В Чудовом монастыре находились гробницы многих русских исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосий (Бывальцев) (ум. 1475) и Афанасий (Андрей) (нач. 16в.-1570-е гг.), последний царь побеждённой Казани Едигей, в крещении Симеон, известный церковный деятель 17 века Епифаний Славинецкий (ок. 1600-1675). В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича Тишайшего (1629-1676) Борис (Илья) Иванович Морозов (1590-1661), князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы. В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ Руси. В монастыре было четыре храма. Собор Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведённая в 1483 году несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Васильевича Грозного (1530-1584), в 1629 году здесь был крещён будущий царь Алексей Михайлович (1629-1676), в 1672 году - Пётр I Алексеевич (1672-1725), в 1818 году император Александр II Николаевич (1818-1881). Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченных во время русско-персидской войны 1826 года. В Алексеевской церкви покоились мощи митрополита св. Алексия. Рядом с гробницей св. Алексия хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен Великий князь Сергей Александрович Романов (1857-1905), сын Александра II Николаевича, убитый террористом, полурусским, Иваном Платоновичем Каляевым (1877-1905). Останки Великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре. К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона Николая Чудотворца. Четвёртая, небольшая, монастырская церковь была посвящена апостолу Андрею Первозванному.

http://sobory.ru/article/?object=21396

Крутицкая епархия получила отошедшие России от Великого княжества Литовского Верховские земли (в верхнем течении Оки) - Серпейск, Мещовск, Воротынск, Одоев, Перемышль, Лихвин и др. Кроме того, епархии принадлежал (вероятно, с 1493) Козельск (в Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата от мая 1589 указан «Галасиа, митрополит Сарскии, и Подонскии, и Козелскии» - СГГД. Т. 2. 59. С. 98). Во 2-й пол. XVII в. к епархии относились Козельск, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль, Лихвин, Белёв, Одоев, Новосиль, Болхов, Мценск, Ливны, Чернь, Чернавск, Вязьма, Дудинские волости (позже Козельский у.). В 1679 г. в епархии числилось 522 приходские церкви, в 1689 г.- 574, в 1692 г.- 591 церковь. Епархия граничила на юге с Рязанской епархией, на юго-западе с Коломенской епархией и Патриаршей областью, на востоке с Коломенской епархией. В XVII в. в епархии числилось 15 муж. и 2 жен. мон-ря, из них в Москве - Данилов во имя прп. Даниила Столпника, московский в честь Покрова Пресв. Богородицы . В ближайших окрестностях Москвы епархия в XVII в. владела слободами Дубровка, Арбатец (за Крутицким подворьем), Крутицкая, с. Кожуховом. В 50-70-х гг. XVII в. Крутицкое подворье - резиденция Сарских и Подонских митрополитов - пережило расцвет. Митр. Павел (1664-1675), один из самых образованных архиереев того времени, был известен активной антистарообрядческой деятельностью. Он создал на подворье обширную б-ку, с 1673 г. по постановлению Собора здесь велась работа по сличению слав. Библии с греческой, к-рую возглавил иером. Епифаний (Славинецкий) . Старый Успенский храм при митр. Павле был перестроен в Большую Крестовую палату, в 1665 г. началось возведение нового Успенского собора (завершен в 1689, освящен 29 июня 1699). По инициативе царя Феодора Алексеевича в 1681 г. предполагалось осуществить реформу епархиальной структуры Русской Церкви, предусматривавшую, в частности, упразднение К. к. В связи с этим Сарский и Подонский митр. Варсонофий (Чертков) был переведен в Тверь, где предполагалось учредить митрополию вместо архиепископии.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

