По таким признакам легко отличить благодатное возбуждение от обыкновенных явлений духовной жизни в человеке, чтобы не смешать и, главное, не пропустить воспользоваться им к своему спасению. Это особенно надобно знать тем, на коих благодать Божия воздействует без предварительных трудов их и не с особенною силою. Возбужденного состояния пропустить без внимания нельзя, но можно не обратить на него внимания должного и, побывши в нем, опять низойти в обычное круговращение движений души и тела. Возбуждение не завершает дела обращения грешника, а только зачинает, и после него предлежит труд над собою, и труд очень сложный. Все, впрочем, относящееся сюда совершается в двух поворотах свободы: сначала в движении к себе, а потом от себя к Богу. В первом человек возвращает себе потерянную над собою власть, а во втором себя приносит в жертву Богу - жертву всесожжения свободы. В первом доходит он до решимости оставить грех, а во втором, приближаясь к Богу, дает обет принадлежать Ему единому во все дни жизни своей. 6. ВОСХОД ДО РЕШИМОСТИ ОСТАВИТЬ ГРЕХ И ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ БОГОУГОЖДЕНИЮ А. Восход до решимости оставить грех Сама ли собою посетит кого благодать или взыщет кто ее и обрящет - состояние, в которое поставляет она человека, в первом своем действии на него, в том и другом случае одинаково. Возбужденный поставляется благодатию в среднее между грехом и добродетелью состояние. Она извлекает его из уз греха, лишив сей последний власти определять его к действованию, как бы против воли, но не переводит его на сторону добра, а только дает ощутить его превосходство и отрадность с чувством обязательства быть на его стороне. Человек стоит теперь точно между двумя распутиями, и ему предлежит решительный выбор. Святой Макарий Египетский говорит, что и приходящая к нему (человеку) благодать нимало " не связывает его воли принуждающею силою и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел или не хотел сего. Напротив того, и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, согласуется ли, или не согласуется она с благодатию " (Слово1. О хранении сердца, гл.12). С сей минуты начинается сочетание свободы с благодатию. Совне воздействовала благодать - и состоит совне. Входит она внутрь и начинает обладать частями духа не иначе, как когда желанием своим открывает ей человек вход в себя, или отверзает уста к принятию ее. Возжелает человек - и она готова с помощию. Сделать или утвердить в себе доброе сам человек не может, но желает его и напрягается; ради же сего делания благодать укрепляет за человеком желаемое добро. Все так и будет идти до окончательного возобладания человека над собою в видах добра и богоугождения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

И такова была его дерзость, что он безстыдно совершил это нечестивое деяние. Но Господь возвестил ему: «Ты не будешь иметь в этом никакой чести, никакого наследия. Я положу узду на уста твои. Я помещу кольцо в нос твой и уведу тебя с того пути, по коему ты хотел шагать. Более того, Я возьму у тебя и то, что ты имеешь». И это случилось. Ибо как только стало несколько спокойнее, святой Петр вернулся в Александрию и изгнал Мелетия; презренный бежал и совершил деяния, противоречащия канонам; но, как вы знаете, он не замедлил восприять кару за свое беззаконие.    