Последние новости. 1931. Приазовский край. 1919. Россия и славянство. 1930. Руль. Берлин. 1931. Свободная речь. 1919. Северокавказский край. 1919. Советский Юг. 1922. Ставропольские епархиальные ведомости. 1887, 1894, 1900. Трудовой Дон. 1922. Церковные ведомости. 1917. Литература Антоний (Храповицкий) , митр. Архиеп. Гавриил (Чепура): Страдалец упокоился: [Некролог]// Никон (Рклицкии) . Жизнеописание митрополита Антония Храповицкого . 1963. Т. 10. С. 154–156; Собрание сочинений. Нью-Йорк, 1963. Т. 10. Архиепископ Димитрий, в схиме Антоний (Абашидзе). Жизнеописание. Слова, воззвания и письма. Сергиев Посад, 2006. Беликов Г. А. Безумие во имя утопии, или Ставропольская Голгофа. Ставрополь, 2009. Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за православную веру в XX столетии. Киев, 2008. Бирюкова Ю. А. Апология православного духовенства в тюремных записках П. В. Верховского 1922 г.//Przegl.d Wschodnioeuropejski. Uniwersytet Warminsko-Mazurski w Olsztynie Wydzial Humanistyczny Instytut Historii i Stosunkow Micdzynarodowych, Olsztyn. 2015. VI/2. S. 52–65. Бирюкова Ю. A. Исповедь в застенках ВЧК. К биографии историка и общественного деятеля профессора протоиерея П. В. Верховского//Вестник ПСТГУ. Серия II. История. История Русской Православной Церкви. 2012. 5 (48). Бирюкова Ю. А. П. В. Верховский: судьба на рубеже эпох//Слава и забвение: парадоксы биографики: сборник научных статей/Отв. ред. Л. П. Репина. СПб., 2014. Бирюкова Ю. А. Правовые формы сопротивления ростовского духовенства антицерковной политике советской власти в 1920–1921 гг.//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов., 2011. 6 (12). С. 37–41. Бирюкова Ю.А. Советская власть и православные общины Дона в 1920–1930-х гг. Характер отношений на местах. Ростов-на-Дону, 2012. Бокач Ф., прот. Протопресвитер Георгий Шавельский //Церковно-исторический вестник. 1998. 1. С. 98–110. Бутаков Я. А. Особое совещание при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России (1918–1919 гг.). URL: http://www.antibr.ru/dictionary/ae_ossov_gk.html (дата обращения: 14.02.2016).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заимствовано с присоединением первого ответа и незначительным сокращением. 819 б –820 б 408 1 AB Заимствовано с буквальным сходством и с присоединением первой части «показания». Manual. contr. 820 б –821 а 1463, § 34 Почти буквальный перевод 821 б –822 а 408 1 DE 2 B 822 а –823 а 1463, § 35 823 а –824 а 408 2 DE Заимствовано с более подробным изложением одних и тех же мыслей. 824 а –825 а 1463, § 36 825 а –826 б 409 1 AE 2 AB Заимствовано с незначительными сокращениями, касающимися извлечений из сочинений Кальвина и Лютера. 832 б –833 б претык. и испр. 2-е 1461, § 43 Буквальный перевод с присоединением самостоятельного доказательства, заимствуемого из аналогии учительства Иисуса Христа (стр. 833 б ). 834 а –836 б 411 2 CDE–412 1 A 1464, §§ 44–45 Заимствовано с более подробным изложением одних и тех же мыслей. 836 б –837 а 411 2 B, 412 2 C Почти буквальный перевод 837 а –838 б Заимствовано с незначительным сокращением в количестве текстов св. Писания, приводимых в подтверждение доказываемой мысли. 396 2 DE– 397 1 AB 838 б –839 а 1469–1461, § 39 Почти буквальный перевод 839 б –840 а 1464, § 40 840 а –841 а 411 1 E 2 A Заимствовано возражение. 412 2 D, 413 1 C Почти буквальный перевод. 412 2 D, 413 1 DE Заимствовано с незначительным распространением. 