Мудрец бичует и др. пороки, не подобающие добродетельному человеку: пьянство (19. 1-3), чревоугодие, болтливость (19. 6-10), тайный гнев (20. 1-3; «гораздо лучше обличить»), леность (22. 1-2), блуд и прелюбодеяние (23. 20-36), лицемерие (27. 24-32), злобу и мстительность (28. 1-6; «мстительный получит отмщение от Господа» - 28. 1). Здоровье, безусловно, большее счастье, чем богатство, т. к. последнее недолговечно и доставляет человеку гораздо больше хлопот и тревог, чем удовольствия (30. 14-31. 12). Заслуживает похвалы тот, кто получил богатство, но выдержал искушение золотом и остался непорочным (31. 10). Нужно почитать врачей, потому что их знание - от Бога, хотя главное в исцелении - молитва Богу (38. 1-15). Только тот, кто соблюдает закон и хранит заповеди, может «приносить жертву спасения» (35. 1), а к «жертвам беззаконников», приносимым «от неправедного стяжания» (36. 18), «Господь не благоволит» (ср.: 34. 18-26). Иисус Сирах сурово осуждает жителей Палестины, впавших в язычество: идумеев, филистимлян и самарян (51. 28). Образ ветхозаветных праведников В качестве примеров Иисус Сирах приводит праведников древности (44. 1 - 50. 26), к-рые жили согласно разуму и закону и к-рым Бог открывал Свою волю. Это праотцы человечества, патриархи и благочестивые цари, пророки и наставники Израиля - от Адама до первосвященника Симона, сына Онии. Мудрец верит, что наступят времена, когда все народы познают истинного Бога. Он молится: «Ускори время и вспомни клятву, и да возвестят о великих делах Твоих... Услышь, Господи, молитву рабов Твоих, по благословению Аарона, о народе Твоем,- и познают все живущие на земле, что Ты - Господь, Бог веков» (36. 9, 18-19). Связь с другими книгами ВЗ В И., с. С., к. встречается достаточно много параллельных тем (напр., Премудрость Божия, страх Божий, похвала добродетельной жене) и конкретных наставлений (напр.: Сир 30. 1 и Притч 29. 15) с Книгой Притчей Соломоновых. Это объясняется общим историко-культурным фоном и принадлежностью обеих книг к одному жанру. Тем не менее в Книге Притчей Соломоновых в отличие от И., с. С., к. гораздо больше примеров антитетического параллелизма.

http://pravenc.ru/text/293952.html

Но что значит: « всякий человек лжив »? Ужели нет ни одного правдивого? Как же об Иове написано: « был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла » (Иов. 1:1)? Что скажем мы и о пророках? Если и они лживы и сказанное ими ложно, то все погибло. Что скажем об Аврааме? Что о всех праведниках? Видишь ли, как худо — принимать изречения (Писания) буквально, и не проникать в смысл их? Что же значит: « всякий человек лжив »? То, что говорит он в другом месте: « человек подобен суете » (Пс. 143:4); или что говорит другой пророк в словах: « всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой » (Ис. 40:6), т. е. вещь самая маловажная, скоропреходящая, подобная тени, сновидению, или какому–нибудь призраку. 4. Дабы ты убедился, что я говорю это не просто, для одного сравнения, другой переводчик (Акила) сказал: лживость (διψευσμα), третий (Симмах): лжет (διψεδεται), четвертый (Феодотион): недостаточен (ικλεπει). Это последнее выражение весьма отличается от первых. Ложь есть порок души; а быть недостаточным, скоропреходящим, изменяемым, подобным сновидению, цвету и тени — несовершенство природы. Здесь сказано тоже, что говорится в словах: « я прах и пепел » (Быт. 18:27); и еще: « что гордится земля и пепел? » (Сир. 10:9); или что сказал тот же пророк: « такое человек, что Ты помнишь его? » (Пс. 8:5) Во всех этих местах выражается тленность и ничтожество природы. Так мы говорим о жатве: жатва обманула, т. е. не оправдала надежды; или говорим: год обманул, выражая тоже самое. Так как человек есть существо тленное и ничтожное, и особенно в несчастии мы обыкновенно так любомудрствуем и рассуждаем о слабости природы, то и пророк, томимый скорбью, взирая на природу человека, достойную сожаления, обнаруживающую во всем свою тленность и ничтожество, сказал: « всякий человек лжив », т. е. человек — ничто. И в другом месте он сказал: « подобно призраку ходит человек » (Пс. 38:7). « Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? » (ст. 3) Смотри, как он показывает величие благодеяния не только тем, что сделано, но и тем, кому оно сделано, выражая другими словами ту же мысль, какую сказал он в псалме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

