336 Типикон, глава 12. «О службе субботней егда поем Бог Господь». «Посем стихологисуем кафизму 17-ю блажени непорочнии. В НИХ ЖЕ КАДИТ СВЯЩЕННИК». 337 Псал. 118, стихи: 17. 25, 37, 40, 88, 107, 149, 154, 157, 159. 338 Ст. 50. 339 Ст. 77, 116, 144. 340 Ст. 93. 341 Ст. 175. 342 Даже пасхальный тропарь «Христос воскресе», производящий такое неотразимое впечатление на первой пасхальной утрени в ночь Светлого Воскресения и на Пасхальной седмице, в последующие дни до отдания Пасхи выслушивается нами более спокойно, а иногда даже и равнодушно. 343 См. выше прим. 4. 344 Статия 1, припев 3. 345 Статия 1, припев на и ныне. 346 Статия 2, припевы 1 и 2. 347 Статия 1, припев 2. 348 Статия 1, припев 2. 349 Статия 3, припев 1. 350 Статия 3, припев 4. 351 По непорочных воскресные тропари 2 и 3. 352 Погребение священническое, стихира глас 7. 353 Заупокойный кондак «Со святыми упокой». 354 Припев Благословен еси Господи заимствуется из 1-го стиха того же псалма. 355 Погиблее овча аз есмь. Заупокойные тропари по непорочных, троп. I. 356 Там же, троп. 2. 357 Там же, тропарь 4. 358 Конечный день воспомянем вернии. Светилен субботы Пятидесятницы. 359 Не ниже полиелея, а также предпразднством и отданием Благовещения. 360 Если будет память святого минеи, не более, как поемого на шесть. 361 «Весь круг праздников, связанных с Воскресением Христовым, Церковь окружает поминальными днями, выделяя молитву об усопших из служб праздника, чтобы не омрачать его радость». Скабалланович. Христианские праздники. Книга 5, Киев, 1916, стр. 133, примечание 779. 362 В Вел. Пяток и Вел. Субботу тропари Благообразный Иосиф... Егда снизшел... Мироносицы жены... на вечерне три стихиры на Господи воззвах и три стихиры на стиховне «Егда от древа». На утрени четыре стихиры на хвалитех и на и ныне: Преблагословенна еси... 363 178 раз, так как последние два стиха в каждой статии поются два за один, но зато повторяются по трижды. 364 Напевы 2-го гласа. 365 Апокалипсис, глава 19, стихи 1, 3, 4, 6. 366 3-го гласа, напр., кондак Рождества Христова «Дева днесь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2550...

256 См.: Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330–898 гг.). Извлечено из сочинения аббата Марена. Кн. 1. СПб., 1899. С. 8–10. 258 Соколов И. Указ. соч. С. 350. Преп. Александр с братией обосновался в столице около 425 года. О жизни этого подвижника см.: Vie d’Alexandre l’Acémète/Ed. par E. De Stoop// Patrologia Orientalis . T. VI, fasc. 5. 30. Turnhout, 1980. P. 645–657. 259 См.: Dagron G. La vie ancienne de saint Marcel l’Acémète//Analecta Bollandiana. T. 86. 1968. P. 271–276. 260 См. издание (напутствуемое хорошей вступительной статьей) «Жития св. Ипатия Руфинианского, написанного Каллиником: Callinicos. Vie d’Hypatios/Ed. par G. J.M. Bartelink//Sources chrétiennes. 177. Paris, 1971. 262 Наиболее важные в богословско-аскетическом отношении фрагменты этого жития см.: Преподобный Ипатий Руфинианский. Аскетические поучения преподобного Ипатия Руфинианского из избранных глав «Жития Ипатия» монаха Калинника (перевод иерея Павла Лизгунова)//Материалы кафедры богословия МДА 2012–2013. Сергиев Посад, 2013. С. 358–387. 263 См.: Lorenz R. Die Anfänge des abendländischen Mönchtum im 4. Jahrhundert//Zeitschrift für Kirchengeschichte. Bd. 77. 1966. S. 1–61. 264 Скабалланович М. Западное монашество в его прошлом и настоящем. Исторический очерк//Труды Императорской Киевской Духовной Академии. 1917. Т. 1. С. 46. 