XIII. Редактирование библейских текстов в XVII в. В 1649-1650 гг. по просьбе царя Алексея Михайловича в Москву для редактирования Б. прибыли из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) , Арсений (Корецкий) и Дамаскин (Птицкий) . За 10 лет Епифаний и его помощники подготовили неск. изданий богослужебных книг, Апостола, Евангелия и Псалтири. Текст Евангелия и Апостола не претерпел изменений. Псалтирь, начиная с издания 1652 г., спорадически исправлялась по LXX, а в 1658 г. вышло издание, последовательно отредактированное по греч. оригиналу. В тексте были устранены нек-рые архаизмы, а буквализм в переводе усилен. В 1663 г. появилось первое московское издание Б., представляющее собой перепечатку Острожской Библии. В предисловии Епифаний сообщил, что за недостатком греч. рукописей и людей, знающих греч. язык, работы по исправлению Б. приостановлены. Поэтому было решено перепечатать имеющийся текст с нек-рыми необходимыми поправками. Изменения затронули гл. обр. орфографию, изредка морфологию; были устранены явные опечатки Острожской Библии; нек-рые архаизмы и непонятные чтения были разъяснены с помощью глосс. Псалтирь была включена в издание в редакции Епифания (Славинецкого). В 1673 г. Собор поручил Епифанию отредактировать Б. на основе сличения с греч. изданиями. Вместе с помощниками, среди к-рых был его ученик Евфимий Чудовский , Епифаний начал работу, но до своей кончины в 1675 г. успел исправить только НЗ. В 1678 г. Патриарх Иоаким поручил новой комиссии типографских справщиков - мон. Иосифу Белому, иером. Никифору и Сильвестру (Медведеву) с помощниками - исправление Апостола; издание исправленного по греч. оригиналу текста вышло в 1679 г. В 1683 г. переводчик Посольского приказа Авраамий Фирсов перевел Псалтирь на рус. язык с церковнослав., пользуясь польск. Брестской Библией 1563 г. Первый рус. перевод библейской книги, однако, был запрещен Патриархом Иоакимом. XIV. Редактирование библейских текстов в XVIII в. В 1712 г. царь Петр I учредил комиссию по исправлению слав. Б. во главе с Софронием Лихудом и архим. Феофилактом (Лопатинским) . Комиссия произвела сверку слав. текста с греч., опираясь на полиглотту Уолтона (L., 1653-1657) и привлекая в качестве источников также Альдинскую Библию 1518 г., Сикстинское издание греч. перевода евр. Б. 1587 г. и его лат. перевод, опубликованный в Риме в 1588 г. Книги Товита, Иудифи и 3-я кн. Ездры, как и в Острожской Библии, были исправлены по Вульгате. Псалтирь комиссией не исправлялась.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Своего расцвета обитель достигла в начале XVII века - тогда её называли Великой лаврой. В пожар 1547 года Чудов монастырь сгорел, уцелела только рака с мощами святителя. Спустя полгода, в 1744 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны в монастыре была учреждена кафедра Московского архиерейства. С тех пор обитель стала называться кафедральной. А ещё при Патриархе Филарете здесь открыли греко-латинское училище («патриаршую школу»), ставшее предтечей Славяно-греко-латинской академии. Тут преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг во время никоновской реформы. А в 1658 году он перевёл для государя и Патриарха «дохтурскую книгу» - редчайшее в те времена медицинское пособие. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин: в 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея, старшего сына Петра I. Для него же Истомин написал целую энциклопедию в стихах. Истомина иногда называют предшественником самого Василия Тредьяковского. Истомин воспел стихами царевну Софью, а потом и брак Петра I с Евдокией Лопухиной. Такие люди многое могли дать молодёжи. Не зря в Чудов монастырь было принято посылать на учение и воспитание детей знатных бояр. По достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранный купец Конрад Кленк, в 1675 году посланный Генеральными штатами и принцем Оранским к царю Алексею Михайловичу для заключения оборонительного и наступательного союза, писал о Чудовой обители, что её скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырём. В стенах Чудовой обители также жил и работал на благо Церкви Христовой великий иконописец Максим Грек. В монастыре было четыре храма. Каменный собор Чуда Михаила Архангела построили в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведённая в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году тут был крещён будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году - Пётр I, в 1818 году - императорАлександр II. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время русско-персидской войны 1826 года. К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826-м. В Благовещенской церкви хранилась чудотворная икона Святителя Николая Чудотворца. Четвёртая - небольшая монастырская церковь - была посвящена апостолу Андрею Первозванному.