По той же самой земле ты ходишь, от нее же питаешься, в нее обращаешься, в ней погребаешься. И куда ты снизойдешь? Не стыдишься страданий Господних? Не стыдишься говорить к равночестному с тобою: я унижусь до этого? Не стыдишься говорить такие слова, зная, что Иисус ради тебя снизошел? На такие мысли и на такое превозношение прилично всегда возглашать вместе с Исаией: «Что гордится земля и пепел?» ( Сир.10:9 ). Однако возвратимся к предмету. Кто даст судью между мною и Тобою? В ответ на это является Праведный Судья, является ему в буре и облаке. Является Иову в облаках Тот, Кто хочет излить дождь благословения. Является ему из облаков Тот, Кто хочет увлажнить семя, утучненное навозом, и воздвигает Иова и призывает его, полагает конец его страданиям; одним мановением воздвигает падшего и говорит ему: «Восстань, препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» ( Иов.38:3 ). Так как ты призывал Меня на суд и сказал: «Кто даст судью между мною и Тобою?» – то восстань, благородный борец, не павший под ударами несчастий, восстань! Так, всегда тот, кто, подвергшись наказанию, мужественно переносит несчастье и наказание, слышит затем от Бога: «восстань», – как, например, говорит Он Иерусалиму: «Воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его» ( Ис.51:17 ). «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне». Не сказал: Я буду судить тебя, а ты отвечай Мне. Ты требовал, говорит, не суда над собою, но того, чтобы рассудиться со Мною. Ты искал судью, между Мною и тобою: будь же сам судьей. «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов.40:3 ). Ты думаешь, говорит, что ради чего-нибудь другого я наслал на тебя это несчастье, а не для того, чтобы обнаружить пред всеми твою праведность? И заметь, с какой точностью сказаны эти слова. Не сказал: думаешь ли ты, что Я поступил так с тобой с иной целью, чем чтобы ты сделался праведным? Ведь не несчастье сделало его праведным, оно только обнаружило его праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Положили черепок, и первый сказал: – Это мой черепок. – Нет, мой, – возразил другой. – Раз он твой, то бери его и уходи, – и они разошлись, так и не поссорившись. В. Из святого Ефрема Если живешь с братьями, не желай повелевать ими. Напротив, стань для них образцом в добрых делах и слушайся, когда они тебе говорят что-нибудь. Если тебе понадобится сказать что-то, говори как совет и со смирением. Если другой брат станет возражать на твои слова, пусть это не смущает твой ум. Откажись от своего мнения ради любви и мира и с кротостью скажи тому, кто возразил тебе: – Прости меня, я сказал это по неведению. Извини, что говорил то, чего сам не понимаю. Пусть будет так, как ты сказал. Тогда диавол, тщетно пытавшийся посеять раздор, убежит с позором. А стремление спорить и доказывать свое мнение приводит только к смуте и неукротимому гневу. Как сказано в Писании: Гнев гнездится в сердце глупых ( Еккл. 7:9 ). И еще: Самое движение гнева есть падение для человека ( Сир. 1:22 ). Как советовал апостол: Рабу же Господа не должно ссориться ( 2Тим. 2:24 ). Г. Из Антиоха Пандекта Ссорщик никогда не живет в мире не только со своими близкими, но и с чужими людьми. Потому что всюду старается посеять свой ссорливый помысел, постоянно плетет интриги, без устали раздражает (других), всех баламутит и ненавидит всех, кто бы ни попался ему. В книге Бытия сказано о том, как Исав взял себе жен из чужого племени, и те постоянно скандалили с Исааком и Ревеккой. И сказала Ревекка: я жизни не рада от дочерей Хеттейских 102 ( Быт. 27:46 ). Это подтверждает верность мысли, что ссорливость присуща только безбожникам, а не верующим и благочестивым людям. Ибо истинные христиане и ученики Христовы подражают своему Владыке и Учителю, о Котором написано: Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его ( Мф. 12:19 ). И нет такого дела, которое бы христиане решали с помощью споров