Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни: от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому и бедному, этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из божественных писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни безпредельной и нескончаемой: давай ему великое, а не малое. Внимай словам ап. Павла: «воспитывайте их в наказании и учении Господни» ( Еф. 6:4 ) (из 21-й бесед. св. И. Злат. на Посл. к Ефесс.). 7. Изречения слова Божия о почитании родителей – «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания... приими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, растают грехи твои» ( Сир. 3:8, 9, 12–15 ). – " Проклят всяк безчестяй отца своего или матерь свою» ( Втор. 27:16 ), – говорит Господь через Моисея. – «Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» ( Сир. 3:16 ). – «Око ругающееся отцу и досаждающее старости матери, выклюют вороны дольнии, и сожрут птенцы орлиные» ( Притч. 30:17 ). 8. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф. 6:1) Наши родители любят нас, своих детей, несмотря на всю нашу заурядность, на все наши дурные качества, своенравие и безсердечие. Не должны ли после этого и дети быть снисходительны к прегрешениям своих родителей? Священное Писание еще в очень раннее время делает нам предостережение по этому поводу. Когда Ной лежал обнаженный в своей палатке, его сын Хам заслужил вечное проклятие своими грубыми насмешками, которые оскорбили нравственное чувство даже в том суровом мире. Сим же и Иафет заслужили вечное благословение за свою неизменную почтительность, вследствие которой они покрыли наготу своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Объяснение. Того, что здесь говорится, об умерших праведниках нельзя сказать. Их тела по смерти свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Премуд. сына Сираха: Сир.48:12–15 , а потому при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи святых угодников, мы сами должны прославлять Бога. Ис.8:19 . «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?» Объяснение. Язычники, о которых здесь говорится, не только спрашивали мёртвых о живых, но даже оракулов и истуканов, сделанных их же руками, думая узнать от них будущее. Православные же христиане никогда не обращались к мощам угодников Божиих с такими вопросами, а только оказывают им то или иное почитание, подобное тому, какое в Ветхом Завете оказал Моисей костям Иосифа: Исх.13:19 , и Иакова: Быт.50:7–9 , вынесши их с большими почестями из Египта в землю Ханаанскую. Иер.8:1–2 . «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; И раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным (пред звёздами), которых они любили, и которым служили, и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле». Объяснение. Эти слова Иеремии не имеют никакого отношения к святым мощам угодников Божиих, которые пользовались уважением евреев: Быт.50:7–9 ; Исх.13:19 . Здесь Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолопоклонство и коснение во зле: ст.4–5. За такое беззаконие, за то, в частности, что Иудеи приносили человеческие жертвы: Иер.7:30–34 , Господь накажет еврейский народ и даже давно умерших, между прочим, тем, что предаст кости их посрамлению: Иер.16:4:34:20 . В Священном Писании много есть доказательств богоугодности почитания святых останков угодников Божиих, божественного попечения об этих останках – нетлении их и чудесах, являемых чрез них: 1Кор.15:53 ; 2Тим.1:8–10 ; Пс.33:20–21:15:10 ; Деян.2:27 . Так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится и к телам Его последователей: 1Кор.15:48–49 ; 2Кор.4:10–11 ; Мф.27:52 . Бог проявлял великие чудеса даже и чрез кости ветхозаветных праведников: 4Цар.13:21 ; Сир.49:12:48:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

31:24), лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа (Пс. 36:16). Свидетельствует же и Павел, что корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:10). Ибо сребролюбец несострадателен и немилостив. Спаситель же наш и Господь, ведая, что страсть сребролюбия есть погибель для души, предлагает подобающее лекарство, говоря: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои (Мф. 10:9), и продолжает: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23), [Col. 1460] поскольку нестяжание дешево и легко на небо воспаряет. Ему же слава во веки веков. Аминь.    