Молитва к Богу о народе израильском ( Сир. 36:1–19 ) Глава 36, 1. Спаси нас, Боже всех, 2. и наведи страх Твой на все народы; 3. подними руку Твою на чуждый народ, чтобы увидели они могущество Твое! 4. Как Ты пред ними явил в нас святость Свою, так пред нами яви на них славу Свою, 5. чтобы узнали они, как мы знаем, что нет Бога, кроме Тебя. 6. Обнови знамения и повтори чудеса, 7. прославь руку Твою и правую мышцу Твою; воздвигни ярость и пролей гнев, 8. смири противника и низвергни врага. 9. Ускорь конец и назначь время, чтобы все возвестили о великих делах Твоих. 10. Яростию огня да будут истреблены враги, и притеснители народа Твоего да найдут погибель! 11. Сокруши главы начальников вражеских, которые говорят: «нет никого, кроме нас»! 12. Собери все колена Иакова, чтобы они имели наследие, как в прежние дни; 13. умилосердись над народом, названным именем Твоим, над Израилем, которого Ты нарек первенцем. 14. Умилосердись над святым городом Твоим, над Иерусалимом, местом обитания Твоего. 15. Наполни Сион великолепием Твоим и храм Твой славою Твоею. 16. Дай свидетельство первому из созданий Твоих, оправдай пророчество, изреченное именем Твоим. 17. Дай награду уповающим на Тебя, чтобы оказались правыми пророки Твои. 18. Услышь молитву рабов Твоих, по милости Твоей к народу Твоему, 19. чтобы узнали все концы земли, что Ты – Бог вечный. Живо представив перед собою все несчастия народа израильского, притесняемого языческими народами (35:19–23), премудрый обращается к Господу с горячею молитвою, в которой просит наказать врагов народа еврейского, проявив на них силу Свою (36:1–11), собрать все колена израильские под Своим водительством и вновь пролить на Иерусалим Свои милости, чтобы все живущие на земле познали, что Господь – Бог вечный, не отменяющий слова Своего, изреченного через пророков (36:12–19; первые 12 стихов по иному счету обозначаются, как 33:1–13).   1–3. Молитва премудрого начинается просьбою о спасении народа израильского и об устрашении его притеснителей. Сл.: «Помилуй ны, Владыко, Боже всех, и воззри, И наложи страх Твой на вся языки: Воздвигни руку Твою на языки чужди (Остр.: тужда), и да узрят силу Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Дух Святый укрепляет нас в любви к Богу ( Рим.8:35 ). Рожденное от плоти слабо, а рожденное от Св. Духа крепко ( Ин.3:6 ). Голос Апостольский раздался по всей земле, и слова их достигли до пределов вселенной ( Рим.10:18 ). 9, 11. Второе пришествие И. Христа на землю будет видимое, на облаках небесных ( Мф.21:30 ). 9, 12. И. Христос вознесся на небо с горы Елеонской, близ Вифании ( Лк.24:50 ). 14. И мужчины, и женщины – сонаследники благодатной жизни ( 1Пет.3:7 – 2Пет.1:3 ): посему они и дома (ст. 13) и в церкви должны молиться вместе о ниспослании духовных благ ( Мф.7:11 ), или Духа Святаго. 18. Злой человек замышляет беззаконное, но Бог, наказывая его ( Мф.27:5 ), располагает мыслями вопреки Богопротивным намерениям его. Так отпадший от служения Апостольского Иуда, предав кровь неповинную ( Мф.27:4 ), думал неправедной мздой ( Мф.26:15 ) обогатиться, но Бог и по смерти его не приняв от него цены крови, обратил оную на покупку глинистой земли, для погребения странников ( Мф.27:5–7 ); и предатель Невинного беззаконным судиям, приобрел землю крови ( Мф.27:8 ). Кто не имеет никакого милосердия к невинному, того не только Бог наказывает древом проклятия ( Мф.27:5 ; Втор.21:23 ), но и самое сие древо проклятия низвергает его с себя, чтобы разселось у него чрево, и выпали все внутренности его. 20. В домах нечестивых пребывает искореняющая потомство клятва, а домы праведников благославляются ( Сир.3:1 ). 24–20. Верующий в крайней, нужде ( Деян.1:20–22 ) и при особенном внутреннем побуждении безгрешно может просить у Бога знамения святой Его воли не Богопротивными способами ( Лк.4:17 сл.). Гл. 2. Ст. 2. Сила ветра такова, что он наполняет собою все комнаты, если только в доме есть скважины удобные для прохода дыхания: так и Дух Святый, низходя свыше, наполняет все изгибы нашего сердца чистыми, то тонкими, то бурными движениями, если только находит себе в нас какой-нибудь доступ. 2, 4. Дух (ветр) по свойству своему дышит, где хочет, и глас (дыхание) его слышишь, а силы не знаешь, как она происходит, и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа Святаго ( Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

