Возможно, что ты будешь окружен любовью учеников, похвалами начальников, будешь получать все высшие и высшие полномочия по управлению различными отраслями жизни церковной: но смотри, не успокаивай совести твоей на похвалах и успехах, спрашивай чрез слово Божье и самоуглубление – отзывов иного Судии, Который зрит не на лица, а на сердце ( 1Цар. 16:7 ), Который один будет судить тебя, не спрашиваясь ни у кого, не слушая никаких человеческих похвал, одобрений или почестей. Если будешь исследовать себя не по речам людей, но через постоянное испытание своей собственной совести, мысленно возносясь пред суд Господа, то путь твоей духовной жизни благонадежен. Однако знай и то, что нелегко бывает остаться верным сему спасительному правилу – жить по внутреннему человеку ( Рим. 7:22 ) – при совершенно противоположном направлении современного человечества, полагающего все цели своей деятельности в успехах внешних, при стремительном соревновании каждого друг перед другом отличаться в глазах властей, при общем непонимании истинной цели жизни, при насмешливом недоверии ко всякому духовному внутреннему деланию. Легковесны и скоропреходящи эти внешние успехи, непостоянна и пуста искусственно привлеченная любовь толпы, ненасытна и мучительна богопротивная жажда почестей: но, увы, общее увлечение этой суетой и томление духа становится столь же опасным для любителя духовной жизни, как для богоизбранного народа израильского в Вавилоне – общение с язычниками, поклонявшимися суете идольской. Посему, и к твоей жизни, любезный брат, будут приложимы слова послания Иеремии, коими он напутствовал переселенцев. Вы увидите в Вавилоне богов серебряных, и золотых, и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам и чтобы страх пред ними не овладел и вами. Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся пред ними, скажите в уме: Тебе должно поклоняться, Владыко! Ибо ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших (ст. 4–6). Итак, среди многошумной обольстительной жизни внешней да созревает в тебе та незримая внутренняя жизнь, сокровище которой останется известным только тебе одному, как тому мудрому купцу евангельскому, узнавшему о сокрытой под землей жемчужине и не пожалевшему ради нее всего имения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Чтобы отправиться из Антиохии в Кипр, они должны были придти в Селевкию (иначе – Пиерию) – небольшой портовый город при впадении реки Оронта (на которой выше лежала Антиохия, см. прим. к Деян.11:19 ) в море. Здесь они сели на корабль и отплыли в Кипр. – Бывши в Саламине: Саламин – приморский кипрский город на восточном берегу острова; здесь, вероятно, путники и высадились. – Проповедовали в синагогах иудейских: так как Варнава был родом из кипрских иудеев, то всего естественнее было ему и Савлу, по прибытии в Кипр, обратиться с проповедью о Христе к тамошним иудеям. Притом же Павел и после, и конечно теперь, держался правила – прежде проповедовать иудеям, а потом уже язычникам (ст. 46). – Имели же при себе и Иоанна (Марка) для служения: отделены и посланы были только Варнава и Савл, но они вольны были взять с собой кого им заблагорассудится, и они взяли с собой Иоанна Марка, того самого, которого взяли с собой из Иерусалима в Антиохию ( Деян.12:25 ). Они взяли его с собой для служения, для исполнения их поручений и т.п., может быть, между прочим, для совершения крещения над обращенными ( Деян.10:48 и прим., 1Кор.1:14 ). 6. Прошедши весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеанина, именем Вариисуса, 7. Который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. 8. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Прошедши весь остров до Пафа: Паф (собственно Новый Паф, в 30 стадиях от старого Пафа, славившегося в древности культом богини Венеры) – главный город острова, местопребывания римского проконсула – правителя острова, лежал на противоположном Саламину берегу острова. Проходить от Саламина до Пафа проповедникам приходилось по густо населенному пространству, и они, без сомнения, проповедовали Христа в проходимых ими населениях, хотя по краткости рассказа дееписатель и не упоминает об этом. – Нашли они некоторого волхва и пр.: волхва, конечно, в том же смысле, в котором этим именем называется самарянский Симон волхв выше ( Деян.8:9 и прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Конечно, безгрешно человек жить на земле не может; но не о совершенной безгрешности и речь здесь, а о стремлении верующего христианина к тому, чтобы господствовал над духом и в духе его не закон греха, а закон благодати и чистоты, чтобы он был рабом не греха, а закона Христова, плод которого есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6:22).     3Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; 4почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.    