Глава 9 Не будь ревнив без основания. Остерегайся блуда и прелюбодеяния. Будь верен в дружбе. Не завидуй мнимому благополучию грешников. Будь осторожен в отношении сильных. Не уклоняйся от советов мудрости. Сир.9:1 Не будь ревнив к жене сердца твоего и не подавай ей дурного урока против тебя самого. Сир.9:2 Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей. Сир.9:3 Не выходи навстречу развратной женщине, чтобы как-нибудь не попасть в сети ее. Сир.9:4 Не оставайся долго с певицею, чтобы не плениться тебе искусством ее. 4 . Чтобы не плениться тебе искусством ее и не попасть в ее женские сети. Сир.9:5 Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее. Сир.9:6 Не отдавай души твоей блудницам, чтобы не погубить наследства твоего. 6 . Не сближайся с блудницами чтобы не растратить с ними того, что дано тебе в наследие ( τν κληρονομαν σο). Сир.9:7 Не смотри по сторонам на улицах города и не броди по пустым местам его. 7 . Избегай праздных прогулок и праздного любопытства, чтобы не подвергаться искушениям. Сир.9:8 Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: Сир.9:9 многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь. Сир.9:10 Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, Сир.9:11 чтобы не склонилась к ней душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель. Сир.9:12 Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; Сир.9:13 друг новый – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его. Сир.9:14 Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его. Сир.9:15 Не одобряй того, что одобряют нечестивые: помни, что они до самого ада не исправятся. 15 . Зная неисправимость нечестивых, будь осторожен в одобрении того, что нравится нечестивым. Сир.9:16 Держи себя дальше от человека, имеющего власть умерщвлять, и ты не будешь смущаться страхом смерти; Сир.9:17 а если сближаешься с ним, не ошибись, чтобы он не лишил тебя жизни:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11 Благоденствие и испытания, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа. Будь кроток и разумен. Не суди о человеке по наружности. Прежде нежели исследуешь – не порицай. Прежде нежели выслушаешь – не отвечай. Не берись сразу за множество дел. Выбрав дело – твердо держись его. Не всякого человека вводи в дом твой. Прежде смерти никого не называй блаженным: при кончине человека открываются дела его и участь его. Сир.11:1 Мудрость смиренного вознесет голову его и посадит его среди вельмож. Сир.11:2 Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его. Сир.11:3 Мала пчела между летающими, но плод ее – лучший из сластей. Сир.11:4 Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы: ибо дивны дела Господа, и сокровенны дела Его между людьми. 4 . Раскрывается в стихах 5 и 6. Сир.11:5 Многие из властелинов сидели на земле, тот же, о ком не думали, носил венец. Сир.11:6 Многие из сильных подверглись крайнему бесчестию, и славные преданы были в руки других. Сир.11:7 Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай. Сир.11:8 Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай. Сир.11:9 Не спорь о деле, для тебя ненужном, и не сиди на суде грешников. Сир.11:10 Сын мой! не берись за множество дел: при множестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не достигнешь, и, убегая, не уйдешь. Сир.11:11 Иной трудится, напрягает силы, поспешает, и тем более отстает. Сир.11:12 Иной вял, нуждается в помощи, слабосилен и изобилует нищетою; Сир.11:13 но очи Господа призрели на него во благо ему, и Он восставил его из унижения его и вознес голову его, и многие изумлялись, смотря на него. Сир.11:14 Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа. Сир.11:15 Даяние Господа предоставлено благочестивым, и благоволение Его будет благопоспешно для них вовек. Сир.11:16 Иной делается богатым от осмотрительности и бережливости своей, и это часть награды его, Сир.11:17 когда он скажет: «я нашел покой и теперь наслаждаюсь моими благами».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 42 Не стыдись доброго и разумного. Будь внимателен в воспитании детей. Будь осторожен в обществе женщин. Прославь Господа Бога за величие Его в творениях. Сир.42:1 Не стыдись вот чего, и из лицеприятия не греши: Сир.42:2 не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета, и суда, чтобы оказать правосудие нечестивому, Сир.42:3 спора между товарищем и посторонними и предоставления наследства друзьям, Сир.42:4 точности в весах и мерах, – много ли, мало ли приобретаешь, – Сир.42:5 беспристрастия в купле и продаже и строгого воспитания детей, и – окровавить ребро худому рабу. Сир.42:6 При худой жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай. Сир.42:7 Если что выдаешь, выдавай счетом и весом и делай всякую выдачу и прием по записи. Сир.42:8 Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека. 1–8 . Заканчивают мысль, изложенную в 17–29 ст. 41 главы. Сир.42:9 Дочь для отца – тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности ее – как