268 См.: Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский . Сергиев Посад, 1915. С. 649–651 (переизд.: Сергиев Посад, 2006. С. 546–547). Вполне единодушен со св. Амвросием в своих воззрениях был и западный христианский поэт конца IV – начала V века Аврелий Пруденций Клемент, который, исходя из учения о «двух путях», разработанного уже в древнейших пластах христианской письменности («Дидахе», «Послание Варнавы» и др. См.: Сидоров А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. С. 57–58, 116–117 (переизд: Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2: Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М., 2011. С. 83, 88 , 156–157, 473–474, 477–478)), видит совершенство «пути жизни» в аскезе. Поэтому он не устает восхвалять воздержание и целомудрие: для Пруденция «наибольшей высоты воздержание достигает в посте, которому поэт дает название “чистейшего таинства”... Пост обуздывает своеволие плотских похотей, пробуждает ум, исправляет самую молитву, примиряет нас с Богом. Не так быстро огонь потухает от воды, не так быстро снега тают от палящего солнца, как скоро исчезает мерзкая жатва преступлений, сокрушенная укрепляющим постом». Пруденций является и столь же вдохновенным певцом целомудрия и девства, рассматривая их как собственно христианскую добродетель: «...этою добродетелью по преимуществу сердце человеческое созидается в храм Божий; ибо в сердце чистое входит Бог». См.: Цветков П. Аврелий Пруденций Клемент. М, 1889. С. 336–345.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

18. Откуда издан Pitra, Juris ecclesiae graecorum historia et monumenta I, 220. 19. Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 208. 20. Арх. Амфилохий. Кондакарий в греч. подлиннике XII–XIII b. М. 1870, стр. 12. См. ниже «прп. Роман». 21. Описан проф. А. А. Дмитриевским в ст. «Что такое κανν τς ψαλμωδας, так часто упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного?» Руковод. Для сельск. паст. 1889, 22. Еп. Софроний, Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан. Спб. 1876, 293. Несториане ныне существуют в незначительном количестве в Урмии (в Персии); большинство из них приняло римо-католичество; часть православие в 1898 г.; остальные ранее растворились в мусульманстве. 23. Bona I. De divina psalmodia, Col. Agrip. 1677, p. 682. sq. 24. А. П. У. (архим. впосл. еписк. Порфирий Успенский). Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церк. благочиния египет. христиан (коптов). Спб. 1856, стр. 47–88. 25. Кроме загранич. издания и в Записках Имп. Акад. Наук VIII, I, Тураев Б. Часослов эфиопской церкви, Спб. 1897; эфиопский текст с рус. переводом. 26. Болотов В. Часосл. эфиоп. ц. Б. Тураева, библиогр. зам. Хр. Чт. 1898, 2, 189. 27. Тураев Б. Абиссиния. Правосл. богосл. энциклоп. Спб. 1900 г. I, 61–70. 28. Bona, De divina psalmodia, 689. 29. Martene E. De antiques ecclesiae ritibus. Antv. 1736, III. 27. 30. Vita Caesarii I, 19. (Migne Patr. s. I. t. 67. 31. Григор. Тур. История франков. IX, 6. 32. Martene De ant eccl. rit. III, 48. 33. Amalarius. De eccles. officiis IV, 9. 34. Martene. De ant eccl. rit, III, 50. 35. На таком же месте утрени эти песни поются и у нас. 36. Grodegangus Met. Regula canonicorum c. 18. 37. Там же. 38. Как теперь у нас; в Римской Церкви теперь с утра. 39. Ср. «Свет Христов просвещает всех». 40. Ср. у нас предначинательный псалом. 41. Ср. у нас прокимен Господь воцарися. Martene, Deant eccl. ritib. III, 58. 42. Там же, 61. 43. Ср. у нас на 50 пс. Слава… Молитвами апостолов… И ныне… и опять 1-й стих псалма. 44. Martene, De ant. eccl. ritib. III, 29–30.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Срв. М. Viller, ор. cit. рр. 66 sqq. Р. Pourrat. I а Spirimualime Chretienne, Vol. 1, Paris 1931, р. 198 sqq. Dom Anselme Stolz. L " Chretienne, Chevetogne, 1948, р. 172 sqq. 146 Скабалланойич, стр. 208 и сл. 147 Лавсаик, 38 (34). 