Вот молитва не тщеславная, не рассеянная умом, совершается во глубине сердца! Но вот еще учит Он молитве немятежной, вполне безмолвной: а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо думают они, что во многоглаголании своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде вашего прошения ( Мф.6:5–8 ). Можно часто призывать Бога и без всякой пользы, умножать моления и не быть услышанным. Видим мы людей, подолгу молящихся (Ср. Мк.12:40 ), и однако Господь говорит о них: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в Царство Небесное ( Мф.5:20 ). Ибо сказано: и молитва его да будет в грех ( Пс.108:3 ); Господь не извинит того, кто имя Его произносит напрасно (Ср. Исх.20:7 ). Ибо свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). «Все мы молимся, – как говорит Иоанн Златоуст , – но не все пред Богом. У кого тело лежит на полу, а душа скитается по земле, уста бессмысленно произносят слова, тот, можно ли сказать, что произносит Богу молитву свою? Многие, приходя в церковь , произносят тысячи стихов и выходят, не зная, что говорили. Если сам ты не внимаешь молитвенным словам своим, то как хочешь, чтобы Бог внял тебе?» Да и что значат одни слова пред Испытующим сердца и утробы? Говорить одно, а в мыслях держать другое свойственно одним лукавым людям; но что успеет лукавый пред всеведущим Богом? Потому, когда стоишь на молитве, то знай, что стоишь пред Богом, и каждое слово твое есть слово к Богу, и не буди яко человек, искушаяй Господа ( Сир.18:23 ). Как Моисею не дозволено было приступить к купине, где был Господь, покуда не иззует сапоги от ног ( Исх.3:5 ), так и тебе беседовать с Богом, пока не отрешишься от земных помышлений. И пред земным владыкою говорить без внимания не безопасно; тем более пред Тем, Кого трепещут херувимы. Потому Писание учит: прежде, даже не помолишися, уготови себе ( Сир.18:23 ), – оставь позади себя все земное, взойди умом на небо, отстрани от себя и невидимую тварь и предстань пред Седящаго одесную Отца, – Ходатая Бога и человеков, человека Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Где возьмем силу, чтобы прославить Его? ибо Он превыше всех дел своих... Прославляя Господа, превозносите Его, сколько можете, но и затем Он будет превосходнее; и, величая Его, прибавьте силы: но не трудитесь, ибо не постигнете. Кто видел Его, и объяснит? и кто прославит Его, как Он есть?» ( Сир.43:29–34 ). Но изображая с такой силой невозможность для человека постигнуть Бога, каким Он есть в Себе, Сирах не исключает этим возможности познавать Его таким, каким Он является в делах своего творения. Указывая на эти дела, он убеждает всех видеть и познавать в них все сотворившего Господа ( Сир.43:5–36 ). Таково же учение об этом и новозаветного откровения. Апостол Иоанн учит: «Бога никтоже виде нигдеже»(никогда – πποτε) ( Ин.1:18 ). Ту же мысль о непостижимости Божией повторяет и ап. Павел с пояснением, почему нельзя зреть самого существа Божия. Бог, говорит он, «во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может»( 1Тим.6:16 ). Причина, почему никто из людей никогда не мог и никогда не будет в состоянии зреть Бога, заключается в том, что Бог обитает в свете неприступном, т. е. такого рода области бытия и жизни, которая стоит далеко выше пределов разума человеческого, куда, поэтому, вовсе не в силах проникнуть взор его, подобно тому, как зрение глаза не в состоянии проникнуть во внутреннюю область солнечного света. Но это не значит, чтобы Бог был совершенно сокрыт и недоступен для нас. Будучи невидим и недоступен в Своем существе, он являет Себя людям, по мере их приемлемости, в разного рода видимых откровениях естественного и сверхъестественного характера. «Разумное Божие (γνωστν το θεο, т. е. что можно знать о Боге), – говорит ап. Павел, – яве есть в них (т. е. язычниках), Бог бо явил есть им: невидимая бо Его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество...» ( Рим.1:19,20 ). Тот же апостол в послании к евреям пишет: «Многочастне (πολυμερς – в разные периоды времени), и многообразне (πολυτρπως – в разных видах) древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне» ( Евр.1:1 ), который, по выражению ап. Иоанна, как «сый в лоне Отчи», Его исповеда ( Ин.1:18 ). Потому-то мы, хотя не можем познавать Бога в самом Его существе, но можем познавать Его так, как Он является нам в своих откровениях. И этого рода познания, при условиях настоящей нашей жизни, вполне достаточно для нас ( Ин.17:3 ), хотя само в себе это познание не есть полное и совершенное. Ибо