Господь Иисус Христос, краеугольный камень и глава Церкви православной, да утвердит наш союз с вами, бр., нерушимо, да благопоспешит и тем, которые ищут соединения с Церковью, да вразумить и тех, которые еще любить разделения и чуждаются единения с нею. Аминь. священник Серапион Брояновский 7) Данкевич В., свящ. Поучение в 9-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 477–480 (Невозможно спастись вне веры и Церкви Православной) Основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). И какое бы, братие, благо было нам, если бы мы устроили свое спасение на краеугольном камне – Христе, дорожили сокровищем веры, не колебались всяким ветром учения, по лукавству человеческому, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ), и не губили бы себя разделениями и спорами! Но, увы! Подули иные ветры: доброе семя, посеянное Христом и Его апостолами, стало заглушаться плевелами разных лжеучений; возникли учения странна и различна, люди стали отвращать от истины слух свой, уклоняться к басням ( 2Тим.4:4 ) и избирать себе учителей, льстящих слуху их и потворствующих всем страстям их. Вследствие этого чрез них истинное учение Христово находится в поношении, даже имя Божие хулится у неверных ( Ис.52:5 ; Иез.36:20 ). Горечь сего положения увеличивается еще от того, что увлекающиеся учениями суемыдрых новомодных учителей, каковы, напр., наши штундисты, не сознают тяжести вины своей и думают, что они поступают по учению Христову, согласно с Словом Божиим. Но подумали ли сии несчастные о том, что учение Христа и апостолов не может себе противоречить? «Верен Бог, говорит Апостол, что слово наше к вам не было то да, то нет, ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, не был да и нет; но в Нем было все да ( 2Кор.1:18–19 ). Думали ли они о том, что «Бог не есть Бог неустройства, а Бог мира, что бывает во всех церквах у святых» ( 1Кор.14:33 )? Зачем же увлекаются разделениями и неустройствами и вносят их в здание Христово – Церковь Божию? Зачем успокаивают себя обманчивою уверенностью, что поступают по Олову Божию и учению Христову?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Признание в жизни вечной Если мы исключим из нашего сознания перспективу вечной жизни, если мы признаем за реальность страшный миф о том, что вечной жизни не существует, то вся история превращается в бессмысленность, у которой нет предназначения, потому что не может быть предназначением истории более счастливая жизнь следующего поколения. Такого не бывает, потому что в каждом поколении — свои герои, свои мученики, свои пророки, свои великие люди, и очень часто большинство из них неведомы нам, но ведомы Богу.      И как те ветхозаветные праотцы и отцы, свидетельствованные верой, не получили обещанного, так и ныне живущие или нам предшествовавшие люди часто не получают признания в следующих поколениях, но все они получают призвание и признание в жизни вечной. И если бы не было вечной жизни, то не было бы никогда полной и абсолютной справедливости, потому что по неведению, по забвению, по окамененному нечувствию люди не могут выносить праведный суд об истории. Только Бог выносит этот праведный суд, и в Его Царство вступают герои духа, святые подвижники, — и те, о ком знали и, быть может, забыли, и те, о ком никто не знал и не помнил. В вечности осуществляется высшая Божественная справедливость. И когда мы пытаемся оценивать прошлое, выносить свой суд, в том числе о событиях столетней давности, мы должны помнить, что всякое человеческое суждение условно. Оно ограничено возможностями человеческого разума, человеческой памяти, оно ограничено теми данными, которыми люди располагают. Но есть Божий суд, как сказал великий поэт. Этот Божий суд являет абсолютную справедливость, и в этом суде является слава тех людей, которые жизнью своею утвердили веру, утвердили великие нравственные принципы. Из слова по окончании Литургии 1 января 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в храме Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах в Москве. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей Каржавин 2 января 2017, 20:19 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

http://pravoslavie.ru/99893.html