И еще этот Арий, священник из клира александрийскаго, этот отвратительный человек, который ныне удручает нас. Вы знаете, как он открыто возстал против Бога, как, увлекшись заблуждением Оригена, вещал своими устами, достойными быть загражденными, — что Сын Божий есть создание. Хотя я вам об этом еще не говорил, но ваше достоинство осведомлено о том, как отец наш Петр отлучил его от Церкви. Более того, Сам Сын Бога Живаго явился святому Петру и сказал ему: «Укажи сынам твоим, которые тебе наследуют (т. е. Ахилле и мне недостойному), укажи им, — сказал Господь наш Иисус Христос, — не принимать его (в лоно Моей Церкви), ибо он чужд Мне в веке сем и пребудет чужд в веке будущем». О словах этих святейший отец наш возвестил нам, когда пребывал в темнице в ожидании своей мученической кончины, когда уже завершил свой жизненный путь, сохранив веру православную. Ибо милосердый Господь пожелал добавить к венцу его ангельской жизни и к венцу архиепископскому также и третий венец, венец мученичества. Поистине он был достоин также и сего венца, как вы знаете о том. Что же касается его мученичества и наставлений, которыя он преподал нам по поводу Ария неистоваго, а также его самопожертвования, когда он предал себя на смерть за Христа, — то вы знаете обо всем этом. Все это описано в его мартирологе.    Мы разсказали вам об этом немногом, в меру нашей немощи, оставив в стороне множество деталей с тем, чтобы речь наша не затянулась.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Похвальное слово1, произнесенное аввой Александром2, архиепископом Александрийским, о святом Петре, девственнике и архиепископе того же города, которы Показать содержание Содержание Похвальное слово было произнесено в часовне святаго в западной части города в то время, когда праздновали день его славной памяти, каковой есть двадцать девятый день месяца Атора.   Да пребудем в мире Господнем. Аминь.    В то время, как твоя славная память ныне осеняет нас, о мой святой отец, девственник, архиепископ и мученик Христов, святой авва Петр, ея блистательные лучи просвещают нам разум и вдохновляют его на произнесение тебе слов хвалы. Ведаю нищету моего разума и немощность моего языка; посему, приступая к безграничному океану твоей славы, страшусь, что не возмогу воздать тебе по заслугам. Но ведаю также, о блаженнейший, что ты примешь наши посильныя воздаяния, приносимыя от благих желаний, хотя и среди немощи; примешь, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, принявшаго благосклонно от бедной вдовы два обола (лепты. — Ред.), ибо они составляли все ея достояние. И я не помедлю высказать то, что буду в состоянии сказать или, вернее, — то, что будет мне ниспослано по милости.    О славный праведник, явившийся на свет по обету, подобно Иоанну Крестителю! О ты, который явился как дар Божий, подобно пророку Самуилу, и, подобно же пророку Самуилу, с детства был одарен благодатью пророчества и чудесных откровений! О ты, призванный к первосвященству, подобно священнику Аарону, или, вернее, поставленный выше Аарона, ибо он был священником во образе, ты же был им въяве. О ты, одаренный благодатью исцелений, подобно Петру, первоверховному апостолу, твоему соименнику, от котораго ты унаследовал полученную им власть вязать и решить на Небесах! О ты, проповедовавший подобно Павлу, укрепляя, как и он, твоими вселенскими посланиями, сердца верных из стада твоего! О ты, который, подобно Иоанну Богослову, заградил уста еретиков! О ты, который был убиен мечем за Христа, подобно Иакову, святому апостолу! Предавая себя сам на смерть за Христа, ты поступил по примеру Спасителя, Который Своей волей предстал перед мучителями иудейскими, сказав им: «Я Тот, Котораго вы ищете», — и положил душу за овцы Своя. Ты во всем взял себе в образец Спасителя, полагая душу твою за стадо твое, похищая душу твою, чтобы предать ее мечу за стадо твое. Итак, да дерзаем, дети мои верные, и да возрастим себя отныне в соответствии с этими словами моими и с тем, что мне довелось услышать и увидеть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Убедитесь же, Фарисеи, и от родителей, что человек этот рожден с слепотою, — и опять обратитесь к слепцу, во второй и третий раз, получая от него удостоверение в злых начинаниях и кознях своих. Но если не успеете в первой попытке, переходите ко второй, — не успеете во второй, переходите к третьей, — от третьей к следующей. Делайте извороты коварной лисицы, — и все таки вас везде окружают сети истины, нет никакого выхода из чуда. Впрочем не оставляйте своих ухищрений и тките паутину, устрояя козни, хотя и разнообразныя, но немощныя и безполезныя.    