мы теперь, по слову ап. Павла, познаем Бога не всецело, а только отчасти, точно так же, как и видим Его не лицом к лицу, а «якоже зерцалом (δι σπτρου) в гадании» ( 1Кор.13:9,12 ), т. е. не в Самом Его существе, а только в отображаемом Им в духе нашем и во всем мире образе, по которому мы только отчасти и гадательно можем судить о самом Его существе. § 39. Учение Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Итак, или это надобно сказать, или то, что он внушает подающим милостыню вступать в тесный союз с приемлющими, подавать не просто и без участия, но с состраданием, милосердием, сокрушением и соболезнованием к нуждающимся. Для того именно Бог и заповедал (подавать) милостыню; Бог мог питать нищих и без этого; но, чтобы соединить нас любовью и внушить нам пламенную привязанность друг к другу, Он повелел нам питать их. Потому и сказано в одном месте: " слово — лучше, нежели даяние " (Сир.18:16); и еще: " не выше ли доброго даяния слово? " (Сир.18:17), и сам (Бог) говорит: " милости хочу, а не жертвы " (Мф.9:13) Люди обыкновенно питают любовь к тем, кому они благодетельствуют, и облагодетельствованные бывают искренно расположены к благодетелям; потому (Бог) и дал такую заповедь, чтобы устроить между ними союз любви. Но вот вопрос: если Христос назвал то и другое совершенством, то как (апостол) говорит, что без любви это – не совершенно? Он не противоречит Христу, – да не будет, – а напротив говорит совершенно согласно с Ним. И (Христос) не просто сказал богатому: " продай имение твое и раздай нищим " , но прибавил: " и следуй за Мною " . А следование за Ним ничем так ясно не обнаруживается в учениках Христовых, как взаимной любовью: " По тому " , говорит Он, " узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин.13:35). Равным образом слова Его: " кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее " ; и еще: " всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным " , – означают не то, будто это не приобретается любовью, но указывают на награду, уготованную за такие подвиги. А что действительно, кроме мученичества, (Христос) требовал и этого, весьма ясно видно из следующих Его слов: " чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься " , т.е. примете мученичество и будете убиты за Меня; " но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую " , не в том смысле, будто кто-нибудь сидит по правую и по левую сторону Его, но в смысле высочайшей чести и славы, – " не от Меня [зависит], но кому уготовано " (Мф.20:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Когда Савл, предав себя воле Божией всецело, вопросил: Господи! что повелишь мне делать? – не затруднил его Господь непосредственными Своими приказаниями во всех подробностях и не послал ему тотчас Духа премудрости, но как ученика послал его к Анании, сказав: …встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9, 6). Анания был достовернейшим изъяснителем воли Божией Павлу, подобно тому как святой Петр – Корнилию сотнику (см.: Деян. 10). Отсюда открывается Божие благоволение открыть Свою волю человеку через другого человека. А потому нам не должно пренебрегать добрыми наставлениями других: У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным (Тов. 4, 18); последовав этому, не раскаешься. Душа человека правдивого иногда более скажет (объяснит), нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине (Сир. 37, 18–19). Пребывай в дружбе с мужем правдивым, имеющим в себе страх Божий: он своей душой будет по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою. При всем этом держись совета сердца твоего; ибо нет никого для тебя вернее его (Сир. 37, 16–17). Для разрешения своих сомнений, как поступить согласно с волей Божией в том или другом деле, проси совета и вразумления у своих духовных отцов и начальников, которым мы поручили свою совесть и всю нравственную деятельность своей жизни. В общем, обращайся за разрешением своих недоумений ко всем предержащим властям, воля которых, исключая волю на дела греховные, есть воля Божия. Все, что они советуют, кроме греха, мы должны принимать как переданное через них Самим Богом и должны исполнить. Таким образом разрешали недоумения все желавшие и стремившиеся непогрешительно следовать воле Божией; они вопрошали старейшин, принимали их добрые и полезные советы: Остановитесь на путях своих , то есть обратите все ваше внимание на дела свои, – говорит Господь через пророка Иеремию, – и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой и утешение душам вашим (Иер. 6, 16).

