Зах.11:10—11. И прииму жезл Мой добрый, и отвергу его, яже разорити завет Мой, егоже завещах ко всем людем земли. И разорится в день оный, и уразумеют Хананеи овцы хранимыя Мне, зане слово Господне есть.    Жезлом добрым называет воспитание чрез евангельское тайноводство, отличающееся красотой, разумеется духовной. А говоря, что отвергнет и разорит его, указывает, конечно, не на то, что отбросит и рассеет, разрушив его или уничтожив как бесполезный, — отнюдь нет. Напротив, я скажу, как следует понимать это. Пастыри, когда замечают какую-нибудь из овец отбившеюся от стада и далеко ушедшею от прочих, то всячески бросая в них жезл, тотчас пригоняют их пастись вместе с прочими. Итак, взяв образ от обычаев пастушеских, пророческое слово говорит, что отвержен будет жезл, — очевидно для язычников, ибо они были «сущими далече» (Еф.2:13), однако стали близкими чрез веру. Отвержен будет, говорит, жезл так, что по всей земле «разорится», то есть, как думаю, распространится и рассеется повсюду слово о Христе, или проповедь евангельская. Разорится (рассеется), говорит, «в день оный», то есть в то именно время, когда оживет поправший державу смерти Христос и скажет апостолам: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Тогда-то слово Спасителя нашего и прошло по всей поднебесной, и неложно можно сказать о святых апостолах: «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:5). А что не бесполезно для язычников отвержение и рассеяние по земле, или распространение и в их странах жезла доброго, или завета, который завещан не для одного уже Израиля, но для всех народов, — это мы и без особенного труда можем усмотреть, вникая в слово пророчества. «Разумеют, говорит, Хананеи (овцы) хранимыя (Мне), зане слово Господне есть». Хананеями называет язычников. Они же разумеются под овцами, хранимыми Христу, так как они соблюдены Ему и так как Сам Он есть «чаяние языков» (Быт.49:10). После того, как и в их странах распространился для всех данный завет, они уверовали, что «слово Господне есть»; ибо мы, призванные из язычников чрез веру, знаем, что в божественных и евангельских словах с нами беседует Сам Господь и рожденное от Бога по естеству и Единородное Слово Божие. Посему-то мы и поклоняемся Ему и Ему служим, оставив то древнее и бесславное заблуждение и отучившись от многобожия. И это было воспето к Нему устами Давида: «елика сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи» (Пс.85:9), «о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, и земных, и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:10—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Какое чудное установление! Естественно уму человеческому прийти в недоумение перед установлением сверхъестественным, непостижимым. Услышали установление люди, омраченные плотским мудрованием и неверием, не захотели получить объяснение от Бога о Божественном установлении, произнесли о Божественном установлении свой суд в осуждение и погибель себе. «Какие странные слова,» – сказали они, – «кто может это слушать? С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин. 6, 60, 66 ). И ныне наветуются сомнением о великом таинстве те, которые только носят имя христиан, придерживаются наружных обычаев христианских, а по жизни и сердечному залогу чужды христианства. Жестоким было бы слово, если б произнес его человек; послушание слову было бы невозможным, если б слово произнес человек. Слово произнесено Богом, принявшим по бесконечной благости Своей человечество для спасения человеков – и потому слово должно быть преисполненным благости. Слово произнесено Богом, принявшим человечество для спасения человеков, – и потому внимание к слову и суждение о нем не должны быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верой, от всей души, как должен быть принят и вочеловечившийся Бог. Принятие Богом человечества непостижимо для человеков, столько же непостижимы установления и действия Богочеловека, они человека, зачатого в беззакониях и рожденного во грехах, человека, обреченного вечной погибели и вечному томлению в темницах и пропастях ада, усвояют Богу, соделывают богом по благодати, возводят на небо для вечного жительства и для вечного блаженства на небе. Осудившие слово и установление Богочеловека, отвергшие слово и установление, осудили и отвергли Слово – «дух и жизнь» ( Ин. 6, 63 ), осудили и отвергли установление, которым преподается ученику Христову «дух и жизнь. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни »( Ин. 6, 53 ). Господь, заменив для нас Собою нашего праотца, Адама, от которого рождаемся в смерть, сделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные нами от Адама, Своей Плотью и Кровью. Такое действие Господа при благочестивом созерцании искупления человеков вочеловечением Бога, пребывая непостижимым и сверхъестественным, вместе становится и ясным, и естественным. Непотребные плоть и кровь естества падшего и отверженного должны быть заменены в естестве, которое обновил Богочеловек, всесвятой Плотью и Кровью Богочеловека. 255

