Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Троицкий, под городом Козловом, в двух верстах, основан около 1635 г.; ныне 3-гокласса. [IV, 557.] Строители Иосиф , основатель, с 1635–42. Софроний , 1643–45. Иосиф , 1649–52. Нифонт , 1652 и 53. Дионисий , игум., 1657–59. Кирилл , игум., 1661–67, 70, 73, 1682. Архимандриты Дорофей , 1682–96. Корнилий , 1697–1705. Мисаил Топильский , 1706–15, † 31 мар. Мисаил Окопинский , 1715–27, уволен. Пахомий произведён в окт. 1727; † в июле 1747. Иоасаф , из Чуковских иеромонахов, произведён в дек., 1747; 19 мая 1754 уволен на покой (в Чудове мнтре жил 1756). Варсонофий 13 июля 1754 перев. из Тамбовского Казанского, а 15 окт. 1759 – в Трегуляев. Варлаам 15 окт. 1759 перев. из Трегуляева; † 1761. Исаакий в сент. 1761 перев. из Краснослободского Спасского, а 21 окт. 1763 – в Нижеломовский Богородичный. Иосиф (игум.) управлял несколько месяцев. Тихон в 1763 перев. из Нижеломовского, а 26 нояб. 1774 – обратно. Игумены Илиодор , 9 апр. 1775, из ризничих Троице-Сергиевой Лавры; в окт. 1785 уволен на покой в Лавру; † 9 февр. 1789. Варлаам 13 окт. 1785 перев. из Трегуляева: с 1797 архим.; † 23 дек. 1811. Архимандриты Анастасий , из Александровских (?) монахов, произведён 5 дек. 1812; † 1822. Иассон Никольский в 1822 перев. из Трегуляева. а 19 апр. 1826 – в Тольгский. Николай Соколов 15 мая 1826 перев. из Вознесенского Иркутского, а 8 мая 1831 хирот. в викария Московского. Иоанн Чистяков 9 мая 1831 перев. из Рязанского Богословского; † 11 июля 1833. Адриан Тяжелов 24 сент. 1833 перев. из Слободского Крестовоздвиженского, а 20 июня 1841 – в Черниговский Елецкий. Иоасаф Покровский 20 июня 1841 определён, а 21 сент. 1841 перев. в Ростовский Богоявленский. Никодим Лебедев 28 сент. 1842 перев. из ректоров Пермской семинарии 286 , а 23 мар. 1847 – в ректоры Тверской семинарии 287 . Платон Фивейский определён 1847, а 3 дек. 1852 перев. в Переяславский Даниилов мнтрь. Феофилакт Праведников , 288 1853–59. Серафим Аретинский 10 янв. 1860 хирот. в викария Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аполлос, архиепископ Вятский и Слободской (Беляев Иван Егорович) Родился около 1812 года в селе Волохове Александровского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1835 году поступил во Владимирскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1839 году. 25 сентября 1838 года пострижен в монашество. 1 августа 1839 года рукоположен во иеромонаха, 29 сентября 1839 года назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию, а 27 октября переведен в Тверскую духовную семинарию. 27 августа 1841 года назначен учителем богословских наук во Владимирскую духовную семинарию. С 26 марта 1842 года – магистр богословия. В 1845 году – соборный иеромонах Киево-Печерской лавры. С 31 октября 1847 года – инспектор и преподаватель Астраханской духовной семинарии. 20 августа 1849 года назначен настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря с возведением в сан игумена. 9 ноября 1851 года возведен в сан архимандрита. С 21 февраля 1854 года – ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. 26 октября 1856 года перемещен на должность ректора Псковской духовной семинарии и настоятеля Псково-Печерского Успенского монастыря. В 1859 году вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 16 февраля 1866 года – епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии. 13 декабря 1866 года назначен епископом Вятским и Слободским. С 15 июня 1879 года по 11 мая 1880 года присутствовал в Святейшем Синоде. 20 апреля 1880 года возведен в сан архиепископа. 7 июня 1885 года уволен по болезни на покой в Слободской Крестовоздвиженский монастырь. Скончался 27 ноября 1885 года. Погребен в Крестовоздвиженском монастыре. Преосвященный Аполлос был заботливым отцом для подведомственного духовенства. Под его руководством составлены «Соображения по вопросу об улучшении быта городского и сельского духовенства Новгородской епархии». В вятский период деятельность преосвященного Аполлоса была направлена на укрепление Православия в крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таково было состояние благочестия харьковской паствы во время управления ею преосв. Макария. Последний со своей стороны, заботился о поддержании и возбуждении в ней тёплого религиозного чувства и всячески старался искоренять те недостатки, какие омрачали в общем светлое состояние благочестия её, равно как употреблял всевозможные меры, какие только были в пределах его власти, для просвещения харьковской паствы светом христианского учении. Заботы преосв. Макария о