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Епифанию Славинецкому приписывается и целый ряд стихотворных сочинений, но надо признать, что атрибуция их Епифанию основывается преимущественно на традиции и не имеет твердых оснований. Это относится и к трем публикуемым в настоящем издании стихотворениям, которые печатаются по рукописному песеннику XVII в.: РГБ, Музейное собр., 9498, л.136 об.–137, 161 об.–162, 166 об.–167 с отдельными исправлениями по рукописному песеннику XVII в.: ГИМ, Музейекое собр., 1938. 207 В юности Герман был келейником патриарха Никона ; Герман и потом оставался одним из самых близких к нему людей, как раз рядом с ним Герман изображен и на картине 1660-х гг. кисти Д.Вухтерса « Патриарх Никон с клиром» (см. вклейку в кн.: ПЛДР. M.,1994. Т.12). Когда в 1658 г. Никон покинул патриарший престол и поселился в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме) на Истре, Герман пребывал там в сане иподьякона. Затем он последовательно занимает должности уставщика (регента хора), строителя, т.е. настоятеля (в 1673–1675 гг. и – после перерыва – с 1678 г.), архимандрита (с 1681 г.). В 1680 г. Герман был в числе подписавших челобитную о возвращении опального Никона из Кирилло-Белозерского монастыря в Новый Иерусалим; патриарх Иоаким, как известно, не дал на это разрешения. 25 августа 1681 г. Герман в присутствии царя Федора Алексеевича участвовал в отпевании Никона, который, получив наконец дозволение воротиться в основанную им обитель, умер по дороге туда, в Ярославле. На другой день после похорон царь «пожаловал архимандриту Герману своей государевой конюшни иноходца бура, и архимандрит Герман великому государю кланялся в землю» (ЧОИДР. 1874. Кн.3. Отд.1. С.53). Царь и позднее посещал Новый Иерусалим, слушал духовные псалмы Германа, а в январе 1682 г. преподнес ему драгоценную архимандричью шапку. Судя по акростихам, Герману безусловно принадлежат 14 духовных песнопений и две эпитафии Никону. В некоторых стихотворениях Герман разместил несколько акростихов (иногда рифмованных) изощренной формы и рисунка. При чтении акростихов Германа в настоящей публикации нельзя забывать о том, что в рукописных песенниках XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1249 Макарий (Заим). 1636 – митр. Алеппский, 164772 – патриарх Антиохийский. В 16521659 гг. предпринял длительное путешествие, посетив Дунайские княжества, Украину, Россию, где встречался со многими политическими и церковными деятелями и вел переговоры о денежной помощи Антиохийской церкви. В 16541655 находился в России, где принял участие в проведении церковной реформы, присутствовал на Соборе 1655 г. В 16661668 вновь посетил Россию для участия в Соборе 166667 гг., на котором был низложен патриарх Никон . 1250 Гавриил I (Раич; † 18.07.1659). 1648 – патриарх Печский. В нач. 1653 отправился за милостыней в Москву, однако в Россию его не пустили т.к. еще не прошло положенных по соглашению 7 лет со времени посещения Москвы предыдущим Печским митрополитом. В 1654 прибыл в Москву и объявил, что из-за притеснений турок хочет остаться в России. Подписал послание патриарху Никону , в котором содержится проклятие на крестящихся двуперстно. Патр. Никон и патр. Макарий не признавали Гавриила патриархом и титуловали его «архиепископом Сербским» (так он титулуется и в документах нач. XX в.). В 1655, отпросившись на богомолье в Иерусалим, покинул Россию. Казнен турецкими властями. Причислен к лику святых (ПЭ X. 233). 1251 Епифаний Славинецкий (нач. XVII19.11.1675). Пострижен в КПЛ. Преподавал в Киевской братской школе, для которой подготовил «Лексикон латинский». В 1649 приглашен в Москву для исправления Библии. Работал и преподавал в Андреевском м-ре, специально выстроенном для киевских ученых. В 1651 перешел в Чудов м-рь. В 1653 привлечен Никоном к делу книжной справы, которую фактически возглавил. После опалы Никона выступал в его поддержку. Автор более 150 оригинальных сочинений и переводов (Словарь книжников. I. 309313). 1257 Тезис принят после острой дискуссии 12 голосами за при четырех против и пяти воздержавшихся. Заключенный в угловые скобки фрагмент отсутствует в отпечатанном типографски проекте, предназначенном для передачи Собору, но читается в машинописном экземпляре тезисов (Клятвы. 