http://pravoslavie.ru/94570.html

Научимся же и мы, гнушаясь этого дела, говорит: «Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял». А чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что клевета нисколько не содействует истине, обрати внимание на само название ее, рас­сматривая в связи с ним последующее слово. Клевета есть учи­тель обвинения, а слово «тайно» указывает на ложь и постыдность этого дела. Когда дело касается истины, то следует обличить в лицо и со смелостью соединить мир; если же тайно, значит – ты приносишь ложное обвинение, возбуждая против ближнего злое подозрение и не бу­дучи в состоянии обличить его в том, что ты возводишь на него. Поэтому, хорошее дело – прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враж­дебной к ближнему из-за клеветы. Итак, «Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял ; со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел». А что гордость ненавистна и самому Богу, послушай, что говорит Писание: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). И в другом месте: «гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих» ( Сир.10:7 ). И: «что гордится земля и пепел?» ( Сир.10:9 )? И во многих местах ты найдешь, что гордость мерзка и весьма ненавистна. Так и здесь говорит: «со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел», так как гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил себе ее, но и для того, кто не надолго разделяет ее. Жадного, несытого сердцем, про­рок поставил рядом с гордым, так как душевное расположение обоих одно и то же – и возносящегося над ближним, и жадного по отношении к ближнему. 5. Итак, хорошо, братие, нам отложить гордость и приобрести смирение, чтобы услышать не: «возвышающий сам себя, унижен будет», но: «унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ). Хорошо укрепиться вместе с тем и в воздержности и умеренности, чтобы жадностью сердца не отогнать от себя правды, и не услышать тогда: «за множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои» ( Иер.13:22 ). Будем же избегать поведения, свойственного людям гордым и жад­ным, чтобы вследствие привычки к общению с ними не усвоить себе и их пороков. Будем же усердны словом и делом в усвоении себе (сказанного здесь): «со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел». Это говорится от лица праведника, а на это Дух Святый как бы отвечает от лица Божия такими словами: «Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною». Поистине очи Божии обращены на верных, следя за ними, чтобы они не уклонились от истины. Если хочешь убедиться в истинности сказанного, то вспомни блаженных апостолов: ведь они были верными земли и чрез их веру проповедь спасения наполнила всю вселенную: «во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной – слова их» ( Пс.18:5 ). Полученной от них верой полна вся вселенная, имея в ней неисчерпаемое богатство благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А чтобы ты убедился, что он говорит не о земле, а о грешниках, — прибавил: «и духом уст Своих убьет нечестивого». Видишь ли, что и здесь грешники названы землею? Зная это, когда услышишь, что «на всей земле был», разумей и ты, в свою очередь, человеческую природу. Этим Писание напоминает нам о собственном нашем ничтожестве, потому что великое благо — рассматривать свое сродство, и знать, из чего мы составлены. Рассматривание природы это, — достаточное учение о смиренномудрии; оно может укротить все страсти и произвести спокойствие в душе. Поэтому некто предлагал такое увещание: «внемли себе», размышляй о своей природе и ее устройстве, и этого довольно для тебя, чтобы постоянно смиряться (Втор.15:9). Потому праведный Авраам постоянно содержал в себе эту мысль и никогда не высокомудрствовал. Беседуя с Богом, имея пред Ним такое дерзновение и получив от Него свидетельство своей добродетели, он говорил: «я, прах и пепел» (Быт.18:27). И другой, желая усмирить человека надменного, не распространяется много, а только напоминает ему об его природе и сильно вразумляет