Приоритет МДА неожиданный – скорее этого можно было бы ожидать от КДА, занимавшейся на протяжении более полувека переводом наследия Иппонийского епископа. Выявить в этом приоритете какую-либо значимую тенденцию довольно сложно, ибо темы предлагались разными профессорами по соответствующим дисциплинам. Но все же интерес конкретного профессора значил много и мог сконцентрировать внимание его учеников на определенной тематике. Так, можно выделить как минимум три таких личности: в 1880-х гг. – профессора психологии СПбДА A. Е. Светилина; в 1890-х гг. – профессора патристики КазДА JI. И. Писарева, автора фундаментального труда по учению блаженного Августина о человеке в его отношении к Богу 580 ; в начале XX в. – профессора патристики МДА И. В. Попова , автора диссертации по гносеологии и онтологии блаженного Августина 581 . Все эти три профессора занимались преимущественно антропологической тематикой, что не могло не скаэаться и на специфике предлагаемых ими кандидатских тем. Наконец, особый интерес к блаженному Августину проявлял преосвященный Антоний (Храповицкий) – ученик A. Е. Если обратить внимание на временное распределение «августиновских» работ, то можно сделать общее замечание: интерес к наследию блаженного Августина повышается начиная с 1880-х гг. С одной стороны, это было связано с общей ситуацией в России и церковной жизни: активизацией полемики со старообрядцами, сектантами, a также новым витком диалога со старокатоликами и англиканами. Вполне понятно, что идеи блаженного Августина не могли при этом оставаться без внимания. С другой стороны, в академическом богословии появляются новые тенденции, которые также определяют новый всплеск интереса к Иппонийскому епископу. Так, начинает выкристаллизовываться в качестве особого направления антропология, – разумеется, ключевыми становятся вопросы о первородном грехе, человеческой воле и ее свободе, благодати. Более определенным становится интерес не только образованного общества, но и самой высшей духовной школы – по крайней мере, ее отдельных представителей – к внеакадемическому, «мирянскому» богословию – славянофилам, философствующим писателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Экхарта и “символ” Н. Бердяева: сравнительный анализ», в которой анализирует содержание данных концептов и проводит их компаративный анализ. Если М. Экхарт использовал понятие «знак/образ» в гносеологии, антропологии, триадологии, христологии, то Н. Бердяев с помощью концепта «символ» пытался разрешить проблему двойственности мира, а именно его разделения на две сферы — падшую эмпирическую и подлинную духовную. Елена Сергеевна Семенова в статье «Тема дружбы в толкованиях блаженного Августина на 5й и 7й псалмы» рассматривает понимание дружбы в толкованиях блаженного Августина Иппонийского. В статье впервые представлен перевод на русский язык фрагментов толкований, выполненный автором публикации. Автор пришел к выводу, что, как богопознание, дружба соединена с нравственным совершенством и представляет собой одну из добродетелей, относящихся к заповеди о богопочитании. Такая дружба является Божиим даром человеку. Диакон Сергий Кожухов в продолжение своего исследования предлагает статью «Церковная политика императора Анастасия I и богословское содержание “Типоса”. Часть 3». Данная публикация является третьей, завершающей частью исследования касательно церковной политики императоров Восточной Римской империи Василиска, Зинона и Анастасия I, в царствование которых были выпущены соответственно указы: «Энциклика», «Энотикон», «Типос», касающиеся религиозной церковной жизни. Главный вопрос, который в них решался, — это отношение к Халкидонскому Собору, утвердившему учение о двух природах и одной ипостаси во Христе. Автор рассматривает исторический фон, в котором начиналось правление императора Анастасия I, его отношения с последователями Халкидона, а также его противниками — Севиром Антиохийским и Филоксеном Маббугским, условия появления «Типоса». В статье приводятся мнения современных исследователей относительно авторства и времени появления «Типоса», дан его перевод на русский язык, анализируется богословское содержания «Типоса». Священник Вячеслав Клюев в статье «Лингвистические аспекты христианской теологии прощения: концепт прощения» исследует фундаментальное понятие христианской теологии, воплощающее суть Божией любви и милосердия к человечеству и указывающее на вершину христианской нравственности — прощение.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-51-j...