30 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Вмц. Екатерина. Икона. Ок. 1923 г. (ЕМИИ) Вмц. Екатерина. Икона. Ок. 1923 г. (ЕМИИ) Об истории почитания Е. в Болгарии и Сербии сохранилось очень мало сведений. Ее имя не входит в царский ономастикон, возможно, потому, что воспринималось прежде всего как монашеское, а в Сербии отчасти и как «латинское» (из-за широкого распространения в Италии и католич. Далмации). Едва ли случайно, что в ономастической части словаря Дж. Даничича, основанного в первую очередь на документальных источниках, все примеры имени происходят из Боснии, в культурном отношении тесно связанной с Венгрией, Италией и Далмацией (см.: Pjeчhuk из старина српских. Београд, 1863, 1975p. T. 1. С. 442-443). Сходная ситуация наблюдается на Руси по крайней мере до XV в. В домонг. время известен только 1 случай наречения именем Е. в княжеской семье дочери вел. кн. Всеволода Ярославича (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283). С XV в. (очевидно, во 2-й пол.) наблюдается достаточно широкое распространение изображений Е. в рус. иконописи, в т. ч. житийной (см. в разд. «Иконография»). Только в XVII в. имя вошло в царский ономастикон - его носила родившаяся в 1658 г. дочь царя Алексея Михайловича. С этим связан новый перевод Мученичества Е., выполненный иером. Арсением Греком и опубликованный в 1660 г. в составе Анфологиона, а также упоминание Е. (наряду с носящей ее имя царевной) в эпиграмматическом цикле «Еленхос», написанном в 1675 г. иером. Епифанием (Славинецким) (см.: Сазонова Л. И. Литературная культура России: Раннее Новое время. М., 2006. С. 221, 405, 430, 463, 468, 757). На месте явления царю во сне Е., возвестившей о рождении дочери, в 1660 г. был основан Екатерининский мон-рь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска ( Зверинский. Т. 2. 792). Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII-XIX вв. и несомненно связан с тем, что его носили 2 императрицы. Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (Покровский собор Новоспасского мон-ря) Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (Покровский собор Новоспасского мон-ря) 12 июня 1650 г. при участии царя и царицы состоялось перенесение мощей А. К. из деревянной Успенской ц. в соборную Воскресенскую. На Соборе в Москве А. К. причислили к лику святых. Вскоре после перенесения мощей (между 1650 и 1652) было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской» (по мнению С. А. Семячко, оно написано московским автором, сопровождавшим царя Алексея Михайловича в его поездке в Кашин). Службу на перенесение мощей по указу царя в Москве составил иером. Епифаний (Славинецкий) и привез с собой на праздник прославления святой. Тропарь и канон на обретение мощей (21 июля) написали кашинские прот. Иван Наумов и посадский человек Семен Осипов сын Сухоруков. Неск. позже (по предположению Семячко, после 1652) было написано житие А. К. Его составитель неизвестен, скорее всего им был старец Соловецкого мон-ря Игнатий. В житии св. блгв. кн. Михаила Ярославича, составленном тверским клириком в 1657-1658 гг., автор поместил «Плач княгини Анны», подражавший «Плачу» блгв. кнг. Евдокии , жены блгв. кн. Димитрия Донского . К 1675-1676 гг., по мнению В. А. Кучкина, был создан комплекс агиографических памятников, посвященных А. К.: житие, Сказание о явлении св. княгини пономарю Герасиму, Сказание об обретении и перенесении мощей, повести о чудесах (сборник ГИМ. Син. 622). В 1677 г. предполагалась поездка в Кашин царя Феодора Алексеевича . Однако накануне Патриархом Иоакимом в Кашин была направлена комиссия, к-рая 12-21 февр. провела исследование случаев исцелений от мощей А. К. На основании выводов комиссии на малом соборе в Москве было принято решение не почитать А. К. как святую (один из списков документов Собора: РНБ. Погод. 1608), это решение подтвердил Собор 1678-1679 гг. соборы признали почитание и житие А. К. ложными, по княгине было разрешено петь панихиды, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя А.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Библиотека ведет библиотечную, исследовательскую, информационно-библиографическую и издательскую работу, организует и проводит научные конференции. Изданы несколько выпусков электронной «Библиотеки русской религиозной и церковно-исторической мысли»: «Православная богословская энциклопедия», «Описание славянских и греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки», «Русские богословы и церковные историки в эмиграции», «Журналы духовных академий в России». История Патриаршая библиотека Патриаршая библиотека появилась в Москве в XVI веке. Она была уникальным хранилищем церковных и светских книг (в некоторые периоды сюда поступали обязательные экземпляры всех православных книг, государственных указов и др.), в т.