Ибо в Законе написано: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12) и: кто злословит отца своего или матерь свою — смертию да умрет (Исх. 21:16). Так же и Исаия: Еда глаголет отцу: что родиши; и матери: что чревоболиши? Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя (Ис. 45:10; 48:4). Другой же: Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей [Col. 1768] будет услышан (Сир. 3:5). И опять же: благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания домá (Сир. 3:9). И Апостол: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием (Еф. 6:1-2). И еще: дети прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие прекрасно и угодно Богу (1 Тим. 5:4). И Приточник: Сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорливый в погибель будет (Притч. 13:1). И опять-таки: Злословящему отца или матерь угаснет светилник (Притч. 20:20). И еще: Иже отвергает отца или матерь и мнится не согрешати, сей сопричастник есть мужу нечестиву (Притч. 28:24). То же и Господь к фарисеям: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог сказал: почитай отца своего и мать свою и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою (Мф. 15:2-6; Мк. 7:9-13). Но всего этого достаточно, чтобы доказать, что мы должны с признательностью воздавать родителям нашим. Но должно не быть в неведении, что это требуется от нас не только по отношению к родителям нашим по плоти, но и отцам нашим духовным мы должны воздавать большую честь и почтение, чтобы через них мы унаследовали благословение Божие. Ибо и они не меньше трудились и заботились о нас, а скорее — и гораздо более. Потому что те — по плоти, эти же — духовно нас рождают. И этому не только словом, но и делом Господь нас научает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Имеешь ли ты дочерей, соблюди чистоту их тела, и не показывай им лица веселого (7:26). Если у тебя сыновья, старайся воспитать их хорошо, и из детства преклоняй выю их (7:25). Любящий сына своего, часто наказывает его, дабы он выросши мог быть ему в радость (30:1). Неукрощенный конь бывает свиреп; а сын самовольный дерзок будет (8). Не смейся с ним, дабы после не плакать от него (10). Наклоняй выю его, пока он молод; нагибай спину его, пока он мал, дабы он не сделался жестким и непокорным (12). Сын мой, не обязывайся множеством дел; ибо приняв на себя многое, не будешь без вины. Если погонишься за всем, не успеешь всего обнять; если и побежишь вперед, не выбьешься (11:10). Имя доброе лучше, нежели богатство великое; и благоприятство лучше серебра и золота ( Прит.22:1 ). Приглашай к столу своему людей честных. Много имей приятелей, живущих с тобою в мире: но советника одного выбирай из тысяч. ( Сир.9:22, 6:6 ). Если ты хочешь иметь друга, испытай его прежде, и не тотчас вверяйся ему; ибо есть друзья, которые только во время для них нужное будут обращаться с тобою, а во время скорби оставят тебя. Есть друзья, переменяющиеся во врагов, которые, поссорившись с тобою, из ненависти, откроют такие вещи, кои не принесут тебе чести. Есть друзья, которые любят только стол твой, а во время скорби твоей не останутся с тобою (7–10). Друг верный – кров крепок; кто нашел его, нашел сокровище. Другу верному цены нет; и доброта его верности перетянет золото и серебро (14:15). Не оставляй друга старого; ибо новой друг не сравняется с ним (9:12). Не говори другу: поди теперь и приходи после, завтра я дам тебе нужное, ежели можешь дать сейчас ( Прит.3:28 ). Охотно теряй серебро твое для брата и друга, и не дай оному заржаветь под камнем тебе на погибель ( Сир.29:13 ). Не покидай друга за то, что он медлит отдавать тебе деньги, и не презирай любезного брата ради золота (7:20) (По Вульгате). Не разглашай худого ни о друге, ни о враге твоем; и не открывай оного, ежели не будет в том греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Давать в долг надлежит, особенно единоверцам и сонаследникам-братьям, как и Закон повелевает, когда говорит: дай взаймы(Втор. 15:8) брату своему, то есть подзаконному. Чужому же, то есть беззаконному, не давай взаймы. Так говорит Закон. Говорит же и Приточник: Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляй руку свою соблюдает заповеди. И: Даждь взаим искреннему во время требования его (Притч. 29:1-2). И: не обрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися и заутра дам (Притч. 