Приниматель даров, многостяжатель, сребролюбец и ростовщик — одна телега с четырьмя лошадьми, в которой возница и начальник — гордость. Господом низвержен тот, кто следует за ними, [устремившись] к собственной погибели. Посему непозволительно для благомыслящих управляться неприязненным, чтобы не свалиться вместе с ним в пропасть мучения, но [должно] руководиться в жизни скорее Апостолом, говорящим: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть диавольскую (1 Тим. 6:8). Посему убоимся заповеди Апостола, особенно же Самого Господа, говорящего: Не берите с собою ни золота, ни серебра (Мф. 10:9), не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить(Мф. 6:25), ибо такого возницу [вышеупомянутая четверка лошадей] сбросит под ноги свои и растопчет. Прекрасно же и Приточник увещает приемлющих дары, говоря: не разгневай мужа в нищете его (Сир. 4:2). И опять-таки: Любяй сребро не насытится сребра (Еккл. 5:9). Посему нищий позна ходити противу живота (Еккл. 6:8). И не буди рука твоя простерта на взятие, а на отдаяние согбена (Сир. 4:31). И Апостол: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35). И Закон говорит: не оправдиши нечестиваго даров ради (Исх. 23:7). И еще: да не возмеши даров: дары бо ослепляют очи видящим (Исх. 23:8). И Самуил, соблюдая заповедь Закона, сказал народу: еда у кого… приях мзду, или обущу? Се Свидетель Господь (1 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Закон для того и был дан, чтобы его исполняли народ и священники. Законоучитель Моисей при своей жизни сам весьма строго следил за исполнением данного закона, иногда до мельчайших подробностей (см.: Лев. 10:16–18 ), и убеждал народ не забывать закона (см.: Втор. 29:2–30 ). То же самое мы видим и в деятельности позднейшего пророчества. Священство было само весьма нетвердо в законе. Священники спотыкались от крепких напитков, побеждены бывали вином, обезумевали от сикеры (см.: Ис. 28:1 ); они не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Бога, пастыри отпали от Него ( Иер. 2:8 ). Врачуют раны народа они легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют ( Иер. 6:14–15, 8:11–12 ). Забывался закон о левитской нечистоте, о субботе (см.: Иез. 22:26 ), о начатках и десятинах; священники обкрадывали Бога (см.: Мал. 3:8 ), оскверняли святыни и вообще попирали закон (см.: Соф. 3:4 ). Да и сам закон лукавая трость книжников, как и всегда, и везде, обращала в ложь (см.: Иер. 8:8 ). Народ забывал свою религию и обращался к чужим культам. В истории религиозной жизни народа выступило явление, в истории религии известное под названием синкретизма или теокразии, а в политической жизни стали иметь место союзы с языческими народами. Против такого-то отступления от Бога и данного Им закона постоянно боролись пророки, постоянно охраняли народ от забвения закона; они были стражами дома Израилева. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его ( Ос. 12:13 ). Пророки обличают каждое отступление от закона, общее и частное. Пророк обличает Венадара, который пощадил заклятого (см.: 3Цар. 20:35–43 ). Илия обличает царя Охозию, пославшего спросить Веельзевула, божество Аккаронское (см.: 4Цар. 1:2–4 ). Илия и предназначен был на обличения в свои времена ( Сир. 48:10 ), он был как огонь, и слово его горело, как светильник ( Сир. 48:1 ). Иеремия поставлен был укрепленным городом и железным столбом и медною стеною...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Мф.4:4 . «Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»» ( Втор.8:3 ). Объяснение. Если и Сам Иисус Христос взалкал ( Мф.4:2–3 ), то нельзя отвергать веществен. хлеб, как равно нельзя полагаться в деле спасения и на одно только чтение Писания, нужны и дела, с ним согласные: Рим.2:13 ; Иак.1:22 . Кроме хлеба естественного и кроме Священного Писания есть ещё хлеб жизни: Ин.6:48–55 . Ин.1:12–13 . «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Объяснение. Здесь разумеются уверовавшие во Христа и крестившиеся во Имя Его: Гал.3:26 , и соблюдающие заповеди Его: Ин.15:10 , а кто хотя и уверовал, и читает Слово Божие, но не творит того, что повелевает Господь, услышит: Лк.6:46 . Ин.12:48 . «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Объяснение. Благодать Божия даётся не чрез одно чтение слова Божия, ибо Царство Божие не в слове, а в силе: 1Кор.4:20 . Господь дал нам быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит: 2Кор.3:6 ; Иак.2:22–26 ; да и чтение Священного Писания должно быть осмысленное: 2Кор.2:17 ; Сир.3:21–24:38:24–25 . Иак.1:5 . «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему». Объяснение. Здесь говорится не о той мудрости, которая есть разумение Священного Писания: 1Кор.14:38 ; Сир.3:21–24 ; а о мудрости нравственной, т.е. истинно-христианской жизни, основанной на правильном познании высоты и назначения христианского звания: Иак.3:13–15 . Вот истинная мудрость, в которой нуждаемся и которую нужно просить у Бога: Иак.3:17 ; Еф.5:15–16 ; Кол.4:5 , но есть и ложная мудрость, ничтожная перед Богом: 1Кор.1:25 . 