благолепии храмом Божиих в Харьковской епархии и о благоговейном, вполне согласном с каноническими постановлениями совершении богослужения имели, между прочим, одною из главных своих целей поддержание религиозного чувства в пасомых. Сам он в этом отношении служил лучшим примером для подчиненного духовенства. Нам уже известно, какою торжественностью и каким благолепием отличалось, по общему свидетельству, богослужение, совершавшееся преосв. Макарием. Известны нам также и те заботы, какие употреблял преосв. Макарий в видах усовершенствования всей обстановки, посреди которой совершалось архиерейское служение в Харькове. Здесь можно будет прибавить, что преосв. Макарий совершенно обновил и значительно украсил покровскую церковь харьковского архиерейского дома, где он чаще всего совершал богослужение. 12 октября 1865 года он писал своему брату по этому поводу следующее: «на Покров буду освящать и свою главную архиерейскую церковь . Я ее совершенно обновил в этом году, вновь подвел стены под мрамор и вновь позолотил. Очень недешево обошлось» 1032 . Действительно, 1 октября 1865 года преосв. Макарий освящал покровскую церковь своего архиерейского дома и говорил проповедь, в которой показывал важное историческое значение этого храма, под сенью которого вырос и расцвел харьковский коллегиум, бывший в свое время единственным училищем для всей обширной Слободской Украйны, и под сенью которого жили на первых порах харьковские архипастыри 1033 . В этой же покровской церкви архиерейского дома преосв. Макарий каждую среду обязательно читал акафист Покрову преосв. Богородицы, а всякую пятницу также неопустительно читал акафист Страстям Христовым в Крестовоздвиженской церкви покровского монастыря. Чтение преосв. Макарием этих акафистов, составленных, как известно, его ректором по Киевской Академии, преосв. Иннокентием, и как нельзя лучше приспособленных к потребностям и духу народа, богатых прекрасными образами и проникнутых беспредельным христианским чувством 1034 , всегда привлекало в храмы харьковского монастыря множество богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Адрес: 613012, Россия, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Кстинино, ул. Советская, 61 Подробнее... Собор Великомученицы Екатерины (Слободской) [ править править код ] По грамоте преосвященного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, церковь была построена в 1699 году. Работы выполняла артель хлыновских зодчих, руководимая Иваном Никоновым и старостой Иваном Пашкиным. Внешне Слободской храм схож со Спасо-Преображенской и Трехсвятительской церковью в Вятке. По есть одна особенность. Набор декоративных деталей тот же, но в композиционном решении одинаковых форм больше спокойствия и ритмичности. Особенное вдохновение посещало, вероятно, мастеров, прилагавших руку к благолепию храма. По преданию, мастера-каменщики, оформлявшие окна, соревновались между собой, кто сделает это более красиво. Высокие строительные леса скрывали работу зодчих от глаз сторонних наблюдателей. А когда преграды были убраны, люди ахнули, так разнообразны и красивы были наличники и кокошники над оконными проёмами. Адрес: Кировская обл., г. Слободской, ул. Володарского, 54. Телефон: (83362) 4-15-05 . Подробнее... Храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (Слободской) [ править править код ] История монастыря, на территории которого находится церковь иконы Божией Матери “В скорбех и печалех Утешение”, начинает отсчет в XVII веке. Все близлежащие строения раньше принадлежали мужскому Богоявленскому монастырю, основанному в 1608 году преподобным Трифоном – Вятским чудотворцем. Более пяти десятилетий в этом монастыре подвизался его духовный ученик – Досифей, в честь которого один из владык Вятской епархии – архиепископ Аполлос – построил часовню. Да и сама история жития владыки оказалась тесно переплетенной с историей монастыря. Более того, владыка Аполлос был погребен в подземелье Богородичной церкви, где сейчас служит отец Сергий. Примечательно, что Богоявленским монастырь именовался всего полтора века. В результате екатерининской реформы произошло объединение двух монастырей, что повлекло за собой переименование. Вот как пишут об этом в “Очерках истории Вятской епархии”: “…После пожара 1769 года иноки Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря были переведены в Слободской Богоявленский монастырь. В 1775 году указом Синода монастырь был упразднен, а Слободской Богоявленский монастырь из “заштатных… был поверстан в число штатных и стал именоваться Слободским Крестовоздвиженским”.