ч. - древнейших (в библиотеке хранился «Изборник» Святослава (1073), Кормчая книга (1282) и др.). По мнению Карамзина, основанием её послужила митрополичья библиотека, составившаяся из книг, привозившихся митрополитами-греками и др. лицами с православного Востока. Наиболее крупные и ценные приобретения были сделаны в период Патриаршества. При патриархе Филарете библиотека включала свыше 500 печатных и рукописных книг, греческих и славянских. При патриархе Иоасафе I вытребованы были книги из Кирилло-Белозерского и Троицкого монастырей. Более всего вложил в библиотеку патриарх Никон , в 1652 году привезший из Новгорода большое количество греческих и латинских книг. Приступая к исправлению церковных книг, Никон усиленно собирал в Патриаршую библиотеку нужные ему древние книги и рукописи. Так, келарем Троицкого монастыря А. Сухановым только с Афона было привезено 498 книг и около 200 рукописей. Сюда же поступили: часть книг и рукописей Иверского подворья и Воскресенского монастыря, собрание митр. Сарского и Подонского Павла (1675), собр. Епифания Славинецкого (1676). В 1686 году поступили 219 греческих печатных книг иеромонаха Тимофея; в 1685-94 гг. – рукописи от иерусалимского Патриарха и из Посольского приказа; в 1700 году - книги и рукописи Сильвестра Медведева и келейная библиотека патриарха Иоакима ; в 1705 году – книги и рукописи монаха Евфимия; в 1709 году - библиотека епископа Димитрия Ростовского (греческие, латинские, польские и славянские рукописи и книги). В дальнейшем библиотека пополнилась трудами Арсения Сатановского , Лихудов , К. Истомина и др. Весь XVII век около Патриаршего книгохранилища сосредоточивалась литературная деятельность того времени.

http://drevo-info.ru/articles/6776.html

Сходная ситуация наблюдается на Руси, по крайней мере, до XV века. В домонгольское время известен только один случай наречения именем Екатерина в княжеской семье – дочери великого князя Всеволода Ярославича. С XV века (очевидно, во 2-й половине) наблюдается достаточно широкое распространение изображений святой Екатерины в русской иконописи, в том числе житийной. Только в XVII веке имя Екатерины вошло в царский ономастикон – его носила родившаяся в 1658 году дочь царя Алексея Михайловича. С этим связан новый перевод «Мученичества» святой Екатерины, выполненный иеромонахом Арсением Греком и опубликованный в 1660 году в составе Анфологиона, а также упоминание святой Екатерины (наряду с носящей ее имя царевной) в эпиграмматическом цикле «Еленхос», написанном в 1675 году иеромонахом Епифанием (Славинецким). На месте явления царю во сне великомученицы Екатерины, возвестившей о рождении дочери, в 1660 году был основан Екатерининский монастырь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска. Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII–XIX векам и, несомненно, связан с тем, что его носили две императрицы. В России посвящение великомученице Екатерине монастырей сравнительно редки и известны не ранее XVI века. Посвящения святой Екатерине церквей (в основном придельных) до XVIII века были только в больших городах. В Новгороде церковь во имя святой Екатерины на Торгу («на Козьей Бородке») перечислена среди деревянных церквей, сгоревших в 1310 году, позднее (по крайней мере с рубежа XIV и XV веков) она фигурирует как каменный придел церкви Успения на Торгу. Приделы во имя святой Екатерины известны в Новгороде также при храмах Космы и Дамиана на Козмодемьянской и Холопьей улицах. В псковском монастыре Пятницы в Бродах в 1534 году была освящена каменная церковь преподобной Параскевы с приделом во имя великомученицы Екатерины. В Москве церковь великомученицы Екатерины на Всполье (ул. Большая Ордынка) упоминается в «Новом летописце» в связи с освобождением Москвы Вторым ополчением от поляков в октябре 1612 года. Придел во имя святой Екатерины существовал в кремлевской церкви Рождества Богородицы на Сенях. Великомученице Екатерине была посвящена также походная церковь, сопровождавшая русское войско во время победоносного похода на Казань в 1552 году. В Твери церковь во имя святой Екатерины (каменная с 1781 г.) находилась в Затверецком посаде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010