3:27-28). К ним близок и Псалмопевец, который увещевает, говоря: Благ муж щедря и дая (Пс. 111:5); и: Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет (Пс. 36:26). И опять:Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает (Пс. 36:21). Следует же знать и цель [повеления] Божественного Писания, что давать в долг повелевается вместо [того, чтобы] оказывать милость ближнему, как написано: Заповеди ради заступи нищего, и по нищете его не отврати его тща. Погуби сребро брата ради (Сир. 29:9-10). И опять-таки: коль красна милость во время скорби! (Сир. 35:24). [Col. 1465] Помоги сотелеснику твоему, и ты будешь иметь его во время Воскресения свидетелем твоего сострадания, а не стенающим в укор тебе. Ведь это небесполезно. Посему не будем бесчеловечными из-за золота, серебра и ароматов, ржавчина и моль которых будут свидетельствовать против нас. Выслушаем апостола Павла, говорящего:раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:8); и: В нуждах святых принимайте участие (Рим. 12:13). Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:14). Говорит же и пророк Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему(Зах. 7:9). Иоанн же: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17). Им последуя, Промыслитель спасения нашего Господь повелевает, говоря: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Откровение говорит также об участии Премудрости в творении мира и о Ее соучастии в делах Божественного Промысла. В Книге Притч Премудрость говорит о Себе: я была при Нем (при Боге) художницей во время творения мира и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его ( Притч.8:30 ). В Прем.7:21 Она также названа художницею всего. В Прем.9:9 прямо говорится о соучастии Премудрости в творении мира: С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими. Кроме того, Премудрость есть чистое зеркало действия Божия... Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет ( Прем.7:26–27 ). В десятой главе Книги Премудрости приводятся многочисленные примеры участия Премудрости в делах Промысла. Нетрудно заметить, что характеристики ветхозаветной Премудрости во многом совпадают с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личное бытие, теснейшее единство с Богом, происхождение от Бога посредством рождения, предвечность бытия, соучастие в творении и в делах Промысла, всемогущество (может все). Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои поучения строит по образу высказываний ветхозаветной Премудрости. Например, Премудрость говорит о Себе: Я – как виноградная лоза, произращающая благодать ( Сир.24:20 ). Господь Иисус Христос в Новом Завете также говорит: Я есмь истинная виноградная лоза,.. Я есмь лоза, а вы ветви ( Ин.15:1, 5 ). Премудрость говорит: Приступите ко мне ( Сир.24:21 ), и Господь также призывает: Придите ко мне все труждающиеся и обремененные... ( Мф.11:28 ) 319 . В-третьих, Сын Божий в Ветхом Завете может именоваться «Слово» 320 . Это наименование встречается в Псалмах: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их ( Пс.106:20 ). На Лицо Сына и Его отличие от Отца указывают также и ветхозаветные мессианские пророчества: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Помышляли в сердцах своих (Мк. 2, 6; Лк. 3, 15). Даруй же рабу Твоему сердце разумное (3 Цар. 3,9). Мудрость войдет в сердце твое (Притч. 2,10). Не уразумели этого сердцем (Ис. 42, 25). Вы знаете всем сердцем вашим (Нав. 23,14). Бродят помыслы в сердце (Пс. 72, 7). Мудрость почиет в сердце разумного (Притч. 14,33). Безумие в сердце их (Еккл. 9, 3). Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать (Ис. 32,4). Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания... Речей разумного будут искать в собрании и о словах его будут размышлять в сердце (Сир. 21, 17-20). Он дал им (людям) смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения (Сир. 17,5). Да откроются помышления многих сердец (Лк. 2,35). Для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24,38). Остановимся на последнем тексте. Как эти мысли входят в сердца ваши? откуда входят? Если входят в сердце, то, значит, не рождаются в нем. Конечно, Писание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только мышлении, но и во всех психических процессах. В приведенных выше словах иноков Каллиста и Игнатия, святителей Василия Великого и Григория Богослова пророчества и видения объясняются благодатным воздействием Духа Святого на ум пророков, а умственные процессы происходят в мозгу. Да, конечно, но только мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается. Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозги оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами - значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