Таким образом, очень осторожно, практически незаметно, не афишируя своего новаторства, Евсевий совершает, по сути, гигантский переворот и закладывает основы нового мироощущения. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВВ – Византийский временник ВДИ – Вестник древней истории ВИ – Вопросы истории ВЛ – Вопросы литературы ВФ – Вопросы философии ТПЗС – Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского университета. BS – Byzantinoslavica. Praha, 1929 – Byz – Byzantion. Bruxelles, 1924 – BZ – Byzantinische Zeitschrift. Leipzig-Munchen-Stuttgart-Leipzig, 1892 – САН – Cambridge Ancient History CQ – Classical Quarterly. Oxford, 1907 – DOP – Dumbarton Oaks Papers. Cambridge Mass., Washington. 1941 – GRBS – Greek, Roman and Byzantine Studies. Cambridge Mass., 1958 – JThS – Journal of Theological Studies PG – Patrologie cursus completus Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Paris, 1857 – StP – Studia Patristica (Papers of the International Conferences of Patristic Studies) БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОЧНИКИ Основные: 0   Ευσεβου του Παμφλου Εκκλησιαστικς τορας βιβλα δκα//PG , t XX, col 1–906 – Eusebius The Ecclesiastical History With an english translation by К. Lake, J. E. L. Oulton, H. J. Lowlor Vol. 1–2 Cambridge (Mass), 1975 – Евсевий Памфил Церковная история Μ , 1993 1   Евсевий Памфил Сочинения В 2т Μ , 1848 2   Евсевий Памфил Жизнь блаженного императора Константина Издание 2-е М группа «Лабарум», 1998 С 1–214 3   Евсевия Памфила слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования// Евсевий Памфил Жизнь блаженного императора Константина Μ, 1998 С 215–268 4   Eusebius Pamphili Praeparatio Evangelica ( Εσεβου του Παμφλου Προπαρασκευ Εαγγελικ)//PG T XXI, col 21–408 5   Eusebius Pamphili Demonstratio Evangelica ( Εσεβου το Παμφλου ελικης αποδεξεως βιβλα δκα)//PG T XXII, col 14–792 6   Χρονικο καννες κα πιτομ παντοδαπς στορας Ελλνων τε κα βαρβρων (Chromcorum libri duo)//PG T XIX, col 99 – 600 Дополнительные: 1   Августин Блаженный О граде Божьем//Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского Ч 3 Киев, 1906–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

По силе и мощи богословского таланта блаженный Августин , в отличие от блаженного Иеронима , несомненно выделяется среди прочих древнецерковных писателей, будучи сравним в этом плане с Оригеном . Его глубокий и разносторонний ум в своем стремительном полете сумел объять почти все области христианского вероучения. Но средоточием всего миросозерцания Иппонийского епископа можно считать, наверное, учение о человеке. Не случайно один русский патролог высказывает такое суждение: «С появлением на историческом поприще Августина вместо теологической части христианской догматики, служившей главным предметом учения великих отцов Церкви IV века, выдвигается на первое место другая область, – область христианской антропологии: учение о человеке в его отношении к Богу и в частности – учение о первородном грехе, о падшем состоянии человека и о состоянии его свободной воли, о благодати и предопределении в их отношении к нравственно-свободной деятельности человека. В раскрытии христианской антропологии Августин и его ученики приблизительно оказали Церкви такие же великие услуги и сделали такие же замечательные успехи, как и восточные Отцы и учители IV века – в раскрытии христианской теологии» 31 . Правда, несколько корректируя данное суждение, можно добавить, что, во-первых, «теологии» (учению о Боге в Самом Себе, то есть учению о Святой Троице) блаженный Августин также уделял немалое внимание, причем исходной точкой его тринитарного богословия «служит известная уже Церкви и церковно-богословской литературе его времени (fides catholica) никейская формула исповедания» 32 , хотя от этой исходной точки он и уклонился в сторону позднейшего «филиоквизма», во многом опиравшегося в дальнейшем на авторитет именно Августина. Во-вторых, антропологическая тематика активно разрабатывалась и в современном блаженному Августину греческом богословии: не только (а может быть, и не столько) в специальных антропологических трактатах (типа сочинения святителя Григория Нисского «Об устроении человека» и Немесия Эмесского «О природе человека»), но и в творениях отцов-подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Но