бы не отцвела, а в замужестве – как бы не опротивела; Сир.42:10 в девстве – как бы не осквернилась и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве – чтобы не нарушила супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною. Сир.42:11 Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя пред обществом. Сир.42:12 Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин: Сир.42:13 ибо как из одежд выходит моль, так от женщины – лукавство женское. Сир.42:14 Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина,– женщина, которая стыдит до поношения. Сир.42:15 Воспомяну теперь о делах Господа и расскажу о том, что я видел. По слову Господа явились дела Его: Сир.42:16 сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней. Сир.42:17 И святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его, которые утвердил Господь Вседержитель, чтобы вселенная стояла твердо во славу Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 29 Давай взаймы ближнему, в свое время возвращай взятое, – и ты всегда найдешь нужное для тебя. Будь снисходителен к бедняку. Располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, чем положенное на хранение в виде золота. Будь осторожен в отношении поручительства и поручителей. Будь доволен малым, но своим: не взирай с алчностью на многое, но чужое. Сир.29:1 Кто оказывает милость, тот дает взаем ближнему, и кто поддерживает его своею рукою, тот соблюдает заповеди. Сир.29:2 Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему. Сир.29:3 Твердо держи слово и будь верен ему – и ты во всякое время найдешь нужное для тебя. Сир.29:4 Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им. 4 . Находкою для себя. Сир.29:5 Доколе не получит, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос; Сир.29:6 а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время. Сир.29:7 Если он будет в состоянии, то едва половину принесет – и это вменит ему в находку; 7 . Вменит ему в находку, т.е. сочтет, что для кредитора находка уже и та часть долга, которая возвращена ему должником. Сир.29:8 а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем: Сир.29:9 он воздаст ему проклятиями и бранью и вместо почтения воздаст бесчестием. Сир.29:10 Многие по причине такого лукавства уклоняются от ссуды, опасаясь напрасно потерпеть утрату. Сир.29:11 Но к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; Сир.29:12 ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Сир.29:13 Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; Сир.29:14 располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; Сир.29:15 заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья: Сир.29:16 лучше крепкого щита и твердого копья она защитит тебя против врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 36 Молитва Господу Богу о помиловании избранного народа Божия угнетаемого иными народами. Восхваление доброй жены. Сир.36:1 Помилуй нас, Владыко, Боже всех, и призри, Сир.36:2 и наведи на все народы страх Твой. 2 . Поясняется следующими стихами. Сир.36:3 Воздвигни руку Твою на чужие народы, и да познают они могущество Твое. Сир.36:4 Как пред ними Ты явил святость Твою в нас, так пред нами яви величие Твое в них, – 4 . Как пред ними, язычниками, Ты явил святость Твою в нас, Твоем избранном народе, даровав нам свои святые законы и учреждения для святой и богоугодной жизни: так пред нами яви величие Твое в них, вразумив их грозными и славными знамениями божественного могущества Твоего. Сир.36:5 и да познают они Тебя, как мы познали, что нет Бога, кроме Тебя, Господи. Сир.36:6 Возобнови знамения и сотвори новые чудеса; Сир.36:7 прославь руку и правую мышцу Твою; воздвигни ярость и пролей гнев; Сир.36:8 истреби противника и уничтожь врага; Сир.36:9 ускори время и вспомни клятву, и да возвестят о великих делах Твоих. 9 . Ускори время явления милости Твоея к нам, вспомни клятву отцам нашим, и да возвестят наказанные и вразумленные Тобою о великих делах правосудного могущества Твоего. Сир.36:10 Яростью огня да будет истреблен убегающий от меча, и угнетающие народ Твой да найдут погибель. Сир.36:11 Сокруши головы начальников вражеских, которые говорят: «никого нет, кроме нас!» 10–11 . Имеются в виду иноземцы, притеснявшие народ еврейский после возвращения его из плена вавилонского. Сир.36:12 Собери все колена Иакова и соделай их наследием Твоим, как было сначала. Сир.36:13 Помилуй, Господи, народ, названный по имени Твоему, и Израиля, которого Ты нарек первенцем. 