За щедрую и обильную благотворительность она удостоилась благодати воскресения. Эту истину подтверждает нам апостол Петр. Воскресив Тавифу, он, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою , дабы показать, что Бог воскресил ее ради святых и вдовиц, для которых умершая была благотворительницей. Отсюда мы видим — 1. Сила милостыни. Она восходит к небесам и низводит на нас Божье благоволение. “ Милостыни твои пришли на память пред Богом ” (Деян. 10:4). Она выше всякой жертвы: “ милости хочу, a не жертвы ” (Мат. 9:13). Она делает Бога нашим должником: “ благотворящий бедному дает взаймы Господу ” (Прит. 19:17; Мат. 25:40 ). 2. Награда милостыни. а)  Земная. “ Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ” (Псал. 36:26). Примеры; Авраам, Иов и друг. Слезы вдовиц воскресили Тавифу из мертвых. б)  Духовная. Отпущение грехов. “ Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто ” (Лук. 11:41). “ Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ” (Мат. 5:7). в)  Небесная и вечная. “Приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие” (Мат. 25:34). Свойства истинной благотворительности “ Исполнена добрых дел и творила много милостынь ” (ст. 36). Тавифа представляет нам прекрасный образец благотворительности. Для оказания дел милосердия не нужно обладать большими богатствами; достаточно иметь хотя бы некоторый излишек сверх того, что необходимо для удовлетворения нужд наших и нашей семьи. 1. Она должна происходить от доброго и искреннего сердца, которое оказывает благодеяния с живейшей участливостью и охотой (2 Корин. 9:7 ). 2. Она должна быть оказываема с мудрой рассчетливостью. “Нужно одинаково любить всех людей, но так как вы не в состоянии благотворить всем, то оказывайте ваши благодеяния по преимуществу тем людям, которые по обстоятельствам места, времени, отношений, находятся ближе всех к вам.” 3. Она должна делать добро без огорчения, с веселым лицом, “ при всяком даре имей лице веселое ” (Сир. 35:8; 1 Пет. 4:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке; помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом. «...Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать»» (Деян 20. 35). Ветхий Завет Мц. Людмила, кнг. чешская, помогающая бедным. 1853 г. Худож. Иосиф Геллих (базилика св. Георгия в Пражском Кремле) Мц. Людмила, кнг. чешская, помогающая бедным. 1853 г. Худож. Иосиф Геллих (базилика св. Георгия в Пражском Кремле) указывает на богоугодность благотворения (Втор 16. 9-10); благотворение прямо связывается с почитанием Творца («чтущий же Его благотворит нуждающемуся» - Притч 14. 31); благотворение (милость) избавляет от смерти (Тов 4. 10; 12. 9), очищает всякий грех (Тов 12. 9; «искупи грехи твои правдою и беззакония милосердием к бедным» - Дан 4. 24); милостыня ставится в ряд с молитвой, жертвой, постом (Тов 12. 8; Ис 58. 6-7). ВЗ оттенил в существенном те стороны, какие с совершенной полнотой раскрыты в новозаветном учении. Ветхозаветное нравоучение определяло Б. как первое и неотложное дело: «...к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповеди Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья» (Сир 29. 11-15). «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» (Пс 40. 2). «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч 28. 27). В ВЗ встречаются указания на все обычные виды Б.: помощь бедному (Иов 29. 16; Лев 25. 35; Втор 15. 7-11; и др.); долг накормить голодного (Тов 1. 17; Ис 58. 7; и др.); напоить жаждущего (Притч 25. 21); одеть нагого (Тов 1. 17; Ис 58. 7); помочь больному и калеке (Иов 29. 15; 2 Мак 8. 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29. 12-13; 31. 16-17; Притч 31. 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным, странникам (2 Цар 17. 27-29; Ис 58. 7); позаботиться об узниках (Ис 58. 6; 61. 1) и т. д.