или ссор, но только терпением, молитвой, послушанием и надеждой. Им и в голову не придет упорствовать в своем мнении и настаивать, чтобы все было по их воле, но по слову Господа: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца ( Ин. 6:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Пристыживание есть публичный упрек за грех. В качестве необходимого воспитательного средства Бог применяет его, если вера в народе исчезает. Так Он говорит у Исаии: оставили Господа, презрела Святого Израилева (Ис. 1:4). И у Иеремии: Подивитесь сему небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мои: Меня, источник воды живой, оставили, и высекла себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 3:12:13). И опять у него асе: Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его (Плач. Иер. 1:8). Но жесткость и позор пристыживания Он смягчает через Соломона, молчаливо воспитательную свою любовь к детям возвещая словами: Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его, ибо кого любит Господь, Тою наказывает и благоволит к тому, как отец сыну своему (Притч. 3:11–12; Евр. 12:6; Откр. 3:19), потому что только человек грешный уклоняется от обличения (Сир. 32:19). Совершенно последовательно поэтому говорит Писание: Пусть наказываем меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучшие елей, который не повредит голове моей (Пс. 140:5). Вразумление, наставление на путь истинный, есть порицание, действующее на рассудок. И этого педагогического момента Бог не оставил без применения; Он говорит у Иеремии: К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот ухо у них необрезанное (Иер. 6:10). О, блаженное долготерпение! И опять у того же пророка: все эти народы не обрезаны; а весь дом Израилев с необрезанным сердцем (Иер. 9:26). Посещение есть сильнодействующий упрек. Этой формой воспитания пользуется Господь в Евангелии: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе (Мф. 23:37). Двойным обращением выражается сила упрека. Потому что кто Бога знает, как он может преследовать служителей Божиих? Потому, говорит Он, оставляется долг ваш пуст. Ибо сказываю вам: отныне не увидите Меня, доколе не воскликните: Благословен грядый во имя Господне (ст. 38–39). Не хотели вы принять Его любви, познакомитесь с Его всемогуществом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Вопрос, на который мы попытаемся сегодня ответить, звучит просто: может ли православный христианин обращаться за помощью к оккультным докторам? В качестве примера мы рассмотрим деятельность известного в Санкт-Петербурге доктора С.С. Коновалова. В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя Сир.38:9 . Сотворив мир, Господь сказал о Своем творении, что оно «хорошо весьма», – читаем мы в Священном Писании ( Быт.1:31 ). Ни болезни, ни смерти не ведала первозданная чета в саду Эдемском, ибо «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» ( Прем.1:13 ), напротив: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23-24 ). Как тление, так болезнь и смерть становятся уделом человечества и всего мира вследствие грехопадения прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» ( Рим.5:12 ), «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее…Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим.8:18-23 ). Священное Писание говорит нам о том, что человек нарушил заповедь Бога о невкушении плодов с «древа познания добра и зла» ( Быт.2:17 ), а также о тех последствиях, к которым Адама и Еву привело это нарушение: об отпадении от Бога, изгнании из рая. Грех, поразив природу человека, стал ее разрушителем, появились болезни. Искушение, которое стало причиной грехопадения прародителей, было искушением стать богами без Бога ( Быт.3:1-7 ). Этот соблазн жив и поныне: сотни тысяч контактеров, оккультистов, эзотериков, каббалистов и многих других служителей «общего блага», непрерывно искушают окружающих тем же соблазном, против которого не устояли Адам и Ева. Многие из этих деятелей занимаются оккультной медициной и под предлогом улучшения здоровья людей губят своих пациентов духовно, а часто и физически, активно внедряя в их сознание антихристианские идеи.