148 Скабалланович, цит. соч., стр. 210. 149 Письмо к Кесарии, 289. 150 Тексты собраны у Д. Мораитиса. «Литургия Преждеосвященных Даров, Фессалоника 1955 (на греч. яз) — см. мою рецензию в St. Vladimir " s Seminary Quarterly, 1957, No. 2, pp. 31–34 ср. еще статью I. Ziade в Dict. Theol. Cath. 13, 77–111. 151 Изреч. Св. Ст. Пим. 31 (цит. у Скабаллановича, 210). 152 Древний Патер 9, 15 (цит. Скабаллановича, 211). 153 J. В. Pitra. Hymnographie de 1 " Eglise grecque, Rome 1867, р. 44. 154 См. Dom J. М. Besse. Les moines d " Orient anterieurs аи Concile de Chalcedoine, Paris 1900; Abbe " Marin. Les moines de Constantinople, 1897. K. Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt heim griechischen Moenchtum, Leipzig, 1898. 155 «La nouvea» te merveilleuse се n " est pas tant la vieille idee de s " isoler du mondo que le monde lui mem gagne a l " attrait de cette idee, que le monde а Pecole du Desert. Н. Bre " mond. Les Peres du Desert, Paris 1927, vol 1, XXIV. 156 «Исторический путь Православия», Нью–Иорк 1954, стр. 142 и сл. 157 Прот. Г. Флоровский: Византийские Отцы 5–8 в.в., Париж, 1933, стр. 144. 158 Мансветов, указ. соч.; Скабалланович, указ. соч. 159 Скабалланович, 318. 160 Ibidem. 161 Hannsens, op. cit., p. 58. 162 Baumstark, op. cit. 118 sqq. — cf. L. Petit, art. «Antiphones». DACL, 2461–2488, B. Fischer. Le Christ dans les Psaumes. «Ma son–Dieu; 27, 1951, 86–113 & D. Hedegard. Seder E. Amram Gaon p. 26. 163 cf. E. Knopf. Das nachapostolische Zeitalter, Tubingen 1905, p. 245 sq. & J. A. Jungmann. Beitraege zur Geschichte dor Gebetsliturgie. Zeitschr. f. Kathol. Theol. 72, 1950, pp. 223–226. 164 Срв. A. Baumstark, op. cit., p. 69 sq. Скабалланович, цит. соч. стр. 88 и сл. — Срв. также E. Norden. «Untersuchungen zur Stilgeschichte des Gebets und Praedikationsformeln» in Agnastos Theos, Leipzig–Berlin, 1912. О tefilla см. W. Sterk, Altjudische liturgische Gebete fur Vorlesungen und Uebungen (kleine Texte, ed. Lietzermann, 58), Benn, 1910 et D. Hedegard, op. cit. 70–71. 165

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

756. θυμανω – гневаться; поэт. сл. 757. ВК. 80, 487. 758. σπετος (а – отриц., πος – слово) несказанный, неизмеримо большой. 759. εικθω поэт. вм. εκω – уступать; др. – слав, «неприкоснуся». 760. Соотв. «Всецаря», «мучителя» (тиранна). 761. Дан. 3, 52 и д. 762. πυργω – (πργος – башня) – окружать башнями; поэт. – возвышать, превозносить. 763. πτμετρος – букв, «семимерный», семикратный; неологизм вм. π-απλσιος что и Дан. 3, 19. 764. καθσις – сожигание; в греческ. множ, числ.; древн. – слав «раждежением». 765. ροιζηονο(ст.136 не четкое слово) (ροιζος – свист, шум) – с шумом; Н.З. и поздн. сл. 766. παμφλζω – (πας – весь, φλζω – разрываться, лопаться) – совсем разрываться; неологизм; др. – слав. «всегорящая». 767. μμανς – бешеный, неистовый, свирепый. 768. καταθλγω – сожигать; др. поэт, сл., проз. поздн. 769. υπηρτης (соб. – гребец) служитель (вообще, ос. подчиненный на войне). 770. Прим. 513. 771. στφ(αν)ω – увенчивать, поэт. – окружать. 772. Прим. 617. 773. Вв. 268. 774. αρωγς – помогающий, защищающий; помощник, заступник; поэт. сл., редко в прозе. 775. РБ. 79, 271. 776. πρβλημα – все брошенное или поставленное впереди: защита, препятствие, выступ, предлог, задача, проблема. Плотию Христос прикрыл Божество свое от диавола; ср. прим. 363. 777. ВК. 89, 607; прич. наст. общ. з. Замечательно отсутствие ближайшего определения «человеческий (образ)», или «наш»: Бог вообще не имеет образа; ср. впрочем, РБ. 102, 431. 778. ασχνω – обезображивать, опозоривать. 779. ενντιος – (ν – в, ντι – за, против) – противоположный, противник, особ. на войне. Диавол. Слав. вин. п. м. р. принял за ср. р., или всему дает такой смысл: воплощением посрамил враждебные (людям?) расчеты. 