842 б –843 а 412 2 DE Почти буквальный перевод. Из сделанного нами сопоставления трактата «Камня веры» о литургии с учением Беллярмина и Бекана о том же предмете мы можем видеть, что и этот отдел в произведении Яворского по своему содержанию близко соприкасается с трудами названных католических богословов. Кроме буквальных заимствований, в большей части содержания рассматриваемый трактат представляет собою сокращение соответственных отделов Беллярмина и Бекана. Сравнительно реже встречаются здесь распространения и дополнения к данным источников. Как имеющие самостоятельное значение, должны быть отмечены следующие части: а) «ведение» пятое (788–789), в котором содержится учение о различии между тайною и жертвою; б) глава VI (807 б –808 а ), где положение трактата доказывается на основании правил шестого вселенского и поместного Карфагенского соборов; в) в VII главе свидетельства свв. отцев церкви: Тимофея Александрийского, Киприана (808 б ), Василия В., Ефрема Сирина , Афанасия В. (809 аб ), Иоанна Златоуста (809 б –811 а ) и г) в первой главе полемической части возражение первое и его решение (827 а –832 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

33 Устав или чин, Τυπικν от Τπος forma, ordinatio, praescriptio, norma, regula, institutio, – одним словом: картина. См. Suiceri Thesaur. Ecclesiast. T. II. p. 1335 под Τυπικν. Не худо нам об Уставе нашем послушать суждение человека, чуждого нашей Церкви, мужа глубокой учёности, Свицера. Τυπικν est liber Ecclesiasticus apud Graecos, говорит он. Jn eo a primo die anni singulis diebus, quid inter Missarum solemnia, quid ad Vesperas, quid ad Horas, quid ad Matutinum quid denique ad reliqua divina officia, sive dies illi feriales sint, sive festi, recitandum, quid psallendum ant legendum sit, quibus diebus jejunium, verbis clarissimis ae facillima methodo praescribitur: variisque est distinctum pro materiae varietate, capitibus. Vid. loc. cit. Suicer. Thesaur. Eceles. Не худо также прочесть эпиграфы к нашему Уставу. Один такого содержания: Двома столпы водим Израиль был в пустыне: А нам Израилю Христову сонму нынеˆУстав, Пасхалия два к праздникам вождя: Мы в оных прямый путь зрим, службу проходя, Зрим праздники твои, о Троице Святая, Зрим праздники Святых, – и тако созерцая, Тебе и всем Святым молебну песнь поем: Подаждь нам пети Тя и в Царствии Твоем. Смотри краткое объяснение церковного Устава для духовных Училищ. Ст.-Петербург 1827 года. Другой эпиграф: Устав книга, Свята Духа исполнена, Соборне в Церкви древле утвержденна, В Троице всех Бога учит почитати, Святых Его дни чинно совершати; Твердо всех хранити предел дел Церковных, Правила знати мирских и духовных. – Убо Церкве сын кто, сему придержися, Чин ея везде хранити учися. См. виньетку, приложенную к Уставу Киев. старин. издания. Стихи не художественные. Но они показывают благочестивый взгляд наших предков, на книгу, которая была им руководителем. 35 «Ведомо буди, яко от недели Св. Пасхи, даже до недели Всех Святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния Св. Апостол. В прочие же недели всего лета чтутся седьм Соборная Послания Апостольская и четыренадесять посланий Св. Апостола Павла, и откровение Св. Иоанна Богослова» (Устав Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

938 CiggaarK. Une description de Constantinople dans le Tarraganensis 55//REB 53 (1995), p. 127, 369–376. 941 В собрании Закоса (Zacos G, Veglery A. Byzantine Lead seals. Bazel, 1972. T.l, Bd.l. N 111, S. 101); в собрании Государственного Эрмитажа (Лихачев Н. П. Моливдовулы греческого Востока. М., 1991. С. 266–67. М-8213. Tab. LXXIX, 2). На конец XII в. передатирована печать Иоанна Пантехна из собрания Dumbarton Oaks (Mango, op. cit., p. 137–138, fig. 22). 942 Underwood Р. The Deesis Mosaic in the Kahrie Cami in Istanbul//Late Classical and Medieval studies in honor of A. M. Friend. Princeton, 1955. P. 254–260. 945 Кроме Бояны, изображение Халкитиса открыто недавно в ансамбле Старой Митрополии в Берии (ок. 1200 г.). Памятник не опубликован. Сообщение о нем см. Бакалова Е. За константинополските модели в Боянската църква//Проблеми на изкуството. София. 