( 3Цар.7:2 ) и прим.). В этом случае «не воздал Езекия (Богу) за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев (Божий), и на Иудею, и на Иерусалим» ( 2Пар.32:25 ). По блаж. Феодориту (вопр. 53), «Езекия должен был соделать ведомою для послов силу Божию и ту попечительность, какою сам пользовался, а он показал богатства, в которых нет ничего прочного». 4Цар.20:14 .  И пришел Исаия пророк к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди, и откуда они приходили к тебе? И сказал Езекия: из земли далекой они приходили, из Вавилона. 4Цар.20:15 .  И сказал Исаия: что они видели в доме твоем? И сказал Езекия: все, что в доме моем, они видели, не осталось ни одной вещи, которой я не показал бы им в сокровищницах моих. 4Цар.20:16 .  И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне: 4Цар.20:17 .  вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. 4Цар.20:18 .  Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского. Пророк Исаия, ясно прозревавший настоящее и будущее положения дел в Иудее и окрестных странах и потому отрицательно относившийся ко всем попыткам Иудейского царства вступить в союз с Египтом, Ассирией и Вавилоном ( Ис.30–31 ), не замедлил раскрыть глаза обольщенному Езекии и произнес ему совершенно ясное грозное предсказание о том, что настоящий союз иудейского царя с вавилонским служит предвестием пленения Иудейского царства и народа в Вавилон, когда все сокровища царские и государственные из Иудеи будут отнесены в Вавилон, а царственные потомки Езекии будут служить евнухами при дворе царя вавилонского. 4Цар.20:19 .  И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек. И продолжал: да будет мир и благосостояние во дни мои! Благочестивый Езекия немедленно сознал грех, «смирился в гордости своей, он и жители Иерусалима» ( 2Пар.32:26 ). Грозное слово пророка Езекия в своей безусловной преданности воле Божией (как некогда первосвященник Илий, ( 1Цар.3:10 )) называет даже благим 19 ; вполне подчиняясь определению суда Божия о народе и царстве Иудейском, он молит Иегову лишь о том, чтобы грядущие бедствия постигли его царство не при нем. Многие толкователи, по примеру раввинов, видели в последних словах Езекии выражение эгоистической жажды личного благополучия и равнодушие к судьбам своего народа. Но, может быть, именно любовь к этому народу побуждала Езекию желать – не пережить его благосостояния, не видеть его падения и пленения; слова эти Езекия произнес со скорбью (по И. Флавию λυπηθες). Впрочем, Езекия, как сын Ветхого Завета, мог и здесь не проявить истинного мужества веры, хотя за праведность свою он в ( Сир.49:5 ) ублажается наряду с Давидом и Иосиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Святой Дух благодатию этого Таинства (а) «вводит» рассеиваемый чувствами «ум (наш) в сердце, как в свой орган», чтобы ум всё во внешнем мире и в явлениях незримой духовной жизни опознавал чрез неиссякающе теплое чувство Божества; (б) сердце собирает в Бога, чтобы оно не переставало отражать силу благодати, а волю (в) горением чувств укрепляет к непрерывным трудам богоугождения. Миропомазание, принимаемое в сознательном возрасте, весьма показательно своей действенностью. Оно дарует полноту единения с Богом, укрепляет самособранность души и сообщает Святого Духа в особых Его действиях. Глава 2 Перечисляемые у пророка Исаии семь даров Святого Духа святой апостол Павел в Послании к Римлянам обобщенно называет «излиянием любви» (ср. Рим.5:5 ). Отсюда надлежит признавать то или иное отношение к любвеобильному настроению христианина каждого из них в отдельности. 1) Первый дар Святого Духа, по благодати Таинства Миропомазания, есть дух премудрости . Премудростью следует признавать благодатное возвышение человеческого духа на основании его наличных катехизических познаний к созерцанию в Боге любви миротворческой, промыслительной и искупляющей падшее человечество чрез Богочеловеческую Жертву. Форма созерцания является путем внутреннего постижения Бога, исходящего как бы из всей глубины человеческого существа и от всей полноты одушевляющего его силы. Созерцающий силою Святого Духа опознает все окружающее как одеяние Божией славы и Божией любви, осмысливает в Боге как Ему принадлежащее и ставит опознанное в состав сердечного богоощущения. Пусть созерцание у миропомазанного начально, но оно представляет опытное переживание основных догматических умозрений касательно Бога. Что это так, подтверждают ясные свидетельства Писания. «Любовь к Господу – славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. Начало премудрости – бояться Бога... Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви» ( Сир.1:14–15, 13 ). Премудрость «есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его " ( Прем.7:25–26 ). «Свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба» ( Прем.7:30 ). «Премудрому Господь дает сердце, чтобы разуметь» (ср. Втор.29:4 ). «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его... дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе» ( Еф.1:17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Показавши, за что следует и за что не следует наказывать детей, посмотрим теперь, как должно наказывать. Под этим «как» мы разумеем двоякое: во-первых, различные виды наказаний или средства, которые могут быть применяемы к детям, а во-вторых, род и способ, когда и как тот или другой из видов наказания может и должен быть применяем к делу. Из видов и средств наказания прежде всего укажем на наказания телесные, которые издревле считаются и самыми распространенными, и наиболее действительными, и особенно чувствительными. Об этом средстве и его благотворном влиянии, когда употребляется оно надлежащим образом и в добрых намерениях, говорится в самом Священном Писании устами мудрого Соломона: Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери ( Притч.29:15 ). Об этом же говорит он и в другом месте: кто любит, тот с детства наказывает ( Притч.13:25 ). А у Иисуса Сираха читаем мы: Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им ( Сир.30:1–2 ). Но телесные наказания – отнюдь не единственное средство наказания, как думают иногда некоторые родители и воспитатели, которые за все проступки детей наказывают одними побоями. Например, есть еще много средств к наказанию. Между таковыми укажем еще и временное лишение обеда или завтрака, заключение в отдельную комнату (карцер), лишение удовольствия и игр, стояние на коленях, внушение или выговор и угроза. Но когда и как те или другие из поименованных видов наказания должны быть применяемы к делу? Телесное наказание есть как первое, так и последнее, то есть самое строгое и чувствительное средство наказания, и потому должно быть употребляемо как можно реже и только при самых серьезных и важных проступках дитяти, и притом тогда только, когда все другие средства оказались бесплодными. Но раз если оно употреблено, то оно должно быть таково, чтобы дитя почувствовало его и надолго запомнило. Главнейшее и необходимое условие для допущения этого средства это – его редкое и, так сказать, вынужденное употребление, ибо от частых телесных наказаний дети делаются, как справедливо замечено, жестокосердными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

3:2 и 16)? – Но так как на земле нет вполне счастливой жизни и долголетие ее ограниченно и непродолжительно (ср. Быт.47:9 ), то, по изъяснению оо. и Уч. Ц., в вопросе псалмопевца кроме настоящей земной жизни разумеется и другая – непреходящая в истинно блаженная жизнь будущего века (св. Василий В ., Кирилл Алекс., Августин, Зигабен). о страхе Божием в вопросе псалмопевца прямо не говорится и с первого взгляда кажется, будто он отступает от предположенного в ст. 12 учения о нем; но на самом деле этим кажущимся отступлением он только доступнее и внушительнее, видимо подражая Моисееву увещанию об исполнении закона во Втор.30:11–14 , выясняет мысль об особенной внутренней потребности я необходимости страха Божия для человека, как бы так говоря своим слушателям: «не думайте, что, поучая страху Божию, я предъявляю какое-то суровое и чуждое вашей природе требование. Страх Божий сроден вашей душе; потребность его лежит в естественных стремлениях вашего сердца. Всякий из вас желает счастливой, долголетней жизни; а страх Божий составляет необходимое условие к достижению ее и – вот какие налагает он для этой цели обязанности: Оудерж зыкъ твой и устн тво, не глаголати льст. 14. Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. 15. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. 