Отечественный это недуг ваш. Неверных отцов таковые же дети (вы). И те таким же образом относились к чудесам в Египте. Необычайным способом и вопреки ожиданиям они спасались от войн, — и неверили Дающему Спасение. Кормились пищею, превосходящею природу, — и были неблагодарны больше голодающих (Исх.16:13). Получали манну с неба посылаемую (Исх.16:15), — и тужили по зловонию египетскаго чеснока и лука. Во время дня осеняемы были столпом облачным, дабы не страдать от жары солнечнаго луча, и столпом огненным освещалась ночью, получив кроме луны другое, новое и превосходнейшее, светило (Исх.13:21), — но, как бы совсем не замечая божественной силы, они таким образом усиленно требовали себе новых и возвышенных богов, когда Моисей, задержанный немного на горе при сообщении (ему) закона, замедлил возвращением. Вы истые наследники неразумия тех, невозлюбили закон, ненавидите благость, нуждаетесь в начальствовании жезла не миндальнаго, а железнаго (Пс.2:9 ср. Откр.2:27, 19:15; Иер.1:10-12).    Вы видите человека, перешедшаго (от тьмы) к свету, доселе проведшаго долгое время жизни во тьме, с бездейственными взорами, путеводимаго чужими глазами, ежедневно сидевшаго пред храмом, всем дававшаго знать о своем несчастии, дабы многих привлечь к милосердию, имеющаго город свидетелем своего недуга, смотрящаго теперь и быстро исцеленнаго, не составом разных лекарств и не сечением стали, но одним брением, составленным посредством слюны (из персти): как же не поражаетесь, не изумляетесь, не бросаетесь на землю и не поклоняетесь Тому, Кто создал очи из земли, — не чтите божественную силу! Неужели терзаетесь завистью и имеете соревнование к Богу, как бы к своему сопернику по искусству, — как бы художники к художнику, как бы единоплеменники к равному себе!    Читая ветхозаветныя книги, которыя написаны были для домостроительства о народе и которыя сообщают сведения о правлениях царей и историю о них, — вы благопослушно принимаете, что говорится о каждом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

   Однакож это все не имело для них никакого значения. Слово не научило их, дело не вразумило, сила чуда не склонила. Совсем напротив, по слепому неразумию, они многочисленными способами пытались скрыть и осмеять (чудо), хотя злодейство их обращалось против них же самих. Чем более они неверили и допросами старались извратить (правду), тем более подтверждалась истина. С ними случилось то же самое, что и с зверями, которые, будучи ранены кемъ-либо и пока еще не все острие вошло в их чрево, стремительным натиском своим на человека вгоняют в себя самих всю сталь (орудия).    Сначала они стараются дознать: тот ли это самый слепец и не выдан ли за него другой? Но это ясно засвидетельствовал человек тот и разсказал в порядке об исцелении, — и о том, что брение намазано было как лекарство от слепоты и что купальня, смыв брение, доставила зрение. Об этом распрашивали соседи и поучались, изследовали Фарисеи и узнали — может быть принято только в отношении к удостоверению фарисеев в тожестве личности слепца, но в отношении к совершению чуда оно неудобно, ибо не соответствует евангельскому повествованию. Редактор издания у Миня готов подставить отрицание υκ — «и не верили» (col. 260, n. 51). Мы же находим более естественною и легкою поправку: πθοντο, как параллель κα μανθανον.    