1995, 1, с. 19. 946 Печати Иоанна Ватаца: Панченко Б. А. Каталог моливдовулов: Коллекция Русского археологического института в Константинополе//ИРАИК. 1904. Т. IX, с. 341, 125 (123). Zacos-Veglery, op. cit., 117. Табл. I, 1. Монеты Иоанна Ватаца: Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks collection and in the Whittemore collection/Ed. M. Hendy. Washington, 1999. Vol. 4, p. 2. Pl. XXXI, El. 21; Анонимные PI. XXXIII. B. 42.1.; PL XXXVII, El. 1; B. 2; AE 5.1–5.2; Sear D. Byzantine Coins and Their Values. London, 1987. 2149. 947 Catalogue of the Byzantine Coins, PI. XXXVII, El. 1, aspron trachy nomisma, (Богоматерь Агиосоритисса – Христос Халкитис) (эта монета у Манго приведена как серебряный медальон из б. коллекции Фотиадес-паши; Mango, fig. 17); АЕ 5.1–5.2, tetarteron noummion (патриарший крест на базе – Христос Халкитис), Sear, op. cit., 2149, Billon teachy (Богоматерь Оранта погрудно – Христос Халкитис). Все предположительно датируются 1227–1261 г. Ср. с положением правой руки Христа на мозаике Хоры, а также печатях Евфросинии Дукены, Иоанна Пантехна (Mango, fig. 22). 948 Там же, Pl XXXVII. В. 2, aspron trachy nomisma (св. Георгий в полный рост – Христос Халкитис); ср. Mango, fig. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог облек вас властью чисто светской, порядка низшего по отношению к той, которой облечена Церковь, и оставляет вас под своим авторитетом, как последнего из ваших подданных. Этот авторитет – один для всех без отношения к социальным условиям». Цари и подданные их подчинены Божественным канонам Церкви, и, когда они их нарушают, Церковь призвана их судить; для них на небе нет особой юстиции. Во Второзаконии 1, 17 написано: «Ты будешь судить великого, как малого». Цари, как индивидуумы, духовно подчинены тем, кто имеет духовную власть вязать и решить, т. е. своему духовнику. Но и, как держатели светской власти, как христианские государи, они имеют миссию содействовать высшей цели человеческой жизни. Церковь получила от Бога право и власть предписывать людям законы и правила, соблюдение которых она ставит условием достижения высшей духовной цели; гражданская власть не может, не игнорируя высших целей человеческой жизни, освобождать себя от признания их за Церковью. Государь христианский, принимая христианство, как Божий закон, принимает и связанность совести этим законом. Он признает церковную власть, как непосредственно установленную Богом, и её закон признает высшим руководством для своих подданных. Христианский разум говорит государю, что социальное счастье должно подчиниться высшему благу – вечному счастью; он не может быть верен этому принципу, как человек, и не верен, как государь; как человек обнаруживать добродетели и, как государь, игнорировать Божеские законы. Недостаточно личной справедливости для государя, он призывается и управлять по справедливости, и сообразоваться с предписаниями Церкви во всем, что имеет отношение к её цели, и к Божественному её установлению, ради земного и духовного блага его подданных. Папа Геласий писал императору Анастасию: «Ouapropter sub cospectu Dei pure ae sincere pietatem tuam deprecor exhortor, ut petitionem meam, non indignanter accipias. Rogo, inquam, ut me in hac vita potius audias depreeantem, quam (quod absit) in divino judicio sentias accusantem… Optasti seniper fieri particeps promissionis aeternae.