13 . Ср. Быт. 32:24–32 ; Исх. 4:22 . Сир.36:14 Умилосердись над городом святыни Твоей, над Иерусалимом, местом покоя Твоего. Сир.36:15 Наполни Сион хвалою обетований Твоих, и Твоею славою – народ Твой. Сир.36:16 Даруй свидетельство тем, которые от начала были достоянием Твоим, и воздвигни пророчества от имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 Счастлив человек, совесть которого не имеет повода упрекать его за дурные поступки. Не будь неразумно скуп, завистлив, любостяжателен. Пользуйся благами жизни для удовлетворения разумных потребностей твоей души. Будь милосерд к ближнему, усерден в приношениях Господу. Стремись к приобретению мудрости, и мудрость обрящет тебя. Сир.14:1 Блажен человек, который не погрешал устами своими и не уязвлен был печалью греха. Сир.14:2 Блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей. Сир.14:3 Не добро богатство человеку скупому. И на что имение человеку недоброжелательному? Сир.14:4 Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие. Сир.14:5 Кто зол для себя, для кого будет добр? И не будет он иметь радости от имения своего. Сир.14:6 Нет хуже человека, который недоброжелателен к самому себе, и это – воздаяние за злобу его. Сир.14:7 Если он и делает добро, то делает в забывчивости, и после обнаруживает зло свое. Сир.14:8 Зол, кто имеет завистливые глаза, отвращает лицо и презирает души. Сир.14:9 Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу. Сир.14:10 Злой глаз завистлив даже на хлеб и в столе своем терпит скудость. 3–10 . Скупой человек враг самому себе: сбережения, делаемые скупым, лишают его часто возможности удовлетворять свои насущнейшие потребности, и при этом не только не заглушают в нем алчности стяжаний, но, наоборот, все более и более питают ее. Сир.14:11 Сын мой! по состоянию твоему делай добро себе и приношения Господу достойно приноси. Сир.14:12 Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе: 12 . Завет ада, т.е. день твоей смерти и заключение в недрах шеола. Сир.14:13 прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай твою руку и давай ему. Сир.14:14 Не лишай себя доброго дня, и часть доброго желания да не пройдет мимо тебя. Сир.14:15 Не другим ли оставишь ты стяжания твои и плоды усилий твоих для раздела по жребию? Сир.14:16 Давай и принимай, и утешай душу твою,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 26 Счастлив муж доброй жены. Болезнь сердца и печаль – дурная жена, распутная дочь. Трех страшится сердце: городского злословия, возмущения черни, оболгания на смерть. От двух скорбит сердце, – а при третьем горит негодованием: если заслуженный воин терпит бедность, разумный человек пренебрегается, и если добродетельный становится на путь греха. Сир.26:1 Счастлив муж доброй жены, и число дней его – сугубое. Сир.26:2 Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; Сир.26:3 добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; Сир.26:4 с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лице во всякое время веселое. Сир.26:5 Трех страшится сердце мое, а при четвертом я молюсь: Сир.26:6 городского злословия, возмущения черни и оболгания на смерть,– всё это ужасно. Сир.26:7 Болезнь сердца и печаль – жена, ревнивая к другой жене, Сир.26:8 и бич языка ее, ко всем приражающийся. Сир.26:9 Движущееся туда и сюда воловье ярмо – злая жена; берущий ее – то же, что хватающий скорпиона. 9 . Как неудобно и болезненно плохо подогнанное ярмо, – так невыносима для мужа дурная жена. Как неприятно и опасно взять в руки ядовитого, жалящегося скорпиона, – так неприятно и опасно входить в соприкосновение с злою женою. Сир.26:10 Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. Сир.26:11 Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию глаз и век ее. Сир.26:12 Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою. Сир.26:13 Берегись бесстыдного глаза, и не удивляйся, если он согрешит против тебя: Сир.26:14 как томимый жаждою путник открывает уста и пьет всякую близкую воду, Сир.26:15 так она сядет напротив всякого шатра и пред стрелою откроет колчан. 15 . Нечистые пожелания блудной женщины высказываются и требуют своего удовлетворения при каждом удобном для нее случае. Сир.26:16 Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его. 16 . Добрая жена содействует внутреннему и внешнему благополучию ее мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 34 Гадания, приметы, сновидения – суета; если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, – не прилагай к ним сердца твоего. Мудрость в устах верных ей пребывает. Боящийся Господа ничего не устрашится, ибо надежда его – Господь. Не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых. Благотворны только искреннее раскаяние в грехах и действительная готовность не повторять их. Сир.34:1 Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Сир.34:2 Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сир.34:3 Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. 3 . Подобие лица против лица, т.е. тень лица (ср. 2 ст.). Сир.34:4 От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Сир.34:5 Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. 5 . Верящий сновидениям, ждет их осуществления с таким же томлением, с каким роженица ждет появления своего ребенка. Сир.34:6 Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сир.34:7 Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению. Сир.34:8 Закон исполняется без обмана, и мудрость в устах верных совершается. 