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но жизненные трудности в виде гонений за Слово Божье заставляют такого человека отречься от Слова Божьего. Потому что такой человек соблазняется более легкой, но греховной жизнью, и отступает от Слова Божьего. Поэтому люди этого типа не способны воспринять Царства Божьего и Слова Божьего всей душой окончательно и бесповоротно. Характеризуя другой тип людей, Спаситель говорит: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» ( Мф.13:22 ). Этими словами Спаситель говорит о тех людях, которые, несмотря на услышанное ими Слово Божье, сильно обременены заботами века сего и обольщены богатством. И поэтому для таких людей Слово Божье бесплодно. Мы знаем, что князь мира сего – это лукавый дух. «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). «Уже немного Мне говорить с вами; ибо вдет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 ). Поэтому заботами века сего обозначены заботы, связанные с удовольствиями, гордыней, похотью, стяжательством и богатством. То есть, обозначены соблазны, исходящие от лукавого. И конечно люди, поддающиеся этим соблазнам, не способны воспринять ни Царства Божьего, ни Слова Божьего. Характеризуя следующую категорию людей, Спаситель говорит: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» ( Мф.13:23 ). То есть Спаситель говорит о том, что люди, которые отличаются твердым верованием в Бога, способны воспринять Слово Божье. Они уподобляются зернам, посеянным на доброй земле. Потому что они Слово Божье слышат сердцем и разумеют умом, воплощают заветы Божьи в своей жизни, и ведут богоугодный образ жизни. Всем этим они и дают плод Богослужения. Вот таким людям и подобны апостолы Божьи и другие люди, имеющие твердое верование в Бога, и исполняющие добрые богоугодные поступки. Из всего выше сказанного видно, что с приходом Мессии на земле вокруг Него находилось Царство Божье.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Но Он был совершен как в Божестве, так и в человечестве, только составившись во единого неизреченно и превыше ума. Итак число десять означает и как бы гадательно указует нам на совершенство в Божестве. А на таковое же совершенство в человечестве, в свою очередь, может указывать нам число семь, которое меньше десяти в Троице, однако заключено в нем и как бы подчинено ему. Ибо после десяти уже присоединилось и семь. В преимуществе же Троицы, то есть Божества, происшедший от Отца Бог Слово; а человеческое естество находится в низшем положении и ниже славы Божией. И Бог Слово мыслится как предсуществующий, а человеческое естество, как привзошедшее к Нему. Таким образом необходимо число десять ставить впереди, а семь присоединяется к нему потом. Ибо «Иосиф... , — сказано, — бяше семнадцати лет» (Быт. 37:2)1. Заметь, кроме того, привременность и в то же время безначальность (разумею относительно времени) Еммануила. В Иосифе, как в образе, было исчисление лет; но присоединено слово: «бяше» . Ибо призвано было к бытию, умопредставляемому в подобии нам, и к числу лет по человечеству Слово, хотя Оно и было Богом. Но во всяком случае к Нему прилагается слово «бяше» ; потому что Оно мыслится и есть, как поистине совечное Богу и Отцу и, как говорит божественный Иоанн, «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Итак, скажу опять: семнадцати лет был божественный Иосиф и пас стада отца своего вместе с братьями, рожденными от Зелфы, говорю, и Валлы, то есть от служанок. Ибо соделавшееся человеком от Бога Слово обходило всю землю Иудейскую, как бы собирая погибших овец дома Израилева и призывая их к любви к Богу и Отцу. «Потому что , — как пишет блаженный Павел, — Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Таким образом Еммануил пас вместе с рожденными