http://azbyka.ru/palomnik/Кировская_обла...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского 14 декабря 2014 г. 14:45 14 декабря 2014 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение собора Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы в связи с завершением реставрационно-восстановительных работ и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского ( Вятская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Вятский и Слободской Марк ; архиепископ Филарет (Карагодин) ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Яранский и Лузский Паисий ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе; духовенство г. Москвы. Также Предстоятелю Русской Церкви сослужили архиереи Сербской Православной Церкви : епископ Бачский Ириней, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний , епископ Крушевацкий Давид и епископ Егарский Иероним. За Литургией молились: настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Афанасия (Грошева) ; настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) ; настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); настоятельница Иерусалимского Крестовоздвиженского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова); настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова); насельницы и благотворители Иоанно-Предтеченской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/3876827.ht...

Интересно, что на протяжении полутора веков священнослужителями церкви были представители рода Васнецовых, к которому принадлежат знаменитые художники, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы. Адрес: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Кстинино, ул. Советская, 61 6 Собор великомученицы Екатерины (Слободской) Церковь, восстановленная в 1699 году хлыновскими зодчими на месте сгоревшего деревянного храма, внешне схожа со Спасо-Преображенской и Трехсвятительской церквями в Вятке. По преданию, мастера-каменщики, которые оформляли окна, соревновались между собой, кто сделает это изящнее. Наличники и кокошники над оконными проемами получились особенно красивыми и разнообразными. В 1930-х годах церковь была закрыта. В годы войны здесь находилась военная база. В 1945 году Екатерининский собор вновь открыли и больше не закрывали. До 1994 года храм был единственным действующим в Слободском. Святую Екатерину считают покровительницей города. В храме находится святыня — икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Адрес: Кировская обл., г. Слободской, ул. Володарского, 54. 7 Храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (Слободской) Богоявленский монастырь, на территории которого находится церковь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», был основан в 1608 году преподобным Трифоном, Вятским чудотворцем. Более полувека в этом монастыре подвизался его духовный ученик Досифей, в честь которого в 1872 году была возведена часовня. В 20-х годах прошлого века монастырь был закрыт, храмы частично разрушили. Храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» вновь стал действующим лишь с 1999 года. В подземелье этого храма был погребен один из архиереев Вятской епархии архиепископ Аполлос. В советское время его склеп был засыпан многими тоннами строительного мусора. В 1997 году останки перезахоронили у кладбищенской Троицкой церкви города Слободского. Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» Богоявленским монастырь именовался всего полтора века. В результате екатерининской реформы 1764 года произошло объединение двух монастырей, и Богоявленский монастырь стал именоваться Слободским Крестовоздвиженским.

http://sever.foma.ru/sem-svjatyn-vjatsko...

