г) О святых мощах Кроме этих святынь Церковь научает нас почитать и оставшиеся на земле мощи, или телеса угодников Божиих, и другие останки святых, получившие от них освящение. Это чествование св. мощей и других останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в Слове Божием, которое учит, что Сам Бог благоволил почтить и прославить тела и останки святых Своих. Прославил и прославляет их Он в смерти, ибо дорога в очах Его смерть святых Его, как говорит псалмопевец ( Пс.115:6 ). Некоторые из праведников, каковы Энох и Илия, даже не видели смерти ( Евр.11:5 ; 4Цар.2:11 ). Те же, которые умерли, после смерти прославлены в теле своем чудотворением и нетлением. Таков, напр., Елисей, одно прикосновение к костям которого воскресило мертвеца ( 4Цар.13:21 ). Ничто не одолело его (Елисея), говорит Премудрый, и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его ( Сир.48:13–14 ). О нетлении телес святых Псалмопевец говорил: Хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:21 ), и премудрый Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его ( Пс.2:23–24 ). Человека Бог сотворил не для тления. Тление есть следствие греха; следовательно, чем менее человек, искупленный Иисусом Христом, работает греху, чем более соединяется со Христом, тем более он имеет надежды на нетление и после смерти. Поэтому апостол Павел говорит: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в безсмертие ( 1Кор.15:53 ) и в другом месте: всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открывалась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей ( 2Кор.4:10–11 ; чит. 2Тим.1:8:10 ). О телах святых в Слове Божием повествуется, что по смерти Христа Спасителя гробы отверзлись, и многия тела усопших святых воскресли ( Мф.27:53 ) 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Такая молитва будет одним лицемерием, а лицемерие есть мерзость в очах Божиих. Авессалом, например, хотел идти в Хеврон с притворною целью, как будто для принесения жертвы Богу, в действительности же имея намерение поднять там мятеж против отца своего. Между тем Бог провидел это лукавство его и наказал Авессалома ужасным образом. Поэтому всячески нужно хранить себя от грехов даже самых тайных, ибо Бог видит и замечает их все. Равным образом всячески нужно беречь себя от порочного лицемерия и лукавства, ибо Бог взирает на сердце и сердечные расположения, и Ему приятны прямота и честность. Что мы выражаем, когда называем Бога всеведущим? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог вездесущий? К чему побуждает нас эта истина? 11. Бог есть Дух премудрый Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все создано для своего употребления. Сир.39:27 . О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Рим.11:33 . Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит. Пс.36:5 . Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Ис.55:8 –9. Священная история повествует, что Соломон, по вступлении своем на престол, отправился в Гаваон с целью просить у Бога мудрого и разумного сердца. Сознавая, что для хорошего управления народом необходимы великая мудрость и великий разум, Соломон вместе с тем верил, что эти великие дары может подавать только Один Бог. И это так и есть в действительности. «Он, – свидетельствует пророк Даниил о Боге, – дает мудрость мудрым и разумение разумным», ибо " у Него мудрость и сила». Но если мудрость всех премудрых проистекает от Бога, то ясно, что у Него Самого должна находиться всякая премудрость. И подобно тому, как сила и могущество Божии превосходят силу и могущество всех царей, так и мудрость Его превосходит мудрость всех мудрецов: Он обладает высочайшей премудростью. Что же мы выражаем, когда называем Бога премудрым? В первом члене символа веры мы исповедуем, что Бог есть всемогущий Творец мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   Произносить молитву человек должен со смирением, но без лицемерия. В молитве прежде всего нужно просить Господа о прощении своих грехов. Во время молитвы и до неё нужно прощать обидевших вас ближних, и тогда Господь простит грехи ваши. Во время молитвы нужно говорить с Богом о всех своих сокровенных помыслах и мечтах, о своих нынешних делах и планах на будущее. Во время молитвы нужно просить Господа о том, чтобы Он помогал вам в жизни защищаться от соблазнов и врагов и ниспослал удачу во всех ваших делах.    