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Dafne vidua Marucci О. Op. cit. P. 246. Само по себе состояние вдовства для женщины необязательно было связано с получением церковной поддержки, что было вполне вероятно, если знатная женщина могла обладать средствами для собственного пропитания. DAFNE VIDVA Q CVN VIXIT //ACLESIA NIHIL GRAVAVIT А Вдова Дафна Дафна, адова, которая, пока жила церковь ничем не отяготила . Alexandra virgo sacra Marucci О. Op. cit. P. 343; Wilpert J. Die gottgeweihten Jungfrauen in den ersten Jahrhunderten der Kirche. Freiburg ш Breisgau, 1892. S. 50. Одна из надписей со специфическим упоминанием священнодевы обнаружена в раке храма св. Пракседии в Риме. Перед надписью монограмма Христа, 26 марта 449 г. [IN НОС SEJPVLCRO REQVIESCIT PVELLA VIRGO SACRA В М ALEXANDRA]//QVAE RECEPTA COELO MERVIT OCCVRRERE XPO AD RESSVRRECTflONEM//PRAEMIVM AE] TERNVM SVSCIPERE DIGNA HAEC DEP VII KAL AP[RILIS[//[DIE SABBA]TI VIGILIAS SACRAS CONS FL ASTVRIO V C CON[SVLE] Священнодева Александра В этой гробнице покоится девушка, священнодева достойная [доброй памяти?] Александра, которая, вернувшись на небо, заслужила предстать Христу для воскресения, достойная получения вечной награды. Она погребена в седьмой день перед апрельскими Календами, в субботу, во время священного всенощного бдения, в консульство Фл[ора] Астурия, знатного мужа, консула марта 449 г.]. Virgo praetextata Marucci О. Op. с it. P. 238; Wilpert J. Op. cit. S. 43. Данная надпись содержит специфический термин – претекстата (464). QVIESCIT IN [РАСЕ] PRAETEXTATA//VIRGO SACRA DEP[OSI]TA D VII//ID AVG CONS RV[STI]CI ET OLYBRI Дева, носившая претексту Покоится в [мире] священнодева, [носившая] претексту. Погребена в седьмой день перед августовскими идами в консульство Рустика и Олибра Nicella virgo Marucci О. Op. cit. Epigrafia Christiana... P. 239; Wilpert J. Op. cit. S. 85. Надпись с упоминанием «Божией девы» относится к IVbeky. NICELLA 238 VIRGO DEI QVE VI//XIT ANNOS PM XXXV DE//POSITAXV KAL MAIAS BENE//MERENTI IN PACE Дева Ницелла Ницелла [Нигелла], Божья дева, которая прожила около 35 лет, похоронена в 15 день перед майскими Календами. Заслуженно [желаем ей почивать] в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Consequenter autem et per accidens, secundario, tollitur et exceditur omne fastidium, secundum illud: «non habet amaritudinem conversatio illius», Sap. 8 o , si tamen «nihil inquinatum», id est non divinum, «incurrat», Sap. 7 o . Porro, si quid aliud praeter Deum incurrat et intercurrat, secus est. Iam enim, procul dubio, necesse est ut incidat amaritudo, labor, pena et fastidium, quia ut sic Deus non editur. Cuius enim operis finis est quippiam praeter Deum, huius operis Deus non est principium, quia Deus idem finis et principatum. Opus autem divinum non est cuius Deus principium non est. In cuius figura et exemplo dicitur, Io. 14: «Pater in me manens, ipse facit opera». Ex praemissis patet quod «qui edunt» Deum «adhuc esuriunt». Patet etiam quod non propter hoc esuriunt quia non fastidiunt ut communiter exponitur, sed e converso: ideo non fastidiunt quia esuriunt et quia esurire est ipsum edere. Qui ergo edit, edendo esurit, quia esuriem edit, et quantum edit tantum esurit: nihil in his maius et minus, prius aut posterius. Et hoc est quod hic dicitur: «qui edunt me, adhuc esuriunt. Edendo enim esurit et esuriendo edit et esurire sive esuriem esurit. Thomas tamen aliter exponit et dupliciter et bene I a II ae , q. 33, a. 2. Bernardus in Epistula de caritate secundum illud Psalmi: «concupivit anima mea desiderare», sic ait: «non potuit satiari desiderio, quia non nisi desiderare concupivit; fames enim animae desiderium est. Sic vere amans Deum amore non satiatur, quia Deus amor est, quam qui amat amorem amat. Amare autem amorem circulum facit, ut nullus sit finis amoris». Et infra «in desideriis exardescit. Quae, etsi dentur ad plenitudinem, nunquam tamen ad satietatem». Et hoc est quod hic dicitur: «qui edunt me, adhuc esuriunt. Exemplum posset poni, si dicatur aliquis currere propter currere. Hic enim semper edit cursum, currrit enim. Tamen semper esurit cursum, quia currit amat, a currere et cursum amat propter cursum. Et hic idem propter se ipsum, quod amat, amat, amorem propter se ipsum amorem.