Наиболее ранняя Крестовоздвиженская ц. (1733-1767) была заложена первоначально как Никольский собор в центре мон-ря по заказу отца и сына купцов П. Г. и И. П. Шелеховых. Строительство вели каменщики из Москвы и Слободской Украины. При игум. Матфее (Лукашёве) (1737-1763) эта недостроенная церковь стояла заброшенной, в то же время к югу от нее по распоряжению игумена было начато строительство нового, 2-этажного собора во имя свт. Николая Чудотворца (1753-1783) с нижним Георгиевским престолом (зимний храм) и приделом во имя святых Михаила и Феодора Черниговских. Исследователи усматривают в этой строительной интриге соперничество именитых рыльских семей Шелеховых и Лукашёвых. Троицкий храм (1747) был построен, как сообщает монастырская опись 1764 г., «по прошению путивльской и рыльской помещицы Анны Забелиной». В сер. XVIII в. к западу от храмового комплекса появилась надвратная колокольня с часами, надстроенная в 1780 г. В кон. XVIII в. были выстроены ограда и 2-этажный келейный корпус. Декор храмов и 6-ярусной колокольни выдержан в духе нарышкинского стиля с отдельными мотивами допетровского зодчества. Храмы восходят к единому прототипу - собору в честь Смоленской иконы Божией Матери в Белгороде (1727-1763): продольная композиция «кораблем» с основным ядром типа восьмерик на четверике и 5-гранными алтарями. Их особенностями являются фасады четвериков с необычным расположением окон по 2 осям, а также наличники с фигурными тимпанами на полуколонках. Весьма разнообразен набор наличников в репрезентативном по характеру архитектуры Никольском соборе - от архаичных килевидных до развитых, с 2-ярусными разорванными фронтонами; колокольня в виде стройного восьмерика звона на 2-ярусном четверике, с воротами в нижнем ярусе и комнатой архива в верхнем, восходит по типологии к колокольне Высокопетровского монастыря в Москве. Иконография рыльских монастырских храмов была повторена в ц. Владимирской иконы Божией Матери (1780-1781) в с. Кострова Рыльского р-на, выдержанной в запоздалых для своего времени нарышкинских формах.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

21 ноября 1946 г . состоялось переосвящение Троицкого собора Лавры. Чин освящения совершил священноархимандрит обители Святейший Патриарх Алексий I. В конце года власти смогли показать Лавру сыну покойного президента США Эллиоту Рузвельту с супругой. С тех пор стало обычной практикой возить в Троице-Сергиеву обитель высокопоставленных гостей из-за рубежа, очевидно, чтобы показать им, что Церковь не испытывает гонений и притеснений и пользуется совершенной свободой. Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши 1951 год – К Святейшему Патриарху Алексию обратились архиереи Польской Православной Церкви с просьбой направить архиерея на четвертую польскую епархию — Гданьско-Щецинскую. Синод принял решение: «Во внимание к ходатайству собора епископов братской Польской Церкви, отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви преосвященного архиепископа Львовского и Тернопольского Макария». Митрополит Макарий (Оксиюк) был хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского 22 апреля 1945 г . С 8 июля 1951 г . — митрополит Варшавский и всей Польши. 1978 год – Состоялось заседание Священного Синода. Синод произвел следующие назначения и перемещения: епископом Кировским и Слободским определено быть архимандриту Хрисанфу (Чепилю), благочинному церквей Олонецкой епархии и настоятелю Крестовоздвиженского собора Петрозаводска; архиепископом Калининским и Кашинским назначен архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплев); архиепископом Краснодарским и Кубанским определен архиепископ Калининский и Кашинский Гермоген (Орехов); епископом Виленским и Литовским назначен епископ Тульский и Белевский Викторин (Беляев); епископом Тульским и Белевским — епископ Виленский и Литовский Герман (Тимофеев). В связи с истечением срока командировки епископа Уманского Макария (Свистуна) решено освободить от должности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве, настоятеля ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве и направить в распоряжение митрополита Киевского и Галицкого Филарета, экзарха Украины.