3—4. Довольно, что вы и проч.: речь апостола обращена, собственно, к уверовавшим из язычников, как показывает особенно упоминание о нелепом идолослужении, какому предавались они прежде; но некоторые черты речи, конечно, могли приложить к себе и уверовавшие из евреев, так что и к ним частию относилась эта речь апостола. — Довольно: в слове некоторая тонкая ирония; греху прежде послужили столько, что греховные ваши наклонности и стремления должны быть удовольствованы уже, пора перестать удовлетворять их. — В прошедшее время жизни: разумеется время до обращения читателей из язычества или иудейства ко Христу, или и дальнейшее — до времени написания послания, если предположить, что некоторые не вдруг отстали от некоторых из греховных действий, о коих говорится далее. — Поступали по воле языческой: воля языческая очевидно противополагается здесь воле Божией (ст. 2) и означает, в противоположность закону Божию откровенному и, в частности, закону Христову, закон греховного, не озаренного светом Божиим и благодатию Христовою естества человеческого, которое в невозрождении обладается греховными стремлениями и наклонностями, из коих некоторые и исчисляет далее апостол, каковы — нечистты: греческое слово означает греховные излишества всякого рода, особенно же не целомудренные (Рим. 13:13; 2 Кор. 12:21; Гал. 5:19); похоти — чувственные влечения всякого рода, но по преимуществу с их внутренней стороны, особенно же — сладострастие в его различных видах, и внутреннее, и во внешних проявлениях; пьянство — страсть к винопитию, греческое слово означает чрезмерность употребления вина; излишество в пище и питии — точнее, козлогласование и пьянство — оба слова указывают на языческие общественные пиршества при празднествах, особенно, например, в честь Бахуса, когда пили до одурения и пели разные сладострастные песни и вообще предавались всяческим безобразиям (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостол Павел, изложив историю ветхозаветной веры во весь раньше нами рассмотренный период развития ее в семени Авраамовом по вере: что еще скажу? Не достанет времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Иеффае (– судьях, сл. Деян. (в речи того же Апостола) 13:20), о Давиде, Самуиле (сл. Деян. 13:21, 22; 745–46 сл. так же 47) и других пророках, которые верой царства побеждали, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими, иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере», заключает св. Апостол, раскрывая саму сущность идеи семени веры, «не получили обещанного (срав. ст. 33), потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр. 11:32–40 сл. пар. ветхозавет. места и толкования на все это.) «Мы» и «вы» – вот противоположительные понятия семени и семени по новозаветному толкованию. Как Св. Стефан заключил свою победоносно-обличительную речь против новозаветного семени погибели, ожесточенного семени отвержения (срав. Рим. 11:7  с 1) словами: «как отцы ваши, так и вы!» ( Деян. 7:15 ) так и св. Апостол Павел заключает свое торжественное слово на память о ветхозаветном семени веры изречением «да не без нас» т. е. призванных в Церковь Христову «не только из иудеев, но и язычников» ( Рим. 9:24 , по мысли всего контек. совершенно параллельное тому месту Евр. 11:40 ) или, что тоже, не без новозаветного семени веры, т. е. Христа и христиан ( Гал. 3:6,29 ), – Христа, как первенца ( Рим. 8:29 ), а христиан, как младших братий Его (сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8, 8). Другой барьер преодолевает Иисус, облагодетельствовав язычника. Вера, которую явил сотник, удивила Иисуса, причем Свое удивление Он выразил весьма показательно в связи с разбираемой темой: 10 Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8,10-12). Еще пример: благодарный самарянин (почти язычник, а может быть и хуже, см. § 5. 6), вернувшийся воздать хвалу Иисусу в отличие от девяти иудеев (см. Лк. 17, 12-19), оказавшихся не способными на благодарность. А все потому, что самарянину как раз заведомо не на что было рассчитывать. Тогда как его недавние собратья по несчастью, будучи потенциальными членами народа Божия по крови и совершив законные ритуальные действия (ст. 14), не смогли по достоинству оценить данную им через Иисуса милость от Бога. Главная и самая острая тема в обличениях Иисуса, неразрывно связанная с «отбором» подлинного, нового Израиля — это самоуверенная законническая праведность, не оставляющая места живой и смиренной вере в милостивого Бога. Объектом подобных обличений были уже упомянутые книжники и фарисеи — те, кто считал себя как бы уже имеющими некоторый «капитал» праведности в очах у Бога . Причем Иисус имел в виду совсем не реформу тогдашнего иудаизма. Ведь свою реформу иудаизм действительно более-менее успешно пережил после 70-го года, когда вновь возродился в Ямнии под руководством Йоханана бен Закая на уже чисто фарисейской основе (см. § 9), чтобы, оставаясь иудаизмом, жить без храма . Христос же пророчествовал о гибели старого Израиля: 34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 35 Се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13, 34-35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой ( Мф. 8:8 ). Другой барьер преодолевает Иисус, облагодетельствовав язычника. Вера, которую явил сотник, удивила Иисуса, причем Свое удивление Он выразил весьма показательно в связи с разбираемой темой: 10 Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 8:10–12 ). Еще пример: благодарный самарянин (почти язычник, а может быть и хуже, см. § 5. 