780. РБ. 66, 187. 781. λβος – счастье, богатство. 782. στις – который бы ни, который, кто. 783. νωθεν – сверху, с высоты, с неба, издавна, снова. 784. κευθμν (κεθω – прятать; др. поэт, сл) – сокровенное место, логовище, нора, пещера. 785. ВК. 88,596; род. п.: «в преисподния мрака». 786. ВК. 88, 601.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Сегодня предвозвещение 88 всемирной радости, сегодня повеяли ветры 89 , предвозвестники спасения, разрешается неплодие природы нашей, ибо неплодная оказывается матерью девствующей и после рождества Создателя, из Которой Тот, Кто по естеству Бог, усвояет чуждое Себе и обольщенным через плоть устрояет спасение, Христос Человеколюбец, Избавитель душ наших. Днесь неплодная Анна раждает Богоотроковицу, от всех родов произбранную в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога, во исполнение божественнаго смотрения, имже наздахомся земнороднии и обновихомся от тли к жизни неконечней. Сегодня неплодная Анна 90 рождает Богоотроковицу 91 , предызбранную из всех родов в обитель Царя всех 92 и Создателя 93 Христа Бога, во исполнение божественного домостроительства 94 , которым мы, земнородные 95 , воссозданы 96 и обновлены из тления 97 к жизни непрекращающейся 98 . Слава и ныне. Днесь Иже на разумных престолех 99 . Паремии I.Быmuя 28:10–17 Изыде Иаков от студенца клятвеннаго, и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо, зайде бо солнце. И взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном, и сон виде: и се лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небес, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся. Земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю, и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море и ливу, и север и на востоки, и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши; и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная. Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на (одно) место и (остался) там ночевать, потому что зашло солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Бог восхотел спасения человека не актом Своего всемогущества, не извне («или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Мф. 26:53), не как насилие, хотя бы и спасительное, а в той любви, свободе и вольном отдании Себя Богу, для которых Он сотворил человека. Поэтому спасение совершается Богом в соединении с человеком, в Богочеловеке Иисусе. В Нем человек восстанавливает то послушание, ту любовь, ту полную самоотдачу Богу, которые были попраны в грехе. В нем изживается всё зло, все грехи, все измены человека: «Он мучим был за грехи наши» – «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» И чтобы это спасение, это восстановление «образа неизреченные Славы», каким создан был человек, было полным, нужно было, чтобы и смерть была не просто уничтожена Богом, но изжита и разрушена, преодолена изнутри, чтобы было воочию явлено, что она есть «жало греха», и чтобы это жало было разрушено и уничтожено человеком же. «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15:21). Христос принимает смерть, отдается смерти вольно; про жизнь Свою Он говорит: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:18). И отдает ее не без борения: «И начал ужасаться и тосковать…» Здесь исполняется совершенная мера Его послушания, Его самоотдачи, здесь разрушается прежде всего нравственная основа смерти, как «жала греха». Христос действительно до конца живет Божественной жизнью, Богом, как Жизнью, и вот эта Жизнь преодолевает смерть, разрушает ее, ибо смерть и есть отказ от Жизни, недостаток Жизни, распад