В качестве втораго ухищрения для отрицания совершившагося чуда была предпринята попытка доказать, что не Христос совершил исцеление. Поелику же человек (исцеленный) громко называл Спасителя, исповеданием и проповедью воздавал благодарение и всем указывал Благодетеля: то, с закрытыми устами и помутившимся умом, не зная что делать, возвращаются снова к болезни. и оказываются точными изследователями каждой частности, — не для того, чтобы подтвердить совершенное чудо, но дабы получить откуда либо опровержение чуда и, устроив какой либо коварный обман, отвратить верующий народ от увлечения. Это верх порочности! — сражаться против истины, не покланяться Творящему все, но подвергать Благодетеля поруганию, — не удивляться силе, но пытаться унижать чудесныя дела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Слюною же исправляет его (тело) и соединяет разсеянную и чуждую связи персть, дабы ясно показать нам, что силою уст Своих Слово устроило все, ибо «Словом Господа небеса утверждены и Духом уст Его вся сила (все воинство) их» (Пс.32:6).    А может быть и для того плюновением исцеляет, чтобы поразить страхом тех, кои не много после имели безчинствовать оплеваниями, — и однакож не остановил (этим) дерзость неистовствующих, но подвергся многим оплеваниям Тот, Кто совершил таковое (исцеление) посредством плюновения. Так проявляет Он творческую силу перваго достоинства. Повелением же омыться в купальне Силоама Он открывает нам спасение посредством воды, которое всем посланный Силоам даровал; ибо тогда мы хорошо видим, когда очищаемся таинственною водою, — тогда осиявает нас свет благодати, когда сила крещения смывает грязь и нечистоту грехов. И все, кои омываемся заповедию Силоама, видим духовный свет, «который просвещает всякаго человека грядущаго в мир» (Ин.1:9). Какое чудо и сколь великая сила! Немного пред тем бывший слепым вышел из купальни, имея украшение на лице в прибавлении глаз и правильно взирая на солнечные лучи. Событие это поразило соседей и знакомых (слепца). Смутил новый способ лечения. Зрячим этот человек ходит по городу, дабы все видели новое и чудесное дело, совершенное Родившимся в Вифлееме, — тем малым Младенцем, Который был повит пеленами в яслях; ибо это и было тем, что заставляло Иудеев не верить божеству.    Обратите же, несмысленные и грубые сердцем, внимание на бывших от века людей. Начав с Адама, изследуйте всех по порядку: найдете ли, чтобы бывшее ныне случилось и на других, или чтобы какой либо век имел пример такого исцеления. И опять, при осмеянии Господа моего, выставляйте на вид, что Он — Плотников Сын (Мф.13:55; Мк.6:3 и др.), Котораго братья вам известны, Котораго дом вы знаете, — исчисляйте все стороны Его уничижения, соревнуйте в этом, распространяйте великое безславие свое. Но если ничего такого человек не соделал и ни века не знали разсказа о подобном чуде, то, осудив свое невежество, возведите наконец очи свои к истине, — омойтесь и вы в Силоаме, чтобы не умереть в слепоте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Кроме того он, при своей плотности, столь прозрачен и гладок, что отражает образы приближающихся к нам и как бы верное зеркало отпечатлевает черты беседующих с нами, почему самый центр его окружности и называется зрачком (κρη), так как всегда показывает человеческий образ противо(стоящему и) смотрящему. Как смотрящему в зеркало невозможно тотчас же не отразить в материи свои черты, так и лицом к лицу стоящему с человеком — не начертать в глазу свой образ. Так смотря один на другаго, люди бывают зеркалами друг друга.    Итак, достоин удивления между созданными предметами глаз. Ведь он и Бога мне открывает, точно узнавая всю тварь и от дел показывая художника. От видимаго он изъясняет невидимое. Посредством него я имею знание о солнце, постиг устройство неба, узнал красоту звезд и основание земли, природу моря, — различие семян, разнообразие растений и различные виды цветов, — мрак тьмы и блеск света и вообще все, что Бог, создав, одобрил (Быт.1:31). Итак, если бы не существовало глаза, тварь состарелась бы без свидетеля, так как не было бы никого, кто созерцал бы пребывающую в ней премудрость Божию и силу.    