6), вернувшийся воздать хвалу Иисусу в отличие от девяти иудеев (см. Лк. 17, 12–19 ), оказавшихся не способными на благодарность. А все потому, что самарянину как раз заведомо не на что было рассчитывать. Тогда как его недавние собратья по несчастью, будучи потенциальными членами народа Божия по крови и совершив законные ритуальные действия (ст. 14), не смогли по достоинству оценить данную им через Иисуса милость от Бога. Главная и самая острая тема в обличениях Иисуса, неразрывно связанная с «отбором» подлинного, нового Израиля – это самоуверенная законническая праведность, не оставляющая места живой и смиренной вере в милостивого Бога. Объектом подобных обличений были уже упомянутые книжники и фарисеи – те, кто считал себя как бы уже имеющими некоторый «капитал» праведности в очах у Бога 144 . Причем Иисус имел в виду совсем не реформу тогдашнего иудаизма. Ведь свою реформу иуда­изм действительно более-менее успешно пережил после 70-го года, когда вновь возродился в Ямнии под руководством Йоханана бен Закая на уже чисто фарисейской основе (см. § 9), чтобы, оставаясь иудаизмом, жить без храма 145 . Христос же пророчествовал о гибели старого Израиля: 34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий по­сланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов сво­их под крылья, и вы не захотели! 35 Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Лк. 13:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Если кто из носящих имя Христово Стоик, тот хотя бы и всегда учился, никогда не может прийти в познание истины. ( 1Кор.1:18 ); 23. И тот, кто не имеет истинного понятия о совершенствах Божиих, почитает единого Бога, хотя и не знает, чему кланяется ( Ин.4:22 ). Бога никто никогда не видел: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин.1:18 ). 25. Господь дает всем животным жизнь и дыхание и все; посему никакой не имеет нужды в приношениях и жертвах скотов несмысленных ( Рим.12:1 ), приносимых идолам. Богу нельзя угодить идолослужением; живому Богу и дающему жизнь всему, мертвенным и делами рук человеческих не угождают ( Ин.4:24 ). 26–27. Род человеческий расселен по всему лицу земли, но каждый народ, появляющийся на свет в определенное время, имеет способ познать Бога во всех пределах вселенной. Ибо небеса проповедают славу Божию по всей земли, и о делах рук Его вещает твердь день и ночь; нет языка, и нет наречия, на котором бы не был слышан голос их ( Пс.18:1–4 ). 27–28. Царствие Божие внутрь нас есть ( Лк.17:21 ); ибо мы Им живем (получаем жизнь) и движемся (растем) и существуем (продолжаем бытие). 30. Чудны пути Божии в излиянии света благовествования! Среди мрака смертного, для людей не ищущих света, Он поставляет живые светильники ( Ин.5:35 ; 2Пет.1:19 ); и отъемлет оные там, где, по-видимому, и разумеют, и любят Его свет ( Откр.2:5 ). 34. Кто правильно пользуется светом естественного познания, того Бог возводит к разумению и высших, духовных предметов ( Мф.2:2 ). Гл. 18. Ст. 6. Сам себе убийца, кто делает себя недостойным вечной жизни ( Деян.13:46 ): самоубийца, отвергая Слово Божие ( Мф.5:21 сл.), сам себя проклинает и осуждает на вечное от Бога отвержение. 7. Божиим изволением и Провидением и язычники живут близ святой церкви: кто живет близ храма, тот должен быть ближе к Богу. 9. Кого Бог определил возвещать святую волю Его, тот не бойся, но говори и не умолкай; будь бодр во всем, совершай дело благовестника, выполняй служение свое; настой в благоприятное и не в благоприятное время, обличай, угрожай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Ис.1:7 . Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; по­ля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как по­сле разо­ре­ния чужими. Предшествующая метафора здесь разрешается в прямую речь. «Земля» – собств. поля и нивы. «Все опустело» лучше перевести: все у нас разорено, как может быть опустошена страна каких-нибудь нечестивых язычников (ср. Ис.13:19 ). Ис.1:8 . И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажден­ный город. «Дщерь Сиона» – главный город Иудейского царства Иерусалим. Население города представляется под видом дочери или дочерей, чтобы показать его беззащитность и слабость. «Шатер в винограднике». Приют стража в винограднике, как теперь так и прежде, состоял только в деревянной лачуге, покрытой ветками (Гейки. Святая земля и Библия т. 1 с. 141). «Как осажденный город». Тяжесть осады состоит в том, что все пути сообщения у осажденного города отрезаны и он должен страдать от голода и жажды. Из этого сравнения видно, однако, что речь произнесена была еще тогда, когда настоящей осады, в полном