15 . б) Уклоняйся от зла и делай добро. – Остерегаясь грешить словом, тем более – удерживайся от греха самим делом, избегай и самих случаев ко греху ( Притч.4:25–28 ; Сир.9:4–8; 32:22 ) и не подавай повода к преткновению или соблазну твоему ближнему ( Рим.14:13 ), в частности, – не причиняй никому никакой обиды или оскорбление, а если предвидишь что-либо подобное от других, то постарайся уклониться от такого зла, чтобы и себя спасти от него, и ближнего твоего отвлечь от греха. Но не ограничивайся одним лишь уклонением от зла, а вместе с тем, в противодействие всякому греховному влечению, противопоставляй противоположное ему делание добродетели (Августин): гордости противопоставляй смирение, любостяжанию и зависти – бескорыстие и щедрость, невоздержности – воздержание, лености – бдительность и трудолюбие, гневу и мстительности – кротость и незлобие, ненависти и злобе – любовь и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Впрочем, и воспо- 651// минание грехов также полезно и необходимо, но не совсем; только кающиеся с биением сердца должны взывать: ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (Пс 50, 5); ибо пока еще мы каемся и уязвляемся воспоминанием о порочных делах, необходимо, чтобы слезы раскаяния, происходящие от исповедания вины, гасили мучительный огонь совести. Но если по милости Божией совесть больше не будет терзать смиряющегося и сокрушающегося таким образом и воспоминание о грехах будет усыплено, то из этого следует заключить, что таковой уже удовлетворил за грехи и совсем очищен от них. Впрочем, забыть грехи можно тогда только, когда искоренятся пороки и страсти прежние и сердце сделается совершенно чистым. Но известно, что такая чистота возможна не для тех, которые по нерадивости, беспечности не занимаются очищением себя от пороков, а для тех, которые с сокрушением и постоянной ревностью исправляют порчу, причиненную грехами, и всей силою души взывают к Богу: я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего (Пс 31, 5); слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс 41, 4); они удостоятся слышать: изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис 44, 22); Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну (Ис 43, 25), и, освободившись от уз грехов своих, коими всякий связывается (Притч 5, 22), с благодарностью воспоют Господу: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 7, 8). глава 8 Разными способами можно достигнуть очищения грехов Грехи можно заглаживать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается не только раскаянию, о котором говорит апостол Петр: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян 3, 19); Иоанн 652//Креститель и Сам Господь говорят: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2); но еще любовь покрывает множество грехов (1 Пет 4, 8). Милостыней также врачуются язвы души нашей, потому что как вода угашает огонь, так милостыня очистит грехи (Сир 3, 30); и слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс 6, 7), далее говорит, что он не напрасно проливал их: удалитесь от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь голос плача моего (Пс 6, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать своими зубами. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе (Сир 7:25–27; 30:1-10). Таким образом, руководящий мотив ветхозаветной педагогии в отношениях родителей к детям — самый полный и последовательный родительский эгоизм, выражающийся в суровом до жестокости унижении детской воли и полном подчинении детей родителям, доходящем до потери детьми личности и всех прав пред родителями. Дети — это предмет гордости или унижения родителей и, помимо этого, никакого другого значения сами по себе не имеют. Поэтому учи детей, с юности нагибай шею их, не давай им воли, не смейся и не играй с ними, а сокрушай им ребра, чтобы не вышли из повиновения, — вот что постоянно слышится в ветхозаветной педагогии и что наши предки усвоили весьма твердо, так как такие заповеди были им по сердцу, отвечали их нравам и складу жизни» . О том, как млада еще традиция православной педагогики, напоминает одно обстоятельство: до 1867 года в качестве учебника для детей по «Закону Божию» использовалась ну совсем не детская книжка митрополита Филарета — «Катехизис». И сегодня православную педагогику приходится разрабатывать