Ради, такого-то чуднаго устройства зрения и теперь (т. е. у слепорожденнаго) глаза были созданы внезапно, дабы мы отложили низменныя, от плоти являющияся в нас, мысли о Единородном, великолепием дел (Господа) изгоняя из души, всякое малоприличное (Ему) и низменное мнение (о нем); но чтобы узнали мы, что блаженный свет и красоту божества принял (в себя) глиняный сосуд, служа нам светочем на подобие светильника. Сам единолично совершает Господь исцеление, — и Тот, Кто повелением Своим устроил весь мир (Быт.1 гл. ср. Пс.148:6), Кто двумя краткими изречениями исцелил разслабленнаго (ср. Мф.9:2; Мк.2:5; Лк.5:24; Ин.5:8), теперь для чудотворения употребляет не слово только одно, но и устами и руками и многими другими средствами исцеляет слепоту, дабы посредством этих действий тем более твердую веру внедрить неверующим. Он плюет на почву и из слюны делает брение, пользуясь для исцеления землею с тою целью, чтобы показать, что из той же персти, из которой в начале образовано все тело, теперь созидается и остальная часть (глаза).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Так и в Евангелии (Мф.23:29-35) Господь говорит, что неверующие иудеи сами против себя свидетельствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцев своих совершением таковых же злодейств, а именно: убиения, распятия, мучений, и преследований пророков и мудрых книжников., — ни за собственные грехи он не нес наказание, хотя и родился слепым, — ведь никто не грешен прежде рождения. Итак, хотя любопытство и не очень одобрительно, но мы должны узнать, как Истина, Господь наш, ответила на вопрос. Порок сей (говорит Он), о ученики, не есть воздаяние за грехи, но уготовление будущаго домостроительства, дабы Считавшийся обыкновенным человеком совершил вышечеловеческое, — дабы Создатель всяческих, после перваго творения, обрел и теперь побуждение к деланию, — а также чтобы из частнаго удостоверить и общее и убедить жестокий и непослушный народ отбросить камни и поклониться (Ему). Да просветятся же очи не видящие, дабы Солнце правды освещало души неразумных! Да совершится чудное дело и создадутся взоры, дабы возстающие узнали, что Называемый сыном Иосифа, если был истинным сыном плотника, мог исправлять сломавшуюся колесницу или соединять дерева, отделившияся от связи, или делать подпоры к сломавшейся балке, — то часть человека, и часть прекраснейшую, образованную природою с особенною тщательностию, а именно глаз, не был бы в состоянии сотворить кто-либо другой кроме Того, Кто с первоначала имеет власть над природою.    И если кто пожелает ободтить особое внимание на человеческие члены, Тот в этой, преимущественно, частичке тела усмотрит всесильную и разнообразную премудрость Бога, показавшему такое великолепие искусства в столь малом очертании частички и члена (тела). Ему, во-первых, сообщена какая-то прелесть, он приятен и немясист, так сказать, при нежности имеет твердость и при слабости силен. Он, потом, украшен разнообразными цветами: так средина его имеет очертание (окраску) чернаго цвета, — и не все однообразное, но состоящее из соединения нескольких различных кругов, причем его центр и средина имеет более темный цвет, внешняя же окружность переходит отчасти в золотистую окраску; совне вокруг нея облегает белок, светлый и прозрачный, не чисто лишь белый, но имеющий некоторый кристаллоподобный и прозрачный вид; глазное яблоко окружено красноватым цветом, чем придается приятность белому и черному.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Неизреченным знанием Своим видя будущее, Бог в качестве чад Начальнику веры уделил всех имеющих уверовать впоследствии; ибо уже тогда созерцал возстание евреев, зрел камни и лжеименных сынов считал лишенными наследства. Когда же, возвещая им истину словом, не убедил их к благочестию, то, находясь среди них, скрылся от их взоров и, присутствуя, не был доступен зрению их, дабы таковым чудотворением привлечь их к признанию того, что Он есть Христос и Бог старейший Авраама (см. Ин.8:58). Итак внемлите, говорит, о истинно слепые и не смысленные! Кто Сей и присутствущий с вами, и не видимый? He Тот ли, быть может, это, Кто и с Моисеем говорил, хотя и не был видим? ибо тогда видны были огонь и купина, оба безгласные, и однакож был слышен глас, и слово давало наставление, и верно предрекалось будущее. Ведь ум имеющим должно узнавать личность по сродству дел.    