Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАРМУФ [евр.  ,  ], г. из ханаанской коалиции (Иерусалим, Хеврон, И., Лахиш и Еглон), жители к-рого выступили против Иисуса Навина (Нав 10. 3, 5). Его царя Навин держал нек-рое время в плену, затем казнил (Нав 10. 23; 12. 11). Город отошел в удел колена Иуды (Нав 15. 35) и вновь был заселен евреями после возвращения из вавилонского плена (Неем 11. 29). Тель с одноименным названием (Ярмут; араб. Хирбет-эль-Ярмук) расположен в Центр. Шефеле, в 25 км к юго-западу от Иерусалима и в 5 км к югу от Бет-Шемеша (см. Вефсамис ), между долинами Сорек и Элах. Площадь холма, включающего небольшой акрополь, составляет ок. 40 га (640×420 м). Отождествление теля Иармуф с библейским И. принято большинством ученых. Евсевий Кесарийский считает, что это Ιερμος ( Euseb. Onomast. 106. 24). Др. вариант - предположение, что тель Иармуф связан с «землей Иармуф», упомянутой в неск. амарнских табличках,- сомнителен, т. к. последняя, вероятно, располагалась где-то на сир. побережье севернее Библа. И. впервые описан В. Гереном, посетившим это место в 1854 г. После разведок 1970 г. (под рук. А. Бен-Тора) полномасштабные раскопки в 1980-2006 гг. вели Французский исследовательский центр Иерусалима и Археологический ин-т Еврейского ун-та в Иерусалиме (рук. П. де Мирошеджи). Акрополь и нижний город были непрерывно заселены в период раннего бронзового века (2-я пол. IV тыс.- ок. 2300 г. до Р. Х.), после чего жители оставили И. Вновь И. был заселен (только акрополь и ближайшая зона) во 2-й фазе поздней бронзы (1400-1200 гг. до Р. Х.). В эпоху ранней бронзы город имел сложную систему фортификации, претерпевшей ряд изменений и перестроек. Ок. 2900 г. до Р. Х. на не укрепленном ранее поселении была построена каменная стена толщиной 5-6 м с мощными контрфорсами, расположенными на одинаковом расстоянии от массивного каменного бастиона (30×15 м; 25×13 м) в зап. углу поселения. Позднее укрепление было усилено гласисом. Вторая 3-метровая стена циклопической каменной кладки возведена в кон. 2-й фазы раннего бронзового века, что довело общую глубину системы укреплений почти до 40 м. Позднее между 2 стенами были устроены террасы, а в 3-й фазе раннего бронзового века вдоль угла города возникли 6 монументальных платформ размером 30-40×10-12 м.

http://pravenc.ru/text/200397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВТОРОЗАКОНИЕ последняя книга Пятикнижия Моисея, содержащая новую (по сравнению с кн. Исход ) редакцию текста Синайского завета и дополненное изложение заповедей Господа для нового поколения Израиля перед началом завоевания Ханаана. Наименование и место в каноне Наименование «Второзаконие» восходит к Септуагинте , где эта книга названа Δευτερονμιον, что в свою очередь является переводом евр.     (Мишне Тора) - изъяснение, повторение закона (ср.: Втор 1. 5: «за Иорданом, в земле моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей»). Этим греч. названием книги пользовался уже Филон Александрийский (Legum Allegoriae III 174; Quod Deus sit Immutabilis 50); оно постоянно встречается с IV в. по Р. Х. в христ. рукописях Септуагинты. Евр. название книги - Элле хад-Деварим (Вот слова) или просто Деварим (Слова) - дано по ее начальным словам (ср. в Вульгате: Liber Helleaddabarim id est Deuteronomium). В.- единственная книга Пятикнижия, к-рая названа законом Моисея (ср.: «вот закон» - Втор 4. 