http://pravoslavie.ru/5423.html

8 (...в Вятскую епархию... новоназначенный туда преосвященный Никон (Софийский). – 10.12.1901 г. епископ Нарвский, викарий С.-Петербургской епархии Никон (Софийский Николай Андреевич, 1861–1908) был назначен епископомВятским и Слободским. В дальнейшем, с 09.06.1906 г., архиепископКарталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Подробнее о нем см.: Дневник.Т. 1. С. 551–552.) 9 (...Никон, которого... чуть не зарубил топором воспитанник семинарии. – 09.05.1895 г. на архимандрита Никона (Софийского), ректора Владимирской Духовной семинарии (ДС), совершил покушение семинарист Виссарион Селин; подробнее см.: Дневник. Т. 1. С. 517, 551–552.) 10 (...ввиду событий в нашей Академии... – О событиях в МДА осенью и зимой 1901 г. см.: Там же. С. 383–385. В журналах заседаний Совета МДА за 1901 г. информация о тревожных событиях отсутствует.) 11 (13-е января... крестный ход по стенам вокруг Лавры в память избавленияее от осады поляков. – 12 января (ст. ст.), в день воспоминания об избавлении Лавры в 1610 г. от 16-месячной осады 30-тысячным отрядом польско-литовских интервентов и в некоторые другие праздничные дни совершается крестный ход по стене Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1902 г. крестныйход был перенесен на воскресный день – 13 января.) 12 (Матушка Евгения– Евгения (Виноградова Екатерина Алексеевна,1837–?) – игуменья Вознесенского первоклассного девичьего монастыря в Москве. Родилась в семье диакона. Обучалась Закону Божию, первоначальным правилам грамматики и арифметики в Борисо-Глебском Аносине монастыре Звенигородского уезда Московской губернии. С 1854 г. послушница в Борисо-Глебском Аносине монастыре. В 1859 г. пострижена в рясофор и зачислена в число сестер. 27.01.1872 г. пострижена в монашество, назначена казначей Борисо-Глебского Аносина монастыря. 27.05.1875 г. переведена в Страстной монастырь в Москве. В 1878–1883 гг. главная распорядительница Приюта славянок при Страстном монастыре, преподавала Закон Божий. В 1883–1886 гг. распорядительница хора клиросных сестер, исполняла разные поручения по делам Страстного монастыря. С 17.06.1886 г. настоятельница Фроло-Лаврской общины в Подольском уезде Московской губернии. 28.06.1887 г. возведена в сан игуменьи митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) при преобразовании общины в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. С 26.04.1893 г. настоятельница Вознесенского монастыря г. Москвы. Подробнее о ней: РГАДА. Ф. 1185. Оп. 1. Ед. хр. 162. Л. 16–17. Подлинник. Рукопись. Послужной список игуменьи Евгении (Виноградовой).)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Светлое. Церковь Петра и Павла. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Петра и Павла Год постройки:1962. В здании бывшего магазина. Адрес: 427421 с. Светлое ул. Октябрьская, 36 б Координаты: 57.059905, 53.629037 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Селение основано русскими горнозаводскими крестьянами переселившимися из деревень Патраково и Лапино (нижнее течение реки Сива), в период между 1782 и 1795 годами. Первоначально починок Светлый входил в состав Гольянской Крестовоздвиженской церкви, а с открытием в 1850 году прихода в селе Июльское в состав Июльской Покровской церкви. С первых лет своего существования в Светлом имелась часовня, которую в 1884 году прихожане перестроили в церковь. А в 1886 году по Указу Святейшего Синода в селе Светлое открывается самостоятельный приход. В приход вошли окрестные селения ранее входившие в состав Воткинского Благовещенского Собора и Июльской Покровской церкви: с. Светлянское; д. Кудрино; поч. Романовский; поч. Филиппов; д.Черноключье; поч. Курочкин; поч. Панчешур (Лотово); д. Черная; д. Талый Ключ (Сушинское). В 1887 году на усадебной земле пожертвованной крестьянином Константином Васильевичем Лапиным выстроены два деревянных дома для священника и псаломщика. В феврале 1891 года церковь освящается во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В ночь на 14 августа 1891 года церковь сгорела. На месте сгоревшей церкви в этом же году строится временная деревянная церковь, освященная 1 марта 1892 года во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В 1894 году тщанием прихожан строится новая деревянная церковь, освященная 28 мая 1895 года по благословению Преосвященного Сергия Епископа Вятского и Слободского протоиереем Воткинского Благовещенского Собора Михаилом Утробиным. Согласно клировых ведомостей временная церковь не разбиралась вплоть до 1899 года. В приходе храма действовали церковно – приходская школа в старообрядческой деревне Черная и две земских школы – одна в Светлом а другая в Кудрино. Церковно – приходская церковь в д. Черная действовала с 1896 года. Земские школы открыты: в с. Светлое в 1892 году, а в д. Кудрино в 1902 году.

http://sobory.ru/article/?object=16602

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010