существования, оторвавшегося от единственного источника Жизни… В смерти Христовой, потому что она сама есть не что иное, как совершенное послушание, совершенная любовь, совершенная отдача себя Богу («Отче! в руки Твои предаю дух Мой…» Лк. 23:46), совершается смерть самой смерти: «смертью смерть поправ». Священник Георгий Чистяков: Об этом в своем «Толковом Типиконе» писал проф. М. Скабалланович, подчеркивая, что для христиан первых веков Пасха была «полупечальным, полурадостным торжеством, иначе сказать – настолько же радостным, насколько печальным». Встречалась она строгим постом. Скабалланович показывает, что и сегодня богослужебный чин не противопоставляет радость печали, но синтезирует плач у Креста с радостью о Воскресшем в одно парадоксально единое целое. Пост пока не прекращается, но Пасха уже наступила.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-tolko...

125 Ст. 4: «Скраниама» – κροτψοις – вискам; слав, слово м. б. образовано от греч. κρνιον – лоб, но и санскритск. karni – висок; в евр. нет всего выражения. Ст. 6 см. РБ. 58, 157. 126 Ис. 7, 15 : «Масло и мед снесть»... Самый срок избавления Иудеи от врагов пророк исчисляет по периодам роста младенца – Еммануила: прежде чем у младенца раскрывается нравственное сознание, последует падение враждебных царств: как бы в зависимости от того, что утеснение от этих врагов будет продолжаться такой срок (несколько лет), все детство будущаго младенца должно пройти в стеснительных обстоятельствах: пищею его будет только масло и мед, продукты, даваемые и совершенно опустошенной страной. С евр. перев.: «Масло и мед будет есть, чтобы (1е) разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её» ( Ис. 7, 15–16 ). Что значит есть молоко и мед только, да еще царственному младенцу, пророк сам объясняет дальше: сказав об опустошении земли неприятелем, он прибавляет: «и будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по обилию молока, которое оне дадут (т. е. столько лишь, сколько оне дадут), будет есть масло: молоком и медом (в замен хлеба и вина; ср. далее, ст. 23: «где росло 1000 вин. лоз... будет терновник» ( Ис. 7, 23 )), будут питаться все оставшиеся в земле той» ( Ис. 7, 21–22 ) (ст. 22). Эти-то тяжелыя условия и сделают возмОжным появление в доме Давидовом Еммануила. Ис. 8, 1 : «настоят бо» (в Библии: «приспе бо»), т. е. указанная добыча предстоит. 127 Ст. 3: «С тобою начало ( ρχ – начало, власть) в день силы твоея во светлостех святых твоих»; с евр.: «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» ( Пс. 109, 3 ). Разумеется полная победа Мессии в великий день суда («день силы»). Эта победа достигается и полною готовностью, с какою участвует народ в этой священной войне. Ст. 6: «Исполнит падения» ( Пс. 109, 6 ) ( πτματα – падение, труп) – наполнит (землю) трупами. «Сокрушит главы па земли многих» ( Пс. 109, 6 ) – земле многолюдной (евр.: «на земле обширной»). Ст. 7: «От потока на Пути пиет» ( Пс. 109, 7 )... Победа будет достигнута и благодаря неутомимости Мессии, который и жажду будет утолять только мимоходом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

36 Св. Франциск и св. Клара, а с ними и другие, чувствуя себя достаточно подкрепившимися пищею духовной, мало заботились о пище телесной (103, 48). Как тело нуждается в чувственной пище, так и душа требует ежедневного наставления и пищи духовной, дабы укрепляясь ею, могла противиться восстаниям плоти и выдерживать постоянную брань, которая нам угрожает и делает нашу душу пленницею, если мы, хотя на короткое время, захотим предаться беспечности (14а, 83). 