10. Свт. Игнатий Богоносец : Если я и стал сильным по Богу, то мне более подобает бояться и быть осторожным с теми, кто необдуманно меня надмевают: ибо хваля меня, меня же бичуют. 11. Климент Александрийский : Охотники охотятся на зайцев с помощью собак, а многие на неразумных – с помощью похвал. 12. Воскурение ладана – богам, похвалу – благим воздавать следует. 13. Исократ: Верными считай не тех, кто хвалит всё, что ты сделаешь или скажешь, но тех, кто порицает прегрешения. 14. Мосхион: Если желаешь научиться хорошо слушать, учись хорошо говорить. Старайся поступать прекрасно, и тем самым принесешь плод прекрасного слушанья. 15. Полиэн: Присутствующего не порицай и не хвали, ибо одно принесет вражду, другое же – лесть. 16. Кипселл: Живых – хвали, умерших – ублажай. 17. Антаген: Этот сказал: «Когда меня хвалят многие, тогда считаю, что я ни в чем не являюсь достойным, когда же немногие, тогда считаю себя дельным человеком». Слово 44-е. О красоте 1. Мф. 6, 28 : Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. 2. 1Тим. 2, 9 : Желаю, чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою. 3. Притч. 6, 25 : Да не победит тебя добро ты 27 похоть, ниже уловлен буди твоима очима. 4. Сир. 11, 2 : Не хвали человека за красоту его. 5. Сир. 26, 22 : Красота лица… в зрелом возрасте. 6. Свт. Василий Великий : Сегодня цветет телесно, утучнен от наслаждений, сообразно с цветущим возрастом имеет свежую доброцветность, бодр, развязен, неудержим в стремлении; а завтра он же самый жалок, или увянув от времени, или ослабев от болезни. 7. Свт. Григорий Богослов : Золото и драгоценные камни, прекрасные произведения искусств и рукоделия некрасивую [женщину] изобличают своим соседством, а красивой ничего не прибавляют, уступая красоте. 8. Красотой считай благоустроение души. 9. Как пламень по истреблении им вещества не сохраняется, но угасает вместе с тем, что горело, так и страсть сия не продолжается после того, как увянет воспламенившее ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

1. Втор. 5, 13 ; Лев. 18, 19 : Почитай отца твоего и матерь твою, люби ближнего твоего, как самого себя. 2. Кол. 3, 20 : Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. 3. Сир. 3, 12–15 : Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. 4. Сир. 7, 29 : Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? 5. Свт. Василий Великий : Благоразумные дети великую похвалу отцам воздают. 6. Свт. Григорий Богослов : Сделаешь добро, если будешь по-доброму повиноваться отцу, и даже если тебе не будет от этого никакой выгоды, награда уже в том, что ты порадовал отца. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Как раб трудись для родивших тебя, ибо что воздашь им за то, что они сделали тебе? Ведь родить снова сам себя не сможешь. 8. Отцы, не заботящиеся о благонравии и целомудрии своих детей, становятся детоубийцами и даже хуже их – настолько, насколько хуже погибель и смерть души, [чем тела]. 9. Св. Кирилл : У христиан первая добродетель – благочестие, чтобы чтить родителей, воздавая трудами родившим их, и прилагать все силы для их покоя. Но даже если и большее им воздадим, в ответ родить их мы не в силах. 10. Необходимо, чтобы дети уступали отцам; но когда подвергается гонению слово истины, да почитается Бог, и пусть Его дело побеждает естественную силу семейной любви. 11. Филон : Бога никто не может чтить достойно, но только праведно; так же и родителям мы не можем воздать равную благодарность, ведь не можем родить их в ответ. 12. Аристотель : Сыну подобает быть рабом или слугой своему отцу, ибо он по природе раб отцу, а отец – раб закону. 13. Исократ : Заботься о своих родителях так, как ты хотел бы, чтобы о тебе заботились твои дети.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

1. Мф. 5, 19 : Аминь глаголю вам… кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 2. Иак. 1, 19; 3, 2 : Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. 3. Притч. 23, 9 : В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. 4. Сир. 21, 19 : Речь глупого – как бремя в пути, в устах же разумного находят приятность. 5. Сир. 8, 9 : Не презри повести премудрых и в притчах их живи. 6. Свт. Василий Великий : Как бы несоразмерностью речи не сделать нам бесполезным трудолюбиво сочиненное. Рассудок, не имея сил охватить всё разом, подвергнется тому же, что терпит чрево, при излишестве насыщения не способное переварить предоставленное ему. 7. Напротив того, знаем, что лучше другим, искуснейшим вручить бразды правления над собой, нежели быть несведущими правителями других, что лучше приклонять благопокорное ухо, нежели двигать ненаученный язык. 8. Свт. Григорий Богослов : Безгласное дело лучше неисполненного слова. Никто не бывал уважаем без [достойной] жизни, Но многие – без суетной словесной трескотни. Либо не учить, либо учить примером. Болтать непристойности бесчестнее, чем слушать. 9. Свт. Иоанн Златоуст : Ученики с особенной ревностью подвизаются о благе тогда, когда их учителя подают им примеры. 