Молиться нужно искренне. Но в первую очередь нужно молиться о том, чтобы Господь наставил человека на путь истинный, помогал исполнять Волю Божью и жить по законам Божьим, и даровал нам спасение души и Царство Небесное. Как нужно начинать и заканчивать молиться    Перед совершением молитвы надо несколько минут побыть в тихом размышлении перед Богом и достичь молитвенного сосредоточения. После совершения молитвы и после того, когда вы произнесли слово “Аминь”, не спешите сразу вскакивать с колен на ноги и удаляться, а побудьте ещё пару минут в молитвенном размышлении, для того, чтобы почувствовать, что Господь услышал моления ваши. Цитаты из Библии о молитве Как нужно молиться    “Господи! Научи нас молиться” (Лук.11:1). “Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Рим.8:26-27). “Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню” (Сир.7:10). “Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах” (1Пет.4:7). “Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением” (Кол.4:2). Вера и молитва    “Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото” (Тов.12:8) “И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Матф.21:22). Тот кто “просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак.1:6-7). “Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам” (Мк. 11:24). “И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

как на тени, В обузу для земли обращаемся. 25. Апеллес- художник, спрошенный, почему нарисовал богиню судьбы сидящей, ответил: «Потому что неустойчива». 26. Биант: Этот сказал, что жизнь так надо мерить, чтобы и многое, и малое время прожить. 27. Софокл в «Аяксе»: Как день склоняется и вновь восходит, Так и все человеческое. Слово 68-е. О том, что должно чтить добродетель и наказывать порок 1. Ин. 5, 29 : И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воск ресение осуждения. 2. 2Пет. 2, 9 : Конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. 3. Притч. 21, 11 : Тщету приемлющу невоздержному, коварнейший будет незлобивый. 4. Притч. 22, 3 : Худой, видев лукаваго мучима крепко, сам наказуется. 5. Сир. 10, 26 : Несправедливо – бесчестить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного. 6. Свт. Василий Великий : Если бы благоразумные видели бесчестие презираемых дурных людей, то намного больше бы добродетели придерживались. 7. Свт. Григорий Богослов : Итак, пусть кто-нибудь будет на это смел и отважен, а лучше, если бы никто. Я же ни наказаний в здешней жизни не осмелюсь относить во всяком случае к пороку, ни спокойного состояния – к добродетели. Правда, бывает и здесь такое мздовоздаяние, и, конечно, для некоторых полезных целей, дабы, с одной стороны, бедствия злых людей останавливали стремление порока, а с другой – благоденствие добрых облегчало путь добродетели, но это бывает не всегда и не вполне. Полное мздовоздаяние принадлежит единственно будущей жизни, где одни получат награды за добродетель, а другие – наказания за порок. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Подай нуждающемуся и не давай пляшущему, чтобы вместе со своим добром и его душу не погубить. Ибо тогда станешь причиной гибели его из-за своей неуместной щедрости. Ибо если те, кто на подмостках играют, поняли, что образ жизни у них будет невыгодный, то давно бы прекратили так себя вести. 9. Исаия: Поступающий несправедливо с добрыми щадит злых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