2Кор.3:14–16 . «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Следовательно, мы должны молиться за ближних и тогда, когда они с нами живут на земле, и тогда, когда чрез смерть переселяются в другой мир, ибо живём ли, или умираем, всегда Господни ( Рим.14:8 ) и умершие, как и живущие, равно у Бога все живы ( Лк.20:38 ). Умершие знают о том, что происходит после них на земле, и, следовательно, слышат наши молитвы о них, как это видно из примера богача, знавшего о нуждах своих братьев, оставшихся после его смерти на земле ( Лк.16:22–31 ), и из слов апостола Петра, обещавшего верующим и после смерти своей позаботиться о них ( 2Пет.1:12–15 ). Во-вторых, отпущение грехов возможно не только в сей жизни, но и в будущей за гробом, как это видно из слов Христа Спасителя, что только хула на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем, всякий же другой грех и хула простятся ( Мф.12:31–32 ). Наконец, слово Божие учит, что не только в Ветхом Завете существовал обычай молиться за умерших и приносить за них жертвы Богу ( Иер.16:6–7 ; Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; Сир.3:30 ; 2Мак.12:39–45 ), но что и во времена апостолов было в обычае поминать умерших, ублажать их, молиться за них ( Евр.13:7 ; Иак.5:11 ). Для душ христианских нет вечной смерти. Смерть и жизнь за гробом есть лишь временное разлучение души и тела впредь до будущего воскресения. Христос, когда жил на земле, воскрешал мёртвых и молитвой Своей к Отцу небесному возвращал души обратно в их мёртвые тела ( Ин.11:41 ). Для нас верно слово Его: «Я есмь Первый и Последний, и Живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь, и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17–18 ). А если и жизнь и смерть во власти Христа, то в Его власти и спасение наше и в жизни и по смерти. Он, по учению Слова Божия, – как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи и всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.7:4:25 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о молитве и милостыне за умерших Мф.12:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Скажите же мне, братие, положа руку на сердце, где в нынешних юношах вы встретите хоть некоторое подобие такого самоотречения и таких подвигов благочестия? Увы, не только не встретите, но и почти везде увидите лишь тернь на терне и камень на камне. Но что же следует из сего? То, что, особенно в последнее время, все мы, родители, должны обратить особое внимание на воспитание своих детей и всеми силами стараться в раннем их возрасте вселять в сердце их страх Божий, благопоспешность к молитве и усердие ко всякому делу благому. Мы должны чаще знакомить детей с жизнью святых и, как от огня, отвращать от людей легкомысленных, рассеянных, порочных и лжеумствующих. «Не всякого человека, – говорит Сирах, – вводи в дом твой, ибо много козней у коварного. Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих» ( Сир.11:29, 34 ). В противном случае не забудем, братие, что мы горько поплатимся за своё нерадение в воспитании детей – и в сей жизни, и в будущей. В сей: чтобы, по слову Премудрого, «не горевать с ним [чадом] и после не скрежетать зубами своими» ( Сир.30:10 ); в будущей: ибо вот какой суд произносит апостол на нерадивых родителей: «Если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ). Аминь. 16-й день 141. К женам, которым Бог судил воспитывать внучат (Из жизни мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа и бабы их Леониллы. Чет. Мин. янв. 16) Некоторым из вас, жёны, приходится воспитывать не только детей, но и после них – внучат. У иной женится сын, или выйдет замуж дочь, приживут детей да и умрут. Сироты их и остаются на попечение бабки. Если бы которой из вас, жёны-христианки, пришлось понести такой крест и взять к себе внучат, то как бы вы стали обращаться с ними и чему учить их? поскольку многим из вас, конечно, не приходилось нести этого креста, то, понятно, многие и затруднятся ответить мне. Ввиду этого я и думаю при помощи примера сам же и решить свой вопрос в том предположении, что то, что будет сказано в решении, может быть, некогда послужит и в пользу из вас некоторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Хотя такого рода толкование большею частью не шло далее парафраза места Писания на понятном народу наречии; но иногда к нему присоединялись и некоторые предания старцев или в собственном смысле толкования (мидраш) пророческих и преобразовательных мест, подобных тем, какие мы встречаем во времена Иисуса Христа и Апостолов. Иногда же такие объяснения прочитанного вызывали целые беседы и Богословские диспуты, следы которых мы также замечаем в Новом Завете ( Мф.21:23–27; 22:15–16,41 и далее. Лк.2:46; 4:16,21 ; Деян.17:2–3,17 , Деян.13:15 и другие). б) Следующим средством развития и приготовления Иудейского отрока была беседа со старцами и старшими возрастом. Ещё Моисей говорил: «вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.32:7 ). И другой мудрей поучает: «Бывай в собрании старцев – и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумных да не усколъзают от тебя»... ( Сир.6:35,36 = Сир.8:9–12 ). Иисус Христос мог беседовать о предметах веры с Матерью, Которая, по преданию, Сама проводила большую часть времени в чтении Священного Писания – с Иосифом, как отцем, и с другими лицами, как это показал пример собеседования Иисуса Христа со старцами в храме Иерусалимском. И предметом этих бесед были, конечно, яже суть Отца Его Небесного настолько, насколько оно было доступно самим собеседникам Христовым и сколько открыто в Священном Писании . – Наконец, в) Молитва и размышление о предметах Божественных. Эти средства были самые обыкновенные для Христа, так как мы видим, что Он постоянно молится и уединяется от людей, конечно, с целью Богомыслия; а тех, кто мыслит человеческая, а не Божия – осуждает. При этих, можно сказать, обыкновенных средствах Иисус Христос мог духовно развиваться и укрепляться по человечеству, так что сделался способным совершить тот величайший подвиг, который Он принял на Себя, как Искупитель человечества. 