10. Небезопасно слушание, когда не бывает дополнения посредством дел. 11. Есть знание без слова и есть знание со словом. Ибо есть многие, знание имеющие, а слова не имеющие. 12. Преп. Нил: Излишне всякое слово к исправлению, когда направленное к худшему рвение слушающих располагает их против высказываемого в наставление. 13. Дидим: Тогда достигнет своей цели учитель и будет убедителен в речах, когда будет учить своими делами, в соответствии с тем, как и Иисус делал и чему учил от начала ( Деян. 1, 1 ). 14. Исократ : Тела соразмерными трудами, а душа усердными учениями возрастают обыкновенно. 15. Демокрит : В зеркалах – внешнего облика, в беседах – души отражение видится.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

2. Еф. 4, 25 : Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 3. Притч. 9, 12 : Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими. 4. Сир. 27, 9 : Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней. 5. Сир. 34, 4 : От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? 6. Свт. Василий Великий : Ни в судебных, ни в других каких делах ложь не полезна тем, которые избрали правый путь и истину в жизни. 7. Свт. Григорий Богослов : Истина – одна, ложь – множественна. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Правда не нуждается ни в какой помощи; но даже если бы ее стали подавлять десятки тысяч, она не только бы не исчезла, но и через этих старающихся ей повредить стала бы славнее и выше, посмеявшись над ними, напрасно бьющими самих себя. 9. Евагрий: Замалчивать правду – то же, что закапывать золото. 10. Преп. Исидор Пелусиот : Ложь в первых словах сказанного имеет бо льшую веру, чем истина, открытая во втором слове. 11. Севериан Габальский : Ложь, если желает, чтобы ей поверили, утверждается на основании мнимой правды, иначе ей не поверят. 12. Фалес: Фалес Милетский, спрошенный кем-то о том, насколько отличается ложь от правды, ответил: «Насколько глаза от ушей». 13. Плутарх: Равное – весами, а истина философским разумом познается. 14. От дороги и от истины трудно уклониться в сторону. 15. Харикл: Ибо и ложь иногда хороша, когда полезна говорящим и ничем не вредит слушающим. 16. Герин: Насколько солнечный свет не может видеть больной и немощный глазами, настолько, и даже более, истину не может видеть слабый и немощный разумом. 17. Из Эпиктета и Исократа: Да не будет ничего почетнее истины, даже выбор дружбы, не свободный от пристрастий, которыми запутывается и затемняется справедливость. 18. Эзоп: Эзоп, спрошенный, какая польза лгущим от лжи, ответил: «Если и истину говорят – им все равно не верят». 19. Платон: Платон самым сладким называл слышание истины. Полемон же считал, что намного слаще, чем слышать истину, изрекать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

37. Фокион : Фокион имел обыкновение так говорить Антипатру: «Не можешь быть мне [одновременно] и другом, и льстецом». Слово 12-е. О богатстве, бедности и сребролюбии 1. Мф. 19, 24 : Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 2. 1Тим. 6, 17 : Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения. 3. Иов. 20, 15 : Богатство неправедно собираемо изблюется. 4. Притч. 19, 1 : Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами. 5. Еккл. 10, 19 : За все отвечает серебро. 6. Сир. 31, 1 : Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон. 7. Сир. 13, 26, 28 : Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправдали его. Заговорил богатый, – и все замолчали и превознесли речь его до облаков. 8. Свт. Василий Великий : Бедность вместе с истиной для благоразумных предпочтительнее всякого наслаждения. 9. Не бедность позорна, но [позорно] не переносить бедность благоразумно. 10. Разум, порабощенный сребролюбием, есть весы, которые на одной чаше перевес имеют. 11. Свт. Григорий Богослов : Всего непоколебимее человек неимущий. Он обращен к Богу и на Него одного взирает. 12. Погибнет богатый, если не будет помогать бедным. 13. Лучше бедность, [чем] неправедное состояние. Так же и болезнь – чем не на добро отменное здоровье. 14. Тяжко быть бедным, но хуже быть богатым и злым. 15. Свт. Иоанн Златоуст : Сколь велико достоинство бедности! Бога становится лицом. В бедности скрывается Бог , и бедный протягивает руку, а приемлет [милостыню] Сам Бог. 16. Как от переедания появляется воспаление, из воспаления рождается горячка, а из нее затем часто – смерть, так и от преизбытка имущества и богатства рождается высокомерие. Так же, как на телах – воспаление, так и в душе – высокомерие. 17. Затем из него обычно следует вожделение к неприличным [делам]. 18. Свт. Григорий Нисский : По-доброму владеть малым почетнее, чем владеть дурно многим.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010