во второй половине XIX в. начался очередной этап русской «августинианы», краткий обзор которой представлен в данной статье. Важно отметить, что это был действительно новый этап, ибо после перехода «школьного» богословия на русский язык знание латыни в духовных академиях значительно ухудшилось. В 1860-х гг. в КДА было начато осуществление проекта по переводу сочинений блаженного Августина на русский язык, современный эпохе. Проект осуществлялся в общем «патрологическом порыве» российской духовной школы, начавшемся в 1840-х гг. и отчасти систематизированном к 1860-м гг. При этой систематизации для КДА была выделена «специализация» по латинским отцам, и, разумеется, блаженный Августин был одним из первых, к кому следовало обратиться. Следовало ожидать, что перевод повлечет за собой оригинальные исследования по тем или иным аспектам богословия Иппонийского епископа. Но за вниманием к блаженному Августину стоял и актуальный интерес, обусловленный конкретными событиями и проблемами российской жизни. Во-первых, церковные преобразования, проводимые в контексте великих реформ, рефлексии Петровской церковной реформы, сложившихся в России церковно-государственных отношений ставили вопросы о соотношении временного, земного бытия Церкви и ее мистической реальности. Разумеется, в этих вопросах нельзя было не обратиться к экклесиологической концепции блаженного Августина . Во-вторых, решение проблем, связанных с положением приходского духовенства и его подготовкой, обращало внимание к августиновской концепции воспитания и жизни клириков, его пастырским трудам. В-третьих, «исторические тенденции», характерные для русского богословия 1860-х гг., и общий настрой «историзма» делал необходимым обращение к августиновскому «богословию истории», легшему в основу многих богословско-исторических концепций. В-четвертых, очередной раз обострилась проблема со старообрядцами: после жестких мер Николаевского времени, учреждения Белокриницкой иерархии ситуацию надо было решать какими-то иными мерами. И Иппонийский епископ, прославившийся «обращением многих донатистов» к православной вере, мог дать ответы на методологические поиски.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

С антропологией этих последних, кстати, у блаженного Августина , монаха и одного из основоположников западного монашества, наблюдается порой определенное сходство 33 , хотя он иногда, увлекаясь полемическим задором (в частности, против пелагиан), выходит за пределы православной «акривии», чего не случалось, как правило, с творцами монашеской литературы. Так произошло с его мнением о соотношении предопределения и свободы воли, а также с концепцией первородного греха, предполагающей представление о «переходящем на всех людей грехе Адама как причине всеобщего осуждения человечества под власть диавола на вечную погибель» 34 . В общем же многогранность личности, литературной деятельности и миросозерцания блаженного Августина трудно исчерпать в сотнях и тысячах томах исследований, написанных о нем. Она, подобно бликам многоводной и быстро текущей под полуденным солнцем реки, постоянно меняет свои оттенки, оставаясь все той же самой рекой. И некоторые из этих оттенков можно уловить в проповедях, переведенных отцом Максимом Козловым, и «Толковании на псалом сто двадцать пятый» (перевод С. А. Степанцова). В области догматики этот великий подвижник ничем себя особенно не проявил, следуя здесь во многом за блаженным Августином 37 , не впадая, однако, в догматические заблуждения Иппонийского епископа. Его главным поприщем была область нравственного богословия, где Святителем особенно оттенялись эсхатологические тона, проявившиеся с предельной ясностью и четкостью, например, в «Беседах на Евангелия» 38 . Такой сугубой эсхатологической тональности этики Святителя весьма способствовала эпоха, в которую он жил, – век агонии ветхого Рима с его многочисленными нестроениями. Поэтому «земля внушала проповеднику горькие чувства, полные безнадежности и уныния; обращаясь своею мыслию в разные сферы житейских забот, нигде не находил он довольства, спокойного наслаждения жизнью и тех существенных благ, к которым стремится и которыми удовлетворяется душа наша. Он становится поэтому в отрицательные отношения ко всем житейским заботам и земным благам и удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Первое покушение на эту вероучительную гармонию произошло с появлением учения блаженного Августина , епископа Иппонийского (354–430). Здесь мы встречаемся с одной из самых волнующих загадок христианской истории. В блаженном Августине , которому в наивысшей степени было присуще чувство единства Церкви и любовь к нему, не было ничего от ересиарха. И тем не менее по многим направлениям Августин открыл христианской мысли новые пути, оставившие глубокий отпечаток в истории Запада, но в то же время оказавшиеся почти полностью чуждыми не-латинским Церквям. С одной стороны, Августин, самый «философствующий» из отцов Церкви, склонен к превозношению способностей человеческого разума в области богопознания. Он разработал богословское учение о Святой Троице, которое легло в основу латинской доктрины об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (на латыни – Filioque). Согласно более древней традиции, Святой Дух берет Свое начало, так же как и Сын, только от Отца. Восточные отцы всегда придерживались этой формулы, содержащейся в Священном Писании Нового Завета (см.: Ин. 15:26 ), и видели в Filioque искажение апостольской веры. Они отмечали, что в результате этого учения в Западной Церкви произошло некое принижение Самой Ипостаси и роли Святого Духа, что, по их мнению, привело к определенному усилению институциональных и юридических аспектов в жизни Церкви. С V века Filioque повсеместно допускалось на Западе, практически без ведома не-латинских Церквей, но в Символ веры оно было добавлено позже. В том, что касается внутренней жизни, Августин настолько подчеркивал человеческую немощь и всемогущество Божественной благодати, что получалось, будто он умалял человеческую свободу перед лицом Божественного предопределения. Гениальная и в высшей степени привлекательная личность Августина еще при его жизни вызывала восхищение на Западе, где его вскоре стали считать величайшим из отцов Церкви и почти полностью сосредоточились только на его школе. В значительной степени римский католицизм и отколовшиеся от него янсенизм и протестантизм будут отличаться от Православия тем, чем они обязаны святому Августину. Средневековые конфликты между священством и империей, введение схоластического метода в средневековых университетах, клерикализм и антиклерикализм в западном обществе являются в различной степени и в разных формах либо наследием, либо последствиями августинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

См.: Manferdini T. L " estetica religiosa in S. Agostino. Bologna. 1969. 421 См.: Balthasar H. U. von. Herrlichkeit: Eine theologische Ästhetik. Einsiedeln, 1962, Bd. II. S. 95-144. 422 См. сноску 8, с. 58-80. 423  См.: Спасский А. А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913. 424  Основными источниками биографии Августина являются его «Исповедь» и его жизнеописание, составленное Поссидием. епископом Каламенским, другом и учеником Августина (см.: PL, t. 32). Из современных исследований лучшей биографической работой, пожалуй, можно считать монографию П. Брауна: Brown P. Augustinus von Hippo. Leipzig, 1972; английский оригинал: Brown P. Augustine of Hippo. London, 1967. По-русски см. очерк А. А. Столярова в издании: Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского. М., 1991. с. 5 - 50. 425 Работы Августина цитируются по изданиям: CSEL (отдельные тома); PL, t. 32-47; частично использован русский перевод: Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского, 2-е изд., Киев, 1901 - 1915, ч. 1 - 8; «Исповедь» и «Об обучении оглашаемых» цитируются в новых переводах M. E. Сергеенко, опубликованных в «Богословских трудах»,- М.. 1976, т. 15; 1978, т. 19. При цитации даются общепринятые сокращения названий трактатов с указанием последовательно цифрами книги (римская), главы и параграфа (арабские) трактата. 426  До нас дошли только отрывки «Гортензия», написанного Цицероном по образцу также сохранившегося только фрагментарно аристотелевского «Протрептика». Ища утешения после смерти дочери Туллии в философии. Цицерон утверждал, что мудрость выше всех земных благ и невзгод, что только жизнь духа является истинной жизнью человека. Здесь же он дал и краткий очерк истории философии. Содержание «Гортензия» см.: Plasberg О. De M. Tulii Ciceronis Hortenzio dialogo. Lipsiae, 1892. 