http://sueverie.net/konovalov-s-s-ot-med...

Святитель Афанасий Александрийский так писал об этом: «Не должно хвалиться силою изгонять бесов и превозноситься даром исцелений; не должно дивиться тому только, кто изгоняет бесов. …Творить знамения не от нас зависит, но есть дело Спасителя. …То, что имена написаны на небе, свидетельствует о нашей добродетели и жизни; а изгонять бесов есть благодать даровавшего Спасителя» . Но эти знамения действительны только для тех, кто ждет Мессию, о Котором пророки говорили, что Он будет исцелять. Как говорил святой пророк Исайя: Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзятся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (Ис. 35: 4–6). Во-вторых, само слово «исцеление» происходит от слова «цельность», то есть, нераздробленность, неразъятость, целостность. Поэтому, «излечение» и «исцеление» – вещи очень разные. «Излечить» может врач, «исцелить» – только Христос. Дело в том, что исцеление есть восстановление всего человека, т. е. его духа, души и тела, и, как таковое, происходит через прощение его грехов Богом. Вспомним слова Христа при исцелении расслабленного: прощаются тебе грехи твои (Лк. 5: 20). Об этой связи грехов и болезней говорилось еще в Ветхом Завете: Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38: 9-12). Принципиально важно понять, что само по себе излечение плоти, то есть, временное облегчение боли и страданий тела и души, после выполнения полученных от кого-то предписаний – не показатель того, что «это от Бога». То же, когда вместо предписаний на больного извне оказывается то или иное воздействие. Когда исцеляет Христос, то Он освобождает человека от уз зла, от болезней тела, души и духа, но никак не влияет на свободу выбора, не заставляет человека делать этот выбор. Да, человек свободен духом, душою и телом, но от него самого зависит, как он воспользуется своей свободой. В Евангелиях мы часто встречаем случаи неблагодарности Христу (Лк. 17: 17–18), прямые нарушения Его запретов (Мк. 1: 44–45), и даже, отчасти, предательства (Ин. 5: 15–16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Таково и следующее изречение: «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). Для чего же, скажешь, мне и стремиться, для чего хотеть, если не все зависит от меня? Для того, чтобы хотением и стремлением привлечь помощь и благословение Божие, чтобы Он оказал содействие, простер Свою руку и довел до конца. А если ты оставишь это и перестанешь хотеть и стремиться, то и Бог не прострет Своей руки, но отступит и Он. Откуда это известно? Послушай, что говорит Он Иерусалиму: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37, 38). Видишь ли, как и Бог отступил за то, что они не хотели? Потому нам нужно и хотеть и стремиться, чтобы приобресть благоволение Божие. Это и пророк говорит, т.е., что успешное окончание дел зависит не от нас, а от помощи Божией, но избрание зависит от нас и от нашей воли. Итак, скажешь, если окончание дела зависит от помощи Божией, то я, не окончив дела, не должен подлежать никакому обвинению; когда я сделаю все с своей стороны, и покажу желание, и изберу, и приступлю к делу, но Тот, от Кого зависит окончание, не поможет мне и не прострет Своей руки, то я свободен от всякого осуждения. Нет, не так; быть не может, чтобы Бог оставил нас, когда мы хотим, избираем и решаемся. Если Он внушает и советует не желающим, чтобы они пожелали и захотели, то тем больше Он не оставляет решающихся. «Взгляните на древние роды, — говорит Премудрый, — и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? или кто взывал к Нему — и Он презрел его?» (Сир.2:10). Также и Павел говорит: «надежда не постыжает» (Рим.5:5), т.е. упование на Бога. Невозможно, чтобы не достиг конца тот, кто надеется на Бога всею душою и исполняет все с своей стороны. И еще: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3327...