его, так говоря: «что гордится земля и пепел?» (Сир.10:9). Но ты говоришь мне о том, что оказывается после смерти? Усмири его при жизни. Теперь он не знает, что он земля и пепел. Он видит благообразие тела, видит власть, услужливость льстецов, сопровождающих его тунеядцев, одевается в драгоценные одежды, облекается великими знаками власти, и этот призрак обольщает его и располагает забывать о природе. Знаем, что мы земля и пепел, но знаем мы, смиренномудрствующие; а он не ожидает доказательства на это при кончине, не идет к могилам и гробницам предков, но смотрит на настоящее, нисколько не думая о будущем. Научи же его еще здесь, что он земля и пепел. Подожди, говорит; я научу его не этому, но другому, гораздо более уничиженному, чтобы он, когда станет тщеславиться, познал свое ничтожество, чтобы еще при жизни получил врачество. Сказав: «что гордится земля и пепел?» — он прибавил: «и при жизни извергаются внутренности его» (Сир.10:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3327...

Итак утешайте друг друга сими словами ( 1Сол.4:18 ), — присовокупляет апостол, — потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.5:9 ). Так. Но грехи, но суд, но ад? Как с этим быть? — говорит трепетная совесть. Грехов нет там, где было таинство покаяния. Суд не страшен тому, кто на судне приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Ад ничего не значит для того, кому Победитель ада говорит: Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 )! Итак, еще раз: ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная — вот что ожидает нас за таинственными вратами смерти! Кроме того, порадуйтесь, братия: там ждут нас все близкие нам по вере и духу, все известные нам из истории Церкви Божией ревнители благочестия — преподобные, мученики, апостолы, пророки, ангелы, словом, вся Церковь, светлая и пресиянная, готова принять нас в свои вечные обители ( Лк.16:9 ). Но что самое высшее и ни с чем не сравнимое, так это Сам Господь Иисус Христос, о Котором столько теперь мы все думаем, к Которому так стремимся сердцем! Он Сам будет там присным утешением нашим, примет нас как Своих учеников, общников, друзей и братий, введет нас в неведомые нам теперь и неугадываемые многие обители Отца Небесного и в бесконечность веков будет показывать нам в бесконечную радость нашу Свое бесконечное Царство по Своей бесконечной благости… О, смерть! отраден твой приговор человеку христианину. Стань же, наследник праотеческой смертности, над гробами отцов своих, и ублажи, и благослови смерть христианскую! Невольно исторгающийся из сердца плач раствори Упованием и рыданию положи предел в богомыслии. Не бойся суда смерти: вспомни о предках твоих и потомках ( Сир. 4 5). Помни, что ты не был, а будешь существовать вечно; что ты взят от персти и будешь царствовать с Богом. Итак для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? Десять ли, сто ли, или тысяча лет будет жизни твоей или твоих любимых! Это приговор от Господа над всякою плотью ( Сир. 41; 6, 5 ). Верь, что мы, христиане, живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни ( Рим.14:8 ). Аминь. Слово в Неделю Пятидесятницы И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек Ин.14:16 Небо отверзлось. Праздник настал. Чертог украшен. Светильники возжены. Фимиам воскурен. Празднующие готовы… И слышится песнь песней: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? ( Ис.63:1 .) Кто это восходит от пустьши, опираясь на своего возлюбленного? ( Песн.8:5 ); как бы столбы дьила, окуриваемая миррою и фимиамом ( Песн.3:6 ); блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце ( Песн.6:10 )?