в рабство и как бы от двух рабынь незаконное и несвободное получивших происхождение; потому что после царствования Иеровоама отложились от Иерусалима десять колен, перешли и поселились в Самарии, побужденные к тому Иеровоамом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Об этом свидетельствует ученик Господа Иоанн, в Евангелии. говоря так: «вначале было Слово и Слово было у Бога и Бог было Слово. Оно было вначале у Бога. Все произошло чрез Него, и без Него ничто не произошло». Потом о самом Слове сказал: «в сем мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал. Пришел к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И еще, указывая на домостроительство относительно человеческой природы, сказал: «Слово стало плотью и обитало с нами». И еще присовокупил: «и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, — полное благодати и истины» (Ин.1:1-3,10-12,14). Таким образом он ясно показывает желающим слышать, т. е. имеющим уши, что Один. Бог Отец выше всех, и Одно Слово Божие чрез всех, Которым все сотворено, и что сей мир есть Его собственный и чрез Него сотворен по воле Отца, а не чрез ангелов, ни чрез отступничество, несовершенство и неведение, ни чрез какую то силу Пруника, которую называют некоторые также Матерью, и ни чрез другого и какого-то Творца мира, неведующего Отца.    3. Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Который в последние времена сделался человеком и существовал в сем мире, невидимо же содержит все сотворенное и внедрен во всем создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того видимо пришел к Своим, и стал плотью, и простерся на дереве, чтобы все восстановить в себе. «И Свои человеки не приняли Его», как это и Моисей открыл народу: «И жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и не уверуешь жизни твоей» (Втор.28:66). Посему, не принявшие Его не получили жизни. Тем же, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими. Ибо Он имеет от Отца власть над всем, как Слово Божие, и есть истинный человек с невидимыми (существами), имеющий общение посредством разума и правильно установляющий закон, чтобы все и каждое пребывало в своем чине, над видимыми же и человеческими (существами), царствующий явно и всем достойно совершающий Свой праведный суд, как и Давидх ясно показывает, говоря: «Бог наш явно придет и не умолчит»; потом и о суде Его говорит: «пред ним возгорится огонь и вокруг него сильная буря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Об этом свидетельствует ученик Господа Иоанн в Евангелии, говоря так: «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Бог было Слово. Оно было вначале у Бога. Всё произошло чрез Него, и без Него ничто не произошло». Потом о Самом Слове сказал: «В сем мире был, и мир произошёл чрез Него, и мир Его не познал. Пришёл к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И ещё, указывая надомостроительство относительно человеческой природы, сказал: «Слово стало плотью и обитало с нами». И ещё присовокупил: «И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, – полное благодати и истины» ( Ин.1:1–3:1012:14 ). Таким образом он ясно показывает желающим слышать, т. е. имеющим уши, что Один Бог Отец выше всех, и Одно Слово Божие чрез всех, Которым всё сотворено, и что сей мир есть Его собственный и чрез Него сотворён по воле Отца, а не чрез ангелов, ни чрез отступничество, несовершенство и неведение, ни чрез какую-то силу Пруника, которую называют некоторые также Матерью, и ни чрез другого и какого-то творца мира, не ведающего Отца. 3 . Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Который в последние времена сделался человеком и существовал в сем мире, невидимо же содержит всё сотворённое и внедрён во всём создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того видимо пришёл к Своим, и стал плотью, и простёрся на дереве, чтобы всё восстановить в себе. «И Свои человеки не приняли Его», как это и Моисей открыл народу: «И жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и не уверуешь жизни твоей» ( Втор.28:66 ). Посему не принявшие Его не получили жизни. Тем же, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими. Ибо Он имеет от Отца власть над всем, как Слово Божие, и есть истинный человек с невидимыми [существами], имеющий общение посредством разума и правильно установляющий закон, чтобы всё и каждое пребывало в своём чине, над видимыми же и человеческими [существами], царствующий явно и всем достойно совершающий Свой праведный суд, как и Давид ясно показывает, говоря: «Бог наш явно придёт и не умолчит»; потом и о суде Его говорит: «Пред ним возгорится огонь и вокруг него сильная буря.