потом после панихиды, на которой отпуст заключил с преткновением от боязни врага. Бури бесовские бывают со мною из-за чревоугодия и винопития. Это верно. Надо удаляться от пиршеств, как и святой апостол Павел внушает, а читать больше слово Божие и писания отеческие и молиться усерднее. Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [ Евр.13:9 ]. Очень внушительно и вполне справедливо. Хорошо и внешнее украшение, проникнутое религиозным началом и от него заимствующее свою красоту, но хочу несравненно больше внутреннего украшения, нетленного, животворного. Только при украшении внутреннем важно украшение наружное, да если и нет этого последнего, человек ничего не теряет. Слава моя – слава ваша, как слава моя – слава Божия! 25 января Благодарю Господа, сподобившего меня совершить раннюю литургию в Успенской церкви при величайшей тесноте в сердце и насилии от врага супостата и чрез причащение и особенно [по] окончательном употреблении Святых Таин избавившего меня от тесноты и дивный, сладкий мир мне даровавшего, когда же я, вышед из церкви с этим миром, утратил его чрез суровое обращение с нищими, уклоняясь от подачи милостыни по их желанию, и впал в великую тесноту и скорбь, и стал сильно каяться в том, – опять избавившего меня от тесноты и мир сладкий даровавшего. Пирование в жилище моих духовных детей обходится мне очень тяжело, крайне тяжело, как будто грехи и тяготы их тяготеют на мне! Акт крещения совершен, хотя и не занесен по вине дьячка Шахматова в книгу. Тогда-то и покажи свою христианскую душу, свое христианское смиренномудрие, незлобие, терпение, благодушие, когда враги твои, близкие твои, подчиненные твои дышат против тебя злобою и изливают яд злобы своей, как некогда иудейские первосвященники и книжники на Христа. Жалей их и молись: Отче! отпусти им: не ведят бо что творят [ Лк.23:34 ], и потому, что всё человеческое: слава и хула, злоба и зависть, ругательства и насмешки, клеветы и прочее – дым исчезающий. Помни слова Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Св. Церковь , прославляя в своих песнопениях Крест Господень, берет черты для изображения славы его из опыта жизни. Исходною точкою прославления Креста выставляется в церковных песнях следующее противоположение: «Древо преслушания миру смерть прозябе: древо же креста живот и нетление; темже Ти поклоняемся распеншемуся Господу: да знаменается на нас свет лица Твоего» (служба Честному Кресту). Отсюда и все остальные похвалы Креста Господня, а именно: «Всесильный Крест Христов – апостолов похвала и благолепие, преподобных утверждение и верных знамение, мучеников крепость, иерархов и мучеников слава, победа и утверждение всех хвалящих его, немощных здравие, болящим исцеление и заступление, мертвым воскресение, падающим воздвижение. Крест – основание благочестия, бесом – губитель, Церквам благолепие, нечестивым погибель, врагом посрамление в день судный. Живоносный Крест – бесом отгнание, и помыслом погашение и ума сохранение. Крест – великое оружие Христово и непобедимое победительство всесильное. Крест – небесная лествице, Христова высота и слава. Крест – освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение всякому, знамение мужества и Христов скипетр непреложный; противныя в землю попирая. Крест – всех воскресение, падших исправление, страстей умерщвление, и плоти пригвождение, крест душам слава, и свет вечный. Крест – врагов губитель, злочестивых язва и пленение, верных держава, благочестивый хранитель и бесов отгонитель. Крест – страстей пагуба, помыслов отгнание и духовом ловительство. Крест – древо жизни и спасения, древо бессмертия, древо разума, древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо». Вот какими чертами характеризуется слава Креста Господня! И мы видим, что слава Креста соответствует уничижению на нем Христа: крест есть крайняя ступень уничижения Христа и самая высокая лестница к славе, достигающая одесную Престола Божия на небе! В настоящей жизни крест, который мы несем по заповеди Христа ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ; Лк. 9:23 ), есть выражение наших бедствий, скорбей и страданий за Христа. Неся свой крест, мы сраспинаемся Христу ( Гал. 2:19 ), мы умираем со Христом, чтобы жить нам с Ним ( Рим. 6:8 ; Кол. 2:20 ). Отсюда, крест, как выразитель всех скорбей и страданий, символизирует собою наше уничижение: «будьте ненавидимы всеми за имя Мое... Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу... претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 10:22 ; Ин. 16:2 ). Но вы «блаженны, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша неграда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:11, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше Слава – потому что Ты явился в наш мир и с человеки споживе 917 ! Слава – ибо Ты Рождеством и Воскресением Своим открыл нам, сущим на земли, Небесная 918 ! Слава – ибо Ты " на камени основал Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 )! Слава Тебе, ибо в Церкви Своей оставил Ты – во святых Таинствах – для нас всякое средство ко спасению, из коих начальное есть Таинство Покаяния и мать его – пост. Оно – не первое, не с него формально начинается церковная жизнь человека, но – начальное, ибо без него невозможна реальная жизнь в Церкви! Без этого начала не совершается никакое Таинство. Святое Крещение ли и Миропомазание , коими Господь вводит нас в Церковь Свою? – Но приступают к ним путем покаяния, как сказано: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» ( Деян. 22, 16 ). И первые наши покаянные слова (подкрепленные трикратным дуновением и плюновением), с которых начинается целожизненная человеческая борьба с грехом, – отрицаюся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его 919 . Браковенчание ли? – Но разве не положила Святая Церковь исповедь предварением сего Таинства? Елеопомазание ? – Но исповедь есть непременный спутник его, идущий или немного впереди, или чуть сзади, да и в самом этом Таинстве молитва покаяния есть его совершитель, как сказал апостол ( «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» ( Иак. 5, 14 )). Священство ли? – Но кто рукоположен без того, чтобы исповедаться? Святейшая Евхаристия ? – Но видел ли ты когда такого кощунника, не имеющего страха Божия, который дерзнул бы приобщиться Святых Христовых Таин без того, чтобы прежде очистить себя покаянием?! Ведь сказано: «Кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся [ παιδευμεθα] от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор. 11, 27–32 ). Обратим внимание на смысл наказания: это – не некое насилие по приговору суда, у греков написано παιδευμεθα, от слова παιδεω – обучать, учить, образовывать, преподавать! А πας – мальчик, дитя, ребенок, подросток, сын! В наказании Господнем нет смысла насилия, Он, мудрый Педагог, нас обучает, учит – как мы учим детей своих!.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Так живёт Церковь – в дуновении и непрестанном огне Пятидесятницы Святого Духа. Если этот огонь не возгорится в нас, все истины Предания останутся для нас навсегда внешними, мёртвыми, чужими. В христианской вере и жизни никогда не следует преуменьшать значение какого-либо измерения передачи, духовного зарождения, кто бы ни были передатчики: «отцы», «харизматики», «исполненные Духом Святым». Ибо у нас один Господь – Иисус Христос, один Учитель – Дух Святой, один Отец – Отец Небесный. Чем более мы возрастаем, взрослеем в вере, тем более апостольское и церковное Предание становится нашим собственным. Слово Писаний исполняется тогда, когда Иисус говорит ученикам: «Я уже не называю вас рабами,... но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 15:15 ). Вероучение Наряду с передачей веры, то есть Преданием живым и находящимся в пути, существует Предание как содержание веры, как объективная вера, параллельная нашей субъективной вере, нашему упованию, нашей верности, нашему стоянию в Боге. Объективная вера – это, главным образом, тайна Христова, откровение этой тайны в Самом Иисусе, переданное апостолами и евангелистами, то есть – провозглашение Благой Вести. Это то, что св. Ириней Лионский называет «залогом переданной веры», который пронесён неповреждённым через века. Этот закал кристаллизовался в церковном учении, которое мы именуем «Православием» и от которого неотделимы богослужение, молитва, поклонение. Слово «Православие» (ortodoxia) включает два измерения: слава, doxa, означает не просто мысль, учение, мнение, но прославление, хвалу. Следовательно, из самого нутра этой славы, хвалы христианского богослужения выделяется вероучение, но лишь постольку, поскольку сама слава истинна. Можно пойти дальше: это слава не только та, которую воздают Богу, но и слава, присущая Самому Богу. Православие, стало быть, это, прежде всего, слава Божия, сообщаемая нам в жизни Церкви, то есть в опытном переживании Бога, кристаллизованном как в богослужении, так и в богословской мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Так или иначе, но всякое богооткровение приводится в связи с Боговоплощением, а из него неустранимо и Богоматернее начало. Его–то именно и предполагаем выделить и проследить. Первое явление Славы Божией описывается в Исх. 16,7, 10: «и утром увидите Славу Божию… они оглянулись в пустыне и вот Слава Господня явилась во облаке». В этом первом явлении уже наличествует одна черта, которая чаще всего повторяется и в дальнейших доксофаниях, явлениях Славы, именно явление Ее во облаке. Облако имеет значение некоей среды, одновременно и закрывающей и открывающей для слабых глаз присутствие Божие внутри этого облака. Но в этом именно значении прообраз Богоматери и разумеется Церковью в явлении облака, — таков, напр., столп огненный и облачный, руководивший Израиль в пустыне. Итак, уже первое явление Славы Божией говорит и о Славе человеческой, о Богоматери . (По–видимому, в ряде мест, где просто говорится: «и явилась Слава Божия» Лев. 9,6, 23; Числ14,10; 16,19,42; 20,6, — разумеется явление облака, прямо