44; «закон» - Втор 1. 5; 4. 8; 27. 3, 8, 26; 28. 58, 61; 29. 27; 31. 9, 11, 12, 24; 32. 46; «сия книга закона» - Втор 29. 20; 30. 10; 31. 26). Этот богодухновенный закон для жизни в новой земле дан самим Моисеем, к-рый не смог перевести Израиль через Иордан, и закон, т. о., фактически является заместителем Моисея, провозглашающего слова Божии (ср.: Втор 5. 4-5, 23-31). В рамках евр. канона В. не просто является дополнением к повествованию Пятикнижия о ранней истории Израиля, рассказывающим о становлении религии под водительством Моисея, но как закон Моисея служит герменевтическим ключом ко всему Пятикнижию, ибо содержит откровение о воле Бога всем последующим поколениям Израиля. В. важно для понимания канонического единства исторических и пророческих книг евр. Библии, указания на закон Моисея обрамляют книги пророков (Нав 1. 7-8; Мал 4. 4). Составители книг пророков, несомненно, считали последователями Моисея всех судей, царей, пророков, к-рые со времен Иисуса Навина до восстановления храма свидетельствовали о власти Бога над Израилем, согласно закону Моисея (ср.: Втор 18. 15-18 и Нав 23. 6; Суд 2. 16-22; 1 Цар 12. 13-15; 3 Цар 2. 2-4; 4 Цар 17. 13; 23. 24-25; Ис 2. 3; 51. 7; Иер 6. 19; 31. 33; Зах 7. 12; Сир 46. 1 - 49. 10). Время составления книги

http://pravenc.ru/text/160983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗВОЛЬСКИЙ Петр Петрович (14.02.1863, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, Украина - 9.12.1928, Ле-Визине, Франция), прот., обер-прокурор Святейшего Синода. Происходил из рус. дворянского рода. Отец И. был курским и екатеринославским губернатором, старший брат Александр Петрович (1856-1919) - министром иностранных дел (1906-1910). П. П. Извольский. Фотография. Ок. 1909 г. П. П. Извольский. Фотография. Ок. 1909 г. По окончании историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та (1886) И. был направлен стипендиатом в ун-т г. Пиза (Италия). В 1887 г. получил степень кандидата С.-Петербургского ун-та за работу, посвященную католич. св. Франциску Ассизскому . С 24 июля 1886 г. чиновник сверх штата в Департаменте внутренних сношений МИД, 16 марта 1887 г. переведен на службу в Мин-во внутренних дел, с 1891 г.- в Министерство народного просвещения исполняющим должность чиновника особых поручений при министре. В 1888 г. был командирован на Кавказ для приведения в порядок архивных дел, в 1893 г.- в М. Азию для ознакомления с палестинскими и сир. школами Имп. Правосл. Палестинского об-ва. В 1892-1893 гг. руководил отд-нием Российского об-ва Красного Креста в Тульской губ., занимался организацией продовольственной помощи голодавшему населению. С 20 февр. 1896 г. окружной инспектор Киевского учебного округа, с 13 дек. 1899 г. помощник попечителя того же округа. Член жюри Парижской Всемирной выставки по секции низших учебных заведений (1900), в том же году командирован в С.-Петербург для участия в Комиссии по устройству иноверческих школ при Министерстве народного просвещения. С 18 июня 1902 г. попечитель Рижского, с 3 апр. 1904 г.- С.-Петербургского учебного округа. Инициатор проведения и председатель Совещания директоров народных уч-щ по вопросу о введении в С.-Петербургской губ. всеобщего образования. Способствовал гуманизации школьного образования и организации родительских совещаний.