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Некоторую настороженность к термину выказывал уже блаж. Августин, который, хотя и не пренебрегал «личностным характером Троицы», но «колебался применять к Богу термин «persona»», 1300 тогда как Тертуллиан ранее, вероятно первым из латино-язычных авторов, уверенно описывает Бога как одну Сущность (substance) в трех Персонах и Христа как одну Персону в двух природах. 1301 Современные исследователи признают, что латинский термин «persona (-ae)» использовался для выражения множественности в христианском понимании Бога, но одновременно замечают, что это понятие в принципе никогда на получило удовлетворительного и универсального определения. 1302 Тем не менее, хотя сегодня термин «личность» (person) стал «объектом критики и сомнений, одновременно он признан как классическое выражение традиционной тринитарной доктрины», 1303 и на «средневековом Западе, несомненно, находились богословы вроде Ришара Сен-Викторского (ум. 1173), которые отстаивали «социальную» тринитарную доктрину, выраженную в терминах взаимной личной любви» 1304 между Лицами-Персонами. Можно сказать, что сама проблематичность, отраженная в истории употребления и современной многозначности и даже противоречивости понятия «личность», нисколько не становится пугающим фактором для митр. Каллиста, но, напротив, вносит свою положительную составляющую, призывающую современных богословов быть более аккуратными и ответственными в решении насущной задачи осмысления и описания богословских характеристик понятия «личности», как в Боге, так и в человеке. Личностная природа богословия Митрополит Каллист обращает внимание на тот факт, что богословие как таковое есть личностный феномен. Основанное на Священных Писании и Предании, оно, во-первых, если подлинно, то никогда не формально и предполагает «личную веру», 1305 а во-вторых, утверждается на Божественной инициативе, приглашающей человеческие личности к общению. «Бог никогда не бывает пассивным объектом знания, Он всегда активный Субъект», открывающий Себя как «живую и личную Истину». 1306 Богословие, как и вера, предполагает не просто «логическую очевидность», но прежде и более всего, «лич­ное отношение с Бо­гом». 1307 Богословие, будучи основано на Откровении Божественного Субъекта, опирается на богодухновенное Писание, которое представляет собой и предполагает диалог личностей. Библейская история есть «история конкретных от­дельных личностей… Мы видим, как Бо­жественное действие в истории сосредоточивается на отдельных личностях и их судьбах». 1308 «Священное Писание – это личный разговор между Спасителем и мною: Господь Иисус Христос говорит со мной, а я отвечаю». 1309 Причем чтение и восприятие Писания в Церкви одновременно личностно и общинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Наиболее вероятное мнение (Меркати) гласит, что Павел – то же лицо, которым восхищался в те времена в Римской империи Юнилий Африкан, а спор был тем, который отчасти дошел до нас в виде диспута между «персом» и манихеем Фотином. Павел Нисибинский умер в 571 г. Он составил сочинение о библейском тексте, которое в пространном виде приводит Юнилий в своих «Установлениях правил божественного закона» (Instituta regularía divinae legis. PL 68. Col. 15−42). Издание диспута. Mercati G. Per ia vita e gu scrip di «Paolo il Persiano». Appunti da una dispute di religion sotto Giustino e Giustiniano. Studi e Testi, 5. Roma, 1901. P. 180−206. Исследования. Kihn H. Theodorus von Mops, und Juniuus