http://pravenc.ru/text/149333.html

Если же изменил, обратись опять со слезами и плачем к Отцу своему, как блудный сын, и помилует тебя; и впредь не отступай от Него — да не лишишься милости Его вовеки. 6) Помнить последние четыре: смерть, суд Христов, ад и царство небесное. Всегдашняя память и верное размышление об этом отвращает от греха. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посылает на тот век. По смерти суд Христов следует праведный, на котором слов, дел и помышлений беззаконных испытание будет, где следует или прославиться, или постыдиться. После суда того две дороги откроются: одна в ад, которой повлекутся грешники нераскаянные; другая в царство небесное, и пойдут ею праведники и святые. «Избавленные Господом придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их» (Ис.35:10). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Размышление об этом — истинная христианская философия, которая учит не природу вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать и сердце обращать от видимого к невидимому и от временного к вечному. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир.7:39). 7) Рассуждать, что кратка сладость греха, но вечная горесть последует. Грех, как совершается, несколько услаждает, но сотворенный горесть вводит, совесть уязвляет, душу оскверняет и к вечной муке ведет. 8) Пусть подлость и мерзость греха отвратит христианина от греха, ибо он есть семя и плод дьявольский, «потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). 9) Рассуждать о христианском благородстве, которое велико, высоко, превознесено и непостижимо. Быть «сыном Божиим», иметь «общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:3;3:1), быть «храмом Духа Святого и удом Христовым» (1Кор. 6:15,19) — сколь велико! Какая честь, слава и благородство больше этого может быть для человека! Вся слава и честь царей и князей уступает тому, как тьма свету. Но лишается того христианин через грех. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство — для внешнего взгляда ученики Христовы составляют небольшую группу людей, слабую и беспомощную перед лицом опасности (ср. Мф 10:16: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; Деян 20:28–29; 1 Пет 5:2–3), призыв отбросить страх см., например, в 1:13,30; 5:10; в ВЗ — Быт 50:21; Тов 4:21. Ветхозаветный прототип образа стада и пастыря можно усмотреть в Зах 13:7. Те, кто решил во всем доверять Богу и живет надеждой на Его Царство, получают заповедь нового отношения к земному богатству: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Сокровище ( qhsaurTj) неоскудевающее означает или содержимое небесных вместилищ неветшающих, или то же, что и вместилища, то есть ‘сокровищница’. О том, что раздавать милостыню означает запасать себе богатое сокровище, см. Тов 4:7–11; Сир 29:11–16. Пришествие Сына Человеческого (12:35–48) Освободившись от бремени чрезмерных забот о мирском благополучии через веру в отеческое Божие попечение и надежду на наступление Царства, ученики не должны поддаваться искушениям самонадеянности и лени, но разумно использовать время своей земной жизни для служения Богу и быть всечасно готовыми встретить пришествие Сына Человеческого. Поучение иллюстрируется двумя притчами. В первой из них сказано, что рабов, которых господин, придя, найдет бодрствующими, ожидает невероятная награда, о которой они не могли мечтать: сам господин станет служить им. Вторая притча содержит предупреждение тем, кто не готов к приходу Сына Человеческого: их постигнет ущерб, как хозяина дома, который не подозревал о приходе вора. На вопрос Петра, к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Иисус отвечает, что Его слова обращены в первую очередь к тем из учеников, кто наделен пастырской ответственностью за других: они подобны домоправителю, которого господин поставил над слугами своими, и их награда или осуждение зависят от того, насколько добросовестно они исполняют его волю. По мнению Иеремиаса, притчи были обращены к народу и к противникам Иисуса, и их первоначальный смысл — призыв к покаянию перед скорым наступлением эсхатологической катастрофы.