62. Радуйся в добрых происшествиях и умеренно печалься в несчастных. 63. Филистион : Освобождают нас несчастья от несчастий И успокаивают беды через другие беды. 64. Еврипид : В бедах друзья благодетельствуют. Ведь когда судьба благоволит, какая нужда в друге? Довольно уже и того, что Сам Бог помогает охотно. 65. Иосиф Флавий : Как неприлично слишком превозноситься в успехах, так и немужественно падать духом в неудачах, ибо стремительна перемена от одного к другому. Слово 19-е. О гневе и ярости 1. Мф. 5, 22 : Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. 2. Еф. 4, 26–27, 31 : Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. 3. Притч. 27, 3 : Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. 4. Притч. 16, 32 : Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. 5. Притч. 16, 14 : Царский гнев – вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. 6. Сир. 30, 26 : Ревность и гнев сокращают дни. 7. Свт. Василий Великий : Защищаясь и будучи поставлен [в суде] на равных с обидчиком, как ты будешь оправдываться? Что он подстрекал тебя, начав первым? И какого это достойно снисхождения? Ведь блудник, перекладывающий вину на гетеру, якобы подтолкнувшую его к греху, достоин еще большего осуждения. 8. Что безумнее гнева? Если же пребудешь безгневным, опозоришь позорящих тебя и явишь дело благоразумия. 9. Гнев возбуждает ссору, ссора рождает ругань, ругань – драку, драка – раны, от ран же часто бывает смерть. 10. Свт. Григорий Богослов : Нет и венцов, где нет соперников; нет и поражения, где нет противника. 11. Гнев слеп и огорчителен, особенно когда приходится справедливо сердиться. 12. Свт. Иоанн Златоуст : Когда тебя кто-то обижает, думай о наказании, которым он сам себя наказывает, и не только не гневайся, но и пролей слезы. Ибо на страдающего лихорадкой или воспалением никто не сердится, но всегда жалеют и плачут о нем. Если же и воздать хочешь, молчи, и тем нанесешь ему смертельную рану. А если ответишь бранью, то вынудишь сказанное о тебе признать истиной. Ибо почему богатый, услышав, что он беден, смеется? Да потому, что он не сознает себя таковым. А если так, то будем улыбаться на ругательства, и это будет самым большим доказательством того, что мы не причастны тому, что о нас говорят.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

19. Харикл: Люди заботятся о гробницах и погребальных жертвах так, будто намереваются ими пользоваться, а чтобы бесстрашно и беспечально относиться к смерти, о том не заботятся. 20. Феопомп: Тот, кто владея большими богатствами, проводил свою жизнь в печали, несчастнее всех, кто есть и кто будет. 21. Из Эпиктета, Исократа и Демокрита: Если желаешь прожить беспечально, то с будущим соглашайся как с уже совершившимся. 22. Будь беспечальным, но не в равнодушии, как неразумные животные, не в неразумии, как дураки, но как добродетельный, имея утешением в печалях – разум. 23. Благомыслящий тот, кто не страдает от того, что не имеет, но радуется тому, что имеет. 24. Те, которые в несчастьях не сильно падают духом, но противостоят делом, таковые и для государства, и для своих сограждан – лучшие. 25. Эпиктет: Спрошенный о том, как бы опечалить врага, ответил: «Самому приготовиться лучше поступать». 26. Неразумных от печали освобождает время, разумных – разум. 27. Посидипп: Никто, будучи человеком, не провел всю жизнь беспечально и не пребывал до конца благополучным. 28. Еврипид: Нельзя ни в чем обрести беспечальную жизнь. Слово 29-е. О сне 1. Мф. 26, 40–41 ; Мк. 14, 37 : И приходит Иисус к ученикам и находит их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и говорит им: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Иуду видели, как он не спит? Бодрствуйте и молитесь. 2. 1Фес. 5, 6–8 : Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся. 3. Притч. 23, 21 : Облечется в раздранная и в рубище всяк сонливый. 4. Сир. 31, 2 : Бдительная забота не дает дремать. 5. Свт. Василий Великий : Будь благодарен, человек, Тому, Кто нас невольно во сне от постоянных трудов освобождает и от малого отдыха вновь к расцвету сил возвращает. 6. Свт. Григорий Богослов : Муж сонливый есть изобретатель снов, посвященный в таинства сновидений, а не дел. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Сон есть не что иное, как временная смерть, кратковременная кончина.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