Учение православной Церкви «Храним слова Господни, апостольские и пророческие, через которые мы научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу и св. ангельские силы, апостолов, пророков и славных мучеников, святых и богоносных учителей и всех святых мужей и просить их предстательства, потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу... Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу как до закона, так под законом и благодатию досточестны пред Ним по душе и по телу, или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию: анафема» (Постановл. VII Всел. Собор.) 103 . Величие святых Святые окружают престол Божий ( Откр. 7:9,10 ), граждане небесного Иерусалима ( Евр. 12:22,23 ), весь мир их не достоин ( Евр. 11:38 ), друзья Божии ( Ин. 15:14 ; сн. Ис. 41:8 ; Иак. 2:23 ), во святых Бог прославляется ( 2Сол. 1:10 ), святые участники божественной славы ( Ин. 12:26 ), память о них будет вечная ( Пс. 111:6 ), «благословенна» ( Притч. 10:7 ), « Церковь о них будет возвещать хвалу» ( Сир. 44:14 ). Члены Церкви земной должны а) помнить о святых и подражать их богоугодной жизни: «поминайте (μνημονεετε – вспоминайте) наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» ( Иак. 5:10 ). «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16; 11:1 ; Флп. 3:17 ). Апостол Павел, упомянув о святых и их подвигах ( Евр. 11 гл.), наставляет: «имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя, и запинающий (επερστατον – незаметно овладевающий, запутывающий в свои сети) нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» ( Евр. 12:1 ). б) ... почитать святых: Господь Иисус Христос, подтвердив ветхозаветную заповедь: «Господу Богу поклоняйся, и Ему одному служи» ( Втор. 6:13 ;; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Я знаю, Искупитель мой жив ( Иов.19:25 ). Он облек меня в ризы спасения ( Ис.41:10 ). – Но как грехи? – Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7, 8 ). Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин.2:2 ). Господь пришел не праведников призвать, но грешников на покаяние ( Мф.9:13 ), и потому говорит: покайтеся, и веруйте во Евангелие ( Мк.1:15 ). Значит, мы спасаемся через покаяние, верою в обетование Божие. «Но грехи мои велики, – говоришь ты, – и еще грешить не перестаю». Не переставай и каяться; Господь поможет возненавидеть грех; а все, что противно душе, продолжительно быть не может. Пусть ты нарушил и закон естества, совершил то, чего и скоты не творят, и застарел уже в беззаконии: посмотри на лежащего в расслаблении 38 лет и на женщину, которую связал сатана и не давал выпрямиться 18 лет: не исцелил ли их Господь? Сему Целителю недугов нетрудно исцелить и тебя; обратись только к Нему с верою: Ему приятно спасти всякого человека. Его приглашали к себе мытари, и Он приходил к ним; приступали к нему блудницы, Он и от них не отвращался; даже разбойнику, когда он обратился к Нему с верою, не заградил пути в рай. Попусту жаловаться на свои немощи не нужно, ибо к миру призвал нас Господь ( 1Кор.7:15 ), и мы должны терпеливо переносить Искушения. Уповай на Господа, – говорит тебе Писание, – передай Господу путь твой, утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего (Ср. Пс.36:3–5 ). Люби душу твою, и утешай сердце твое, и печаль себе отрини далече: несть бо пользы в ней ( Сир.30:24, 25 ). Буди уповая всем сердцем на Бога ( Притч.3:5 ). Чем жаловаться на себя пред человеком, подобным тебе, лучше говори с Давидом: изныло от тоски око мое, истощилась в печали жизнь моя, и лета мои прошли в одних воздыханиях. Но я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты мой Бог . Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостию Твоею (Ср. Пс.30:10–17 ). Воззри на страдание мое, и изнеможение мое, и прости все грехи мои (Ср. Пс.24:18 ). Я уповаю на милость Твою, и сердце мое возрадуется о спасении Твоем (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010