметь успеха при нападении на него, и никакой беззаконник не приложит озлобити его, или – раз причини в ему бедствие, понесет строгое наказание и уже не приложит не повторит своего злодеяния. И это потому, что за Давида отмстит врагам его Сам Господь мышцею руки своей или – всемогуществом. «Я, говорит Господь, иссеку или – изрублю мечем всех врагов его и побежду или – поражу на смерть всех ненавидящих его. Это свое обетование многократно оправдал Господь над самим Давидом и над преданным ему народом против их врагов, что и засвидетельствовал также многократно сам Давид в своих благодарственных – хвалебных псалмах (ср. Пс.4,9,17,20,22,26,29,51 и мн. др.). 25–26. И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его, и положу на мори руку его, и на реках десницу его. Как царь, избранный Богом и состоящий под Его непосредственной защитой, Давид не только сохранит свой народ от врагов, но и распространит свое мощное владычество на другие народы, и не только близкие, но и отдаленные. – Господь сказал о Давиде: «и истина и милость Моя с ним», – истинное, непреложное обетование при заключении завета и милость – если бы он уклонился от него до некоторой степени (ст. 29–36). – «И Моим именем возвысится рог его», – по действию свойств, содержащихся в Моем имени – премудрости, благости, всемогущества и других – возвысится его рог – оружие и вместе сила его над врагами его – самого царя и народа (ст. 16–19). – «И положу на мори руку его», разумеется – на берегах и островах Средиземного моря, на западе: «и на реках десницу его», – на берегах двух великих рек, Тигра и Евфрата, на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их. 9. И преклонился человек, и унизился муж, – и Ты не простишь их. 9 . Как по греко-слав., так и по русск. переводам, унижение народа Иудейского («человек, муж»; – общее название жителей Иудейского царства) представляется уже совершившимся событием, что не согласно со ст. 17, где то же унижение представлено делом ещё будущих дней. Евр. текст и в настоящем случае может быть переведён будущим временем: «и преклонится человек и смирится муж, и Ты не простишь их», – тогда была бы соблюдена полная последовательность в течении мыслей. И нынее внидите в и скрыйтес в землю лица страха Гдн и славы крпости востанет сокршити землю. 10. Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его. 10 . «Камения», точнее – расселины скал и «земля» – норы в земле – служили в такой гористой стране, как Иудея, обыкновенным местом убежища жителей во время неприятельских нашествий на страну: ср. Суд.6:2 ; 1Цар.13:6; 14:11 . Иер.4:29 . лица страха Гдн – того страха, который Господь распространит в земле Иудейской через врагов, имеющих в неё вторгнуться по воле Божией и в этом смысле совершающих дело Божие (ср. Иер.48:10 ). Ср. Ис.5:25 и сл.; 10:15. востанет сокршити землю – прибавление, сделанное 70 толковниками для большего уяснения мысли. Очи бо Гдни и высоцы, члвк же смирен: и смиритс высота человческа, и вознесетс Гдь в день ный. 11. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. 11 . «Очи Господни» в переводе грек.-слав. суть человекообразное выражение ведения и мудрости Господа и противополагаются тому смиренному, униженному состоянию человека, в котором он уподобляется скотам неразумным ( Пс.48:13:21 ). Впрочем, первым двум предложениям слав.-греч. перевода в евр. тексте соответствует одно, значащее: поникнут гордые взгляды человека. Вознесетс Гдь – как Судия грешных людей, седящий на престоле Своём ( Пс.9:5 ) – высоком и превознесённом ( Ис.6:1 ), между тем как грешники оскорбители Его правды – погибнут (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010