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Разделы портала «Азбука веры» Всемогущество — существенное свойство Божье, проявляющееся в том, что Бог может совершать всё, что хочет, когда и как хочет, причём, без малейшего затруднения никто и ничто не в силах препятствовать Его действиям. Всемогущество Божие обнаруживается, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что между волеизъявлением Божьим и связанным с ним Божественным действием нет хронологически измеряемого промежутка: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ). Всемогущество Божие проявляется как на небе, таки на земле. Он – не только Творец мира, но и Его Царь, Вседержитель. Он по Своему усмотрению располагает Своим творением ( Иер.27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс.32:6,9 ). Он властвует над силами, проявляющимися в мире природы и в социальном пространстве ( Пс.64:8 ). Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» ( Пс.113:4; 143:5 ), превращает пустыни в источники вод ( Пс.106:35 ), реки в пустыню, источники вод в сушу ( Пс.106:33 ). От Его взора трепещут горы и основания земли ( Сир.16:19 ). Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). «Бог творит все, что хочет» ( Пс.134:6 ). «Он делает, чего хочет душа Его» ( Иов.23:13 ). «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» ( Иер.32:27 ). В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Если Бог всемогущ, то почему иногда утверждается, что Он что-то не может? Учение о всемогуществе Божьем выражено в Священном Писании со всей определенностью ( Иов.42:2 ). Вместе с тем Книги Писания содержат выражения, как будто бы противоречащие этому учению. Так, например, о Боге утверждается, что Он не может проявлять Себя как несправедливый ( Иов.34:10 ), не может отречься Себя ( 2Тим.2:13 ) и т. п. Против учения о Божественном всемогуществе выдвигались такие, порожденные отрицательной критикой вопросы, ответы на которые должны подтвердить его ложность или, по крайней, заставить верующих усомниться в его истинности. К числу таких вопросов принадлежат: может ли Бог умереть?, может ли Он создать такой камень, который не сможет поднять?, может ли, наконец, совершить невозможное (сделать то, что не может)?

http://azbyka.ru/vsemogushhestvo

22. Сократ: Откровенность словно зрелые плоды: дает сладость в свое время. 23. Евсевий: Враг, говорящий правду, всегда предпочтительнее, чем друг, который стал таковым из благодарности. Слово 32-е. О трудолюбии 1. Ин. 5, 17 : Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 2. Деян. 20, 34–35 : Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых. 3. Прем. 3, 15 : Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен. 4. Сир. 51, 38 : Делайте свое дело заблаговременно, и Он в свое время отдаст вашу награду. 5. Свт. Василий Великий : То, что трудом приобретено, то с радостью принимается и старательно сохраняется. Но тем, что легко добыто, пренебрегают. 6. Что из доброго легко достается? Кто, будучи спящим, воздвиг монумент? Кто из изнеженных и веселящихся был увенчан наградами за благочестие? Тот, кто не бежит [на состязании], не получает награду. Славу приносят труды, венцы доставляют усилия. 7. Свт. Григорий Богослов : Благороднее любомудрие, [добываемое] в страданиях: как железо холодом, так и оно закаляется опасностями. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Обычно люди во всем приобретают полезное через труд и тяготы. 9. Филон: Кто бежит от труда, тот бежит и от блага; кто же терпеливо и мужественно переносит непереносимое, поспешает к блаженству. 10. Исократ: Чтобы перенести молву недоброжелателей, упражняй себя добровольным трудом. 11. Каркин: Никто похвалу наслаждениями не приобретает, Никакой легкомысленный муж не славен. Но лишь труды рождают мужество. 12. Филисций: Невозможно, о глупец, чтобы не трудившиеся с беззаботностью получали то, что [принадлежит] трудящимся. 13. Евагрий: Бессмысленно стремиться к почестям, а от трудов, которые приносят почести, бежать. 14. Плутарх: Как [телесному] органу [чередование] расслабления и напряжения приятно, так и в жизни. 15. Никий: Этот настолько много трудился, что часто спрашивал домашних, умылся ли он, позавтракал ли. 16. Архимед: Оттаскивая силой от доски прильнувшего к ней Архимеда, ухаживавшие за ним говорили: «Он и на умащенном мазями теле рисует схемы».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