Богач и нищий Лазарь Слово неделю 22-ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии, возлюбленные братья и сестры, изображено Самим Господом нашим Иисусом Христом видимое неравенство состояния и жизни людей в здешней, временной жизни и сообразно тому неравенство участи людей в другой, загробной жизни, конца не имеющей. Это Евангелие в высшей степени поучительно для всех нас, для людей всяко­го состояния и звания. Речь идет об одном богатом человеке, имя которого не упомянуто, и об одном нищем по имени Ла­зарь (Лк. 16, 19-31). Кто же этот злополучный богач, роскошный весельчак, на­следовавший вечную муку? Судя по тому, что он называет Авраама отцом и что ему и братьям его были известны писа­ния Моисея и пророков, следует полагать, что богач был ев­рейского рода и закона, потомок Авраама. В чем состоял его грех, его вина, за которую он столь нечаянно попал в ад? В Евангелии сказано, что он был богат; но, без сомнения, не бо­гатство было причиной столь ужасного мучения, которое ис­пытывал богач в аду, – и Авраам был в свое время очень бога­тый человек, но богатство не помешало ему быть другом Божиим, потому что он был странноприимец и гостеприимен и был во всем верен и послушен Богу. Сказано дальше, что он одевался в порфиру и виссон — значит, чисто по-царски — и каждый день пиршествовал блистательно. Казалось бы, и в этом нет особенной вины его; богатому человеку, у которого тысячи и, может быть, миллионы денег и огромные помес­тья, отчего не рядиться в шелк и бархат, да в нынешнее время это и не считается особенной роскошью, хотя виссон в то время был особенно дорог. Далее говорится, что он каждый день пировал блистательно — значит, ел да пил и веселился с дру­зьями и льстецами своими; но и в наше просвещенное время частые пиры, обеды дорогие в большом употреблении и устра­ивающие их не думают, что они через то тяжко согрешают и попадут в ад, особенно если забывают бедных. Пойдем дальше искать вины богатого весельчака. Что в Евангелии говорится? Был некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у во­рот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающи­ми со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

http://pravoslavie.ru/1521.html

Затем, если самым делом не можем исполнить требуемое Господом, то хотя сердце свое очистим от чрезмерных попечений и пристрастий земных. Пусть для сердца нашего большим будет сокровищем Христос, чем блага земные; пусть, по крайней мере, постепенно приготовляется сердце наше для подобного предпочтения Христа всему земному. Будем, однако, при этом помнить, что нельзя, прикасаясь к огню или прямо ввергаясь в него, остаться не опаленным, как трудно, вращаясь среди пристрастий земных, остаться бесстрастным и подобно богатому юноше не отойти от Христа, как «трудно», например, по слову Господа, «богатому войти в Царство Небесное» ( Мф. 19, 23 ). Ибо «где сокровище наше, там будет и сердце наше» ( Мф. 6, 21 )! А чтобы легче было нам освободить сердце свое от попечений земных, нынешнее евангельское чтение научает нас большему упованию на Промысл Божий, ибо, как мы слышали ныне, «Отец наш небесный знает, что мы имеем нужду во всем этом» ( Мф. 6, 32 ), т. е. в необходимых для нашего существования благах земных. Будем терпеливы в уповании на промышление Божие о нас, зная, что, когда «просим (Бога) по воле Его, Он слушает нас» ( 1Ин. 5, 14 ). Научая в нынешнем апостольском чтении ( Рим. 5:4–5 ) «терпению... упования» на Бога, «похвалению самыми скорбями», святой апостол приводит в пример Авраама, который по одному слову Бога оставил отечество, дом и имущество свое, затем принес в жертву и самого Исаака, бывшего залогом истинности обетований Божиих о происхождении Христа из потомства Авраамова: знал он, «что Бог и из мертвых силен воскресить» ( Рим. 4, 16–22 ; Евр. 11, 17–19 ). Авраам имел столь сильное упование на Бога, получив только обетование о Христе, мы же видели исполнение обещанного ему, ибо уже «оправданы Кровию Его» ( Рим. 5, 9 ). Мы научены тому, что если Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, то как с Ним не дарует нам и всего» ( Рим. 8, 32 ), ибо «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам», явленная в том, что Христос «умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:5, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Впрочем и всякая