( 3Цар.12:8–15 ). Премудрый Сирах прямо называет Ровоама «безумием народу, скудным разумом» ( Сир.47:27–28 ). Конечно, и ранее восшествия Ровоама на престол мудрый отец хорошо замечал его скудоумие, так как Ровоам 41 года вступил на престол ( 3Цар.14:21 ) и достаточно было времени обнаружиться его глупости. И потому-то Соломон жалел, что его труд достанется такому недостойному преемнику. Из откровения Господня Соломон также знал, что большая часть его труда достанется Иеровоаму, вполне неизвестному, чужому и даже враждебному человеку… По указанным мотивам понятна скорбь Екклезиаста-Соломона. г) Довольно ясно указывают на Соломона, его эпоху и душевное настроение, часто высказываемые Екклезиастом следующие советы: «нашел я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы, добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» ( Еккл.7:26 ). Собственное падение через женщин слышится в этом наблюдении Соломона. Еще: «слово царское храни, ради клятвы пред Богом. Где слово царя, там власть, и кто скажет ему: что ты делаешь? (8:2–4). Если увидишь в какой стране притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся (или точнее: не смущайся, не теряйся), потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еше высший. Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране (5:7–8). Поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба, злословящего тебя – господина (7:21). Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему… Не скоро совершается суд над худыми делами… но… хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога» ( Еккл.8:9–12 ). Общий вывод: «даже и в мыслях твоих не злословь царя… потому что птица небесная может перенест слово твое и крылатая перенесть речь твою» ( Еккл.10:20 ). – Все изложенные советы и наблюдения суть точные снимки с периода правления Соломона, множества чиновников и правителей, жадных и несправедливых, народного недовольства ими и царем, – и отражают желание Соломона убедить народ оставаться верным ему и его роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

17). Пророк Елисей передавал царю Израильскому о всех планах, какие строил царь Сирийский, чтобы погубить царя и его войско; он «пересказывал царю Израильскому и те слова, которые он говорил в спальной комнате своей» ( 4Цар. 6:8–12 ). Елисей же обличил и наказал проказой слугу своего Пезия, тайно взявшего серебро от исцеленного от нее военачальника Неемана ( 4Цар. 5:25–27 ), а ап. Петр наказал смертью Анания и Сапфиру, утаивших от него часть из цены проданного их имения ( Деян. 5:1–11 ). Совершенно естественно и понятно, что, освободившись от бренных тел и пребывая на небе в Боге, источнике всякого знания, святые еще легче могут знать через Бога, и действительно знают, о том, что творится на земле, могут слышать, и действительно слышать, наши к ним молитвы и по любви к нам молятся о нас перед Богом. Так, напр., Авраам, будучи на небе, знал о нераскаянности нечестивых братьев богача ( Лк. 16:31 ), узнал и возрадовался о дне явления Христа на землю ( Ин. 8:52–56 ). Пророк Самуил, живя на небе, явился царю Саулу и предсказал смерть его и гибель его войска ( 1Цар. 28:1–19 ; См. Сир. 46:23 ). Об Ангелах мы уже знаем, что они, находясь на небе, знают о всякой соблазняемой душе на земле ( Мф. 18:10 ), радуются о кающихся грешниках ( Лк. 15:10 ), молятся о них ( Дан. 10:11–21 ; Зах. 1:12–13 ) и вместе с угодниками Божьими возносят молитвы христиан к престолу Отца Небесного: «И когда Он (Агнец) взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых», т. е. верующих христиан (От. 5:8). «И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (От. 8:3–4). Следовательно, святые и Ангелы Божьи, находясь на небе в постоянном общении с Богом, через Бога же, осеняемые Его благодатью, обладают высшим знанием, знают о том, что делается на земле, слышат наши к ним молитвы и молятся за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Итак, дерево, сено и солому не без основания можно понимать как такие пристрастия к мирским вещам, хотя и дозволенным, что без душевной скорби расстаться с ними невозможно. И хотя эта скорбь будет жечь, если Христос занимает