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Объяснение. Здесь пророк возвещает данное ему от Господа повеление не участвовать в обрядах сетования в знак того, что у отверженного народа не будет радостей и не найдёт он утешения в горе. Причиной отвержения указывается идолопоклонство и крайнее упорство народа: ст.10–21, а потому к христианскому поминовению умерших это место нисколько не относится; напротив, в других местах Слово Божие прямо говорит в пользу поминовения усопших: Тов.4:17 ; Сир.7:36 . О молитве и благотворении за умерших и о вознаграждении за требы 2Мак.12:39–45 . «На другой день бывшие с Иудою пошли... перенести тела падших... и нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые... идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении». Объяснение. Это свидетельство о веровании ветхозаветной Церкви в возможность облегчать загробную участь умерших делами благотворения и молитвами не единственное: Втор.26:14 ; Тов.4:17 ; Сир.7:36 . То обстоятельство, что свидетельство находится в книге неканонической, ничуть не ослабляет исторического значения этого свидетельства об этом веровании ветхозаветной Церкви, и верование это не только не отменено в новозаветной Церкви Христом и апостолами, но подтверждено и усилено свидетельствами о пользе молитв и благотворении за умерших: Мф.12:31–32 ; Откр.1:18:3:7 . Из этих мест видно, что власть Спасителя не ограничивается одной областью живущих на земле: Мф.16:19:12:19 ; Рим.14:9 . Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования: 1Пет.3:19–20:4:6 ; Лк.23:42–43 . Пс.48:8 . «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него». Объяснение. Здесь говорится о том, что человек не может «искупить» брата своего от греха первородного («чтобы не увидел могилы»): ст.9–10, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

— Прим. пер. 196 Песн 2:7, в синод. переводе: Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями… — Прим. пер. 202 Песн 2:7—8, в синод. переводе: …не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Голос возлюбленного моего!.. — Прим. пер. 217 Сир 9:20, в синод. переводе (Сир 9:18): знай, что ты посреди сетей идешь и по зубцам городских стен проходишь. — Прим. пер. 218 Пс 123:7—8, в синод. переводе: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю. — Прим. пер. 219 Песн 2:10, в синод. переводе: Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! — Прим. пер. 232 Песн 2:13, в синод. переводе: смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. — Прим. пер. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

17. Демосфен: Спрошенный кем-то, как он добился успеха в риторическом искусстве, ответил: «Потратив больше на [лампадное] масло, чем на вино». 18. Из Демокрита и Исократа: Упражняй трудами тело, душу же – благородным перенесением опасностей. 19. Когда его некто спросил, как трудолюбивые выносят ленивых, ответил: «Как благочестивые нечестивых – добрыми надеждами». 20. Он сам, видя трудолюбивого юношу, сказал: «Самую лучшую приправу готовишь к старости». 21. Демокрит: Вольные трудности к терпению невольных легче подготавливают. Слово 33-е. О клятве 1. Мф. 5, 34 : А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий. 2. Иак. 5, 12 : Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: да, да и нет, нет, дабы вам не подпасть осуждению. 3. Прем. 14, 30 : Ложно клялись, коварно презирая святое. Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных. 4. Сир. 23, 9, 12 : Ибо, как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха. 5. Сир. 23, 12 : Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. 6. Свт. Василий Великий : Он божится и заклинает сам себя, что у него вовсе нет денег, что он сам ищет человека, у кого бы занять, и эту ложь утверждает клятвой, своим бесчеловечием приобретая себе недобрую покупку – клятвопреступление. 7. Ибо совсем позорно и безумно осуждать себя, как недостойного доверия, и приносить клятвы в верности. 8. Свт. Григорий Богослов : И честно клянущийся может случайно ошибиться, а кто не клянется вовсе, тот избегает опасности клятвопреступления. 9. Закон гласит: Не преступай клятвы ( Лев. 9, 2 ). Ты же не клянись с самого начала ни в малом, ни в большом, так как клятва рождает клятвопреступления. 10. Свт. Иоанн Златоуст : Клеветники продают ложь, обманывая друг друга, нарушают клятвы: они признают Бога, чтобы клясться, и только.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010