иная церковь христианская, во все продолжение спасительного периода св. крещения (или первого воскресения, именуемого Блаженным тысячелетним царствованием Иисуса Христа на земле), привлекала и будет привлекать к себе обращающихся иудеев в награду за сохранение Слова Истины, ибо Светильник Истины дает Себя знать издалека и видится теми, которые искали Его» («Начало и конец нашего земного мира», часть 1). Свт. Тихон Задонский: «Так и грешник, когда очувствуется и от грехов к Богу обращается, уже как бы лицом к Нему стоит, и воздает Ему почитание, как Богу и Создателю своему, внимает святым Его устам, и что в Писании Святом говорит, то все и исполнять старается, и везде, где ни находится, душевными очами и верою видит перед собой Бога, а всякого греха в деле, слове и помышлении опасается, чтобы не прогневать Его. Об этом говорит пророк: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Это истинное обращение, истинное пробуждение от греховного сна, истинное покаяние, истинное воскресение душевное! Блажен человек, который так воскреснет и пребудет в том до конца! Воистину такой воскреснет в последний день не в смерть, а в жизнь и блаженство вечное! “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти” (Откр. 20:6)» («Сокровище духовное, от мира собираемое, 71). В другом месте свт. Тихон подобным образом пишет: «Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: “Изыдут творившие добро в воскресение жизни” (Ин. 5:29). “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом” (Откр. 20:6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся» («Об истинном христианстве, ч. 2, ст. 1, гл. 5). Сщмч. Фаддей (Успенский): «Если до Христа язычники были исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия (Рим. 1:29), делали всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4:19), то по пришествии Христа как процвела эта духовно мертвая пустыня! Как люди, всецело прежде сердцем привязанные к земле с ее страстями, бросали все земное по одному слову Христа: “Иди за Мной” или слагали свои достояния к ногам апостолов! Какой приток новой духовной жизни почувствовали они в себе, если никакие гонения мира, страдания и смерть не могли отнять у них радости Христовой (Ин. 16:22)! Это – “воскресение первое”, духовное (Откр. 20:5), от умерщвляющих дух страстей» («Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице»).

http://pravoslavie.ru/63319.html

Будьте милосердны «Нанеси упреждающий удар по конкуренту», – говорит современная мораль. «Люби врагов твоих», – говорит Христос. «Получи прибыль любой ценой», – слышим мы на каждом углу. «Давай взаймы, ничего не ожидая взамен», – призывает нас Сын Божий. Но если мы взглянем глубже, то мы поймем, что Евангелие не предлагает новой морали, не строит какой-то нравственной системы. Евангелие вообще не занимается этическими проблемами. 17 октября, 2010 «Нанеси упреждающий удар по конкуренту», – говорит современная мораль. «Люби врагов твоих», – говорит Христос. «Получи прибыль любой ценой», – слышим мы на каждом углу. «Давай взаймы, ничего не ожидая взамен», – призывает нас Сын Божий. Но если мы взглянем глубже, то мы поймем, что Евангелие не предлагает новой морали, не строит какой-то нравственной системы. Евангелие вообще не занимается этическими проблемами. В неделю 19-ю по Пятидесятнице – Лк 6:31–36 (зач. 26): Сказал Господь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» – говорит Писание. Всякое слово Божие – это жизнь для человека. И читая Евангелие, мы имеем возможность пить от этого источника жизни. Живительны уже сами слова Благой Вести, ибо они напоены Духом Святым. Исполнение же этих слов – путь в Царство Отца. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», – говорит Христос и тем самым задает Своим ученикам высокую планку, призывает их (т. е. нас) к активной жизненной позиции. Это уже не «око за око», не «зуб за зуб». И это не призыв лишь не делать другим того, чего себе не хочешь. Это призыв делать , призыв жить и действовать. Но – как жить и как действовать? Так, как не принято среди сынов века сего, как не свойственно этому падшему миру. Христиане должны противостоять мирскому духу, их дело – быть безумными ради Христа, совершать поступки, которые не укладываются в прокрустово ложе здравого смысла.