в режиме поиска, а не перебора цитатных четок — совмещая наработки светской педагогики и возрастной психологии XX века с этикой древнего Православия. Каждому православному педагогу и родителю сегодня приходится быть творцом. И уж совсем сложной эта задача выработки православной возрастной психологии и педагогики становится, когда речь идеи о воспитании мальчиков. Тут громадный провал в нашей церковной педагогике: уж слишком женское у нее лицо. Когда я переходил на работу в Свято-Тихоновский богословский институт, то спросил тамошнего проректора: — Большинство ваших учащихся — девушки. Как устроен семинарист, я знаю, а вот что такое девушка, изучающая богословие? И в ответ услышал: — Видите ли, отец Андрей, лексикон Эллочки-Людоедки состоял из двенадцати слов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Когда ум и сердце трудом молитвы будут соединены воедино, тогда сердце согреется теплотой духовной, тогда воссияет в душе свет Христов и радость и мир исполнят всего внутреннего человека. Ничего нет лучше мира во Христе – мира, в котором разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим перед смертью , говоря: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ). Если через умную молитву этот мир Христов вселится в сердце твое, храни, брат, с возможным старанием сей драгоценный дар Божий. Мир Христов – это веяние Духа Святого – тонок, почти незаметен для нас грешных и немедленно отступает от души, которая предается греху. Чтобы сохранить его, нужно избегать всякого гнева, ярости, осуждения других, ничего не желать себе из сущего, никого не ненавидеть, не уничижать, отдалять от себя уныние, ибо, по слову Премудрого, многи во печаль уби, и несть пользы в ней ( Сир.30:25 ). Есть еще одно особенное искушение, в которое впадали многие неопытные подвижники и которого нужно бояться тебе, брат, начавший подвиг умной молитвы. Многие, потрудившись над умным деланием, впадают в прелесть: считают себя праведниками, желают творить чудеса, пророчествовать, требуют от Бога, как некогда фарисеи, знамения с небес, искушая Его ( Мк.8:11 ). Бойся этого, брат, смотри, как бы свет, который в тебе, не оказался тьмой ( Лк.11:35 ). Ведь каким бы ни был праведным человек, праведность эта не его, но от Бога, как говорит и апостол Павел: «Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ). Потерявший мир Христов по собственной вине лишается вместе с тем и благодатной молитвы. В душу его опять входят греховные страсти и начинают терзать ее, и бывает тому человеку последняя горше первых. Береги же, брат, раз возжженный в тебе огонь благодати. Не ищи пресыщения; ибо, когда ты пресытишься и упьешься, священный мир перестанет в тебе действовать и грех опять возобладает над тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Поим Господеви, славно бо прославися: Коня и всадника вверже в море. Помощник и покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог , – и прославлю Его! Бог Отца моего – и вознесу Его! При этом сестра Моисея Мариам вместе со всеми женщинами с инструментом в руках повторительно запевала первые слова песни ( Исх.14:31,15:21 ). Когда учреждено и организовано было храмовое священнослужение Богу истинному, то при нем исполняли именно пением нарочитые песнопения молитвенные. Составился целый сборник таких песнопений, известный под именем Псалтирь и получивший свое название от музыкального инструмента. В составлении гимнов сего сборника своей восторженной душой и богопросвещенным искусством всего более потрудился святой пророк и царь Давид. Библия дает нам яркие образцы священнослужения, например освящение новосооруженного великолепного храма при царе Соломоне ( 2Пар.5:3–14 ), восстановление пришедшего в упадок богослужения благочестивым царем Езекией ( 2Пар.29:20–33 ), благолепнейшее священнослужение первосвященника Симона, сына Онии ( Сир.1:5–26 ). Во всех этих случаях существенной стихией богослужения, после жертвоприношения, является псалмопение. Святой пророк Давид дает о сем такое наставление: Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Цареви нашему, пойте! Яко царь всея земли – Бог, Пойте разумно! ( Пс.46:7–8 ). В Новом Завете мы видим такое же молитвенное богослужебное применение псалмопения. О Самом Христе Спасителе известно, что после Тайной Вечери