это сказано лишь в Чис. 16:42.) Облако является при обоих освящениях богослужебных мест: сначала скинии (Исх. 40,34–35: «и покрыло облако скинию собрания, и Слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеяло ее облако, и Слава Господня наполняла скинию»), а затем и Соломонова храма (3 Цар. 8, 10, 11: «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо Слава Господня наполнила храм Господень»; ср. 2 Пар. 5,13 — 14). В связи с этим надо понимать и Числа 9,15 — 23, где говорится о стоянии облака над скинией при стоянках и о движениях его при переходах. Скиния и храм сами по себе суть прообразы Богоматери, но скиния–храм, осененный облаком Славы Божией, есть уже двойное Ее знаменование; Она есть вместилище Славы Божией, но и Сама прославлена; Она есть вместилище Бога невместимого, но и Сама обожена. Словом, здесь, где говорится о Славе Божией, несомненно, говорится и о Богоматери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Только Лука упоминает, что Моисей и Илия явились во славе и что апостолы, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним ( Лк. 9:31–32 ). Термин «слава», употребленный здесь и во Втором послании Петра, имеет прямое отношение к описываемому событию. В Ветхом Завете этот термин указывал на присутствие Божие, выражавшееся в зримых образах, в частности в образе облака ( Исх. 16:7–10; 24:15–17; 40:34–35 ). Облако упоминается и у всех трех евангелистов (у Матфея облако светлое): оно «осеняет» учеников, то есть спускается на них, как светоносная тень (глагол πισκιζω происходит от слова σκι тень). Термин «слава» играет особую роль в Евангелии от Иоанна. Пролог четвертого Евангелия заканчивается словами о том, что мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Эти слова, по-видимому, не относятся к какому-то конкретному событию из жизни Иисуса, например Преображению. Скорее всего, они относятся к самому событию боговоплощения, когда предвечное Слово Божие стало Сыном Человеческим. С другой стороны, термин «слава» в том же Евангелии указывает на бытие, которым Сын Божий обладал до воплощения: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ). Наконец, термин «слава» у Иоанна может обозначать и то явление силы Божией, которое непосредственным образом связано с конкретными действиями Иисуса. Например, перед воскрешением Лазаря Иисус говорит Марфе: Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию ( Ин. 11:40 ). Здесь выражение слава Божия относится к действию, благодаря которому умерший будет возвращен к жизни. В Евангелии от Иоанна описан эпизод, имеющий некоторое сходство с Преображением. Этот эпизод относится к последнему периоду земной жизни Иисуса – после того как Он торжественно вошел в Иерусалим. Иоанн рассказывает, как в одной из бесед с народом Иисус говорит о предстоящем Ему страдании: Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Этот неожиданный переход от разговора с людьми к разговору с Богом приводит к немедленному ответу Бога: Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю ( Ин. 12:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Что же касается слов: это то животное, которое видел я при реке Ховаре, то этим Священное Писание дает знать, что при истолковании мы должны разуметь тех же животных, каких разумели выше.    Ст. 18—22. И отошла слава Господня от порога дома и стала над херувимами. И херувимы, подняв крылья свои, поднялись в глазах моих от земли. И когда они уходили, то и колеса последовали за ними. И стала она у входа в восточные врата дома Господня, и была слава Бога Израилева над ними. Это то животное, которое видел я под Богом Израилевым на реке Ховаре. И я узнал, что это были херувимы. У каждого из четырех по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие руки человеческой, и лица их подобны тем лицам, какие видел я при реке Ховаре, и тоже взирание (intuitus) у них и стремление у каждого идти по направлению лица своего.    Слава Господня или величие, остановившееся на пороге храма, стала над херувимами, которые, подняв крылья свои, поднялись в виду пророка и в сопровождении также колес, и стала она у входа в восточные ворота дома Господня, и мало по малу оставило Израиля покровительство Божие. Сперва она была во храме, потом остановилась во дворе храма или на пороге, и при удалении ее из храма облако и мрак наполнили внутренность храма. Затем сама слава села на херувимов, и так как они тотчас улетели и удалились оттуда, то за ними и последовали колеса. И слава остановилась в восточных вратах дома Господня, не в дверях храма, а позади двора и порога у входа в восточные врата дома Господня Когда пророк увидел это, то сказал, что это тоже самое животное, которое я видел при реке Ховаре, и я узнал, что это были херувимы. Что же нового он увидел, что узнал, что это херувимы, которых прежде он не узнал? Херувимы на нашем языке означают множество знания, это — ведение теин Бога, престол и упокоение Его. Поэтому и в псалме говорится: Седяй на херувимех явися (Псал. 79:2). Ибо всегда слава Божия присуща множеству знания и тогда является, когда подтверждается, что все управляется провидением, а не происходит случайно, и когда никто не говорит: оставил Господь землю и не видит Господь (9, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Эту награду воздает Господь, как «верный» своим обетованиям ( 1Сол.5:24 ; 2Сол.3:3 ), «ибо, - как говорит апостол, – не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» ( Евр.6:10 ). Верен Призвавый вас, иже и сотворит. ( 1Сол.5:24 ). «Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие». Верен же есть Господь, иже утвердит вас и сохранит от лукаваго ( 2Сол.3:3 ). «Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого». Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым и служаще ( Евр.6:10 ). «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви. которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым». Господь воздает каждому награду по мере его заслуг и делания на земле ( Лк.19:15-26 - притча о десяти минах; Мф.25:14-29 – притча о талантах). Каждый получает степень славы – ( 1Кор.15:41-42 ), долю благ в соответствии с тем, что каждый, по мере своих сил, сделал в служении Христу на земле: «будет ли он строить из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы»; «у кого дело, которое он строил, устоит (пред огнем суда Божия), – тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:11-15 ). Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении ( 1Кор.15:41-42 ). « Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении ». Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие, когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. (И) егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: (а) егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якоже огнем ( 1Кор.3:11-15 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До Крещения мы были чадами гнева Божия, но после Крещения сосудами милости Божией сделались. До Крещения мы были чадами тьмы и чадами дьявола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими. До Крещения мы были оскверненными грехами, но Крещением омылись, освятилисъ и оправдались (1 Кор 6:11). До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасенными. До Крещения для нас были закрыты двери к вечной жизни и небесному царствию, но Крещением отворились, и входят туда беспрепятственно хранящие благодать святого Крещения. Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем, и получаем даром, без всяких наших заслуг, по одному только человеколюбию Божию. Ибо что погибший может заслужить? Слава благости Божией, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Да будет имя Господне благословенно отныне и до века! Всю эту высочайшую Божию милость заслужил для нас Единородный Сын Божий Иисус Христос, Спаситель наш, заслужил драгоценной Кровью и смертью своей. Возлюбленные христиане! Вспомним святое Крещение и осмотримся, достойно ли святого Крещения живем, чтобы это самое Крещение не было нам в большее осуждение в день Страшного Суда Христова, где судится всякое законопреступное слово, дело и помышление. Аминь. Слово третье. Об усыновлении нашем Богу   Смотрите, какую любовь дал нам Отец чтобы нам называться и быть детьми Божиими. (1 Ин 3:1)   О, благость! О, человеколюбие Божие! О, сколько превозмогла Божия любовь! О, как изобильно преизбыточествовала Божия благодать! Бедные и отверженные грешники чадами Божиими сотворились! Этому удивляется апостол Христов и говорит: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Что может быть удивительнее, чем грешнику сотвориться чадом Божиим? Божия любовь к человеку сотворила это. Что преславнее, чем называться и быть чадом Божиим? Божия благодать подала это человеку. Славно быть чадом земного царя, но несравненно славнее быть чадом Бога, Царя Небесного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Иерей: Мир всем. Людие: И духови твоему. Диакон: От Иоанна святаго Евангелия чтение. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем! Хор: И духу твоему. Диакон: От Иоанна святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Диакон: Будем внимать! Евангелие от Иоанна, зачало 16 Рече Господь ко пришедшим к Нему иудеем: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот. Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даст и Сынови живот имети в Себе. И область даст Ему и суд творити, яко Сын Человечь есть, не дивитеся сему. Яко грядет час, воньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда. Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца. Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Сына Божия и выйдут: сотворившие благое – в воскресение жизни, а сделавшие злое – в воскресение суда. Не могу Я Сам по Себе творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца. Ин 5:24–30 Священник: Мир ти, благовествующему. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник: Мир тебе, благовествующему! Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010