http://pravmir.ru/budte-miloserdny/

Ищите же, ищите Царства Небесного и спасения своей души, как некоего драгоценного неоскудеваемого сокровища, ищите в течение всей своей быстротечной земной жизни, – и все доброе приложится вам. Аминь. Об освобождении от греха (Из слов в Неделю 4-ю по Пятидесятнице) 17 июля 1948 г., 7 июля 1949 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении вы слышали призыв к нам святого апостола Павла освободиться от греха, что, по сути, и есть основная цель христианства. Однако ищем ли мы с вами этого освобождения? Стараемся ли мы – вместо того, чтобы быть рабами греха – соделаться, как говорит апостол, рабами праведности (ср.: Рим 6, 17, 18 )? Хотим ли стать подлинными последователями истинных христиан, истинных рабов Божиих? Руководствуемся ли мы в нашей жизни словами апостола, взывающего к нам: как ранее предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим в, 19)? Святой апостол Павел увещевает нас полностью измениться, сойдя с пути греха, конец которого – духовная смерть и вечные муки, увещевает обратиться к делам христианским, к которым у нас столько возможностей, увещевает излечиться от болезни греха и смерти. Врачевание греха – Таинство покаяния, Врач – Господь наш Иисус Христос, Врачующий всех через священников в этом целительном Таинстве. Зачем же мы продолжаем носить духовные раны, зачем задерживаем их исцеление? Вспомним, как, согрешив, царь Давид сразу же воззвал в покаянии: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... ( Пс 50,1 ) и услышал в ответ: Господь снял с тебя грех твой ( 2Цар 12,13 )! А мы всё бегаем Церкви, пренебрегаем возможностью нашего исцеления от греха – покаянной молитвою в ней. Убегаем от своего же духовного здравия, от нашей же свободы, от нашей же святости, от собственной вечной жизни! Ведь конечный результат этой свободы от греха, итог нашего христианского рабства уже не греху, но праведности, есть именно Жизнь Вечная!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из Священной истории Нового Завета мы знаем, что Господь творил много чудес. В большинстве случаев это были чудесные исцеления, причем главной целью этой Божественной медицины было всегда врачевание человеческой души, изгнание овладевших человеком сил зла. И чудо исцеления было превосходящим все ожидания человека благотворным воздействием на его душу – воздействием, которое давало человеку возможность радостно ощутить близость Бога, почувствовать полное любви и отеческой заботы прикосновение Его благодеющей десницы. Какие же уроки для себя можем мы извлечь из слышанного сегодня евангельского повествования? Прежде всего оно показывает нам, каким должно быть наше отношение к миру. Господь «пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин. 12:47 ). И мы, если хотим быть последователями Христа и «светом миру», не должны становиться непризваными судьями, но должны служить делу спасения людей. В Своей Первосвященнической молитве накануне страданий Господь молился Своему Небесному Отцу о тех, кто последовал за Ним: «Не молю, – говорил Он, – чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» ( Ин. 17:15 ). Значит, и мы не должны бежать от мира, чуждаться людей, создавать для себя искусственное одиночество, при котором человеку нет никакого дела до погибающего вокруг него мира. Но вместе с тем мы должны всячески оберегать себя от тлетворных влияний греховной жизни, ибо «призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Сол. 4:7 ), и христианину должно «хранить себя неоскверненным от мира» ( Иак. 1:27 ). Господь хотел, чтобы и ученики Его могли, пользуясь Его силой, совершать духовное врачевание. »Призвав двенадцать, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь« ( Мф. 10:1 ). И они действительно »пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» ( Лк. 9:6 ). Но вот после этих несомненных успехов их проповеди, сопровождавшейся проявлениями чудодейственной силы, настало время для испытания и их веры. В то время, когда Господь с тремя ближайшими к нему апостолами находился на горе Преображения, к остальным ученикам подошел отец бесноватого отрока и просил их