в сердце место основания (то есть Ему ничто другое не предпочитается, но человек, сжигаемый такой скорбью, скорее согласится лишиться вещей, которые он так любит, чем Христа), то такой человек спасется через огонь. Если же во время искушений он предпочтет обладать временным и мирским более, чем Христом, то он не имеет Христа в основании, поскольку на первое место он поставил мирские вещи, тогда как в здании не может быть ничего прежде основания. Ибо огонь, о котором в этом месте говорит апостол Павел, следует понимать так, что через него пройдут и строящий на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней, и строящий из дерева, сена и соломы. Ведь когда апостол это сказал, он добавил: «И огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор 3:13 ). Следовательно, огонь испытает дело не одного из них, но обоих. 12. Некоторым огнем является и искушение напастей, о чем ясно написано в другом месте: «И сосуды горшечника испытывает печь, а людей праведных – искушение напастей» ( Сир.27:5 ). Этот огонь уже в этой жизни совершает то, о чем говорит апостол, если охватит двух верующих: одного, который «заботится о Господнем, как угодить Господу» ( 1Кор 7:32 ), то есть строящего на Христовом основании из золота, серебра, драгоценных камней, и другого, который «заботится о мирском, как угодить» жене ( 1Кор.7:34 ), то есть строящего на том же основании из дерева, сена и соломы. Ведь дело первого не сгорит, поскольку он любил не то, лишившись чего он стал бы страдать, а сгорит дело второго, ибо невозможно без скорби расстаться с тем, что приобретено с любовью. Но поскольку, рассмотрев оба случая [следует признать], что [даже второй] скорее предпочтет лишиться этого, чем Христа, и не оставит Его из-за страха потерять подобные блага (хотя он и будет скорбеть, когда лишится их), он спасется, но так, как бы из огня, ибо его будет жечь скорбь от потери любимых им вещей, но она не ниспровергнет и не уничтожит его, поскольку он будет защищен прочностью и неповрежденностью основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

102 См. тексты в догматических руководствах: у м. Макария, т. I, Providence в Diet de Th. dogm. cath. и др. 105 Вот несколько текстов: Ис. 46, 10 11 «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю. Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего. Я сказал и приведу это в исполнение, предначертал и сделаю» Ср. 14, 24, 27. Пс. 138, 16 «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Прем. И. c. Сир. 39, 25–26 : «Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним». Прем. Сол. 6, 7 «Господь сотворил и малого, и великого, и одинаково промышляет о всех». 12, 13 «Бога, который имеет попечение о всех». 107 Cp. интересную работу 3. Stufler. Gott, der erste Beweger aller Dinge. Innsbruck. 1936. Разбор разных воззрений по этому вопросу требовал бы монографического исследования, не вмещающегося в план настоящей работы, но можно сказать, что по линии этого вопроса пролегает основная ось современного католического богословия. 108 После более, чем полувекового обсуждения в комиссиях и конгрегациях «de aiuxiliis», совещание кардиналов 28 VII 1697 г. приняло предложение папы Павла V относительно того, что суждение по вопросам о разногласиях томизма и молинизма следует отложить, пока время не даст ясности, причем желательно в полемике избегать резкости. В таком виде вопрос остается и теперь, – добрый пример, как следует относиться к трактованию вопросов догматической сложности и трудности (ср. статью Molinisme в Dict. Theol. Cath. X, 2, 2164–5). 109 Вот некоторые основные тексты: Самое общее соотношение свободы и необходимости выражается так: Liberum arbitrium est causa sul motus, quia homo per liberum arbitrium seipsum movet ad agendum. Non tamen hoc est necessitate libertatis, quod sit prima causa sui id, quod liberum est... Deus igitur est prima causa movens et naturales causas et voluntares (S. Th. Ima. Q. 83, a. l).Ipse actus liberi arbitrii reducitur in Deum sicut in causam (Q. 23, a. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010