http://pravenc.ru/text/293870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНФИМ Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) († 303), сщмч., еп. Никомидийский (пам. 3 сент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.). О его мученической кончине свидетельствует Евсевий Кесарийский (Церк. ист. VIII 6. 6; 13. 1). В основу жития А., написанного Симеоном Метафрастом , были положены древние мученические акты (BHG, N 134-135). А. родился в Никомидии (Вифиния), с юных лет отличался добродетелью. Принял священнический сан и после смерти главы Никомидийской Церкви Кирилла был избран епископом. Когда при имп. Диоклетиане и Максимиане начались гонения на христиан, А. многих сподвиг принять мученическую смерть за Христа (см. Никомидийские мученики ). По просьбе паствы А. удалился из Никомидии в сел. Семана и оттуда обращался с посланиями к христианам, убеждая их не бояться смерти. Через нек-рое время имп. Максимиан узнал о месте нахождения А. и послал воинов, чтобы схватить его, но те, вняв проповеди святого, уверовали во Христа и готовы были отпустить его, однако А. пожелал предстать перед императором. Приведенный к Максимиану, он исповедовал Христа и был подвергнут пыткам: сначала А. били камнями по шее и проткнули ноги раскаленными кольями, положили на острые черепки и били палками, затем надели на ноги раскаленные медные сапоги, но святой с радостью принимал мучения за Христа. Тогда Максимиан приказал привязать его к колесу и вращать над огнем, но огонь поразил палачей. После этого А. заточили в темницу вместе с разбойниками, где святой обратил узников ко Христу. Узнав об этом, имп. Максимиан предложил ему стать первым из языческих жрецов. А. отверг предложение императора и был обезглавлен. В составе жития мучеников Индиса и Домны помещено письмо А. к христ. общине Никомидии (PG. 116. Col. 1073-1076). Приписываемый А. фрагмент соч. «О святой Церкви» (Anthimi Nicomediensis episcopi et martyris de sancta Ecclesia/Ed. G. Mercati//ST. 1901. T. 5. P. 87-98) принадлежит, по мнению М. Ришара, Маркеллу Анкирскому (Richard M. Un opuscule méconnu de Marcel d " Ancyr//MSR. 1949. N 6. P. 5-28).

http://pravenc.ru/text/114104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЗВОЙ [Елизвой, Елесва(а)н; греч. Ελεσβς, Ελσβααν; эфиоп.      ; сир.  ], блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота (15 мая), пам. зап. 27 окт.), правитель Аксумского царства , участник химьяро-эфиопских войн . Личное имя - Калеб (в эфиоп. царских списках   или  ), тронное - Элла Ацбэха, патронимия - Вальда Тазена (сын Тазены), «имя отряда» - бээси (муж) Лазен, в сабеографичной аксумской эпиграфике - Klb/" l/" sbh/wld/Tzn/b " s/Lzn (RIE 191/7-8). Житие Е. сохранилось лишь в кратких эфиопских синаксарных версиях. На возможное существование пространного эфиоп. Жития, по мнению Дж. Фьяккадори, указывает небольшая гомилия в честь Е., сохранившаяся в единственном списке и остающаяся неизданной. Подробнее о нем рассказывается в греч. анонимном и Метафрастовом Житиях мч. Арефы (BHG, N 166-167) и в предании о Награнских мучениках . Эфиоп. агиографическая традиция, за исключением ряда деталей, является вторичной по отношению к греческой. В средневек. эфиоп. лит-ре не встречается тронное имя Е., но его 2-я часть (Ацбэха) перешла в предание о Крещении Эфиопии при легендарных царях Абрэхе и Ацбэхе . Сообщения о Е. имеются у греч. авторов Прокопия Кесарийского , Иоанна Малалы , прп. Феофана Исповедника , Космы Индикоплова , а также в 3-й части «Церковной истории» сиро-яковитского еп. Иоанна Эфесского , сохранившейся в составе Хроники Зукнина (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ). В греч. источниках, посредством к-рых имя Е. вошло в рус. святцы, он, как правило, называется тронным именем в эллинизированных вариантах: Ελεσβς и Ελσβααν - в Мученичестве Арефы, Ελεσβας - у Иоанна Малалы, Ελλησθεαος (Еллисфей) - у Прокопия, Ελεσβαν и Ελλατζβας/Ελλατζοβα (Елладзбаас) - у Космы. Различия между историческим Е. и соответствующим агиографическим персонажем в целом незначительны. Дата восшествия Е. на престол остается неизвестной, 514 год принят нек-рыми исследователями без достаточных оснований. Известно, что Е. находился у власти к лету 518 - нач. 519 г., когда он отправил войска из главного аксумского порта Адулис в Юж. Аравию под командованием Хайана, чтобы возвести на трон Химьяра христианина Маадикариба Яфура . После смерти последнего летом 522 г. власть в Химьяре захватил иудей Йосеф Асар Ясар (араб. прозвище - зу Нувас; в правосл. агиографии - Дуна(а)н; в эфиопской - Финхас). Отражением этих событий является сохранившееся в житийной традиции предание о том, как Е. вторгся в Химьяр, заставил царя-иудея укрыться в горах (по одной из версий, сделал его своим данником) и оставил в Аравии свои войска, но затем царь-иудей вернул себе контроль над страной.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТФИЙ Начало слав. перевода Деяний апостолов Андрея и Матфия. 1420 г. Писец Есевий (РГБ. Ф. 304.I) Начало слав. перевода Деяний апостолов Андрея и Матфия. 1420 г. Писец Есевий (РГБ. Ф. 304.I) [Греч. Μαθθας, Ματθας; лат. Matthias] († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота , предавшего Спасителя (Деян 1. 23, 26). Кроме самого события избрания о М. в НЗ ничего не сообщается. Более поздние предания относят его уже к апостолам от 70 (ср.: Лк 10). Судя по всему, ап. Лука в рассказе об избрании М. вводит собственное понимание апостольства. Он относит М. к тем, кто были с Иисусом в период от Его крещения Иоанном Предтечей до Вознесения (ср.: Деян 1. 21), расширяя т. о. критерий отнесения ученика Иисуса к апостолам: им может быть не только свидетель воскресения Господа, но ученик, бывший с Иисусом во время Его земного служения. Последнее - важное условие достоверности создаваемого в этот период евангельского предания. В сочинениях ранних церковных писателей и в апокрифах К «Церковной истории» Евсевия Кесарийского восходит предание, что М., «причисленный к апостолам вместо Иуды», входил в число 70 учеников Спасителя ( Euseb. Hist. eccl. I 12. 3). Недостаток сведений о М. привел к тому, что некоторые раннехрист. церковные писатели пытались отождествить М. с Закхеем ( Clem. Alex. Strom. IV 6. 35, очевидно, путая с ап. Матфеем), ап. Варнавой ( Ps.-Clem. Recogn. I 60, очевидно, из-за смешения с ап. Варсаввой Иустом), ап. Варфоломеем («Тульмай» у Афраата; в сир. переводах Деяний апостолов и «Церковной истории» Евсевия Кесарийского; Haase. 1922. S. 279-280), Левием ( Did. Alex. In Ps. 33. 1, со ссылкой на «Евангелие евреев») и др. С именем М., вероятно, как «богоизбранного» ученика, связывался энкратический апокриф «Предания Матфия» («Евангелие от Матфия»; CANT, N 17), известный нам по цитатам, сохранившимся у Климента Александрийского : «Удивляйся существующему» ( Clem. Alex. Strom. II 9. 45); «Если бы согрешил сосед избранного, то согрешил и избранный, ведь если бы он вел себя так, как побуждает Слово, то и сосед смирил бы свою жизнь так, чтобы не грешить» (Ibid. VII 13. 82). Возможно, из того же апокрифа происходит и цитата: «Говорят, что и Матфий так учил: с плотью бороться и пренебрегать ей, не давая ей безнаказанного ничего для удовольствия, душу же взращивать через веру и познание» (Ibid. III 4. 26).