5) кто нераскаянным остается до самой смерти; 6) кто завидует милости Божией у ближнего своего. Пояснения: I. Люди дерзостно уповали на милосердие Божие перед всемирным потопом; постоянно мерзко грешили и думали, что Бог их не покарает. II. В милосердии Божием отчаялся Иуда. Когда он предал Спасителя, то думал, что ему не может быть прощения, и в отчаянии повесился. Лучше ему было бы, если бы сокрушался о своей измене и покаялся, потому что милосердие Божие безгранично к грешникам, которые искренно каются. III. К спасительному напоминанию имел затвердевшее сердце Каин, потому он пренебрег, когда Бог предостерегал его. Такое же сердце было и у египетского фараона в отношении к словам Моисея. IV. Познанию правды противились законники и фарисеи во время служения Спасителя. Они видели, что Спаситель святой жизни, делает всем добро, совершает чудеса; о Нем, как об обещанном Искупителе (Мессии), было пророками предсказано, но они всецело противились очевидной правде и Спасителя за Мессию не признали. V. Нераскаянным остался до конца разбойник, который был распят по левую сторону Спасителя. 764. Какие грехи вопиют к небу? Вопиющие к небу грехи суть: 1) умышленное убийство человека; 2) притеснение бедных людей, вдов и сирот; 3) незаконное удержание или снижение платы. Пояснения: I. Когда Каин убил своего брата Авеля, сказал ему Бог – «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт.4:10 ). II. В книге Сираха говорится, что слезы, которые льются из глаз притесняемой вдовы, с ее лица, доходят до неба и вопиют к Богу на утеснителей ( Сир.35:15, 18–19 ). III. Апостол Иаков в своем Послании говорит скупым богачам: «Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:4 ). 765. Когда мы грешим чужими грехами? Чужими грехами мы грешим тогда, когда сознательно побуждаем другого к совершению злого дела. Пояснения: I. Иродиада совершила такой грех, когда сказала своей дочери, чтобы она просила у Ирода главу Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

7–8. Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас свой Вышний, подвижеся земля. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль. Возшумели – взволновались народы, как воды морей, уклонишася, точнее – подвиглись, заколебались царства, составляемые этими народами, как приморские скалы (ст. 4). Но Вышний дал свой глас – как бы гром, и подвиглась, затрепетала земля от этого гласа гнева Его... Так стало очевидно, что Господь силе с нами – с народом Израильским, что заступник наш от этих взволнованных, мятущихся народов, есть Бог Иакова, т. е. народа Израильская, который весь, как потомство и одно семейство, назывался именем этого патриарха – Иаков или Израиль. 9–10. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Что Господь сил в союзе со своим народом (ст. 8), это очевидно. – «Приидите и видите дела Господа, говорит псалмопевец, обращаясь к сомневающимся: это – чудеса, которые Он положил или совершил на земли – в собственной Своей земле, именно в Палестине, где Он избрал и освятил место селения своего (ст. 5–6). Господь совершил эти свои дела – чудеса, отъемля брани или прекращая войны до конец земли – до крайних пределов земли Своей, иначе – совершенно прекратив войну: Он сокрушал луки, ломал оружие – мечи и копья, а щиты, сделанные из дерева и обтянутые кожей, сожигал огнем; таким образом, Он совершенно обезоруживал врагов народа своего – Иакова и, очевидно для него и врагов его, был его помощником (ст. 1 и 8). Избавление земли Израильской от врагов псалмопевец называет чудом, несомненно, потому, что своим войском народ не мог бы отразить такого врага (ср. Сир.48:21–24 ). Вероятно, псалмопевец имеет в виду грозное нашествие на Иерусалим полчищ Ассирийского царя Сеннахирима в четырнадцатый год Иудейского царя Езекии. В виду столь грозного и сильного врага, Езекия принял большие меры защиты Иерусалима, собрал своих военачальников на площадь у городских ворот и, ободряя их, говорил: «с ним (Сеннахиримом) мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам, и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии... И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу». В ответ на молитву царя и пророка Господь сказал: «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» ( 4Цар.19:34 ). И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых, и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского... Ангел Господень поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали по утру и вот все тела мертвые» ( 4Цар.18:13; 19:35 . 2Пар.32:20–21 ). – Без сомнения, трупы этих погибших сожигались вместе с их одеждами и вооружением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010