427  Подробнее о манихействе см. в работах: Alfaric P. Les écritures manichéennes. Paris, 1918, v. 1-2; Burkitt F. С. The religion of the Manichees. Cambridge, 1925; Schaeder H. H. Urform und Fortbildungen des manichäischen Systems. Leipzig, 1927; Peuch H. C. Le manichéism, son fondateur. Paris, 1949; Widengren G. Mani und der Manichäismus. Stuttgart, 1961; Décret Fr. L " Afrique manichéene (IV-V siècle): Étude historique et doctrinale. Paris, 1978, v. 1-2. 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Иван Ильин и Россия: Неопубликованные фотографии и архивные материалы/Автор - сост. Ю.Т. Лисица. - М., 1999. Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского//Антология мировой философии в четырех томах. Т.1. Философия древности и средневековья. Ч.2. М., 1969. С.592. В.О. Ключевский. Курс русской истории. 86 лекций. Источник: Русская история: Полный курс лекций, в 3 томах/В. О. Ключевский – М.: АСТ. Мн.: Харвест, 2002-./Т. 1. – 592 с.; Т. 2. – 592 с.; Т. 3. – 592 с. Ветошкин А.П., Быков М.Ю. Духовно-нравственный путь развития России. М.: Издательство «Проспект», 2020. - 224 с. ; Степанов А.Д. «Русская идея ХХΙ век». М.: 2021, 320 с. Сошенко А.В. «Россия зашнуровывает берцы», Изд-во Книжный Мир, 2021. -376 с.; См.: Мальцев Т.С. Философия социального оптимизма//Студенческий меридиан. 1982. (беседу записали А. Ветошкин и О. Михайлова); Россия. Родина. Молодежь. Материалы I-x Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений (28-29октября 2008 г.) Научный редактор А.П. Ветошкин. Шадринск: ШГПИ, 2009. - 421 с.; Духовная основа развития российской школы XXI века. А.П. Ветошкин - редактор-составитель. Екатеринбург - Москва. Уральский институт бизнеса им. И.А. Ильина, 2008. - 123 с.; Проблемы формирования и развития образовательного потенциала современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринск. ШГПИ. 2011. - 370 с. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи и речи 1948-1954 гг. В 2-х т. М.: МП «Рароч», 1992. С. 265 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/24/...

Таким образом все наше исследование будет состоять из шести глав: в первой из них мы изложим психологические основы нравственных воззрений Григория Нисского ; во второй рассмотрим нравственную природу человека в его невинном состоянии; предметом третьей главы будет нравственная природа человека, уже поврежденная грехом; в четвертой рассмотрим нравственную природу нашу в том виде, какой она имеет тотчас по своем восстановлении, вследствие усвоения искупительных заслуг Христа Спасителя; пятая глава имеет быть посвящена рассмотрению процесса нравственного развития уже восстановленного человека–христианина, и, наконец, в шестой главе мы рассмотрим состоянии нравственной природы человека в будущей загробной жизни.   Глава 1. Психологические основы нравственных воззрений Григория Нисского По предположенному нами плану, первая глава нашего исследования имеет быть посвящена психологическим воззрениям Григория Нисского . Мы, впрочем, не намерены излагать здесь все психологическое учение св. Григория, хотя оно и само по себе имеет большой интерес, подобно психологическим воззрениям другого знаменитого богослова–философа второй половины четвертого и начала пятого века, – разумеем блаженного Августина , епископа Иппонийского. Имея в виду изложить в своем исследовании только нравственное мировоззрение Григория Нисского , мы коснемся его психологии лишь настолько, насколько это требуется для ясного понимания нравственных воззрений св. Григория; расширять же в данном отношении пределы своего исследования значило бы для нас уклоняться от прямой своей задачи. Психологическое учение Григория Нисского находится в тесной связи с греческой классической философией, положившей, как известно, в лице ее лучших представителей, первое начало научной разработке психологии. Первым греческим психологом в истинном значении слова был Платон. Правда, вопросы о душе, о ее природе и явлениях были предметом размышлений и исследований еще и до Платона в древне–греческой философии; но тогда эти вопросы затрагивались только между прочим и потому не столько разрабатывались, сколько намечались и подготовлялись для более или менее обстоятельной разработки.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010