http://pravenc.ru/text/2562696.html

Разделы портала «Азбука веры» Блаженный (греч. μακριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный) — 1) святой , прославившийся подвигом юродства Христа ради; 2) наименование, прилагаемое к некоторым святым, не связанное с подвигом юродства (блаженный Иероним, блаженный Феодорит Кирский и др.); 3) прилагательное, дополняющее титул глав некоторых Поместных Церквей  и митрополитов. 4) человек, ведущий праведную жизнь перед Богом ( Пс.1:1 ); В современной православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей: патриархов, архиепископов (в греческой традиции, в отличие от русской, архиепископ по рангу выше митрополита) и митрополитов. Например: Феофил, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины; Христодул, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады; Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши. Блаженный (лат. beatus) – принятое в русском обиходе именование святых Церкви, в тех случаях, когда почитание им установилось до отпадения католицизма от Православия (1054 г.) и они включены в православные святцы ( Блаженный Августин , еп. Иппонийский, †430; преподобный Иероним Блаженный, Стридонский, † 420, – их память 15(28) июня. У самих католиков термин «блаженный» прилагается к святому на первом этапе его канонизации. В древности блаженными также именовали святых, «угодивших Богу втайне» (например, Блаженный Никита Царьградский, XII в., память 9 ⁄ 22 сентября), и тех, чья святость подтверждена преимущественно свидетельством других людей. В Древней Руси «блаженными» стали называть святых из разряда юродивых  (Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2(15) августа; Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля). Кроме того, в церковных молитвах блаженными именуются также усопшие государи и высшие духовные лица. Цитаты о блаженных «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства». Пс.31:2 «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!». Пс.33:9 «Блажен человек, который не погрешал устами своими и не уязвлен был печалью греха». Сир.14:1 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Пс.118:1 «Прежде смерти не называй никого блаженным; человек познается в детях своих». Сир.11:28 Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/blazhennyj

Святая Троица Учение о Св. Троице ясно и определенно выразил нам Иисус Христос. Посылая учеников на проповедь, Он сказал им: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). (Здесь Отцу и Сыну и Святому Духу приписывается единство, ибо сказано во имя, а не во имена.) История крещения Господа нашего Иисуса Христа во Иордане от Иоанна Предтечи ясно учит тайне Пресвятой Троицы. Ясно выражает то же учение о Святой Троице и евангелист Иоанн: Трие суть свидетельствующая на небеси, Отец, Слово и Св. Дух; и сии три едино суть, – говорит он ( 1Ин.5:7 ) – говорит о Троих и приписывает Им единство. Учение о Святой Троице известно было и в Ветхом завете, например, пророку Исайи. Исайя видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, взывавших друг к другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Здесь троекратным повторением славословия пророку было открыто, что Бог троичен в лицах. Или еще: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их ( Пс.32:6 ). (Но, впрочем, особенно ясных указаний на учение о Святой Троице, в Ветхом завете не было, потому что люди до Рождества Христова не могли бы усвоить этого возвышенного учения). Учение о Святой Троице есть основное учение христианской веры. В единого Бога веруют и евреи, и магометане, – христиане же веруют, что единый Бог – в трех Лицах, так что, кто не верует во Святую Троицу, тот и не христианин. Учение о Святой Троице непонятно для нашего разума, но мы веруем ему, по прямому свидетельству слова Божия: Божия никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ). И этому не должно удивляться, потому что познание наше ограничено, несовершенно. «Помышления смертных нетверды», – говорит Премудрый, – «и мысли наши ошибочны; ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал» ( Прем.9:14–16 )? Мы должны веровать в Святую Троицу, но не должны исследовать, как Бог – един в трех лицах. «Сын мой, – говорит премудрый сын Сирахов, – сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных; но тайны открываются смиренным. Ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй, ибо не нужно тебе, что сокрыто… Многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их» ( Сир.3:17–24 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Речь при встрече в Спасовом Скиту Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича. Ваше Императорское Высочество! Вас первых из Царствующего Дома сретаем мы здесь на месте чудесного спасения от опасности Благочестивейшего Государя нашего и Его Августейшего Семейства. Мы с радостью приветствуем Вас словами Псалмопевца: np и u д ume и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих ( Псал. 65, 5 ). Придите и видите эту возвышенность, на которой при быстром движении сокрушилась колесница царская; видите этот крутой скат, на котором остановились ее обломки, прикрывшие железною тяжестью Царя и Царицу. Каким образом Они остались живы и невредимы, среди смертей Их спутников, в таком положении, – это дело Божие. Посмотрите на эту юную обитель, созданную в короткое время в пустынном месте усердием народа, движимого благодарностью к Богу и любовью к Царю. И то, что так крепка, на, удивление всего мира, сердечная связь нашего Православного Царя с Его народом, и то, что народ прежде всего нетерпеливо желал ознаменовать это место храмом, постоянною молитвою и богослужением, – все это дело Бога, незримо движущего Своею благодатью сердца человеческие. Посмотрите на радостные лица собравшегося народа, ожидающего минуты, чтобы за Вами устремиться на место дивного события и вместе с Вами вознести свою горячую молитву к Спасителю Богу. И в этом вы увидите ни что иное, как дело Бога, питающего чудесами и знамениями веру в простых сердцах русских людей, – веру, которая составляет главнейшую силу и основание благосостояния и всех благих надежд нашего отечества. Верующий народ, по выражению библейского мудреца, вознося молитву к Богу под руководством Церкви, в чувстве духовного умиления с усердием повторяет покло нение. Поклонитесь и Вы на месте явления Царю нашему силы Божией, под осенением Церкви и народной веры, дабы и Вам, по слову Премудрого, здесь np ия mu благословение от Вышнего ( Сир. 50, 21–24 ). Читать далее Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903./Т. 3. - 1902. - VI, 558 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЯВДИН Анатолий Павлович (3.12.1885, дер. Нов. Усад Инсарского у. Пензенской губ.-19.08.1965, Ленинград), семитолог, специалист по истории сир. языка и лит-ры. Окончил историко-филологический (1912) и вост. (1916) фак-ты С.-Петербургского ун-та, ученик акад. П. К. Коковцева . В 1911-1929 гг. работал на кафедре сир. языка, гебраистики и арам. наречий С.-Петербургского (Петроградского, Ленинградского) ун-та. Преподавал в Пастырско-богословском уч-ще в Петрограде, в 1921-1923 гг.- греч. язык в Петроградском Богословском ин-те . В 1921-1929 гг. научный сотрудник НИИ сравнительной истории языков и лит-р Запада и Востока им. А. Н. Веселовского (ИЛЯЗВ), в 1924-1929 гг. научный сотрудник, хранитель сир. рукописей Азиатского музея АН. Участвовал в религиозно-философских кружках, преподавал на благовестническо-богословских курсах, вел занятия с детьми. В янв. 1928 г. уклонился в иосифлянство (см. Иосиф (Петровых) ). В 1929 г. арестован, приговорен к 5 годам лагерей. После освобождения в 1933 г. работал в Гос. академии истории материальной культуры. В 1942 г. эвакуирован в Дагестан, где преподавал в школе. В 1945 г. вновь арестован, приговорен к 10 годам лагерей, освобожден в 1954 г. Работал в архиве АН в Ленинграде. Научные работы А. не сохранились, известны только по названиям: «Сирийские апокрифы и сказания», «Сирийский философ Бардесан и его трактат «О законах стран»», «Очерки истории сирийской литературы», «Биография Ябалахи III - памятник истории сирийцев монгольской эпохи». Основной труд А.- «Грамматика сирийского языка с хрестоматией» - сохранился, не издан. Лит.: Анциферов Н. П. Из дум о былом. М., 1992; Васильков Я. В. Судьба русского сириолога: Анатолий Павлович Алявдин (1885-1965)//Атра. 1993. 5; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института//Минувшее: Ист. альманах. СПб., 1998. Вып. 24. С. 484-549. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: ГРАФФЕН Франсуа (1905 - 2002), франц. ориенталист, исследователь сир. лит-ры, директор издательской серии «Восточная патрология»

http://pravenc.ru/text/114206.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010