5) Самый случай посещения родителями Иисуса Иерусалима во время праздника Пасхи открывает нам:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Согрешил я, Господи: нарушением мира среди домашних своих; велики мои преступления пред родителями моими, перед старшими. – Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Вот что говорится в Слове Божием о почитании родителей: Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них: ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания ( Сир.3:8–9 ). Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою ( Сир.3:16 ). В одной из духовных книг было помещено такое наставление: – Если твои родители в глубокой! старости становятся уже немощны, слабы духом и телом, а ты находишься в крепости сил и живешь в довольстве, то поддержи их; переноси их слабости с терпением и старайся облегчить для них бремя и болезни старости. Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя: как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание. Итак, радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за этот труд, который они перенесли для тебя. Наказания за твои грехи не постигнут тебя. Бог будет милостив к тебе, как ты был милостив к своим родителям из повиновения Ему. В книгах Священного Писания сказано еще так: Проклят злословящий отца своего или матерь свою! ( Втор.27:16 ). – О, Боже, Спасителю мой! Буди милостив мне грешному! Приими искреннее раскаяние мое и прости все грехи мои, дай мне силы исполнять заповеди Твои и творити волю Твою! Мир и покой Твой да водворятся во мне. Родители! Помните и вы всегда слова Священного Писания: Отцы, не раздражайте детей ваших; дабы они не унывали ( Кол.3:21 ). Тем более не поносите, не проклинайте детей своих, когда они в чем-либо виноваты перед вами. – Боже Всемилостивый! Изглади из книги жизни нашей все те грехи, мерзости, преступления, проклятия, что были содеяны нами – родителями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Если только хочет кто принадлежать к малому стаду, которому одному благоизволил, как сказано, Отец наш дать Царство (Ср. Мф.12:32 ); если кто хочет принадлежать не к одним званным, которых много, но и к избранным, которых мало (Ср. Лк.14:24 ), – то непременно должен будет иметь свое сокровище на небесах, перенести его туда, где уготована избранным жизнь вечная. И потому, если хочешь ты уже быть не в числе людей мира сего, которых удел в этой жизни, но в числе сынов Царствия, сынов света (Ср. Лк.16:8 ), то и позаботься уже, возлюбленный, не быть сребролюбивым, но более боголюбивым; а для сего уже не желай себе благ земных, отрекись от всего своего имения и помышляй только об одном, – как угодить Богу и получить радость спасения, надежду вечного блаженства. Итак, познавай же, друг мой, что, где будешь скрывать сокровище свое, там иметь будешь и сердце свое (Срк.13:34). И если не будешь ты собирать с Господом заодно сокровище себе на небесах, то будешь ты только расточать, как говорит Господь, будешь лишаться или, что то же, удаляться вечного блаженства, вечной радости на небесах. Не напрасно же говорит нам Писание: смотрите, поступайте осторожно, живите, не как неразумные, но как люди мудрые ( Еф.5:15 ), руководимые Божиим советом. Не бывайте несмысленны, но разумевайте – что есть воля Божия благая, угодная для души и совершенная в правде. Если вы любите только любящих вас – какая вам за то награда? и благотворите одним благотворящим вам, – что особенного делаете? Не так ли поступают и люди, не ведущие Бога? И если живете вы так, как и все живут, – все делаете для своего удовольствия, и ничего доброго другим, то идете и вы во след того, которому по прошествии сей жизни было сказано: помяни яко восприял еси благая твоя в животе твоем; ныне же здесь страдаешь ты ( Лк.16:25 ). Потому вот и сказано: горе вам мужие нечестивии, иже остависте закон Бога Вышняго ( Сир.41:11 ). И – не будет, во век не будет добра прилежащему во злых и не подающему милостыни ( Сир.12:3 ). Горе будет, вечное горе тому, как говорит Господь, домоправителю, который любит есть, пить и себя одного покоить, а меньших в доме гонит прочь и лишает необходимого для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010