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Патриарх Илия II: Причиной уродства нашего «я» является злоречие и нечистые мысли Тбилиси, 14 января 2016 г. В своем Рождественском послании Предстоятель Грузинской Церкви Патриарх Илия II особо остановился на важности слов, которые мы произносим, не задумываясь, осуждаем и злословим друг друга и даже оскорбляем своих родителей:      « Причиной уродства нашего «я», вместе с неправильным поведением, является злоречие и нечистые мысли Вообще слово обладает великой силой, а мы не относимся к этому так, как подобает, и не осознаем, что слово имеет самую глубокую связь с вечной жизнью или вечной смертью.... Почему слово исполнено такой силы и цели? Святой евангелист Иоанн Богослов начинает евангелие с рассказа о Христе : «В начале было Слово»(Ин. 1.1). Знайте: не одно слово не пропадает бесследно, и мы будем судимы Господом за каждое из них Да, апостол который открыл нам, что Бог это Любовь, вместе с любовью называет Его и Словом, и этим подчеркивает Божественную сущность Спасителя, Единородного Сына, Богу Отцу, от Которого Его нельзя отделить, и подчеркивает созидательную силу Слова : «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. " (Ин. 1.1-3). О сотворении мира в Библии написано: " И сказал Бог: да будет свет! И стал свет . И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так .... И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. (Быт. I. 3,6,7,14,15)... Значит Словом начинается творение , дарование жизни и предназначения, что является качеством Божества! Очень большое значение имеет название, как для обозначения события или предмета, так же и для личности — потому, что смысл который оно несет в себе, многое определяет. Святая Троица Сама Первая дала всему названия: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью....И назвал Бог твердь небом....И назвал Бог сушу землею (Быт.1.5.8.10)»

http://pravoslavie.ru/89654.html

Таким образом, разумно-словесное, умственно-мысленное, идеальное отцовство, свойственное человеческой душе, где ум порождает внутреннее слово, говорит о человеке как образе Божьем. Оно бесконечно превосходит биологическое и, конечно, социальное отцовство по самой степени родства. Ведь родственные отношения ума и порожденной им мысли бесконечно ближе, чем отношения биологического отца и ребенка, а также всех видов отцовства в обществе. Такое отцовство есть самое возвышенное, самое одухотворенное отцовство, которое только и может быть в Самом Боге, являющемся Первообразом человеческой души и присущей ей разумно-словесной жизни. Божественное Отцовство имеет всецело духовный, возвышенный, нематериальный смысл. Божественный Ум называется Отцом и именуется так без какого-либо низкого и грубого вещественного значения. Ведь Он не сотворенное существо, не получил начала во времени, но существует от вечности, невидим, невещественен, нематериален, бестелесен, иносущен и иноприроден всему тварному миру. Его Отцовство – вечное, невещественное, невидимое, не имеющее грубости телесной, лишенное ограниченности, свойственной материальной природе. Кого же может рождать всесовершенный Божественный Ум как не всесовершенное Божественное Слово, именуемое Единородным Сыном Божьим? Божественный Отец, Ум Божий, рождает Божественного Сына, Свое Божественное Слово, рождает вечно, невещественно, нематериально, бестелесно, невидимо, рождает вне временных и пространственных ограничений,  без всякого места и часа, вне длины, высоты и широты, вне периода, момента и даже мига. О Божественном Слове многократно учит Писание. Уже в Книге Бытия мы читаем, что Бог творит мир Своим Словом: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. ( Бытие 1:2,3 )». Все творение вершится Словом, через Которое возникает сущее: «И сказал Бог: … И стало так». ( Бытие 1:3-30 ). «Слово Мое, Оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я посылаю Его ( Ис. 55:11 )», – говорит Господь через пророка. «Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились», – восклицает Богодухновенный псалмопевец Давид ( Пс. 148:5 ). «Слово Твое исходило, и тотчас являлось дело, вдруг явилось безмерное множество плодов и многоразличные приятности для вкуса, цветы в виде своем неизменные, с запахом, несказанно благоуханным», – говорит о творении мира Словом Божьим Ездра ( 3Ездр. 6:43,44 ). «Верою мы постигаем, что миры устроены Словом Божиим, так что из невидимого возникло видимое ( Евр. 11:3 )», – говорит апостол Павел. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога, Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин. 1:1-3 )», – учит евангелист Иоанн.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