Africanus ais Exgeten. Freiburg im Breisgau, 1880; Mercati G. OP. αχ; Baumstark. S. 120−121. § 59. Фома Эдесский Фому Эдесского не следует смешивать с другим Фомой Эдесским, который обучил греческому языку Map Аву, и умер в Римской империи. Первый Фома был учеником Map Авы, и его преемником на кафедре. Жил, следовательно, в VI в. Фома, как по праву считается, был автором трактатов о праздниках Рождества Христова и Богоявления. Ему также приписываются другие сочинения, ныне утраченные. Издание трактата о Рождестве. Carr S. J. Thom ae Edesseni tractatus de Nativitate Domini Nostri Jesu Christi. Romae, 1898; фрагмент другого трактата: Dietrich G. Nachrichten der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. S. 200–201; (полный список глав) Baumstark Α. Die nestorianischen Schriften «de causis festorum». ОС 1, (1901). S. 324−325. Исследования. Dietrich G. Ibid. S. 196–202; Baumstark. S. 121−122; Idem. Op. cit. S. 320−342; Wolska W. La Topographie chrétienne de Cosm as Indi cop leustes. Paris, 1962. P. 72−85. § 60. Кир (Кийоре) Эдесский Был учителем в Нисибинской школе в VI в. и впоследствии основал школу в Хирте. Довел до конца трактат Фомы Эдесского о праздниках, а также написал о Четыредесятнице, Великом Четвертке и Пятке, о Пасхе и Пятидесятнице. Рукописи, содержащие эти трактаты, не изданы до сих пор. Рассмотрены: Baumstark Α. Die nestorianischen Schriften «de causis festorum». ОС 1 ( 1903). P. 325−329(ср. Ibid. P. 334−335); Macomber W. E. The Theological Synthesis of С. of E. OCP 30 (1963). P. 5−38; 368−384.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

HalkRom F.Halkin, Légendes grecques de „Martyres Romaines. Bruxelles 1973. (Index 235–237) . HalkSaints F.Halkin, Saints de Byzance et du Proche – Orient. Genève 1986. HalkSMart F.Halkin, Légende grecque de Saint Martin évèque de Tours, RSBN N.S.20–21 (1983/84) 69–91. HanStud Ch.Hannick, Studien zu den griechischen und slavischen liturgischen Handschriften der österr. Nationalbibliothek. Wien 1972. Haplucheir P.Leone, Michaelis Hapluchiris versus cum excerptis. Byz 39 (1969) 251–283 (Index 280–283). [s.XII/ΧIII] Hasitzka M.Hasitzka, Koptische Texte (CPR XII). Wien 1987. HausMeth I.Hausherr, La méthode d’oraison hésychaste. Roma 1927, 150–172. [s.XI/XII?] HeinGesp G.Heinrici, Griechisch-byzantinische Gesprächsbücher und Verwandtes. Abh.d.phil.–hist.Kl.d.Sächs.Ges.d.Wiss. XXVIII/VIII. Leipzig 1911 (Index 94–96) . [ca s.XIII–XV] HeisPal A.Heisenberg, Aus der Geschichte und Literatur der Palaiologenzeit. Sb.Bayer. Ak., Phil.-hist.Kl. 1920/10 (Index 141–143). [s.XIII/XIV] Helep M.Thévenot, Veterum mathematicorum opera, Paris 1693, 43–48: Constructio Helepolis quae dicitur Corvus. HeliodCarm Heliodori carmina quattuor, ed. G.Goldschmidt. Gießen 1923. [s.VIII? ] HeliodCom Heliodori ut dicitur in Paulum Alexandrinum commentarium, ed. Ae.Boer. Leipzig 1962 (Index 151–182). [s.VI] HephCom M.Consbruch, Hephaestionis onchiridion cum commentariis vetoribus. Leipzig 1906 (Index 415–426). HephThebI Hephaestionis Thebani Apotelesmaticorum libri tres, ed. D.Pingree, Vol.I. Leipzig 1973. [s.IV] HephThebII Hephaestionis Thebani Apotelesmaticorum epitomae quattuor, ed. D.Pingree, Vol. II. Leipzig 1974. HergonMon Monumenta graeca ad Photium ciusque historiam pertinentia, ed. J.Hergenroether. Regensburg 1869. Hermipp Anonymi Christiani Hermippus de astrologia dialogus, ed. G.Kroll – P.Viereck. Leipzig 1895 (Index 72–87). [s.XIV] Herod Herodiani techniei reliquiae, ed. A. Lentz. I; II 1.2; III 1.2. Leipzig 1867. [s.II] Hesych Hesychii Alexandrini Lexicon, rec. K.Lamme. 1: А – ; II: E – O. Kopenhagen 1953; 1966; rec. M. Schmidt. III Λ – P; IV: Σ – Ω. Jena 1861; 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010