Увидав человека (слепца), Он остановился и был готов к исцелению, превышающему человеческий разум и искусство. Ведь врачебная наука занимается изследованием тех болезней, которыя по каким либо обстоятельствам приключаются в последствии времени уже после того, как природа окончит рождение живаго существа и произведет оное на свет. Лечение же какого либо прирожденнаго телу порока она не выдает за свое дело, — а также впрочем и не всех вообще болезней, приключающихся в последствии. Свидетели сего — те из людей, которые искалечены и которым ни один врач не возстановил недостающих членов. Посему и ученики, почувствовав жалость к страданию и взирая на человека, не вкусившаго наивысшей сладости (от видения) света, суетно любопытствовали о причине бедствия и не очень искусно вопрошали Господа: по собственной ли вине или за грехи родителей он родился на свет таковым? В том и другом случае вопрос этот заключает в себе нечто достойное порицания: ибо ни за родителей не был бы осужден он, так как Бог не наказывает одного за другаго, чему кажущееся противоречие представляет Втор.5:9: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцев наказывающий детей до третьяго и четвертаго рода ненавидяших Меня», устраняющееся тем, что в последнем случае предполагается деятельное и свободно-сознательное причастие детей унаследованным от отцев греховным склонностям и страстям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Диавол не мог перенести этого и поднял против нас ужасное гонение при помощи нечестиваго царя Диоклитиана. Этот царь пролил много крови в Африке, в Мавритании, в Египте и в Азии за исповедание Имени Христова. Посему святой Петр удалился в Месопотамию вместе со мной и с моим отцом Ахиллой. Когда мы явились в один город, чтобы жить там, архонт призвал нас и спросил у архиепископа: «Какова твоя вера? Почему ты явился сюда?» — Святой Петр ответил ему: «Я военачальник, я следую из города в город, чтобы препоясывать воинов для Царя моего, Христа». Архонт сказал в ответ: «А где же съестные припасы, которые ты им доставляешь? Где оружие твоего ополчения? Где пребывает твой царь?» — Блаженнейший архиепископ отвечал: «Оружие моей рати суть печать священная и Крещение возрождения. Пища, которую Христос дарует Своим воинам — явление (в них) Святаго Духа, соответственно тому, что есть благополезно для человека; одному наш Царь дарует слово премудрости, другому — слово разумения, иному же милость исцелений. Когда же закончат они битву, то даст наш Царь Своим воинам богатства Небесныя; ибо Он, Царь наш, пребывает на Небесах». Тогда архонт и люди города сказали: «Поскольку говоришь ты, что твой царь дарует милость исцелений, то вот, мы приведем к тебе слепого. И если ты откроешь ему глаза, то все мы уверуем во Христа». И они привели слепого. Святой Петр коснулся глаз его и сказал: «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, виждь!» И глаза слепого раскрылись. О, сколько криков раздалось тогда на этом месте! Все вопияли: «Един есть Христос, Бог христианский! Даруй нам печать Христову; да препоясуют нас в воины Сего Царя истиннаго, Иисуса Христа, Господа нашего». И весь остаток дня того святой наставлял народ во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. И были там мириады людей.    Когда были мы еще в этой стране, сатана возбудил и иныя волнения против Церкви. Некий Мелетий, епископ Сиутский, вознамерился завладеть архиепископией. Посчитав, что удаление аввы Петра из Александрии есть обстоятельство, благоприятное для его целей, он явился в Александрию и возсел на престол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002