смысле этого слова, еще не установилось. Ис.1:9 . Если бы Го­с­по­дь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. «Господь Саваоф». Это имя впервые встречается в 1-й кн. Цар ( 1Цар.1:3, 11 ). Саваоф – слово еврейское (zebaoth множ. число от слова zoba), которое может значить: а) воинские отряды ( Чис.1:3 ; Суд.8:6 ; 3Цар.2:5 ); б) с прибавлением haschamaim – небесное воинство, т. е. или небесные светила ( Втор.4:19 ; 4Цар.17:16 ) или воинства ангельские ( 3Цар.22:19 ). Поэтому одни толкователи в словосочетании «Сущий – воинство» видят указание на Господа, как на национального еврейского бога войны, другие под «воинствами» разумеют совокупность творений Божиих, как проявление божественной силы, и выражение «Сущий – воинство» считают синонимом выражению «Вседержитель». Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м ст., как Промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как «бог войны». Поэтому лучше толковать словосочетание «Сущий – воинство» в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти «воинства» на служение Своим высоким целям ( Глаголев А. Ветхозав. библ. учение об Ангелах. Киев 1900, с. 238–256).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому блаженный Павел и дает (рабам) такой пре­ красный совет: " Рабом ли " , – говорит, – " ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся " (1 Кор.7:21), т. е. оставайся в рабстве. А необходимее всего то, чтобы не было хулимо слово Божие, как и сам он гово­ рит в послании: " Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение " (1 Тим.6:1). Даже и язычники скажут, что и раб может угодить Богу; иначе многие были бы поставлены в необходи­ мость хулить и говорить, что христианство ниспровергает весь порядок жизни, отнимая рабов у господ и делая насилие. Сказать ли и еще нечто? (Это послание) научает нас не сты­ диться рабов, если они добродетельны; если Павел, превосходнейший из всех людей, так отзывается о нем (Онисиме), то тем более мы должны (так поступать) со своими (рабами). После таких достоинств, хотя мы еще не все сказали, ужели кто-нибудь станет думать, что это послание напрасно включено (в канон)? Не будет ли это крайним безумием? Итакъ, прошу вас, выслушаем со вниманием послание, написанное апостолом; уже получив от него столько пользы, мы получим еще больше при последовательном чтении.   Беседы эти произнесены святителем в Антиохии между 393 и 397 годами. БЕСЕДА 1   " Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа " (Флм. ст. 1-3).   О милосердии и сострадании. - Некоторые обращают больше внимание на людей, нежели на Бога.   1. Это написано о рабе к господину. С самого начала (апостол) научает его не надмеваться и не стыдиться, укро щает его гнев, называя себя самого узником, смиряет и успокоивает его, внушая, что все настоящее ничтожно. И дей­ ствительно, если узы за Христа – не стыд, а слава, то тем более не постыдно рабство. Он говорит это не с тем, чтобы превознести себя, но чтобы сделать полезное и внушить доверие к словам своим, – не для себя, но для того, чтобы скорее испросить милость (другому).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Потому блаженный Павел и дает (рабам) такой прекрасный совет: « Рабом ли », — говорит, — « ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся » (1 Кор. 7:21), т. е., оставайся в рабстве. А необходимее всего то, чтобы не было хулимо слово Божие, как и сам он говорит в послании: « Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение » (1 Тим. 6:1). Даже и язычники скажут, что и раб может угодить Богу; иначе многие были бы поставлены в необходимость хулить и говорить, что христианство ниспровергает весь порядок жизни, отнимая рабов у господ и делая насилие. Сказать ли и еще нечто? (Это послание) научает нас не стыдиться рабов, если они добродетельны; если Павел, превосходнейший из всех людей, так отзывается о нем (Онисиме), то тем более мы должны (так поступать) со своими (рабами). После таких достоинств, хотя мы еще не все сказали, ужели кто–нибудь станет думать, что это послание напрасно включено (в канон)? Не будет ли это крайним безумием? Итак, прошу вас, выслушаем со вниманием послание, написанное апостолом; уже получив от него столько пользы, мы получим еще больше при последовательном чтении. БЕСЕДА 1 « Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа » (Флм. ст. 1–3).   О милосердии и сострадании. — Некоторые обращают больше внимание на людей, нежели на Бога.   1. Это написано о рабе к господину. С самого начала (апостол) научает его не надмеваться и не стыдиться, укрощает его гнев, называя себя самого узником, смиряет и успокоивает его, внушая, что все настоящее ничтожно. И действительно, если узы за Христа — не стыд, а слава, то тем более не постыдно рабство. Он говорит это не с тем, чтобы превознести себя, но чтобы сделать полезное и внушить доверие к словам своим, — не для себя, но для того, чтобы скорее испросить милость (другому).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010