изгнать из его сына злого духа. Но «они, – говорит евангелист, – не могли» ( Лк. 9:40 ). И когда потом ученики спросили Иисуса наедине: «почему мы не могли изгнать его?», Господь ответил им: «по неверию вашему» ( Мф. 17:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Как часто бедные, подобно Лазарю, более склонны к смиренной покорности своей доле, безропотному терпению посылаемых Богом бедствий житейских! Недаром Господь призывал к Себе прежде всего бедных и говорил: «блаженны нищие», «горе вам, богатые» ( Лк.6:20, 24 )! Ибо так часто бедные бывают и «нищими духом» и чрез нищету духовную обогащаются христианскими добродетелями, а богатые в веке сем так редко имеют склонность богатеть добрыми делами, собирать себе сокровище, «доброе основание для будущего, чтобы достигнуть жизни вечной» ( 1Тим. 6, 18–19 )! Недаром святой апостол Павел говорил коринфским христианам: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор. 1, 26–28 ). Или, как говорит ныне празднуемый святой апостол Иаков, брат Господень, в послании: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» ( Иак. 2, 5–7 ). Посмотрите и теперь хотя бы на наполняющих храмы: много ли среди молящихся здесь богатых, знатных, благородных мира сего? Не простые ли люди здесь преобладают? Правда, и богатые иногда жертвуют на нужды войны и иные, занимаются в разных комитетах по общественной благотворительности, но делают все то часто «от избытка своего», ничем почти не жертвуя, ни в чем себя существенно не стесняя. Между тем Богу угоднее лепта вдовицы бедной, которую она отдает в дар Богу от скудости своей, терпя нужду крайнюю в пропитании своем ( Лк. 21, 1–4 ). Как часто бедны и нищи эти люди богатые, знатные, благородные в деле Христовых добродетелей! Они думают, что пришли в храм, помолились пред святою иконою, поставили свечу, иногда, быть может, вздохнули под наплывом мыслей и чувств, навеянных святостью храма, жилища Бога небесного, и вот уже открыто для них должно быть лоно Авраамово: все остальное, чего недостает им до добродетелей Авраамовых, должен восполнить Христос, Который пострадал за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Видите, братья и сестры, сколько благодатной радости доставляет нам память Святителя, его прославление и молитвы к нему. Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь. Слово в Неделю 26ю по Пятидесятнице, на притчу о богаче Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святое Евангелие рассказывает нам о том, как один неблагодарный человек неправильно понял цель своей жизни и поэтому дошел до печального конца. Об этом человеке говорит нам в Своей притче Господь наш Иисус Христос. История его такова. Человек этот был богат. На его поле оказался хороший урожай, и он решил пожить всласть. Сперва, правда, он хотел немного потрудиться и рассуждал сам с собою так: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большия, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, вей, веселись» ( Лк.12:17–19 ). В этом была его ошибка, что он душе своей сказал: «покойся, ешь, пей, веселись». Не то плохо, что потребовались большие помещения, чтобы сохранить урожай, – это было необходимо. Хороший урожай есть признак благословения Божия, как сказано в слове Божием: «Если вы будете слушать законный сии, и хранить и исполнять их, то Господь Бог твой… возлюбит тебя, и благословит тебя… и плод земли твоей, и хлеб твой» ( Втор.7:12–13 ). Итак, не то плохо, что человек имел много хлеба; и не это плохо, что он построил большие помещения, чтобы сохранить этот хлеб. А что же плохо? Во-первых, плохо то, что человек думал только о себе; до других ему дела не было. Это был черствый, себялюбивый человек. А, во-вторых, плохо то, что даже думая о себе, он для себя искал не то, что нужно. Душе своей он сказал: «Ешь, пей». Как? Бессмертную душу он задумал накормить хлебом? Это безумие! Хлеб для тела, но не для души, поэтому и сказано: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» ( Втор.8:3 ). А душу нужно питать прежде всего, почему и сказано: «Наипаче ищите царствия Божия, и это все (т.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010