8 . Неукоснительно осуществляется тот закон, что премудрость пребывает и усовершается лишь в тех, кто служит ей усердно и нелицемерно. Сир.34:9 Человек ученый знает много, и многоопытный выскажет знание. Сир.34:10 Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание. Сир.34:11 Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю. Сир.34:12 Много раз был я в опасности смерти, и спасался при помощи опыта. Сир.34:13 Дух боящихся Господа поживет, ибо надежда их – на Спасающего их. 13 . Поясняется в 14–17 ст. Сир.34:14 Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он – надежда его. Сир.34:15 Блаженна душа боящегося Господа! кем он держится, и кто опора его? Сир.34:16 Очи Господа – на любящих Его. Он – могущественная защита и крепкая опора, покров от зноя и покров от полуденного жара, охранение от преткновения и защита от падения;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 38 Господь создал из земли врачества и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Над умершим пролей слезы, но не предавай своего сердца безмерной печали. Предаваясь обыденным занятиям и ремеслам, трудно постичь книжную мудрость и заслужить за нее почет от граждан. Сир.38:1 Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, Сир.38:2 и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Сир.38:3 Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Сир.38:4 Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Сир.38:5 Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? 5 . См. Ucx. XV:23–26 . Сир.38:6 Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: Сир.38:7 ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. 7 . Ими, т.е. врачествами. Ср. 4 ст. Сир.38:8 Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. 8 . И занятия его не оканчиваются, приготовлением смеси, т.е. одними научно-теоретическими опытами, но имеют и благотворное практическое значение, ибо через него, врача, бывает благо исцелений болезней человеческих на лице земли. Ср. 7 ст. Сир.38:9 Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Сир.38:10 Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Сир.38:11 Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; Сир.38:12 и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. Сир.38:13 В иное время и в их руках бывает успех; Сир.38:14 ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Сир.38:15 Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача! 9–15 . В случае болезни обратись к Господу Богу с молитвою о помиловании, принеси требуемые законом жертвы, но вместе с тем дай место врачу, ибо и его создал Господь во славу Свою и на пользу страждущему человечеству. Врач знающий и богобоязненный может послужить для болящего одним из орудий божественного милосердия о нем. Только упорный нечестивец не вправе надеяться на целебную силу богосозданных врачеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 33 Разумный человек верен закону, и закон верен ему. Будь подготовлен в слове и осмотрителен в дружбе. Помни о могуществе и правосудии божественном. Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою. Приучай раба к трудолюбию, но не забывай в нем близкого тебе человека. Сир.33:1 Боящемуся Господа не приключится зла, но и в искушении Он избавит его. Сир.33:2 Мудрый муж не возненавидит закона, а притворно держащийся его – как корабль в бурю. 2 . Что корабль без руля во время бури, – то и человек, не управляемый твердым и мудрым законом. Сир.33:3 Разумный человек верит закону, и закон для него верен, как ответ урима. Сир.33:4 Приготовь слово – и будешь выслушан; собери наставления – и отвечай. 4 . Отвечай тем, кто спросит тебя. Сир.33:5 Колесо в колеснице – сердце глупого, и как вертящаяся ось – мысль его. 5 . Мысль и чувство неразумного человека так же неустойчивы, как колесо во время движения колесницы. Сир.33:6 Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржет. Сир.33:7 Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца? Сир.33:8 Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и празднества: Сир.33:9 некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней. Сир.33:10 И все люди из праха, и Адам был создан из земли; Сир.33:11 но по всеведению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути: Сир.33:12 одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их. Сир.33:13 Как глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему. Сир.33:14 Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого. 7–14 . Все дни, по своему происхождению, одинаковы, но некоторые из них, изволением Божиим, возведены на степень нарочитых дней, для увековечения в памяти народов славных и спасительных деяний Господних. Все люди, по своему происхождению, также равны между собою, но всеведение Господне (ст. 11) прозревает, кто и как из них воспользуется в земной жизни дарованной ему свободой воли ( Сир.15:11–20 ), а потому в своем правосудии Господь определяет в удел одним блаженство, в удел другим – страдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010