Экклесиология Учение Оригена о Церкви полностью раскрывается лишь в общем контексте его системы, проникнутой неоплатоническими идеями. При ближайшем рассмотрении оказывается, что все церковные структуры он понимает в духовном смысле. Мы уже видели, что в течение своей жизни Ориген неоднократно ссорился с епископами. В то время как церковное предание всегда видело в епископах залог единства и центральный авторитет Церкви, Ориген отводит главное место в церковной структуре так называемым «учителям Церкви». Совершать церемониальные действия может всякий, но лишь немногие наделены духовным даром учительства. Ибо «учителем», согласно Оригену, может быть лишь тот, кто за буквальным значением текста Писания видит его высший, вечный, скрытый смысл. Таким учителем Ориген считал в первую очередь самого себя. Верхушка Церкви должна заниматься обучением и просвещением простых верующих разного уровня образованности. Ведь и сам Христос, по Оригену, был в первую очередь Учителем, ведущим «разумные твари» к созерцанию Бога. Сакраментальные функции духовенства при этом отодвигаются на задний план. И неудивительно – ибо Ориген понимает таинства в чисто символическом смысле: И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и раздавая ученикам сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Этот хлеб, который Бог Слово признает своим телом, есть слово, то есть пища для душ, слово, которое исходит от Бога Слова, хлеб от Хлеба небесного... А это питье, которое Бог Слово признает своей кровью, есть слово, которое насыщает и возвышенно опьяняет сердца тех, кто пьют его... Кроме того, хлеб это также слово Христово, хлеб, испеченный из той пшеницы, которая, упав на добрую почву, приносит много плода ( Мф.13:8 ). Бог Слово назвал своим телом не тот видимый хлеб, который Он держал в своих руках, но слово, в мистическое подобие которого тот видимый хлеб будет преломлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

19. Значит, всякий, кто может понять слово, не только прежде, чем оно прозвучит, но также прежде, чем образы его звуков будут продуманы в душе (ибо оно есть то, что не принадлежит ни к одному языку из тех, что называются языками народов, среди каковых и наша латынь), так вот, всякий, говорю я, кто может понять его, теперь может видеть как бы тем зеркалом, как в той загадке некоторое подобие Того Слова, о Котором сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Ибо когда мы говорим истинное, т.е. когда мы говорим то, что знаем, тогда с необходимостью из самого знания, хранимого нашей памятью, рождается слово, каковое того же самого рода, что и то знание, из которого оно рождается. Ибо мысль, образуемая тем, что мы знаем, есть слово, которое мы произносим в сердце; и это слово не принадлежит ни греческому, ни латинскому, ни какому-либо другому языку. Но когда требуется, чтоб оно дошло до знания тех, кому мы говорим, прилагается некоторый знак для того, чтоб его обозначить. Затем, чтобы слово, которое мы вынашиваем в уме, сообщилось телесным ощущениям посредством телесных знаков, в основном используется звук, иногда же — кивок (первое — для ушей, второе — для глаз). Ведь что означает кивать, как не высказываться зримым образом? И в Святом Писании имеется суждение тому во свидетельство, ибо в Евангелии от Иоанна мы читаем: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр кивнул, чтобы спросил, кто это, о ком говорит» (Ин.13:21—24). Так, он кивком высказал то, что не осмелился высказать вслух. Но мы производим такого рода телесные знаки, будь то для ушей или же глаз тех, с которыми мы разговариваем, поскольку они присутствуют. Буквы же были придуманы для того, чтобы мы могли общаться и с теми, кто отсутствует. Но буквы являются знаками слов, тогда как сами слова в нашей речи являются знаками того, что мы мыслим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010