Он и вместе с Ним ученики Его – воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф.26:30 ). Апостолы Павел и Сила, находясь в темнице в Филиппах, молясь, воспевали Бога ( Деян.16:25 ). Святой апостол Павел дает такое наставление христианам: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа ( Еф.5:18–20 ). Тот же апостол при другом случае выражает свое наставление в таких словах: Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом ( 1Кор.14:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Для любящего сердца приятнее и легче баловать детей; тяжело и трудно их наказывать. Поэтому наложение наказаний есть признак глубокой любви, жертвующей душевным миром, ради очищения запятнанной грехом духовной одежды ребенка. Каково основное назначение увещеваний и наказаний? То же, что очищение от плевел. По словам Самого Господа, сатана постоянно засевает страсти, злые наклонности и пожелания в наши души и в души наших детей с самого раннего возраста ( Мф.13:25 ). Родители и воспитатели призваны вырывать злые ростки из этого посева внушениями и наказаниями. Вырывать их тем легче, чем ранее злой росток замечен, чем менее укоренился. При этом, если душа ребенка и воспитателя соединены любовью, и ребенок сознает вину и от сердца раскаивается, то злой росток вырван с корнем. Но если в ребенке, отроке или юноше уже господствуют в той или иной мере самомнение и самоуправство (порождение гордости), и он не сознает в полной мере своей вины, оправдывается или смягчает ее в своих глазах, то злой росток не будет вырван взысканием, а только примят и заглушен. Лишь страх нового наказания может приостановить в этом случае рост плевела – злой наклонности. В этом случае наказание должно быть серьезным, чтобы надолго запомниться. Поэтому надо осмотрительно выбирать для детей характер и меры наказания, ставя их в зависимость от духовного состояния, восприимчивости, степени осознания своей вины и глубины раскаяния в проступке. Апостол Иуда указывает: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением; а других страхом спасайте» ( Иуд.1:22–23 ). Как рано надо начинать наказывать детей и как это делать? Послушаем об этом Соломона, которому премудрость была дарована в полной мере, как особый Божий дар. Соломон пишет: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». И далее: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч.19:18; 13:24 ). То же можно прочесть и в другой книге Библии – в Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Не давай ему (то есть ребенку) воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» ( Сир.30:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь душ родителей с душами детей». «Яблочко от яблони не далеко падает» – так гласит народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе женихов и невест давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по ее матери, считая, что у родителей уже в полной мере были выявлены те склонности, которые еще недостаточно ясны в детях. О той же зависимости детей от родителей говорят законы Богом созданной природы, Священное Писание и история Церкви. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе». И далее: «Человек познается в детях своих» ( Сир.30:4 ). Сам Господь обличал фарисеев: «...вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» ( Мф.23:31 ). В Нагорной проповеди Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые» ( Мф.7:16–17 ). Многочисленные примеры прямой зависимости детей от достоинства родителей можно найти в истории Вселенской Церкви. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. Таковы были, например, семья семи мучеников Маккавейских (2Макк.7) из Ветхого Завета, семья мученицы Филицаты (память 25 января) из Нового, все семь сыновей которой умерли как исповедники Христа. Три дочери мученицы Софии (память 17 сентября); семья родителей Василия Великого , давшая из 10 детей трёх святителей (Василий Великий, Григорий Нисский и Петр Севастийский), преподобную Макрину и двух святых во втором и третьем поколении; семья родителей Григория Богослова ; семья московского купца Путилова, давшая игуменов трех монастырей; семья схимонаха Филиппа, трое сыновей которого последовали за отцом в Троице-Сергиеву Лавру, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010