37 Дисциплина тела столь же необходима для достижения сосредоточения, как и дисциплина ума... Ни ум, ни тело не могут быть здоровыми у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов, – это психологический закон. Человек не может сосредоточить своего внимания ни на одном объекте, когда его ум отвлекается на греховные, преступные и другие порочные намерения (104, 258). 38 Недостаточна молитва , когда кто не приутруждает на ней тела своего поклонами (28, 185). «Количество пения, и в нем, воображенный от святых отец поклоны яже несть лепо презирати, ниже великому законоположнику. Количество же дненощных, бываемых в церкви поклонов суть 300, кроме полуношницы. Поклон великий, елико мощи главою до земли довести... Ибо великий, не просто глаголется великий, но есть величество: елико человек может право стоя, и, ни мало наклоняся, главою на землю поклонитися. И без некоего прибавления, еже инии скамейцы представляют себе, инии же ино что, и свою леность сим удобряют, и мнятся с правотрудившимися сравнятися во святых великих поклонех. Поклон же именуется, елико может человек право стоя поклонитися, не падая коленями, ниже главу преклоняти до земли, и се есть образ легкого поклона» (Типикон). Говоря о чине целования Евангелия на всеношной под воскресенье, М. Скабалланович замечает, что при этом делаются приступающими к целованию «малые поклоны – наклоняя голову настолько, чтобы коснуться рукою земли» (92а, 252). 39 Моисей на горе пробыл «сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие» ( Исх.34:28 ). «И [вторично] повергшись пред Господом», – пишет Моисей, – «молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа [Бога вашего] и раздражив Его» ( Втор.9:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

4. Видение Славы при реке Ховаре (гл. 1-2, 8-11). Первое видение посетило пророка в пятый день летнего месяца таммуза 592 года, за пять лет до падения Иерусалима. Оно предсказывало близкую гибель святого града, и поэтому повергло пророка в оцепенение и немоту. Только знаками он показывал людям, что ждет их далекую родину. Описывая видения, пророк, по-видимому, использовал образы, навеянные ему священным искусством Вавилона (см.: М. Скабалланович. Первая глава Книги пр. Иезекииля. Мариуполь, 1904, с. 41 сл.). Пророк создавал в своей книге как бы словесную икону, постоянно подчеркивая, что ее символы есть лишь «подобия», да и то отдаленные. Этим он хотел показать, что видения по существу трудноописуемы. Вначале, по словам Иезекииля, он увидел, как с севера несется гигантское пламенное облако («север» здесь не случаен: он издавна обозначал «местопребывание» Божества). В облаке вырисовывались четыре исполинских существа. Их сплетенные крылья поднимались над четырьмя ликами: человека, льва, тельца и орла. Они образовывали «небесную колесницу» которая несла небесный Ковчег. По мнению экзегетов, колеса (евр. офаны) Меркабы означают космические сферы, а «очи» на них — звезды. Сами же крылатые существа (херувимы) олицетворяют тварные силы, нерукотворный Ковчег Славы Господней. Обращенность херувимов на четыре страны света связана со вселенским характером Ковчега. Слава, которую несла колесница, изображена в следующих словах: А над сводом, который над головами их (херувимов), было подобие престола по виду как бы из камня сапфира, а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. (1,26-27) Что означает это видение? Оно есть продолжение того, что открыто было пр. Иеремии. Земной, рукотворный Ковчег есть лишь тень космической Божественной Колесницы. Иными словами, вся Вселенная есть Ковчег Божий, а близкая гибель рукотворного Ковчега не умалит Славу Ягве (ср. Откр 4,3-8, где храмовому богослужению противопоставлена небесная литургия).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010